Автор: Калинкина Ирина Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: "Воркутинского горно-экономического колледжа"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: Учебная программа
Тема: "Математика: Алгебра и начала анализа. Геометрия"
Раздел: среднее профессиональное
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА.ГЕОМЕТРИЯ
ХХХХХХХХ, 2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(далее
–
ФГОС)
по
специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
13.02.11
«Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического оборудования» (по отраслям),
входящей в состав
укрупненной группы профессий 13.00.00 Электро- и теплоэнергетика.
Разработчик:
ХХХХХХХХХХХХХ
преподаватель
цикла
математиче ских
и
естественнонаучных дисциплин.
2
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ДИСЦИПЛИНЫ
3.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
7
15
16
3
1.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА.ГЕОМЕТРИЯ.
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
является
частью
рабочей
основной
профессиональной
образовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
по
специальностям
СПО: 13.02.11
«Техническая
эксплуатация
и
обслуживание
электрического
и
электромеханического
оборудования»
(по
отраслям), входящей в состав укрупненной группы профессий 13.00.00 Электро-
и теплоэнергетика.
Рабочая
программа
учебной
дисциплины
может
быть
использована
в
дополнительном профессиональном образовании (в программах переподготовки
и повышения квалификации) и профессиональной подготовки по профессиям
рабочих и служащих:
13.02.07 Техник-электрик.
1.2.
Место
учебной
дисциплины
в
структуре
основной
профессиональной
образовательной программы:
Дисциплина входит в состав общеобразовательных дисциплин.
Цели
и
задачи
учебной
дисциплины
–
требования
к
результатам
освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
•
выполнять арифметические действия над числами, сочетая
устные
и
письменные
приемы;
находить
приближенные
значения
величин и погрешности вычислений (абсолютная и относительная);
сравнивать числовые выражения;
•
находить
значения
корня,
степени,
логарифма,
тригонометрических выражений на основе определения, используя
при
необходимости
инструментальные
средства;
пользоваться
приближенной оценкой при практических расчетах;
•
выполнять
преобразования
выражений,
применяя
формулы,
связанные
со
свойствами
степеней,
логарифмов,
тригонометрических функций;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
•
для
практических
расчетов
по
формулам,
включая
формулы,
содержащие
степени,
радикалы,
логарифмы
и
тригонометрические
функции,
используя
при
необходимости
справочные материалы и простейшие вычислительные устройства.
Функции и графики
уметь:
•
вычислять
значение
функции
по
заданному
значению
аргумента при различных способах задания функции;
•
определять
основные
свойства
числовых
функций,
иллюстрировать их на графиках
4
•
строить графики изученных функций, иллюстрировать по
графику свойства элементарных функций;
•
использовать понятие функции для описания и анализа
зависимостей величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
•
для
описания
с
помощью
функций
раз лич ных
зависимостей,
представления
их
графически,
интерпретации
графиков.
Начала математического анализа
уметь:
•
находить производные элементарных функций;
•
использовать производную для изучения свойств функций
и построения графиков;
•
применять производную для проведения приближенных
вычислений, решать задачи прикладного характера на нахождение
наибольшего и наименьшего значения;
•
вычислять в простейших случаях площади и объемы с
использованием определенного интеграла;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни для:
•
решения
прикладных
задач,
в
том
числе
социально-
экономических
и
физических,
на
наибольшие
и
наименьшие
значения, на нахождение скорости и ускорения.
Уравнения и неравенства
уметь:
•
решать рациональные, показательные, логарифмические,
тригонометрические
уравнения,
сводящиеся
к
линейным
и
квадратным, а также аналогичные неравенства и системы;
•
использовать
графический
метод
решения
уравнений
и
неравенств;
•
изображать
на
координатной
плоскости
решения
уравнений, неравенств и систем с двумя неизвестными;
•
составлять
и
решать
уравнения
и
неравенства,
связывающие
неизвестные
величины
в
текстовых
(в
том
числе
прикладных) задачах.
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
•
д л я
п о с т р о е н и я
и
и с с л ед о ва н и я
п р о с т е й ш и х
математических моделей.
КОМБИНАТОРИКА,
СТАТИСТИКА
И
ТЕОРИЯ
ВЕРОЯТНОСТЕЙ
уметь:
•
решать
простейшие
комбинаторные
задачи
методом
перебора, а также с использованием известных формул;
5
•
вычислять в простейших случаях вероятности событий на
основе подсчета числа исходов;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
•
для анализа реальных числовых данных, представленных
в виде диаграмм, графиков;
•
анализа информации статистического характера.
ГЕОМЕТРИЯ
уметь:
•
распознавать на чертежах и моделях пространственные
формы;
соотносить
трехмерные
объекты
с
их
описаниями,
изображениями;
•
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в
пространстве,
аргументировать
свои
суждения
об
этом
расположении;
•
анализировать
в
простейших
случаях
взаимно е
расположение объектов в пространстве;
•
изображать
основные
многогранники
и
круглые
тела;
выполнять чертежи по условиям задач;
•
строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
•
р е ш а т ь
п л а н и м е т р и ч е с к и е
и
п р о с т е й ш и е
стереометрические задачи на нахождение геометрических величин
(длин, углов, площадей, объемов);
•
использовать
при
решении
стереометрических
задач
планиметрические факты и методы;
•
проводить
доказательные
рассуждения
в
ходе
решения
задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни:
•
для
исследования
(моделирования)
не сложных
практических
ситуаций
на
основе
изученных
формул
и
свойств
фигур;
•
вычисления
объемов
и
площадей
поверхно стей
пространственных тел при решении практических задач, используя
при необходимости справочники и вычислительные устройства.
