Автор: Колесняк Мария Валерьевна
Должность: преподаватель вокала высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ОГБПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных технологий
Населённый пункт: город Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образ певца-педагога"
Раздел: среднее профессиональное
ОГБ ПОУ Ульяновский колледж искусств, культуры и социальных
технологий
Статья на тему: "Образ певца - педагога"
Составитель: преподаватель вокальных дисциплин
Колесняк М.В.
Ульяновск, 2018
Образ певца - педагога
"
Чтобы сделаться настоящим певцом, надо быть настоящим
музыкантом", говорил знаменитый певец и педагог Мануэль Гарсия.
Этот идеал певца получил своё высшее выражение в русском искусстве.
Пример Шаляпина, Собинова, Неждановой и других корифеев русского
вокального искусства помогает понять ещё одну важную черту
отечественной школы пения. Это высокая и разносторонняя культура
артиста.
"В искусстве существует ещё нечто высшее, придающее пению
полную волшебную силу, делающее его выразителем наших внутренних
ощущений, - это личные душевные свойства певца. От творческого
воображения, тонкого чувствования прекрасного и от личных
способностей к увлечению зависит качество чувства, вкладываемого
в пение от разностороннего умственного развития и образования
зависит умение осмыслить исполнение и ясно передать мысль
композитора".
Так определил основные требования русской вокально-
исполнительской школы оперный певец и педагог, И.П. Прянишников.
Он подчёркивал, что мастерство певца только в соединении
"с музыкальным чувством", а также с глубоким музыкальным развитием
"образует настоящего артиста".
Однако следует отметить, что певцы различных индивидуальностей
должны вкладывать в своё исполнение прежде всего свойственное им
выражение и придавать тем же страстям различный характер. Выражение,
придаваемое голосу в обыкновенной речи , должно быть и в пении
основанием музыкального и драматического выражения и их совокупности.
Я предлагаю своим студентам - раньше, чем определить оттенки
фразировки, - вслух прочитать текст данного произведения и найденные
оттенки декламации затем применять к пению, наблюдая, чтобы
драматическое выражение полностью сливалось с музыкальной формой.
Это требование заставляет вспомнить практику выдающихся русских
певцов , вплоть до Шаляпина, которые в поисках правдивой
выразительности снова обращались к чтению, поэтического текста роли,
это особенно важно при современном направлении вокальной музыки,
2
в которой декламация играет важную роль. Путь к выработке правильной
вокальной декламации я вижу в наблюдении искусства хороших
драматических актёров и умело фразирующих певцов, а также в
настойчивом труде. С этим нельзя не согласиться, если вспомнить
как много дало, например, гениальному вокально-декламационному
искусству Шаляпина общение с таким актёром как Мамонт Дальский,
общение со Станиславским.
Важную роль в практической работе с обучающимися уделяю
правильному певческому дыханию. Певческое дыхание связываю с
естественностью человеческой речи: если певец говорит он, затрудняется
определить место для возобновления дыхания , то стоит только вслух
прочитать текст изучаемого произведения там, где возникает пауза при
чтении, может быть возобновлено и дыхание. При этом способе никогда
не будет искажён смысл текста. Важное значение придаю дыханию , как
выразителю душевного настроения, учитывая тот фактор, что кроме чисто
физиологической основы певческого процесса, кроме роли знаков
препинания, дыхание имеет ёщё психологическое значение.
Психологическое состояние человека всегда отражается на его
дыхании: весёлый дышит легко и живо, огорчённый - тяжело и медленно,
обездоленный - сильно и шумно втягивает воздух. Истинный артист всегда
будет пользоваться дыханием для драматического выражения.
Особое значение в пении придаю тембровым краскам. Очень часто
тембр голоса меняется сам, помимо воли певца в зависимости от
настроения, переживания исполнителя, то есть при прочувствованном
пении голос сам принимает характер звука, соответствующего
выражению музыки и требованию текста, но законченный артист,
кроме этих непосредственных перемен тембра, должен уметь сознательно
владеть всеми тембрами и не рассчитывать лишь на своё увлечение.
