Автор: Боровцова Галина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ "ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ"
Населённый пункт: г. Демидов, Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Семинар как форма учебно-практических занятий со студентами
Раздел: среднее профессиональное
СОГБПОУ «ТЕХНИКУМ ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
Методическая разработка на тему:
«Семинар как форма учебно-практических
занятий со студентами»
Боровцова Галина Викторовна,
преподаватель
Цель: дать методические основы одной из форм
организации практико-направленного обучения-
семинарского занятия; развитие ситуационного
анализа при выборе методики занятия
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Семинар, его функции и роль в учебном процессе.
2. Типы семинарских занятий.
3. Формы проведения семинара.
4. Ход семинарского занятия.
1.
СЕМИНАР, ЕГО ФУНКЦИИ И РОЛЬ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Семинар (латинское слово – «рассказник) –один из наиболее сложных,
но
наиболее плодотворных видов обучения и воспитания в техникумах. В условиях
развития современного образования эта форма занятий приобретает новое видение
проблемы его проведения и является формой самостоятельной практической работы
студентов.
В
условиях
техникума
семинар
–один
из
видов
практических
занятий,
проводимых под руководством преподавателя, ведущего научные исследования по
тематике
проводимого
семинара
.
Семинар
предназначается
для
углубленного
изучения той или иной дисциплины и овладения методологией применительно к
особенностям изучаемой дисциплины.
СЕМИНАР ПО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ – это
такой вид учебного занятия , при котором в результате предварительной работы над
программным
материалом
и
преподавателя
и
студента,
в
обстановке
их
непосредственного и активного общения в процессе выступления студентов по
вопросам
тем
занятия,
возникающей
при
этом
дискуссии
и
обобщений
преподавателя,
решаются
задачи
познавательного
и
воспитательного
характера,
формируется мировоззрение, прививаются практические навыки, необходимые для
становления
квалифицированных
специалистов,
что
соответствует
требованиям
ГОС СПО.
При условии соблюдения требований методики к проведению семинарского
занятия семинары выполняют многогранную роль:
- стимулируют регулярное изучение студентами основной и дополнительной
литературы,
-
закрепляют
знания
,
полученные
студентами
на
занятиях
и
при
самостоятельной работе по определенной теме,
- расширяют круг знаний благодаря выступлениям других студентов и
преподавателя на занятии,
- позволяют студентам проверить правильность ранее полученных знаний,
выявить наиболее важное и существенное по изучаемой теме или вопросу,
- способствует превращению знаний в твердые личные мировоззренческие
убеждения,
рассеивают
сомнения,
которые
возникают
во
время
объяснения
материала или самостоятельной работы с дополнительной литературой,
- прививаются навыки ведения беседы, дискуссии, устного выступления по
теоретическим
вопросам,
оттачивают
мысль,
приучают
студентов
свободно
оперировать научной терминологией , понятиями и категориями,
-
приобщают
студентов
к
изучению
научного
познания
и
применения
наиболее общих законов и понятий в дальнейшей практической работе,
-
позволяют
преподавателю
систематически
контролировать
уровень
самостоятельной работы студентов по первоисточникам, справочной литературе,
Функции семинара чрезвычайно разнообразны. Как и в учебном процессе в
целом, основной и ведущей функцией семинара является функция познавательная.
Семинар дает возможность обменяться мнениями путем свободной дискуссии,
в
процессе
обсуждения
вырисовываются
новые
проблемы,
требующие
личного
мнения студентов, углубляются знания ранее изученного материала, выдвигаются
положения, раннее не привлекшие студента к данной теме. Даже само углубление
знаний , движение мысли от сущности к ее обоснованию и применению дают
студентам более осмысленные и прочные знания.
Воспитательная функция семинара вытекает из его познавательной функции,
обогащая студентов информацией, развивая их кругозор. Глубочайшее постижение
теоретического
материала,
формирование
научного
мировоззрения
связаны
с
утверждением гуманистической морали, современных эстетических и социальных
критериев.
