Авторы: Виноградова Анастасия Викторовна, Пилипенко Наталья Ивановна
Должность: преподаватели
Учебное заведение: Покровский с/х колледж – филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Cтатья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СПО"
Раздел: среднее профессиональное
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ В СПО
Виноградова А.В., Пилипенко Н.И.
Первое десятилетие 21 века было связано с формированием программного
обеспечения
по
работе
с
мультимедиа
информацией
совершенно
нового
качества, так как были созданы качественно новые видео и аудио технологии,
которые преобразили компьютерную технику и будут еще влиять на нее. Быстро
растущие технологические возможности современного информационного мира
сильно изменяют наши представления о цифровых образовательных ресурсах:
форме их реализации средствами ИТ, технических средствах доступа к ним, а
также способах взаимодействия с ними и особенностях экранного управления и
интерактивности интерфейса для детей и взрослых [1].
Можно
выделить
несколько
важнейших
достижений
этого
времени,
которые
в
настоящий
период
привели
как
к
пониманию,
так
и
новым
возможностям
системной
интеграции
всех
возможностей
визуализации
и
управления информацией на экране с учетом его интерактивности, то есть
прямого управления текстом электронного учебника и объектами на нем без
обращения к клавиатуре.
Визуализация
интегрирует
в
себе
на
сегодня
самые
разнообразные
объекты: видеоролики (кино фрагменты, видеозаписи реальных процессов и
явлений), анимационные объекты и 3Д мультимедиа (реконструкции, коллекции
объектов
–
виртуальная
реальность,
компьютерные
модели),
и
видео
взаимодействие в реальном времени, выход через WEB-камеры на реальные
объекты, фоторяды (с автопрокруткой), иллюстративные подборки (рисунки,
стоп кадры) с возможностью их «оживления», то есть вызова анимации или
видео на экран по гиперссылке-иллюстрации на нем, конечно же слайды и
слайд шоу, интерактивные графики, диаграммы, карты, чертежи, схемы, в том
числе 3Д, ссылки в виде скрин-шотов с переходом на нужную страницу сайта.
Все эти возможности еще более обогащаютучебный материал по мере развития
3Д экранного воспроизведения информации в новом поколении компьютерной
техники.
Это значит, что мультимедиа, интегрируя в себя массу разных по типу
визуальных интерактивных экранных объектов, стало феноменом 21 века и
несомненно
оказывает
значительное
влияние
на
наше
понимание
учебной
информации,
выводя
ее
из
вербального
и
символического
восприятия
в
визуально-символическое.
Таким
образом,
в
настоящее
время
в
рамках
формирования
нового
типа
учебных
материалов
–
электронных
учебников,
произошел качественный переход от учебных текстов (в том числе электронных
текстов)
в
их
традиционном
понимании
и
их
опосредованном
дополнении
мультимедиа ресурсами к новым интерактивным учебным материалам с опорой
на текст учебника, интегрирующим в себе все виды представления информации
с
возможностью
управления
ими
на
экране
устройства,
переходов
по
гиперссылкам
на
любые
визуальные
объекты
и
тексты,
в
том
числе
присутствующие в Интернете.
Электронный текст обогащен гиперссылками и становится основой для
управления любым учебным материалом, позволяя вызывать в любом месте
текста на странице (экране) электронного текста любые видео объекты, сайты, а
также вложенные тексты, причем с аудио подстрочником на любых языках.
Внедрение
мультимедиа-ресурсов
в
учебный
процесс
происходит
в
соответствии с двумя основными направлениями.
Образовательные
мультимедиа-ресурсы,
внедряемые
согласно первому
направлению,
включаются
в
учебный
процесс
в
качестве
дополнительных
средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы
общего
среднего
образования.
В
этом
случае
информационные
ресурсы
выступают
как
средство
интенсификации
учебного
п р о ц е с с а ,
индивидуализации
обучения
и
частичной
автоматизации
рутинной
работы
преподавателей, связанной с учетом, контролем и оценкой знаний студентов [2].
Второе направление внедрения мультимедиа-ресурсов представляет собой
более сложный процесс, приводящий к изменению содержания образования,
пересмотру
методов
и
форм
организации
учебного
процесса,
построению
целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения
информационных источников в отдельных дисциплинах.
В данном случае речь идет о том, что основой для создания, описания,
классификации
и
применения
мультимедиа-ресурсов
должны
выступать
п с и хо л о г и ч е с к и й
в а р и а н т
д е я т е л ь н о с т и
и
п с и х о л о г и ч е с к и й
вариантформирования личности.
Согласно первому
варианту,
развитие
обучающегося
основывается
на
активномприсвоении им с помощью преподавателя общественно-исторических
способов деятельности или средств общения. Обучение при этом выступает как
организация условий присвоения обучающими тех или иных форм общения и
деятельности.
В
ходе
реализации
этого
принципа
возможно
внедрение
мультимедиа-ресурсов как по первому, так и по второму направлению.
