Автор: Попова Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ОГПОБУ "Технологический техникум"
Населённый пункт: г. Биробиджан ЕАО
Наименование материала: из опыта работы
Тема: Программно – целевой подход в деятельности воспитателя общежития образовательного учреждения начального профессионального образования
Раздел: среднее профессиональное
Программно – целевой подход в деятельности воспитателя общежития
образовательного учреждения начального профессионального
образования.
(из опыта работы Ирины Анатольевны Поповой,
воспитателя ОГОУНПО ПУ-1 г. Биробиджана)
СЛОВО О ВОСПИТАТЕЛЕ
Попова
Ирина
Анатольевна
работает
воспитателем
общежития
в
профессиональном училище №1 г. Биробиджана с 2000 года. Имеет высшее
педагогическое
образование,
окончила
Комсомольский-на-Амуре
педагогический институт в 1991 году.
В
своей
работе
Ирина
Анатольевна
уделяет
большое
внимание
развитию
гармонической
личности.
Но
для
достижения
этой
цели
она
считает главным – сотрудничество между педагогом и воспитанником.
Для
успешного
осуществления
воспитательного
процесса
в
общежитии совместно с психологом, социальным педагогом и педагогами
дополнительного образования Ириной Анатольевной были разработаны и
внедрены в работу общежития следующие программы:
-
«Успех»
-
программа
по
развитию
творческого
потенциала
учащихся,
проживающих в общежитии;
- «Наш ДОМ» - программа по самоуправлению в общежитии, направленная
на
воспитании
в
них
самостоятельности,
самоорганизованности,
толерантности.
- «Молодая хозяюшка» - программа клуба выходного дня, направленная на
социализацию учащихся.
В своей работе Ирина Анатольевна использует различные формы и методы:
- индивидуальные беседы;
- встречи со специалистами из различных центров;
- тематические вечера;
- игры – вертушки по станциям;
- посещение городских мероприятий;
- участие в областных Форумах молодёжного актива;
- волонтёрское движение.
Проблему социализации к самостоятельной жизни в новом коллективе,
умение принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия -
учащимся помогает решить воспитатель.
Попова Ирина Анатольевна –
неравнодушный
человек,
интересный
в
беседе
взрослый
товарищ,
справедливый воспитатель, который приходит на помощь в нужную минуту,
который
понимает,
что
нужно
сделать,
чтобы
погасить
подростковую
агрессию,
устранить
замкнутость.
Тактичное
вмешательство
педагога
в
конфликтных ситуациях между подростками позволяет помочь им увидеть
себя, как бы со стороны.
Ирина
Анатольевна
владеет
хорошими
орга низаторс к ими
способностями,
энергична,
активна,
умеет
зажечь
воспитанников
своей
идеей.
Она
приходит
на
помощь
в
трудную
минуту.
Подросток
учится
многому
через
повседневное
общение
и
взаимодействие
со
взрослыми,
перенимает
тончайшие
нюансы
отношений.
И
радует
то,
что
такой
воспитатель
как
Ирина
Анатольевна
помогает
ребёнку
ощутить
себя
уверенно,
человеком
в
коллективе
сверстников,
испытать
истинную
2
душевную близость с другими людьми. Взрослый друг в лице этой женщины
помогает
создать
такую
ситуацию,
чтобы
девушка
почувствовала
уверенность
в
себе,
смогла
проявить
себя
успешной,
открыть
для
себя
совершенно иной, таящий массу опасностей и возможностей, волнующий, но
всё-таки прекрасный мир.
3
Развитие
личности
–
одна
из
главных
задач
воспитателя
в
образовательном
учреждении.
Не
секрет,
что
контингент
учащихся
учреждений
начального
профессионального
образования
накладывает
особый отпечаток на цели, содержание и методы воспитательной работы.
Неполные
семьи,
педагогическая
запущенность,
социальное
сиротство,
асоциальное
поведение
–
всё
это
хорошо
известно
педагогам
училищ
области,
как
и
то,
что
учащиеся
имеют
невысокие
нравственные
и
личностные
качества.
Одной
из
важнейших
направлений
в
работе
с
подростками в период взросления является право на партнёрские отношения
в семье, в коллективе проживающих в общежитии. В профессиональном
училище № 1 города Биробиджан обучаются в основном девушки, среди
которых
много
иногородних,
проживающих
в
общежитии.
Именно
здесь
чаще возникает проблема межличностных отношений. Как помочь ребёнку,
который
«вырвался»
из
неблагополучной
семьи,
где
кроме
скандалов
нетрезвых родителей не видел ничего, как уберечь его от сквернословия,
табакокурения,
употребления
алкоголя,
если
это
для
него
было
нормой
поведения - это одна из главных задач воспитателя.
Создание комфортного психологического климата в общежитии
За годы своей работы в общежитии я часто слышу: «Не хочу домой,
родители меня не понимают…» или «Им всё равно, я никому не нужна…» На
фоне этого дети замкнуты, раздражены, закомплексованы. И как защитная
реакция на внешнюю среду, окружение – это агрессия, грубость, крик. В
первую
очередь
такое
настроение
выливается
на
соседей
по
комнате,
сокурсников, на педагогический коллектив. Вот такие они к нам приходят и
мы
должны
это
исправлять,
перевоспитывать,
а
это
значит
ломать
сложившиеся стереотипы, взгляд на определённые вещи. И ни для кого не
секрет,
что
процесс
этот
проходит
мучительно
и
сложно,
особенно
для
подростка. Ведь агрессивные дети держат всех в напряжении. Агрессивные
подростки
думают,
что
это
все
вокруг
них
агрессивны,
а
они
только
обороняются. Но есть и такие, которые отлично понимают, что происходит
вокруг них, и делают на зло. Некоторые, таким образом, хотят завоевать себе
авторитет в коллективе сверстников, стать лидером. Другие – хотят просто
обратить на себя внимание, от того, что им не хватает внимания, заботы,
ласки, это, в первую очередь, такая категория, как сироты.
Конфликты
возникают
практически
на
пустом
месте,
из-за
незначительного пустяка, но дети не умеют их разрешать самостоятельно,
необходимо вмешательство взрослого. Причём, тактичное вмешательство. Я
использую в своей работе различные формы и методы убеждения, чтобы
восстановить
отношения
между
детьми,
помочь
окружающим
быть
справедливее к сверстнику, помогаю строить межличностные отношения в
коллективе на позитивном уровне. Во время беседы никогда не повышаю
голос и не показываю своё превосходство, а использую такие фразы, как: «Я
очень беспокоюсь за тебя…», «Давай обсудим то, что случилось…», «Меня
4
тревожит, что ты…» Все эти фразы должны идти от души, от чистого сердца,
иначе подросток быстро поймёт фальшь, и разговора не получится или он
будет отвечать вам заезженными фразами только для того, чтобы вы от него
отстали. При умелом разборе конфликта дети понимают, что их проблема –
это пустяк, что можно было бы разобраться без крика и ссор, что нужно было
просто прислушаться друг к другу. Бывают моменты, когда дети смеются над
собой.
Чтобы
создать
коллектив
из
индивидуальностей
я
использую
групповые
формы работы. Провожу тематические вечера, используя « игру-вертушку».
