Автор: Абдуллаева Светлана Шаназаровна
Должность: преподаватель информатики
Учебное заведение: ГПОУ Борзинский филиал "Краснокаменский промышленно-технологический техникум"
Населённый пункт: Забайкальский край г. Борзя
Наименование материала: методическая разработка
Тема: презентация "Системы счисления"
Раздел: среднее профессиональное
«Я окончил курс университета 44 лет от роду.
Спустя год, 100-летним молодым человеком, я
женился на 34-летней девушке. Незначительная
разница в возрасте – всего 11 лет –
способствовала тому, что мы жили общими
интересами и мечтами. Спустя несколько лет у
нас уже было 10 детей. Жалованья я получал в
месяц 200 рублей…»
«Я окончил курс университета 24 лет от роду.
Спустя год, 25-летним молодым человеком,
Спустя несколько лет у нас уже было 5
детей. Жалованья я получал в месяц 50
рублей…»
я женился на 19-летней девушке.
Незначительная разница в возрасте – всего
6 лет – способствовала тому, что мы жили
общими интересами и мечтами.
«Системы счисления»
Цель урока:
закрепить, повторить и систематизировать
знаний, умения по теме “Системы счисления”
Этапы урока
1 этап Разминка «Раз-вопрос, два - вопрос»
2 этап «Художники»
3 этап «Числовой лабиринт»
4 этап «Загадка поэта»
Оценочные листы (приложение1) – заполняются
студентами
1 этап Разминка
«Раз-вопрос, два - вопрос»
Каждый студент выбирает № вопроса и
отвечает на него, если отвечающий не смог
ответить на вопрос, то отвечает следующий
студент
За каждый верный ответ – 1 балл
В листе ответов отмечаете верно отвеченный
вами вопрос
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Верно ли, что в древности считали в
двоичной системе счисления?
Ответ:
НЕТ
Верно ли, что на Руси не было
специальных обозначений для цифр,
а пользовались буквами с «титлом»?
Ответ:
ДА
Верно ли, что число 34263
может быть записано в
пятеричной системе счисления?
Ответ:
НЕТ
Верно ли, что в древности
использовали руку как
инструмент для счета?
Ответ:
ДА
Верно ли, что в Древнем Египте
пользовались клинописью? (
)
Ответ:
ДА
Какие виды систем счисления
вы знаете?
Ответ:
Позиционные,
непозиционные
В какой системе счисления
в качестве цифр используются
некоторые буквы?
Ответ:
Римская система
счисления
В какой системе счисления
кодируется информация
в компьютере?
Ответ:
Двоичной
системе
счисления
Верно ли, что арабские цифры
удобны для сложных
арифметических расчетов?
Ответ:
ДА
Какая система счисления –
десятичная, двоичная, восьмеричная,
римская
- позиционная?
Ответ:
10-я, 2-я, 8-ричная
Укажите алфавит двоичной
системы счисления?
Ответ:
0, 1
Сравните числа: V V V * 555?
Ответ:
VVV<555
Какая система счисления использована
в четверостишии?
«На кресле толстый кот Мартын сидел,
Своими 10 глазами он смотрел.
Вдруг на 100 своих он лап вскочил,
На подоконник быстро тело приземлил»
Ответ:
Двоичная с.с.
Назовите наибольшее двузначное
число в 8-ричной системе счисления?
Ответ:
77
8
Какой числовой эквивалент у
цифры 6 в числе 3650?
Ответ:
6 сотен
Укажите алфавит шестнадцатеричной
системы счисления?
Ответ:
0,1,2,3,4,5,6,7,
8,9,A,B,C,D,E,F
Ответ:
А
Какой латинской буквой
обозначается число 10 в 16-ричной
системе счисления?
Ответ:
10
Назовите основание десятичной
системы счисления?
Ответ:
3 (0,1,2)
Какое количество цифр используется
в троичной системе счисления ?
Ответ:
десятичная
Какая система счисления используется
чаще остальных?
2 этап «Художники»
10 мин.
Работа в парах
На каждой парте у вас лежат листочки с
системой координат (приложение 2)
Переведите точки в десятичную систему,
отметьте
и
последовательно
соедините
их на координатной плоскости
Поставьте
баллы
в
оценочный
л и с т
Рисунок
совпал-3балла,
рисунок
частично
совпал-2балла, рисунок не совпал-1 балл
3 этап
«Числовой лабиринт» 7 мин.
•
Переведите числа, записанные в различных системах
счисления, в десятичную систему счисления;
•
затем полученные после вычисления числа замените
буквами русского алфавита, которые имеют
соответствующие порядковые номера;
•
запишите полученное слово.
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЪЫ
ЬЭЮЯ
Задание оценивается 8-ю баллами
За каждое число 1 балл
ДИСКОВОД
Задание оценивается 8-ю баллами. За
каждое число 1 балл
Поставьте баллы в оценочный лист
4 этап «Загадка поэта» 5 мин.
Прочитайте шуточное
стихотворение А. Н. Старикова
“Необыкновенная девочка” и
попробуйте разгадать загадку поэта.
Выпишите упомянутые в
стихотворении числа и переведите их
в нужную систему счисления
Ей было 12 лет,
Она в 5 класс ходила,
В портфеле по четыре книги носила.
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля двумя ногами,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато четырехногий.
Она ловила каждый звук
Своими двумя ушами,
И две загорелые руки
Портфель и поводок держали.
И двое темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно …
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Сравните свои ответы и
поставьте баллы в
оценочный лист
Максимальное количество
баллов: 8
За один правильный ответ
1 бал
Посчитайте
итоговое
количество
набранных
баллов
и
выставите
оценки
в
оценочных
листах
Критерии оценивания:
Оценка 5 = 18-23 баллов;
Оценка 4 = 11 -17 баллов;
Оценка 3= 4-10 баллов.
Свои впечатления после урока оцените с
помощью листа настроения с обратной
стороны.
Обведите в круг.
(Приложение 2)
Домашнее задание
Создать кроссворд, состоящий из 10 слов
по теме «Системы счисления»
французский математик Пьер
Симон Лаплас (1749-1827)
«Мысль выражать
все числа немногими
знаками, придавая им,
кроме значения по
форме, еще значение
по месту, настолько
проста, что именно
из-за этой простоты
трудно оценить,
насколько она
удивительна».
Спасибо за урок!