Напоминание

ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ


Автор: Испанова Акжазык Мухаметгалеевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: Покровский с/х колледж – филиал ФГБОУ ВО Оренбургский ГАУ
Населённый пункт: г. Оренбург, Оренбургской области
Наименование материала: доклад
Тема: ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ

Испанова А.М.

Немецкая

классическая

философия,

родоначальником

которой

считают Иммануила Канта (1724-1804), грандиозный этап в истории мировой

философской

мысли,

охватывающего

более

чем

столетие

духовно-

интеллектуального

развития,

очень

яркого

по

своему

воздействию

на

человеческую духовную историю. Представителями этой школы являются

Готлиб Фихте (1762-1814), Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854). При

этом

Георг

Вильгельм

Фридрих

Гегель

ярчайший

представитель

классической немецкой философии и именно его творчество считается её

вершиной.

Актуальность и привлекательность гегелевской концепции истории

состоит в том, что в ней выражена непоколебимая вера в исторический

прогресс, при этом, философ увязывает исторический прогресс с понятием

свободы. Не смотря на сложность восприятия, именно этим мыслителем идеи

классической немецкой философии были приведены в систему.

Критическое

осмысление

его

философии

во

многом

легло

в

базу

богатства и контраста западноевропейской философской мысли. В той либо

другой форме идеи Гегеля, как и всей западноевропейской философской

классики, оказали влияние на развитие философской мысли и в России.

Философия

истории

Ф.Гегеля

стала

базисом,

на

котором

стоит

большинство современных философских конструкций. И даже его оппоненты

признают, что именно философия Гегеля помогла перейти от средневеково-

античного

субстанциализма

к

историзму,

и

далее

к

современному

философскому учению.

Предметом данной работы является не только уяснение отдельной

точки зрения на исторический прогресс, пусть и великого философа, которая

будет рассмотрена во второй части работы, но и того влияния классической

немецкой философии, а особенно системы взглядов на развитие истории

Ф.Гегеля, которое было неоспоримо оказано на всё, что было после него.

Целью данной работы является рассмотрение основной точки зрения

на

развитие

всемирной

истории

по

Г.В.Ф.

Гегелю,

анализ

его

поистине

революционных, для своего времени, идей.

Цель работы - это решение ряда взаимосвязанных задач:

1.

получить общее представление о цели и путях развития всемирной

истории до Ф.Гегеля;

2.

понять сущность системы взглядов Ф.Гегеля на историю;

3.

определить характер влияния общего обзора этой концепции на

философские течения.

Философское

учение Георга

Вильгельма

Фридриха

Гегеля (1770–1831

гг.) представляет собой высшую ступень в развитии классического немецкого

идеализма.

Ко времени Гегеля научно-философская мысль как само собой разумеющееся

воспринимала то, что природа, человеческое мышление, а также политико-

правовая

система,

мораль,

культура

подчинены

строгим

принципам

и

законам. История же чаще всего воспринималась как скопление случайностей

и произвола.

Бесспорной заслугой Г. Гегеля явилась сама постановка вопроса о смысле

истории общества. Она знаменовала собой утверждение философии истории

в качестве самостоятельного и важного раздела философского знания. В

исторической науке Нового времени преобладающим являлся эмпирический

подход. Максимум, к чему была устремлена историческая наука, которую Г.

Гегель называет «прагматической» (от греч. «прагма» - практика, полезность),

- извлечь из прошлого уроки, важные или полезные для современности. Г.

Гегель

усматривает

в

истории

человечества

не

случайно-хаотический,

а

внутренне

закономерный

процесс.

Тем

самым

«истории

деяний»

он

противопоставляет философскую историю. Всемирная история - процесс в

целом

однолинейный,

она

выстраивается

в

одну

линию,

в

которой

выражается исторический прогресс. История, в своей основной линии, есть

процесс кумулятивный; он происходит так, что ни одно достижение прошлых

этапов не утрачивается на последующих и одновременно пройденный этап не

может в дальнейшем существовать иначе, как в составе более высокого этапа

исторической эволюции.