Воспитательные
функции
семинара
оказываются
наиболее
эффективными , благодаря более тесным контактам и обратной связью « студент –
преподаватель».
Воспитательные
цели
–
это
кропотливая
работа,
не
видимая
сразу,
но
проявляющая
себя
при
организации
самостоятельной
работы,
а
также
при
коммуникациях студентов.
Семинару
также
присуща
функция
контроля
знаний
студентов
за
содержательностью,
глубиной
и
систематичностью
самостоятельной
работы.
Именно
на
семинарском
занятии
раскрываются
сильные
и
слабые
стороны
в
постижении
студентами
той
или
иной
дисциплины,
что
дает
возможность
преподавателю систематически анализировать уровень подготовленности студентов
как в индивидуальном плане, так и в работе целой группы, что и позволяет быстро
реагировать на негативные стороны в изучении конкретной дисциплины.
Важную функцию выполняет семинар в качестве самостоятельной работы
студентов. Семинарское занятие должны помочь каждому в порядке контроля или
самоконтроля уяснит свои слабые места в освоении предыдущей семинару теме,
вернуться к ней и вновь попытаться ее изучить.
Эта функция также помогает ориентироваться в многообразии основной и
дополнительной
литературе,
поможет
студенту
отобрать
главное,
выделить
основное, найти наиболее интересные ответы на вопросы семинарского занятия.
В качестве индивидуальной функции , семинар позволяет воздействовать на
каждого
студента,
используя
его
индивидуальные
особенности,
специфику
мышления.
Нельзя
допускать
,
чтобы
на
семинарах
выступали
одни
и
те
же
студенты. Преподаватель должен хорошо знать учебную группу: и если на семинаре
вдруг
«
гаснет»
дискуссия,
то
нужно
знать
кого
спросить,
как
заинтересовать
студентов в дальнейшем ведении семинара.
Семинарское занятие не
исключает возможности других функций, других
форм контроля, например, индивидуальных собеседований.
ФУНКЦИИ СЕМИНАРСКОГО
ЗАНЯТИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ
ЛОГИЧЕСКАЯ –
выработка последовательности в
изложении темы и логики мышления
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ-
развитие личностного отношения к теме
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ –
получение дополнительной
информации
ОБУЧАЮЩАЯ –
формирование мировоззрения
ДИСКУССИОННОСТЬ –
умение слушать других и вести научный
спор
РАЗВИТИЕ РЕЧИ-
овладение навыками ораторского
искусства
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ –
развитие умения подготовиться лично к
выступлению
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ –
воспитание коммуникабельности ,
компетентности
2.
ТИПЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Выделяют три типа семинарских занятий:
- семинар, с целью углубленного изучения определенной темы дисциплины
- семинар, проводимый для глубокой проработки отдельных вопросов,
наиболее важных и типичных, при изучении данной конкретной дисциплины,
- спецсеминар исследовательского типа по отдельным частным проблемам
дисциплины для углубления их разработки.
На
семинарских
занятиях
различного
типа
функция
учета
и
контроля
проявляет себя в различной степени : при менее сложных формах, рассчитанных на
менее
подготовленную
группу,
функция
контроля
проявляется
в
большей
степени( например, при развернутой беседе), при использовании более сложных
форм ( выступления с рефератами) – в меньшей степени. Тем не менее, на любом
семинаре познавательная , воспитательная и функция контроля и учета выступают в
единстве и взаимосвязи; в зависимости от типов и форм семинаров
изменяется
лишь их соотношение при определяющей познавательной функции . Только при
проведении семинара – коллоквиума, имеющего непосредственной задачей проверку
знаний у основной массы студентов группы, контрольная функция является главной.
При
разработке
методики
проведения
семинарских
занятий
важное
место
занимает вопрос о взаимосвязи между семинаром и учебным занятием, между
семинаром и самостоятельной работой студентов и способах такой взаимосвязи.
Семинар
-
своеобразный
коллективный
труд,
при
котором
студенты
и
преподаватель объединяются в один общий процесс его подготовки и проведения.
