Авторы: Виноградова Анастасия Викторовна, Нуржанова Айгуль Тюлюушевна
Должность: учитель информатики, учитель математики
Учебное заведение: Покровского с/х колледжа – филиала ФГБОУ ВО "Оренбургский государственный аграрный университет"
Населённый пункт: г.Оренбург, Оренбургская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Системы счисления"
Раздел: среднее профессиональное
Покровский сельскохозяйственный колледж – филиал
ФГОУ «Оренбургский государственный аграрный университет»
ИНФОРМАТИКА
Рабочая тетрадь №1
для самостоятельной работы
по теме «Системы счисления»
Выполнил: ______________
Проверил: ______________
Оценка: ________________
Степановский
Самостоятельная работа №1 по теме
«Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Вариант
Переведите числа в
десятичную с\с
Переведите числа из
десятичной с\с
1.
1000101
2
=________
1100111
2
=________
256
8
=________
1АС7
16
=________
55
10
=______________
2
78
10
=______________
2
65
10
=______________
8
70
10
=______________
16
2.
1101100
2
=________
1100101
2
=________
237
8
=________
2D1
16
=________
35
10
=______________
2
32
10
=______________
2
49
10
=______________
8
40
10
=______________
16
3.
1100101
2
=________
1010100
2
=________
345
8
=________
2FD8
16
=________
44
10
=______________
2
31
10
=______________
2
99
10
=______________
8
81
10
=______________
16
4.
1100000
2
=________
1100100
2
=________
344
8
=________
FAC
16
=________
95
10
=______________
2
72
10
=______________
2
60
10
=______________
8
42
10
=______________
16
5.
1110001
2
=________
1100101
2
=________
432
8
=________
FD3
16
=________
85
10
=______________
2
45
10
=______________
2
72
10
=______________
8
89
10
=______________
16
6.
1111100
2
=________
1100111
2
=________
547
8
=________
54A
16
=________
16
10
=______________
2
64
10
=______________
2
51
10
=______________
8
49
10
=______________
16
Вариант
Переведите числа в
десятичную с\с
Переведите числа из
десятичной с\с
7
1001101
2
=________
1000110
2
=________
467
8
=________
21D
16
=________
25
10
=______________
2
15
10
=______________
2
50
10
=______________
8
58
10
=______________
16
8
1110000
2
=________
1101100
2
=________
602
8
=________
A9F
16
=________
66
10
=______________
2
92
10
=______________
2
19
10
=______________
8
43
10
=______________
16
9
1101100
2
=________
1100101
2
=________
237
8
=________
2D1
16
=________
35
10
=______________
2
32
10
=______________
2
49
10
=______________
8
40
10
=______________
16
10
111110
2
=________
1100111
2
=________
547
8
=________
54A
16
=________
16
10
=______________
2
64
10
=______________
2
51
10
=______________
8
49
10
=______________
16
Самостоятельная работа №2 по теме
«Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Вариант
Используя таблицу кодировки букв и
правила перевода чисел 2—> 10,
расшифруйте приведенное слово:
Из таблицы
составьте свое
слово (4-6 буквы).
1
1101
2
0100
2
1010
2
1011
2
Ответ______________
Слово__________
2
1011
2
1100
2
0100
2
1110
2
Ответ______________
Слово__________
3
1100
2
0100
2
0101
2
1011
2
Ответ______________
Слово__________
4
0010
2
1011
2
1000
2
1110
2
0010
2
1011
2
Ответ______________
Слово__________
5
0011
2
0110
2
1011
2
1101
2
Ответ______________
Слово__________
6
1000
2
0110
2
1001
2
1011
2
1010
2
Ответ______________
Слово__________
7
1111
2
0001
2
1010
2
0100
2
1000
2
1110
2
Ответ______________
Слово__________
8
0111
2
1000
2
0001
2
0011
2
Ответ______________
Слово__________
9
0111 1000 0001 0011
Ответ______________
Слово__________
10
1011
2
1100
2
0100
2
1000
2
1110
2
Ответ______________
Слово__________
А
В
Д
Е
Ж И
К
Л
М Н
О
П
Р
Ь
Ш
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Решение:
Самостоятельная работа №3 по теме
«Перевод чисел в позиционных системах счисления»
Вариан
т
Переведите
числа из 2-ой с/с
в 10-ую с/с.
Переведите
числа
из
10-ой
с/с в 2- ую с/с.
Переведите
числа
из 10-ой с/с в 2-ую
с/с (до пяти знаков
после запятой)
1
00101110
Ответ________
6910
Ответ________
69,10
Ответ________
2
100000111
Ответ________
1981
Ответ________
19,81
Ответ________
3
11001011
Ответ________
5412
Ответ________
54,12
Ответ________
4
000111011
Ответ________
8493
Ответ________
84,93
Ответ________
5
1011001011
Ответ________
1274
Ответ________
13,74
Ответ________
6
110011001011
Ответ________
1955
Ответ________
19,55
Ответ________
7
110101
Ответ________
2896
Ответ________
28,96
Ответ________
8
100111
Ответ________
5130
Ответ________
51,30
Ответ________
9
1011001011
Ответ________
1274
Ответ________
12,74
Ответ________
10
100000111
Ответ________
1981
Ответ________
19,81
Ответ________
Самостоятельная работа №4 по теме
«Арифметическое действие в двоичной системе счисления»
1.Выполнить сложение, вычитание, умножение в двоичной системе
счисления:
Варианты
Результат
сложение
вычитание
умножение
1) 1111 и 1011
2) 1001 и 110
3) 11001 и 10111
4) 111 и 101
5) 10011 и 1101
6) 10011 и 1001
7) 110110 и 11111
8) 10011001 и 10111
9) 11001 и 10111
10) 10011 и 1001
Решение:
А) Рождение цветка
Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем
второй … и вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок
показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за
ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.
Решение:
Ответ: ___________________
Б) Русская поговорка.
Здесь зашифровано известная русская поговорка. Запишите ее, двигаясь с
помощью чисел, записанных в двоичной системе счисления по возрастанию.
Решение:
Ответ: ___________________
Справочные материалы
Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления
+
0
1
0
0
1
1
1
10
*
0
10
0
0
0
1
0
1
Соответствие систем счисления
Десятичные
0
1
2
3
4
5
6
7
Двоичная
0
1
10
11
100
101
110
111
Восьмеричная
0
1
2
3
4
5
6
7
Шеснадцеричная
0
1
2
3
4
5
6
7
Десятичные
8
9
10
11
12
13
14
15
Двоичная
1000
1001
101
1011
110
1101
1110
1111
Восьмеричная
10
11
12
13
14
15
16
17
Шеснадцеричная
8
9
A
B
C
D
E
F