Так, например, традиционный вечер «Единой семьёй», который проводится
для сирот ежегодно – с концертом, чаепитием и т.д., я провела в виде игры по
станциями назвала её «Дружная семейка».
Я считаю, что маленькие команды-коллективы, которым предстоит пройти
препятствия-станции,
должны
прислушиваться
к
мнению
друг
друга,
работать дружно на общую цель. Именно от этого зависит результат, общая
оценка
команды
и,
наконец,
победа.
В
игре
подростки
находят
себе
подобного, с общими интересами, возникает дружба, чувство взаимопомощи,
благотворно влияющая на создание дружного коллектива.
В форме игры-вертушки можно проводить многие вечера, изменяя задания на
станциях. Игра интересна подросткам, ведь они ещё дети, а воспитатель, в
этом процессе может решить не одну воспитательную задачу.
Учащиеся категории «зоны риска» и «трудновоспитуемые» есть в каждом
училище и мы в этой проблеме не исключение. Я являюсь наставником
учащейся, которая состоит на учёте в ПДН, также под контролем находится
условно
осужденный
учащийся,
а
ещё
есть
учащиеся
«тревожного
поведения», которые стоят у меня на внутреннем контроле. На каждого веду
индивидуальную карту учёта и тетрадь.
В тесном контакте с мастерами
производственного
обучения,
я
провожу
ежедневный
контроль
над
посещением занятий, практики и слежу за успеваемостью. В этой работе
поддерживаю тесную связь с различными общественными организациями
города:
- это наши шефы – отряд ОМСН /отряд милиции специального назначения/;
- городской комитет социальной защиты населения;
- Госнаркоконтроль;
- Центр планирования семьи и РЗ;
- СПИД-центр;
- Центр «Гармония»;
А также работаю в тесном контакте с психологом, социальным педагогом,
мастерами
производственного
обучения
и
педагогами
дополнительного
образования.
Организовывая
встречи
со
специалистами
из
центров,
помогаю
подросткам
решить
ту
или
иную
проблему,
воспитываю
потребность
здорового
образа
жизни,
отказа
от
вредных
привычек.
Каждый
год
принимаем
участие
в
городской
акции
«Успей
сказать:
«НЕТ!»
-
с
5
выступлением агитбригады и группы поддержки. В
рамках общежития
проводила театрализованное представление «Суд над наркоманией», где дети,
распределив роли, готовят себе костюмы, реквизит, а после этого судят её
«величество наркоманию». Здесь они, в свободном «полёте», высказывают
своё мнение и отношение к этому явлению.
Вместе
с
детьми
участвовала
в
работе
волонтёрского
движения.
Как
руководитель группы принимала участие в областных волонтёрских сборах
«Волонтёр 21 века» в апреле 2007 года в с. Ленинское. В марафоне мы
отвечали за станцию «Котёл вредных привычек», где чётко отработали весь
маршрут.
Стараюсь,
чтобы
эти
дети
находились
в
моём
поле
зрения
всегда.
Прошу у них помощи в организации вечеров, встреч и других мероприятий.
ПРОГРАММА КАК ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ
Воспитательная работа в общежитии имеет разноплановый характер: это и
воспитание самостоятельности, самореализации, нравственности,
эстетического вкуса, социализации, раскрытие творческого потенциала и др.
Решая все эти задачи, проводится множество самых различных мероприятий
на уровне училища, общежития, города и области. Конечно же, работа
ведётся по годовым планам, в течении года бывают корректировки. Я
попыталась заключить воспитательную работу в программу. Хочу поделиться
этой информацией.
В 2001 учебном году воспитатели общежития, учащиеся, социальный педагог
и психолог собрались вместе и создали все вместе СТМ – «Совет творческой
молодёжи», который в свою очередь, организовал временные инициативные
группы по разработке коллективных, интересных, творческих дел,
направленных на развитие личных интересов и способностей учащихся,
организацию внеурочной деятельности и досуга в общежитии училища.
Но работая в этом направлении, я поняла, что необходима программа, которая
охватит и объединит все сферы деятельности учащихся. Так я занялась
разработкой программы и назвала её «Успех». В ней участвуют все учащиеся,
проживающие в общежитии, а это учащиеся-сироты, учащиеся проблемного
поведения, учащиеся из неблагополучных семей и все желающие.
Девизом этой программы я выбрала известное изречение философа и
учёного Сенеки – «Свои способности человек может узнать, только
попытавшись применить их на деле…»
Я твёрдо убеждена, что каждый учащийся имеет право на интеллектуальное,
духовное, творческое развитие своих способностей и организации своего
досуга, а так же я определила принципы своей деятельности:
- самоуправление;
- постоянство;
- творчество;
- добровольность;
6
- толерантность.
Я расшифровала название программы и определила её направления; т.е. её
конечный результат:
У – учение
С – сотрудничество; саморазвитие
П – поступок
Е
- единство характеров
Х
Разрабатывая программу, я поддерживала тесную связь с психологом,
социальным педагогом, воспитателями, учащимися и педагогами
дополнительного образования. Каждую ступень программы координируют
воспитатели .
Программа была утверждена директором училища, работала весь учебный
год, а в мае месяце на заседании Совета общежития были подведены её
итоги. С 2004 года в рамках этой программы я провожу операцию «Забота»
совместно с комитетом социальной защиты населения. Первые два года
непосредственно сама наряжалась в костюм Деда Мороза, а учащаяся – в
Снегурочку и на дому поздравляли детей-инвалидов с наступающим Новым
годом. За эти годы мною воспитано не одно поколение Дедов Морозов и
Снегурочек. Теперь мы несём радость не только детям-инвалидам, но и детям
из многодетных и малообеспеченных семей. Эта акция помогает понять
учащимся, что рядом с ними живут люди, которым нужна их помощь, что они
не должны быть изгоями в нашем обществе. Мы обязаны протянуть им руку
помощи, отдать им частичку своей души.
Пройдя все ступени программы в течении учебного года я пришла к выводу,
что программа должна продолжать своё существование, может видоизменяя
свои формы работы, включая что-то новое ежегодно, но останавливаться
нельзя. Ведь если даже работать в одном из её направлений каждый
учащийся может открыть в себе новые способности, таланты, найти себе
дело по душе, приобрести друзей, стать просто интересным человеком. Её
результат:
– это возможность участвовать во всех интересных, полезных делах;
- это то, что на протяжении учебного года учащимися общежития не
совершено ни одного правонарушения;
- это то,что за год , как показало анкетирование, 1% учащихся, проживающих
в общежитии бросили курить – маленькая, но это победа.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Учение – учиться общению и коллективизму, учиться толерантности и
межличностным отношениям; учиться жизни;
- Саморазвитие – развивать в себе самодостаточность, самодисциплину;
сотрудничать с взрослыми;
- Поступок – правильно поступать в различных жизненных ситуациях, а это
значит развить в себе нравственность, внутреннюю человеческую культуру;
- Единство – сложиться в единый дружный творческий коллектив, где
7
Характеров - каждый – личность.
НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ или «Пути по лестнице Успеха»:
1.