Исторический

процесс

в

своей

«основной

линии»

не

может

иметь

движение

вспять. Достигнутое не может быть утрачено. Так или иначе,

оно

сохраняется

в

составе

последующего

развития.

Следовательно,

исторический

прогресс

гарантирован

самой

историей.

Катастрофы

и

исторические

потрясения

служат

в

конечном

итоге

реализации

провиденциального

плана.

С

точки

зрения

истории

они

не

имеют

принципиального значения. Возможность глобальной катастрофы Г. Гегелем

не допускается и не рассматривается.

Германский мир составляет ядро европейской цивилизации. Именно в

Германии, согласно Г. Гегелю, ранее, чем где-то, суждено осуществиться

«царству свободы». Уже современная философу Пруссия рисуется Гегелем

как такое общество, в котором свобода осуществлена полнее, чем где бы то и

когда бы то ни было.

Г.

Гегель

скептически

замечает:

«… Опыт и история учат, что

народы и правительства никогда ничему не научились из истории и не

действовали согласно поучениям, которые можно было бы извлечь из нее».

Заслуга Гегеля состояла в том, что он сумел ввести в историю

развитие, законосообразность и смысл. Он наметил и пути решения тех

проблем,

которые

вызывали

затруднение

у

его

предшественников:

необходимое и случайное в истории, субъективное и объективное, свобода и

необходимость. Однако ставил и решал он эти проблемы исключительно с

позиций идеализма, где единственным основанием исторической активности

был разум. Гегель писал, что «единственной мыслью, которую привносит с

собой философия, является та простая мысль разума, что разум господствует

в мире и всемирно-исторический процесс совершается разумно».

Воплощенный

во

всемирной

истории

разум,

выступает

как

мировой

разум; в качестве творца истории он выступает как мировой дух, и, поскольку

история необходимо обнаруживает деятельность духа, ход истории разумен.

Назначение и заслугу философии истории Гегель видит, прежде всего, в

установлении этого обстоятельства. Историческое познание начинается с

эмпирической

истории,

но,

чтобы

быть

истинным,

оно

должно

быть

освещено и идеей, т.е. разумным подходом к

деятельности разума. При этом огромная роль отводится философу, который

не просто разумен, как любой человек, у которого есть зародыши разума, но и

осознает свою разумность, мыслит. Гегель подчеркивал, что на того, кто

смотрит на мир разумно и мир смотрит разумно. Разум, по Гегелю, – это

историческая

необходимость,

вечный

поток

исторического

процесса

развития. Второй смысл разумности мира заключается в том, что он не

предоставлен

случайности,

а

целесообразен. Главное

направление

гегелевского мышления всегда было историческим, и в этом плане он пошёл

дальше основателей немецкой классической школы. Исторический подход

появился у

Гегеля

раньше,

чем

философское

осознание

самих

проблем

истории.

С

этих

пор

центральной

проблемой

гегелевского

мышления

становится

диалектическая

связь

между

историческим

развитием

и

философской систематизацией.

1.2. «Философия истории» Гегеля - первое произведение, в котором

философия и история не просто соединены, а взаимно раскрывают друг

друга.

«Прежде всего, мы должны обратить внимание на то обстоятельство,

что

интересующий

нас

предмет

-

всемирная

история,

-

совершается

в

духовной сфере», т.е. сфера истории - это сфера объективного духа, по

терминологии Гегеля. Объективный дух выступает в форме права, морали и

нравственности, а нравственность, в свою очередь, объективируется через

семью, гражданское общество и государство. Понятие «всемирной истории»

впервые

появляется

у

Гегеля

как

один

из

моментов

в

характеристике

государства.

Гегель называет три существующих разновидности историографии:

1) античный - бессистемный, описательный период, при этом начисто

отвергая как возможный источник исторических знаний народные мифы,

легенды,

песни

на

том

основании,

что

такие

смутные

способы

представления собственной истории характерны лишь для непросвещенных,

варварских народов. Труды древних историков философ рассматривает только

как источник отдельных исторических фактов для дальнейшего изучения и

обобщения, не исключая, однако понимания того, что в основе этих трудов

лежит лишь субъективное восприятие истории.

