Напоминание

"Международное гуманитарное право:законы и обычаи войны"


Автор: Юшко Валерий Николаевич
Должность: преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж
Населённый пункт: г.Стерлитамак
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Международное гуманитарное право:законы и обычаи войны"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Министерство образования республики Башкортостан

ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по дисциплине: «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Принципы и понятия международного

гуманитарного права: законы и обычаи войны»

г. Стерлитамак

Разработал:

преподаватель-организатор Основ безопасности жизнедеятельности ГБПОУ СПК

Юшко В.Н.

Рецензия

на методическую разработку по учебной дисциплине «Безопасность

жизнедеятельности» на тему: «Принципы и понятия международного гумани-

тарного права: законы и обычаи войны».

При написании методической разработки по данной теме преподава-

тель ГБПОУ Стерлитамакский политехнический колледж

Юшко В.Н. много

времени уделил специальной литературе.

С учетом методики в своей работе преподаватель ставит конкретные

задачи по раскрытию темы, которые могут широко применить данный материал

для усвоения учебного материала, где даны рекомендации по действиям в усло-

виях войны и вооруженных конфликтах, анализ их последствий.

Данная методическая разработка может быть использована, как спра-

вочное пособие.

С этой целью методическая разработка сопровождается вопросами и

заданиями, которые помогут лучше осмыслить содержание темы.

Рецензенты:

Старший помощник начальника II отделения

отдела Военного комиссариата РБ

по городу Стерлитамак и Стерлитамакскому району

Т.М. Яруллин

Председатель ПЦК

гуманитарных дисциплин

О.П.Королькова

Содержание

Аннотация

1.

Основная часть

1.1. Общие понятия права вооруженных конфликтов

1.2. Историческая справка.

1.3. Цели и задачи МГП.

1.4. Работа с понятиями.

1.5. Международные правила поведения военнослужащих в бою (иллю-

страции). Лица и объекты, которым предоставлена особая защита на вой-

не.

1.6. Правила поведения комбатантов в бою (иллюстрации).

1.7. Красный крест в мире и России. История Красного Креста и его дея-

тельность.

1.8. Международная правовая ответственность. Нюрнбергский процесс.

1.9. Международные отличительные Знаки.

2.

Ограниченные средства ведения войны.

2.1 Запрещенные виды оружия.

2.2. Использование военно- исторического текста на уроках по МГП.

2.3. Тесты по МГП.

3.

Заключение.

4.

Литература.

Аннотация

В методической разработке изложена методика проведения занятия по

теме: «Принципы и понятия международного гуманитарного права».

Одним из главнейших положений МГП является проведение различия

между

комбатантами

и

гражданскими

лицами,

между

военными

и

гра-

жданскими объектами.

МГП (право войны, право военного конфликта) – отрасль междуна-

родного публичного права, нормы которого направлены на защиту лиц, не

принимавших участия в военных действиях, и на ограничение средств и мето-

дов ведения войны.

Данная тема позволяет студентам акцентировать внимание на пробле-

мы гуманитарного отношения к людям во время войны и военных конфлик-

тов.

В данной методической разработке студенты знакомятся с Женевской

с Гаагскими конвенциями, другими документами, защищающими права воен-

нослужащих и гражданского населения во время военных конфликтов, а так-

же с работой Красного Креста.

Методическая разработка предназначена студентам и преподавателям,

что позволяет им более полно использовать материал для изучения междуна-

родного гуманитарного права, законах и обычаях войны.

Кроме того её можно использовать как учебное пособие по дисципли-

не «Безопасность жизнедеятельности».

Международное гуманитарное право:

законы и обычаи войны

Тема урока: «Принципы и понятия международного гуманитарного права».

Цели:

повысить правовую культуру учащихся;

дать элементы правовой подготовки для выполнения конституционного

долга по защите Родины;

формировать негативное отношение к проявлениям жестокости на вой-

не и убеждение, что человек должен быть гуманным в любых условиях, в том числе

при выполнении воинского долга, в ходе войн и вооруженных конфликтов.

Задачи:

познакомить учащихся с основными документами, понятиями и норма-

ми международного гуманитарного права (МГП);

обеспечить усвоение основ международно- правовых знаний, необходи-

мых каждому гражданину, а также школьникам-юношам для предстоящей военной

службы, и сформировать соответствующие убеждения.

Учебные вопросы:

1.

Общие понятия права войны.

2.

Международные правила поведения военнослужащих в бою. Лица и

объекты, которым международным гуманитарным правом предоставлена особая за-

щита на войне.

3.

Красный Крест в мире и России

4.

Международно-правовая ответственность. Нюрнбергский процесс.

Ход урока

1.1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРАВА ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ

Международное гуманитарное право является ветвью международного пра-

ва. Это право регулирует отношения между членами международного сообщества,

а именно - государствами. Международное право имеет наднациональный харак-

тер, и его основные положения обязательны для выполнения всеми странами. Его

цели - сохранение мира, защита людей на основе справедливости и содействие со-

циальному прогрессу в условиях свободы.

Международное гуманитарное право (МГП), которое называется также пра-

вом вооруженных конфликтов, а ранее было известно под названием право войны -

является особым разделом права, действующим в условиях вооруженных конфлик-

тов, то есть в условиях войны.

Издавна войны использовались как средство решения споров между госу-

дарствами. Когда государства не могут или не хотят решать разногласия или споры

за столом мирных переговоров, в ход пускается оружие. Война неизбежно приводит

к безмерным страданиям и тяжелым материальным потерям.

МГП стремится смягчить последствия войны, во-первых, ограничивая вы-

бор средств и методов ведения военных действий и, во-вторых, обязывая воюющие

стороны щадить лиц, не принимающих или переставших принимать участие в во-

енных действиях.

На уроке мы рассмотрим МГП именно в этом традиционном значении.

1.2. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооруженными конфликтами,

известны с древних времен. Многие военачальники приказывали щадить женщин и

детей, запрещали отравлять колодцы, не позволяли подчиненным казнить пленных.

Великий русский полководец А.В. Суворов требовал от своих чудо-богатырей: «В

дома не забегать; неприятеля, просящего пощады, щадить; безоружного не убивать;

с бабами не воевать; малолетков не трогать. С пленными поступать человеколюби-

во, стыдиться варварства. Не меньше оружия поражать противника человеколюби-

ем. Обывателям ни малейшей обиды, налоги и озлобления не чинить; война не на

них, а на вооруженного неприятеля. Воину надлежит мощь вражескую сокрушать,

а не безоружных поражать».

Иногда воюющие заключали письменные соглашения о соблюдении правил

гуманного обращения: противником, но они не носили всеобщего характера и дей-

ствовали лишь во время одного сражения или одной войны.

Начало договорному праву вооруженных конфликтов (праву войны) поло-

жила Женевская конвенция 1864 г. об улучшении участи больных и раненых в вою-

ющих армиях. Она регламентировала нейтралитет медицинского персонала и обо-

рудования, утвердила отличительный знак - красный крест. Такая форма междуна-

родно-правового акта стала в МГП основной.

Конвенция (от лат. conventio - соглашение) в широком смысле слова - это

любое международное соглашение, устанавливающее взаимные права и обязанно-

сти государств, ратифицировавших его, но, как правило, конвенциями называют

международные соглашения, регулирующие отношения между государствами в ка-

кой-либо специальной области.

Россия активно участвовала в развитии МГП. По ее инициативе была созва-

на Гаагская конференция 1899 г, на которой представители 27 государств (в том

числе Великобритания, США, Германия, Франция, Италия, скандинавские страны,

Япония и др.) приняли три конвенции и три декларации, в том числе - конвенцию

«О законах и обычаях сухопутной войны» и конвенцию «О применении к морской

войне начал Женевской конвенции 10 августа 1864 г.».

Женевская конвенция 1906 г. об улучшении участи раненых и больных в

действующих армиях была подписана 52 государствами, в том числе и Россией,

внесшей немалый вклад в ее составление. Этот акт дополнил Женевскую конвен-

цию

1864 г. более широкими мерами международно- правовой защиты, обязал

государства принять законы о наказании виновных в их нарушении, утверждал не-

прикосновенность

персонала

и

имущества

организаций

общественной

помощи

жертвам войны, в первую очередь обществ Красного Креста.

Гаагская конференция 1907 г. приняла 13 конвенций, в том числе конвенцию

«О законах и обычаях сухопутной войны» с приложением Положения о законах и

обычаях сухопутной войны.

В 1929 г. приняты Женевские конвенции: I конвенция «Об улучшении уча-

сти раненых и больных в действующих армиях» и II конвенция «Об обращении с

военнопленными».

На основании международно-правовых актов в России (1912) был разрабо-

тан «Наказ Русской армии о законах и обычаях сухопутной войны», утвержденный

как приложение к Уставам полевой службы.

