Автор: Цыганова Галина Александровна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "ВПК"
Населённый пункт: город Воркута Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Определение профиля ассиметрии"
Раздел: среднее профессиональное
Практическое занятие
(2 часа)
Тема: «Определить профиль асимметрии»
Формируемые компетенции:
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы
(рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного
образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа
образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в
области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы,
самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
В результате освоения темы обучающийся должен
уметь:
применять
знания
анатомии,
физиологии
и
гигиены
при
изучении
профессиональных
модулей и в профессиональной деятельности;
оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и
развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;
обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения
младших школьников;
учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в
течение
различных
интервалов
времени
(учебный
год,
четверть,
месяц,
неделя,
день,
занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
знать:
основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;
физиологические
характеристики
основных
процессов
жизнедеятельности
организма
человека;
возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;
влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и
психическую работоспособность. Поведение.
основы гигиены детей и подростков;
ИТОГ: ОЦЕНКА
Вопросы для повторения:
1.Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.
2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.
Задание 1. Провести эксперимент и определить ведущую руку.
1) Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху
оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).
2) Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та
рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху,
тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая -
0).
3) Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые
движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы
фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).
4) Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от
друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо
больше,
чем
линий,
проведенных
неведущей
рукой
(правосторонняя
асимметрия
-
2
балла,
левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).
Задание 2. Определить ведущую ногу.
1) Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая
нога (правая - 1 балл; левая - 0).
2) Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой.
Функционально
преобладающая
нога
производит
более
точные
движения
(правосторонняя
асимметрия - 2 балла; левосторонняя - 0 баллов, асимметрии нет – 1 балл).
3) Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов,
сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги.
Шаги
ведущей
ноги
длиннее,
чем
неведущей
(правосторонняя
асимметрия
-
2
балла;
л е в о с т о р о н н я я
- 0
асимметрии нет - 1).
Задание 3. Определить ведущий глаз.
1) Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.
2) Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к
ведущему глазу.
3) В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см,
экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие,
фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет
смещается.
Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном -
правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.
Задание 4. Определить ведущее ухо
1)
Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве
остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, которым легче и
быстрее осознается услышанное.
2) Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При
этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слышит тиканье
разными ушами.
Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий -
правое ухо, а в другом - левое - 2 балла.
Форма отчетности
Все полученные баллы по результатам четырёх заданий суммируются. Используя данные
таблицы
сделать
вывод
о
профиле
асимметрии
коры
головного
мозга.
Подсчитать
процент
леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.
Таблица
Асимметрия мозга
Количество баллов
Проявление асимметрии у человека
16
«чистый правша»
0
«чистый левша»
Меньше 16, но больше 0
если 1 задание 5 баллов
если 1 задание 0 баллов
если 1-4 балла
Амбидекстры
либо
со
смешанным
профилем
асимметрии
Праворукий профиль асимметрии
Леворукий профиль асимметрии
Амбидекстр
Самостоятельная внеаудиторная работа:
1. Гигиена зрения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского
организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.
2.
Федюкович,
Н.И.
Анатомия
и
физиология
человека
[Текст]:
учеб.пособ.
/Н.И.
Федюкович.– М., 2003.
3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. [Текст]:
учеб.пособ. – М., 1999.
4. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]:
Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.