Автор: Соболева Владлена Сергеевна
Должность: преподаватель английского языка
Учебное заведение: ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
Населённый пункт: город Ростов, Ярославская область
Наименование материала: статья
Тема: "Методика обучения английскому языку в нелингвистическом колледже"
Раздел: среднее профессиональное
Статья на тему: «Методика обучения английскому языку в
нелингвистическом колледже»
Соболева Владлена Сергеевна
Преподаватель английского языка ГПОУ ЯО Ростовский педагогический колледж
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме преподавания английского языка
студентам
нелингвистического
профиля.
В
данной
статье
раскрываются
наиболее
актуальные методические аспекты обучению иностранному языку студентов неязыковых
учебных
учреждений.
А
также
рассматриваются
вопросы
о
повышении
мотивации
студентов,
изучающих
английский
язык
как
непрофильный
предмет
и
компетенции
преподавателя в процессе обучения данных студентов.
Ключевые
слова: мотивация,
иностранный
язык,
нелингвистический
колледж,
обучение студентов, студенты нелингвистического профиля, преподавание английского
языка.
Abstract. This article is dedicated to problem of teaching English language to non-
linguist
students. This article reveals the most relevant methodological aspects of teaching
foreign language students of non-linguistic educational institutions. Also, questions are raised
about increasing the motivation of students who study English as a non-core subject and the
competence of the teacher in the process of teaching these students.
Key words: motivation, foreign language, non-linguist college, teaching students, non-
linguist students, teaching English language.
Вопрос
о
необходимости
обучения
иностранному
языку
студентов
нелингвистических учреждений является насущным в наше время. В виду быстрого
распространения
английского
языка
как
ведущего
средства
коммуникации
в
разных
сферах
деятельности
возникает
необходимость
лингвистической
подготовки
специалистов неязыкового профиля.
Существуют
и
несколько
аргументов
против
изучения
английского
языка
в
учреждениях неязыкового профиля:
1)Иностранный язык - лишняя дисциплина в учебном плане, которая отнимает
время от профильных дисциплин.
2)Не факт, что иностранный язык пригодится выпускнику в его профессиональной
деятельности.
3)Сложно
добиться
высокого
уровня
владения
английским
языком
в
рамках,
отведенных учебным планом часов.
С одной стороны, данные аргументы в какой-то степени являются весомыми, и
большинство
студентов
неязыкового
профиля
не
уделяют
должного
внимания
иностранному языку, считая эту дисциплину второстепенным предметом. Но, с другой
стороны,
в
наши
дни
знание
английского
языка
необходимо,
так
как
это
самый
популярный и востребованный язык, и особенно актуален тот факт, что на рынке труда,
знания английского помогают в дальнейшем пройти конкурсный отбор на вакантное место
и
повысить
заработную
плату.
Особенно
изучение
английского
языка
актуально
для
студентов, обучающихся по направлениям, подразумевающим вступление выпускника в
педагогическую деятельность. В качестве примера можно привести педагога начальных
классов, который в дальнейшем может преподавать английский язык у детей в начальной
школе, что значительно повысит его профессиональную деятельность.
Также
владение
английским
языком
как
иностранным
полезно
современному
человеку не только с профессиональной точки зрения. Владение иностранными языками
обогащает
и
внутренний
мир
человека.
Как
сказал
один
итальянский
кинорежиссёр
Федерико
Феллини:
«другой
язык
–
это
другой
взгляд
на
жизнь».
В
наши
дни
иностранный язык даёт возможность вступать в коммуникацию с представителями других
культур
без
посредничества
переводчика.
И
даже,
если
человек
не
общается
с
представителями других стран, все равно, за счёт этих знаний, он открывает для себя
другую культуру, расширяя своё представление о мире.
Тем самым иностранные языки для человека это намного больше, чем просто
повышение
профессионализма,
они
является
составляющей,
всесторонне
развитой
личности.
В
качестве
иностранного
языка
студенты
нелингвистического
профиля
в
подавляющем
большинстве,
изучают
английский.
Этому
способствуют
следующие
причины:
1)Продолжение обучения английского языка после школы;
2)Данный
язык
является
ведущим
средством
межкультурной
коммуникации
в
разных областях человеческой деятельности.