В 1925 г. подписан Женевский протокол о запрещении применения на войне

удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

В1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предупрежде-

нии преступления геноцида и наказании за него.

Через четыре года после завершения Второй мировой войны нормы МГП

развили Женевские конвенции от 12 августа 1949 г., которые в настоящее время яв-

ляются основными источниками международного гуманитарного права:

об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших корабле-

крушение, из состава вооруженных сил на море;

об обращении с военнопленными;

о защите гражданского населения во время войны.

Но в конвенциях 1949 г. недостаточно говорится об очень важном вопросе -

о защите гражданского населения от непосредственного воздействия войны.

Проходившая в Женеве с 1974 по 1977 г. Дипломатическая конференция по

вопросу о подтверждении и развитии международного гуманитарного права, при-

меняемого в период вооруженных конфликтов, приняла в июне 1977 г. два Допол-

нительных протокола к Женевским конвенциям. Протокол I содержит новые фор-

мы, относящиеся к международным вооруженным конфликтам, Протокол П - нор-

мы международного гуманитарного права, относящиеся к вооруженным конфлик-

там немеждународного характера. Сами четыре Женевские конвенции 1949 г. оста-

лись без изменений, но были существенно дополнены этими Протоколами.

В Дипломатической конференции принимали участие представители 102 го-

сударств и нескольких национально-освободительных движений. Столкновение вз-

глядов и напряженность в отношениях между участниками конференции хорошо

отражали

ситуацию

в

мировом

сообществе,

объединяющем

все

народы.

Если

вплоть до принятия Конвенций 1949 г. международное гуманитарное право, несо-

мненно, основывалось исключительно на европейских философских (мировоззрен-

ческих) направлениях, то этого уже нельзя сказать о времени принятия Дополни-

тельных протоколов 1977 г. Тексты этих Протоколов, оставаясь верными общепри-

знанным гуманичтическим целям, отмечены влиянием неевропейских подходов, а

также других интересов и новых приоритетов. Дополнительные протоколы дают

возможность гуманитарному праву утвердиться в третьем мире.

Оба протокола значительно повышают эффективность защиты, которую они

предоставляют наименее защищенным категориям лиц. Протокол I ратифицирован

119 государствами, а Протокол II -109. Это позволяет заключить, что Протоколы,

так же как и Женевские конвенции, становятся универсальными международными

правовыми документами. Протоколы вступили в силу для первых двух договарива-

ющихся государств 7 декабря 1978 г., а для каждого последующего участника - че -

рез шесть месяцев после ратификации или присоединения к ним.

Протокол I сопрягает Женевское право и Гаагское право, которые прежде

развивались по отдельности. Наконец победил взгляд, согласно которому недоста-

точно помогать жертвам военных действий. Важнее, чтобы право накладывало

ограничения на сами военные действия с тем, чтобы причинялось как можно мень-

ше излишних страданий и повреждений. С принятием Женевской конвенции о за-

щите гражданского населения и Протокола I Женевское право совершило гигант-

ский шаг в направлении более эффективной защиты гражданского населения от по-

следствий войны.

В 1954 г. принята Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в слу-

чае вооруженного конфликта.

Среди последующих шагов развития МГП - конвенции:

о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактери-

ологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (1972);

о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычно-

го оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или

имеющими неизбирательное действие (1980), а также протоколы:

о необнаруживаемых осколках (которые не обнаруживаются в челове-

ческом теле с помощью рентгеновских лучей - 1980);

о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и дру-

гих устройств (1980 с поправками 1996);

о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия

(1980);

по взрывоопасным пережиткам войны (2003) и т.д.

По мере успехов кодификации права войны стало очевидным, что оно разде-

ляется на две категории: Женевское право и Гаагское право. Женевские конвенции

касаются защиты личности от злоупотребления силой, тогда как Гаагские конвен-

ции - это межгосударственные правила фактического ее применения. Согласно та-

кому определению Женевское право обладает четко очерченной сферой действия,

тогда как Гаагское право охватывает все остальные проблемы права войны.

Во всяком случае это несколько искусственное деление между двумя отрас-

лями постепенно исчезает. Уже во время Гаагских конференций ставилась задача

кодифицировать право войны в целом. Положение, являющееся приложением к

Конвенции о законах и обычаях сухопутной войны, включают в себя главу под на-

званием «Раненые и больные», состоящую из одной статьи (ст. 21), гласящей, что

«обязательства воюющих сторон в отношении раненых и больных регулируются

Женевской конвенцией».

Защите детей в вооруженных конфликтах посвящен ряд международно-пра-

вовых актов. В их числе:

а)

Декларация «О защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятель-

ствах и в период вооруженных конфликтов» (1974);

б)

Конвенция о правах ребенка (1989) и Факультативный протокол к ней,

касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (2000).

Ныне нормы МГП регламентированы десятками международных соглаше-

ний. Их участники - почти все страны мира.

1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МГП. РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МГП:

облегчить, насколько это возможно, бедствия, причиняемые военными

действиями;

разграничить то, что разрешено, и то, что запрещено в вооруженной

борьбе;

ограничить средства и методы ведения войны;

согласовывать военную необходимость с требованиями гуманности;

защитить жертвы вооруженных конфликтов.

Работа с понятиями:

обратите внимание на понятия «война», «вооруженный конфликт» и

объясните разницу их значений (ответ: при вооруженном конфликте военные дей-

ствия ведутся без официального объявления войны);

приведите примеры войн и военных конфликтов;

назовите

слово,

которое

до

знакомства

с

терминами

МГП

было

большинству из вас неизвестно (ответ: комбатант).

Это понятие имеет особое значение.

Комбатанты (от франц. combattant - воин, боец) - сражающиеся. В МГП - это

лица, входящие в состав вооруженных воюющих сил и непосредственно участвую-

щие в военных действиях. Наряду с военнослужащими ими считаются участники

военных ополчений, отрядов добровольцев, партизан, движений сопротивления,

население, стихийно взявшееся за оружие при приближении вражеских войск. Ком-

батанты обязаны отличать себя от гражданского населения во время нападения или

другой военной операции.

Некомбатанты - входящие в состав вооруженных сил лица, функции кото-

рых сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности и которые

имеют право применять оружие только в целях самообороны. Согласно Женевским

конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительному протоколу I (1977) к

некомбатантам относятся медицинский, интендантский персонал, военные юристы,

военные журналисты, духовные лица. Они не могут быть непосредственными

объектами вооруженного нападения противника, находятся под защитой МГП,

должны иметь удостоверения, выданные соответствующими военными властями.

1.4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖА-

ЩИХ В БОЮ. ЛИЦА И ОБЪЕКТЫ, КОТОРЫМ ПРЕДОСТАВЛЕНА ОСО-

БАЯ ЗАЩИТА НА ВОЙНЕ

Этот учебный вопрос важен прежде всего для будущих воинов - защитников

России. В армии им предстоит выполнять Устав внутренней службы Вооруженных

сил РФ, статья 16 которого наряду с другими положениями, определяющими суще-

ство воинского долга, содержит требование: «...соблюдать общепризнанные прин-

ципы и нормы международного права и международные договоры Российской Фе-

дерации».

Основные типы ограничений военных действий в МГП:

а)

по лицам, пользующимся общей защитой от опасностей войны, к кото-

рым относятся:

гражданское население;

некомбатанты;

прекратившие участвовать в военных действиях - раненые, больные,

потерпевшие кораблекрушение, военнопленные;

б)

по средствам и методам ведения военных действий;

в)

по объектам нападения.

МГП требует:

ограничивать выбор средств и методов причинения ущерба;

ограничивать нападения только объектами, используемыми противни-

ком в военных действиях;

избегать разрушения и обеспечивать сохранность гражданских объек-

тов;

при любых обстоятельствах различать и соблюдать нормы и правила

отношения к гражданскому населению, некомбатантам и непосредственным участ-

никам военных действий - комбатантам;

гуманно обращаться с гражданским населением, пленными, ранеными,

больными, потерпевшими кораблекрушение, сохранять их жизни, уважать досто-

инство, личные права, политические, религиозные и иные убеждения, защищать от

насильственных действий, обеспечить права на переписку со своими семьями, по-

лучение помощи, а также основные судебные гарантии;

обеспечивать равное отношение независимо от расы, цвета кожи, ве-

роисповедания, пола, материального положения и т.д., исключать дискриминацию

по каким бы то ни было признакам;

соблюдать особо регламентированные права женщин и детей;

не препятствовать деятельности медицинских учреждений и персонала,

их транспорту;

стороне, во власти которой оказались раненые и больные, - обеспечить

медицинскую помощь и уход.

