Напоминание

"Электрические схемы электропоездов"


Автор: Ескендеров Роман Асанович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Электрические схемы электропоездов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО

«РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ»

Дальневосточный центр профессиональных квалификаций

Сахалинское подразделение

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ТЕМЕ «Электрические схемы электропоездов»

Автор: преподаватель Ескендеров Роман Асанович

Рассмотрено на заседании цикловой комиссии УЦПК-5 и рекомендовано для

использования в качестве методического пособия для преподавателей, имею-

щих малый стаж педагогической деятельности.

г.Южно-Сахалинск

2016

ТЕМА УРОКА:

«

Управление электропоездом в режиме тяги

»

ТИП УРОКА:

Комбинированный (повторение пройденного материала, изучение и закреп-

ления пройденного материала)

ЦЕЛИ УРОКА:

1.Закрепление материала по темам «Цепи управления токоприемником» и

«Включение ВВ»

2. Изучение электрической схемы управление электропоездом в режиме

тяги.

3. Закрепление пройденного материала.

ОСНАЩЕНИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА УРОКА

Скроллерная установка с электрической схемой электропоезда ЭД 9 М. Разда-

точный материал электрическая схема электропоезда ЭД 9 М. Описание элек-

трической схемы электропоезда ЭД 9 М. Карточки с вопросами по электриче-

ской схеме.

СТРУКТУРА УРОКА:

1.

Организационный этап контроль посещения, тетради, одежда, телефо-

ны регламент занятия5 мин.

Повторение пройденного материала – работа электрической схемы «Цепи

управления токоприемником» и «Включение ВВ» (опрос 3-4 человека, техниче-

ский диктант – 2 варианта вся группа) – 20 мин.

2.

Изучение нового материала – 45 мин.

3.

Подведение итогов и закрепление изученного материала - 15 мин

4.

Получение задания на дом – 5 мин.

1.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП.

Приветствие, контроль посещения, внешний вид, готовность к занятию,

просьба отключить телефоны, объявление темы урока, цели, плана урока и

регламента.

2.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕНОГО МАТЕРИАЛА

работа электрической схемы «Цепи управления токоприемником» и «Вклю-

чение ВВ» (опрос 3-4 человека, технический диктант – 2 варианта вся группа) –

20 мин.

Теперь проверим и закрепим полученные знания техническим диктантом.

(Учащимся раздается раздаточный материал ТАБЛИЦЫ, в течение 5 минут

проводится диктант и самопроверка знаний).

3

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Сегодня с Вами изучаем тему «Управление электропоездом в режиме

тяги». Используется схема на скроллерной установке. Учащиеся использу-

ют раздаточный материал электрическая схема электропоезда ЭД 9 М.

Управление тягой

Для

управления

силовой

схемой

в

кабине

управления

установлены

контроллер машиниста и задатчик уставок В(40) блока регулятора ускорения

БРУ. Контроллер машиниста имеет две ходовые позиции М(маневровый ре-

жим), 1(автоматический пуск) и 5 тормозных позиций и реверсивный переклю-

чатель. Задатчик уставок имеет 7 положений. Положение 1- минимальная устав-

ка по току ТЭД (140А), положение 7-максимальная уставка (410А). В зависимо-

сти от расписания , населенности поезда, состояния поверхности рельс (для

уменьшения вероятности боксования или юза) машинист , изменяя положение

задатчика уставок, имеет возможность регулировки тягового усилия привода.

Питание контроллера машиниста осуществляется по цепи 15-Пр25-15МЕ-

ППТ(1 положении)-15МК-р.к. РПТ-15Д-контакт реверсивного вала вперед или

назад-1Б. при этом плюсовая шина 1Б получает питание +110В. Также контрол-

лер машиниста управляет цепями ЭПТ с напряжением 50В, для этого в контрол-

лере имеется шина +50В, которая получает питание по цепи:

при выключенном ВВ АБ(отпайка 50В)-78А-Пр39-78Ж-р.к. БК-78ГА-ВБ-

78Г-Пр9-78П-ППТ(1положении)-78К.

