Автор: Офицерова Зоя Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Сапожковский техникум имени Героя Социалистического Труда Д.М. Гармаш"
Населённый пункт: р.п. Сапожок, Рязанская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Самостоятельная работа, как основа формирования профессиональных компетенций на занятиях экономических дисциплин"
Раздел: среднее профессиональное
«Самостоятельная работа, как основа формирования
профессиональных компетенций на занятиях экономических дисциплин»
Основным
условием
достижения
студентами
профессиональной
компетентности становится их вовлечение в самостоятельную познавательную
деятельность. Развивающемуся обществу нужны образованные, предприимчивые
люди,
которые
могут
самостоятельно
принимать
ответственные
решения,
способные
к
сотрудничеству.
Сегодня
на
первый
план
выдвигается
задача
формирования у студентов таких качеств, как способность приобретать новые
умения, творческая активность и самостоятельность в принятии решений.
В связи с этим введение в процесс обучения разных видов самостоятельной
работы
на
мой
взгляд
наиболее
актуален
и
эффективен.
Сущность
профессиональной
направленности
обучения,
на
мой
взгляд,
выражается
в
целенаправленном обучении студентов, применению получаемой системы знаний
по предметам в области, приобретаемой ими экономической профессии.
Необходимость
самостоятельной
работы
вызвана
самой
структурой
ФГОС и
рабочих программ по дисциплинам и профессиональным модулям.
Готовность к самообразованию означает самостоятельную работу студента,
который,
поставив
перед
собой
задачу,
способен
выявлять
пробелы
в
своих
знаниях
и
умениях,
формулировать
запрос
на
информацию,
извлекать
ее
из
разных источников, осуществлять поиск с использованием различных средств и
оценивать необходимость ее применения в решении профессиональных задач. В
то
же
время,
полученную
информацию
студент
должен
интерпретировать,
систематизировать, критически оценивать и анализировать с позиции решаемой
задачи, делать аргументированные выводы.
Наблюдения показывают, что наши обучающиеся пассивны, не проявляют
интереса не только к естественнонаучным дисциплинам, но и к учебе вообще.
Имея определенный опыт работы с
обучающимися и отработанную систему
преподавания
я думала над тем, как донести до будущих специалистов важность
преподаваемых мной дисциплин и профмодулей. Что взять, а что отбросить из
своего опыта преподавания. Обнаружила, что для решения этой проблемы нужен
широкий
педагогический
кругозор,
знание
результативного
педагогического
опыта, психологии и других методик.
Одним из путей совершенствования профессиональной подготовки на мой
взгляд является организация самостоятельной профессиональной деятельности в
учебном процессе как один из способов качества подготовки специалистов.
Самостоятельная работа учащихся является важным элементом процесса
обучения.
Без
нее
невозможно
обеспечить
единство
преподавания
и
самостоятельного учения студентов.
Самостоятельная работа «выступает в роли одного из распространенных
способов
решения
учебно-познавательных
задач
развития
познавательной
самостоятельности
и
умения
учиться».
Самостоятельная
работа
способствует
реализации образовательных, воспитательных и развивающих функций обучения.
Цело стный
педагогиче ский
проце сс
предполагает
о бу ч е н и е ,
обеспечивающее
максимальное
развитие
интеллектуальной,
эмоциональной
и
волевой сфер личности, формирование и развитие познавательных интересов и
способностей, творческой активности будущего специалиста. Учебный процесс
должен
вызывать
у
студента
удовлетворенность,
радость
познания,
чувство
удивления тому, что он сам может сделать многое. Этому способствует такой
элемент учебной деятельности, как самостоятельная работа.
Самостоятельная работа предполагает реализацию задач, направленных на
развитие
само стоятельной
деятельн о с т и
о бу ч а е м ы х ,
в ы р а б о т к у
самостоятельности, самовыражения в решении профессиональных задач. Этот
вид
учебной
деятельности
помогает
привить
студентам
профессиональные
компетенции,
воспитать
чувства
ответственности,
исполнительности,
самопознания и самореализации.
С введением в образовательный процесс новых стандартов, обучающийся
должен овладеть огромным количеством учебного материала. Применяя методику
самостоятельного обучения, способствующую включению их в самостоятельный ,
творческий,
познавательный
поиск,
стремлюсь
приучить
их
активно
и
2
самостоятельно
добывать
знания,
возбуждать
мысль
и
развивать
интерес
к
предмету, формировать профессиональную компетентность .