МГП запрещает:

боевые действия, не обусловленные военной необходимостью;

применение оружия неизбирательного действия, некоторых видов, при-

чиняющих чрезмерные страдания (химического, бактериологического, токсическо-

го и др.), а также другие средства и методы, которые причиняют излишние вред,

повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между граждански-

ми и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде;

нападения на гражданское население и отдельных мирных граждан, по-

сягательства на неприкосновенность их жизни;

использование гражданского населения в качестве защиты для прикры-

тия военных объектов;

разграбление войсками города или местности, даже если они взяты

приступом;

нападение на сооружения, содержащие опасные силы, - плотины, дам-

бы, АЭС и др.;

уничтожение или вывоз объектов и оборудования, необходимых для вы-

живания гражданского населения;

нападения

на

необороняемые

и

демилитаризованные

зоны,

гра-

жданские объекты, не используемые противником для военных действий;

враждебные акты против объектов и мест, составляющих духовное,

культурное наследие народа, исторических памятников, произведений искусства;

мародерство, грабежи, воровство;

жестокое обращение, пьггки, истязания;

посягательство на человеческое достоинство, в частности, оскорбитель-

ное и унижающее обращение;

взятие заложников;

убийство или нанесение ранения противнику, который сдался в плен

или не может более принимать участия в боевых действиях;

назначение и применение наказаний за преступления без судебного ре-

шения;

нападения на объекты и персонал военных и гражданских медицинских

служб, санитарный транспорт и оборудование, препятствование их работе;

военные действия, основанные на вероломстве, враждебные акты под

прикрытием права на защиту (например, симуляция сдачи в плен для последующе-

го нападения);

злоупотребление

общепринятыми

международными

отличительными

знаками (белый флаг, красный крест, красный полумесяц и др.) и их неправильное

использование;

организацию голода среди гражданского населения (уничтожение запа-

сов продовольствия, средств его производства и т.п.) как метод ведения войны;

причинение неоправданных человеческих и материальных потерь, чрез-

мерных страданий людям и ущерба окружающей среде.

Конвенция о правах ребенка (1989) в целях предоставления регламентиро-

ванных ею прав и защитных мер признает им каждого человека до 18-летнего воз-

раста, если по закону, применимому к конкретному ребенку, он не достигает совер-

шеннолетия ранее. Международно-правовые акты, перечисленные в сообщении об

истории МГП, предусматривают дополнительные меры защиты детей:

а) права на:

особое уважение, защиту от любых непристойных посягательств;

эвакуацию в безопасные зоны (с письменного согласия родителей или

законных опекунов, а если они не могут быть найдены, - лиц, которые по закону

или обычаю несут главную ответственность за попечение над детьми, под наблюде-

нием державы-покровительницы и по согласованию с заинтересованными сторона-

ми - проводящей эвакуацию, принимающей, а также теми, чьими гражданами яв-

ляются эвакуируемые);

фиксацию информации об эвакуированных детях и ее направление в

Центральное справочное агентство Международного комитета Красного Креста с

целью облегчения их возвращения в свои семьи и в свою страну;

непрерывное обучение, религиозное и нравственное воспитание соглас-

но пожеланиям родителей на все время нахождения в эвакуации;

заботу, уход, медицинскую и иную помощь, в том числе осиротевшим

детям - содержание, обучение и воспитание в духе культурных традиций народа, к

которому они принадлежат;

всемерное

содействие

государств

физическому

и

психологическому

восстановлению и социальной реинтеграции детей - жертв вооруженных конфлик-

тов;

соблюдение Минимальных стандартных правил ООН, касающихся от-

правления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»);

особую защиту лиц моложе 15 лет, которые вопреки нормам МГП непо-

средственно участвуют в военных действиях и попадают во власть противника, не-

зависимо от того, являются ли они военнопленными или нет;

при аресте, задержании или интернировании по причинам, связанным с

вооруженным конфликтом, - содержание в помещениях, отделенных от помещений

для взрослых, кроме случаев, когда семьи размещаются по отдельности;

б) запрещение:

привлечения детей, не достигших 15 лет, к непосредственному участию

в боевых действиях;

вербовки детей для использования их в вооруженных конфликтах;

вербовки (призыва) в государственные вооруженные силы детей моло-

же 15 лет (при вербовке достигших 15-летнего возраста, которым еще не исполни-

лось 18 лет, государства обязаны стремиться отдавать предпочтение лицам более

старшего возраста);

вербовки или использования в военных действиях вооруженных групп,

отличных от вооруженных сил государства, лиц моложе 18 лет (государства обяза-

ны принимать все возможные меры для предупреждения такой вербовки);

изменение гражданского статуса и гражданской принадлежности ребен-

ка при оккупации;

приведение в исполнение смертного приговора за нарушение, связан-

ное с вооруженным конфликтом, в отношении лиц, не достигших 18 лет в то время,

когда оно было совершено.

1.5. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ КОМБАТАНТОВ В БОЮ

1.6. КРАСНЫЙ КРЕСТ В МИРЕ И РОССИИ

Красный Крест - одна из действующих во многих странах общественных

сил, которая активно занимается распространением норм МГП, напоминает о них

воюющим сторонам, выступает нейтральным посредником и помогает нуждаю-

щимся.

ИСТОРИЯ КРАСНОГО КРЕСТА И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕГО МЕСТНО-

ГО ОТДЕЛЕНИЯ

24 июня 1859 г. в ходе австро-итало-французской войны на поле кровопро-

литной битвы при Сольферино (Северная Италия) остались десятки тысяч убитых

и раненых. Малочисленных санитарных служб воюющих было явно недостаточно.

Раненые были обречены на страшные мучения. Им на помощь бросился проезжав-

ший в тех местах швейцарец Анри Дюнан (1828-1910). Его призыву последовали

местные жители.

Вернувшись в Женеву, Дюнан написал книгу «Воспоминание о Сольфери-

но», выдвинул идею создания общества помощи раненым на войне и взялся за ее

реализацию. По его инициативе

в 1863 г. в Женеве был учрежден комитет, который в 1880 г. был переимено-

ван в Международный Комитет Красного Креста (МККК). В 1901 г. за свою гуман-

ную деятельность Дюнан удостоился Нобелевской премии мира.

У истоков Российского общества Красного Креста стояли известные деятели

России, которые развернули гуманную деятельность ранее Дюрана. В их числе вдо-

ва младшего брата императора Николая I великая княгиня Елена Павловна Романо-

ва (1806-1873) и основоположник военно-полевой хирургии Н.И. Пирогов (1810-

1881). Прообразом Российского общества Красного Креста стали сестры милосер-

дия Крестовоздвиженской общины, положившей начало общественной помощи ра-

неным и больным воинам во время героической обороны Севастополя (1854-1855)

в ходе Крымской войны 1853-1856 гг.

Вечную славу заслужила легендарная героиня обороны Севастополя Даша

Севастопольская - Д.Л. Михайлова. 17-летняя девушка на передовой под враже-

ским огнем спасала раненых, вытаскивала в лазарет и ухаживала за ними. За

необычайную храбрость и подвиги милосердия она удостоилась высокой награды -

золотой медали на Владимирской ленте «За усердие» и навечно осталась в народ-

ной памяти. Бюст героини установлен на здании панорамы «Оборона Севастопо-

ля», 3-я городская больница Севастополя носит имя Даши Севастопольской.

По ее примеру ухаживать за ранеными взялись жены, сестры и дочери за-

щитников Севастополя. Участник его обороны знаменитый хирург Н.И. Пирогов

призвал «употребить все свои силы и познания для пользы армии на боевом поле»

медсестер Крестовоздвиженской общины Санкт-Петербурга, созданной по инициа-

тиве и на средства великой княгини Елены Павловны Романовой. В ноябре 1854 г.

из столицы в Севастополь прибыли три отряда сестер милосердия.

В западных странах первой в мире сестрой милосердия называют англи-

чанку Флоренс Найтингейл. Не преуменьшая ее заслуг, заметим, что Найтингейл

прибыла в турецкий госпиталь Скутари 5 ноября 1854 г., а Даша и другие севасто-

польские женщины приступили к благородному делу раньше. В Крым англичанка

попала 25-26 апреля 1855 г., когда русские сестры милосердия Крестовоздвижен-

ской общины из Санкт-Петербурга уже несколько месяцев трудились в местах боев,

а севастопольские женщины еще дольше. Таким образом, если следовать правде ис-

тории, первыми в мире сестрами милосердия необходимо признать Дашу Севасто-

польскую, ее боевых подруг и медсестер Крестовоздвиженской общины. Их герои-

ческие подвиги самоотверженности и гуманизма стали одной из замечательных

российских традиций.

Во время той войны широкие слои населения России участвовали в органи-

зации медицинской помощи раненым и больным воинам своими пожертвованиями.

