Автор: Масловская Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ РС(Я) "РДДИ УОД"
Населённый пункт: п.Серебряный Бор, Нерюнгринского р-на, РС(Якутия)
Наименование материала: доклад
Тема: "Комплексный подход в трудовом воспитании детей-сирот с ТМНР в условиях ДДИ"
Раздел: среднее профессиональное
Доклад на тему: «Комплексный подход в трудовом воспитании детей-сирот
с ТМНР в условиях ДДИ»
«Труд - важнейшее средство воспитания, начиная
с дошкольного возраста.
В процессе формируется личность ребенка,
складываются коллективные взаимоотношения».
К.Д.Ушинский.
Воспитание
как
целостный
процесс
требует
комплексного
подхода
к
решению
задач
коррекции личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях пребывания в
детском доме. Комплексный подход – это не изолированная работа педагогов, а преемственность в
работе воспитателя, дефектолога, учителя, психолога (ведется журнал взаимодействия психолога и
педагогов группы), врачей (в работе с детьми используются рекомендации врачей, составляется лист
трудовой
терапии
на
каждого
ребенка
с
указанием
категории
труда
и
дозировки).
Привитие
трудолюбия,
трудовых
умений
и
навыков
является
важным
направлением
в
организации
воспитательного процесса.
Цель
трудового
воспитания:
Формирование
трудовых
знаний,
умений
и
навыков,
необходимых в самостоятельной жизни.
Система трудового воспитания, осуществляемая в детском доме, решает следующие задачи:
1.
Воспитание положительного отношения к труду взрослых, стремление оказывать им
посильную помощь.
2.
Формирование
трудовых
умений
и
навыков
и
их
дальнейшее
совершенствование,
постепенное расширение содержания трудовой деятельности.
3.
Воспитание
у
детей
положительных
личностных
качеств:
привычки
к
трудовому
усилию, ответственности, заботливости, бережливости, готовности принять участие в
труде.
4.
Формирование навыков организации своей и общей работы.
5.
Воспитание
положительных
взаимоотношений
между
детьми
в
процессе
труда
-
умение работать согласованно и дружно в коллективе, оказывать помощь друг другу,
доброжелательно оценивать работы сверстников.
Предметная деятельность является исходной при формировании других ее видов. Поэтому
обучение
предметно-практическим действиям
и
их
формирование
оказывается
одной
из
центральных
задач
в
коррекционной
работе.
Обучение
предметно-практическим
действиям
проводится на всех видах комплексных коррекционно-развивающих занятиях по продуктивным
видам деятельности, в процессе проведения всех режимных моментов, а затем переносится в
свободную деятельность детей.
Чтобы предметно-практическая деятельность носила развивающий характер, ее содержание
должно находиться в «зоне ближайшего развития» и работа должна строиться с опорой на сохранные
анализаторы
ребенка.
Использование
таких
методов,
как
песочная
терапия,
игры
с
водой,
ароматерапия, сказкотерапия создают благоприятные условия для усвоения воспитанниками больших
объемов программного материала.
Целью коррекционно-педагогической работы является исправление (доразвитие)
психических и физических функций аномального ребенка в процессе
общего
его образования,
подготовка к жизни и труду.
Различают четыре основных вида детского труда:
самообслуживание;
хозяйственно - бытовой труд;
труд в природе;
ручной труд.
Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание-одевание, уборка
постели и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено, прежде всего,
в ее жизненной необходимости. Учитывая специфику детей данного учреждения, самообслуживание
связано
с
определенными
трудностями,
что
тормозит
процесс
формирования
навыков,
порой
вызывает у ребенка нежелание выполнять необходимые действия. Все это требует от педагога
терпения
и
настойчивости.
Руководя
самообслуживанием
детей,
воспитатель
индивидуально
общается с каждым ребенком, устанавливает с ним разнообразные контакты, поддерживает его
положительное эмоциональное состояние. Называя предметы одежды и ее частей, необходимые
действия, он расширяет словарь детей. Педагог формирует у детей приемы взаимопомощи, учит их,
как обратиться за помощью к товарищу, как ее оказывать, поблагодарить за услугу. Дети обучаются
убирать постель, ухаживать за волосами, обувью. Воспитатель на конкретных примерах разъясняет,
как надо поступать, учитывая нужды других: посторониться, чтобы дать пройти; не задерживаться у
крана
и
т.
п.
Все
эти
задачи
педагог
осуществляет,
используя
комплексный
подход,
который
заключается
в
следующих
методах
и
приемах:
метод
демонстрации
действия,
просмотр
видеофильмов, презентаций, игровой метод, чтение художественных произведений, рассматривание
картин и т.п.
