Автор: Сахарова Марина Олеговна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГАПОУ ПО "Пензенский колледж архитектуры и строительства"
Населённый пункт: г.Пенза
Наименование материала: Статья
Тема: "Трудные дети"
Раздел: среднее профессиональное
Трудные дети
У хороших родителей вырастают хорошие дети. У хорошего учителя –
хорошие
ученики.
как
часто
мы
слышим
эти
утверждения
и
как
часто
затрудняемся
объяснить,
что
такое
хорошие
родители,
хорошие
учителя,
хорошая школа.
Многие родители, как и многие учителя, думают, что хорошим можно
стать, изучив специальную литературу,
или овладев какими-то особыми
универсальными
методами
воспитания.
Несомненно
педагогические,
психологические, методические знания необходимы, но этого мало. Можно
ли
назвать
хорошими
тех
родителей
или
учителей,
которые
никогда
не
сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют что
ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент
времени знают, как правильно поступать и могут с абсолютной точностью
предвидеть
не
только
поведение
своих
детей,
учеников
в
различных
ситуациях, но и дальнейшую судьбу.
Большинство родителей и учителей желают своим детям, ученикам
только хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются оберегать,
удерживать
от
плохих
поступков,
вредных
привычек,
дурных
примеров,
неблагоприятного влияния улицы. Очень часто эти действия рассогласованы;
родители – одно, а учитель, школа – другое. Рассогласованность действий
приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт
современной жизни.
Актуальностью данной темы является то, что несмотря на общий
внешний
рост
экономического
благополучия
большинства
семей,
массу
законов о семье, конвенцию о правах ребенка количество детей, покинувших
семьи и пополнивших ряды беспризорников растет. Поэтому в работе дана
попытка
объединить
работу
школы,
учителя,
семьи
по
предупреждению
педагогической
запущенности
детей
инайти
наиболее
реальные
пути
совместной работы.
Столкновение мира ребенка с миром других детей, взрослых и самых
разнообразных предметов далеко не всегда проходит для него безболезненно.
1
Педагогически трудные дети - Работа с "трудными детьми"
Директор школы
Совместно
с
администрацией,
педагогами
школы
продумывает
систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение
сил
и
средств,
обеспечивающих
высокий
уровень
воспитательных
мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого
ученического
коллектива.
Владеет
полной
информацией
о
социальном
положении
детей,
воспитательных
возможностях
семей,
положением
"трудных" детей, работает с их родителями. Создает в школе атмосферу
взаимопонимания и добропорядочности.
Заместитель директора по учебной работе
Заботится
о
получении
школьниками
базового
образования.
Организует
работу
ГПД,
дополнительные
занятия
по
предметам,
материальную
помощь,
вовлечение
в
кружки,
корректирует
обучение
и
воспитание
на
уроке,
посредством
малых
педсоветов,
педагогических
консилиумов
влияет
на
выработку
понимания
проблем
ребенка,
определением
подходов
в
работе
с
ним,
создает
ат м о с ф е ру
доброжелательности в школе, детской среде.
Заместитель директора по воспитательной работе
Знает
проблемы
детей
и
их
семей.
Владеет
информацией
о
социальном
окружении
подростков.
Сотрудничает
с
институтами
правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с "трудными"
подростками
и
их
наставниками.
Заботится
о
микроклимате
в
школе
и
классах.
Социальный педагог
Знает
детские
проблемы,
трудные
семьи,
тревожные
точки
микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной
и
безопасной
обстановки,
обеспечению
охраны
жизни
и
здоровья,
выполнению
обязательного
всеобуча.
Взаимодействует
с
учителями,
родителями,
специалистами
социальных
служб
в
оказании
помощи
обучающимся
и
детям,
нуждающимся
в
опеке
и
попечительстве,
с
ограниченными
физическими
возможностями,
а
также
попавшими
в
2
экстремальные
ситуации.
Он
изучает
личность
"трудного"
ребенка
и
воспитательную
ситуацию
с
целью
выявления
нравственных
ориентации
подростка
и
воспитательных
ситуаций
и
нравственной
переориентации
личности,
реализует
воспитание
"трудного"
на
основе
координации
воспитательных усилий школы, семьи, среды и анализирует полученный
результат. Ведет дневник наблюдений.