«Познай себя» - для осуществления этого направления в общежитии
под руководством психолога был создан психологический клуб для
учащихся «Пути взросления». Его цель – помочь раскрыть в себе
лучшие черты характера, способности, умения, стремления, помочь
учащимся 1-го курса адаптироваться к коллективному проживанию,
научить учащихся умению преодолевать жизненные трудности. Его
девиз: «Познай себя и помоги другому». Организационной работой
клуба руководит председатель Совета общежития, который совместно
с психологом выбирает и намечает формы занятий, его темы, проводит
работу по привлечению учащихся. Занятия клуба проводятся в форме
тренингов, ролевых игр, видеосалона.
2.
Вторая ступень или направление программы «Успех» носит название
«Открой себя». В общежитии создан клуб интеллектуальных игр. На его
заседаниях учимся дискутировать, обмениваться мнениями, логически
мыслить. Диспуты, конкурсы, викторины, интеллектуальные игры
входят в план его работы.
3.
Третье направление программы называется «Найди себя» - найди себя
в хорошем и нужном деле, полезном для тебя и для всех.
В рамках этого направления работал в летнее время трудовой лагерь в
с. Валдгейм по заготовке овощей для училища. Учащиеся-сироты и из
малообеспеченных семей по желанию работали на полях в частном
хозяйстве «Аннушка». Занимались они прополкой, заготовкой овощей
для столовой училища. Здесь были созданы все условия для труда и
отдыха – выстроен коттедж, организовано горячее питание, в
свободное время – телевизор, видеофильмы или мероприятия. За
свою работу учащиеся получали заработную плату и всегда приезжали
отдохнувшие, загорелые, с массой впечатлений. По прошествии лет,
эта форма работы немного изменилась. Сейчас в летнее время
организован трудовой отряд при училище, где учащиеся работают по
выполнению заказов т.е. шьют для детских домов, интернатов и других
учреждений или работают в стройотряде при общежитии.
4.
«Друг» - так называется направление программы «Успех», которое
изначально возникло неожиданно. Комитет социальной защиты
населения попросил помочь поздравить детей-инвалидов с
наступающим Новым годом. Эта совместная работа началась в 2004
8
году в декабре. Учащиеся приготовили подарки для этих детей – мягкие
игрушки, которые сшили своими руками. Я и одна учащаяся/Кулакова
Таня/ нарядились в Деда Мороза и Снегурочку и вместе с комитетом
социальной защиты поздравляли с Новым годом детей-инвалидов,
вручая им подарки. Увидев слёзы родителей и благодарность детей , я
решила, что это дело будет жить не один год. Сейчас, круг опекаемых
расширился: это дети из малообеспеченных семей, шефство над
д/домом №5, сотрудничество с ОМСН – отряд милиции специального
назначения – шефы нашего училища – поздравление с праздниками
/агитбригада с концертами / и т.д.
5.
Хочешь развивать в себе таланты и способности? Посещай изостудию
«Акварель», которая работает в общежитии, под руководством
художника Кузьминок И.М. Учись выражать своё мнение через плакат
или рисунок, подари открытку, сделанную своими руками другу,
участвуй в областных и городских конкурсах. На сегодняшний день
участники изостудии принимают участие не только в конкурсах
местного значения, но и в Российских.
6.
На вершине лестницы «Успех» располагается творческий комитет,
который организовывает все вечера отдыха и тематические
мероприятия, праздники, КВНы. В его работе принимают участие все
желающие: поющие, танцующие, сочиняющие стихи и песни, все, кто
хочет проявить инициативу и раскрыть свой творческий потенциал.
1 СТУПЕНЬ – «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Работа психологического клуба «Пути взросления»
Координаторы: психолог - Бойчина С.А.
Воспитатель – Филинская И.Т.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Целью психологического клуба «Пути взросления» является
формирование знаний, умений и навыков о здоровом образе жизни.
На занятиях даются и отрабатываются модели поведения в различных
бытовых ситуациях, оказывается практическая помощь по адаптации
учащихся к различным жизненным ситуациям. В психологическом
клубе учащимся помогают справиться с кризисными моментами.
ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ЯВЛЯЮТСЯ:
- Научить определять своё состояние и ощущения;
9
- Формировать представления о своём теле;
- Понимать необходимость и роль движений в физическом развитии;
- Знать гигиенические требования к телу, одежде;
- Сформировать представления о том, что полезно и что вредно для
организма;
- Научить адаптироваться к новым условиям;
- Уметь решать свои проблемы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- диспут;
- беседа;
- «мозговой штурм»;
- тренинговые занятия;
- видеосалон;
- анкеты и тесты;
- проблемные ситуации;
- игры-коммуникации;
- практические рекомендации.
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Тематическое занятие «Будем знакомы» -
знакомство с программой клуба, развитие
эмпатии и положительного психологического
настроения
сентябрь
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
2.
Проведение тренинговых занятий с учащимися
по теме: «Что ты думаешь о себе и о своём
здоровье?»
октябрь
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
3.
Проведение видеосалона по теме: «Только ли
молодость», «Учись заботиться о себе».
Посещение учащимися школы волонтёра
«Волонтёр 2века» в социально-
реабилитационном центре «Гармония»
ноябрь
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
4.
Проведения заседания клуба по теме:
«Общежитие – наш дом» - социально-
психологическая адаптация учащихся в
условиях общежития.
декабрь
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
10
5.
Проведение видеосалона по теме: «Курение
опасно для всех» - обучение противостоянию
табачной зависимости, осознание
преимущества здорового образа жизни.
январь
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
6.
Проведение видеосалона по теме: «Роковой
шаг» - предупреждение наркотической
зависимости у учащихся.
февраль
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
7.
Проведение видеосалона по теме: «СПИД –
угроза жизни» - информирование учащихся и
обучение адекватности поведения.
март
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
8.
Проведение тренинговых занятий по теме:
«Характер и поведение человека –
формирование стремления к конструктивному
взаимодействию и преодолению жизненных
трудностей.
апрель
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
9.
Эколого-психологическое занятие по теме:
«Мир, в котором я живу» - развитие эмпатии,
воображения, доброты.
май
Психолог –
Бойчина С.А.
Воспитатель –
ФилинскаяИ.Т.
10.
Проведение тренинговых занятий по теме:
«Способы решения конфликтов» - обучение
преодолению повседневных конфликтов и
поведенческим установкам.
июнь
Психолог –
БойчинаС.А.
Воспитатель –
Филинская И.Т.
2 СТУПЕНЬ - «ОТКРОЙ СЕБЯ»
Работа клуба интеллектуальных игр «Подружка»
Координаторы: Воспитатель – Попова И.А.
Совет общежития
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Активизация у учащихся познавательной деятельности;
- Развитие логического мышления и воображения;
- Воспитание информационной культуры.
№п/п
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
11
1.
Проведение интеллектуальной
игры «Знаешь ли ты наш город»,
Посвящённый 70-летию
Биробиджана.
сентябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
2.
Проведение интеллектуальной
игры «Что? Где? Когда?» по теме:
«Улицы нашего города»,
посвящённой 70-летию
Биробиджана.
октябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
3.
Проведение экологической
викторины «Мы и природа».
ноябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
4.
