Автор: Магеррамова Юлия Вячеславовна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ КГТиТ №41
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Пирамида"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение горда Москвы
«Колледж градостроительства, транспорта и технологий № 41»
(ГБПОУ КГТиТ №41)
Методическая разработка
Учебного занятия по математике
на тему: «Пирамида»
Разработчик: Магеррамова Ю.В. преподаватель математики
Москва, 2015г.
Тема урока: «Пирамида»
Время проведения:
Группа: 2СВ-02К
Дидактическая цель учебного занятия:
введение понятия пирамида, установление ее элементов;
Цели по содержанию:
Образовательная: познакомить обучающихся с пирамидой ее элементами, формулами боковой и полной поверхности;
Развивающая: развивать пространственное воображение, логическое мышление, познавательный интерес
Воспитательная: прививать навык аккуратности при выполнении чертежей,
Тип учебного занятия: урок ознакомления с новым материалом;
Методы обучения: словесный, практический, наглядный, объяснительно-иллюстративный;
Формы организации познавательной деятельности на уроке: фронтальная работа, работа в статистических парах;
Средства обучения:
ноутбук, проектор, модели пирамиды (каркасные, пластиковые, бумажные), плакат с формулами,
учебники по геометрии Погорелов А.В.
Использованная литература:
1.Погорелов А.В. Геометрия М.: Просвещение, 2003;
2. Смирнова И.М., Смирнов В.А. Устные упражнения по геометрии М.: Просвещение, 2003;
3. Шарыгин Н.Ф. Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия М.: МИРОС, 1995;
4. Костицын В.Н. Практические занятия по стереометрии М.: Экзамен, 2004;
Технологическая карта
№
Этапы
урока, кол-
во времени
отведенное
на этап
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Формируемые знания,
умения
Формир
уемые
компете
нции
1.
Организац
ионный
момент
(1 мин.)
-Приветствие обучающихся;
-Проверка подготовленности к уроку;
-организация внимания;
Приветствие учителя, подготовка
к уроку;
2.
подготовка
к изучению
нового
материала
через
повторени
е и
актуализац
ию
опорных
знаний;
( 3мин.)
Фронтальный опрос по моделям
-С какими пространственными
фигурами мы уже познакомились?
-Среди представленных моделей
геометрических фигур есть призма?
-Покажите элементы призмы
-Куб является призмой?
-Что такое площадь полной
поверхности призмы?
- призма
-да
-ребро, грань, высота,
основания;
-да
-Сумма площадей всех ее граней
(боковых+2 основания)
-Умение выделять
известные фигуры;
-умение выделять
элементы призмы;
ОК 1-
6
3.
сообщение
темы, цели
урока и
мотивация
учебной
деятельнос
ти;
( 7 мин.)
- Важным, интересным и загадочным
геометрическим телом является
многогранник который мы сегодня
будем изучать - это пирамида. Но
сначала я вам предлагаю посмотреть
презентацию о пирамидах, которую
подготовила студентка нашего
колледжа Джафарова Анна.
Постановка цели:
-Нам необходимо изучить пирамиду с
математической точки зрения.
Просмотр презентации
-
формирование
представлений о
математике как
универсальном языке
науки;
ОК 1-
6
4.
ознакомле
ние с
новым
материало
м;
(10 мин.)
Работа с моделями пирамид
-Чем отличаются представленные
здесь пирамиды?
-Как вы думаете, называются эти
пирамиды?
-Давайте попробуем назвать элементы
пирамиды
-Чем являются боковые грани во всех
рассмотренных пирамидах?
-Из нашего анализа пирамиды
постарайтесь сформулировать
определение
-основаниями
-треугольная,
четырехугольная, пятиугольная
и т.д.
-ребро, грань, вершина, высота,
основание
-треугольники
-Пирамида – это многогранник
в основании которого лежит
многоугольник, а остальные
грани треугольники, имеющие
общую вершину
-овладение знаниями о
пирамиде необходимыми
для применения в
практической
деятельности
-
умение анализировать
ОК 1-
6
Работа в тетрадях
-Откройте тетради, запишите число,
тему и определение (презентация №2
слайд 1)
-А теперь начертите треугольную
пирамиду и обозначьте ее элементы
(презентация слайд 2)
-С чего начать чертеж пирамиды?
-Обозначать пирамиду начинают с
вершины
-Любая ли прямая опущенная из
вершины будет являться высотой?
-Как вы думаете, а это пирамида?
(показать конус)
-А почему?
-Треугольную пирамиду математики
называют тетраэдр – это самый
простой из всех многогранников. С
греческого тетраэдр – это
«Четырехгранник»
У него 4 - вершины
4- грани
6- ребер
-Именно такой формы пакет молока
(презентация слайд 3)
Работа в тетрадях
-с основания
-нет, только перпендикуляр
-
нет
-в основании не многоугольник
-Умение изображать
пространственные
фигуры
-умение
соотносить
трехмерные объекты с
их описаниями
-
знание историко-
математических фактов
- Как вы думаете, тетраэдр может
встретиться в сварочном деле?
