Автор: Макарова Анна Александровна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ ПО Пензенский колледж информационных и промышленных технологий (ИТ-колледж)
Населённый пункт: город Пенза
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта занятия по дисциплине:"Правовое обеспечение профессиональной деятельности"
Раздел: среднее профессиональное
Технологическая карта занятия
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
4 курс
Предмет
Правовое обеспечение профессиональной деятельности
Курс
4 курс
Тип урока
Урок изучения нового материала
Технология построения урока
Технология деятельностного метода
Тема
Трудовые правоотношения
Цель
- Изучение и первичное закрепление новых знаний;
- Сформировать представление о труде, трудовых правоотношений
- Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между трудом и
трудовыми правоотношениями
- Содействовать формированию представлений учащихся о трудовом
законодательстве и роли труда в жизни человека.
- Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное
отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения;
- Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности;
- Воспитывать правильную гражданскую позицию студентов;
- Способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к
изучаемому предмету.
Основные термины и понятия
Труд, рудовые правоотношения, трудовой договор
Планируемый результат
Предметные умения
- Сформировать представление о труде и трудовых
отношения;
- Сформировать знания о причинно-следственных
отношениях между трудом и трудовыми отношениями
- Дать представление об основания возникновения
трудовых правоотношений.
Метапредметный результат
Личностные УУД:
- Использовать понятие для решения учебных задач по
определению атмосферного давления;
- Устанавливать взаимосвязи между температурой воздуха
и атмосферным давлением;
- Использовать приобретенные знания и умения для
определения температуры воздуха и давления воздуха, для
определения относительной высоты по разности
атмосферного давления.
Регулятивные УУД:
- Умение организовать свою деятельность, определять её
цели и задачи, выбирать средства реализации цели и
применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;
- Оценивать достижения на уроке;
- Оценивать работу одноклассников;
- Высказывать суждения, подтверждая ее фактами;
- Работать с текстом, презентацией, раздаточным
материалом.
Познавательные УУД:
- Анализировать, сравнивать, классифицировать и
обобщать факты и явления.
Коммуникативные УУД:
- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие
в группе.
Организация пространства
Методы и формы работы
Ресурсы
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: наглядный, частично – поисковый,
практический
- книжные ресурсы:
1. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Российское право. –
М.:«НОРМА»: 2013.
2. Трудовой кодекс РФ;
- Презентация
Дидактические задачи этапов урока
№п/п
Этапы урока
Дидактические задачи
1.
Мотивация к учебной
деятельности
Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Пусть он всем пойдет вам впрок,
Будем слушать, отвечать, Работать с текстом и считать. Ребята, я вам желаю
сегодня на уроке удачи, успеха, победы в труде. А что пожелаете вы друг
другу (ответ каждой группы)
2.
Актуализация знаний и пробное
учебное действие
Прежде, чем приступить к изучению новой темы, что надо сделать?
(Надо повторить то, что нам сегодня потребуется для открытия нового.)
- Ответьте на следующие вопросы:
Предлагаю вам прослушать и обсудить притчу:
«Однажды прохожий увидел, как группа людей несёт тяжелые камни.
Подошел он к одному из них и спросил: «Что ты делаешь?» — Не видишь,
занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой. С этим же вопросом путник
обратился ко второму и получил ответ:- Деньги зарабатываю. А третий на
тот же вопрос ответил:
-Строю Шартрский собор!»
О чем эта притча? Как вы ее понимаете?Задание предлагается
выполнить в группах. После выполнения задания одна из групп озвучивает
ответы на вопросы, остальные работают на дополнение и уточнение. Или
можно предложить на вопросы отвечать разным группам.
Создаются условия для возникновения у обучающихся внутренней
потребности включения в учебную деятельность.
3.
Выявление места и причины
затруднения
Производится анализ проведенной работы
Высказываются о причинах затруднения
4.
Построение проекта выхода из
затруднения
Определяем тему урока, цель, задачи.
На доске фиксируется тема урока:
«Трудовые правоотношения» », тема записывается в тетрадях.
Каким может быть алгоритм вашей работы?
Студенты работают по составленному плану.
5.
Реализация построенного
проекта
Организует беседу по вопросам:
– Что такое труд?
С чем у вас ассоциируется слово «труд»?
Назовите
пословицы
и
поговорки,
которые
вы
знаете
о
труде.
Рассказ
сопровождается изучением мультимедийной презентации и записыванием
основных
понятий
урока:
труд,
трудовой
договор,
т рудовые
правоотношения.
6.
Реализация проекта выхода из
затруднения.
Обеспечение усвоения новых знаний.
Выполнение заданий, ответы на
спорные вопросы урока.
Давайте решим задачу.
17-летние подруги после окончания средней школы, желая
трудоустроиться, читали газету «Работа». В ней они увидели o6ъявление о
следующих вакансиях:
— рабочий на коксогазовый завод;
— курьер;
— крупье в казино;
— озеленитель;
— продавец табачной продукции.
