Автор: Чекан Сергей Григорьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
Населённый пункт: Южно-Сахалинск
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "ИСИ. Глава IV. СИГНАЛЫ ОГРАЖДЕНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ"
Раздел: среднее профессиональное
Дальневосточный учебный центр профессиональных квалификаций
структурное подразделение Дальневосточной железной дороги
филиала ОАО «РЖД»
КОНСПЕКТ К УРОКУ
по предмету «
ПТЭ, инструкции и безопасность движения
»
тема: «ИСИ. Глава IV. СИГНАЛЫ ОГРАЖДЕНИЯ
НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Часть 1
Автор: преподаватель Чекан Сергей Григорьевич
г. Южно-Сахалинск
2017 г.
1
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Сигналы, сигнальные и путевые знаки
устройства путевого заграждения …………………………………... 3
2. Порядок установки сигналов, сигнальных знаков ………… ……..10
3. ИСИ. Глава IV. Сигналы ограждения на ж/д. транспорте…………11
3.1. Постоянные сигналы ограждения и предъявляемые
ими требования. Схема ограждения опасных мест
на однопутном перегоне постоянными сигналами
уменьшения скорости.
Скорость движения поездов по этому участку……………………11
3.2. Переносные сигналы ограждения, предъявляемые
ими требования ……………………………………………………13
3.3. Расстояние «А» и «Б» (в том числе применительно
к условиям Сахалинского региона ДВж.д.)………………………..15
4. Порядок ограждения сигналами остановки
мест производства работ на однопутном перегоне
(при фронте работ: 200 м и менее и более 200 м)…………………..17
5. Порядок ограждения сигналами остановками
места производства работ вблизи станции
на однопутном перегоне (на расстоянии: менее «Б+250м»
и менее 60м от границы станции)………………………………….19
6. Порядок ограждения внезапно возникших
препятствий на перегоне …………………………………………….21
2
1.
Сигналы, сигнальные и путевые знаки,
устройства путевого заграждения
(инструкция по текущему содержанию ж.д. пути, (распоряжение ОАО «РЖД»
№ 2288р от 14.11.16г.) глава 3 пункт 3.8)
Сигналы, сигнальные, путевые и особые путевые знаки должны быть
утвержденного ОАО "РЖД" типа.
Сигналы делятся на:
постоянные - постоянные диски уменьшения скорости;
+
обратная сторона сигнала,
переносные:
1. остановки (прямоугольный щит красного цвета на шесте или красный флаг
на шесте днем и красный огонь фонаря - ночью),
+
+
2. уменьшения скорости (квадратный щит желтого цвета днем и ночью);
3
+
обратная сторона сигнала,
3. сигнал для съемных дрезин.
Сигнальные знаки делятся на
Переносные сигнальные знаки:
«С» - о подаче локомотивом звукового сигнала
4
Постоянные сигнальные знаки:
"Предельный столбик" - указывает место, дальше которого на пути в
направлении стрелочного перевода нельзя устанавливать подвижной состав;
"Граница станции" "Граница подъездного Начало Конец
пути"; опасного места
+
+
+
Постоянные предупредительные сигнальные знаки:
"С" - о подаче локомотивом звукового сигнала "Остановка локомотива";
при подходе к мостам, тоннелям, переездам;
5
Временные сигнальные знаки:
"Поднять нож, "Опустить нож, "Подготовиться к поднятию
закрыть крылья"; опустить крылья"; ножа и закрытию крыльев".
+
+
Предупреждающие сигнальные знаки (у переездов):
"Однопутная железная дорога"; "Многопутная железная дорога".
Путевые знаки и особые путевые знаки делятся на:
Путевые знаки:
километровые столбы; пикетные столбики; уклоноуказатели
+
+
+
6
Особые путевые знаки:
граница полосы отвода; наивысшего горизонта вод и максимальной
высоты волны;
скрытых сооружений земляного полотна;
реперы начала и конца круговых кривых, начала, середины и конца переходных
кривых;
7
знак оси пассажирского здания «ОПЗ»;
прикрепляются со стороны главного пути на стене пассажирского здания по его
вертикальной оси на высоте 0,5м над уровнем верха окон первого этажа.
знаки на линейных путевых зданиях – указывают километр, на котором находится
здание и наличие телефона в этом здании.
