Напоминание

"ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СПО"


Авторы: Виноградова Анастасия Викторовна, Пилипенко Наталья Ивановна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Покровский с/х колледж – филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СПО"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В

УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СПО

Виноградова А.В., Пилипенко Н.И.

Первое десятилетие 21 века было связано с формированием программного

обеспечения

по

работе

с

мультимедиа

информацией

совершенно

нового

качества, так как были созданы качественно новые видео и аудио технологии,

которые преобразили компьютерную технику и будут еще влиять на нее. Быстро

растущие технологические возможности современного информационного мира

сильно изменяют наши представления о цифровых образовательных ресурсах:

форме их реализации средствами ИТ, технических средствах доступа к ним, а

также способах взаимодействия с ними и особенностях экранного управления и

интерактивности интерфейса для детей и взрослых [1].

Можно

выделить

несколько

важнейших

достижений

этого

времени,

которые

в

настоящий

период

привели

как

к

пониманию,

так

и

новым

возможностям

системной

интеграции

всех

возможностей

визуализации

и

управления информацией на экране с учетом его интерактивности, то есть

прямого управления текстом электронного учебника и объектами на нем без

обращения к клавиатуре.

Визуализация

интегрирует

в

себе

на

сегодня

самые

разнообразные

объекты: видеоролики (кино фрагменты, видеозаписи реальных процессов и

явлений), анимационные объекты и 3Д мультимедиа (реконструкции, коллекции

объектов

виртуальная

реальность,

компьютерные

модели),

и

видео

взаимодействие в реальном времени, выход через WEB-камеры на реальные

объекты, фоторяды (с автопрокруткой), иллюстративные подборки (рисунки,

стоп кадры) с возможностью их «оживления», то есть вызова анимации или

видео на экран по гиперссылке-иллюстрации на нем, конечно же слайды и

слайд шоу, интерактивные графики, диаграммы, карты, чертежи, схемы, в том

числе 3Д, ссылки в виде скрин-шотов с переходом на нужную страницу сайта.

Все эти возможности еще более обогащаютучебный материал по мере развития

3Д экранного воспроизведения информации в новом поколении компьютерной

техники.

Это значит, что мультимедиа, интегрируя в себя массу разных по типу

визуальных интерактивных экранных объектов, стало феноменом 21 века и

несомненно

оказывает

значительное

влияние

на

наше

понимание

учебной

информации,

выводя

ее

из

вербального

и

символического

восприятия

в

визуально-символическое.

Таким

образом,

в

настоящее

время

в

рамках

формирования

нового

типа

учебных

материалов

электронных

учебников,

произошел качественный переход от учебных текстов (в том числе электронных

текстов)

в

их

традиционном

понимании

и

их

опосредованном

дополнении

мультимедиа ресурсами к новым интерактивным учебным материалам с опорой

на текст учебника, интегрирующим в себе все виды представления информации

с

возможностью

управления

ими

на

экране

устройства,

переходов

по

гиперссылкам

на

любые

визуальные

объекты

и

тексты,

в

том

числе

присутствующие в Интернете.

Электронный текст обогащен гиперссылками и становится основой для

управления любым учебным материалом, позволяя вызывать в любом месте

текста на странице (экране) электронного текста любые видео объекты, сайты, а

также вложенные тексты, причем с аудио подстрочником на любых языках.

Внедрение

мультимедиа-ресурсов

в

учебный

процесс

происходит

в

соответствии с двумя основными направлениями.

Образовательные

мультимедиа-ресурсы,

внедряемые

согласно первому

направлению,

включаются

в

учебный

процесс

в

качестве

дополнительных

средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы

общего

среднего

образования.

В

этом

случае

информационные

ресурсы

выступают

как

средство

интенсификации

учебного

п р о ц е с с а ,

индивидуализации

обучения

и

частичной

автоматизации

рутинной

работы

преподавателей, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний студентов [2].

Второе направление внедрения мультимедиа-ресурсов представляет собой

более сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования,

пересмотру

методов

и

форм

организации

учебного

процесса,

построению

целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения

информационных источников в отдельных дисциплинах.

В данном случае речь идет о том, что основой для создания, описания,

классификации

и

применения

мультимедиа-ресурсов

должны

выступать

п с и хо л о г и ч е с к и й

в а р и а н т

д е я т е л ь н о с т и

и

п с и х о л о г и ч е с к и й

вариантформирования личности.

Согласно первому

варианту,

развитие

обучающегося

основывается

на

активномприсвоении им с помощью преподавателя общественно-исторических

способов деятельности или средств общения. Обучение при этом выступает как

организация условий присвоения обучающими тех или иных форм общения и

деятельности.

В

ходе

реализации

этого

принципа

возможно

внедрение

мультимедиа-ресурсов как по первому, так и по второму направлению.

