Автор: Ескендеров Роман Асанович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Электрические схемы электропоездов"
Раздел: среднее профессиональное
ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»
Дальневосточный центр профессиональных квалификаций
Сахалинское подразделение
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ТЕМЕ «Электрические схемы электропоездов»
Автор: преподаватель Ескендеров Роман Асанович
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии УЦПК-5 и рекомендовано для
использования в качестве методического пособия для преподавателей, имею-
щих малый стаж педагогической деятельности.
г.Южно-Сахалинск
2016
ТЕМА УРОКА:
«
Управление электропоездом в режиме тяги
»
ТИП УРОКА:
Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение и закреп-
ления пройденного материала)
ЦЕЛИ УРОКА:
1.Закрепление материала по темам «Цепи управления токоприемником» и
«Включение ВВ»
2. Изучение электрической схемы управление электропоездом в режиме
тяги.
3. Закрепление пройденного материала.
ОСНАЩЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УРОКА
Скроллерная установка с электрической схемой электропоезда ЭД 9 М. Разда-
точный материал электрическая схема электропоезда ЭД 9 М. Описание элек-
трической схемы электропоезда ЭД 9 М. Карточки с вопросами по электриче-
ской схеме.
СТРУКТУРА УРОКА:
1.
Организационный этап контроль посещения, тетради, одежда, телефо-
ны регламент занятия – 5 мин.
Повторение пройденного материала – работа электрической схемы «Цепи
управления токоприемником» и «Включение ВВ» (опрос 3-4 человека, техниче-
ский диктант – 2 варианта вся группа) – 20 мин.
2.
Изучение нового материала – 45 мин.
3.
Подведение итогов и закрепление изученного материала - 15 мин
4.
Получение задания на дом – 5 мин.
1.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.
Приветствие, контроль посещения, внешний вид, готовность к занятию,
просьба отключить телефоны, объявление темы урока, цели, плана урока и
регламента.
2.
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО МАТЕРИАЛА
работа электрической схемы «Цепи управления токоприемником» и «Вклю-
чение ВВ» (опрос 3-4 человека, технический диктант – 2 варианта вся группа) –
20 мин.
Теперь проверим и закрепим полученные знания техническим диктантом.
(Учащимся раздается раздаточный материал ТАБЛИЦЫ, в течение 5 минут
проводится диктант и самопроверка знаний).
3
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сегодня с Вами изучаем тему «Управление электропоездом в режиме
тяги». Используется схема на скроллерной установке. Учащиеся использу-
ют раздаточный материал электрическая схема электропоезда ЭД 9 М.
Управление тягой
Для
управления
силовой
схемой
в
кабине
управления
установлены
контроллер машиниста и задатчик уставок В(40) блока регулятора ускорения
БРУ. Контроллер машиниста имеет две ходовые позиции М(маневровый ре-
жим), 1(автоматический пуск) и 5 тормозных позиций и реверсивный переклю-
чатель. Задатчик уставок имеет 7 положений. Положение 1- минимальная устав-
ка по току ТЭД (140А), положение 7-максимальная уставка (410А). В зависимо-
сти от расписания , населенности поезда, состояния поверхности рельс (для
уменьшения вероятности боксования или юза) машинист , изменяя положение
задатчика уставок, имеет возможность регулировки тягового усилия привода.
Питание контроллера машиниста осуществляется по цепи 15-Пр25-15МЕ-
ППТ(1 положении)-15МК-р.к. РПТ-15Д-контакт реверсивного вала вперед или
назад-1Б. при этом плюсовая шина 1Б получает питание +110В. Также контрол-
лер машиниста управляет цепями ЭПТ с напряжением 50В, для этого в контрол-
лере имеется шина +50В, которая получает питание по цепи:
при выключенном ВВ АБ(отпайка 50В)-78А-Пр39-78Ж-р.к. БК-78ГА-ВБ-
78Г-Пр9-78П-ППТ(1положении)-78К.