По
моему
мнению,
главное
достоинство
методики
самостоятельного
обучения
по
формированию
профессиональных
компетенций
обучающихся
состоит в стабильном показателе роста усвоения учебного материала.
Используя самостоятельную работу в своей деятельности,
стараюсь не
нарушать основные педагогические принципы и рекомендации в развитии
Ведь моя задача как педагога - убедить студента в том, что самостоятельная
образовательная деятельность будет осуществляться в его интересах. Студент
должен осознать, что после окончания учебного заведения
он должен суметь
применить полученные знания для своей будущей карьеры.
В
Федеральном
Государственном
образовательном
стандарте
(ФГОС)
среднего профессионального образования (СПО) по специальности Экономика и
бухгалтерский учёт (по отраслям) значительно увеличены нормативы времени на
самостоятельную
работу
обучающихся.
Новые
условия
предполагают
значительную
индивидуализацию
учебного
процесса
при
активной
позиции
самого
обучающегося.
Успех
от
совместной
деятельности
преподавателя
и
студента во многом зависит от выбора оптимальных форм и методов активизации
самостоятельной работы.
Применяя на занятиях экономических дисциплин самостоятельную работу,
способствую
формированию
у
студентов
профессиональных
компетенций,
направленных на самостоятельное, творческое решение профессиональных задач,
возникающих в практической деятельности будущего специалиста.
Различные виды самостоятельных работ развивают такие
важные черты
личности, как самостоятельность, ответственность, активная жизненная позиция.
Приобретенные
студентами
знания
имеют
практикоориентированную
направленность
и
являются
фундаментом
для
включения
выпускников
в
дальнейшее
непрерывное
самообразование,
обеспечивающее
в
будущем
успешность,
как
в
личностной,
так
и
профессиональной
деятельности.
Для
достижения цели и поставленных задач, считаю возможным
самостоятельную
работу применять в сочетании с различными формами и методами обучения, в
3
совокупности с
традиционными и не традиционными занятиями. Поэтому
в
работе вы не увидите, как я применяю тот или иной тип самостоятельной работы,
но описаны
моменты включения
и применения самостоятельной
работы в
процесс занятий разный форм и методов обучения.
Надеюсь,
что
моя
работа
заинтересует
преподавателей
экономических
дисциплин, которые
самостоятельную работу считают основополагающей
в
своей работе.
Теперь я подробно расскажу, как осуществляю самостоятельную работу на
своих занятиях.
Создавая проблемную ситуацию и предлагая учащимся найти выход из нее,
я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся.
Таких проблемных заданий на занятиях экономических дисциплин может
быть много. Например, это проблема дифицита или профицита, свободных денег.
Иначе
говоря,
деньги
должны
работать.
Эта
проблема
может
быть
рассмотрена,
при
изучении
темы:
«Государственный
бюджет»,
«Анализ
инвестиционной деятельности», « Анализ финансовой отчетности». Например,
рассказывая учащимся о таком виде инвестирования в ценные бумаги, как акция, я
знакомлю учащихся с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы
преимущества того или иного вида акций. Затем я предлагаю проблему:
Представьте, что вы решили стать акционером какой либо фирмы. Какие
акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?
Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для,
самостоятельной оценки всех возможных последствий и принятия решения.
После бурных споров и обсуждений обучающиеся обычно приходят к
правильным выводам. Таким образом, как будущие аналитики самостоятельно
приходят к сути принципа разумного финансового поведения на рынке. Знания,
полученные на таком уроке, могут пригодиться им в их будущей самостоятельной
жизни.
Создать проблемную ситуацию можно и с помощью кейс- метода.
Другой
не
менее
важной
формой
для
включения
самостоятельной
деятельности является игра.
4
Самостоятельная
работа
в
игровой
деятельности,
по
моему
мнению,
помогает
активизировать
творческий
и
интеллектуальный
потенциал
обучающихся, получить опыт, который может пригодиться в жизни. Особенно это
проявляется
в
деловой
или
ролевой
игре.
Ролевая
игра
дает
уникальную
возможность представить себя в различных жизненных ситуациях, смоделировать
свое
поведение
в
зависимости
от
взятой
на
себя
роли.
Это
очень
ценно
на
экономических занятиях.
Я использую самостоятельную работу в
игровой
деятельности на различных этапах урока. Проиллюстрирую это на примере урока
по теме «Производственная структура организации».