Проведение тематической игры
«Поле чудес» по теме: « Что ты
знаешь о профессии?»
декабрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
5.
Проведение познавательной
тематической викторины по теме:
«Рождество в странах мира».
январь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
6.
Интеллектуально-познавательная
игра «Эрудит» по теме:
«Страницы нашей истории»,
посвящена 63-ей годовщине ВОВ.
февраль
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
7.
Проведение познавательной
тематической игры по теме:
«Путешествие по странам
Европы».
март
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
8.
Проведение интеллектуально-
познавательной игры по теме:
«Города России»
апрель
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
9.
Проведение тематической игры
по теме: «Знатоки военной
песни», посвящена 63-ей
годовщине ВОВ.
май
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
3 СТУПЕНЬ – «НАЙДИ СЕБЯ»
«Здоровье» и «Друг»
Работа с детьми инвалидами и детьми из малоимущих семей.
12
Наш выбор – здоровье.
Координатор: воспитатель – Попова И.А.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Социально-нравственное воспитание учащихся;
- Воспитание толерантности;
- Учить ценить своё здоровье
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Встреча с представителями
комитета социальной защиты
населения г.Биробиджана и
составление плана совместной
работы.
октябрь
Зам. по УВР
Воспитатель –
Попова И.А.
2.
Организация и проведение
тематического концерта учащихся
для малоимущих семей в неделю
Детства и Матери.
ноябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Педагоги
дополнительного
образования
3.
Организация новогодних
поздравлений детей-инвалидов и
детей из малообеспеченных семей
г.Биробиджана.
декабрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
4.
Встреча с учащимися-сиротами
д/дома №5
Концерт участников
художественной
самодеятельности.
март
Воспитатель –
Попова И.А.
Педагоги доп.
Образования
Совет
общежития
5.
Организация агитбригады в
рамках молодёжной акции «За
здоровый образ жизни».
Сентябрь
октябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
6.
Театрализованное представление
«Суд над наркоманией»
октябрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Комитет
творческих дел
7.
Участие в городской акции со
СПИД-центром, посвящённой
Всемирному Дню борьбы со
СПИДом.
декабрь
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
8.
Встреча с участковым
инспектором «Наше окружение».
февраль
Воспитатель –
Попова И.А.
Совет
общежития
9.
Тематический вечер отдыха к дню
март
Воспитатель –
13
8 Марта
«Голубой огонёк»
Попова И.А.
Комитет
творческих дел
4 СТУПЕНЬ – «ПОЗНАЙ ПРЕКРАСНОЕ»
Работа изостудии «Акварель»
Координаторы: воспитатель – Бельды Ю.П.
Художник – Кузьменок И.М.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
- Эстетическое воспитание учащихся;
- Раскрытие творческих способностей;
- Воспитание духовной культуры учащихся.
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Запись в изостудию «Акварель»,
привлечение учащихся-сирот и
учащихся проблемного поведения.
Открытие пресс клуба «Свет».
Сентябрь
Октябрь
сентябрь
Художник
Староста
кружка
Воспитатель –
Бельды Ю.П.
2.
Участие учащихся в областном
конкурсе социальной рекламы по
пропаганде здорового образа жизни.
ноябрь
Художник
Староста
кружка
3.
Участие учащихся в конкурсе
плакатов в рамках молодёжной
акции «Успей сказать: «Нет!»»,
«СПИД – угроза жизни»
декабрь
Художник
Староста
кружка
4.
Участие учащихся в областном
конкурсе плакатов под девизом
«Молодёжь выбирает здоровье».
декабрь
Художник
Староста
кружка
5.
Участие учащихся в 1-ом областном
фестивале моды профессиональных
училищ области.
март
Художник
Староста
кружка
6.
Организация конкурса рисунков под
девизом «Салют, победа!»,
посвящённый 62-ой годовщине
ВОВ.
апрель
май
Художник
Староста
кружка
7.
Выставка рисунков учащихся в
училище, посвящённая 62-ой
годовщине ВОВ. Подведение итогов
и награждение лучших художников
училища.
май
Художник
Староста
кружка
5 СТУПЕНЬ – «ТВОРЧЕСТВО»
14
Участие учащихся в работе комитета интересных дел.
Координаторы: воспитатель – Горбунова Л.С.
Совет общежития
ЦЕЛИ ИЗАДАЧИ
- Организация разнообразного досуга учащихся;
- Развитие творческой инициативы и активности.
№
п/п
Наименование мероприятий
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Участие учащихся в занятиях
школы волонтёров «Волонтёр 21
века» в центре «Гармония»
Сентябрь –
май
Совет
общежития
Комитет
интересных
дел
2.
Встреча со специалистами центра
планирования семьи и РЗ
октябрь
Комитет
«Здоровья»
Воспитатель –
Попова И.А.
3.
Проведение тематического вечера
отдыха «Будем знакомы» для 1-го
курса.
октябрь
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Филинская
И.Т.
4.
Участие учащихся в выставке
плакатов в училище «Мы за
здоровый образ жизни»
ноябрь
Комитет
интересных
дел
воспитатели
5.
Проведение тематического вечера
для учащихся –сирот «Единой
семьёй» в форме игры-вертушки
«Дружная семейка»
ноябрь
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Попова И.А.
6.
Участие в 7-ом областном форуме
молодёжного актива с.Пронькино.
ноябрь
Совет
общежития
Воспитатель –
Попова И.А.
7.
Участие учащихся в общегородской
акции, посвящённой всемирному
дню борьбы со СПИДом.
декабрь
Совет
общежития
Комитет
«Здоровья»
8.
Проведение новогоднего вечера
отдыха «Новогодний карнавал»
декабрь
Комитет
интересных
дел
воспитатели
15
9.
Проведение тематического вечера
«Рождество на Руси».
январь
Комитет
интересных
дел
Воспитатель
Попова И.А.
10.
Проведение тематического вечера
«Крещенские посиделки»
январь
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Попова И.А.
11.
Проведение тематического вечера
«Для тех ,кто влюблён»
февраль
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Горбунова Л.С.
12.
Проведение вечера отдыха,
посвящённого дню 8-го марта
«Голубой огонёк»
март
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Попова И.А.
13.
Проведение тематического вечера к
1-му апреля в форме игры по
станциям «Марафон смеха»
апрель
Комитет
интересных
дел
Воспитатель –
Горбунова Л.С.
14.
Проведение вечера отдыха
«Весеннее настроение» -
викторины, конкурсы, игры и
дискотека.
май
Комитет
интересных
дел
Воспитатель
Филинская
И.Т.
ПРОГРАММА «НАШ ДОМ»
Идея создания программы по самоуправлению возникла давно. Изначально в
общежитии в начале учебного года воспитателями назначался председатель
Совета общежития, выбирались ответственные учащиеся, которые
выполняли различные поручения, были старосты по этажам.
Проанализировав эту работу, я пришла к выводу, что необходимо всю эту
работу привести в систему т.е. заключить всю работу в единую программу.
Во первых – я предложила председателя Совета общежития не назначать, а
выбирать. Я объявила выборы председателя и повесила ящик для записок.
Каждый мог высказать своё мнение. Далее появились лидеры, из которых
16
путём открытого голосования на общем собрании и был выбран председатель
Совета общежития.