Согласно второму

варианту,

признается

множественный

характер

педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный заказ,

преподаватель

управляет

становлением

личности,

с

другой

-

управление

осуществляется

на

основе

сознательного

учета

педагогом

индивидуальных

качеств обучающихся. Формирование личности обучающегося происходит в

условиях

организации

самоопределения

последнего,

при

максимальном

осознании

характера

усваиваемой

деятельности

(только

в

этом

случае

он

считает ее "своей"). Когда изменение студента в целом остается субъективно

самоизменением,

преподаватель

может

лишь

способствовать

желаемому

изменению, создавая через общение с ним «естественные условия». При этом

знания

"отдаются"

обучающемуся

под

сформированную

в

процессе

предыдущего

учебного

общения

потребность.

Внедрение

мультимедиа-

ресурсов

в

ходе

реализации

этого

принципа

осуществляется

по

вышеописанному второму направлению.

Указанные варианты наиболее адекватно и полно отражены в личностно-

ориентированной

модели

обучения.

Ее

цель

-

содействовать

развитию

обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании

и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной

ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не

как

цель,

а

как

средство

развития

личности

обучаемого,

что

порождает

специфические

потребности

системы

образования

в

информационных

источниках.

В

условиях

образования

мультимедийные

продукты

выступают

как

средства

коммуникации,

а

также

как

выразительное

средство

в

различных

педагогических

сценариях.

Понятие

педагогический

сценарий

означает

определенную,

заранее

заданную

последовательность

событий

учебной

ситуации. Каждое из этих событий характеризуется определенной ролью в нем

преподавателя, обучающегося и образовательного мультимедийного пособия.

Некоторые

мультимедиа

средства

разработаны

для

управления

процессом

представления учебного материала, и обучающиеся в таком случае играют

пассивную

роль

получателя

информации.

Другие

образовательные

мультимедийные

продукты

являются

интерактивными

в

этом

смысле,

что

студентам принадлежит активная роль – они могут самостоятельно выбирать

темы для изучения и переходить от одной темы к другой.

В процессе преподавания в Покровском сельскохозяйственном колледже –

филиале

федерального

государственного

бюджетного

образовательного

учреждения высшего образования ОГАУ используются 3 типа работы:

1Использование мультимедийных линейных образовательных ресурсов –

последовательное

представление

информации.

Например,

последовательное

представление нового для обучающихся учебного материала некоторой темы,

выполненное

с

использованием

мультимедийных

средств,

таких

как

звук,

анимация, компьютерное моделирование, видео.

2Использование

мультимедийных

гипертекстовых

материалов

непоследовательное представление информации. Это работа с электронными

энциклопедиями

или

Интернет-ресурсами

для

поиска

материалов

по

теме

реферата.

3Использование

мультимедийных

обуч ающих

продуктов

исследовательская

деятельность

с

использованием

мультимедиа.

Обычно

сценарий 3 включает элементы как сценария 1, так и сценария 2.

Новые информационные технологии активно используются на занятиях по

курсу

«Информатика».

На

занятиях

студенты

знакомятся

с

особенностями

архитектуры

компьютера,

используя

мультимедиа

в

рамках

лекций

и

практических занятий. Все перечисленные средства активно используются в

виде компьютерной презентации, которые демонстрируются индивидуально для

каждого студента. Обучающиеся работают в своем индивидуальном темпе и не

зависят от того, как быстро справляются с заданиями другие студенты [5].

При изучении тем курса лекции сопровождаются показом презентаций (см.

рисунок 1). На слайды вынесены основные понятия и определения учебного

материала,

схемы,

фотографии,

видеозаписи

сюжетов.

Во

время

работы

студенты создают в тетради конспект новой темы. Для закрепления знаний и

приобретения умений и навыков студенты выполняют практические задания по

инструкции, используя алгоритм выполнения работы [3].

Рисунок 1 – Презентация по новой теме.

Преимущества применения презентации заключаются следующем:

- презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты

урока;

-

презентация

объединяет

большое

количество

демонстрационного

материала, освобождая преподавателя от большого объема иллюстративного

материала и всевозможных ТСО [4].

На занятиях по дисциплине «Информатика» в ПСХК активность студентов,

при использовании презентаций, возрастает, запоминание предмета улучшается,

что позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.

1.Григорьев

С.Г.,

Гриншкун

В.В.,

Макаров

С.И.

Методико-

технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара:

Издательство Самарской государственной экономической академии, 2013. – 110

с.

2.Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения

// Информатика и образование. – М., 2014. №1. – С.3-10.

3.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Роберт И.В., Щенников

С.А.

и

др.

Теоретические

основы

создания

образовательных

электронных

изданий. - Томск: Изд-во Томского университета, 2014.- 86 с.

4.Филатова

Л.О.

Развитие

преемственности

школьного

и

вузовского

образования в условиях введения профессионального обучения в старшем звене

средней школы.– М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2013. – 192 с.

5.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и

методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-

порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». – М.:

Просвещение, 2013 – С.56-84.



В раздел образования