Автор: Гомзякова Нина Михайловна
Должность: преподаватель обще профессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ИО Бодайбинский горный техникум
Населённый пункт: город Бодайбо Иркутская область
Наименование материала: Доклад-презентация
Тема: "Самостоятельная работа студента"
Раздел: среднее профессиональное
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Бодайбинский горный техникум
Доклад
Тема: Самостоятельная работа студентов
Преподаватель
общеобразовательных дисциплин
Гомзякова Н. М.
Март 2018 года
г. Бодайбо
•
Важной задачей современного профессионального
обучения является формирование
профессиональной компетентности будущих
специалистов.
•
Квалификационные характеристики по всем
специальностям как действующих, так и новых
образовательных стандартов третьего поколения
содержат такие требования, как умение
осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач и личностного
развития. Такие требования к подготовке студентов
делают их конкурентоспособными на современном
рынке труда.
•
Важной задачей современного профессионального
обучения является формирование
профессиональной компетентности будущих
специалистов.
•
Квалификационные характеристики по всем
специальностям как действующих, так и новых
образовательных стандартов третьего поколения
содержат такие требования, как умение
осуществлять поиск, анализ и оценку
информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач и личностного
развития. Такие требования к подготовке студентов
делают их конкурентоспособными на современном
рынке труда.
•
Учебный процесс должен вызвать у студента
удовлетворённость, радость познания, чувство
удивления тому, что он сам может сделать
многое. Этому способствует такой элемент
учебной деятельности, как
самостоятельная
работа студента.
•
Для того, чтобы правильно организовать
самостоятельную работу студента, необходимо
выработать навыки и умения:
Планирование самообразования:
составление индивидуального плана
самостоятельной деятельности,
самоконтроля за своей деятельностью.
Планирование самообразования:
составление индивидуального плана
самостоятельной деятельности,
самоконтроля за своей деятельностью.
Библиографической работы:
систематическое пользование
пособиями и каталогами.
Работа с книгой: ознакомление с
книгой в целом - с её автором, годом
издания, введением, содержанием,
заключением, иллюстрациями и
аннотациями. ведение записей
прочитанного в виде конспектов,
правильное цитирование со ссылкой
на страницу работы , статью
Ориентирование в научной и
учебной информации:
самостоятельный анализ и оценка
новой информации, выбор источника
информации в зависимости от
изучения проблемы.
Рационального и правильного
слушания и записи:
записывание темы и плана лекций,
рекомендованной литературы,
правильное восприятие излагаемой
информации, краткое записывание
основного содержания, хранение и
использование в целях
самообразования.
Пользование ресурсами
интернета: поиск нужных
адресов в интернете,
обработка информации и т.д.
НАВЫКИ И УМЕНИЯ
•
Известно, что только тот, кто владеет
должными компетенциями, может
сформировать их у других. В связи с этим
перед педагогами стоит задача такой
организации самостоятельной работы
студента, которая обеспечит
формирование самостоятельности
в
образовательном процессе и
создаст
условия
для приобретения устойчивых
навыков за счёт повышения
эффективности аудиторных занятий в
различных формах.
•
Известно, что только тот, кто владеет
должными компетенциями, может
сформировать их у других. В связи с этим
перед педагогами стоит задача такой
организации самостоятельной работы
студента, которая обеспечит
формирование самостоятельности
в
образовательном процессе и
создаст
условия
для приобретения устойчивых
навыков за счёт повышения
эффективности аудиторных занятий в
различных формах.
•
Для того, чтобы определить индивидуальную
образовательную траекторию студента
осуществляется
мониторинг результатов и
определяется качество знаний
по определённой
системе, сформированной в ОУ. Проектирование
целей (результатов) образования каждого студента
необходимо для того, чтобы управлять
образовательной траекторией студента. Это
переориентирует самостоятельную работу
обучающихся с традиционной цели –
усвоение
знаний, приобретение навыков
– на
развитие
способности к самоуправлению собственной
учебно-познавательной деятельностью.
•
Для того, чтобы определить индивидуальную
образовательную траекторию студента
осуществляется
мониторинг результатов и
определяется качество знаний
по определённой
системе, сформированной в ОУ. Проектирование
целей (результатов) образования каждого студента
необходимо для того, чтобы управлять
образовательной траекторией студента. Это
переориентирует самостоятельную работу
обучающихся с традиционной цели –
усвоение
знаний, приобретение навыков
– на
развитие
способности к самоуправлению собственной
учебно-познавательной деятельностью.