Устанавливаются на линейном путевом
здании со стороны главного пути.
указатель номера стрелки – устанавливаются согласно Приложения № 6 п.11ПТЭ.
1. Как делятся сигналы, сигнальные и путевые знаки
Сигналы делятся на:
постоянные - постоянные диски уменьшения скорости;
переносные:
остановки
(прямоугольный
щит
красного
цвета
на
шесте или красный флаг на шесте днем и красный огонь фонаря –
ночью),
уменьшения
скорости
(квадратный
щит
желтого
цвета
днем
и
ночью);
8
сигнал для съемных дрезин.
Сигнальные знаки делятся на:
1.
Переносные
сигнальные
знаки: «Начало опасного места» и «Конец
опасного места»;«С» - о подаче локомотивом звукового сигнала.
2.
Постоянные
сигнальные
знаки: «Предельный столбик» - указывает
место, дальше которого на пути в направлении стрелочного перевода нельзя
устанавливать
подвижной
состав;«Граница
станции»;
«Граница
подъездного
пути»; «НОМ» и «КОМ».
3. Постоянные предупредительные сигнальные знаки: «С» - о подаче
локомотивом
звукового
сигнала
при
подходе
к
мостам,
тоннелям,
переездам;
«Остановка локомотива»;
4.
Временные
сигнальные
знаки: «Поднять
нож,
закрыть
крылья»;
«Опустить нож, опустить крылья»; «Подготовиться к поднятию ножа и закрытию
крыльев».
5. Предупреждающие сигнальные знаки (у переездов):
Однопутная железная дорога; Многопутная железная дорога.
Путевые знаки и особые путевые знаки делятся на:
П у т е в ы е
з н а к и : километровые
столбы;
пикетные
столбики;
уклоноуказатели.
Особые
путевые
знаки: граница
ж.
д.
полосы
отвода;наивысшего
горизонта
вод
и
максимальной
высоты
волны;скрытых
сооружений
земляного полотна;
знак оси пассажирского здания; знаки на линейных путевых зданиях;
указатель номера стрелки.
К сведению. К устройствам путевого заграждения относятся:
путевые упоры;
поворотные брусья; сбрасывающие башмаки; сбрасывающие
остряки;
сбрасывающие
стрелки
и
другие,
утвержденные
ОАО
"РЖД",
конструкции.
9
2. Порядок установки сигналов, сигнальных знаков
Сигналы
и
сигнальные
знаки
устанавливаются
с
правой
стороны
по
направлению движения, а путевые - с правой стороны по счету километров на
расстоянии не менее 3100 мм от оси пути. В выемках (кроме скальных) и на
выходах из них путевые и сигнальные знаки устанавливаются за пределами
кюветов и лотков с полевой стороны. В сильно заносимых выемках и на выходах
из них (в пределах 100 м) указанные знаки устанавливаются на расстоянии не
менее 5700 мм от оси крайнего пути.
Переносные сигналы уменьшения скорости и сигнальные знаки "НОМ"
и "КОМ" на многопутных перегонах и в пределах станции при недостаточной
ширине междупутья (менее 5,45 м) могут устанавливаться на шестах высотой 1,2
м
(карликовый
переносной
сигнал
или
сигнальный
знак);
при
достаточной
ширине междупутья (5,45 м и более) - на шестах нормальной высоты.
Постоянные сигнальные знаки "Начало опасного места" и "Конец опасного
места"
устанавливаются
в
местах
действия
постоянных
и
длительных
предупреждений, объявленных приказом начальника дирекции инфраструктуры.
10
3. ИСИ. Глава IV. Сигналы ограждения на ж/д транспорте
(п.33-49)
3.1. Постоянные сигналы ограждения и предъявляемые
ими требования. Схема ограждения опасных мест
на однопутном перегоне постоянными сигналами
уменьшения скорости. Какая скорость движения поездов по этому
участку /п. 33/.
К постоянным сигналам ограждения относят:
постоянные сигналы уменьшения скорости - диски с одной стороны желтого
цвета с другой зеленого.
+
Они применяются для ограждения опасного места, где ограничение
скорости установлено владельцем инфраструктуры (приказом начальника дороги
«Н») и размещаются на специальных столбах (высота 2100 мм, бело-черная
окраска).