В процессе изучения нового я рассказываю о том, что такое управление, его
целях и методах . Обучающиеся предлагается работа по заполнению таблицы:
Методы управления
Название группы
методов
Форма проявления
Ожидаемый
результат
Позитивный
аспект
Негативный
аспект
Командно-
административные
Приказ
Распоряжение и т.д.
Неукоснительное
исполнение задания.
Методы
материального
стимулирования
Применение
материальных
стимулов
(премии,
прибавка к зарплате
и т.д.)
Исполнение
работником
задания
с
же л а ние м
д о с т и ч ь
наилучшего результата.
Методы
морально-
психологического
стимулирования
Применение
моральных
стимулов.
Исполнение
работником
задания
с
желанием
оправдать
доверие начальства.
Для выполнения этой работы я предлагаю разделиться на две группы.
Одна
группа
студентов
представляет
себя
руководителем,
субъектом
управления. Используя различные методы управления, они должны достичь своей
главной цели - получить от своих подчиненных максимальную отдачу. С позиции
своей роли они оценивают плюсы и минусы использования каждого метода и
решают, достигается ли при этом максимальный результат.
Другая группа должна представить себя в роли объекта управления, т.е.
рядового сотрудника подчиненного.
Учащиеся из первой группы демонстрируют, как они будут применять тот
или иной метод, а учащиеся из второй группы должны оценить на себе действие
применяемых «руководством» методов. Это помогает заполнить два последних
5
столбца таблицы. Проделав эту работу, учащиеся замечают, что каждый метод
имеет и свои «плюсы», и свои «минусы». После обдумывания и обсуждения
приходят к следующему выводу - надо использовать все методы для достижения
максимального результата.
В рассматриваемых примерах видно, как элементы самостоятельной работы
можно органично ввести в
урок. Но и сам урок может быть самостоятельной
единицей деятельности. Например, поиском или исследованием.
Приведу
пример
проведения
урока
-
исследования
по
теме
«Анализ
использования фонда оплаты труда, влияние факторов».
К данному виду урока
требуется особая подготовка и преподавателя, и
обучающиеся. Тему исследования сообщаю заранее. Они получают домашнее
задание: узнать как можно больше
о факторах влияющих на фонд заработной
платы
(ФЗП)
об
экономической
ситуации
в
стране
из
газет
журналов,
дополнительной литературы, из бесед с членами своей семьи.
Предварительно обучающиеся распределяются по группам. Исследование
учащимися причин изменения ФЗП и результаты ее последствий - это пример
коллективной, групповой деятельности. Обучающиеся
делятся информацией,
обсуждают, анализируют ее. Делают логические выводы.
1) Выяснить причины, влияющие на ФЗП учащимся помогает модель,
факторного анализа.
Изучая
модель
и
анализируя,
к
каким
последствиям
может
привести
нарушение
соответствия
того
или
иного
фактора,
обучающиеся
называют
следующие
причины
:
Несоответствие
размера
МРОТ
и
Сокращение
потребительской способности.
6
2) Проанализировав полученные данные, подкрепив их информацией из
различных
публикаций,
а
также
жизненным
опытом
старшего
поколения,
учащиеся приходят к пониманию основных последствий для общества и каждого
человека.
Мне
остается
лишь
направлять
поисковую
деятельность
обучающихся.
Знания, которые они добывают, становятся прочными и осмысленными.
Выполнение этого задания помогает обучающиеся увидеть, какие факторы
влияют на ФЗП, цену продукции и как это затрагивает каждую семью.
Самостоятельная деятельность обучающихся может быть прослежена и на
уроке-дискуссии.
Дискуссия
–
это
форма
организации
повторительно-
обобщающих уроков, на которых обучающиеся сами проверяют прочность своих
знаний, своего умения доказательно спорить, рассуждать и убеждать. Такой урок,
как правило, заключительный урок темы или раздела. Вопросы, выносимые на
дискуссию,
предлагают
сами
обучающиеся.
Чаще
всего
это
вопросы,
обсуждаемые
в
публикациях,
по
телевидению
и
СМИ
и
представляющие
общественный интерес.
Обычно такие уроки проходят бурно и интересно.
Приведу пример такого урока по теме «Внешнеэкономическая деятельность
организации». На обсуждение предложен вопрос: Выгодно ли России продавать
сырьевые ресурсы?
Чтобы направить обсуждение в конструктивное русло, я предлагаю ряд
вопросов, которые помогут ощутить суть проблемы.
1.
Пользу или вред приносит нашей стране торговля ресурсами?
2.
