Автор: Леонтьев Павел Григорьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Дальневосточного учебного центра профессиональных квалификаций структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", Сахалинское подразделение
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У"
Раздел: среднее профессиональное
Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
структурное подразделение Дальневосточной железной дороги
филиала ОАО «РЖД»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по предмету «Системы обеспечения безопасности движения»
тема «Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У»
Автор: преподаватель Леонтьев Павел Григорьевич
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии УЦПК-5 и рекомендовано для
использования
в
качестве
методического
пособия
для
преподавателей,
имеющих малый стаж педагогической деятельности.
г. Южно-Сахалинск
2017 г.
ТЕМА
УРОКА: «Комплексное
локомотивное
устройство
безопасности
КЛУБ-У»
(отражена на экране от мультимедийного проектора)
ТИП
УРОКА:
Комбинированный
(повторение
пройденного
материала,
изучение и закрепление нового материала)
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познавательная – Изучить: назначение КЛУБ-У; устройство КЛУБ-У;
функции КЛУБ-У.
2. Развивающая -
В
ходе
урока
развить
умение
применять
в
работе
устройство безопасности КЛУБ-У.
3.
Воспитывающая -
Способствовать
формированию
ответственного
отношения к использованию систем обеспечения безопасности движения
на железнодорожном транспорте.
ОСНАЩЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УРОКА:
Персональный
компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран,
презентация «Комплексное локомотивное устройство безопасности «КЛУБ-
У», конспект урока.
СТРУКТУРА УРОКА:
1.
Организационный этап. Приветствие, просьба отключить телефоны,
проверка присутствующих обучающихся по журналу теоретического
обучения, объявление структуры урока, темы раздела, темы, плана и
цели урока, мотивация – 3 мин.
2.
Повторение
пройденного
материала
по
теме «Скоростемеры.
Электропневматический
клапан
ЭПК-150,
скоростемерная
лента,
АЛСН, локомотивный светофор» – 20 мин.
3.
Изучение нового материала– 45 мин.
4.
Закрепление изученного материала – 20 мин, из них:
- просмотр учебного фильма – 5 мин
- выполнение самостоятельной работы. – 10 мин.
- проверка выполнения самостоятельной работы и подведение итогов– 5
мин.
5.
Постановка домашнего задания – 2 мин.
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1.
Приветствие,
просьба
отключить
телефоны,
проверка
присутствующих обучающихся по журналу теоретического обучения.
1.2. Объявление темы и цели урока (слайд ):
Тема урока:
Комплексное локомотивное устройство безопасности
КЛУБ-У
Цель урока:
Изучить:
•
назначение КЛУБ-У
•
устройство КЛУБ-У
•
функции КЛУБ-У
•
проверить уровень усвоения знаний
1.3. Мотивация (Для чего необходимо знать комплексное локомотивное
устройство безопасности КЛУБ-У? Где используется?)
- вам необходимо знать, так как оно является ответственным узлом
подвижного состава, от которого зависит безопасность движения поездов.
2. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА
Итак,
проведем
промежуточный
контроль
знаний
по
темам
«Скоростемеры. Электропневматический клапан ЭПК-150, скоростемерная
лента, АЛСН, локомотивный светофор»».
Вам необходимо ответить на вопросы, по представленным рисункам
(рисунки выводятся на экран).
1. Дайте краткую характеристику перечисленным ниже типам АЛС и на
каких участках они эксплуатируются:
1.
АЛСТ
2.
АЛСН
2. Как называется это устройство безопасности, его назначение и
что означают его сигнальные огни?
3. Как называется это устройство безопасности, его назначение и из
каких основных узлов оно состоит?
4. Как называется это устройство безопасности, его назначение и из
каких основных узлов оно состоит?
5. Расскажите назначение скоростемерной ленты и её основные
параметры (ширина, какие поля на ней нанесены и какие параметры
движения на них регистрируются)?
Подведение итогов по повторению пройденного материала. Таким
образом,
преподаватель
выясняет
уровень
усвоения
по
пройденным
темам
и
оценивает
работу
учащихся
с
объявлением
оценок
и
комментирует их.
3. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
А
теперь
перейдем
к
изучению
новой
темы
«Комплексное
локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У».
При
изложении
нового
материала
используется:
персональный
компьютер,
мультимедийный
проектор,
экран,
ММ
презентация
«Комплексное локомотивное устройство безопасности КЛУБ-У».
На экран выводятся учебные вопросы, которые будут рассмотрены на
занятии.
Учебные вопросы:
1.
Причины проездов запрещающего сигнала.
2.