Требования, предъявляемые постоянным сигналом ограждения.
Желтой стороной диска подается сигнал: разрешается движение с
уменьшением скорости и готовностью проследовать опасное место,
огражденное сигнальными знаками: «Начало опасного места»
(НОМ) и «Конец опасного места» (КОМ), со скоростью
установленной «Н».
Диском зеленого цвета – поезд проследовал опасное место.
11
Постоянные сигнальные знаки Переносной сигнальный знак
«начало/конец опасного места»
Постоянные сигналы уменьшения скорости (желтые диски)
устанавливается на расстоянии «А» от сигнальных знаков «НОМ» и «КОМ»
и 3100 мм от оси пути.
На однопутных перегонах машинист видит:
сигнал «желтый диск» и сигнальный знак «НОМ» с правой стороны,
а сигнальный знак «КОМ» и сигнал «зеленый диск» с левой стороны по ходу
(направлению) движения поезда.
Скорость движения поездов на этом участке устанавливается «Н».
12
3.2. Переносные сигналы ограждения, предъявляемые ими
требования (пункты 34 и 35)
К переносным сигналам ограждения относятся:
1. щиты прямоугольной формы красного цвета с обеих сторон или с одной
стороны красного цвета, а с другой – белого.
2. квадратные щиты желтого цвета (обратная сторона зеленого) цвета.
3. фонари на шестах с красным огнем и красные флаги на шестах.
13
Требования, предъявляемые переносными сигналами ограждения.
1) прямоугольный щит красного цвета (или красный флаг на шесте) днем
и
красный
огонь
фонаря
на
шесте
ночью
– стой!
Запрещается
проезжать
сигнал;
Устанавливается на расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка пути с
обеих сторон внутри колеи (ближе к правому рельсу по ходу движения или на
месте внезапно возникшего препятствия на перегонах и на оси пути на станциях,
на шестах 2 м).
2)квадратный щит желтого цвета днем и ночью при расположении
опасного места:
а)на перегоне – разрешается движение с уменьшением скорости, впереди опасное
место, требующее остановки или проследования с уменьшенной скоростью.
б)на главном пути станции – разрешается движение с уменьшением скорости,
впереди опасное место, требующее проследования с уменьшенной скоростью.
в) на остальных станционных путях – разрешается проследование сигнала со
скоростью, указанной в предупреждении, а при отсутствии его – на путях общего
пользования со скоростью не более 25 км/ч.
Квадратный щит желтого цвета устанавливается напротив остряков
стрелочных переводов ограждающих путь.
Обратная сторона квадратного щита (зеленого цвета) днем и ночью
на перегоне и главном пути станции машинист поезда имеет право повысить
скорость до установленной. После проследования опасного места всем составом.
14
3.3. Что такое расстояние «А» и «Б», что они устанавливают,
от чего зависят и как определяются, в том числе применительно
к условиям Сахалинского региона ДВжд (
п. 33, приказ №ДВОСТ- 158)
Расстояние «А» и «Б» зависят от максимально допускаемой скорости движения
поездов и руководящего спуска на перегоне.
К сведению. Руководящим называется наибольший по крутизне спуск (с
учетом сопротивления от кривых) протяженностью не менее тормозного пути.
Тормозной
путь
в
зависимости
от
руководящего
спуска
и
максимально
допустимой скорости движения принимается равным 1000, 1200, 1300, 1500, 1600
и 1700 м.
К сведению: расстояния «А» и «Б» при руководящем спуске менее 0.006, а
также от 0. 006 и круче, но не более 0. 010 определяются по табл.1 в ИСИ, а при
руководящих спусках более 0.010 устанавливаются приказом «Н».
Сахалинский регион: для «А» 800 - 1200 м; для «Б»1000- 1800 м.
Расстояние «А» это расстояние от сигнальных знаков «НОМ» и «КОМ» до
сигналов уменьшения скорости (постоянных или переносных).
Расстояние «А» должно обеспечить возможность снижения скорости поезда( от
установленной до указанной в приказе «Н» или предупреждении).
Расстояние «Б» это расстояние от переносных красных сигналов и от места
внезапно возникшего препятствия (огражденного щитом, флагом, фонарем на
шесте)
до
первой
петарды (ближней к месту производства работ или места
внезапно возникшего препятствия).