Почему
российские
товары,
кроме
сырья,
не
охотно
впускают
на
рынки других стран.
Обсуждая эти вопросы, убеждая друг друга, поправляя и исправляя друг
друга, учащиеся приходят к более глубокому пониманию сути экономических и
политических
процессов,
которые
происходят
в
современном
мире.
Они
проникаются тем, какие проблемы стоят перед нашей страной, хотя очевидно, что
для их преодоления понадобится много времени и сил, дети приходят к выводу,
7
что
Россия
обязательно
займет
достойное
место
в
мировом
экономическом
сообществе. И конечно, этот урок должен закончиться на мажорной ноте.
Здесь бы мне хотелось упомянуть о колоссальном воспитательном значении
уроков экономической направленности. Неравнодушие к судьбе страны, желание
решить ее проблемы - эти и многие другие качества формируются на таких
занятиях.
Считаю, что самостоятельная творческая деятельность учащихся в процессе
обучения – залог прочности добываемых ими знаний и умений, а также залог того,
что интеллектуальные и творческие способности учащихся получат свое развитие.
Такой
подход
к
обучению
помогает
формированию
прочных
знаний
и
умений,
развивает
такие
качества
как
умение
анализировать,
самостоятельно
делать
выводы
и
обобщения.
А
игровая
деятельность
является
своего
рода
тренингом, репетицией жизненных ситуаций и учит самостоятельно и обдуманно
принимать решения.
Эффективному
постижению
азов
экономических
дисциплин
поможет
решение задач, в содержании которых идет речь о производстве, стоимости, о
преимуществах
в
условиях
труда
и
его
оплаты
и
тому
подобное.
Следует
отметить, что некоторые задачи, включенные в учебники, являются задачами с
экономическим содержанием.
Предлагаемые мной для решения задачи, способствуют формированию у
студентов экономического мышления. При их решении они обучаются расчетам,
оценивают
сравнительную
выгоду
той
или
иной
покупки,
сделки,
предпринимательской деятельности и т. п. При этом экономическое воспитание
должно и будет осуществляться и через проблему задачи, и при ее решении, и при
анализе результата решения.
Приведу в качестве примера несколько задач:
1.
Открыв счет в банке гражданин, вложил 25000 рублей. Через каждый
месяц размер вклада увеличивается на 1,2% от имеющейся суммы. Определить:
o
сумму вклада через 1, 2, …, 12 месяцев;
o
прирост суммы вклада за первый, второй, …, двенадцатый месяц.
8
2.
В некотором году (назовем его условно первым) на участке в 100
гектар средняя урожайность ячменя составила 20 центнеров с гектара. После
этого каждый год площадь участка увеличивалась на 5%, а средняя урожайность
на 2%. Определить:
o
Площадь участка в четвертый, пятый, шестой, седьмой год;
o
Урожайность за второй, третий, …, восьмой год;
o
Урожай (в центнерах), собранный на этом участке за второй, третий,
…, восьмой год.
При решении подобных задач учащиеся
усваивают
экономические
понятия, которые являются ключевыми для всех возрастных групп учащихся, а
сами
задачи
по
своему
содержанию
и
логике
максимально
приближены
к
условиям реальной действительности, с которой повседневно приходится
им
сталкиваться. Кроме того, решение задач с экономическим содержанием вносит
разнообразие
в
урок,
помогает
активизировать
мыслительную
деятельность
учащихся,
обогащает
социальный
опыт,
расширяет
представление
об
окружающем
мире
и
словарный
запас
учащихся,
закладывает
зачатки
экономических и информационных знаний.
Развитию
творческих
сил
и
способностей
обучающиеся
будет
способствовать
предложенный
материал
созданный
с
помощью
средств
информационных технологий ( презентация). При подготовке к уроку учитываю
следующие межпредметные связи: обучающиеся должны использовать знания
математики,
информатики,
спецпредметов
(бухгалтерского
учета,
финансовой
отчетности, менеджмент).
При
анализе
конечного
результата
урока
оцениваю
не
только
знания,
умения, навыки как таковые, но и деятельность учащихся по овладению ими
содержания учебного предмета на основе самостоятельности, самоорганизации,
развития коллективизма и ответственности. Так как конечный результат урока
складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе
урока рассматриваю их как единое целое.
9
При такой форме проведения занятий обучающиеся работают осмысленно,
не просто зазубрив, выучив материал, что, конечно же, не позволило бы достичь
поставленных целей.
Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы
провожу инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его
содержание,
сроки
выполнения,
ориентировочный
объем
работы,
основные
требования к результатам работы, критерии оценки. предупреждаю обучающихся
о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Самостоятельная деятельность хорошо сочетается с проверкой знаний и
умений обучающихся.
Чтобы повторение обеспечивало прочность усвоения, повышало интерес и
самостоятельную активность учащихся, надо его разнообразить в методическом
отношении,
то
есть
ставить
вопросы
в
иной
группировке,
чем
при
первоначальном изучении материала, давая новые примеры и задания.
Например,
при
первоначальном
изучении
темы
“.
Анализ
финансовой
отчетности ” формулирую следующие вопросы:
1. Назовите характерные черты анализ финансовой отчетности.
2. Метода анализа финансовой отчетности?
3. Что общего и в чем различия вертикального и горизонтального анализа?
4. Каковы основные цели бухгалтерской (финансовой) отчетности?
5.Назовите источники анализа финансовой отчетности?
При
обобщающем
повторении
темы
предлагаю
обучающиеся
другие
вопросы и задания например:
1.
Какие
цели
преследует
вертикальный
и
горизонтальный
анализ
бухгалтерского баланса?
3.
Как анализ финансовой отчетности влияет на оценку финансового
состояния предприятия?
4.
Какие
строки
бухгалтерского
баланса
чаще
всего
нуждаются
в
детализации и почему?
5. Какую информацию можно получить из формы № 3 «Отчет об изменении
капитала»?
10
6. Какие измерители используются при анализе показателей отчетности? И
т.д
На
обобщающее
повторение
выделяется
минимальное
время.
Поэтому
элементы
обобщающего
повторения
использую
при
завершении
изучения
крупных разделов или нескольких тем. В силу того, что обобщающее повторение
обычно проводится на последнем уроке по теме, на него выношу только узловые
проблемы, ставлю вопросы главным образом обобщающего и группировочного
характера, при этом связанные между собой по содержанию.
Заключительное
(итоговое)
повторение
применяю
когда,
программный
материал изучен. Примерные вопросы для итогового повторения
по теме: «
Анализ финансовой отчетности».
На основании приведенного баланса и справки к нему определите:
изменения
в
наличии
и
составе
источников
средств
предприятия,
цену
отдельных источников и средневзвешенную цену/капитала, изменения в наличии,
структуре
и
качестве
активов
предприятии,
показатели
эффективности
и
интенсивности
использования
капитала
и
факторы
изменения
их
уровня,
коэффициенты финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности.
Сделайте
выводы
на
основании
результатов
анализа.
Укажите
пути
укрепления финансового состояния предприятия.
Проведение итогового повторения может быть различным. Прежде всего
возможен экономный и эффективный путь проведения на уроке тестирования
учащегося по специально разработанным тестам.
Преимущество тестов в их объективности, т. е. независимости проверки и
оценки знаний от преподавателя. Однако к тесту наука предъявляет высокие
требования, рассматривая его как измерительный прибор.
Итоговое повторение провожу в форме зачетных и семинарских занятий,
контрольных
работ,
устных
и
письменных
проверок,
практических
занятий,
индивидуально и фронтально.
Некоторые контрольные работы строю по блочному принципу ( н-р: вся
работа состоит из пяти блоков):
1. Терминологический блок.
11
2. Блок на установление общего компонента в предложенных заданиях.
3. Блок “чистого знания”: факты, характеристика экономических объектов...
4. Блок на вычисления, аналитические задания и т. д.
5. Блок практического задания.
В каждом блоке от одного до трех вопросов или заданий учащимся. В сумме
каждый
блок
оцениваю
в
5
баллов.
Максимальное
число
баллов,
которое
оценивается отличной оценкой: 5х5=25.
Пример контрольной работы по теме “ Анализ финансовой отчетности ”:
Вариант Б 1
1. Дайте определения понятиям, терминам: анализ финансовой отчетности,
бухгалтерский баланс, основные активы, ликвидности.
2. Контрольные вопросы:
а) как определяется и от чего зависит эффект от использования заемного
капитала?
б) в чем заключается проблема риска банкротства предприятия?
в)
Раскройте
содержание
горизонтального
метода
анализа
статей
бухгалтерского анализа?
3. Выберите правильный ответ:
1. Что относится к медленно реализуемым активам:
1) запасы, включая НДС по приобретенным ценностям
2) запасы + дебиторская задолженность
3)
запасы,
включая,
НДС
по
приобретенным
ценностям
+
дебиторская
задолженность + прочие оборотные активы
4.
