Автор: Галотина Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКОУ РО Специальная школа-интернат №16
Населённый пункт: г. Шахты Ростовская обл.
Наименование материала: Анализ и конспект открытого занятия
Тема: "Тайны живой природы"
Раздел: среднее профессиональное
Анализ открытого занятия
На тему: «Тайны живой природы»
проведенного в рамках месячника “Экология”
30.10.17 г. с детьми 16-20 лет
Подготовила и провела воспитатель
первой квалификационной категории Галотина Е.В.
Цель занятия:
Цель занятия достигалась путем решения следующих поставленных задач:
Познавательная: познакомить с особенностями внешнего вида и роста,
условиями для произрастания и места; закрепить знания о животном и
растительном мире родного края; формировать экологические знания о лесе.
Коррекционная: развивать зрительно, слуховое внимание и память,
логическое мышление; формировать умение обосновывать свой ответ.
Воспитательная: вызвать желание бережно относиться к природе,
выполнять правила поведения в лесу; закрепить знания о грибах: съедобные
и несъедобные грибы.
Место проведения: Игровая комната
Форма проведения: Игра – путешествие «Как прекрасен мир»
Оборудование: Видеоролики, стакан, мел, картины животных и растений,
презентация.
Для достижения данных задач я следовала:
1) Принципу последовательности (состоял из четырех этапов:
подготовительный, начальный, основной, заключительный);
2) Принципу наглядности (презентация, картины животных и растений);
3)Принципу доступности и посильности, т.к. материал был предоставлен в
соответствии с возрастными и психическими возможностями воспитанников.
В ходе занятия использовала современные педагогические технологии:
- личностно-ориентированные;
- игровые;
- здоровьесберегающие.
Подготовительный этап состоял из:
1) Организационного момента;
2) Актуализации знаний.
Начальный этап состоял из:
1) Сообщения темы и целей занятия;
2) Зачитывания стихотворений.
Основной этап состоял из:
1) Практической работы;
2) Физминутки.
Заключительный этап состоял из:
1) Знакомства с грибами;
2) Знакомства с животными.
Я считаю, что мероприятие прошло успешно: воспитанники были активны и
дисциплинированы, к выполнению задания подошли серьезно. Тема
мероприятия была актуальна, использованная презентация и наглядные
пособия соответствовали эстетическим нормам, возрастным и
индивидуальным особенностям воспитанников. Все поставленные цели были
достигнуты.
Тема: «Тайны живой природы»
Цель: Знакомство с живой и неживой природой.
Образовательные задачи:
1.Научить детей беречь живую природу.
2.Познакомить со связями между живой и неживой природой.
3.Помочь увидеть какие связи существуют внутри живой природы.
Развивающие задачи:
1.Развивать речь детей.
2.Развивать логическое мышление.
3.Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.
Воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе.
Материал: картинки с изображением объектов живой и неживой природы,
мел, два стакана, вода.
Ход занятия
Видео: «Живая природа»
Ребята сегодня мы с вами продолжим изучать природу, но сначала давайте
проверим, готовы ли вы к занятию: «Ручки на месте? Ножки на месте?
Спинка прямая?» Молодцы!
Ребята, а кто из вас знает, на какие две группы можно разделить нашу
природу? ( Природа бывает живая и неживая)
Давайте с вами вспомним, что относится к живой природе. Слайд 1
(Люди, животные, растения, деревья, грибы, насекомые, рыбы. К живой
природе относится все, что рождается, дышит, питается, растет, размножается
и умирает).
Есть такие представители природы, которые не умеют двигаться, всегда
стоят на месте, но они тоже живые. Они рождаются от маленького семечка,
растут, питаются, пьют и вырастают очень высокими, и приносят нам
огромную пользу. Вы догадались, о чем я говорю? Конечно – это деревья.
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем! (Лес) Слайд 2
Ребята, почему в загадке лес называют домом? Кто живет в лесу? А чтобы
вам легче было ответить на этот вопрос, я сейчас буду загадывать загадки о
тех, для кого лес является домом. Если вы отгадаете правильно, то на экране
вы увидите отгадку. Согласны?
Я из крошки-бочки вылез
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок
Ничего, что плод мой мелок
(Дуб) Слайд 3
У меня длинней иголки, чем у елки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке
Ветви только на макушке
(Сосна) Слайд 4
Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой, стоит над горой
(Береза) Слайд 5
Вперевалку зверь идет
По малину и по мед
Любит сладкое он очень.