2 ) рефлективный, стоит на ступень выше первого, поскольку этот

вариант изложения фактов и явлений уже имеет некую общность, основу —

позицию автора исторического описания. И в зависимости от нее различает

четыре

разновидности

этой

историографии:

духовная,

прагматическая,

критическая и обобщающая.

Таким

образом,

Гегель

характеризует

свое

понимание

истории

как

мыслящее

рассмотрение

ее. Мир

не

предоставлен

случаю

и

случайным

внешним причинам, а управляется провидением. Всемирная история с его

точки зрения не есть простое нагромождение тех или других событий, не

поле, где господствуют случайность, произвол и не случайный круговорот

общественных

состояний

и

формаций.

По

мысли

философа,

собственно

развитие свойственно только человечеству, так как человеческая история есть

высшая сфера, в которой развивается духовное, мысль, познание.

Всемирная история совершается исключительно в духовной сфере.

Физическая

природа,

конечно,

тоже

играет

некоторую

роль,

но

все

же

субстанциальным

является

дух

и

ход

его

развития,

а,

следовательно,

необходимо определиться с понятием природы духа.

Природу духа Гегель объясняет все тем же диалектическим методом:

поскольку сущностью материи (антитезы духа) является тяжесть, постольку

сущностью

духа

является

свобода,

и

все

его

свойства

соответственно

определяются

именно

свободой,

а,

следовательно,

свобода

является

единственно истинным духом. Отсюда логически вытекает, что история есть

процесс осознания свободы. Каждый народ и каждая эпоха в своем духовном

принципе

достигают

в

осознании

свободы

только

определенной

ограниченной

ступени

и

поэтому

должны

передать

эстафету

осознания

свободы

последующим,

более

глубоко

охватывающим

истину

народам

и

эпохам. На этом этапе Гегель различает четыре основных периода всемирной

истории:

1.Восточный мир (Китай, индия, Египет)

2.Греческий мир;

3.Римский мир;

4.Германский мир.

«Восточные народы знали только, что один свободен, да и тот деспот,

а греческий и римский мир знал, что некоторые свободны, мы же знаем, что

свободны все люди в себе, то есть человек свободен как человек». Здесь

видно, что Гегель, определяя основные периоды всемирной истории, делает

привязку к народам. К числу неисторических народов Г. Гегель относит

народы Африки, Южной Америки, славянские народы!!! По существу, из

всемирно-исторического

процесса

оказались

исключенными

большинство

народов

мира.

По

мысли

философа,

существенное

значение

имеют

три

основных типа местности: безводное плоскогорье с обширными степями и

равнинами, низменности в долинах крупных рек и прибрежные (приморские)

страны.

Эти

три

типа

обуславливают

характер

стран

и

народов

на

них

проживающих. Он называет восточный мир — детством истории, греческий

мир

юностью,

римский

мир

возрастом

возмужания

и,

наконец,

германский

мир

соотносит

с

человеческим

возрастом

старения.

Конкретизируя

идею

всемирно-исторического

процесса.

Гегель

вводит

понятие

«народного

духа».

Им

он

обозначает

духовно-историческое

единство каждого народа.

Понятие «дух народа» Гегель связывает со ступенями исторического

развития,

каждая

из

которых

характеризуется

своим

собственным

принципом. Важным моментом учения о народном духе является мысль о

том, что мировой дух на каждом этапе своего развития воплощается

только в духе одного народа, получая в нем наивысшее для этого этапа

выражение. «Таким образом, активность духа народа и работа мирового духа

по

смыслу

и

содержанию

могут

совпадать

или

не

совпадать.

В

случае

несовпадения народ остается на обочине мировой истории, застыв в своем

развитии, на какой-то ранней, незрелой стадии. В случае совпадения народ

оказывается на гребне исторического процесса, его носителем и выразителем.

Затем

философ

ставит

вопрос

о

средствах,

благодаря

которым

идея

свободы

реализуется

в

мире,

и

ответом

на

него

определяет

именно

историческое явление. Делая указание на то, что главную роль в действиях

людей

играют

их

потребности,

интересы

и

страсти,

Гегель

приходит

к

неутешительному

выводу

-

«ничто

великое

в

мире

не

совершалось

без

страсти.