Расстояние «Б» должно обеспечить остановку поезда до красного сигнала.
15
П Е Р Е Ч Е Н Ь
участков железнодорожного пути с указанием минимальных расстояний
установки сигналов уменьшения скорости движения поездов и петард
в зависимости от уклона и допускаемой скорости движения поездов.
Приложение № 10 к приказу ДВ ж.д. от 30 августа 2016 г. № ДВОСТ-158
Участки, перегоны
Путь
однопут
ный
При ограждении места
работы и участков пути
сигналами уменьшения
скорости
При ограждении места
работы, места
препятствия
сигналами остановки
Расстояние от
сигнальных знаков
“Начало опасного
места” и “Конец
опасного места” до
сигналов уменьшения
скорости
(расстояние А)
Расстояние от
переносных красных
сигналов и от
внезапно возникшего
препятствия до первой
петарды
(расстояние Б)
Корсаков – Ноглики
Корсаков – Ново-Александровка
1000
1200
Ново-Александровка – Поронайск
1200
1500
Поронайск – Ноглики
1000
1200
Шахта – Холмск
800
1000
Холмск – Ильинск – Арсентьевка
1200
1800
Примыкания
Холмск-Николайчук
1000
1200
Ю-Сахалинск – Новодеревенская
1000
1200
Сокол – Быков
1200
1500
Вахрушев – Вахрушев-Угольный
1000
1200
4. Порядок ограждения сигналами остановки
мест производства работ на однопутном перегоне,
16
(при фронте работ: 200 м и менее и более 200 м) (пункт 36)
- при фронте работ 200 м и менее.
1.
Сигналистами,
первыми
устанавливаются
переносные
сигналы
уменьшения скорости (желтые сигналы)с обеих сторон от места работ с правой
стороны пути по направлению движения на расстоянии не ближе 3100 мм от оси
крайнего пути на шестах высотой 3 м.
2. Установив желтые сигналы, сигналисты подходят к месту укладки петард
и ожидают распоряжения руководителя работ об укладке петард.
3. На расстоянии 50 м от границ ограждаемого участка с обеих сторон
внутри колеи у правого рельса по ходу движения поезда на шестах длиной 2 м
выделенным
монтерам
пути
по
распоряжению
руководителя
работ
устанавливаются переносные красные сигналы.
4. После установки переносных красных сигналов руководитель работ даёт
распоряжение сигналистам об укладке петард.
Петарды укладываются в направлении от желтого сигнала к месту работ.
Первой укладывается петарда, ближайшая к переносному желтому сигналу на
правом рельсе (если встать лицом к месту работ), второй – петарда через 20м на
левом рельсе и третьей – еще через 20м на правом рельсе;
После укладки последней петарды сигналист отходит на 20 м в сторону
места работ и стоит с ручным красным сигналом (днем с развернутым красным
флагом; ночью — с ручным фонарем с красным огнем, обращённого в сторону
ожидаемого
поезда)
на
обочине
полотна,
охраняя
уложенные
петарды
и
установленный переносной желтый сигнал.
Переносные красные сигналы находятся под наблюдением руководителя работ.
+
Петарды эксплуатируются при температуре ±50 °C и относительной влажности
воздуха до 98%. Уровень звука взрыва петарды — не менее 100 децибел, наружный
диаметр — 65 миллиметров, масса — не более 80 грамм
17
Соответствующие расстояния указаны на схеме.
- при фронте работ более 200 м.
Установка и охрана переносных красных сигналов производится
выделенными сигналистами одновременно с укладкой петард сигналистами,
выделенными для установки и охраны переносных желтых сигналов по
распоряжению руководителя работ.
Переносные красные сигналы находятся под наблюдением сигналистов.
…………………………………………………………………………………………………………………………………………….
К сведению: требование распоряжения № 2790р и №2540р глава 4 пункт
4.3 (последний абзац):
На перегонах, где расстояние от переносных красных сигналов до первой,
ближайшей к месту работ петарды установлено более 1200 м, а также при
плохой видимости, в случае отсутствия радиосвязи или телефонной связи,
кроме
сигналистов,
охраняющих
петарды,
должны
выставляться
дополнительные сигналисты, в обязанности которых входит повторение
сигналов руководителя работ и основных сигналистов.