А в 1867 г. было официально зарегистрировано Российское общество попечения о

раненых и больных воинах. В 1879 г. его переименовали в Российское общество

Красного Креста, в 1923 г. - в Союз Обществ Красного Креста и Красного Полуме-

сяца СССР, после распада Советского Союза - в Российский Красный Крест (РКК).

Общероссийская общественная организация РКК - участник Международного дви-

жения Красного Креста и Красного Полумесяца (КК и КП), объединяющего свыше

500 млн человек в 181 стране мира. Это движение состоит из независимых, не

П0ДЧИНЯЮПЦ1ХСЯ друг другу организаций - Международного Комитета Крас-

ного Креста, национальных обществ КК и КП, Международной Федерации об-

ществ КК и КП.

Основные направления деятельности Российского Красного Креста касают-

ся важнейших государственных задач и проблем безопасности. В их числе:

медико-социальная деятельность;

борьба с особо опасными заболеваниями;

пропаганда безвозмездного донорства;

гуманитарная помощь наиболее уязвимым слоям населения;

программы помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях;

пропаганда норм международного гуманитарного права.

В нашей стране работает сеть республиканских, краевых, областных отделе-

ний и дорожных комитетов РКК (рассматривается на примере местного отделения -

региональный компонент).

1.7. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. НЮРН-

БЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС

За нарушения норм МГП предусмотрены наказания для отдельных лиц и

формы международно-правовой ответственности государств.

Нарушение законов, обычаев и правил войны в отношении комбатантов и

некомбатантов рассматривается как международное преступление. Лица, виновные

в них, признаются военными преступниками и несут уголовное наказание.

Для государств предусмотрены формы международно-правовой ответствен-

ности:

а)

политические:

санкции - применяемые в качестве предупреждения или ответной реак-

ции меры к нарушителю норм МГП, влекущие определенные неблагоприятные по-

следствия для него;

сатисфакция - предоставление удовлетворения пострадавшему государ-

ству - официального выражения сожаления, публичного извинения, заверения по-

страдавшей стороны в недопущении повторения подобных нарушений, наказание

виновных, оказание особых почестей и иные действия государства-правонарушите-

ля по моральному удовлетворению потерпевшей стороны;

б)

материальные:

репарации - полное или частичное материальное или денежное возме-

щение ущерба;

реституция - форма материального возмещения ущерба путем возврата

имущества, неправомерно изъятого и вывезенного воюющим государством с терри-

тории противника;

субституция - применяемая в случае невозможности возврата имуще-

ства, неправомерно изъятого государством у противника в ходе войны, передача

взамен по договоренности такого же имущества или приблизительно равноценного.

Нюрнбергский процесс

Первый в истории человечества международный суд, который реализовал

принципы МГП, прошел 20 ноября 1945 г. - 1 октября 1946 г. в германском городе

Нюрнберге.

Был образован Комитет из главных обвинителей: Р.А. Руденко от СССР, Р. X.

Джексон от США, X. Шоукросс от Великобритании, Ф. де Ментон, затем Ш. де Риб

от Франции.

Международный военный трибунал судил главных военных преступников

Второй мировой войны - руководителей гитлеровского режима. Им было предъяв-

лено обвинение в создании и реализации общего плана или заговора против мира и

человечности, тягчайших военных преступлениях с целью установления мирового

господства.

Преступления против мира - планирование, подготовка, развязывание и ве-

дение агрессивных войн и войн в нарушение международных договоров, соглаше-

ний и обязательств.

Преступления против человечности:

преследования, репрессии, порабощение, пытки и истребление по поли-

тическим, расовым и религиозным мотивам, в том числе планы уничтожения и по-

рабощения целых народов;

массовые убийства, обращение в рабство, высылка, другие жестокие и

бесчеловечные действия против гражданского населения в Германии и на оккупи-

рованных территориях;

создание системы террора против противников нацистского режима и

тех, кого рассматривали в качестве возможных врагов, их преследования, униже-

ния, ограбление, рабство, пытки и уничтожение;

установление системы рабского, подневольного труда и массовое на-

сильственное привлечение к нему;

преступные действия в нарушение основных принципов права, законов

всех цивилизованных наций и внутренних законов стран, в которых были соверше-

ны преступления;

германизация оккупированных территорий.

Военные преступления:

бесчеловечные войны против стран и народов;

жестокое обращение с гражданским населением оккупированных тер-

риторий, систематические убийства, истязания и увод в рабство для подневольного

труда и других целей;

зверское обращение с военнопленными, военнослужащими стран, с ко-

торыми Германия находилась в состоянии войны, а также с лицами, находившими-

ся в открытом море, их убийства, истязания;

взятие и убийства заложников;

разграбление общественной и частной собственности;

бесцельные и бессмысленные разрушения городов и деревень, опусто-

шения, не оправданные военной необходимостью.

В ходе процесса состоялось 403 открытых судебных заседания, допрошено

116 свидетелей, рассмотрены многочисленные письменные показания и докумен-

тальные доказательства.

30 сентября - 1 октября 1946 г. оглашен приговор. 12 военных преступников

были приговорены к смертной казни через повешение, 3 - к пожизненному заклю-

чению, 2 - к 20, по одному - к 15 и 10 годам тюрьмы.

Трибунал признал преступными организациями СС (военизированная орга-

низация - главное орудие террористической политики гитлеровского фашизма), ге-

стапо (тайная государственная полиция), СД (служба безопасности) и руководящий

состав нацистской партии'.

Член трибунала от СССР заявил особое мнение - несогласие с оправданием

троих подсудимых, а также отказом признать преступными организациями генштаб

и правительственный кабинет гитлеровской Германии.

Ходатайства о помиловании были отклонены. В ночь на 16 октября 1946 г.

приговор о смертной казни приведен в исполнение.

Нюрнбергский процесс реализовал принципы МГП признанием агрессии

тягчайшим уголовным и военным преступлением, наказанием как уголовных пре-

ступников государственных деятелей, виновных в подготовке, развязывании и веде-

нии агрессивных войн.

О.Рюссбак утверждал: «Все на войне противоречит понятию гуманности, и

все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны за-

ключается в том, чтобы примирить эти две крайности».

Приверженность России нормам МГП отражают ее обязательства по соот-

ветствующим международно-правовым актам и наше законодательство. Каждый

гражданин обязан знать и выполнять эти нормы.

1.8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ

Во время вооруженного конфликта используются международные отличи-

тельные знаки, которые позволяют воюющим распознавать людей и объекты, име-

ющие право МО защиту. Наиболее часто используются знаки, обозначающие меди-

цинскую службу, гражданскую оборону, культурные ценности, объекты и сооруже-

ния, содержащие опасные силы, и флаг парламентера.

Еще в 1864 г. было предусмотрено, что отличительный единообразный знак

- красный крест на белом фоне - будет принят для обозначения всех медицинских

формирований, носит геральдический характер и не имеет какого-либо религиозно-

го смысла. Несмотря на это, сначала Турция, а затем другие исламские страны

предпочли принять знак красного полумесяца. Так что ныне существуют два от-

личительных знака медицинской службы и духовного персонала (военного и гра-

жданского).

Правила использования знаков

Правила использования отличительных знаков закреплены в I и И Женев-

ских конвенциях 1949 г., I Дополнительном протоколе 1977 г. к Женевским конвен-

циям 1949 г, Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае воору-

женного конфликта 1954 г, Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной

войны 1907 г. Эти документы обязывают воюющие стороны выполнять следующие

основные требования:

1.

Обозначенные отличительными знаками объекты не должны превра-

щаться в военные объекты либо использоваться для поддержания военных опера-

ций. Персонал, использующий отличительные знаки, оказывающий помощь ране-

ным,

больным,

военнопленным,

потерпевшим

кораблекрушение,

а

также

гра-

жданскому населению, не должен принимать непосредственного участия в боевых

действиях.

2.

В случае если обозначенные отличительными знаками объекты исполь-

зуются не по назначению.

после соответствующего предупреждения с них может был. снят иммуни-

тет; то есть они могут быть лишены права на защиту. Такие факты, как ношение

легкого личного оружия медицинским персоналом или персоналом гражданской

обороны для поддержания порядка, самообороны и защиты раненых и больных, а

также временное хранение в госпитале оружия и боеприпасов, снятых с раненых и

больных и подлежащих передаче вооруженным силам как трофеи, не рассматрива-

ются в качестве причины для лишения объекта права на защиту.

3.

Запрещено вероломное использование отличительных знаков.

4.

Объекты, которые пользуются защитой, должны, по возможности, раз-

мещаться на достаточном расстоянии от военных объектов.

5.

Отличительные знаки должны быть хорошо видимыми. Для этого они

могут быть изображены на флагах или на плоских поверхностях, например на кры-

ше здания, так, чтобы знаки были видны со всех направлений. Они должны быть

хорошо

различимы

в

дневное

и

ночное

время,

поэтому,

как

правило,

имеют

большие размеры. Для того чтобы ночью или в условиях ограниченной видимости

знаки выделялись на определенном фоне, их делают светящимися либо подсвечива-

ют.