2.1. Свобода – цель мировой истории

Сущность духа — деятельность. Он есть субъект и объект; как субъект

он создает себе объект, как объект он познается самим собой. Когда он

познает себя, он приходит к себе, а когда он у себя — он свободный дух.

Следовательно, история— это развитие понятия свободы. Идеи свободы,

вообще присущи философии Гегеля. Ещё в начале его деятельности на него,

его

воззрения,

философию

оказала

огромное

влияние

Французская

Революция, её дух свободы. Всемирная история совершается в сфере духа.

Дух, в противоположность природе, - это свобода. Поэтому история есть

прогресс в сознании свободы.

Таким образом, всемирная история по Гегелю - это шествие мирового

духа, результат его деятельности. История человечества - это воплощение

мирового

духа

и

ее

общей

целью

является

развитие

свободы

духа,

применительно к человеку и обществу.

Древние

восточные

народы,

по

Гегелю,

принадлежат

истории,

но

история

в

этом

случае

остановилась

на

своей

низшей

ступени

ибо

эти

общества

еще

не

способны

прийти

к

полной

рефлексии,

к

полному

осознанию

самих

себя,

своей

свободы.

Поэтому

они

отличаются

«неисторической историей. Человек здесь, по Гегелю, свободен лишь в себе,

в возможности, однако не в действительности. Античная Греция — это уже

«нравственная

действительность»,

которая

является

взаимным

единством

индивида

и

общины,

индивида

и

закона.

«Счастье»,

которое

греческий

гражданин обретает благодаря тому, что он живет свободно, имеет свою

внешнюю

и

внутреннюю

границу.

Внешняя

граница

состоит

в

том,

что

свободой

пользуются

лишь

некоторые.

Рабство

было

условием

хорошей

демократии.

С

развитием

частного

образа

мышления

граждан

греческое

государство приходит в упадок.

Следующий

шаг

истории

в

том,

что

формируется

государство

как

«политическая общность», независимая от убеждений своих граждан. Все это

реализуется

в

Римской

империи.

В

Риме

гражданин

представляет

собой

«нечто в себе», независимое от государства. После упадка и гибели Рима на

сцену выходит германская эпоха, которая является последней; ибо доводит

внутреннюю цель истории до полной действительности. Гегель утверждал,

что

история

германских,

народов

опирается

на

принцип

христианства,

который провозглашает, что человек является в смысле бытия свободным, что

все равны через свою свободу. Причём, Гегель считает, что наступившая

германская эпоха и есть достигнутая гармония свободы и народа, человека.

За такую завершённость своей концепции истории человеческого развития

автор подвергается критики. Абсолютный же идеал – прусское государство.

Гегель

вообще

не

считал

всемирную

историю

совместимой

с

человеческим счастьем. Согласно Гегелю, даже «герои» оказываются в ней

обреченными

на

несчастье.

Признавая,

роль

выдающихся

личностей

в

истории,

Гегель

утверждал,

что

движение

исторического

мирового

духа

проходит по степеням, свобода реализуется постепенно. Народ, как только он

выполнил свою историческую роль, он передает эстафету следующему и

навсегда

уходит

в

сторону.

в

то

же

время

Гегель

утверждает,

что

всемирная история создается, пишется только тогда, когда в обществе

идет борьба, когда оно полно живых противоречий и лишь стремится к

счастливой жизни. Сами же «периоды счастья являются в ней пустыми

листами,

потому

что

они

являются

периодами

гармонии,

отсутствия

противоположности… ничто великое в мире не совершалось без страсти.

Однако,

воспевая

идеи

Французской Революции,

Гегель

находил

больший

смысл в спокойном германском реформаторстве. И это не единственные

противоречия в философии Гегеля.

Таким образом, по мысли философа, весь путь человечества можно

рассмотреть в виде единой, замкнутой системы развития Мирового Разума.

Внутреннюю

структуру

системы

развития

Мирового

Разума

выражают

формы

мысли,

являющиеся

категориями

диалектики,

а

реализацию

этой

системы

во

времени

философия

истории.

