Напоминание

"Современные технологии организации и планирования воспитательного процесса в коррекционной школе-интернате"


Автор: Ускова Светлана Владимировна
Должность: зам директора по воспитательной работе,
Учебное заведение: ГКОУ "Вохомская школа-интернат"
Населённый пункт: п.Вохма, Костромской области
Наименование материала: доклад
Тема: "Современные технологии организации и планирования воспитательного процесса в коррекционной школе-интернате"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГКОУ «Вохомская школа-интернат»

Выступление на педсовете

«Современные технологии организации и

планирования воспитательного процесса

в коррекционной школе-интернате»

Подготовила: Ускова С.В.

«Современные технологии организации и планирования

воспитательного процесса

в коррекционной школе-интернате» (Слайд 1)

Цель: способствовать

формированию

мотивации

членов

педагогического

коллектива на использование инновационных технологий в воспитательной

работе с обучающимися (слайд 2)

Задачи:(слайд 3)

- познакомиться с опытом работы школы по использованию инновационных

т е х н о л о г и й

в

в о с п и т а т е л ь н о м

п р о ц е с с е ;

-

выявить

положительное

влияние

инновационных

технологий

на

обучающихся;

- cпособствовать овладению педагогами и обучающимися новыми приемами

и методами работы с целью повышения эффективности воспитательного

процесса;

- расширить информационное образовательное пространство школы.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов

жизни, технологиями, лавинообразным ростом информации, усложнением

труда

и

социальной

деятельности.

Задача

нас

-

педагогов

специальной

(коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения

детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм

компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его

интеграция в современное общество.

Слайд 4Технология воспитания

направление педагогики, занимающееся

проектированием управляемых воспроизводимых воспитательных процессов.

Описание

и

анализ

конкретных

воспитательных

технологий

показывает

очевидную их близость к тому, что традиционно называлось методикой

воспитательной

работы

прикладной

отраслью

теории

воспитания,

которая изучает «направления и принципы, формы и методы организации

воспитательной работы. Сегодня часто можно видеть слово «технология»

там, где раньше стояло «методика». Методика учит, рекомендует: есть такие-

то приемы, правила и их можно использовать. Но технологический подход к

воспитанию характеризуют отличительные черты, а именно:

Слайд 5

диагностичность

целей

и

возможность

измерить

степень

их

достижения;

пооперационное,

алгоритмичное

описание

процесса,

деятельности

учителей и детей, всех участников воспитательной деятельности;

воспроизводимость

процедур,

возможность

повторить

их

в

аналогичных условиях.

Е с л и

б ы т ь

т оч н ы м ,

т о

т е х н о л о г и е й ,

н а д о

н а з ы в ат ь

т а ко й

проект педагогического

процесса,

к о т о р ы й

о п и с ы в а е т

е г о

о т

воспитательных

задач

до

проверки

результатов,

и

так,

что

им

может

воспользоваться любой специалист-педагог. Таким образом, выстраивается

цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория воспитания

методика

воспитания

технология

техника

личность учителя.Воспитательный

процессна

основе

технологии,

конечно,

предполагает

профессионально

компетентного педагога, владеющего комплексом профессиональных умений,

педагогической

техникой

и

технологией,

которые

и

составляют

основу

педагогического мастерства.

В

качестве

инновационной

технологии

для

организации

воспитательного

процесса в условиях специальной (коррекционной) школы- интерната нами

была выбрана технология, разработанная под руководством Е.Д. Худенко в

соавторстве с Г.Ф. Гаврилычевой, Е.Ю. Селивановой, В.В. Титовой.

За научную основу предлагаемой технологии взяты: учение Л.С. Выготского

«О

двойственной

роли

органического

недостатка

в

процессе

развития

и

формирования

личности»,

т.е.

учение

о

компенсации

дефекта.

С

практической точки зрения технология Худенко ценна следующим. Авторы

предложили подробное планирование воспитательного процесса. Предложен

широкий

диапазон

занятий

с

той

целью,

чтобы

у

воспитателя

была

возможность выбора, отбора материала, самостоятельного моделирования.

Очень

важно,

что

предложен

системный

подход

к

планированию

воспитательного

процесса.

В

предлагаемой

программе

в

основу

отбора

содержательных блоков воспитательного процесса положены два момента:

мотивы и ведущие виды деятельности. На каждом этапе школьного обучения

(начальном, среднем и старшем) воспитательная работа имеет определенные

направления.

Одни

из

них

имеют

сквозной

характер,

т.е.