•
Решая проблему учебно-методического
обеспечения самостоятельной работы
студентов (СРС) преподавателем
модифицируются имеющиеся в учебных
кабинетах УММ (учебно-методические
модули), при этом он исходит из
образовательно-профессиональных
требований к дисциплине, как составной
части
структуры УММ
:
•
Решая проблему учебно-методического
обеспечения самостоятельной работы
студентов (СРС) преподавателем
модифицируются имеющиеся в учебных
кабинетах УММ (учебно-методические
модули), при этом он исходит из
образовательно-профессиональных
требований к дисциплине, как составной
части
структуры УММ
:
1.
•
Введение в структуру УММ дополнительных
компонентов;
2.
•
Показ целей заданий для аудиторной и
внеаудиторной самостоятельной работы;
3.
•
Показ форм проведения практических
занятий, проведение контроля,
консультации по выполнению заданий.
При создании УММ по самостоятельной работе студента используется
следующий алгоритм:
Алгоритм
Алгоритм
Программный материал дисциплины
разбивается на разделы. К каждому
разделу готовится учебно-
методический материал по четырём
блокам:
Программный материал дисциплины
разбивается на разделы. К каждому
разделу готовится учебно-
методический материал по четырём
блокам:
Справочно-
консультативный блок
включает методические
рекомендации,
конкретные примеры,
опорные конспекты.
Практико-
ориентировочный блок
включает практические
задания, при которых
углубляется
самостоятельная работа
студента над
материалами тем
раздела.
Информационнно-
поисковый блок
состоит из
теоретического
материала по
определённой теме.
Контрольно-оценочный
блок
представляет собой
задание по вариантам,
обязательные, на выбор,
для самопроверки.
•
Контрольно-оценочный блок
Дать
определения
терминам
Сформули
ровать
вопросы.
Составить
опорный
конспект по
определённой
теме
•
Опыт работы показал, что преподавателю самому
важно определиться с объёмами, видами и сроками
СРС. Для этого в УММ составляются графики, которые
доводятся до студентов (например, даётся срок
выполнения графических или практических работ, в
зависимости от сложности 1 – 2 недели).
•
УММ включают в себя лекцию, наглядный материал,
контрольно-измерительные инструменты.
•
В рамках организационного обеспечения
преподаватели выделяют уровень готовности
студентов к выполнению самостоятельной работы, т.
е. используют бумажные и электронные версии
УММ и применяют их на занятиях.
•
Опыт работы показал, что преподавателю самому
важно определиться с объёмами, видами и сроками
СРС. Для этого в УММ составляются графики, которые
доводятся до студентов (например, даётся срок
выполнения графических или практических работ, в
зависимости от сложности 1 – 2 недели).
•
УММ включают в себя лекцию, наглядный материал,
контрольно-измерительные инструменты.
•
В рамках организационного обеспечения
преподаватели выделяют уровень готовности
студентов к выполнению самостоятельной работы, т.
е. используют бумажные и электронные версии
УММ и применяют их на занятиях.
Оценка СРС
осуществляется на основе
следующих критериев:
1. Уровень освоения
студентом учебного
материала.
2 .
У м е н и е
использовать
теоретические знания
п р и
в ы п о л н е н и и
практических заданий
3.
Сформированность
общеучебных умений
4.
Обоснованность
и
ч ё т к о с т ь
изложения ответа
5.
Оформление
м а т е р и а л а
в
соответствии
с
требованиями
6 .
У р о в е н ь
самостоятельности
п р и
в ы п о л н е н и и
самостоятельной
работы
•
Однако следует отметить, что данные критерии не
унифицированы. В зависимости от типа учебных
занятий и вида самостоятельного задания,
критерии оценки его результативности
различаются.
•
Значительная роль отводится учебным
материалам. Обычно преподавателями
используются
учебные материалы на печатной
основе
(учебники, практикумы, сборники и т. д.) и
дополнительные
(аудиозаписи, видеофильмы,
телепередачи и т. п.), раскрывающие в доступной
форме, предусмотренное учебной программой
содержание учебной дисциплины.
•
Однако следует отметить, что данные критерии не
унифицированы. В зависимости от типа учебных
занятий и вида самостоятельного задания,
критерии оценки его результативности
различаются.