Все учащиеся в общежитии живут по отсекам и по группам. Поэтому я
предложила выбрать старосту не на этаж, а по отсекам. Я считаю, что одному
трудно уследить за всем этажом, а вести работу у себя в отсеке, где живут
учащиеся из одной группы легче.
Общежитие – общее жильё, где проживают дети с различными характерами,
поэтому часто возникают конфликтные ситуации. Так же проживают сироты,
учащиеся «зоны риска» и трудные, которые нуждаются в наставниках. Мы
все за пропаганду здорового образа жизни и следить за этим необходимо
круглосуточно/ чтобы не курили в комнатах, коридорах и туалетах/. Так же
необходимо содержать в чистоте и порядке своё жильё, создавать уют в
комнатах. Организация досуга – это различные вечера отдыха, дискотеки,
викторины, игры и т.д.- всегда лежали на плечах только воспитателей, а я
считаю, что к этому нужно привлекать молодёжь. Они должны научиться
организовывать свой досуг сами, но под руководством старшего товарища.
Исходя из этого, были созданы комитеты:
- комитет конфликтных ситуаций
- комитет наставников
- комитет «здоровья»
- комитет по труду и уюту
- комитет творческих дел
- информационный комитет.
И так я выстроила некую структуру нашего самоуправления в общежитии:
- во главе нашего дома – председатель Совета общежития
- его правой рукой является – старосты отсеков
- комитеты ведут работу по своим направлениям
- и вся информация о наших делах стекается в информационный комитет, где
выпускаются стенгазеты, молнии и др.
Название «Наш Дом» предложили сами учащиеся и расшифровали его так:
Д – дело
О – общее
М – мы
Учимся:
- Доброте
- Ответственности
- Мудрости
Живём по принципу 4-х В:
- Взросление
- Воля
- Взаимодействие
- Вера
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Воспитание учащихся, проживающих в общежитии, через раскрытие их
деловых, профессиональных, творческих способностей;
17
Воспитание нравственной культуры учащихся через коллективные и
индивидуальные формы работы.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
1.
Активизация учащихся к самостоятельной деятельности во внеурочное
время.
2.
Формирование внутренней потребности личности учащихся к
самоопределению, саморазвитию, самовоспитанию и создание
условий для их самореализации.
3.
Формирование у учащихся нравственной и коммуникативной культуры
общения.
Совет общежития работает по плану, который вытекает из годовым
планом воспитательной работы . План утверждён заместителем
директора по учебно-воспитательной работе. Заседания Совета
общежития проводятся один раз в месяц, где обсуждается план
работы на месяц, заслушиваются учащиеся имеющие
неудовлетворительные оценки по предметам, имеющие прогулы или
совершившие правонарушение. На Совете общежития закрепляются
наставники из числа учащихся, которые ежемесячно отчитываются на
Совете общежития. Совет общежития тесно сотрудничает с Советом
профилактики училища. Если же применённых мер к учащемуся
Советом общежития не достаточно, то следующая ступень – Совет
профилактики училища. Так же ежегодно в общежитии проводится
конкурс «Уют своими руками» - занимается этим комитет по труду и
уюту. Результаты рейдов комитета по труду и уюту обсуждаются на
Совете общежития, здесь и решается вопрос о лучших комнатах. Эта
информация попадает в информационный комитет, где готовится
информация об этом и вывешивается в общежитии в виде стенгазеты,
листка или объявления, так же с информацией председатель Совета
общежития выходит на училищную линейку.
Комитет наставников – ведёт контролирующую функцию и оказывает
необходимую помощь в подготовке домашнего задания тем учащимся,
которые нуждаются в этом.
Комитет конфликтных ситуаций работает в тесном контакте с
психологом. В этот комитет обязательно входит воспитатель т. к.
самостоятельно выйти из конфликта учащимся трудно и рядом должен
находиться взрослый человек. Если воспитатель видит, что степень
18
тяжести конфликта не поддаётся разрешению . то на помощь приходит
психолог. Решение принимаются на Совете общежития.
Комитет «Здоровья» работает в тесном контакте с воспитателями и с
различными центрами / Центр планирования семьи и РЗ, СПИД
центром, Центр «Гармония»/ и непосредственно с нашим медиком.
Здесь ведётся профилактическая работа по пропаганде здорового
образа жизни, по личной гигиене учащихся и др.
Комитет творческих дел, как уже говорилось, занимается организацией
вечеров, интересных встреч, дискотек , концертов, участие в городских
и областных мероприятиях и т. д.
ПЛАН РАБОТЫ СОВЕТА ОБЩЕЖИТИЯ
НА 2007 – 2008 у.г.
месяц
Планируемые вопросы
сентябрь
Общее собрание учащихся:
1.
Знакомство с сотрудниками общежития;
2.
Правила внутреннего распорядка, правила поведения
для проживающих в общежитии;
3.
Знакомство учащихся с режимом работы кружков и
спортивных секций;
4.
Психологическая помощь учащимся;
5.
Правила пожарной безопасности, сохранность
имущества.
сентябрь
Заседание Совета общежития:
1.
Выборы членов Совета общежития.
2.
Выборы председателя Совета общежития.
3.
Знакомство с функциями Совета общежития и
правами.
4.
Распределение поручений: санитарно-трудовая
комиссия, редколлегия и комиссия творческих дел.
октябрь
Заседание Совета общежития:
1.
Утверждение плана работы на месяц
- организация конкурса «Уют» на лучшую комнату в
общежитии
- организация рейда по комнатам с целью выявления
19
комнат, которые имеют право бороться за звание «Лучшей
комнаты»
- оказание помощи в организации вечера «Будем
знакомы» для учащихся 1-го курса
- выпуск стенгазеты «Мы живём и не скучаем».
2. Конкурс «Уют» объявить с 1.10.07г. по 31.12.07г.
3. Организовать рейд с целью обустройства быта и
уюта по комнатам сирот и трудновоспитуемых.
4. Выпуск стенгазеты по итогам рейда.
5. Оказание помощи в подготовке и проведению
тематического вечера «Будем знакомы» для уч-ся 1-го
курса.
6. Открытие клуба «Молодая хозяюшка»
7. Разное.
ноябрь
Заседание Совета общежития:
1.
Организация и проведения «Весёлых стартов» в рамках
Дня здоровья.
2.
Рейд в общежитии «Моё свободное время»
3.
Выпуск стенгазеты по итогам рейда.
4.
Помощь в организации встречи со специалистом из
СПИД центра по пропаганде ЗОЖ.
5.
Помощь в организации и проведении тематического
вечера «Единой семьёй».
6.
Разное.
декабрь
Заседание Совета общежития:
1.
Рейд по комнатам в рамках подготовки комнат к
зимнему периоду.
2.
Организация встречи с инспектором ОДН и
сотрудником прокуратуры на тему «права и
обязанности сирот»
3.
Рейд по комнатам в рамках конкурса «Уют своими
руками».
4.
Организация и проведение операции «Забота»
совместно с комитетом социальной защиты населения.
5.
Организация и проведение Новогоднего бала.
20
январь
Заседание Совета общежития:
1.
Проведение Крещенских посиделок с чаепитием.