Хозяйственно-бытовой труд воспитанников направлен на поддержание чистоты и порядка в
помещении и на участке, на оказание помощи взрослым при организации режимных процессов. В
этом виде детского труда педагог также использует комплексный подход при решении поставленных
задач и использует различные методы и приемы, такие, как: наблюдение, показ предметов и образца,
использование ИКТ, беседа, использование настольного и пальчикового театра и др. Воспитатель
формирует
у
детей
элементарные
хозяйственно-бытовые
навыки:
помогать
накрывать
на
стол,
приводить в порядок игрушки после игры, собирать листья на участке и т. п. Он обязательно
оценивает нравственную сторону трудового участия детей. Такие оценки вызывают у детей желание
подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в
подобных случаях. Дети учатся замечать любое нарушение порядка в групповой комнате или на
участке и устранять его.
Труд
в
природе
предусматривает
участие
детей
в
уходе
за
растениями
и
животными,
выращивание растений в уголке природы. Особое значение этот вид труда имеет для развития
наблюдательности,
воспитания
бережного
отношения
ко
всему
живому,
любви
к
природе.
Он
помогает педагогу решать задачи не только трудового воспитания, а также комплексно решаются
задачи
физического
развития
детей,
совершенствования
движений,
повышения
выносливости,
развития способности к физическому усилию. Трудясь, дети учатся наблюдать за изменением и
преобразованием объектов, учатся задавать вопросы, объяснять свои действия, используют игровые
приемы-имитация голоса, движения и т.п. Дети с помощью взрослых кормят рыбок, поливают и
моют комнатные растения, сажают луковицы, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом
воспитанников, воспитатель называет растения, их части, производимые в труде действия - это
расширяет детский словарь, активизирует его.
Ручной труд — это изготовление предметов из разнообразных материалов: картона, бумаги,
дерева, природного материала, бросового материала с использованием меха, перьев, обрезков ткани и
т.
п.
Такие
поделки
могут
стать
приятным
подарком.
Это
имеет
немаловажное
значение
в
нравственном воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим. В этом виде труда также
педагоги
используют
комплексный
подход.
Используются
такие
методы
и
приемы,
как:
показ
презентаций, картинок, слушание звуков природы, наглядный показ способов действий, объяснение,
ставятся элементарные опыты, эксперименты, решают проблемные ситуации и задачи. Кроме того,
все виды многие виды деятельности выполняются под музыкальное сопровождение. Ручной труд
развивает
конструктивные
способности
детей,
творчество.
В
процессе
работы
воспитанники
знакомятся со свойствами различных материалов, способами их обработки и соединения, учатся
пользоваться различными инструментами. Изготовление задуманных предметов всегда сопряжено с
приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы
предмет
получился
прочным,
имел
опрятный,
нарядный
вид.
Все
это
оказывает
большое
воспитательное
влияние
на
детей,
формирует
их
эстетические
чувства
и
нравственно-волевые
качества.
Труд детей организуется в трех основных формах:
в форме поручения;
дежурств;
коллективной (общей, совместной) трудовой деятельности.
Требования к организации детского труда:
Систематичность детского труда. Необходимо так строить педагогический
процесс,
чтобы
обеспечивалось
равномерное
распределение
всех
видов
труда
и
систематическое участие в них каждого ребенка
Постепенность
рабочей
нагрузки.
Величина
нагрузки
влияет
на
отношение
ребенка к труду. Не посильность труда может вызвать лишь отвращение к нему. Но слишком
малая нагрузка не доставляет чувства "мышечной радости", что также затрудняет воспитание
положительного отношения к труду.
Подбор
оборудования
для
труда.
Оборудование
для
труда
должно
быть
удобным, соответствовать возможностям детей.
Создание
в
группе
трудовой
атмосферы.
Воспитателю
следует
постоянно
помнить о своей роли руководителя группы. Для того, чтобы дети трудились с удовольствием
необходимо создавать эмоционально-положительную атмосферу. Когда ребенок видит, что
взрослые трудятся с удовольствием, радуются удаче, результату, ему хочется трудиться так
же. Важно, чтобы сам процесс труда доставлял детям радость.
Таким образом, в формировании трудовых навыков и умений важен единый комплексный
подход
педагогов
данного
учреждения.
В
системе
трудового
развития
воспитанников
с
ТМНР
существует достаточно много общих методических приемов, требований, которые воспитателю
следует
соблюдать.
Но
в
этой
работе
и
много
своеобразного,
специфического,
обусловленного
особенностями
личности
воспитанников.
Поэтому,
используя
общие
требования,
методы
педагогического руководства, взрослый должен непременно заботиться о выборе таких приемов,
которые позволят наиболее эффективно решать задачу формирования и развития трудовых навыков и
умений воспитанников имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.