•
Значительная роль отводится учебным
материалам. Обычно преподавателями
используются
учебные материалы на печатной
основе
(учебники, практикумы, сборники и т. д.) и
дополнительные
(аудиозаписи, видеофильмы,
телепередачи и т. п.), раскрывающие в доступной
форме, предусмотренное учебной программой
содержание учебной дисциплины.
•
Особое значение при обеспечении самостоятельной работы
студента придаётся электронным учебникам, энциклопедиям и
справочникам, записанным на цифровые носители (СD),
мультимедийным презентациям, образовательным веб-сайтам, и
др.
•
С этой целью в библиотеках устанавливают компьютеры
общего пользования с выходом в Интернет, в базе которых
находится информационно-поисковая система «Ирбис».
•
Опыт показывает, что использование электронных
образовательных ресурсов позволяет в значительной степени
удовлетворять образовательные потребности обучающихся.
•
Для эффективности самостоятельной работы,
обучающиеся должны быть обеспечены, достаточным
количеством учебных материалов разного вида. Чем более
разнообразны учебные материалы, тем более успешна
самостоятельная работа студентов, т. к. каждый сможет выбрать
себе учебное пособие по силам и интересам.
В практике работы преподавателей используются различные
виды и типы самостоятельной работы:
•
Исследо-
вательская
•
Исследо-
вательская
•
Для формирования
умений: решение задач,
упражнений
•
Для формирования
умений: решение задач,
упражнений
•
Для закрепления
знаний:работа с
конспектом,
повторение,
ответы на
вопросы,
подготовка
рефератов,
докладов.
•
Для закрепления
знаний:работа с
конспектом,
повторение,
ответы на
вопросы,
подготовка
рефератов,
докладов.
•
Для овладения
знаниями: чтение
текста (учебник.
дополнительная
литература, Интернет)
•
Для овладения
знаниями: чтение
текста (учебник.
дополнительная
литература, Интернет)
Воспроизводя-
щая
(репродуктив-
ная):
Реконструк-
тивная:
Реконструк-
тивная:
Творческая
Эвристи-
ческая
(частично-
поисковая)
Шифр темы
программы
Виды самостоятельной работы (ТЭО)
Дисциплина: «Инженерная графика»
Кол-во
часов
Форма
аттестации
1.1
1.2
1.3
2.1
2.2
2.3
2.4
2.6
2.6
2.7
2.7
2.8
3.2
4.2
4.3
4.4
4.5
4.7
5.1
5.2
Титульный лист. Шрифты. Типы линий.
Чертёж детали с применением деления окружности на равные части.
Правила вычерчивания контуров технических деталей.
Решение задач на проецирование точки, прямой.
Решение задач на проецирование плоскости.
Решение задач на преобразование проекций.
Проецирование точек, принадлежащих геометрическим телам.
Комплексный чертёж многогранника, натуральная величина фигуры сечения,
развёртка, аксонометрия усечённого тела.
Комплексный чертёж тела вращения, натуральная величина фигуры сечения,
развёртка, аксонометрия усечённого тела.
Пересечение многогранников.
Пересечение тел вращения.
Построение третьей проекции модели, аксонометрия модели.
Технический рисунок модели.
Построить
третий
вид,
необходимые
разрезы,
аксонометрию
модели
с
вырезом передней четверти.
Чертежи стандартных резьбовых изделий.
Эскиз вала с резьбой.
Соединения болтом, шпилькой, винтом.
Сборочный чертёж.
Условные обозначения на электрических схемах
Электрическая схема
2
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
1
-
1
1
-
1
2
1
-
защита
защита
защита
проверка
проверка
проверка
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
защита
ИТОГО:
26
Задания для СРС должны быть чётко сформулированы в учебной программе и их
объёмы должны быть определены часами. например
Шифр темы
программы
Виды самостоятельной работы (МД)
Кол-во
учебных
часов
Форма аттест.
работы
1.2
1.3
1.4
1.5
1.6
1.10
1.11
1.13
1.14
2.2
2.3
2.5
2.6
3.4
3.5
3.6
3.7
3.8
3.9
3.12
Плоская система сходящихся сил
Пара сил и момент силы относительно точки.
Плоская система произвольно расположенных сил.
Пространственная
система
сил.