Для обучаемых ,главная задача состоит в том, чтобы усвоить содержание учебного
материала темы, которая выносится на обсуждение, подготовиться к выступлению и
дискуссии.
Преподаватель
помимо
собственной
подготовки
к
семинару
должен
оказать действенную методическую помощь обучаемым.
Личная
подготовка
преподавателя
к
семинарскому
занятию
начинается
с
составления
рабочего
плана
проведения
семинара.
В
нем
преподаватель
разрабатывает модель предстоящего занятия с учетом пожеланий, высказанных на
предметно-методической комиссии. Степень детализации занятия зависит от опыта
и методического мастерства педагога. Как правило, в плане находят свое отражение
следующие вопросы:
- цель занятия,
- тезисы вступительного слова,
- основные вопросы семинара с указанием литературы,
- краткое изложение содержания основных вопросов (если необходимо),
- тема доклада .(сообщения) и литература для его подготовки,
- перечень дополнительных проблемных вопросов, задачи и упражнения,
- перечень используемых графических средств (схем) и ТСО,
-
фамилии
обучаемых,
которых
необходимо
привлечь
к
обсуждению
вопросов,
- тезисы заключительного слова.
Методическое руководство подготовкой студентов к семинару включает в себя:
1) определение содержания самостоятельной работы;
2) проведение консультаций;
3)
осуществление
контроля
подготовки
студентов
к
занятию
и
качества
отработки литературы, рекомендованной к семинару;
4) методическую помощь докладчику.
Особое место в подготовке семинара занимает консультационная работа
преподавателя. Как свидетельствует опыт, консультации могут быть двух видов -
групповые и индивидуальные. На групповой консультации преподаватель обычно
называет
тему
предстоящего
семинарского
занятия,
вопросы
и
порядок
их
обсуждения; дает краткий обзор источников и раскрывает их значение для наиболее
полного
рассмотрения
соответствующих
теоретических
проблем.
При
этом
он
обращает
внимание
на
наиболее
сложные
вопросы,
которые
могут
вызвать
затруднения,
дает
советы
о
путях
их
преодоления;
рекомендует
наиболее
целесообразные
способы
организации
самостоятельной
работы.
Проведение
индивидуальных консультаций проводится преподавателем в специально отведенное
время. В этом случае к нему за помощью могут обратиться как те, кто испытывает
трудности в изучении данной темы, так и студенты, которые хотели бы более
глубоко разобраться в вопросах семинара.
3.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА
Выбор формы семинарского занятия зависит от ряда факторов:
- от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и
дополнительной литературы, в том числе и от их объема;
- от уровня подготовленности, организованности и работоспособности данной
группы к семинару, ее специализации;
- от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих
занятиях.
Избранная форма семинара призвана обеспечить реализацию все его функций.
В практике семинарских занятий по социально – экономическим дисциплинам
в техникумах можно выделить ряд форм :
- развернутая беседа,
- обсуждение докладов, рефератов;
- семинар – диспут
- комментированное чтение;
- упражнения на самостоятельность мышления;
- семинар – коллоквиум
РАЗВЕРНУТАЯ БЕСЕДА
Развернутая
беседа
–
наиболее
распространенная
форма
семинарских
занятий. Она предполагает подготовку всех студентов по каждому вопросу плана
занятия
с
единым
перечнем
рекомендуемой
обязательной
и
дополнительной
литературы, выступления студентов по желанию или по вызову преподавателя и их
обсуждение; вступление и заключение преподавателя. Развернутая беседа позволяет
вовлечь
в
обсуждение
проблематикой
наибольшее
число
студентов,
при
этом
необходимо использование всех средств их активизации:
-
постановки
хорошо
продуманных,
четко
сформулированных
дополнительных вопросов, к выступающему студенту и всей группе
- умелой концентрации внимания студентов на сильных и слабых сторонах
выступлений студентов;
- в своевременном акцентировании внимания и интереса студентов на новых
моментах, вскрывающихся в процессе работы семинара.
Развернутая беседа не исключает, а предполагает и заранее запланированные
выступления отдельных студентов по некоторым дополнительным вопросам ( в виде
краткого сообщения). Но подобные сообщения выступают лишь как дополнение к
уже состоявшимся ответам на вопросы семинара.
