Напоминание

"Определение профиля ассиметрии"


Автор: Цыганова Галина Александровна
Должность: преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "ВПК"
Населённый пункт: город Воркута Республика Коми
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Определение профиля ассиметрии"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Практическое занятие

(2 часа)

Тема: «Определить профиль асимметрии»

Формируемые компетенции:

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы

(рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного

образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа

образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в

области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы,

самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

В результате освоения темы обучающийся должен

уметь:

применять

знания

анатомии,

физиологии

и

гигиены

при

изучении

профессиональных

модулей и в профессиональной деятельности;

оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и

развитие организма человека в детском и подростковом возрасте;

обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете при организации обучения

младших школьников;

учитывать особенности физической работоспособности и закономерности ее изменения в

течение

различных

интервалов

времени

(учебный

год,

четверть,

месяц,

неделя,

день,

занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.

знать:

основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены;

физиологические

характеристики

основных

процессов

жизнедеятельности

организма

человека;

возрастные анатомо-физиологические особенности детей и подростков;

влияние процессов физиологического созревания и развития ребенка на его физическую и

психическую работоспособность. Поведение.

основы гигиены детей и подростков;

ИТОГ: ОЦЕНКА

Вопросы для повторения:

1.Определите основные зоны чувствительности коры головного мозга.

2.Дайте сравнительную характеристику условных и безусловных рефлексов.

Задание 1. Провести эксперимент и определить ведущую руку.

1) Испытуемого просят быстро, не задумываясь, перекрестить пальцы обеих рук. Сверху

оказывается палец ведущей руки (сверху правая рука - 1 балл; левая - 0).

2) Испытуемого просят скрестить руки (встать в позу Наполеона). Ведущей считается та

рука, кисть которой первой направляется на предплечье другой руки и оказывается на нем сверху,

тогда как кисть другой руки оказывается под предплечьем ведущей руки (правая - 1 балл; левая -

0).

3) Испытуемого просят завести часы. Ведущая рука выполняет активные точно дозируемые

движения, с помощью которой производится завод часов. Неведущая рука фиксирует часы (часы

фиксирует правая рука - 0 баллов; левая – 1).

4) Испытуемым предлагают провести вертикальные линии на расстоянии 1-1,5 см друг от

друга сначала правой, а затем левой рукой. Число линий, проведенных ведущей рукой, гораздо

больше,

чем

линий,

проведенных

неведущей

рукой

(правосторонняя

асимметрия

-

2

балла,

левосторонняя - 0; асимметрии нет - 1).

Задание 2. Определить ведущую ногу.

1) Испытуемого просят закинуть ногу на ногу. Сверху чаще всего оказывается ведущая

нога (правая - 1 балл; левая - 0).

2) Испытуемому предлагают попасть мячом в цель ударом по мячу правой и левой ногой.

Функционально

преобладающая

нога

производит

более

точные

движения

(правосторонняя

асимметрия - 2 балла; левосторонняя - 0 баллов, асимметрии нет – 1 балл).

3) Испытуемого просят сделать десять шагов с места. Рулеткой измеряют длину шагов,

сделанных правой и левой ногой, и вычисляют среднеарифметическую величину для каждой ноги.

Шаги

ведущей

ноги

длиннее,

чем

неведущей

(правосторонняя

асимметрия

-

2

балла;

л е в о с т о р о н н я я

- 0

асимметрии нет - 1).

Задание 3. Определить ведущий глаз.

1) Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Закрывается обычно неведущий глаз.

2) Испытуемому предлагают посмотреть в «подзорную трубу». Руки подносятся обычно к

ведущему глазу.

3) В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре в вырезают отверстие 1x1 см,

экспериментатор держит этот лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый, глядя в отверстие,

фиксирует предмет, находящийся в 2-3 м от него. При закрывании ведущего глаза предмет

смещается.

Если во всех заданиях ведущим был правый глаз - 2 балла; левый - 0; если в одном -

правый глаз, а в другом - левый - 1 балл.

Задание 4. Определить ведущее ухо

1)

Экспериментатор говорит испытуемому шепотом небольшие фразы. При равенстве

остроты слуха испытуемый подставляет к говорящему ведущее ухо, т.е. ухо, которым легче и

быстрее осознается услышанное.

2) Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При

этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз, и одинаково ли слышит тиканье

разными ушами.

Если в обоих заданиях ведущее ухо правое - 4 балла; левое - 0; если в одном из заданий -

правое ухо, а в другом - левое - 2 балла.

Форма отчетности

Все полученные баллы по результатам четырёх заданий суммируются. Используя данные

таблицы

сделать

вывод

о

профиле

асимметрии

коры

головного

мозга.

Подсчитать

процент

леворуких, праворуких, правшей, левшей и амбидекстров в вашей группе.

Таблица

Асимметрия мозга

Количество баллов

Проявление асимметрии у человека

16

«чистый правша»

0

«чистый левша»

Меньше 16, но больше 0

если 1 задание 5 баллов

если 1 задание 0 баллов

если 1-4 балла

Амбидекстры

либо

со

смешанным

профилем

асимметрии

Праворукий профиль асимметрии

Леворукий профиль асимметрии

Амбидекстр

Самостоятельная внеаудиторная работа:

1. Гигиена зрения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Сапин, М.Р., Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского

организма) [Текст]: учебник для СПО /М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – М., 2005.

2.

Федюкович,

Н.И.

Анатомия

и

физиология

человека

[Текст]:

учеб.пособ.

/Н.И.

Федюкович.– М., 2003.

3. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. [Текст]:

учеб.пособ. – М., 1999.

4. Рохлов,В.С., Сивоглазов В.И. Практикум по анатомии и физиологии человека [Текст]:

Учеб.пособ. /Н.И. Федюкович. – М., 2000.



В раздел образования