Центр тяжести.
Сложное движение точки.
Сложное движение твёрдого тела.
Движение
материальной
точки.
Метод кинетостатики. Трение. Работа и мощность.
Растяжение и сжатие.
Расчёты на срез и смятие.
Кручение.
Изгиб.
Зубчатые
передачи.
Передача
винт-гайка.
Червячная
передача.
Общие сведения о редукторах.
Ременные
передачи.
Цепные
передачи.
Опоры валов и осей
.
1
1
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
опрос
опрос
защита
опрос
опрос
опрос
защита
проверка
защита
защита
проверка
защита
защита
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
опрос
ИТОГО:
31
Виды самостоятельной работы
Дисциплина: “Техническая механика” ОПД – 02.
К организации СРС предъявляются следующие требования:
1.
Самостоятельную работу необходимо организовать во всех звеньях учебного
процесса, в том числе и в процессе учебного материала (использовать тесты, задания
по вариантам в группах или индивидуально).
2.
Студента
необходимо
ставить
в
активную
позицию,
делать
их
непосредственными участниками процесса познания (решить задачу на доске с
пояснениями, прочесть лекцию
–
конспект (5-10 минут)).
3.
Для активации умственной деятельности студентов надо давать им работу,
требующую посильного умственного напряжения.
4.
Организация
СРС
должна
способствовать
развитию
мотивации
учения.
Мотивация может быть как внутренняя
–
потребность в познании предмета, так и
внешняя
–
самоутверждение, достижение, престижность и т. д.
5. СРС должна носить целенаправленный характер.
6. Содержание СРС должно соответствовать уровню развития науки.
7. В ходе СРС необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной
деятельности студентов.
8. При организации СРС необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.
е. правильно организовать систему контроля.
Самостоятельная работа не может проходить эффективно без помощи извне, и не
обязательно это должна быть помощь преподавателя. Важно, чтобы преподаватель
построил структуру занятий таким образом, чтобы студенты с интересом отнеслись
к своей самостоятельной работе, например:
К организации СРС предъявляются следующие требования:
1.
Самостоятельную работу необходимо организовать во всех звеньях учебного
процесса, в том числе и в процессе учебного материала (использовать тесты, задания
по вариантам в группах или индивидуально).
2.
Студента
необходимо
ставить
в
активную
позицию,
делать
их
непосредственными участниками процесса познания (решить задачу на доске с
пояснениями, прочесть лекцию
–
конспект (5-10 минут)).
3.
Для активации умственной деятельности студентов надо давать им работу,
требующую посильного умственного напряжения.
4.
Организация
СРС
должна
способствовать
развитию
мотивации
учения.
Мотивация может быть как внутренняя
–
потребность в познании предмета, так и
внешняя
–
самоутверждение, достижение, престижность и т. д.
5. СРС должна носить целенаправленный характер.
6. Содержание СРС должно соответствовать уровню развития науки.
7. В ходе СРС необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной
деятельности студентов.
8. При организации СРС необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.
е. правильно организовать систему контроля.
Самостоятельная работа не может проходить эффективно без помощи извне, и не
обязательно это должна быть помощь преподавателя. Важно, чтобы преподаватель
построил структуру занятий таким образом, чтобы студенты с интересом отнеслись
к своей самостоятельной работе, например:
СРС
СРС
Побуждение студентов
к постановке вопросов
к одногруппникам по
пройденному
материалу
Побуждение студентов
к постановке вопросов
к одногруппникам по
пройденному
материалу
Разработка
слайд-конспекта
лекций с
последующей
презентацией
Разработка
слайд-конспекта
лекций с
последующей
презентацией
Делегирование ролей
студентам (консультант,
докладчик, оппонент,
эксперт и др.)
Делегирование ролей
студентам (консультант,
докладчик, оппонент,
эксперт и др.)
Разработка
тестовых
заданий
Разработка
тестовых
заданий
Таким образом, в процессе подготовки будущих специалистов главным является не усвоение
готовых знаний,
а развитие способностей студентов к познанию, дающему самостоятельно
добывать и творчески активно использовать информацию для преодоления затруднений и решения
проблем.
При
таком
подходе
педагог
становится
не
транслятором,
а
навигатором,
консультантом,
что
в
свою
очередь
способствует
формированию
самообразовательной
компетентности педагогов и их профессионализма.