Причины применения систем безопасности.
3.
Этапы создания систем безопасности.
4.
КЛУБ-У: НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО.
1. Причины проездов запрещающего сигнала
Вопрос к группе: назовите причины проездов запрещающего сигнала.
После перечисления на доску выводится слайд и дается комментарий
преподавателя по диаграмме «Распределение проездов запрещающих
сигналов по длине пути до остановки поезда»
2. Причины применения систем безопасности
3. Этапы создания систем безопасности
4. КЛУБ-У: НАЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ, УСТРОЙСТВО
Выводится на слайд текст с озвучиванием преподавателя:
- для повышения безопасности движения в поездной и маневровой работе
путем приема сигналов от путевых устройств АЛСН и АЛС-ЕН, отображения
их машинисту
- для отображения машинисту скорости движения
- для исключения несанкционированного трогания локомотива
- для контроля скорости движения
- для контроля торможения перед светофором с запрещающим сигналом
- для контроля бодрствования и бдительности машиниста
- для формирования сигналов на систему САУТ и устройство регистрации
локомотивных скоростемеров
ФУНКЦИИ КЛУБ-У
Приём сигналов канала АЛСН
Приём сигналов от систем управления о включении (выключении) тяги,
переключение кабин, положение ключа ЭПК, давление в ТМ, ТЦ
Отсчет текущего времени с корректировкой по астрономическому
спутниковой навигационной системы
Определение параметров движения поезда: координаты, скорости по
информации от спутниковой навигационной системы, датчика угла
поворота, электронной карты участка
Обработка принятой информации
Формирование информации о значениях целевой и допустимой
скорости движения
Сравнение фактической скорости движения с допустимой и
автостопное торможение при превышении фактической скорости
над допустимой
Запись оперативной информации о движении ТПС, диагностики
системы, характеристик в кассету регистрации
Прием и запись во внутреннюю память данных электронной карты пути
Обмен информации с устройствами цифровой радиосвязи, включая
устройство оповещения работающих на путях (при специальном
заказе)
УСТРОЙСТВО КЛУБ-У
1. Блок индикации локомотивный БИЛ-У.
Предназначен для отображения информации, выводимой на лицевую
панель, ввода и записи на кассету регистрации поездных характеристик.
На лицевой панели блока отображается следующая информация:
- железнодорожная координата;
- допустимая скорость;
- фактическая скорость;
- целевая скорость;
- сигналы светофора;
- расстояние до цели и др.
2. Блок ввода локомотивный БВЛ-У.
Предназначен для вода в КЛУБ-У данных и команд машиниста.
Блок имеет цифровую клавиатуру от «0» до «9» и следующие
функциональные кнопки:
«П» - режим чтения и ввода номера пути;
«Л» - режим чтения и ввода поездных и локомотивных характеристик;
«К» - режим ввода команд;
«ВК» - выключение красного сигнала»
«РМП» - режим маневровый или поездной;
«f» - выбор несущей частоты АЛСН;
Кнопки управления работой САУТ и др.
3. Блок коммутации и регистрации - БКР-У.
Предназначен для обработки информации и подготовки её к
регистрации.
Основным устройством блока является модуль УФИР .
Параметры, регистрируемые в кассету регистрации
- активность ТСКБМ;
- активность САУТ;
- активность радиоканала;
- показания светофора;
- допустимая скорость движения;
- и др., всего 33 – 35 параметра
4. Блок электроники локомотивный БЭЛ-У;
Предназначен для приема сигналов от внешних устройств, обработки
информации, передачи необходимой машинисту информации на табло блока
индикации и управления клапаном ЭПК.
Состав блока:
МЦО - модуль центрального обработчика
БВУ - модуль внешних устройств
ИПД - измеритель параметров движения
ММ - модуль маршрута
РК - модуль радиоканала
ПРОСМОТР УЧЕБНОГО ФИЛЬМА
цель: закрепить изученный материал
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Итак, мы сегодня с Вами изучили тему: «Комплексное локомотивное
устройство безопасности КЛУБ-У». Есть ли у Вас вопросы по пройденной
теме?
А теперь мы с вами закрепим изученную тему.
Вам
необходимо
выполнить самостоятельную
работу.
Время
выполнения 10 мин. Каждому выдается схема с заданием на листе формата
А4 (при затруднении можно использовать конспект):
После выполнения самостоятельной работы обучающиеся сверяют с
правильным вариантом (выводится на доску):
5. ПОСТАНОВКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
К следующему уроку Вам необходимо
выучить назначение, функции и устройство КЛУБ-У,
используя конспект урока и схему КЛУБ-У.