6.

В дополнение к отличительным знакам для расширения возможности

опознавания могут быть использованы различные отличительные сигналы: свето-

вые, радио-, электронные и акустические подводные сигналы. Применяются они в

основном на кораблях и летательных аппаратах.

Работа над данной темой предполагает формирование у учащихся ряда уме-

ний и навыков: распознавание знаков, воспроизведение их графического изображе-

ния, классифицирование лиц и объектов, которые имеют право на защиту согласно

нормам МГП, решение ситуационных задач, связанных с применением знаков. Для

эффективной организации проверки качества усвоения материала учитель может

обратиться к методу работы с фотодокументами. Проверка может проводиться в

двух вариантах (первый вариант - задания общеобразовательного уровня, второй -

задания повышенного уровня сложности).

Для проведения проверки по первому варианту учитель может выдать каж-

дому учащемуся индивидуально или на группу подборку фотографий и 3 экземпля-

ра каждого из следующих знаков:

красный крест на белом поле;

красный полумесяц на белом поле;

бело-голубой щит;

три оранжевых круга, расположенных на одной оси на белом поле;

синий равносторонний треугольник на оранжевом фоне.

Студентам предлагается наклеить принятые международным сообществом

знаки рядом с фотографиями, где изображены лица и объекты, которые в соответ-

ствии с современными нормами МГП могут подлежал, защите в условиях воору-

женного конфликта.

Для осуществления проверки по второму варианту преподаватель может вы-

дать студенту подборку фотодокументов и предложить заполнить рабочий лист в

форме таблицы.

Данное задание ориентирует учащихся на практическое применение полу-

ченной информации и позволяет проверить умение изображать отличительные зна-

ки (узнавание знака), выделять лица и объекты, находящиеся под защитой знаков, и

соотносить конкретные знаки с соответствующими категориями лиц и объектов.

В результате правильно заполненная таблица

выглядит следующим образом.

2. ОГРАНИЧЕННЫЕ СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

2.1. ЗАПРЕЩЕННЫЕ ВИДЫ ОРУЖИЯ.

Запрещено использовать:

1.

Оружие массового поражения (химическое и бактериологическое).

Применение химического оружия во время Первой мировой войны вызвало неимо-

верные страдания. Женевским протоколом 1925 г. был положен запрет на примене-

ние отравляющих газов и бактериологического (биологического) оружия. Весьма

примечательно, что это запрещение во время Второй мировой войны не нарушила

ни одна страна. Конвенция от 10 апреля 1972 г. о запрещении разработки, произ-

водства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсическо-

го оружия и об их уничтожении представляет собой всеобъемлющее и эффективное

запрещение столь бесчеловечного оружия.

2.

Снаряды весом менее 400 граммов, являющиеся разрывными или

снаряженными взрывчатым или зажигательным веществом.

3.

Разрывные пули, т.е. пули, которые легко разрываются или сплющива-

ются в теле человека.

4.

Яды, отравляющее оружие.

5.

Необнаруживаемые осколки, т.е. оружие, основное действие которого

заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в

человеческом теле с помощью рентгеновских лучей.

6.

Мины-ловушки: взрывные устройства в виде кажущегося безвредным

переносного предмета, который специально предназначен и сконструирован для по-

мещения в него взрывчатого вещества или для взрыва при прикосновении или при-

ближении к нему.

7.

Лазерное оружие. Оружие, способное благодаря концентрации света

вызывать у людей временную или постоянную слепоту. Поскольку оно «беззвуч-

ное», его пучок невидим, защититься от лазерного оружия при помощи специаль-

ных очков невозможно, так как они защищают только от излучения ограниченного

диапазона длины волны, а лазер может давать излучение широкого диапазона.

Таким образом, Международное гуманитарное право запрещает использо-

вать оружие, которое «без пользы увеличивает страдания людей, выведенных из

строя».

Далее преподаватель обращает внимание учащихся на то, что среди запре-

щенных видов оружия до сих пор не упоминалось ядерное оружие. Случайно ли

это? Нет, не случайно. В настоящее время не существует специального запрещения

на производство, накопление и применение ядерного оружия. Имеется только ряд

договоров, регулирующих некоторые аспекты деятельности, связанные с ядерным

оружием.

Например: а) Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968

г.; б) Договор по исследованию и использованию космического пространства от 27

января 1967 г запрещает размещать ядерное оружие в космическом пространстве.

Преподаватель обращает внимание учащихся, что не все государства связа-

ны одними и теми же договорами. Некоторые державы приняли на себя обязатель-

ства по определенным договорам, но с правом собственного толкования их положе-

ний и (или) с оговорками. Поэтому вопрос применения тех или иных правил, каса-

ющихся использования конкретных видов оружия, определяется в каждой конкрет-

ной ситуации вооруженного конфликта.

Переходя к рассмотрению третьего пункта Протокола, преподаватель, об-

ращаясь к учащимся, предлагает им назвать методы ведения боя, которые, на их вз-

гляд, должны быть запрещены и почему.

После ответов студентов преподаватель говорит о запрещенных МГП мето-

дах ведения боя.

1.

Вероломство. Под вероломством понимается, например, нападение под

прикрытием белого флага (флага парламентера, используемого для переговоров и

капитуляции) или же симулирование ранения, болезни и др. с целью уничтожения

противника, который пытается оказать помощь «потерпевшему». Однако МГП не

запрещает обычные военные хитрости: маскировку, ложные операции и дезинфор-

мацию, рассчитанную на введение противника в заблуждение.

2.

Использование во время военных действий признанных отличи-

тельных эмблем не по назначению, особенно Красного креста и Красного полу-

месяца.

3.

Отдание приказа: «Не оставлять никого в живых». Запрещается угро-

жать этим приказом противнику или вести военные действия на такой основе.

4.

Нападение на вышедших из строя лиц, которых необходимо ща-

дить. Уничтожение солдата, который явно сложил оружие, - это настоящее убий-

ство.

5.

Нападение на членов экипажа, которые покидают на парашютах

терпящий бедствие летательный аппарат, так как они не могут защитить себя в

данной ситуации.

Затем студентам можно задать следующий вопрос: «Как быть с военнослу-

жащими воздушно-десантных войск, покидающих самолет?» Выслушав ответ, пре-

подаватель говорит о том, что последнее запрещение не относится к спускающимся

на парашютах воздушно-десантным войскам.

Следует добавить, что запрещается нападать на:

гражданские объекты;

необороняемые местности;

организации ГО;

объекты, представляющие культурную ценность, и места отправления

культа.

Обращаясь к студентам, преподаватель предлагает им назвать «установки и

сооружения, содержащие опасные силы».

Выслушав мнения студентов, преподаватель говорит о том, что в соответ-

ствии с МГП запрещается нападать на плотины, дамбы, атомные электростанции.

Разрушение подобных объектов неминуемо будет иметь катастрофические послед-

ствия для гражданского населения. Следовательно, атомные электростанции, пло-

тины и дамбы нельзя считать военными объектами, если их повреждение может на-

нести «ущерб здоровью или выживанию населения».

Можно предложить студентам показать на карте города (области), где они

проживают, плотины, дамбы, АЭС (если таковые имеются) и попросить их выска-

зать собственное мнение о возможных последствиях для данной территории и жи-

телей в случае нанесения удара по этим объектам.

С помощью мультимедийного проектора преподаватель демонстрирует от-

личительные знаки, эмблемы, предусмотренные международными договорами с

целью использования в защитных целях. Они позволяют распознавать людей и

имущество, имеющих соответствующее право на защиту. Во время военных дей-

ствий использование признанных отличительных эмблем не по назначению запре-

щается.

Отличительный знак должен быть настолько большим и хорошо видимым,

насколько возможно в боевой обстановке:

а)

с большего числа направлений;

б)

с большого расстояния.

Ночью либо в условиях ограниченной видимости отличительный знак мо-

жет быть освещен или быть светящимся.

Затем рекомендует им просмотреть два видеофрагмента:

применение химического оружия в Первой мировой войне,

последствия применения ядерного оружия во Второй мировой войне.

2.2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

НА УРОКАХ ПО МГП

Учитывая, что особый интерес у учеников вызывают военно-исторические

сюжетные рассказы, связанные с военными действиями в эпоху Петра I, А.В. Суво-

рова, М.И. Кутузова, М.Д. Скобелева, в качестве материала для работы на уроке мо-

гут быть использованы авторские историко-литературные тексты. В зависимости от

объема текста работа над ним может быть организована на уроке или дома (домаш-

нее задание с обсуждением результатов его выполнения на уроке).