Согласно второму
варианту,
признается
множественный
характер
педагогического воздействия. С одной стороны, реализуя социальный заказ,
преподаватель
управляет
становлением
личности,
с
другой
-
управление
осуществляется
на
основе
сознательного
учета
педагогом
индивидуальных
качеств обучающихся. Формирование личности обучающегося происходит в
условиях
организации
самоопределения
последнего,
при
максимальном
осознании
характера
усваиваемой
деятельности
(только
в
этом
случае
он
считает ее "своей"). Когда изменение студента в целом остается субъективно
самоизменением,
преподаватель
может
лишь
способствовать
желаемому
изменению, создавая через общение с ним «естественные условия». При этом
знания
"отдаются"
обучающемуся
под
сформированную
в
процессе
предыдущего
учебного
общения
потребность.
Внедрение
мультимедиа-
ресурсов
в
ходе
реализации
этого
принципа
осуществляется
по
вышеописанному второму направлению.
Указанные варианты наиболее адекватно и полно отражены в личностно-
ориентированной
модели
обучения.
Ее
цель
-
содействовать
развитию
обучаемого как личности, сформировать у него потребности в самообразовании
и самоопределении в учебных и жизненных ситуациях с осознанием личной
ответственности. Знания, умения и навыки в этой модели рассматриваются не
как
цель,
а
как
средство
развития
личности
обучаемого,
что
порождает
специфические
потребности
системы
образования
в
информационных
источниках.
В
условиях
образования
мультимедийные
продукты
выступают
как
средства
коммуникации,
а
также
как
выразительное
средство
в
различных
педагогических
сценариях.
Понятие
педагогический
сценарий
означает
определенную,
заранее
заданную
последовательность
событий
учебной
ситуации. Каждое из этих событий характеризуется определенной ролью в нем
преподавателя, обучающегося и образовательного мультимедийного пособия.
Некоторые
мультимедиа
средства
разработаны
для
управления
процессом
представления учебного материала, и обучающиеся в таком случае играют
пассивную
роль
получателя
информации.
Другие
образовательные
мультимедийные
продукты
являются
интерактивными
в
этом
смысле,
что
студентам принадлежит активная роль – они могут самостоятельно выбирать
темы для изучения и переходить от одной темы к другой.
В процессе преподавания в Покровском сельскохозяйственном колледже –
филиале
федерального
государственного
бюджетного
образовательного
учреждения высшего образования ОГАУ используются 3 типа работы:
1Использование мультимедийных линейных образовательных ресурсов –
последовательное
представление
информации.
Например,
последовательное
представление нового для обучающихся учебного материала некоторой темы,
выполненное
с
использованием
мультимедийных
средств,
таких
как
звук,
анимация, компьютерное моделирование, видео.
2Использование
мультимедийных
гипертекстовых
материалов
–
непоследовательное представление информации. Это работа с электронными
энциклопедиями
или
Интернет-ресурсами
для
поиска
материалов
по
теме
реферата.
3Использование
мультимедийных
обуч ающих
продуктов
–
исследовательская
деятельность
с
использованием
мультимедиа.
Обычно
сценарий 3 включает элементы как сценария 1, так и сценария 2.
Новые информационные технологии активно используются на занятиях по
курсу
«Информатика».
На
занятиях
студенты
знакомятся
с
особенностями
архитектуры
компьютера,
используя
мультимедиа
в
рамках
лекций
и
практических занятий. Все перечисленные средства активно используются в
виде компьютерной презентации, которые демонстрируются индивидуально для
каждого студента. Обучающиеся работают в своем индивидуальном темпе и не
зависят от того, как быстро справляются с заданиями другие студенты [5].
При изучении тем курса лекции сопровождаются показом презентаций (см.
рисунок 1). На слайды вынесены основные понятия и определения учебного
материала,
схемы,
фотографии,
видеозаписи
сюжетов.
Во
время
работы
студенты создают в тетради конспект новой темы. Для закрепления знаний и
приобретения умений и навыков студенты выполняют практические задания по
инструкции, используя алгоритм выполнения работы [3].
Рисунок 1 – Презентация по новой теме.
Преимущества применения презентации заключаются следующем:
- презентации, созданные в PowerPoint, это своего рода мини-конспекты
урока;
-
презентация
объединяет
большое
количество
демонстрационного
материала, освобождая преподавателя от большого объема иллюстративного
материала и всевозможных ТСО [4].
На занятиях по дисциплине «Информатика» в ПСХК активность студентов,
при использовании презентаций, возрастает, запоминание предмета улучшается,
что позволяет достичь большей глубины понимания учебного материала.
1.Григорьев
С.Г.,
Гриншкун
В.В.,
Макаров
С.И.
Методико-
технологические основы создания электронных средств обучения. – Самара:
Издательство Самарской государственной экономической академии, 2013. – 110
с.
2.Сергеева Т. Новые информационные технологии и содержание обучения
// Информатика и образование. – М., 2014. №1. – С.3-10.
3.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А., Роберт И.В., Щенников
С.А.
и
др.
Теоретические
основы
создания
образовательных
электронных
изданий. - Томск: Изд-во Томского университета, 2014.- 86 с.
4.Филатова
Л.О.
Развитие
преемственности
школьного
и
вузовского
образования в условиях введения профессионального обучения в старшем звене
средней школы.– М.: Бином, Лаборатория Базовых Знаний, 2013. – 192 с.
5.Григорьев С.Г., Гриншкун В.В., Краснова Г.А. Основные принципы и
методики использования системы порталов в учебном процессе // Интернет-
порталы: содержание и технологии. Вып. 2. / ГНИИ ИТТ «Информика». – М.:
Просвещение, 2013 – С.56-84.