СИСТЕМА СЕМИНАРСКИХ ДОКЛАДОВ
Семинарские
доклады,
которые
готовятся
студентами
по
заранее
предложенной тематике, кроме общих целей учебного процесса преследуют задачу
привить
студентам
навыки
научной,
творческой
работы,
воспитать
самостоятельность
мышления,
вкус
к
поиску
новых
идей
и
фактов,
умению
привести правильные примеры в нужном месте.
Целесообразно
выносить
на
обсуждение
не
более
3
–
5
докладов
продолжительностью в 10 – 15 минут ( при двухчасовом семинаре).
Иногда , кроме докладчиков, по инициативе преподавателя ил по желанию
самих
студентов
назначаются
содокладчики
и
оппоненты.
Последние
должны,
предварительно
познакомится
с
текстами
докладов,
чтобы
не
повторять
их
содержание.
Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков,
содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовиться.
Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос, по которому выступают.
Вместе
с
тем
,
такие
занятия
вызывают
определенный
интерес
у
студентов( повысить оценку, выполнить самостоятельную работу, «покопаться» в
Интернете). Очень важно приучать студентов к тому, чтобы каждый из них был
готов выступить в качестве содокладчиков или оппонентов.
Рассматривая развернутую беседу или систему докладов как относительно
самостоятельные формы семинарских занятий, следует отметить и большое сходство
между
ними.
Развернутое
выступление
в
беседе,
содержащее
большой
теоретический материал, момент самостоятельной подготовки к вопросу семинара,
фактически превращается в доклад.
И этого нужно постоянно и систематически
добиваться ради неуклонного повышения уровня семинарских занятий.
Тематика докладов возможна самая разнообразная: она может совпадать с
формулировкой вопроса в плане семинарского занятия
или отражать одну его
сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно связанную с его
профессиональной направленностью.
Семинар
по
данной
методике
предполагает
индивидуальную
работу
с
докладчиками, а при проведении развернутой беседы, проводится консультация со
всей группой студентов.
РЕФЕРАТЫ
Рефераты и их обсуждение на семинарских занятиях могут практиковаться в
преподавании всех дисциплин в техникуме.
Под
рефератом
понимается
письменная
работа,
посвященная
какой
либо
основной
проблеме,
анализу
произведения
или
нескольких
первоисточников,
проведенных
студентом
под
руководством
преподавателя.
Его
содержание,
как
правило,
предполагает
большую
глубину
исследования,
наличие
творческих
поисков, самостоятельности мышления и личных выводов. Реферат зачитывается на
семинаре самим студентом.
Работа над подготовкой реферата требует длительного времени: 2 -4 недели и
более.
В
реферате
должна
быть
точность
и
выразительность
формулировок,
аргументированность оценок , органическая связь с реальной современностью, а
также могут быть приведены примеры из жизни своего техникума, своей группы. С
помощью преподавателя студенты составляют план реферата таким образом, чтобы
каждый пункт плана раскрывал одну из сторон избранной темы
и все пункты в
совокупности охватывали ее целиком, а также рекомендует новую литературу( по
необходимости) , кроме той, что была дана в общей тематике, консультирует авторов
рефератов, и наконец, просматривает уже готовые рефераты или прослушивает их в
исполнении
студентов.
Последнее
имеет
целью,
помочь
в
совершенствовании
дикции, в выборе нужного темпа чтения изложения реферата. Ориентироваться при
определении тематики рефератов необходимо на среднего студента, а более сильным
студентам давать более обширный материал для углубленного изучения вопроса.
Студентов заранее следует ориентировать на то, что выступление по теме реферата
не должно быть более 1- -12 минут. Такое ограничение временем необходимо, во –
первых, для того чтобы аудитория не превращалась в пассивных слушателей, и , во-
вторых,
чтобы
сам
выступающий
студент
учился
сжато,
но
достаточно
аргументировано , излагать свою позицию. Надо добиваться, чтобы студенты не
читали текста реферата, а свободно пересказывали его содержание своими словами
без утраты главных идей и положений. Если рефераты пишутся всеми студентами
или
большинством
студентов,
то
обсуждать
каждый
из
них
на
семинаре
нецелесообразно.