Перед постановкой задания учитель должен подчеркнуть, что профессио-

нальный историк обязан уметь давать оценки поступкам людей не по законам свое-

го времени, а того времени, в котором жили эти люди. Однако учитель предлагает

отступить от этого правила и представить необычную, немного фантастическую

ситуацию.

Задание, поставленное учащимся, может быть сформулировано следующим

образом.

Представьте, что вы отправляетесь на «машине времени» в трансвековую

экспедицию. Станция назначения - Россия эпохи правления Петра I. Вы оказывае-

тесь очевидцем событий, описанных в книге Андрея Лазарева «Петр Великий»

(«Олимп» Москва - «Русич» Смоленск, 1998). Предположим, что он захотел встре-

титься с вами и выслушать ваше мнение о ведении им военных действий с против-

ником с позиции современного международного гуманитарного права.

Вероятно, Петру I было бы приятно услышать от вас, что он опередил свое

время и порой поступал так, как спустя несколько столетий будет записано в Же-

невских конвенциях. Назовите эти действия.

Учитывая большой объем книги, учитель может выбрать несколько наибо-

лее ярких фрагментов из нее, помещенных, например, на с. 147-172. Для осознан-

ного восприятия этих фрагментов необходимо включить их в сюжетную историче-

скую канву. Комментирование фрагментов может производиться полностью или ча-

стично учащимися преподаватель может дополнять комментарии студента, акцен-

тируя внимание на наиболее сложных вопросах. Работа может бьггь, представлена

следующим образом: рассказ преподавателя (осуществление связи между фрагмен-

тами) - фрагмент из книги - комментарии с позиции международного гуманитарно-

го права.

Рассказ преподавателя

Северная война длилась 21 год. Для русской армии она началась осенью

1700 г. с битвы за Нарву. Ее захват позволял русским полкам действовать против

шведских войск в Прибалтике и на побережье Финского залива. Шведская армия

считалась лучшей в Западной Европе, имела хорошее вооружение и отличалась от

наемных армий высокими боевыми качествами.

Нарва была сильной крепостью, расположенной на левом берегу реки Нар-

вы, обнесенной двумя линиями рвов и валов, усиленными редутами и флешами.

Единственный мост через реку, сооруженный русскими, находился севернее крепо-

сти.

Расположились русские войска следующим образом. В центре - 6 тыс. чело-

век под командованием князя Трубецкого, справа - 14 тыс. человек генерала Голо-

вина, здесь же около моста стояли Преображенский и Семеновский гвардейские

полки, левее - 8 тыс. человек генерала Вейде и 5 тыс. конницы графа Шереметева.

Армия Петра была многочисленная, но еще неопытная и недостаточно обученная.

Всеми полками командовал бывший генерал австрийской службы герцог де Круа.

Среди офицеров подавляющее число составляли иностранцы.

Фрагмент из книги (с. 140-142)

«20 октября русские открыли огонь из орудий и вскоре узнали, что Карл уже

точно высадился в Пернау (Пярну). Снаряды кончались, стенам крепости не было

никакого урона. Начался голод. В довершение всего изменил один из иностранцев,

родом швед, Гуммерт, которому Петр сильно доверял. После этого царь уволил всех

шведов в своем войске.

Шереметева послали с пятью тысячами конницы на разведку. (...) Он, узнав

от пленных, что на него идет Карл с тридцатитысячной армией, испугался и вер-

нулся назад. (...) Карл шел по пятам Шереметева и прибыл к Нарве 19 ноября 1700

года. Русские стояли по тогдашним военным порядкам - цепью, один солдат далеко

от другого. Была вьюга и сильный холод.

По совету Гуммерта, Карл напал на слабый участок, где стояли остатки

стрельцов. Они дрогнули. (...) Началась паника. На самом деле у Карла было всего

восемь с половиной тысяч солдат, но этого никто не знал. Первым побежали конни-

ки Шереметева. При переправе вброд через Нарву потонула тысяча человек. За

ними по мосту бросились солдаты Автомона Головина. Мост рухнул. Карл был

очень доволен такой реакцией на свой прорыв. (...) Однако не все русское войско

отступило. Стояли, выставив рогатки, артиллерийские обозы, оба гвардейских пол-

ка - Семеновский и Преображенский. Не струсили и генералы - Долгорукий и Бу-

турлин, а главное, продолжали держаться полки Вейде. Карл, обнаружив, что ока-

зался между двумя сильными частями русской армии, не знал, что делать. Ночью от

Долгорукого, не имеющего связи с другими частями, пришли к шведам с просьбой

о мире. Вейде, узнав об этом, понял, что ему ничего другого не остается, как тоже

пойти на перемирие. Карл был так рад, что заставил своих солдат чинить мост. К

рассвету все было готово. Полкам разрешили выйти при оружии, но пропустили

только Преображенский и Семеновский полки, а на остальных коварно напали,

разоружили и взяли в плен генералов. В результате погибло около 6 тыс. человек и

десять верховных военачальников попали в плен».

Ожидаемый комментарий студентов с позиции МГП

Воюющие стороны могут заключать различные соглашения, в частности о

приостановке боевых действий. В данном случае условия перемирия были веро-

ломно нарушены («в результате погибло 6 тыс. человек»).

Продолжение рассказа преподавателя

Думая, что Петр перестал бьггь серьезным противником, Карл двинулся в

Польшу против союзника Петра польского короля Августа II. Петр же с присущей

ему энергией взялся за воссоздание русских полков. В конце 1701 ив 1702 г Шере-

метев перешел в наступление в Лифляндии, одержал две победы над шведскими

отрядами и опустошил страну.

Фрагмент из книги (с. 144-145) ,

«Первую победу одержали 29 декабря 1701 г 17 тыс. русских побили 8 тыс.

шведов Шлиппен- баха под деревней Эрестфер. (...) Всю зиму Шереметев разорял

Дерптский уезд, потом отошел к Пскову. (...)

И летом 1702 г. он одержал вторую победу над Шлиппенбахом под деревней

Гуммельс- дорф. (...)

Затем началось победно-разорительное шествие Шереметева по Ливонии.

Он взял города Вольмар и Мариенбург и множество деревенек. «Больше того не-

приятельской земли нечего разорять, - донес он Петру».

Ожидаемый комментарий студентов с позиции МГП

Ограбления населения на оккупированной территории запрещены.

Продолжение рассказа преподавателя

Осенью 1702 г был взят Нотебург (древний русский г. Орешек) при истоке

Невы из Ладожского озера, и назван Шлиссельбургом.

Фрагмент из книги (с. 147-148)

«Нотебург был маленькой крепостью на Невской протоке, которую защища-

ли всего 450 шведов, но зато у них было 150 пушек. Однако осады 10-тысячного

русского войска им было не сдержать. Петр послал коменданту предложение сдать-

ся на честных условиях. В ответ раздалась пальба. В самый разгар боя к Шеремете -

ву явился шведский барабанщик с письмом от жены коменданта. Она просила раз-

решения выйти из города всем женщинам. Петр - тогда капитан-бомбардир - отве-

чал, что посланца «не может допустить до фельдмаршала, ибо он, верно, не захочет

опечалить супругов разлукою. Ежели благоволят они выехать, то пускай с собою

вывозят и мужьев». 11 октября 1702 г комендант город сдал».

Ожидаемый комментарий студентов с позиции МГП

Отказ Петра разрешить женщинам покинуть осажденный город нарушает

целый ряд положений, закрепленных в документах современного международного

гуманитарного права; воюющие стороны всегда должны проводить различие между

гражданским населением и комбатантами, гражданское население не должно яв-

ляться объектом нападения. Присутствие гражданского населения не должно ис-

пользоваться

для

содействия

или

препятствия

военным

действиям.

Нападения

неизбирательного характера запрещаются, так как это попутно может повлечь за

собой потери среди гражданского населения, ранения гражданских лиц.

Продолжение рассказа преподавателя

Весною 1703 г. русскими была взята небольшая шведская крепость Ниен-

шанц при устье Невы. А 16 мая 1703 г на одном из островков невского устья начали

строить будущую столицу российской империи - Петербург. На реке Свирь была

устроена корабельная верфь (Лодейное Поле), на которой спешно строились суда

для будущего балтийского флота. А осенью начались работы на острове Котлин по

постройке морской крепости Кроншлота (Кронштадта). В 1704 г. были взяты силь-

ные шведские крепости Нарва и Дерпт (Юрьев, основанный еще Ярославом Муд-

рым).

Фрагмент из книги (с. 151-152)

«Нарва была защищена еще лучше Дерпта. Здесь с мая единственная победа

русских получилась благодаря хитрости Меншикова. Комендант Горн ждал подхода

войск Шлиппенбаха. Тогда один русский полк одели в шведские мундиры, и его

возглавил Меншиков, а другой остался в своей форме под началом полковника

Рена. Они затеяли фальшивую битву, благо, что был большой опыт «потешных сра-

жений». «Шведы» притворно проигрывали и попросили у крепости помощи. Отту-

да выслали большой отряд. Но на него бросились сразу оба русских отряда, многих

побили, и Рена за это сразу произвели в генерал-майоры. (...)