реализуются

с

начала до конца школьного обучения. Другие направления

появляются по

мере взросления ребенка. Также мы при разработке программ, материалов и

направлений руководствовались ещё некоторыми положениями личностно-

ориентированной

педагогики (В.А.

Петровского

и

др.),

предлагающей

главное внимание в организации воспитательной работы уделять раскрытию

индивидуальных способностей, творческих начал личности.

Исходя из всего этого вся воспитательная работа в школе-интернате строится

на основе общих и специальных задач, которые соответствуют основным

направлениям

воспитательного

и

коррекционного

процесса,

находится

в

тесной связи с коррекционно-образовательным процессом.

Слайд 6.

Цель воспитательной работы в коррекционной школе:

Формирование социально адаптированной личности посредством создания

единого реабилитационно - развивающего пространства.

Слайд 7

Задачи

1.сохранить и укрепить здоровье, совершенствовать навыки

здорового образа жизни;

2.формировать негативное отношение к вредным привычкам

3. Развивать механизм управления своим поведением в различных

ситуациях;

4. Формировать и развивать трудовые умения и навыки;

5.Формировать разносторонние интересы воспитанников через

участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных

секциях;

6. Содействовать выработке готовности к самостоятельной жизни,

подготовке к трудовой деятельности.

Для

реализации

данных

задач

составлена

программа

отвечающая

требованиям, предъявляемым к данному типу школ.

Слайд 8

Реализация воспитательного процесса.

Реализация воспитательного процесса осуществляется посредством

следующих программ:

Здоровье и формирование здорового образа жизни.

Программа по правовому воспитанию «Право и закон»

Программа социализации детей и детей, оставшихся без попечения

родителей.

Программа по безопасности дорожного движения «Планета

дорожной безопасности».

Программа ПАВ «Твоя жизнь - твой выбор»

Программа «Духовно-нравственное воспитание на народных

традициях»

Программа воспитания и социализации для 10 – 11 классов «Моё

будущее в моих руках»

Программа воспитательной работы по шести направлениям:

Я и моё здоровье

Я и мир вокруг меня

Я и природа вокруг меня

Я мой дом и семья

Я моя профессия и труд

Я и мой край

Слайд 9

А так же через

1.

Дополнительное образование

2.

Кружки и секции

3.

Досуг

4.

Связь с социумом

5.

Диагностику

6.

Работу с родителями

7.

Работа органов ученического самоуправления

8.

Профилактическая работа

Предложенная программа определяет на каждом возрастном этапе основной

акцент

деятельности

и

соответственно

используется

разная

технология

воспитания.

Слайд10

Воспитательные технологии

личностно-ориентированные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

игровые технологии;

технология КТД И. П. Иванова;

шоу-технологии;

информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

коррекционно - развивающие технологии

технология диагностики воспитанности

Слайд 11

Воспитательные технологии включают следующие системообразующие

компоненты:

• Диагностирование

• Целеполагание

• Проектирование

• Конструирование

• Организационно – деятельностный компонент

• Контрольно – управленческий компонент

• Содержательный компонент

Содержательный компонент наряду с правильно поставленной

диагностической целью и определяет успешность и характер воспитательной

технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология

информативной или развивающей, традиционной или личностно –

ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном

эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько

концептуально увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Приведу примеры некоторых воспитательных технологий.

Деятельность воспитателя и детей разнообразна по видам и формам. Хотя

кажется, что педагоги работают неповторимо, каждый по-своему, имеются

массовые,

наиболее

разработанные

формы

деятельности,

в

которых

используются

типовые,

повторяющиеся

методы,

приемы,

средства,

структура.

Это

дает

основание

описать

их

как

в

определенной

степени

технологичные.

Слайд12

Воспитательная система нашей школы одним из принципов своей работе

выделяет деятельностно-ориентировнный.

Работая

по

программам

духовно-нравственного

воспитания

и

ЗОЖ,

мы

убедились, что деятельностный метод обучения лежит не только в основе

учебной деятельности, но и особую роль играет на внеурочной занятиях. На

этих занятиях педагоги, как раз и создают условия для самореализации и

самоопределения

личности

ученика.

Работа строится

на деятельностном

подходе,

что

означает,

что

процесс

обучения

понимается

не

только

как

усвоение

знаний,

умений

и

навыков,

но

и

как

процесс

развития

личности, обретения социального опыта через деятельность.

Слайд 13

Работ а

системы

дополнительного

образования

п р е д п о л а г а е т

применение технологии личностно-ориентированного обучения, которая

создает наиболее благоприятные условия для развития личности ученика как

индивидуальности. В

рамках

личностно-ориентированных

технологий

самостоятельными

направлениями

выделяются

гуманно-личностные

технологии и технологии сотрудничества.