3)Английский язык считается самым востребованным и популярным языком в
мире.
4)Большинство
студентов
заинтересованы
в
оценке,
уделяя
меньшее
внимание
повышению
своих
профессиональных
качеств,
поэтому
они
не
берутся
за
изучение
второго иностранного языка.
Преподавание
английского
языка
в
нелингвистическом
учреждении
имеет
следующие преимущества:
1) Обучение не ведётся с опорой на школьную программу;
2)
Обучение
английскому
языку
представляет
собой
углублённую
подготовку
студентов к выходу на рынок труда.
3) Обучение английскому языку проходит без детального разбора алфавита, что
позволяет ускорить процесс освоения языка.
4)Обучение иностранному языку опирается на коммуникативные навыки, опуская
детальный разбор грамматических правил.
Разбирая данные преимущества, можно сделать вывод, что обучение иностранному
языку
специалистов
неязыкового
профиля
должно
носить
практический
характер,
поскольку знания языка имеют для них прикладную ценность. В
наши дни важно не
просто
обладать
определенными
лингвистическими
знаниями,
но
и
уметь
грамотно
применять
их
в
различных
ситуациях
межкультурного
общения
для
решения
коммуникативных задач.
Считается,
что
обучение
английскому
языку
студентов
нелингвистического
профиля должно включать имплицитный подход (без объяснения правил).
Плюсы данного подхода:
1) Ускорение изучение английского языка.
2) Повышение мотивации студентов, которые желают говорить на иностранном
языке, а не учить его.
3) Концентрированность на функциональном языке.
Существует
также
ряд
трудностей,
которые
препятствуют
легкому
обучению
английскому языку в неязыковом колледже:
1) У студентов за время обучения в школе уже сформирована привычка заниматься
языком по традиционной методике, и требуются определённые психологические усилия,
чтобы преодолеть её.
2) У студентов разный базовый уровень английского языка после школы.
3) Создавать искусственную языковую среду гораздо легче на новом, совершенно
незнакомом языке.
Как показывает практика уровень мотивации к изучению английского языка «с
нуля», существенно выше. Английский язык, как правило, студенты начинают изучать со
школы и он действительно приедается, более того учащиеся не понимают с какой целью
они изучают язык столько лет, если в конечном счёте они не могут на нём говорить, от
этого мотивация к изучению иностранным языкам существенно понижается. Поэтому
преподаватель иностранного языка у студентов неязыкового профиля должен ставить
локальные
цели
в
соответствии
с
потребностями
обучающихся.
Обучать
студентов
нелингвистического
профиля
некоторым
преподавателям
сложнее,
чем
будущих
лингвистов, несмотря на то, что обучение в первом случае проходит на более низком
уровне.
Обучая
студентов
неязыковых
учреждений,
преподавателю
следует
сократить
объём теории и лингвистических знаний. Фонетика, грамматика и лексика должны носить
практический,
а
не
теоретический
характер,
в
отличие
от
обучения
студентов
лингвистических
вузов.
Преподаватель
должен
обладать
методической
гибкостью,
и
учитывать специфику нелингвистического колледжа. Минимизация теории, как на уровне
лексики,
грамматики,
так
и
произношения
и
фонетики
–
одна
из
основных
черт
коммуникативного
обучения
иностранному
языку.
Как
уже
отмечалось
выше,
преподавание нового иностранного языка с чистого листа даёт отличную потенциальную
возможность
сделать
обучение
ему
максимально
практически
ориентированным
и
прикладным.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что преподавание иностранного
языка в нелингвистическом вузе - весьма специфический процесс, который существенно
отличается от обучения английскому языку в лингвистических учреждениях. Необходимо
учитывать методичный и организационный характер при обучении студентов неязыковых
профилей, обладать методической гибкостью и ставить локальные цели в соответствии с
потребностями студентов для более эффективного обучения студентов английскому языку
в нелингвистическом колледже.
Список литературы:
1.
Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. – М., 1989.
2.
Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. – М.,
1991.
3.
Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения. –
М., 1988.
4.
Саломатов К.И. Практикум по методике преподавания иностранных языков – М.,
1985 г.