Классный руководитель
Решает
задачи
разрешения
трудновоспитуемости,
устранения
отрицательных
компонентов
характера,
восстановления
и
формирования
ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с
социальным
педагогом,
учителями
планирует
индивидуальную
работу
с
"трудными"
и
их
семьями,
педагогами,
создает
атмосферу
доверия
и
взаимоподдержки в классе.
Школьный психолог
Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные
ориентации личности и воспитательную ситуацию в семье и коллективе.
Выявляет
избирательные
отношения
подростка,
диагностирует
ошибки
в
постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания.
Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного
наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и
т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.
Психолог
предлагает
результаты
воспитания,
корректирует
цели
и
задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности.
Просвещает и консультирует педагогов и родителей, ведет картотеку детей,
нуждающихся в психолого-педагогической помощи.
Наставники
Назначаются
педагогическим
советом
из
наиболее
опытных
преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно
влияют
на
"трудных"
детей,
помогая
преодолевать
эгоизм
и
лень,
что
спо собствует
исправлению
других
отрицательных
свойств
и
самоперевоспитанию.
3
У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы,
совместные
переживания,
подростком
по-новому
воспринимаются
воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен
о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он
принимает активное участие в судьбе ребенка.
Учителя - предметники
Создают
"ситуацию
успеха",
формируют
отношение
к
учению.
Используют приемы, формы и методы индивидуальной работы на уроке.
Родители
Заботятся о рационально организованном порядке жизни в семье, о
выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий
спортом.
Оберегают
ребенка
от
нежелательных
контактов
во
дворе,
не
допускают бесконтрольного пребывания на улице.
Совет по профилактике правонарушений
Осуществляет контроль за реализацией школьной программы работы
с трудными" детьми, периодически заслушивает отчеты всех ответственных
за ее исполнение, оказывает помощь, закрепляет наставников, координирует
деятельность школы, общественности, органов милиции в перевоспитании
подростков.
Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и
предупреждения правонарушений несовершеннолетними
С каждым "трудным" школьником, уклоняющимся от учебы и труда,
проводит следующую работу:
• лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает
его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве
и контролирует учебу;
•
информирует
школу,
семью
о
принятых
мерах
к
"трудным"
подросткам, стоящим на учете в милиции;
•
выявляет
факты
антиобщественного
поведения
родителей,
лиц,
которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для
комиссии по делам несовершеннолетних;
• совместно с учителями, социальными педагогами, администрации
школы определяют меры индивидуального воздействия на "трудных", меры
4
по
ограничению
воздействия
родителей
и
лиц,
злоупотребляющих
спиртными напитками и наркотиками;
•
ведет
картотеку
лиц,
взятых
на
учет,
непрерывно
осуществляет
наблюдение
за
ними
лично,
предупреждает
родителей
и
учителей
о
негативных
тенденциях
в
поведении
того
или
иного
подростка
о
последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;
•
входит
в
состав
школьной
комиссии
по
профилактике
правонарушений.
Основные компоненты коррекционной деятельности учителя.
Трудного школьника необходимо рассматривать через призму понятия
направление
развития
личности.
Для
осуществления
коррекционной
деятельности
учителю
важно
научиться
диагностировать
направление
развития
личности
школьника:
правильное
развитие
личности,
развитие
личности по нисходящей линии, выпрямление личности.
Выявив
у
школьника
развитие
личности
по
нисходящей
линии,
педагог прибегает к различным приемам педагогического воздействия по
выпрямлению его личности. Следовательно, в коррекционную деятельность
учителя
входят
два
основных
вида
действия:
анализирующее
и
корректирующее.
Анализирующее
действие
направлено
на
установление
направления
развития
личности
и
на
выявление
случаев
развития
по
нисходящей
линии.
Оно
конкретизируется
в
анализе
взаимоотношений
ученика с окружающим миром и его поступков.
Корректирующее
действие
нацелено
на
выпрямление
личности
трудного
школьника.
Оно
реализуется
в
использовании
определенных
приемов педагогического воздействия.
В
практической
деятельности
учителя
эти
два
вида
действия
постоянно
переплетаются.
Педагог
анализирует
определенные
поступки
ученика
и
воздействует
на
него.
Получив
определенный
педагогический
эффект, он снова использует тот или иной прием воздействия и т. д.
Рассмотрим более детально первый вид действия педагога.
5
Положение
К.