2.
Рейд по комнатам по сохранности мебели в рамках
конкурса «Уют своими руками»
3.
Подведение итогов конкурса «Уют своими руками».
февраль
Заседание Совета общежития:
1.
Организация и проведение тематического вечера ко
Дню Святого Валентина «Для тех, кто влюблён».
2.
Выпуск поздравительной стенгазеты к 14 и 25 февраля.
3.
Организация встречи с инспектором ОДН по
профилактике правонарушений.
4.
Организация учащихся на занятие у психолога по теме
«Неоправданный риск»
5. Заслушать злостных нарушителей дисциплины.
март
Заседание Совета общежития:
1.
Помощь в организации занятия клуба «Молодая
хозяюшка» по теме «Масленица. Приготовление
блинов».
2.
Помощь в организации вечера к 8 Марта «Голубого
огонька»
3.
Рейд по самоподготовке учащихся.
4.
Выпуск стенгазеты по проблемам успеваемости.
апрель
Заседание Совета общежития:
1.
Организация и проведение субботника по уборке
территории.
2.
Провести рейд по выявлению курильщиков, с
анализом рейда выступить на линейке.
3.
Выпустить стенгазету по результатам рейда.
4.
Заслушать старост групп по неуспевающим. Пути
решения этой проблемы.
21
май
1.
Подготовка к ремонту. Заслушать старост групп о
подготовке к ремонту комнат.
2.
Рейд с проверкой санитарного состояния комнат.
3.
Выпустить стенгазету по итогам рейда.
4.
Заслушать наставников.
Программа клуба выходного дня «Молодая хозяюшка» начала свою работу в
прошлом учебном году. Изначально, это были занятия по воскресным дням,
чтобы занять тех детей, которые не уезжают домой. Я хотела научить
девушек готовить элементарные блюда. В течение работы возникла
потребность рассказывать о том как планировать свою степендию, как
ухаживать за своими волосами , кожей и т.д.
Вот так родилась моя программа клуба «Молодая хозяюшка». Мероприятия
проводятся два раза в месяц воспитателями, привлекая учащихся.
Программа имеет два блока: «Домострой» и «Красота и молодость». Занятия
клуба расписаны по темам, и каждое занятие имеет ответственного
исполнителя.
ЦЕЛЬ: Воспитание молодёжи в условиях социализации.
Подготовка учащихся к самостоятельной жизни.
ЗАДАЧИ:
1.
Воспитание самостоятельности ведения домашнего хозяйства.
2.
Привитие трудовых навыков и эстетического вкуса.
3.
Воспитание учащихся в русских традициях, обрядов и обычаев.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1.
Лёгкая адаптация учащихся в любых социальных условиях.
2. Применение полученных знаний на практике в самостоятельной
жизни.
1-ЫЙ БЛОК «ДОМОСТРОЙ»
№
п/п
Наименования мероприятия
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Открытие клуба. Знакомство с
планом работы.
сентябрь
Воспитатель
Попова И.А.
22
2.
Тема: Как правильно
распланировать домашний
бюджет».
октябрь
Воспитатель
Филинская
И.Т.
3.
Тема: «Как правильно питаться».
ноябрь
Воспитатель
Горбунова Л.С.
4.
Тема: «Сервировка Новогоднего
стола. Традиционные блюда –
пельмени».
декабрь
Воспитатель
Попова И.А.
5.
Тема: «Традиционная русская
кухня. Рождественский стол».
январь
Воспитатель
Филинская
И.Т.
6.
Тема: «Кухня для влюблённых»
февраль
Воспитатель
Горбунова Л.С.
7.
Тема: «Встречаем Масленицу. Ох,
блины мои, блины…»
март
Воспитатель
Попова И.А.
8.
Тема: «Светлая пасха – народные
традиции в этот день».
апрель
Воспитатель
Филинская
И.Т.
9.
Тема: «Витаминные салаты».
май
Воспитатель
Горбунова Л.С.
2-ОЙ БЛОК «КРАСОТА И МОЛОДОСТЬ»
№
п/п
Наименование мероприятия
Срок
исполнения
Ответственный
исполнитель
1.
Тема: «Как определить тип своей
кожи?»
сентябрь
Воспитатель
Попова И.А.
2.
Тема: «Витаминные маски».
октябрь
Воспитатель
Филинская
И.Т.
3.
Тема: «Макияж дневной и
вечерний».
ноябрь
Воспитатель
Горбунова Л.С.
4.
Тема: «Как правильно подобрать
причёску к своему овалу лица».
декабрь
Воспитатель
Попова И.А.
5.
Тема: «Тип волос и уход за ними».
январь
воспитатель
Филинская
И.Т.
6.
Тема: «Твой гардероб. Как
правильно одеваться».
февраль
Воспитатель
Горбунова Л.С.
7.
Тема: «Весна – лето 2008»
март
Воспитатель
Попова И.А.
8.
Тема: «Из старого маминого платья.
Как починить вещь?»
апрель
Воспитатель
Филинская
И.Т.
9.
Тема: «Найди свой стиль».
май
Воспитатель
23
Гобунова Л.С.
Хотелось бы привести один пример из моей практики, занятие на тему
«Масленица
на
Руси.
Приготовление
блинов».
Занятие
проводилось
в
комнате для приготовления пищи. На центральной стене: на фоне большой
русской
шали
картина
с
изображением
женщины
в
русском
костюме
с
блюдом
блинов;
надпись
«Широкая
масленица».
В
комнате
стоит
стол,
накрытый красивой расшитой узорами скатертью, на нём самовар, чайные
пары,
варенье,
мёд,
сгущенное
молоко.
На
столе
возле
электроплиты
–
продукты для приготовления блинов; посуда и инвентарь. Негромко звучит
аудиозапись русских народных песен: «Весняночка», «Ой, блины мои блины»
и др.
В первой части занятия я рассказываю о праздновании Масленицы, о
каждом дне недели. Во второй части – диалог с девушками о том,
какие
бывают блины, из каких продуктов их готовят, каким способом и с чем их
можно кушать. Весь разговор опирается на знания детей, полученные на
уроках
производственного
обучения.
В
третьей
части
–
приготовление
блинов, руками девушек и чаепитие./ Смотрите приложение/
Результативность работы
Работая в рамках целевых программ, воспитателю легче отслеживать
результаты работы, планировать мероприятия и корректировать рабочие
моменты, видеть, где в работе, в каком направлении пробелы и учесть
недостатки при последующем планировании.
Программы, направленные на раскрытие в ребёнке лучших качеств,
помогают ему реализовать свои потребности, направить энергию молодого
организма в нужное русло.