Б ол ь ш е

в с е го

т р е б о ва н и я м

т ех н ол о г и и

от в еч а е т

и з в е с т н а я

педагогам методика коллективной творческой деятельности.

Слайд 14

Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)

Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на

позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и

положительных эмоциях. Это позитивная активность школьников, причем не

зрительская, а деятельностная.

Виды коллективных дел:

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант” )

Интеллектуальные КТД (пример:“Брейн-ринг”)

Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)

Спортивные КТД (пример:“Спартакиада”)

Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Слайд 15

Использование ИКТ в воспитательном процессе позволяет:

Развивать

навыки

исследовательской

деятельности,

творчество

учащихся

Усилить мотивацию деятельности

Развивать

коммуникативные

способности,

умения

работать

с

информацией

Активизировать познавательную деятельность обучающихся

Качественно изменить контроль за деятельностью учащихся

При

проведении

внеклассных

занятий

воспитатели

используют

компьютерные технологии как способ представления и облегчения процесса

восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, что не

только

ускоряет

запоминание,

но

и

делает

его

осмысленным

и

долговременным,

позволяет

оптимизировать

педагогический

процесс,

индивидуализировать

обучение

и

воспитание

детей

с

ОВЗ,

а

также

способствует

положительному

состоянию

детей

в

процессе

занятий

и

значительно повышает эффективность работы.

Слайд16

Наибольший

интерес

представляют игровые

технологии.

В

данной

классификации

игровые

технологии

связаны

с

игровой

формой

взаимодействия

педагога

и

учащихся

через

реализацию

определенного

сюжета

(игры,

сказки,

спектакли,

деловое

общение).

При

этом

образовательные задачи включаются в содержание игры. В образовательном

процессе используют занимательные, театрализованные, деловые, ролевые,

компьютерные

игры.

Игровые

технологии

являются

составной

частью

педагогических технологий.

Слайд 17

Здоровьесберегающие технологии

это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на

сохранение здоровья учащихся;

условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

создание благоприятного психологического климата на уроке и

занятиях;

охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

необходимый, достаточный и рационально организованный

двигательный режим.

К

комплексным

здоровьесберегающим

технологиям

относят:

технологии

комплексной

профилактики

заболеваний,

коррекции

и

реабилитации

здоровья

(физкультурно-оздоровительные

и

ва л е ол о г и ч е с к и е ) ;

педагогические

технологии,

содействующие

здоровью;

технологии,

формирующие ЗОЖ.

Слайд 18

«Шоу –технологии»

Мероприятия

«Звездный

час»,

«Счастливый

случай»,

«КВН»

и

другиетрадиционные

мероприятия относятся к типу шоу – технологий.

Общим в их проведении являются три особенности: - деление участников на

выступающих (сцена) и зрителей (зал), - соревновательность на сцене, -

заготовленный организаторами сценарий.

Структура. Есть 3 блока : подготовка – реализация – анализ итогов.

Слайд 19

Инновационная деятельность школы основана на внедрении технологии

мониторинга. Под мониторингом воспитательного процесса мы понимаем

процедуру отслеживания результатов воспитания через организацию системы

контроля,

сбора,

обработки

информации,

представляющей

собой

совокупность показателей для анализа, прогноза и моделирования учебного

процесса,

направленного

на

достижение

поставленных

целей.

Анализ

данной

работы

показал

её

эффективность:

воспитательная

деятельность стала более содержательной. На основе анализа ее результатов

осуществляется

уточнение

или

коррекция

направленности

и

содержания

основных

компонентов

воспитательной

технологии. Сегодня это является

основой для реального планирования воспитательного процесса педагога

как для всего класса в целом, так и индивидуально для каждого. Особенно

это актуально для обучения школьников с умеренной степенью нарушения

интеллекта.

Слайд 20

«Дело воспитания ребенка есть дело величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество в целом, вся атмосфера и вся

обстановка нашей культуры и быта, вся живая повседневность, в которой

нет мелочей.

Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше

слово, интонация, в которой оно произносится, является капельками,

падающими в тот поток, который мы называем жизнью ребенка,

формированием личности».

В.П. Кащенко

Таким

образом,

рассмотренные

теоретические

положения

технологии

воспитания позволяют представить ее как целостное педагогическое явление,

направленное

на

достижение

главных

целей

воспитания.

Это

позволяет

существенно

повысить

эффективность

воспитательной

деятельности,

направить

воспитание

на

более

результативное

решение

задач

по

формированию личностной сферы человека современного общества.

Слайд 21 Спасибо за внимание.



В раздел образования