при

включенном

ВВ АБ(отпайка

36В)-78Б-Пр31-Д1-78ГА-ВБ-78Г-Пр9-

78П-ППТ(1 положении)-78К.

через

контакты

реверсивного

переключателя

контроллера

машиниста

включена система устройств безопасности по цепи: С21-контакт реверсивного

вала в 0 положении-78Т-катушка РКБ-С15. При переводе рукоятки реверсивно-

го переключателя в одно из рабочих положений катушка РКБ будет получать

питание по цепи С20-контакт реверсивного переключатели вперед или назад-

78СА-ПБ или КБ-РКБ-С15. Контакты РКБ включены в схему АЛС и через неё

влияют на схему управления тягой посредством РЗ если машинист не может

обеспечить безопасное управление поездом.

В маневровой позиции КМ получают питание:

1.

провод 3 по цепи: 1Б- контакт КМ-15МД-ЭПК-15МВ-з.к.S-15МБ-

р.к. РЗ-3Я-р.к К2(САУТ)-3

2.

провод

11

или

12

в

зависимости

от

положения

реверсивного

переключателя

по

цепи 1Б-контакт КМ-1А-контакт реверсивного вала вперед

-11 или контакт реверсивного вала назад -12.

В моторном вагоне от провода 3 получают питание катушки вентилей

ЛК3, ЛК4 по цепи 3-РУМ-3А-ТКУ5(замкнутый на 1 позиции ТК)-3В-ГК1(зам-

кнутый на первой позиции ГК)-3К-АВУ(замкнутый пи наличии сжатого возду-

ха в ТМ 2,9-4,5

кгс/см

2

)-2Г-КЗ(замкнутый при условии включения токовой за-

щиты)-2ГБ-РПЗ(реле повторителя защиты замкнутый при условии что не сра-

ботало РРБ(реле разносного боксования) или РПТ(реле перегрузки по току) ,

которые контролируются ПРЗ(промежуточное реле защиты), а также при на-

личии напряжения насоса трансформатора РНТ и выключенном реле безопас-

ной температуры масла трансформатора БТМ(которое срабатывает при нагреве

масла

свыше

85

градусов))-В12-2ГД-катушка

ЛК3-30А

и

В13-2ГЕ-катушка

ЛК4-30А-РУМ-30.

Включившись ЛК3, ЛК4 замыкают свои силовые контакты в цепи ТЭД, а

своими герконовыми блокировками включают свои повторители ПЛК3, ПЛК4

(которые подготавливают цепь питания катушек вентилей контакторов ЛК1,

ЛК2 и шунтируют ГК1 в цепи ЛК3, ЛК4) по цепи 15-Пр3-15В-герконовые бло-

кировки ЛК3, ЛК4-катушки ПЛК3, ПЛК4-30А-РУМ-30.

По проводу 11 получает питание катушка реверсора «вперед» ВП по цепи

11-РУМ-11Б-ВП-30.

По проводу 12 получает питание катушка реверсора «назад» НЗ по цепи

12-РУМ-12Б-30.

Катушки вентилей контакторов ЛК1, ЛК2 получают питание по цепи11

или 12-ВП или НЗ-РПЗ-11Р-РУМ-11РА, 11РВ-ПЛК3, ПЛК4-11РБ-11РГ-катушки

вентилей ЛК1, ЛК2-30А-РУМ-30. Включившись ЛК1, ЛК2 замыкают свои си-

ловые контакты в цепи ТЭД, а своими герконовыми блокировками включают

свои повторители ПЛК1, ПЛК2 по цепи 15-Пр3-15В-герконовые блокировки

ЛК1-15КК-катушка ПЛК1, ЛК2-15КЛ-катушка ПЛК2-30А-РУМ-30.

ПЛК1, ПЛК2 включившись своими блокировками:

1.