Анализ работы по наставничеству с учащимися «группа риска» показал
положительные результаты в работе с данной категорией учащихся:
Учебный
год
Всего
уч-ся
Категория «группа
риска»
начало учебного года
Категория «группа
риска»
улучшения по
окончанию учеб. года
24
количество
%
количество
%
2005-2006
48
10
20,8
7
70%
2006-2007
53
9
16,9
7
77,7%
2007-2008
49
2
4,6
Система работы по охвату учащихся дополнительным образованием
позволяет
сделать
определённые
выводы:
уменьшается
агрессивность
учащихся, исчезают конфликтные ситуации:
Учебный
год
Всего
уч-ся
Дополнительное
образование
Повышенная
агрессия
Начало учебного
года
Повышенная
агрессия
по окончанию
учеб. года
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
Кол-во
уч-ся
%
2005-
2006
48
46
95,8
13
27,1
5
10,4
2006-
2007
53
50
94,4
15
28,3
6
11,3
2007-
2008
49
49
100
4
8,1
Ирина
Анатольевна
знает
психологию
подростка,
ко
всем
воспитанникам
находит
индивидуальный
подход,
строит
отношения
на
основе
личностной
ориентации,
выступает
как
организатор
деятельности
учащихся, старается раскрыть их способности. Большую работу проводит по
сплочению
коллектива
проживающих
в
общежитии.
Ирина
Анатольевна
обладает навыками делового общения, способна быть примером и образцом
для подражания со стороны воспитанников в мыслях, чувствах и поступках.
Она
способна прислушиваться к критике, оставаться уравновешенной
в
любой
ситуации,
готова
к
сотрудничеству
с
коллегами,
пользуется
их
уважением.
25
Приложение №1
«Дружная семейка»
/Игра
–
вертушка
в
рамках
тематического
вечера
для
сирот
«Единой
семьёй»./
Форма проведения: игра – вертушка /по станциям/
Тема: «Дружная семейка»
Цель: Научить объединяться в коллективы по интересам.
Задачи: показать значение каждого члена коллектива в достижении общей
цели; научить работать дружно, учитывать мнение товарища.
Сценарий вечера
- Добрый вечер. Я приветствую вас в этом зале на тематическом вечере
«Единой семьёй». Все вы приехали учиться к нам из разных уголков нашей
области, но здесь вы должны подружиться, чтобы благополучно учиться и
жить одной дружной семьёй. Поэтому сегодня мы поиграем в игру «Дружная
семейка» и убедимся, насколько мы дружны. Вам необходимо создать 3
группы , а иначе говоря – создать 3 дружные семейки.
Каждая
семья
имеет
фамилию,
вы
придумайте
название
–
это
и
будет
являться вашей фамилией, девиз под которым ваша семья будет идти к
победе.
/даю 5 минут… Представление семей…/
-
Я
раздаю
вам
маршрутные
листы.
Согласно
им
ваша
семья
идёт
по
станциям, там вы зарабатываете очки-кирпичики из которых будет строиться
ваш дом. На каждой станции вам даётся определённое время, вы должны в
него уложиться. Так же на станциях вы можете заработать дополнительные
очки-кирпичики за дружность , слаженность, творчество и коллективизм.
В добрый путь!
26
- станция «Юный поэт» - 1 этаж, кабинет психолога.
/ сочинить стихи о жизни в нашем общежитии/
- станция «Весёлый художник» - 3 этаж, каб. художника.
/ нарисовать картинки из жизни в общежитии/
- станция «Меткий стрелок» - 5 этаж, каб. воспитателей.
/ Дарц – кто больше наберёт очков, каждый делает по три броска/
- станция «Смекалка» - 1 этаж, бар.
/ необходимо ответить на вопросы, включая свою смекалку/
- станция «Неотложка» - 1 этаж, читальный зал.
/ оказание первой помощи пострадавшему/
- станция «Театральная гостиная» - 1 этаж, дискозал.
/ разыграть сказку в жанре: комедии, боевика и балета/
ХОД ИГРЫ…………
- Я очень рада, что вы так дружно поработали и построили дом для своей
семьи. Скажите, а что вам помогало в этой игре?
- Итак, посовещавшись, жюри объявит победителя нашей игры………
Награждение победителя…….
Приложение №2
«Голубой огонёк»
(Тематический вечер к 8 Марта.)
Цель: Воспитывать уважение к женщине – матери.
Задачи: - Показать роль женщины в семье;
- Развивать чувство благодарности к женскому
труду.
Оформление: на центральной стене – восьмёрка из цветов,
надпись «С праздником», вокруг белые
ромашки, в зале развешаны шары, шторы
украшены цветами, на столах вазы с цветами
/сделаны руками учащихся/.
Оборудование: посуда, выпечка для чаепития, материал для игр и конкурсов,
музыкальное оборудование.
/на центральной стене: цифра 8 выложена цветами, надпись «с праздником» и
ромашки; на шторах ромашки и зелёные листья. Играет лёгкая музыка –
Вальс
цветов
Чайковского.
В
зале
накрыты
столы
к
чаепитию.
Гостей
встречаем и приглашаем к столу./
27
Ход мероприятия
- Уважаемые гости и девушки, я рада приветствовать вас в этом уютном зале
на «Голубом огоньке», посвящённом Дню 8 марта. В этот весенний день я бы
хотела
поздравить
всех
присутствующих
в
этом
зале
с
наступающим
праздником 8 марта и пожелать вам крепкого здоровья, благополучия в семье,
достатка в вашем доме, чтобы ваши родные и близкие доставляли вам только
радость. С праздником вас, дорогие мои!
Мама – слово короткое, простое,
Но какое близкое, родное,
Оно горит как яркая звезда,
Из тысяч слов – особенное слово.
Его не могут изменить года,
Оно всегда и трепетно и ново.
Воспеваю то, что вечно ново,
И в душе родившееся слово
Обретает музыку свою.
Слово это – зов и заклинанье,
В этом слове сущего – душа,
Это искра первого сознанья,
Светлая улыбка малыша.
Слово это сроду не обманет,
В нём открыто жизни существо,
В нём исток всего, ему конца нет,
Встаньте! Я произношу его: МАМА!
2008 год объявлен годом семьи. Семья – это ёмкое слово – оно включает в
себя
много
понятий:
это
и
любовь
к
ближнему,
нежное
и
бережное
отношение
друг
к
другу,
взаимопонимание
и
заботу
друг
о
друге.
И
хранительница семейного очага во все времена была – ЖЕНЩИНА – мать,
женщина – сестра, женщина – подруга.
- И сейчас я подхожу к столику, где расположились наши гости. Добрый
вечер, представьтесь, пожалуйста.
- Надежда Михайловна
- Кем вы приходитесь Мячковой Наташе?
- Мама.
- Расскажите немного о своей семье……
/предполагаемые вопросы: сколько детей в семье? Трудно ли управляться
таким
большим
семейством?
Чем
занимаются
ваши
дети?
Как
распределяются домашние дела между детьми? Чем занимаетесь Вы? Чем
занимается глава семейства? Ваша самая сокровенная мечта? Какими вы
хотите видеть своих детей?/
- Для вас
звучит музыкальный подарок / Тихонова Алёна
с песней «А
планета кружится»/
- Я подхожу к Калёновой Даше (это сирота). С кем ты сегодня на вечере?
- С бабушкой
28
- Представь нам свою бабушку
- Её зовут Тамара Семёновна
- Будьте добры, расскажите нам о себе…/ дополнительные вопросы/
- Для вас звучит эта песня в исполнении Тихоновой Алёны «Радуйся жизни»
- У нас присутствуют на вечере сестры Крупинины Катя и Аня, они пришли
не одни, а с бабушкой
- Представьтесь , пожалуйста
-Валентина Назаровна
- Расскажите немного о своей семье…/ дополнительные вопросы/
- Этот музыкальный подарок звучит для вас. «Угонщица» исполняет Швец
Лидия.