при
включенном
ВВ АБ(отпайка
36В)-78Б-Пр31-Д1-78ГА-ВБ-78Г-Пр9-
78П-ППТ(1 положении)-78К.
через
контакты
реверсивного
переключателя
контроллера
машиниста
включена система устройств безопасности по цепи: С21-контакт реверсивного
вала в 0 положении-78Т-катушка РКБ-С15. При переводе рукоятки реверсивно-
го переключателя в одно из рабочих положений катушка РКБ будет получать
питание по цепи С20-контакт реверсивного переключатели вперед или назад-
78СА-ПБ или КБ-РКБ-С15. Контакты РКБ включены в схему АЛС и через неё
влияют на схему управления тягой посредством РЗ если машинист не может
обеспечить безопасное управление поездом.
В маневровой позиции КМ получают питание:
1.
провод 3 по цепи: 1Б- контакт КМ-15МД-ЭПК-15МВ-з.к.S-15МБ-
р.к. РЗ-3Я-р.к К2(САУТ)-3
2.
провод
11
или
12
в
зависимости
от
положения
реверсивного
переключателя
по
цепи 1Б-контакт КМ-1А-контакт реверсивного вала вперед
-11 или контакт реверсивного вала назад -12.
В моторном вагоне от провода 3 получают питание катушки вентилей
ЛК3, ЛК4 по цепи 3-РУМ-3А-ТКУ5(замкнутый на 1 позиции ТК)-3В-ГК1(зам-
кнутый на первой позиции ГК)-3К-АВУ(замкнутый пи наличии сжатого возду-
ха в ТМ 2,9-4,5
кгс/см
2
)-2Г-КЗ(замкнутый при условии включения токовой за-
щиты)-2ГБ-РПЗ(реле повторителя защиты замкнутый при условии что не сра-
ботало РРБ(реле разносного боксования) или РПТ(реле перегрузки по току) ,
которые контролируются ПРЗ(промежуточное реле защиты), а также при на-
личии напряжения насоса трансформатора РНТ и выключенном реле безопас-
ной температуры масла трансформатора БТМ(которое срабатывает при нагреве
масла
свыше
85
градусов))-В12-2ГД-катушка
ЛК3-30А
и
В13-2ГЕ-катушка
ЛК4-30А-РУМ-30.
Включившись ЛК3, ЛК4 замыкают свои силовые контакты в цепи ТЭД, а
своими герконовыми блокировками включают свои повторители ПЛК3, ПЛК4
(которые подготавливают цепь питания катушек вентилей контакторов ЛК1,
ЛК2 и шунтируют ГК1 в цепи ЛК3, ЛК4) по цепи 15-Пр3-15В-герконовые бло-
кировки ЛК3, ЛК4-катушки ПЛК3, ПЛК4-30А-РУМ-30.
По проводу 11 получает питание катушка реверсора «вперед» ВП по цепи
11-РУМ-11Б-ВП-30.
По проводу 12 получает питание катушка реверсора «назад» НЗ по цепи
12-РУМ-12Б-30.
Катушки вентилей контакторов ЛК1, ЛК2 получают питание по цепи11
или 12-ВП или НЗ-РПЗ-11Р-РУМ-11РА, 11РВ-ПЛК3, ПЛК4-11РБ-11РГ-катушки
вентилей ЛК1, ЛК2-30А-РУМ-30. Включившись ЛК1, ЛК2 замыкают свои си-
ловые контакты в цепи ТЭД, а своими герконовыми блокировками включают
свои повторители ПЛК1, ПЛК2 по цепи 15-Пр3-15В-герконовые блокировки
ЛК1-15КК-катушка ПЛК1, ЛК2-15КЛ-катушка ПЛК2-30А-РУМ-30.
ПЛК1, ПЛК2 включившись своими блокировками:
1.