По
данным
ф.
№
2
«Отчет
о
прибылях
и
убытках»
и
ф.
№
1
«Бухгалтерский
баланс»
рассчитывайте
и
проанализируйте
рентабельность
капитала (активов).
5.
Предприятие имеет собственный капитал на сумму 8000 тыс. руб.,
оборотные (текущие) активы — 4000 тыс. руб., внеоборотные активы — 6500 тыс.
руб. Рассчитайте коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными
средствами (КОСС). Сравните с нормативом.
12
В ходе проведения учитываю, что не все обучающиеся имеют одинаковые
знания. Вот почему на таких контрольных работах применяю систему замены
задания т.е разрешаю заменить тот или иной вопрос, задание (иногда даже блок)
другой дополнительной задачей, которую заранее записываю на карточке или на
доске. Эту же дополнитёльную задачу может решить любой учащийся, который
тревожится о том, что не набирает зачетной суммы баллов.
Для проверки усвоения терминов и понятий
использую
экономические
экспресс-диктанты с шифром. Пример: на доске в порядке записаны термины:
1 Рентабельность продаж, 2. Чистая прибыль, 3.
Убытки от выплаты
штрафов, 4. Финансовые доходы, 5. Рентабельность, 6. Маржинальная прибыль,
7. Получение запланированной суммы прибыли, 8 Налогооблагаемая прибыль, 9 .
Себестоимость продукции, 10. Брутто-прибыль
Читаю определения, а учащиеся записывают только порядковый номер,
которому соответствует этот термин (определение):
Затем записываю на доске цифры: “5 6, 1, 2, 3, 4, 10, 9, 8, 7.
идет
взаимопроверка
и
выставлёние
оценок
в
соответствии
с
объявленными
критериями.
Тест - система заданий специфической формы, определенного содержания,
возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и измерить
уровень знаний студентов по различным дисциплинам. При использовании тестов
проверяется только то, что ранее было сформулировано как запланированная цель
обучения и изучено на занятиях.
Так как студенты имеют разные уровни обучаемости применяю карточки-
задания разных цветов:
Синие - самые легкие задания
Зеленые - более сложные
Красные – повышенной сложности
Зачеты являются активной формой проверки знаний учащихся по изученной
теме.
При
проведении
зачетных
занятий
привлекаю
учащихся-ассистентов,
учитывая их успеваемость по соответствующим темам программы или принимаю
зачет до начала урока. Каждому учащемуся выдаю “зачетный лист” с вопросами.
13
Ученик-ассистент принимает ответы только по одному вопросу и выставляет
оценку.
Во
время
зачета
выполняю
роль
эксперта
и
выставляю
студентам
итоговую оценку.
Зачетный лист по теме “ Анализ финансовых результатов деятельности
организации (предприятия)”, пример 3. и практическое занятие
В
данной
работе
самостоятельная
работа
представлена
как
система,
состоящая из мотивационного, организационного, деятельного, рефлексивного,
контрольного компонентов.
Используемая
мною
модель
самостоятельной
работы
обучающихся,
позволяет на более высоком качественном уровне выстроить процесс организации
самостоятельной
работы
студентов,
привести
к
повышению
уровней
самостоятельности студентов и вырабатывает потребность к самообразованию и
самосовершенствованию
при
выполнении
разной
сложности
самостоятельных
работ.
Федеральные
образовательные
стандарты
СПО
третьего
поколения
основаны
на
компетентностном
подходе
к
профессиональной
деятельности,
предполагающей
сложный
набор
трудовых
функций
и
соответствующих
компетенций
для
их
выполнения.
Профессиональная
компетентность
-
это
сложная
индивидуально-психологическая
совокупность
теоретических
знаний,
практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готов-
ность специалиста к активной трудовой деятельности.
Чему
и
способствует
применяемая
мной
в
учебной
деятельности
самостоятельная работа.
Список используемой литературы
14
1. Бухгалтерский учет : деловые игры: учебное пособие/ под ред. д-ра экон.
Наук, профессора Н.А. Каморджановой. - М.:Эксмо,2016.
2.
В.А.
Мищенко
Самообразование
студентов
как
фактор
повышения
профессиональной мобильности // Среднее профессиональное образование. 2016.
№ 2
3. Елизарьева Г.В. Организация самостоятельной
учебной деятельности
студентов. Спб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015
15