- Здравствуйте, очаровательная гостья. Кто вы?
- Виктория Олеговна
- С кем вы пришли на вечер?
- С сестрой Безъязычной Лилей
- Чем вы занимаетесь?.../ дополнительные вопросы/
- Песня «Дуэт» звучит для вас в исполнении Трефиловой Лены и Тихоновой
Алёны.
-
За
соседним
столиком
я
вижу
Гордееву
Татьяну
с
сестрой
–
Юлией
Геннадьевной
-
Юлия
Геннадьевна,
расскажите
какая
ваша
сестра
дома,
о
чём
она
мечтает?...
- Чем вы занимаетесь?... /дополнительные вопросы/
- Для вас это музыкальное поздравление – Трефилова Лена с песней «Карта»
- Соня скажи, пожалуйста , с кем ты пришла к нам в гости?
- Ирина Николаевна – сестра
- Расскажите о своей семье…/дополнительные вопросы/
- Вас поздравляет Швец Лидия песней «Позови меня с собой»
- А сейчас я хочу ещё раз поприветствовать наших гостей и попросить их
выйти
на
сцену…
От
имени
администрации
училища
и
от
себя
лично
сердечно поздравляю вас с наступающим праздником 8-го Марта. Желаю вам
здоровья,
успехов
во
всём,
удачи
и
чтобы
ваши
внуки,
дети
и
сёстры
доставляли вам только радость. Будьте счастливы, милые женщины. Примите
от нас скромные сувениры…
- А сейчас я предлагаю всем размяться и поиграть :
- Игра «Музыкальные палочки»
- Конкурс «Кто быстрее и оригинальнее поздравит свою маму или бабушку» /
кто быстрее надует шар и со словами поздравления подарит его своей маме,
тёти или бабушке/
-Конкурс «Какая ты у меня красивая!» / кто быстрее завяжет косынку на
голове своей мамы, бабушки , сестры или тёти и громко произнесёт :»Какая
ты у меня красивая!» , нельзя смеяться/
- Интеллектуальные/ шуточные вопросы – стр.106 «Весёлый девичник»/
- Игра «Самая чувственная»/ каждая участница выходит со своим стулом,
ставят их в кружок и становятся спиной к стулу. Ведущая незаметно кладёт
29
на стул предметы, по команде все садятся на стулья и пытаются угадать, что
за предмет под ней. Пользоваться руками запрещено и подглядывать тоже./ -
проводится вместе с родителями
- Игра «Главное, чтобы костюмчик сидел» /стр.112 «Весёлый девичник»/
-
Игра
–
конкурс
кто
быстрее
съест,
подвешенное
на
нитку,
яблоко
не
используя руки.
- Игра «Чепуха» /на листе пишу вопрос, и все отвечают на первое слово
вопроса – почему, никто не читает ответы другого/
- «Поздравь самым оригинальным способом» / участники надувают шары для
своих
мам,
бабушек,
а
после
этого
должны
подарить
этот
подарок
и
поздравить самым оригинальным способом/ и т.д.
ДИСКОТЕКА
Приложение №3
«Встречаем Масленицу»
(Занятие клуба «Молодая хозяюшка»)
Цель: Воспитывать уважение к исконно – русским традициям.
Формировать понимание традиционных обрядов;
Научить детей правильно готовить блины.
Оформление: плакат с названием темы занятия; аудиозаписи русских
народных песен /»Весняночка», «Ой, блины мои блины…»/
Оборудование: посуда, набор продуктов для приготовления блинов,
Электропечь.
Бытовая комната украшена плакатами :
- «Широкая масленица»
- «Как на масленой неделе «Начинаем проводы зимы –
В потолок блины летели И согласно праздничной программе
Ой, блины мои, блины, До ворот проводим зиму мы,
Блины масленые…» А весна уже не за горами»
/На центральной стене: на фоне русской шали картина женщины в русском
народном костюме с блюдом блинов;
Играет музыка с русскими народными песнями.
Приготовлены продукты для блинов: молоко, яйцо, масло, соль, сахар, мука.
Накрыт стол с самоваром и чайными приборами для чаепития./
Ведущая:
30
-
Здравствуйте,
девушки.
Сегодня
мы
будем
говорить
о
праздновании
масленицы и научимся печь блины.
Масленица празднуется целую неделю, и каждый день недели имеет своё
название и свои правила. Сейчас я расскажу вам о каждом дне :
ПОНЕДЕЛЬНИК – «встреча»
Катание на ледяных горках. Чем дальше катятся салазки, тем лучше будет
урожай, длиннее лён. А ещё для того, чтобы лучше росли растения, нужно
качаться на качелях – чем выше, тем лучше.
ВТОРНИК – «заигрыши»
В
этот
день
начинаются
весёлые
игры,
а
за
потеху
и
веселье
угощают
блинами.
СРЕДА – «лакомка»
В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи – всё на стол
мечи!» Н а первом месте в ряду угощений, конечно, блины.
ЧЕТВЕРГ – «разгуляй»
Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по
солнышку» / по часовой стрелке, вокруг деревни/. Главное мужское дело в
этот день – оборона и взятие снежного городка. Мужчины и молодые парни с
азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли
зрителей, строгих судей и страстных болельщиков.
ПЯТНИЦА – «тёщины вечера»
В этот день зять едет к тёщи на блины, а тёща зятя привечает, угощает.
СУББОТА – «золовкины посиделки»
Ходят
в
гости
ко
всем
другим
родственникам,
и
опять
угощение
–
бесчисленные блины.
ВОСКРЕСЕНЬЕ – « прощёный день»
В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесённые обиды и,
облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую масленицу.
И так , сегодня вторник «заигрыши» и всех угощают блинами.
Кто знает, какие нужны продукты для приготовления блинов? /ответы/
Какая нужна утварь? /поломник, венчик, чашка, лопаточка/
А чем смазывают блины? /маслом/
Но кушать блины можно со сметаной, вареньем – кто как любит.
Но не забывайте, что хозяйка должна быть опрятной – в косынке и фартуке.
ПРИГОТОВЛЕНИЕ БЛИНОВ.
ЧАЕПИТИЕ.
31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Н.П. Аникеева «Психологический климат в коллективе», Москва,
«Просвещение», 1989г.
2.
Ф. Зимбардо «Застенчивость», Санкт-Петербург, «Питер», 1996г.
3.
Э. Сент-Джеймс «Будьте проще», Санкт-Петербург, «Питер», 1996г.
4.
Журнал «Школьные технологии» №4, 1999г.
5.
Журнал «Чем развлечь гостей?» № 12, 2006г.
6.
Сборник «От всей души», ФГУИПП, «Кострома», 2004г.
7.
Журнал «Досуг» № 7, 2007г.
8.
Журнал «100 советов»
9.
Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва.
10.Научно-методический журнал Заместитель директора по учебно-
воспитательной работе», Москва.
11.Научно-методический журнал «Завуч», Центр «Педагогический
поиск», Москва.
32