готовят цепь питания ПЛКТ
2.
готовят цепь питания блока БРУ
3.
готовят цепь автоматического пуска от провода 1 на блок БРУ
4.
гасят сигнальную лампочку ЛК на пульте по цепи 11 или 12-11А-
РЗТ-31Б-ПЛК1-В12-31А, ПЛК2-31Г-В13-Д21-31-VD14(лк)-30.
Собирается силовая цепь маневровой позиции. ТЭД включены на напря-
жение одной секции 7-8 ГТ.
При аварийных ситуациях имеется возможность отключения группы тя-
говых двигателей выключателями В12 или В13 первой или второй группы со-
ответственно
Для дальнейшего разгона электропоезда необходимо перевести рукоятку
контроллера машиниста в положение 1. При переводе главной рукоятки в 1 по-
ложение от шинки 1Б получает питание провод 1.
Задатчик уставок в головной кабине питается напряжением переменного
тока и включается контактами ППТ по цепи:
62-Пр49-62Р-Пр54-62РА-R42-62РБ-С14-48А-ППТ-48-блок
БРУ
вход
а6
пониж Iя
61-64А-ППТ-64-блок БРУ вход b5 пониж Iя
Совместная работа задатчиков в головной и хвостовой кабинах не допу-
стима, поскольку становится невозможно изменять интенсивность разгона во
всем диапазоне от 1 до 7 положений. Между проводами 48 и 64 возникает
напряжение, которое регулируется ступенями от 0 до 36 В по 5.14 В на каж-
дую ступень.
На моторных вагонах по проводу 1 получают питание блок БРУ(блок ре-
гулятора
ускорения)
по
цепи 1-РУМ-1Г-ГК3 замкнутый с1-18 позиции-1К-
ПЛК1, ПЛК2-1М-р.к. ПРБ(повторитель реле боксования)-1НА-диоды развязки
Д46, Д47-1Н-вход БРУ а1(питание 110В)-30А-РУМ-30.
Блок БРУ включается в работу и начинает хронометрически по очереди
подавать питание на вентили привода главного контроллера(КСП) ГКВ1 и
ГКВ2 по цепи выход БРУ а2(+)-1В-ГКВ2-1Ж-выход БРУ b3 и выход БРУ а2(+)-
1В-ГКВ1-1И-выход БРУ-b2 . КСП начинает переключатся с позиции на пози-
цию, увеличивая напряжение, а как следствие и ток, подаваемый от обмотки
ГТ на двигатели. При превышении током ТЭД уставки заданной БРУ хроно-
метрическое переключение вентилей прекращается и КСП фиксируется на по-
зиции. При этом питание на последнем вентиле остается. По мере разгона ток
в якорях ТЭД снижается. При достижении величины током меньше уставки
БРУ, блок переключает питание на другой вентиль КСП. Происходит переклю-
чение КСП на другую позицию, что вновь вызовет увеличение тока в якорях.
КСП зафиксируется на следующей позиции, при этом питание на вентиле
сохранится до снижения тока до величины уставки. Затем процесс повторится .
переключение КСП будет происходить до 19 позиции, поскольку з.к. ГК3 разо-
мкнется и снимет питание с БРУ.
Если возникнет необходимость остановить ход КСП на любой промежу-
точной позиции, то контроллер машиниста переводят в положение М. При
этом снимается питание с провода 1 и КСП всего поезда останавливаются на
последней включенной позиции.
В зависимости от величины напряжения между поводами 48 и 64 блок
БРУ формирует уставку относительно которой происходит переключение КСП.
При отсутствии напряжения между проводами 48 и 64 БРУ формирует макси-
мальную уставку.
