Напоминание

"Интегрированные занятия по коррекции и развитию речи обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы"


Автор: Волегова Марина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ "С(К)ОШ"
Населённый пункт: г.Лысьва, Пермский край
Наименование материала: статья
Тема: "Интегрированные занятия по коррекции и развитию речи обучающихся с умственной отсталостью в условиях школы"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





«Интегрированные занятия

по коррекции и развитию речи обучающихся с умственной

отсталостью в условиях школы»
Успешное осуществление коррекционно-развивающей работы в С(К)ОШ во многом зависит от эффективного взаимодействия учителя- логопеда и учителя начальных классов. Такая взаимосвязь не ограничивается использованием логопедических форм и методов на занятиях и уроках. Взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление совместных планов коррекционно-воспитательной работы с детьми, совместный мониторинг по результатам обследования, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам интеллектуального и речевого развития детей, оформление наглядности для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования. В школе сложилась успешная практика взаимодействия учителя- логопеда и учителя начальных классов. Разработана система интегрированных занятий для учащихся 1 класса. Интегрированный подход соответствует одному из основных требований коррекционно-развивающего обучения. Преимущество интегрированных занятий в том, что они являются современной формой обучения, направленной на потенциальное развитие младших школьников с учётом их склонностей и способностей. Интегрированные занятия объединены одной темой «Звуки и буквы русского алфавита». Для детей это звучит как «Путешествие по стране Звуколяндии – «Букворяндии», которое длится целый учебный год. Всего планом предусмотрено 33 урока. Цели и задачи уроков определены исходя из содержания учебной программой. Кроме того, посредством занятий решаются задачи духовно–нравственного воспитания первоклассников. Каждое занятие ассоциируется с определенной сказкой. Важно заметить, что сказка используется не только как способ увлечь, заинтересовать детей, но и как метод сказкотерапии. В каждой сказке мы стараемся вычленить духовно – нравственную подоплеку и проследить ее на протяжении всего урока. И цель таких «душевных поисков» на протяжении всей учебной деятельности - содействовать повышению нравственной культуры школьников, осмыслению ими духовных и нравственных ценностей; развитию толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышению самооценки. Делая попытки воспитания уважения к народному творчеству как кладези народной мудрости в смысле воспитания нравственности, эпиграфом каждого занятия выбирается соответствующая пословица или поговорка, доступная для понимания детей. Структура интегрированных уроков отличается четко стью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного
материала на каждом этапе, большой информативной емкостью. Структура занятия состоит из следующих этапов:
Этапы
1. Оргмомент – погружение в сказочный сюжет Учитель 2. Повторение пройденного материала Учитель Подготовительные речевые упражнения:  Дыхательная гимнастика  Артикуляционная гимнастика  Ф о н е т и ч е с к а я з а р я д к а и фонепедическое упражнение  Логопедическая попевка  Упражнения на в ы р а б от ку хорошей дикции Учитель-логопед 3. Введение в тему Учитель-логопед 4. Постановка темы, целей урока Учитель 5.
Работа над темой урока:
 Работа со звуком  Зрительная гимнастика  Ф и з к у л ь т м и н у т к а и л и релаксационное упражнение  Работа с буквой  Ф о р м и р о в а н и е н а в ы к о в звукобуквенного анализа  Составление и чтение слогов, слов, предложений Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель-логопед Учитель Учитель Учитель 6. Итог урока Учитель-логопед 7. Рефлексия Учитель Логопедическую работу, работу по сказкотерапии осуществляет логопед. Учитель погружает детей в сказочный сюжет, умело нацеливает их на продуктивную работу, организует изучение, закрепление и повторение учебного материала, проводит расслабляющие упражнения и рефлексию. Четкое чередование этапов работы – залог успешной реализации образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач урока. Проведение интегрированных занятий требует большой подготовки. Необходимо четко разграничить учебный материал между учителем и логопедом, продумать структуру урока, правильно вписать в занятия коррекционные и расслабляющие упражнения. Очень важно предусмотреть варьирование разнообразных форм организации деятельности детей, вписать в канву занятия сказочный сюжет и работу с пословицей. Уроки интегрированного характера способствуют формированию целостной картины мира, вызывают интерес, способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения на
разнообразные виды деятельности, позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс. Интегрированные уроки объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, спо собствуют формированию кол л е кт и в н ы х взаимоотношений. Такие уроки способствуют более тесному взаимодействию школьных специалистов, направляют усилия педагогов на решение общих задач. Интегрированные занятия дают возможность осуществлять речевую и интеллектуальную коррекцию в интересной и занимательной для детей форме. И как результат работы мы видим успешную адаптацию детей к школе, неплохую мотивацию к учебной и познавательной деятельности. Глаза детей горят неподдельным интересом, а это самое главное для творческих педагогов.


В раздел образования