А когда приходит осень,
Лезет в яму до весны,
Где он спит и видит сны
(Медведь) Слайд 6
Рыжая плутовка спряталась под елкой
Зайца ждет хитрюга та
Как зовут ее…….(Лиса) Слайд 7
У косого нет берлоги, не нужна ему нора
От врагов спасают ноги, а от голода – кора
(Заяц) Слайд 8
Рыже-огненный комочек, с хвостиком как парашют
По деревьям быстро скачет, был он там, теперь уж тут
Быстрый он как стрелочка
Так ведь это…..(Белка) Слайд 9
Вот какой большой дом у нас получился, всем в нем места хватит. А еще
живут в этом доме такие жители, которых мы можем и не увидеть. Они
прячутся под пеньками, корягами, сухими листьями. Хотите узнать, кто они?
Тогда отгадайте еще загадки.
С ветки на тропинку прыгает пружинка – зеленая спинка,
По травам и былинкам – перепрыгнет и тропинку
(Кузнечик) Слайд 10
Над цветком порхает, пляшет
Веерком узорным машет
(Бабочка) Слайд 11
Домовитая хозяйка, полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – он поделится медком.
(Пчела) Слайд 12
Любит мух и комаров, да имеет громкий зов,
Вся зеленная скажу, дом на речке и в пруду.
(Лягушка) Слайд 13
Ребята, а отгадки, которые мы отгадали, относятся к какой природе? (Живой)
Правильно. А что будет с деревом, цветком, бабочкой, паучком, птицей, если
мы их разделим на части? (Они погибнут) Так какой мы можем сделать
вывод: все, что относится к живой природе, сначала рождается, растет и в
конечном итоге умирает.
О живой природе мы поговорили. А кто знает, что можно отнести к неживой
природе? Это – солнце, звезды, воздух, вода, камни, земля.
Посмотрите, что у меня на столе: кусок мела и два стакана, один пустой,
другой с водой. Возьмите мел и разделите его. Что стало с мелом? Он
перестал, быть мелом или нет? Правильно, мел остался мелом, только
кусочки стали поменьше. А теперь возьмите стакан с водой и перелейте часть
воды в другой стакан. Что стало с водой, она перестала быть водой или нет?
Нет, просто ее стало меньше в стакане. Так какой мы делаем вывод: все, что
относится к неживой природе, погибнуть не может, объекты неживой
природы уменьшаются или увеличиваются.
Физкультурная пауза: Выросли деревья в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле (руки в стороны)
Каждое старается, к небу, к солнцу тянется (тянемся)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут - же ветки (руки вверху, наклоны)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли (Наклоны вперед)
Вправо – влево, взад – вперед
Так деревья ветер гнет
Он их вертит, он их крутит (повороты)
Да когда – же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна (руки опуст., голову подн)
Наступила тишина (голову опустили, сели)
Ребята, скажите, деревья относятся к живой или неживой природе и почему?
(Дерево – это живая природа, потому что оно растет, дышит, питается,
размножается).
А ветер, к какой природе относится? (Ветер – это неживая природа, потому
что он не растет, не питается, не размножается).
Скажите, как связаны между собой деревья и ветер? (Ветер дует, и поэтому
деревья наклоняются в разные стороны)
Работа по картинкам
1. Что делает девочка ? (поливает цветок) К какой природе относится девочка
и цветок (к живой), а к какой вода, которой поливают цветок (к неживой)
Какая связь между цветком и водой? (цветок не может жить без воды. Слайд
14
2. Что делает медведь? (пьет воду). К какой природе относится медведь, а к
какой вода?
Какая существует связь между медведем и водой? (животные не могут жить
без воды) Слайд 15
3. Мы видим крота, показывающегося из под земли. К какой природе
относится крот, а к какой земля? Какая связь между ними? (крот живет под
землей). Слайд 16
Как вы думаете, живая и неживая природа связаны между собой?
Делаем вывод: в природе все связано друг с другом.
А теперь, давайте с вами посмотрим экологический видеоролик
Ребята, после всего, что мы сегодня узнали на занятии, можем ли мы
утверждать, что все в природе взаимосвязано? (да, можем).
А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнилось наше
занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если
вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили,
поднимите две руки.
Молодцы! Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.