На
обсуждение
группы
необходимо
выносить
лишь
наиболее
содержательные рефераты.
Подготовка
реферата
–
одна
из
основных
форм
приобщения
студента
к
научно- исследовательской работе. Тематика рефератов рекомендуется студентам
или
вначале
изучения
дисциплины,
или
при
изучении
определенного
раздела.
Участники
семинаров
могут
предложить
и
свои
темы,
если
они
связаны
по
содержанию с конкретной дисциплиной.
ДИСПУТ
Наиболее сложной формой является такой методический прием как диспут.
Эта
форма
является
наиболее
удобной
для
выработки
у
студентов
навыков
полемиста. Диспут может быть и самостоятельной формой семинарского занятия, а
также элементом других форм практических занятий. В первом случае наиболее
эффективно будет такое занятие, если объединены 2 группы, когда одна группа
выступает с докладами, а другая является – оппонентами, о чем договариваются
заранее. На диспут логичнее выносить вопросы, которые имеют многовариантное
решение. Поэтому докладчик, по рекомендации преподавателя, должен излагать
наиболее известные взгляды на рассматриваемую проблему, при этом важно, чтобы
он
изложил
наиболее
важные
аргументы
спорящих
сторон,
определил
свое
отношение к взглядам различных авторов. Непременным условием данного вида
семинара
является
наличие
достаточной
аргументированности,
солидной
теоретической и фактической основы, с тем чтобы не возникло « игры во мнения,
взгляды».
Диспут как элемент обычного семинара, может быть вызван преподавателем в
ходе занятия или заранее планируется им.. Полемика возникает подчас стихийно и
во время обычного занятия. В ходе диспута у студентов формируется находчивость,
быстрота мыслительной реакции, и, главное, отстаивается личное мнение студента,
которое формирует его мировоззрение.
Одной из форм семинара диспута является семинар «малых полемических
групп». На таком занятии проверяется способность обучаемых к поиску истины на
основе
полученных
знаний
и
сформировавшихся
убеждений,
вырабатываются
навыки ведения научного спора по сложным вопросам.
ПРЕСС- КОНФЕРЕНЦИЯ
Семинар
–
пресс-
конференция
является
одной
из
разновидностей
докладной
системы.
По
всем
пунктам
плана
семинара
преподаватель
поручает
студентам
( одному или нескольким) подготовить краткие доклады. Они всесторонне изучают
проблему
и
выделяют
докладчика
для
чтения
тезисов
по
теме
.После
первого
доклада участники семинара задают вопросы, на которые отвечают докладчик и
другие члены экспертной группы. Вопросы и ответы составляют центральную часть
семинара
.
Как
известно,
способность
поставить
вопрос
предполагает
подготовленность по соответствующей теме. И чем основательнее подготовка, тем
глубже и квалифицированнее задаются вопросы. На основе вопросов и ответов
развертывается творческая дискуссия, итоги которой подводят сначала докладчик, а
затем преподаватель. Аналогичным образом обсуждаются и другие вопросы плана
семинарского
занятия.
В
заключительном
слове
преподаватель
подводит
итоги
обсуждения
темы,
оценивает
работу
экспертных
групп,
определяет
задачи
самостоятельной работы.
КРУГЛЫЙ СТОЛ
Семинар - круглый стол. Данная форма отличается тем, что для участия в
семинаре
приглашаются
специалисты-ученые,
деятели
искусства,
представители
общественных
организаций,
государственных
органов
и
т.п.
В
процессе
коллективной
работы
вместе
с
руководителем
семинара,
с
приглашенными
специалистами
студенты
обмениваются
информацией,
усваивают
новые
знания,
учатся
спорить,
убеждать,
анализировать.