Могут ли девушки претендовать на эти вакансии? Свой ответ
аргументируйте.
7.
Первичное закрепление во
внешней речи
Повторим главное:
-
Т р у д
- целесообразная,
сознательная
деятельность
человека,
направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.
-
Трудовые
правоотношения
- это добровольная юридическая связь
работника
с
работодателем
по
поводу
его
труда,
по
которой
работник
обязуется выполнять определенную трудовую функцию (по оговоренной
специальности,
квалификации,
должности)
на
данном
производстве
с
подчинением
его
внутреннему
трудовому
распорядку,
а
работодатель
обязуется оплачивать его по трудовому вкладу и создавать условия труда в
соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договором.
- Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в
соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику
работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда,
предусмотренные
трудовым
законодательством
и
иными
нормативными
правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным
договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным
соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику
заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную
этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и
контролем
работодателя,
соблюдать
правила
внутреннего
трудового
распорядка, действующие у данного работодателя.
8.
Самостоятельная работа с
самопроверкой
Студенты самостоятельно в Трудовом кодексе РФ пытаются определить
основания возникновения трудовых правоотношений
9.
Включение в систему знаний и
повторение.
1.
Что такое труд?
2.
Что такое трудовой договор?
3.
Что такое трудовые правоотношения?
10.
Рефлексия учебной
деятельности.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Какие затруднения вы испытали?
- Как вы смогли их преодолеть?
- Состоялось ли самостоятельное открытие нового знания?
- Как вы считаете, достигли ли вы поставленной цели?
- Помогла ли вам работа в парах, в группах? Поблагодарите друг друга за
помощь в совместной работе.
- Проанализируйте свою работу на уроке.
Возможно выставление отметок тем учащимся, которые работы наиболее
успешно и активно.
11.
Домашнее задание
Запись д/з
Структура и дидактические задачи урока
№ п/п
Этапы урока
Дидактические задачи
Показатели результата решения задачи
1
Мотивация к
учебной
деятельности
Подготовка студентов к работе на занятии
Полная готовность группы и оборудования,
быстрое включение учащихся в деловой
ритм.
2
Актуализация
знаний и
пробное учебное
действие
Установление правильности и осознанности
выполнения домашнего задание всеми
студентами, выявление пробелов и их
коррекция
Оптимальность сочетания контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля для
установления правильности выполнения
задания и коррекции пробелов
3
Выявление
места и причины
затруднения
Обеспечение мотивации и принятия
студентами цели, учебно-познавательной
деятельности, актуализация опорных знаний
и умений
Готовность студентов к активной учебно-
познавательной деятельности на основе
опорных знаний
4
Построение
проекта выхода
из затруднения
Обеспечение восприятия осмысления и
первичного запоминания знаний и способов
действий, связей и отношений в объекте
изучения
Активные действия студентов с объемом
изучения; максимальное использование
самостоятельности в добывании знаний и
овладении способами действий
5
Реализация
построенного
проекта
Установление правильности и осознанности
усвоения нового учебного материала;
выявление пробелов и неверных
представлений и их коррекция
Усвоение сущности усваиваемых знаний и
способов действий на репродуктивном
уровне. Ликвидация типичных ошибок и
неверных представлений у учащихся
6
Реализация
проекта выхода
из затруднения.
Обеспечение усвоения новых знаний и
способов действий на уровне применения в
измененной ситуации
Самостоятельное выполнение заданий,
требующих применения знаний в знакомой и
измененной ситуации.
7
Первичное
закрепление во
внешней речи
Формирование целостной системы ведущих
знаний по теме, курсу; выделение
мировоззренческих идей.
Активная и продуктивная деятельности
учащихся по включений части в целое,
классификации и систематизации,
выявлению внутрипредметных и
межкурсовых связей
8
Самостоятельна
я работа с
самопроверкой
Выявление качества и уровня овладения
знаниями и способами действий, обеспечение
их коррекции
Получение достоверной информации о
достижении всеми студентами планируемых
результатов обучения
9
Включение в
систему знаний
и повторение.
Дать анализ и оценку успешности
достижения цели и наметить перспективу
последующей работы
Адекватность самооценки учащегося оценке
учителя. Получение студентами информации
о реальных результатах учения
10
Рефлексия
учебной
деятельности.
Мобилизация студентов на рефлексию своего
поведения (мотивации, способов
деятельности, общения). Усвоение принципов
саморегуляции и сотрудничества.
Открытость студентов в осмыслении своих
действий и самооценке. Прогнозирование
способов саморегуляции и сотрудничества
11
Домашнее
задание
Обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания.
Проверка соответствующих записей
Реализация необходимых и достаточных
условий для успешного выполнения
домашнего задания всеми студентами в
соответствии с актуальным уровнем их
развития.