Напоминание

"Комплексный подход в трудовом воспитании детей-сирот с ТМНР в условиях ДДИ"


Автор: Масловская Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) "РДДИ УОД"
Населённый пункт: п.Серебряный Бор, Нерюнгринского р-на, РС(Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: "Комплексный подход в трудовом воспитании детей-сирот с ТМНР в условиях ДДИ"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Доклад на тему: «Комплексный подход в трудовом воспитании детей-сирот

с ТМНР в условиях ДДИ»

«Труд - важнейшее средство воспитания, начиная

с дошкольного возраста.

В процессе формируется личность ребенка,

складываются коллективные взаимоотношения».

К.Д.Ушинский.

Воспитание

как

целостный

процесс

требует

комплексного

подхода

к

решению

задач

коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в

детском доме. Комплексный подход – это не изолированная работа педагогов, а преемственность в

работе воспитателя, дефектолога, учителя, психолога (ведется журнал взаимодействия психолога и

педагогов группы), врачей (в работе с детьми используются рекомендации врачей, составляется лист

трудовой

терапии

на

каждого

ребенка

с

указанием

категории

труда

и

дозировки).

Привитие

трудолюбия,

трудовых

умений

и

навыков

является

важным

направлением

в

организации

воспитательного процесса.

Цель

трудового

воспитания:

Формирование

трудовых

знаний,

умений

и

навыков,

необходимых в самостоятельной жизни.

Система трудового воспитания, осуществляемая в детском доме, решает следующие задачи:

1.

Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им

посильную помощь.

2.

Формирование

трудовых

умений

и

навыков

и

их

дальнейшее

совершенствование,

постепенное расширение содержания трудовой деятельности.

3.

Воспитание

у

детей

положительных

личностных

качеств:

привычки

к

трудовому

усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в

труде.

4.

Формирование навыков организации своей и общей работы.

5.

Воспитание

положительных

взаимоотношений

между

детьми

в

процессе

труда

-

умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу,

доброжелательно оценивать работы сверстников.

Предметная деятельность является исходной при формировании других ее видов. Поэтому

обучение

предметно-практическим действиям

и

их

формирование

оказывается

одной

из

центральных

задач

в

коррекционной

работе.

Обучение

предметно-практическим

действиям

проводится на всех видах комплексных коррекционно-развивающих занятиях по продуктивным

видам деятельности, в процессе проведения всех режимных моментов, а затем переносится в

свободную деятельность детей.

Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание

должно находиться в «зоне ближайшего развития» и работа должна строиться с опорой на сохранные

анализаторы

ребенка.

Использование

таких

методов,

как

песочная

терапия,

игры

с

водой,

ароматерапия, сказкотерапия создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками больших

объемов программного материала.

Целью коррекционно-педагогической работы является исправление (доразвитие)

психических и физических функций аномального ребенка в процессе

общего

его образования,

подготовка к жизни и труду.

Различают четыре основных вида детского труда:

самообслуживание;

хозяйственно - бытовой труд;

труд в природе;

ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, уборка

постели и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего,

в ее жизненной необходимости. Учитывая специфику детей данного учреждения, самообслуживание

связано

с

определенными

трудностями,

что

тормозит

процесс

формирования

навыков,

порой

вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Все это требует от педагога

терпения

и

настойчивости.

Руководя

самообслуживанием

детей,

воспитатель

индивидуально

общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его

положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые

действия, он расширяет словарь детей. Педагог формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их,

как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. Дети обучаются

убирать постель, ухаживать за волосами, обувью. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет,

как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться, чтобы дать пройти; не задерживаться у

крана

и

т.

п.

Все

эти

задачи

педагог

осуществляет,

используя

комплексный

подход,

который

заключается

в

следующих

методах

и

приемах:

метод

демонстрации

действия,

просмотр

видеофильмов, презентаций, игровой метод, чтение художественных произведений, рассматривание

картин и т.п.

Хозяйственно-бытовой труд воспитанников направлен на поддержание чистоты и порядка в

помещении и на участке, на оказание помощи взрослым при организации режимных процессов. В

этом виде детского труда педагог также использует комплексный подход при решении поставленных

задач и использует различные методы и приемы, такие, как: наблюдение, показ предметов и образца,

использование ИКТ, беседа, использование настольного и пальчикового театра и др. Воспитатель

формирует

у

детей

элементарные

хозяйственно-бытовые

навыки:

помогать

накрывать

на

стол,

приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке и т. п. Он обязательно

оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Такие оценки вызывают у детей желание

подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в

подобных случаях. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на

участке и устранять его.

Труд

в

природе

предусматривает

участие

детей

в

уходе

за

растениями

и

животными,

выращивание растений в уголке природы. Особое значение этот вид труда имеет для развития

наблюдательности,

воспитания

бережного

отношения

ко

всему

живому,

любви

к

природе.

Он

помогает педагогу решать задачи не только трудового воспитания, а также комплексно решаются

задачи

физического

развития

детей,

совершенствования

движений,

повышения

выносливости,

развития способности к физическому усилию. Трудясь, дети учатся наблюдать за изменением и

преобразованием объектов, учатся задавать вопросы, объяснять свои действия, используют игровые

приемы-имитация голоса, движения и т.п. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и

моют комнатные растения, сажают луковицы, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом

воспитанников, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия - это

расширяет детский словарь, активизирует его.

Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,

дерева, природного материала, бросового материала с использованием меха, перьев, обрезков ткани и

т.

п.

Такие

поделки

могут

стать

приятным

подарком.

Это

имеет

немаловажное

значение

в

нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим. В этом виде труда также

педагоги

используют

комплексный

подход.

Используются

такие

методы

и

приемы,

как:

показ

презентаций, картинок, слушание звуков природы, наглядный показ способов действий, объяснение,

ставятся элементарные опыты, эксперименты, решают проблемные ситуации и задачи. Кроме того,

все виды многие виды деятельности выполняются под музыкальное сопровождение. Ручной труд

развивает

конструктивные

способности

детей,

творчество.

В

процессе

работы

воспитанники

знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся

пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с

приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы

предмет

получился

прочным,

имел

опрятный,

нарядный

вид.

Все

это

оказывает

большое

воспитательное

влияние

на

детей,

формирует

их

эстетические

чувства

и

нравственно-волевые

качества.

Труд детей организуется в трех основных формах:

в форме поручения;

дежурств;

коллективной (общей, совместной) трудовой деятельности.

Требования к организации детского труда:

Систематичность детского труда. Необходимо так строить педагогический

процесс,

чтобы

обеспечивалось

равномерное

распределение

всех

видов

труда

и

систематическое участие в них каждого ребенка

Постепенность

рабочей

нагрузки.

Величина

нагрузки

влияет

на

отношение

ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком

малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости", что также затрудняет воспитание

положительного отношения к труду.

Подбор

оборудования

для

труда.

Оборудование

для

труда

должно

быть

удобным, соответствовать возможностям детей.

Создание

в

группе

трудовой

атмосферы.

Воспитателю

следует

постоянно

помнить о своей роли руководителя группы. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием

необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что

взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так

же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.

Таким образом, в формировании трудовых навыков и умений важен единый комплексный

подход

педагогов

данного

учреждения.

В

системе

трудового

развития

воспитанников

с

ТМНР

существует достаточно много общих методических приемов, требований, которые воспитателю

следует

соблюдать.

Но

в

этой

работе

и

много

своеобразного,

специфического,

обусловленного

особенностями

личности

воспитанников.

Поэтому,

используя

общие

требования,

методы

педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов,

которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования и развития трудовых навыков и

умений воспитанников имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.



В раздел образования