Однако

подлинный

творец

истории, Мировой разум бывает у Гегеля не только хитер, но и коварен:

зачастую вроде бы благие побуждения и действия людей оборачиваются

против них же самих. Таков, например, феномен отчуждения – процесса, в

котором

созданные

людьми

предметы,

организации,

институты

начинают

жить

своей

самостоятельной

жизнью,

порабощая

своих

создателей.

«Государство,

-

объявляет

Гегель,

-

это

шествие

Бога

в

мире;

его

основанием служит власть разума, осуществляющего себя как волю».

Всемирная история по Гегелю – это шествие мирового духа, результат его

деятельности. История человечества – это воплощение мирового духа и ее

общей целью является развитие свободы духа, применительно к человеку и

обществу. Свобода, считает Гегель, является сама в себе целью, к реализации

которой стремится дух. Мировая история есть не что иное, как воплощение

этой цели, ради достижения которой в течение многих веков приносились

неисчислимые жертвы. Именно эта цель, главным образом, реализуется и

воплощается в истории, и именно она лежит в основе всех, происходящих в

мире людей, изменений.

2.2. Гегель относится к тем великим мыслителям, интерес к которым с

течением времени не угасает, что свидетельствует об огромной ценности его

философского наследия для современности. Внутренняя противоречивость

философии Гегеля сделала возможным использование ее в политической и

идеологической борьбе самыми различными партиями как при его жизни, так

и после. Использование философии Гегеля различными партиями без раскола

между его приверженцами было вполне возможным в эпоху Реставрации.

Воодушевленные

французской

революцией

1830 г.,

немецкие

буржуа

начинают

выступать

с

требованиями

общественных

и

политических

преобразований в стране. В условиях подъема освободительного движения

противоречия философии Гегеля резко обнаруживаются, обостряются споры

среди

его

последователей

и

учеников

и

раскол

между

ними

становится

неминуемым. Одна часть гегельянцев стала на путь трактовки Гегеля в духе

христианского

ортодоксального

учения.

Они

составили

лагерь

правых

гегельянцев

(Гешель,

Гинрихс,

Габлер).

Другая

часть

учеников

Гегеля

выступила

против

ортодоксально-религиозного

истолкования

его

учения,

составив лагерь «левых» гегельянцев, или «младогегельянцев» (Руге, Бруно

Бауэр, Фейербах). Третья часть учеников составила «центр» (Розенкранц,

Михелет, Штраус). Но стоит отметить, что ни левые, ни тем более правые

гегельянцы не оказались способными развить дальше теорию Гегеля.

С

реакционных

позиций

критиковали

Гегеля

так

называемые

«позитивисты». Далее для борьбы с гегельянством в 1840 г. в Берлин был

приглашен

престарелый

Шеллинг,

который

стал

читать

«Философию

откровения».

В

середине

XIX в.

естествоиспытатели

открыто

выражают

свое

разочарование в философии немецкого идеализма, возникают философский

нигилизм и вульгарный материализм, получает широкое распространение

иррационалистическая философия Шопенгауэра. Артур Шопенгауэр открыто

выступает против идей Гегеля, прежде всего против того, что человек по

Гегелю, растворяется в государстве, что искажает высокую цель его бытия:

«Таким

образом,

величавая

философия

Канта

была

вытеснена

явным

пустозвонством

Фихте,

эклектизмом

Шеллинга

и

притворно-слащавыми,

благочестивыми бреднями Якоби, а напоследок дело дошло до того, что

вдоль и поперёк жалкий шарлатан Гегель был поставлен наравне с Кантом, и

даже

выше».

Во

второй

половине

XIX в.

наблюдается

возрождение

абсолютного

идеализма

в

Англии.

Гегель

становится

здесь

популярным

философом.