готовят цепь питания ПЛКТ

2.

готовят цепь питания блока БРУ

3.

готовят цепь автоматического пуска от провода 1 на блок БРУ

4.

гасят сигнальную лампочку ЛК на пульте по цепи 11 или 12-11А-

РЗТ-31Б-ПЛК1-В12-31А, ПЛК2-31Г-В13-Д21-31-VD14(лк)-30.

Собирается силовая цепь маневровой позиции. ТЭД включены на напря-

жение одной секции 7-8 ГТ.

При аварийных ситуациях имеется возможность отключения группы тя-

говых двигателей выключателями В12 или В13 первой или второй группы со-

ответственно

Для дальнейшего разгона электропоезда необходимо перевести рукоятку

контроллера машиниста в положение 1. При переводе главной рукоятки в 1 по-

ложение от шинки 1Б получает питание провод 1.

Задатчик уставок в головной кабине питается напряжением переменного

тока и включается контактами ППТ по цепи:

62-Пр49-62Р-Пр54-62РА-R42-62РБ-С14-48А-ППТ-48-блок

БРУ

вход

а6

пониж Iя

61-64А-ППТ-64-блок БРУ вход b5 пониж Iя

Совместная работа задатчиков в головной и хвостовой кабинах не допу-

стима, поскольку становится невозможно изменять интенсивность разгона во

всем диапазоне от 1 до 7 положений. Между проводами 48 и 64 возникает

напряжение, которое регулируется ступенями от 0 до 36 В по 5.14 В на каж-

дую ступень.

На моторных вагонах по проводу 1 получают питание блок БРУ(блок ре-

гулятора

ускорения)

по

цепи 1-РУМ-1Г-ГК3 замкнутый с1-18 позиции-1К-

ПЛК1, ПЛК2-1М-р.к. ПРБ(повторитель реле боксования)-1НА-диоды развязки

Д46, Д47-1Н-вход БРУ а1(питание 110В)-30А-РУМ-30.

Блок БРУ включается в работу и начинает хронометрически по очереди

подавать питание на вентили привода главного контроллера(КСП) ГКВ1 и

ГКВ2 по цепи выход БРУ а2(+)-1В-ГКВ2-1Ж-выход БРУ b3 и выход БРУ а2(+)-

1В-ГКВ1-1И-выход БРУ-b2 . КСП начинает переключатся с позиции на пози-

цию, увеличивая напряжение, а как следствие и ток, подаваемый от обмотки

ГТ на двигатели. При превышении током ТЭД уставки заданной БРУ хроно-

метрическое переключение вентилей прекращается и КСП фиксируется на по-

зиции. При этом питание на последнем вентиле остается. По мере разгона ток

в якорях ТЭД снижается. При достижении величины током меньше уставки

БРУ, блок переключает питание на другой вентиль КСП. Происходит переклю-

чение КСП на другую позицию, что вновь вызовет увеличение тока в якорях.

КСП зафиксируется на следующей позиции, при этом питание на вентиле

сохранится до снижения тока до величины уставки. Затем процесс повторится .

переключение КСП будет происходить до 19 позиции, поскольку з.к. ГК3 разо-

мкнется и снимет питание с БРУ.

Если возникнет необходимость остановить ход КСП на любой промежу-

точной позиции, то контроллер машиниста переводят в положение М. При

этом снимается питание с провода 1 и КСП всего поезда останавливаются на

последней включенной позиции.

В зависимости от величины напряжения между поводами 48 и 64 блок

БРУ формирует уставку относительно которой происходит переключение КСП.

При отсутствии напряжения между проводами 48 и 64 БРУ формирует макси-

мальную уставку.