……………………………………………………………………
5. Порядок ограждения сигналами остановками
18
места производства работ вблизи станции на однопутном перегоне,
(на расстоянии: менее «Б+250м» и менее 60м от границы станции)
(пункт 36)
1. Схема
ограждения мест производства работ сигналами остановки на
однопутном перегоне вблизи станции, на расстоянии менее «Б+250» от границы
станции.
Менее «Б + 250»
Если место препятствия или производства работ на перегоне находится
вблизи станции. (Расстояние менееБ+250 м до входного сигнала) и оградить это
место установленным порядком невозможно.
Со стороны перегона оно ограждается установленным порядком,
а со
стороны станции переносной красный сигнал устанавливается на оси пути против
входного сигнала с укладкой трех петард, охраняемые сигналистом.
2. Схема ограждения мест производства работ сигналами остановки на
однопутном перегоне вблизи станции, на расстоянии менее 60 м от границы
станции.
Если
место
препятствия
или
производства
работ
расположено
на
19
расстоянии менее 60 м от входного сигнала, то петарды со стороны станции не
укладываются.
Менее 60 м
Когда место работы находится вблизи станции, то в Журнал осмотра
путей, … ДУ-46 руководителем работ делается запись о приеме поездов с
остановкой на станции и о порядке их отправления.
К сведению. Распоряжение № 2790р глава 4 п. 4.4:
Если по месту путевых работ(вблизи станции) после их завершения и
снятия сигналов остановки поезда должны пропускаться с уменьшением
скорости, то со стороны перегона оно ограждается установленным
порядком, а со стороны станции против остряков выходной стрелки и
против входного сигнала устанавливаются переносные желтые сигналы на
расстоянии 50 м от места работ – сигнальные знаки «НОМ» и «КОМ».
6. Порядок ограждения внезапно возникших препятствий
на перегоне (пункт 37, распоряжение № 2540р глава 7)
20
При обнаружении на перегоне внезапно возникшего препятствия для
движения поездов (лопнувший рельс, размыв пути, обвал, снежный занос и т.д.)
и
при
отсутствии
на
месте
необходимых
переносных
сигналов должны
немедленно
на
месте
препятствия
установить
сигнал
остановки
(днем
-
красный флаг, ночью – фонарь с красным огнем).
Затем
сигналом
общей
тревоги
(один
длинный
и
три
коротких
звука
духового
рожка),
подаваемым
непрерывно,
вызывать
на
помощь
другого
работника
железной
дороги
или
же
проходящих
людей
и
в
зависимости
от
обстоятельств поступать следующим образом.
Когда имеется твердая уверенность, с какой стороны должен быть
первый поезд:
Необходимо идти навстречу поезду и, пройдя от места препятствия
расстояние«Б»,установленное
начальником
дороги
для
данного
перегона, уложить петарды, после чего уложить петарды с другой
стороны препятствия на расстоянии«Б»от него и вернуться к месту
препятствия.
Если подход поезда неизвестен:
Уложить в первую очередь петарды на расстоянии « Б» со стороны:
спуска к месту препятствия, а на площадке – со стороны худшей
видимости (кривая, выемка и др.). Затем уложить петарды с другой
стороны препятствия на расстоянии «Б» от него и вернуться к месту
препятствия; при одинаковых условиях на подходах оставаться на
месте препятствия.
Если работник не имеет при себе: переносных или ручных сигналов, петард
необходимо использовать подручные средства:
- при приближении поезда подается сигнал - движением по кругу: руки,
какого-либо предмета, ночью фонаря с огнем любого цвета;
-
установка
на
опасном
месте
шеста
с
красным
сигналом
или
другим
контрастным предметом;
-
использование
мобильной
связи
или
остановка
проходящего
автотранспорта для передачи информации: работникам ж. д. , МЧС, полиции и
др.
- при близко расположенном ж. д. переезде с дежурным по переезду -
передача информации об опасном месте через дежурного по переезду.
- вскрытие стойки с перегонной связью,
- разведение костра или установка факела на обочине пути,
21
- закорачевание рельсовой цепи главного пути и участком приближения при
нахождении станции на автодействии.
22