Маркса
о
том,
что
сущность
личности
составляет
совокупность всех общественных отношений, высказывание А. С. Макаренко
о
том,
что
истинным
объектом
воспитания
являются
отношения
воспитанников,
приводят
к
мысли,
что
при
диагностике
направления
развития личности школьника необходимо прежде всего изучить характер его
отношений
с
окружающим
миром:
взаимоотношения
с
классным
руководителем
и
учителями,
положение
в
семье
и
взаимоотношения
с
родителями, положение в классном коллективе и собственное отношение к
товарищам,
его
отношение
к
учению
и
успеваемость,
общественную
активность и содержательность проведения досуга, круг общения.
Анализ
взаимоотношений
позволяет
установить
определенную
взаимосвязь.
Здоровые
взаимоотношения
ученика
с
окружающим
миром
способствуют развитию личности в правильном направлении и одновременно
являются
объективным
показателем
такого
развития.
Нездоровые
взаимоотношения
ведут
к
развитию
личности
по
нисходящей
линии
и
являются внешним показателем неблагополучия в развитии личности.
Обнаружив у ученика симптомы развития личности по нисходящей
линии, педагог анализирует его важнейшие взаимоотношения с окружающим
миром, выявляет отношения, звенья в общей цепи, которые неправильно
сложились.
Анализ
взаимоотношений
школьника
с
окружающим
миром
дополняется анализом его поступков. При этом мы имеем несколько видов
анализа поступков. Большое значение приобретает анализ мотивов, внешних
обстоятельств и душевного состояния ученика, вскрывающих внутреннюю
сторону
поступков.
Нравственную
оценку
поступка
можно
определить
посредством
анализа
действия.
Учитывая
особенность
мотива
и
цель
поступка,
их
соотношение,
можно
выделить
различные
виды
действия.
Наряду с сознательными и волевыми действиями имеют место нечаянные,
внушаемые,
импульсивные
и
другие
действия.
И
наконец,
углубляет
понимание поступков учащихся их трактовка как проявление личности в
целом и отдельных ее свойств, так как некоторые нарушения дисциплины
6
могут быть при правильном направлении развития личности и вовсе не
свидетельствуют о ее развитии по нисходящей линии. Отдельные недостатки
в поведении связаны с второстепенным местом учения в сознании ученика.
Замкнутость,
пассивность,
безучастность
могут
оказаться
проявлением
подавленности
личности.
Озорные
поступки,
злостные
нарушения
дисциплины нередко свидетельствуют о душевной травме, об ожесточении
школьника. При анализе ряда поступков обнаруживается эгоизм, отсутствие
коллективизма.
Корректирующие
действия
проводятся
прежде
всего
на
основе
доброжелательного отношения к трудному школьнику. Они реализуются в
определенных приемах педагогического воздействия.
Заключение.
Подводя
итог
работе,
можно
заключить,
что
проблема
«трудных»
детей в современном обществе очень актуальна. Алкоголизм, наркомания,
проституция,
преступления
в
раннем
возрасте
сегодня
не
являются
редкостью.
Общественность
с
одной
стороны,
борется
с
девиацией:
организуют центры психологической поддержки и реабилитации «трудных»
детей
и
подростков,
стараются
обеспечить
их
занятость
в
общественно-
полезных делах, проводят акции в поддержку здорового образа жизни и
отказа
от
наркомании
и
курения.
С
другой
стороны,
это
же
общество
провоцирует такое поведение, показывая в СМИ «героев» девиации и уделяя
этой теме много внимания.
Возникает
девиантное
и
делинквентное
поведение
у
детей
не
случайно,
а
в
силу
ряда
причин
-
психологических,
физических
и
социальных. К ним относятся и врождённые генетические заболевания, и
проблемы
психики,
но
чаще
всего
-
проблемы
воспитания
семьёй
и
обществом.
«Трудными»
обычно
становятся
дети
из
неблагополучных
семей,
которые
с
раннего
возраста
видят
девиантное
поведение
со
стороны
взрослых.
7
С возрастом проблемы «трудного» ребёнка могут либо ослабеть, либо
усилиться,
всё
дело
в
том,
кто
и
как
будет
им
заниматься.
Конечно,
первостепенную роль в воспитании должна играть семья, и если родители
вовремя
отреагируют
на
антисоциальное
поведение
ребёнка,
он
вполне
сможет
вернуться
к
«нормальной»
жизни.
Со
стороны
педагогов
также
требуется повышенное внимание и забота в отношении таких детей.
8