-Проведя аналогию с призмой, как вы
думаете, как посчитать площадь
полной поверхности пирамиды?
(презентация слайд 4)
-Запишите формулу
S
полн
=
S
бок
+
S
осн
-А как найти площадь боковой
поверхности?
-Запишите формулу (презентация
слайд 4)
-да, как декоративный элемент
-сумма площадей всех граней
-Сумма площадей боковых
граней
S
бок
=
S
1
+
S
2
+
S
3
+
S
n
-умение анализировать
5.
первично
е
осмыслен
ие и
закреплен
ие связей
и
отношени
й в
объектах
изучения;
(20 мин.)
Практическая работа в парах.
-У вас на столах модели пирамид.
Сделайте необходимые измерения при
помощи линейки и вычислите
S
бок
.
Все расчеты записывайте в тетрадь.
Решение задач
Выполнение измерений и
расчетов
-
умение производить
простейшие измерения
при помощи линейки;
--умение решать
несложные задачи;
-
использовать
приобретенные знания
и умения в
практической
деятельности и
повседневной жизни
-
умение
эффективно
сотрудничать
с
другими
ОК 1-
6
№1- Устно
Нужно изготовить каркасную модель
треугольной пирамиды из металла, все
ребра которой равны 7 см. Сколько
потребуется металла?
№2 (встречается в экзамене)
Боковое ребро тетраэдра АS равно 12
см, а угол наклона бокового ребра к
основанию 30
0
. Найти высоту.
-Что значит угол наклона ребра к
основанию?
Задачу оформляет ученик на доске
Наводящие вопросы:
-Какая фигура дана?
-Что про нее известно?
-Что надо найти?
-Из какой плоской фигуры можно
найти высоту?
-Какой это треугольник?
-Что в этом треугольнике известно?
-Какое есть свойство прямоугольного
треугольника и угла в 30
0
?
№3 (№ 42 по учебнику стр. 77)
Решение задач
6*7=2см, т.к. 6 ребер
- показать на модели
Задачу оформляет ученик на доске, а
остальные записывают решение в
тетрадь
Дано: SАВС- пирамида
АS = 12 см
¿
S АО
=
30
0
Найти: h-?
Решение:
1.Рассмотрим треугольник АSО-
прямоугольный (тк SО –высота)
2.Т.к.
¿
S АО
=
30
0
S О
= ½ АS (по свойству) =6 см
Задачу оформляет ученик на доске, а
людьми;
-умение решать
несложные задачи;
-
умение вычисления
площадей
поверхностей
пространственных тел
при решении задач
-
Умение изображать
пространственные
фигуры;
-умение решать
несложные задачи;
-
умение использовать
при решении
стереометрических
задач
планиметрические
факты и методы;
Задачу оформляет ученик на доске
Наводящие вопросы:
-Какая фигура дана?
-Какая пирамида?
-Что про нее известно?
-Что надо найти?
-Из какой плоской фигуры можно
найти высоту?
-Какой это треугольник?
-Что в этом треугольнике известно?
-Из какой фигуры можно найти
вторую сторону треугольника АSО?
-Какой теоремой о прямоугольном
треугольнике надо воспользоваться?
-Что можно сказать про диагонали
прямоугольника?
остальные записывают решение в
тетрадь
Дано:
SАВСД- пирамида;
АВСД- прямоугольник; АВ=6 см,
АД=8 см
SА=SВ=SС=SД=13 см
Найти: h-?
А
S= ВS= СS=
Решение:
1.Рассмотрим треугольник АСД-
прямоугольный
По теореме Пифагора:
АС
2
=АД
2
+СД
2
АС
2
=64+36
АС= 10 см
2.Тк АВСД- прямоугольник
АО=ОС=5 см
3.Рассмотрим треугольник АSО-
прямоугольный
(тк SО –высота)
-умение
в ы п ол н я т ь
чертежи
по
условиям
задач;
-Умение изображать
пространственные
фигуры;
-умение решать
несложные задачи;
-
умение использовать
при решении
стереометрических
задач
планиметрические
факты и методы;
№4 (№41 по учебнику на оставшееся
время)
По теореме Пифагора:
АS
2
=АО
2
+ОS
2
169=25+ ОS
2
ОS
2
=144
ОS=12 см
6.
постановк
а заданий
на дом;
(2 мин)
-стр. 68 п.47, выучить определение
пирамиды;
-СРС №5 можно решать задачи с
пирамидой;
-№ 43 стр. 77;
-изготовить модель пирамиды (сварить
модель)
Записывают задание
-
умение осуществлять
самостоятельную
деятельность и
самоконтроль
ОК 1-
6
7.
подведени
е итогов
урока.
( 2 мин)
-Какой многогранник мы начали
изучать?
-Чем отличается пирамида от призмы?
Выставление оценок за урок
-пирамиду
- одно основание, боковые грани
треугольники
-
умение анализировать