В практической работе с обучающимися в вокальном классе, к каждому
студенту подхожу индивидуально, учитывая особенности его голоса,
слуха, музыкальных способностей. Стремлюсь воспитать в каждом ученике
музыкальное чувство. Всем обучаемым рекомендую петь вокальные
упражнения и вокализы наизусть, не говоря уже о вокальных произведениях.
Основной педагогический принцип заключается в том, что невозможно
3
петь хорошо, не зная наизусть исполняемое вокальное произведение.
Вокальные упражнения в практической работе над певческим голосом
рекомендую всем исполнителям петь без аккомпанемента - для
выработки устойчивой интонации.
Большое значение уделяю работе над филировкой звука.
"Уметь хорошо филировать звук значит хорошо уметь петь".
Рекомендую ежедневно упражняться в филировании звука на
протяжении всей певческой деятельности, учитывая, что хорошая
филировка звука достигается большим кропотливым трудом.
Фиксирую внимание студента на динамических оттенках требуя,
чтобы forte чередовалось с piano это чередование должно быть
натуральным, осмысленным и разнообразным. Forte только тогда
производит впечатление действительной силы, когда оно подготовлено
предшествующим piano. Не следует петь всё одинаково сильно и
энергично, потому что тогда впечатление силы теряется, ухо слушателя
быстро привыкает к этой неизменной силе и перестаёт замечать её. Тоже
относится и к pianissimo, но подготовленному предшествующим forte.
Чтобы довести искусство пения до совершенства, необходимо,
помимо природных данных, правильное и длительное обучение для их
развития. Педагог - певец легко может исправить вокальные дефекты
обучающегося справедливыми замечаниями давая при этом возможность
услышать звуки своего голоса, правильно и хорошо поставленного. Пока
ученик не достиг автоматизации исполнительских навыков, ему
волей - неволей приходится сосредотачивать своё внимание в разных
направлениях. И самой главной моей задачей как педагога, направить
начинающего исполнителя в необходимую сторону, помочь ему
развивать свои творческие способности гармонично, соразмерно.
Певческая или вокальная техника предполагает целый ряд
технических и художественных приёмов исполнения, связанных между
собой. Эти приёмы зависят от стиля, формы и содержания музыкальных
произведений. Степень овладения ими не у всех певцов одинакова и
зависит от различных причин, в том числе: от вида голоса ( сопрано,
меццо -сопрано, альт, тенор, баритон, бас) и его характерных способностей.
4
От степени музыкальной одарённости певца. От возможности
физического совершенствования голосового аппарата.
Специфика пения требует от каждого певца, независимо от того каким
голосом он обладает, прежде всего, овладения основным техническим
приёмом - legato. Суть его, как известно, заключается в связном
исполнении различных или повторяющихся звуков мелодии без излишнего
заметного скольжения голоса между ними и сохранении однородности
тембра в разных регистрах певческого диапазона. Приём legato является
той основой , благодаря которой возникает возможность овладения и
другими приёмами вокальной техники со всеми их разновидностями.
В повседневной работе с обучающимися во всех случаях всегда
учитываю связь и зависимость исполнительского процесса:
1) дыхания ( вдох, задержка выдох);
2) звукообразования ( атака, резонаторы, ровность звуковой линии,
однородность тембра, слуха);
3)вокализация гласных, скандирование согласных);
4) слуховое представление интонации, слуховой контроль).