Контроль затоком в силовой цепи осуществляется при помощи датчиков
тока якорей ДТ1 и ДТ2(магнитных усилителей). При наличии тока в первич-
ной (силовой) цепи датчика реактивное сопротивление его вторичной изменя-
ется. Сигнал поступает в блок БРУ или БРТ. Сигнал от ДТ1 поступает по цепи
87А-согласующий
трансформатор
Т7-87Б-БРУ
вход I1(a6)
и 87Д-реле тока
РТ1-87Е-БРУ вход I1(a4). Сигнал от ДТ2 поступает по цепи 87Ж-Т7-87И-БРУ
вход I2 (b1 ) и 87Н-РТ2-87М-р.к.РПД-87К-БРУ
вход I2 (a3). Контакты реле
переключения датчиков РПД переключают датчики тока ДТ1 и ДТ2 к блокам
БРУ и БРТ в зависимости от режима тяги или торможения.
При достижении необходимой скорости силовую схему разбирают пере-
водом рукоятки КМ в положение 0, при этом провода 3 и 11 теряют питание.
На моторных вагонах отключаются контакторы ЛК1….ЛК4, отключая
цепи ТЭД от ВУ и ГТ. Ток в силовой цепи пропадает. Повторители линейных
контакторов ПЛК1 и ПЛК2 также отключаются и р.к. подают питание на блок
БРУ, выводя КСП на 1 позицию. При этом БРУ получает питание по цепи 15-
Пр5-15ГА-РУМ-ГК2 (замкнутый со 2 по 20 позиции КСП)-15ГР-р.к. ПЛК1-
15ГС-р.к.ПЛК2-1НБ-диоды развязки VD44-VD45-1Н.
БРУ
хронометрически
переключает
питание
вентилей
КСП,
который
переходит с позиции на позицию без тока в силовых цепях. На 1 позиции КСП
ГК2 размыкается, и питание с БРУ снимается. КСП останавливается на 1 пози-
ции, подготавливая схему к следующему сбору.
При возникновении каких - либо неисправностей, вызывающих разбор
или несбор силовой схемы, при отсутствии тока в цепи якорей ТЭД на пуль ма-
шиниста поступает сигнал посредством сигнальной лампы ЛК по проводу 31,
кроме того на вагоне, где возник отказ, включается блинкер при нажатии кноп-
ки блинкеры на пульте машиниста. Нормальной работой сигнальной лампы ЛК
считается кратковременное загорание при сборе силовой схемы ( при переводе
КМ в ходовое или тормозное положение ). При отказе контакторов ЛК1-ЛК4
,ПЛК1 или ПЛК2 не включаются и своими р.к. подают питание на блинкер сиг-
нализации
тяги
или
тормоза
по
цепи 11А-РЗТ-31Б-р.к. ПЛК1-31Л или р.к.
ПЛК2-31Г-В12 или В13-31А-блок блинкеров БСМЭ-6В-VD10-6-КН8(блинке-
ры)-30.
Сигнальная
лампа
ЛК
получает
питание
по
цепи 11А-РЗТ-31Б-р.к.
ПЛК1-31Л или р.к. ПЛК2-31Г-В12 или В13-Д21-Д22-31-VD14-30.
Если же силовая схема собралась, а тока в одной из групп ТЭД нет, то при
переключении КСП на 2 позицию произойдет включение сигнализации, по-
скольку реле контроля тока РКТ1 или РКТ2 будет не включено. При этом цепь
питания
сигнализации
будет
следующей 11А-р.к.
РЗТ-31Б-ГК5(2…18)-р.к.
РКТ1-31Г-В13 или 31В-р.к. РКТ1-В12-31А-БСМЭ- 6В-VD10-6-КН8-30 и Д21-
Д22-31-VD14-30.
При повторном наборе для разгона поезда до более высокой скорости сиг-
нальная лампа ЛК будет сигнализировать до тех пор пока ток в каждой группе
ТЭД не возрастет до величины необходимой для включения РКТ для данной
скорости.