Для
таких
семинаров
характерны
демократичность,
активный
характер
обсуждения
вопросов,
побудительность
к
самостоятельному
творческому
мышлению,
связь
психологических
проблем
с
практикой жизни.
Начинается круглый стол с выступления преподавателя, затем сообщения делают
участники
семинара
(одно
-
два
выступления
по
10-12
мин.).
После
этого
специалисты отвечают на вопросы, которые преподаватель получил в процессе
подготовки
круглого
стола
и
во
время
его.
В
ходе
обсуждения
этих
вопросов
студенты
вступают
в
диалог
с
приглашенными
специалистами,
выражают
свое
отношение
к
рассматриваемым
проблемам.
Специалисты
также
получают
возможность представить свою точку зрения на указанную проблему. Завершается
круглый стол подведением итогов преподавателем, а в сильной группе подведение
итога можно доверить сильному студенту, который хорошо изучил данную проблему.
Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных
на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении,
благодарит гостей.
Важным достоинством круглого стола является широкая возможность получить
квалифицированные
ответы
по
наиболее
актуальным
и
сложным
для
самостоятельного изучения проблемам и высказать, в свою очередь, их понимание
студентами.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Теоретическая конференция как одна их форм семинара проводится чаще всего как
обобщение
знаний
в
большой
аудитории(например,
несколько
групп
вместе).
Обычно заслушиваются доклады или рефераты студентов( из различных групп).
Тематика докладов – это большие обобщающие темы или темы исследовательского
творческого характера. Преимущество такого семинара в том, что он в значительной
мере повышает ответственность докладчиков, ибо им приходиться выступать перед
более широкой аудиторией. Чаще всего в техникуме это конференции по участию в
областных семинарах или конференциях (например,«Шаг в науку»)
КОММЕНТИРОВАННОЕ ЧТЕНИЕ ПЕРВОИСТОЧНИКОВ
На
семинарских
занятиях
можно
использовать
и
такой
прием
как
комментированное чтение первоисточников. Цель такого семинара : содействовать
более осмысленной и тщательной работе студентов над рекомендуемой литературой.
Чаще всего оно составляет лишь элемент обычного семинара в виде развернутой
беседы
,
и
длиться
всего
15
–
20
минут.
Комментированное
чтение
позволяет
приучать студентов лучше разбираться в первоисточниках
Комментированное чтение может быть выделено в качестве самостоятельного
пункта
плана
семинара.
Преподаватель
заранее
определяет
первоисточник
(
фрагмент
первоисточника)
,
который
зачитывается
и
комментируется
непосредственно в процессе семинарского занятия. Преподавателю нужно суметь
только развернуть дискуссию вокруг комментария сообщения.
УПРАЖНЕНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Данный вид семинарского занятия обычно вводят как элемент в развернутую
беседу или обсуждение докладов. Преподаватель выбирает несколько высказываний
видных мыслителей, ученых, непосредственно относящихся к теме занятия, и в
зависимости
от
ситуации,
не
называя
авторов
этих
высказываний
,
предлагает
студентам проанализировать последние. По желанию или по вызову преподавателя
производиться анализ отрывка.
Решение задач на самостоятельность мышления содействует формированию у
студентов
способности
более
глубоко
вникать
в
проблемы
определенной
дисциплины, закреплять теоретические знания.
КОЛЛОКВИУМЫ
Коллоквиумы преподавателя со студентами обычно проводятся с целью выявления
знаний по той или иной теме курса, а также при получении зачета по дисциплине.
Нередко
их
организуют
на
дополнительных
занятиях,
но
по
дисциплинам,
по
которым нет экзаменов, их лучше всего проводить на последнем уроке, для итоговой
оценки знаний студентов.
КОНТРОЛЬНЫЕ (ПИСЬМЕННЫЕ РАБОТЫ)
Контрольные
работы
часто
практикуются
на
семинарах
по
гуманитарным
дисциплинам. На них может быть отведено от 1,5 часов до 15 минут. Тема работы
может быть сообщена студентам заранее, а иногда и без предупреждения по одному
из пунктов плана текущего семинара. Такая работа носит характер фронтальной
проверки знаний всех студентов по определенному вопросу или теме. Содержание
работ анализируется преподавателем на очередном занятии, что вызывает всегда
обостренный интерес студентов и активизирует их последующую подготовку к
семинарским занятиям. На контрольную работу можно отвести от 15 до 45 минут, а
дальше продолжить семинар обычным порядком. Контрольная работа может быть
предложена как в начале семинара, так и в его середине или в конце семинарского
занятия.