С

конца

XIX

столетия

интерес

к

философии

Гегеля

вновь

пробуждается. Лассон в Германии, Боланд в Голландии начинают издавать

сочинения Гегеля с обширными комментариями. Учение Гегеля стало ареной

современной идеологической борьбы. Его наследие сохраняет свое научное и

практически-политическое значение до сегодняшнего дня. Революционно-

демократическое

истолкование

гегелевского

учения

нашло

свое

наиболее

яркое

выражение

в

трудах

русских

революционных

демократов

Белинского, Герцена, Чернышевского. Ницше обвиняет Гегеля в том, что он

привил

поколениям

восхищение

перед

«властью

истории»,

которое

на

практике

вырождается

в

голое

преклонение

перед

успехом

и

идолопоклонство перед фактом. Великую заслугу Гегеля Энгельс видит в

том, что он «впервые представил весь природный, исторический и духовный

мир

в

виде

процесса,

т. е.

в

беспрерывном

движении.

Главным

приобретением философии Гегеля В. И. Ленин считал диалектику. Отмечая

великие

заслуги

Гегеля

в

разработке

диалектики,

Маркс

в

то

же

время

указывает

в

«Капитале»

на

полную

противоположность

своего

метода

гегелевскому.

Заключение

Делая вывод, на основании проведенного исследования, хотелось бы

отметить

следующее.

Безусловным

положительным

моментом

концепции

истории Гегеля является его попытка системного подхода к истории развития

человечества, в основу которой положен Разум.

Именно Гегель, чуть ли не впервые, не только оценивает прошлый

опыт человечества, и применяет уроки истории к настоящему, но и видит это

прошлое и настоящее как вехи, этапы развития человечества и продвижения

его в будущее, как постоянный процесс. Не может не подкупать и то, что

прогресс человечества он видит в развитии свободы человека, что, кажется,

относит Гегеля к революционному крылу философии. При этом философия

Гегеля

страдает

внутренней

противоречивостью.

Она

заключает

в

себе

соединение

противоположных

сторон

революционного

метода

и

консервативной системы.

Сам Гегель не сделал революционных выводов из провозглашенного

им диалектического метода. Более того, революционный метод у философа

был

подавлен

тяжестью

его

непомерно

разросшейся

консервативной

системы.

Например,

по

его

определению

вех

развития

человечества,

напрашивается вывод о том, что идеал уже достигнут в виде прусского

государства, и, в принципе, истории двигаться некуда, как и человечеству.

Развитие подчинено одной цели, заранее определено фатально. Нельзя не

согласиться

с

частью

философов,

которые

считают

концепцию

истории

Гегеля отталкивающей, неприемлемой и устаревшей. Странно, что философ,

который

так

говорит

о

личной

свободе

человека,

вместе

с

тем,

в

уничижительной манере отзывается о целых народностях, которые по тем

или иным причинам не образовали государства. Такие его взгляды, позволяли

некоторым философом углядеть в его философии ростки фашизма.

Это

сказано, в том числе, и о славянских народах.

На наш взгляд, каждый человек, как и народ, оказывает влияние на ход

истории.

В

век

всемирной

глобализации,

когда

целые

государства

отказываются

от

части

своей

независимости,

образуя

государства,

с

различными народами, эта точка зрения и вовсе устарела. Также вспоминаем

о

том,

что

Гегель

определяет

развитие

истории

как

однолинейное

и

поступательное без всплесков, суть которых лишь ответвление или «хитрость

разума».

При этом, однако, он признаёт наличие и важность отдельных

исторических личностей, которые, безусловно, оказывают огромное влияние

на

развитие

истории.

Все

остальные

люди

же

выступают

в

роли

своеобразных марионеток - кукол, которые приводятся в действие невидимой

для них силой - мировым разумом, т.е по сути, не ведают, что творят, не

подозревая

об

этом,

направляются

к

провиденциальной

цели

истории

свободе. Также основу развития он видит во внутренних противоречиях, в

борьбе, революциях, что никак не укладывается в концепцию спокойного,

линейного развития истории.

Справедливости ради, стоит отметить, что Гегель всегда говорил о

том, что любая философия актуальна лишь на определённом промежутке

времени. Философская же концепция всемирной истории Гегеля сыграла

огромную

роль

не

только

в

истории

философии,

но

и

в

развитии

всей

мировой культуры, о которой будут спорить философы не одного поколения.



В раздел образования