Огильви (генерал-шотландец, командовал штурмом Нарвы - ред.) и Петр по-

слали через Дерптского коменданта письмо нарвскому с предложением сдаться.

Горн ответил так гордо и оскорбительно, что даже солдаты озлились. 8 августа 1704

г. начали приступ. Лестницы ставили приговоренные на казнь беглые

солдаты, по ним взбирались рядовые солдаты. За 45 минут крепость была

взята. Начались дикие грабежи и бойни. Петру пришлось самому вмешаться, и,

когда к нему подвели пленного Горна, он прокричал: «Смотри - это кровь не швед-

ская, а русская! Я своих заколол, чтобы удержать их бешенство!» - и нанес ему

оплеуху».

Ожидаемый комментарий студентов с позиции МГП

Первый эпизод (переодевание в военную форму противника) демонстриру-

ет запрещенный метод введения противника в заблуждение. Международное гума-

нитарное право запрещает использовать флаги, военные эмблемы или форменную

одежду противника во время участия в боевых действиях для прикрытия военных

действий, содействия им или их затруднения.

Второй эпизод с позиции современного международного гуманитарного

права содержит примеры как нарушения, так и соблюдения этих норм. Воюющим

сторонам запрещается вести военные действия на основе принципа «Не оставлять

никого в живых». Лица, принимавшие участие в военных действиях и попадающие

во власть противника, считаются военнопленными и вследствие этого пользуют-

ся защитой. Жестокое обращение с населением на оккупированной территории,

мародерство и ограбления запрещены.

Попытка Петра после захвата Нарвы остановить жестокое избиение швед-

ского гарнизона может быть рассмотрена как соответствующее нормам междуна-

родного гуманитарного права действие - пресечение уничтожения захваченных

комбатантов противника и гражданских лиц. Однако рукоприкладство в отношении

коменданта Горна является нарушением. К военнопленным офицерам следует от-

носиться с уважением, полагающимся их званию и возрасту.

Дальнейшая работа (освещение вопросов, связанных с Полтавской битвой

1709 г. и окончанием Северной войны) может быть продолжена по этой же схеме.

Отказ от малопродуктивной формы лекционной работы в пользу ис-

пользования

метода

сюжетного

повествовательного

рассказа

дает

учителю

возможность сделать процесс обучения более образным, интересным и дина-

мичным, а учащимся - проявить большую самостоятельность в учебной дея-

тельности.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

Для закрепления изученного студентам можно задать следующие вопросы:

1. Необходимо ли принимать во внимание положения МГП при приоб-

ретении или принятии на вооружение новых видов оружия тем или иным го-

сударством?

Ответ: Статья 36 Протокола I обязывает договаривающиеся стороны при

изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов

оружия, средств и методов ведения войны определять, не противоречат ли они

МГП - и обеспечить все условия, чтобы не противоречили.

2.

Могут ли становиться объектами нападения плотины, дамбы и

атомные электростанции, когда они являются военными объектами?

Ответ: В статье 56 п. 1 Протокола I сказано: «Установки и сооружения, со-

держащие опасные силы, а именно плотины, дамбы и атомные электростанции, не

должны становиться объектами нападения даже в тех случаях, когда такие объекты

являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобожде-

ние опасных сил и последующие тяжелые потери среди гражданского населения».

3.

Могут ли становиться объектами нападения плотины, дамбы и

атомные электростанции, когда в них или поблизости от них размещены дру-

гие военные объекты?

Ответ: В статье 56 п. 1 Протокола I сказано:

«Другие военные объекты, размещенные в этих установках или сооружени-

ях или поблизости от них, не должны становиться объектами нападения, если такое

нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установок или соо-

ружений и последующие потери среди гражданского населения».

Преподаватель сам или совместно с студентами делает следующие выводы:

воюющим сторонам и их вооруженным силам следует воздерживаться от примене-

ния оружия, которое:

причиняет излишние повреждения или излишние страдания;

в силу недостаточной точности или по характеру воздействия равно по-

ражает гражданских лиц и комбатантов, военные и гражданские объекты;

обладает таким поражающим воздействием, которое выходит из-под

контроля использующих его лиц во времени и пространстве.

Закончить урок можно следующим тезисом: «Цель войны состоит в вы-

ведении неприятеля из строя, а не в там, чтобы заставить его страдать сверх

того, что необходимо для достижения данной цели».

Основные понятия

Международное гуманитарное право (право войны, право вооруженного

конфликта) - отрасль международного публичного права, нормы которого направле-

ны на защиту лиц, не принимающих участия или прекративших принимать участие

в военных действиях, и на ограничение средств и методов ведения войны.

Комбатанты (от фр. combattant - сражающиеся, воины, бойцы) - лица, вхо-

дящие в состав вооруженных сил воюющих сторон в международном вооруженном

конфликте.

Гражданские лица - лица, не входящие в состав вооруженных сил и не при-

нимающие участия в военных действиях.

Военный объект - объект, который в силу своего характера, расположения,

назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и

полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при суще-

ствующих в данный момент обстоятельствах дает явное военное преимущество.

Гражданский объект - всякий объект, не являющийся военным объектом.

Гуманный - проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой

личности, человечный, человеколюбивый.

Тесты по МГП

Вариант I

На каждый вопрос найдите правильный ответ:

1. Международное гуманитарное право-это:

а)

Совокупность норм, направленных на защиту прав человека в мирное

время;

б)

Совокупность норм, основанных на принципах гуманности и направ-

ленных на защиту жертв вооруженных конфликтов, на ограничение средств и

методов ведения войны;

в)

Совокупность норм, направленных на защиту жертв стихийных бед-

ствий.

2. Международное гуманитарное право защищает:

а)

Лиц, прекративших принимать участие военных действиях;

б)

Лиц, осужденных за попытку свержения правительства;

в)

Лиц, осужденных за террористические акты.

3. Международное гуманитарное право применяется только:

а)

Перед началом вооруженного конфликта;

б)

В период вооруженного конфликта;

в)

После окончания вооруженного конфликта.

4. Международный гуманитарный конфликт - это:

а)

Вооруженное столкновение в пределах территории одного государства;

б)

Вооруженный конфликт в пределах территории двух государств;

в)

Вооруженный конфликт между двумя или большим числом государств.

5. С какого момента международное гуманитарное право вступает в действие?

а)

С момента объявления состояния войны одной из сторон;

б)

С момента признания состояния войны стороной, подвергшейся напа-

дению;

в)

С момента возникновения вооруженного конфликта между двумя или

несколькими государствами.

6.

Интересует

ли

международное

гуманитарное

право

причина

применения

силы?

а)

Интересует;

б)

Не интересует;

в)

Интересует в тех случаях, когда ведется освободительная борьба.

7.

Имеет ли значение для международного гуманитарного права количество плен-

ных?

а)

Не имеет значения;

б)

Имеет значение;

в)

Имеет значение в тех случаях, когда число пленных достигает 1000 и

более человек.

8.

Когда прекращается применение международного гуманитарного права?

а)

После победы одной из конфликтующих сторон;

б)

После признания поражения одной из конфликтующих сторон;

в)

После завершения конфликта.

9.

Комбатанты - это:

а)

Военнопленные;

б)

Потерпевшие кораблекрушение;

в)

Лица, входящие в состав вооруженных сил одной из сторон, участвую-

щей в вооруженном конфликте.

10. Какой категории лиц предоставляется защита I Женевской конвенции?

а)

Раненым и больным из состава сухопутных сил;

б)

Военнопленным;

в)

Гражданскому населению.

11.

Какой категории лиц предоставляется защита III Женевской конвенции?

а) Раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава во-

оруженных сил на море;

б) Военнопленным;

в) Раненым и больными состава сухопутных сил.

12. К какой ответственности должны привлекаться лица, совершившие или прика-

завшие совершить серьезные нарушения конвенции?

а)

Дисциплинарной;

б)

Административной;

в)

Уголовной.

13. В каких из в каких случаях медицинский персонал вооруженных сил может

принимать участие в военных действиях?

а) Он может принимать участие в военных действиях в любых случаях;

б) Он может принимать участие в военных действиях в специально оговорен-

ных случаях;

в) Он не может принимать участие в военных действиях в любых случаях.

14. Имеет ли право выполнять свои обязанности духовный персонал вооруженных

сил в случае взятия его в плен?

а) Такого права он не имеет;

б) Такое право он имеет в любых случаях;

в) Такое право он имеет в специально оговоренных случаях.

