Автор: Норин Анатолий Иванович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: ГАПОУ ТО "Тюменский лесотехнический техникум
Населённый пункт: г.Тюмень
Наименование материала: Статья
Тема: "Эстетическое воспитание на занятиях физической культуры"
Раздел: среднее профессиональное
Норин А.И.
Преподаватель
физической культуры
ГАПОУ ТО «Тюменский лесотехнический техникум»
Эстетическое воспитание студентов на занятиях физической культуры
В
возрастном
развитии
человека
очень
важная
роль
принадлежит
физическому воспитанию. Это касается не только содействия нормальному
физическому
развитию
растущего
организма
и
его
совершенствованию,
укрепления здоровья, но и формирования духовных качеств личности. Все это
становится возможным и реальным при правильной постановке физического
воспитания,
осуществлении
его
в
органической
связи
с
другими
видами
воспитания: умственным, нравственным, трудовым, эстетическим.
Рассмотрим в рамках данной статьи один из аспектов — эстетическое
воспитание
на занятиях физической культуры.
Слово
«эстетика»
произошло
от
греческого aisthetikos, что в переводе
означает «чувствующий, относящийся к чувственному восприятию». Эстетика –
наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности,
«о творчестве по законам красоты».
Человек
с
развитым
эстетическим
вкусом,
как
правило,
стремится
создавать
эстетические
ценности,
осуществляя
эстетическую
деятельность,
которая широко представлена в физическом воспитании.
Эстетическое
воспитание
в
педагогическом
колледже
на
занятиях
физической культуры становится еще более значимым, так как в процессе
профессиональной
деятельности
будущих
воспитателей
детского
сада
и
учителей начальных классов эстетика занимает особое место.
Одним из разделов рабочей программы Физической культуры является
гимнастика,
которая
развивает
у
студентов
способности
воспринимать
и
воспроизводить
движения,
раскрывая
их
эстетические
стороны.
Задачей
занятий
гимнастикой
в
плане
эстетического
воспитания
является
развитие
чувства красивого движения (лёгком, непринуждённом выполнении движений),
моделирование этого движения в сознании студента и его воспроизведения.
Для
этого
используют ся
т акие
методы
к а к выразительный
показ двигательных
заданий,
метод
сравнения
красивого
и
неэстетического
выполнения
одного
и
того
же
физического
упражнения,
анализ
причин
неправильного
воспроизведения
двигательного
действия,
метод
эстетически
обогащённого
слова,
сочетание
эстетически
обогащённого
слова
и
артистического
(выразительного)
показа,
метод
обучения
творческому
отношению к двигательной деятельности.
С
целью
эстетического
воспитания
студентов
на
начальном
этапе
предлагается
комплекс
общеразвивающих
упражнений
на
32
счёта
без
предмета.
1 восьмёрка
1 И.п. – о. с.
1
–
левую
ногу
назад
на
носок,
руки
вверх
–
стороны
ладони
вовнутрь,
прогнуться
2- И.п.
3-4 - то же с другой ноги
5 - левой ногой в стойку ноги врозь отведение согнутых рук назад
6 - отведение согнутых рук назад
7 - отведение прямых рук назад
8 – левую ногу в положение стойка, отведение прямых рук назад.
2 восьмёрка
1- левую ногу в сторону на носок, наклон влево левую руку на пояс, правую
вверх.
2- стойка руки на пояс
3-4 тоже в другую сторону
5- левую ногу в сторону наклон вперёд руками коснуться пола
6 –прогнуться назад руки в вверх – стороны ладони вовнутрь
7- наклон вперёд руками коснуться пола
8- И.п
3 восьмёрка
1-
Упор присев
2-
упор лёжа
3-
упор присев
4-
И. п.
5-
Выпад левой ногой вперёд руки в стороны
6-
И. п.
7-
Выпад правой ногой вперёд руки в стороны
8-
И. п.
4 восьмёрка
1 - выпад левой ногой в сторону, руки вперёд
2 - И. п.
3 - выпад правой ногой в сторону, руки вперёд
4- И. п.
5- прыжком ноги врозь, руки в стороны
6 - прыжком в И. п.
7 - прыжком ноги врозь, руки вверх
8 - прыжком в И.п.
Критерии оценки данного показателя эстетической воспитанности:
-
оценка
«отлично»
-
упражнение
выполнено
технически
правильно,
свободно,
легко,
уверенно,
слитно,
в
нужном
темпе
и
ритме,
достижение
эстетического эффекта, выразительный взгляд;
-
оценка
«хорошо»
-
упражнение
выполнено
технически
правильно,
свободно, но допущены незначительные ошибки, действия при безучастном
выражении лица;
- оценка «удовлетворительно» - при выполнении упражнения допущена
значительная
ошибка
или
несколько
незначительных,
недостаточно
выразительны мимика и взгляд, нечеткие жесты или формальное выполнение
физического
упражнения
без
необходимого
мышечного
напряжения
и
выразительности движений;
-
оценка
«неудовлетворительно»
-
неверное
расположение
частей
и
звеньев
тела
в
пространстве
и
времени,
препятствующее
правильному
выполнению
двигательного
задания
или
задание
практической
работы
не
выполнено.
На
последующих
этапах
на
занятиях
по
гимнастике
предлагается
студентам
творческая
работа,
которая
выполняется
парами.
Обучающиеся
составляют комплексы общеразвивающих упражнений на 32 счёта с мячом, с
гимнастическими палками или со скакалками.
Кроме
комплексов
общеразвивающих
упражнений
на
32
счёта,
разучиваются
упражнения
в
равновесии
(повороты,
различные
элементы
двигательных
действий,
которые
необходимо
научиться
делать
красиво:
с
прямыми ногами, руками, «вытянутыми носочками», держать голову, осанку и
т.п.) сначала на полу, затем на гимнастической скамейке, то есть формируем
базу
гимнастических
элементов,
из
которых
затем
и
будет
составляться
комбинация (композиция). Когда база сформирована, у студента появляется
возможность
проявить
свои
творческие
способности.
Здесь
уже
не
только
физическая подготовка играет серьёзную роль, но и правильный, логически
обоснованный выбор элементов.
В процессе составления гимнастических комбинаций студентам даётся
задание
придерживаться
основных
правил
-
элементы
комбинации
должны
плавно переходить один в другой и выполняться красиво.
В процессе проведения занятий по физической культуре от курса к курсу
анализируя оценки, видим, что повышается уровень эстетического воспитания
студентов,
то
есть
формируются
представления
о
красоте
физических
упражнений,
умения
и
навыки
эстетического
выполнения
гимнастических
упражнений.
.
Список использованной литературы
1.
Патрикеев А.Ю. Формирование личностных и регулятивных умений на
уроках
физической
культуры:1-11
классы/
А.Ю.
Патрикеев.
–
Волгоград: Учитель: ИП Григин Л.Е., 2015. 237С
2.
Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта /
[Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений /
Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов. –7-е изд., испр. - М.: «Академия», 2012. –
480с.