Контроль затоком в силовой цепи осуществляется при помощи датчиков

тока якорей ДТ1 и ДТ2(магнитных усилителей). При наличии тока в первич-

ной (силовой) цепи датчика реактивное сопротивление его вторичной изменя-

ется. Сигнал поступает в блок БРУ или БРТ. Сигнал от ДТ1 поступает по цепи

87А-согласующий

трансформатор

Т7-87Б-БРУ

вход I1(a6)

и 87Д-реле тока

РТ1-87Е-БРУ вход I1(a4). Сигнал от ДТ2 поступает по цепи 87Ж-Т7-87И-БРУ

вход I2 (b1 ) и 87Н-РТ2-87М-р.к.РПД-87К-БРУ

вход I2 (a3). Контакты реле

переключения датчиков РПД переключают датчики тока ДТ1 и ДТ2 к блокам

БРУ и БРТ в зависимости от режима тяги или торможения.

При достижении необходимой скорости силовую схему разбирают пере-

водом рукоятки КМ в положение 0, при этом провода 3 и 11 теряют питание.

На моторных вагонах отключаются контакторы ЛК1….ЛК4, отключая

цепи ТЭД от ВУ и ГТ. Ток в силовой цепи пропадает. Повторители линейных

контакторов ПЛК1 и ПЛК2 также отключаются и р.к. подают питание на блок

БРУ, выводя КСП на 1 позицию. При этом БРУ получает питание по цепи 15-

Пр5-15ГА-РУМ-ГК2 (замкнутый со 2 по 20 позиции КСП)-15ГР-р.к. ПЛК1-

15ГС-р.к.ПЛК2-1НБ-диоды развязки VD44-VD45-1Н.

БРУ

хронометрически

переключает

питание

вентилей

КСП,

который

переходит с позиции на позицию без тока в силовых цепях. На 1 позиции КСП

ГК2 размыкается, и питание с БРУ снимается. КСП останавливается на 1 пози-

ции, подготавливая схему к следующему сбору.

При возникновении каких - либо неисправностей, вызывающих разбор

или несбор силовой схемы, при отсутствии тока в цепи якорей ТЭД на пуль ма-

шиниста поступает сигнал посредством сигнальной лампы ЛК по проводу 31,

кроме того на вагоне, где возник отказ, включается блинкер при нажатии кноп-

ки блинкеры на пульте машиниста. Нормальной работой сигнальной лампы ЛК

считается кратковременное загорание при сборе силовой схемы ( при переводе

КМ в ходовое или тормозное положение ). При отказе контакторов ЛК1-ЛК4

,ПЛК1 или ПЛК2 не включаются и своими р.к. подают питание на блинкер сиг-

нализации

тяги

или

тормоза

по

цепи 11А-РЗТ-31Б-р.к. ПЛК1-31Л или р.к.

ПЛК2-31Г-В12 или В13-31А-блок блинкеров БСМЭ-6В-VD10-6-КН8(блинке-

ры)-30.

Сигнальная

лампа

ЛК

получает

питание

по

цепи 11А-РЗТ-31Б-р.к.

ПЛК1-31Л или р.к. ПЛК2-31Г-В12 или В13-Д21-Д22-31-VD14-30.

Если же силовая схема собралась, а тока в одной из групп ТЭД нет, то при

переключении КСП на 2 позицию произойдет включение сигнализации, по-

скольку реле контроля тока РКТ1 или РКТ2 будет не включено. При этом цепь

питания

сигнализации

будет

следующей 11А-р.к.

РЗТ-31Б-ГК5(2…18)-р.к.

РКТ1-31Г-В13 или 31В-р.к. РКТ1-В12-31А-БСМЭ- 6В-VD10-6-КН8-30 и Д21-

Д22-31-VD14-30.

При повторном наборе для разгона поезда до более высокой скорости сиг-

нальная лампа ЛК будет сигнализировать до тех пор пока ток в каждой группе

ТЭД не возрастет до величины необходимой для включения РКТ для данной

скорости.

4.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

МАТЕРИАЛА

Мы

с

вами

рассмотрели

работу

электрической

схемы

электропоезда

ЭД9М в режиме тяги. Кто из группы может объяснить работу схемы (вызыва-

ются желающие). Группа участвует в обсуждении и дополнении.