4.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
МАТЕРИАЛА
Мы
с
вами
рассмотрели
работу
электрической
схемы
электропоезда
ЭД9М в режиме тяги. Кто из группы может объяснить работу схемы (вызыва-
ются желающие). Группа участвует в обсуждении и дополнении.
5.
ПОЛУЧЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ
К следующему уроку вам необходимо:
Выучить пройденный материал; У кого возникли какие-нибудь вопросы
по данному уроку? Консультация по данному предмету у меня каждый
вторник на пятой паре.
Спасибо за внимание. До свидания.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Технический диктант состоит из 10 вопросов 2 варианта. Учащимся раз-
даются карточки для заполнения правильных ответов
№ группы Ф.И.О
1
2
3
4
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
по горизонтали номер ответа
по вертикали номер вопроса.
Вопросы к техническому диктанту:
1 вариант
2 вариант
1 положение ручки крана машиниста
-поездное
-зарядка и отпуск
-перекрыша без питания
3 положение ручки крана машиниста
-зарядка и отпуск
- перекрыша с питанием
- перекрыша без питания
Выпуск в 5 положении ручки крана маши-
ниста производится через отверстие в зо-
лотнике диаметром
- 1,6 мм
- 2,3 мм
- 0,75 мм
Диаметр калиброванного отверстия для за-
рядки уравнительного резервуара
- 2,3 мм
- 0,75 мм
- 1,6 мм
Назначение редуктора:
- для питания надпоршневого пространства
- для ликвидации сверзарядного давления
- для поддержания постоянного зарядного
давления
Назначение стабилизатора:
- для питания надпоршневого пространства
- для ликвидации сверзарядного давления
- для поддержания постоянного зарядного
давления
Диаметр
отверстия
стабилизатора
для
стравливания воздуха:
- 1,6 мм
- 4,5 мм
- 0,45 мм
Падение давление над диафрагмой редукто-
ра для открытия питательного клапана:
- 1,0 атм.
- 10,0 атм
- 0,1 атм
Положение перекрыши без питания приме-
няется при:
Положение перекрыша с питанием приме-
няется при:
- определении утечек в ТМ поезде
- пробе тормозов на эффективность
- определении утечек из УР
- определении утечек в ТМ поезде
- поддержания постоянного давления в ТМ
после служебного торможения
- определении утечек из УР
Плотность ТМ при нормальных условиях:
- равна плотности УР
- меньше плотности УР
- больше плотности УР
Объем УР при нормальных условиях всегда:
- больше объема ТМ
- меньше объема ТМ
- равен объема ТМ
При третьем положении ручки крана маши-
ниста подпитка ТМ происходит из:
- атмосферы
- главных резервуаров
- УР
При четвертом положении ручки крана ма-
шиниста подпитка ТМ происходит из:
- атмосферы
- главных резервуаров
- УР
Регулировка
стабилизатора
производится
так чтобы во втором положении ручки кра-
на машиниста:
-
происходило
постоянное
стравливание
воздуха из УР
-стравливание воздуха происходило из ТМ
- стравливание воздуха не происходили
Регулировка
редуктора
производится
так,
что бы во втором положении ручки крана
машиниста:
-
происходило
постоянное
стравливание
воздуха из УР
- поддерживалось постоянное зарядное дав-
ление в УР
- поддерживалось постоянное зарядное дав-
ление в ТМ
Золотник притирается к:
- клапану
- к мембране
- к зеркалу
Уравнительный поршень находится в:
- верхней части
- в средней части
- в нижней части
При торможении локомотива КВТ:
- воздух подается в ТЦ с ЗР
- воздух подается в ТЦ с ПМ
- воздух подается в ТЦ с Атм.
При торможении локомотива КМ:
- воздух подается в ТЦ с ЗР
- воздух подается в ТЦ с ПМ
- воздух подается в ТЦ с Атм.
Эталоны ответов
1 вариант
2 вариант
2
3
2
3
3
2
3
3
1
2
2
2
3
2
1
2
3
3
2
1