В процессе практической работы учитываю возможности, которыми
владеет ученик в момент обучения, проявляю осторожность и чувство
меры при выборе вокальных упражнений и репертуара избегая
чрезмерных трудностей. Неправильный выбор вокальных упражнений
и преувеличение возможностей обучающегося может привести к
переутомлению голосового аппарата, к профессиональному заболеванию
голосовых связок. К началу работы над упражнениями в гаммах ученик
должен иметь хотя бы небольшой опыт исполнения отдельных звуков
или последовательностей , состоящих из двух-четырёх звуков, уметь
правильно интонировать тонику ( 1 ступень гаммы ), вводные тоны к ней,
мажорные и минорные трезвучия и узнавать их по слуху. Кроме того,
он должен различать большую и малую секунды, и правильно
интонировать в восходящем и нисходящем движении по мажорной и
минорной гаммах. У обучающихся часто возникают два наиболее
типичных затруднения : при восходящем движении - зажатие гортани и
5
форсирование звука, а при нисходящим - интонационное скольжение
по ступеням с тенденцией к их понижению ( отсюда интонационная
неверность ) и замедлению. Технически - верное исполнение восходящих
и нисходящих гамм зависит от умения правильно регулировать дыхание и
избегать нажима на голосовые связки. Упражнения в гаммах весьма
полезны для выработки ровности звучания голоса на всём
певческом диапазоне.
Рекомендую всем обучающимся ежедневное пение трёх - четырёх
протяжных упражнений в гаммах . Различные упражнения в гаммах
помогают практически овладеть главнейшими особенностями ритмического
строения мелодии и нюансировки. При этом от обучающихся требую
внимательного отношения к нотной записи, отражающей основной
смысл музыкального произведения, умения разбираться во всех
условных знаках динамики, метра, ритма, темпа, оттенков выразительности.
Цель моих упражнений в арпеджио приучить слух и голос к
точному интонированию трезвучий, с их обращениями, сохраняя при
этом однородность тембра голоса на всём протяжении певческого
диапазона. К упражнениям по выработке беглости обучающийся может
приступить тогда, когда он достигает ровности звучания своего голоса
на всём протяжении его диапазона.
Виртуозная вокальная техника, связанная с исполнением различного
рода пассажей, арпеджио в широком мелодическом диапазоне, в
быстром темпе, в лёгком движении и с безукоризненной интонацией
может быть достигнута лишь в результате ежедневной, упорной и
систематической работы по развитию голосового аппарата и вокального
слуха.
Развитие вокальной техники должно происходить одновременно с
развитием музыкальности . Ученик должен почувствовать красоту
мелодии, увлечься музыкой. Поэтому он не может
быть
безучастным,
как в исполнении вокализов, так и простых упражнений. Петь их надо
не только для того чтобы распеться . Путём постепенного усложнения
упражнений их нужно превратить в средство музыкального развития
обучающегося. В музыке встречается много нюансов, которые, нужно
6
научиться выполнять с первых же вокализов. Обучающимся необходимо
не только петь, но и играть упражнения, чтобы ухо привыкало к созвучиям,
интервалам, гармоническим построениям. Вслушиваясь в них ученик,
певец , приобретает способность представлять мелодию в своём
воображении, то есть развивает внутренний слух.
Упражнения, вокализы , сольфеджио являются очень ценным
художественным материалом для развития голоса певца, и особенно
среднего регистра. Эмоциональная выразительность всегда должна
осуществляться средствами музыкальной выразительности: чувство
должно быть воплощено в законченной форме, образе. Каждое слово
должно быть спето на дыхании, на опоре звука.
Глубокая музыкальность, артистизм, упорный ежедневный труд
в совершенствовании своего профессионального мастерства, умение
заинтересовать своих учеников , развить в них творческий интерес
и кругозор к музыке, искусству, умение создавать музыкально-
художественный образ в интерпретации исполняемых вокальных
произведений различных жанров и стилей - вот истинный образ
певца- педагога, художника.
Список литературы:
Швачко Т. "Мастера исполнительского искусства". Музыка, 1982 г. - 81 с.
Далецкий О. "Вокальные упражнения в воспитании певца" в книге
"Молодёжная эстрада". М. - 1974 г.
Сухомлинский В.
"
Потребность человека в человеке"- М. Педагогика , 1998г.
Гонтаренко
Н.
Сольное
пение
:
секреты
вокального мастерства - Ростов -на
Дону: Феникс, 2008 - с.128.