5.

ПОЛУЧЕНИЕ ЗАДАНИЯ НА ДОМ

К следующему уроку вам необходимо:

Выучить пройденный материал; У кого возникли какие-нибудь вопросы

по данному уроку? Консультация по данному предмету у меня каждый

вторник на пятой паре.

Спасибо за внимание. До свидания.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Технический диктант состоит из 10 вопросов 2 варианта. Учащимся раз-

даются карточки для заполнения правильных ответов

№ группы Ф.И.О

1

2

3

4

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

по горизонтали номер ответа

по вертикали номер вопроса.

Вопросы к техническому диктанту:

1 вариант

2 вариант

1 положение ручки крана машиниста

-поездное

-зарядка и отпуск

-перекрыша без питания

3 положение ручки крана машиниста

-зарядка и отпуск

- перекрыша с питанием

- перекрыша без питания

Выпуск в 5 положении ручки крана маши-

ниста производится через отверстие в зо-

лотнике диаметром

- 1,6 мм

- 2,3 мм

- 0,75 мм

Диаметр калиброванного отверстия для за-

рядки уравнительного резервуара

- 2,3 мм

- 0,75 мм

- 1,6 мм

Назначение редуктора:

- для питания надпоршневого пространства

- для ликвидации сверзарядного давления

- для поддержания постоянного зарядного

давления

Назначение стабилизатора:

- для питания надпоршневого пространства

- для ликвидации сверзарядного давления

- для поддержания постоянного зарядного

давления

Диаметр

отверстия

стабилизатора

для

стравливания воздуха:

- 1,6 мм

- 4,5 мм

- 0,45 мм

Падение давление над диафрагмой редукто-

ра для открытия питательного клапана:

- 1,0 атм.

- 10,0 атм

- 0,1 атм

Положение перекрыши без питания приме-

няется при:

Положение перекрыша с питанием приме-

няется при:

- определении утечек в ТМ поезде

- пробе тормозов на эффективность

- определении утечек из УР

- определении утечек в ТМ поезде

- поддержания постоянного давления в ТМ

после служебного торможения

- определении утечек из УР

Плотность ТМ при нормальных условиях:

- равна плотности УР

- меньше плотности УР

- больше плотности УР

Объем УР при нормальных условиях всегда:

- больше объема ТМ

- меньше объема ТМ

- равен объема ТМ

При третьем положении ручки крана маши-

ниста подпитка ТМ происходит из:

- атмосферы

- главных резервуаров

- УР

При четвертом положении ручки крана ма-

шиниста подпитка ТМ происходит из:

- атмосферы

- главных резервуаров

- УР

Регулировка

стабилизатора

производится

так чтобы во втором положении ручки кра-

на машиниста:

-

происходило

постоянное

стравливание

воздуха из УР

-стравливание воздуха происходило из ТМ

- стравливание воздуха не происходили

Регулировка

редуктора

производится

так,

что бы во втором положении ручки крана

машиниста:

-

происходило

постоянное

стравливание

воздуха из УР

- поддерживалось постоянное зарядное дав-

ление в УР

- поддерживалось постоянное зарядное дав-

ление в ТМ

Золотник притирается к:

- клапану

- к мембране

- к зеркалу

Уравнительный поршень находится в:

- верхней части

- в средней части

- в нижней части

При торможении локомотива КВТ:

- воздух подается в ТЦ с ЗР

- воздух подается в ТЦ с ПМ

- воздух подается в ТЦ с Атм.

При торможении локомотива КМ:

- воздух подается в ТЦ с ЗР

- воздух подается в ТЦ с ПМ

- воздух подается в ТЦ с Атм.

Эталоны ответов

1 вариант

2 вариант

2

3

2

3

3

2

3

3

1

2

2

2

3

2

1

2

3

3

2

1



В раздел образования