15. В каких случаях разрешается отдавать приказ «никого не оставлять в живых»?

а) Отдавать приказ разрешается в исключительных случаях;

б) Отдавать приказ разрешается в любых случаях;

в) Отдавать приказ запрещается в любых случаях.

16. Какой знак является отличительным знаком Международного Красного Кре-

ста?

а) Красный Крест на голубом фоне;

б) Красный крест на белом фоне;

в) Красный полумесяц на белом фоне.

17. Какого цвета должно быть поле, в центре которого расположен красный полу-

месяц (отличительный знак военной и гражданской медицинских служб)?

а) Белого цвета;

б) Голубого цвета;

в) Зеленого цвета.

18. Какой знак является отличительным знаком кулыурных ценностей под общей

защитой?

а) Желто-голубой щит;

б) Оранжево-синий щит;

в) Бело-синий щит.

19. Какой знак является отличительным знаком установок и сооружений, содержа-

щих опасные силы?

а) Три круга ярко-красного цвета, расположенных на одной линии;

б) Три круга ярко-оранжевого цвета, расположенных на одной линии;

в) Три круга ярко-синего цвета, расположенных на одной линии.

Вариант II

На каждый вопрос найдите правильный ответ:

1.

Основные документы международного гуманитарного права - это:

а)

Декларация прав человека;

б)

Устав ООН;

в)

Четыре Женевские конвенции 1949 г. и два Дополнительных протокола к

ним 1977 г.

2.

Международное гуманитарное право защищает объекты:

а)

Производящие вооружение;

б)

Производящие боеприпасы;

в)

Не служащие непосредственно военным целям.

3.

Всеобщая декларация прав человека применяется:

а)

В любое время;

б)

В мирное время;

в)

В период вооруженного конфликта.

4.

Немеждународный вооруженный конфликт - это:

а)

Вооруженный конфликт между двумя государствами;

б)

Вооруженный конфликт между тремя или большим числом государств;

в)

Вооруженное столкновение в пределах территории одного государства.

5.

Для вступления в действие международного гуманитарного права необходимо:

а)

Объявление состояния войны одной из конфликтующих сторон;

б)

Признание состояния войны другой конфликтующей стороной;

в)

Наличие вооруженного конфликта.

6.

Имеет ли значение для международного гуманитарного права, оказывает со-

противление или нет сторона, подвергшаяся нападению?

а)

Не имеет значения;

б)

Имеет значение;

в)

Имеет значение в специально оговоренных случаях.

7.

Имеет ли значение для международного гуманитарного права площадь оккупи-

рованной территории?

а)

Имеет значение;

б)

Имеет значение в тех случаях, когда оккупировано более 50% территории;

в)

Не имеет значения.

8.

Что означает на практике прекращение применения международного гумани-

тарного права?

а) Репатриацию военнопленных, освобождение всех оккупированных террито-

рий, освобождение чех интернированных гражданских лиц;

б) Репатриацию всех военнопленных;

в) Освобождение всех оккупированных территорий.

9. Жертвы войны - это:

а) Лица, входящие в состав звеньев гражданкой обороны;

б) Лица, входящие в состав вооруженных сил одной из сторон, участвующей в

вооруженном конфликте;

в) Раненые,

больные,

потерпевшие

кораблекрушение,

военнопленные,

гра-

жданское население.

10. Какой категории лиц предоставляется защита II Женевской конвенции?

а) Раненым и больным из состава сухопутных сил;

б) Раненым, больным и лицам, потерпевшим кораблекрушение, из состава во-

оруженных сил на юре;

в) Военнопленным.

11. Категории лиц предоставляется защита IV Женевской конвенции?

а) Гражданскому населению;

б) Военнопленным;

в) Раненым и больным из состава сухопутных сил.

12. Должны ли привлекаться к уголовной ответственности лица, совершившие или

приказа совершить серьезные нарушения конвенции получившие ранение в бою?

а) Должны;

б) Не должны;

в) Все зависит от тяжести полученного рачения.

13. В каких случаях духовный персонал вооруженных сил может принимать уча-

стие в военных действиях?

а) Он не может принимать участие в военных действиях в любых случаях;

б)Он может принимать участие в военных действиях в любых случаях;

в) Он может принимать участие в военных действиях в специально оговорен-

ных случаях.

14. Имеет ли право выполнять свои обязанности медицинский персонал вооружен-

ных сил 3 случае взятия их в плен?

а) Такого права он не имеет;

б) Такое право он имеет в специально оговоренных случаях;

в) Такое право он имеет в любых случаях.

15.

В каких случаях разрешается угроза «никому не давать пощады»?

а) Угроза разрешается в любых случаях;

б)Угроза разрешается в исключительных случаях;

в)Угроза запрещается в любых случаях.

16.

Какого цвета должно быть поле, в центре которого расположен красный крест

(отличительный знак военной и гражданской медицинских служб)?

а) Голубого цвета;

б) Зеленого цвета;

в) Белого цвета.

17.

Какой знак является отличительным знаком гражданской обороны?

а)Равносторонний синий треугольник на оранжевом фоне;

б) Равносторонний синий треугольник на белом фоне;

в) Равносторонний синий треугольник на красном фоне.

18.

Какой знак является отличительным знаком культурных ценностей под специ-

альной защитой?

а) Три бело-синих щита, расположенных треугольником, один знак вверху;

б)Три бело-синих щита, расположенных треугольником, один знак внизу;

в)Три бело-синих щита, расположенных в одну линию.

19.

Флаг парламентера, используемый для переговоров, должен иметь цвет:

а)Белый;

б)Зеленый;

в)Красный.

Ответы к тесту

Вариант 1

Вариант 2

№ п/п

Ответ

№ п/п

Ответ

1.

Б

1.

В

2.

А

2.

В

3.

Б

3.

А

4.

В

4.

В

5.

В

5.

В

6.

Б

6.

А

7.

А

7.

В

8.

В

8.

А

9.

В

9.

В

10.

А

10.

Б

11.

Б

11.

А

12.

В

12.

А

13.

В

13.

А

14.

Б

14.

В

15.

В

15.

В

16.

Б

16.

В

17.

А

17.

А

18.

В

18.

Б

19.

Б

19.

А

Заключение

В жизни современного человечества большое место занимают заботы,

связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникших по ходу

развития цивилизации.

Это глобальные проблемы, имеющие планетарный масштаб затрудне-

ний и противоречий в жизни общества и несущие серьезные угрозы для челове-

чества, к основным из них можно отнести природные, экологические и энергети-

ческие катаклизмы, демографические и этнические катастрофы, противоречия

сосуществования мировых религий, проблемы защиты продовольствия, истоще-

ния полезных ископаемых, распространения известных и новых эпидемических

болезней, наркомании, проблемы воин и конфликтов.

Чрезвычайные ситуации, войны и вооруженные конфликты требуют не-

медленного реагирования общества.

Необходима энергия, согласования и целенаправленная деятельность

всех государств мира и международных организаций по противодействию нарас-

тающих кризисов.

Одним из эффективных шагов в этом направлении стала разработка и

реализация международной стратегической концепции чрезвычайного гумани-

тарного реагирования.

В ситуации гражданского или международного конфликта целью гуман-

ной

помощи

является

защита

гражданского

населения.

Право

получать

или

предлагать гуманитарную помощь – это одно из основополагающих гуманитар-

ных прав, которое должно принадлежать всем людям.

Ни одна страна не застрахована от того, что из активного субъекта гума-

нитарного действия она может превратиться в объект, нуждающийся в помощи.

Таким образом, гуманитарная деятельность национальных и междуна-

родных организаций, новая, более эффективная система международного сотруд-

ничества в чрезвычайных ситуациях, войнах и вооруженных конфликтах стано-

вятся неотъемлемой частью будущего миропорядка, в основе которого лежит

самоценность человеческой личности вне зависимости от места его обитания.

О. Рюссбак утверждал: «все на войне противоречит понятию гуманно-

сти, и все в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права

войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности». Привержен-

ность России нормам МГП отражает ее обязательства по соответствующим меж-

дународно-правовым актам и наше законодательство. Каждый гражданин обязан

знать и выполнять эти нормы.

Список используемой литературы

1.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. М. Издательство

АСАДЕМА, 2006г

2.

Женевская конвенция от 12 августа 1949г

3.

Женевская конвенция 1929г. Протокол о запрещении на войне удушливых,

ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств.

4.

Наказ русской армии и законах и обычаях сухопутной войны.

5.

Гаагская конференция 1907г. «О законах и обычаях сухопутной войны».

6.

Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного

конфликта 1954г.

7.

Женевская конвенция 1906 г. Об улучшении участи раненных и больных в

действующих армиях.

8.

Женевская конвенция 1894 г. Об улучшении участи больных и раненных в

действующих армиях.



В раздел образования