Лучшие
работы
необходимо
отметить
на
занятии,
чтобы
показать
их
достоинство.
В течении семинарского курса целесообразно проводить несколько контрольных
работ различных типов.
4.
ХОД СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
Начинается семинар со вступительного слова преподавателя (5-7 мин.). В нем
преподаватель называет тему семинара, цель, замысел и задачи. обращает внимание
на узловые проблемы для обсуждения, указывает порядок проведения занятия. По
форме
вступительное
слово
должно
быть
лаконичным,
логически
стройным,
обладать эмоционально-психологической действенностью.
Важнейшей частью семинарского занятия является обсуждение вопросов. В
зависимости
от
формы
занятия
преподаватель,
сформулировав
первый
вопрос,
предлагает
выступить
желающим
или
сделать
сообщение
(фиксированное
выступление),
заранее
подготовленное
студентами.
Успех
семинара
во
многом
зависит
от
содержания
выступлений,
докладов,
рефератов
студентов.
Поэтому
преподавателю
важно
определить
к
ним
требования,
которые
должны
быть
достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы
сковывать
творческую
мысль
обучаемых.
Как
показывает
опыт
проведения
семинаров,
в
выступлениях
студентов
должны
получить
отражение
теория
рассматриваемого
вопроса,
анализ
соответствующих
принципов
и
подходов.
Выдвинутые
теоретические
положения
должны
быть
подкреплены
фактами,
примерами, иллюстрациями из жизни, из достижений науки, искусства.
Порядок ведения семинара может быть самым разнообразным, в зависимости
от
его
формы
и
тех
целей,
которые
перед
ним
ставятся.
Но
в
любом
случае
необходимо
создавать
на
нем
атмосферу
творческой
дискуссии,
живого,
заинтересованного обмена мнениями. Однако дискуссия не самоцель. Она полезна,
если способствует глубокому усвоению обсуждаемого вопроса. В ходе семинара
важно, чтобы студенты внимательно слушали и критически оценивали выступления
товарищей. Руководителю семинара не следует сразу после выступления студента
делать ему замечания. Лучше предоставить эту возможность самим участникам
семинарского занятия.
В методике проведения семинаров по психологии появились некоторые новые
тенденции.
Сюда
в
первую
очередь
надо
отнести
:
усиление
проблемности,
проводимых занятий, повышение роли диалога и дискуссии, более активный выход
на постановку и обсуждение острых вопросов жизни, отказ все большего числа
обучаемых от использования во время выступления подробных записей.
Важным элементом семинара является заключительное слово преподавателя.
Оно
может
быть
общим
-
в
конце
семинара
и
частным
-после
обсуждения
отдельного вопроса плана семинара. В заключительном слове в конце семинара
преподаватель:
1) дает общую оценку прошедшего занятия (уровень подготовленности
обучаемых к семинару, активность участников, степень усвоения проблем);
2) осуществляет анализ и оценку выступлений, соблюдая при этом
объективность и исключительную корректность;
3) кратко раскрывает вопросы, не получившие глубокого освещения на
семинаре;
4) дает задание на дальнейшую работу.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Педагогика. Под ред. П.И.Пидкасистого. М, 1995г
2. Л.Г.Березовая «Практикум по культурологи»,М, Владос,2002 г
3. Г.И.Данилова «Культурология» М, Дрофа,2004 г
4. М.А.Гузик «Учебный путеводитель по культурологи»М, Просвещение
5. Зайкова И.Н. «Практико – направленное обучение»
Журнал «Среднее профессиональное образование», №7 2009 г
6. Журнал «Специалист» 2009 – 2010 г.г.