В
результате
усвоения
учебной
дисциплины
обучающийся
должен знать:
значение
математической
науки
для
решения
задач,
возникающих в теории и практике,
возможности применения математических методов к анализу
и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение
практики
и
вопросов,
возникающих
в
самой
математике, для формирования и развития математической науки:
6
1.1
Количество
часов
на
освоение
программы
учебной
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 351часов, в т.ч.:
обязательной
аудиторной
учебной
нагрузки
234
ч а с о в ,
самостоятельной работы 117 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём
часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
351
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
234
в том числе:
теоретическое обучение
128
практические занятия
106
зачетная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
117
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
-
внеаудиторная самостоятельная работа:
-
рефераты
оформление блок-конспектов
решение задач по разделам и темам
работа с литературой
выполнение индивидуальных заданий
создание электронной презентации по теме
оформление практических работ, подготовка к их защите.
компьютерный самоконтроль на базе электронных аттестующих
тестов
расчетно-графическая
исследовательская работа
10
15
12
8
8
8
30
8
10
8
итоговая аттестация в форме экзамена
7
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины- «
МАТЕМАТИКА: Алгебра начала анализа. Геометрия.»
Тема 11.
Элементы теории
вероятностей.
Содержание учебного материала
12
1
Вероятность и её свойства. П.р№45:
2
2
2
Вычисление вероятности.
2
2
3
Повторные испытания. П.р№46:
2
2
4
Случайная величина.
2
2
5
Математическое ожидание.
2
2
6
П.р№47: Случайные величины.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Создание электронной презентации по теме
2. Выполнение домашнего задания в виде решения задач.
3. Оформление практических работ, подготовка к их защите.
4.Оформление блок-конспекта
6
Тема 12.
Уравнения и
неравенства
Содержание учебного материала
20
1
Равносильность уравнений.
2
2
2
Основные приемы решений уравнений.
2
2
3
П.р.№48: Основные приемы решений уравнений.
2
2
4
Системы уравнений. Основные методы решений.
2
2
5
П.р.№49: Основные приемы решений уравнений.
2
2
6
Решение неравенств. Основные приемы.
2
2
7
П.р.№50: Основные приемы решений неравенств.
2
2
8
П.р.№51:Решение неравенств методом интервалов.
2
2
9
П.р.№52Степенные и логарифмические неравенства.
2
2
1
0
П.р.№53: Решение степенных и логарифмических неравенств.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Графическое решение уравнений и неравенств. (Индивидуальные задания)
2. Исследование уравнений и неравенств с параметром.(Исследовательская работа)
3. Создание электронной презентации по теме
4. Выполнение домашнего задания в виде решения задач.
5. Оформление практических работ, подготовка к их защите.
6. Компьютерный самоконтроль на базе электронных аттестующих тестов
Итоговое
повторение
Итоговое повторение.
4
1
Функции и их графики. Свойства.
2
2
2
Решение уравнений и неравенств.
2
2
234+117=351
Всего
351ч
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличие учебного кабинета
математики.
Оборудование учебного кабинета:
Рабочее место преподавателя, посадочные места по количеству обучающихся,
чертёжные принадлежности, стенды с тематическими таблицами;
библиотека учебной, методической и дополнительной литературы;
систематизированный дидактический и раздаточный материал, проектор.
3.2 Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Башмаков, М.И., Математика-ОИЦ «Академия», 2010.
Богомолов, Н.В., Самойленко, П.И. Математика. Издательство «Дрофа», 2008.
Богомолов, Н.В., Сборник задач по математике. Издательство «Дрофа»,2009
Богомолов, Н.В., Практические занятия по математике. Учебное пособие для
СПУЗов. М., Высшая школа.,2008.
Дополнительные источники:
Башмаков ,М.И., Математика (базовый уровень). 10-11кл. – М., 2008.
Григорьева ,С.П., Задулина С.В. Математика. ОИЦ «Академия» 2010.
Колягин, Ю.М. и др., Алгебра и начала математического анализа (базовый и
профильный уровни).10кл. – М..2008.
Сергеенко,Л.Ю., Математика. Дидактические задания. Издательство
«Дрофа»,2009.
Пехелецкий, И.Д. Математика. ОИЦ «Академия»,2010.
Никольский ,С.М. и др., Алгебра и начала математического анализа (базовый и
профильный уровни). 11класс – М., 2008.
Колмогоров, А.Н. и др. Алгебра и начала анализа. 10(11) кл.- М.,2008.
4.КОНТРОЛЬ
И
ОЦЕНКА
РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем
в
процессе
проведения
практикумов
по
решению
задач,
тестирования,
выполнения
обучающимися
индивидуальных
заданий,
рубежных контрольных работ и экзамена.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
уметь:
выполнять тождественные преобразования
алгебраических выражений;
Практическая работа№1.; Практическая
работа№2; Практическая работа №3.
строить и читать графики функций;
Практическая работа №17;
Практическая работа№20;Выполнение
графических работ.
применять аппарат дифференцирования к
исследованию функции;
проверочные диктанты
Проверка выполнения практических занятий
к темам: Функции, их свойства, график;
Производная функции
применять алгоритмы координатного и
векторного методов;
самостоятельные работы в форме
тестирования;
Проверка выполнения практических занятий к
теме: Координаты и векторы
соотносить трёхмерные объекты с их
описанием, изображением;
вычисление объёмов и площадей
поверхности по моделям;
Проверка выполнения практических занятий к
темам: Многогранники. Тела и поверхности
вращения.
решать планиметрические и простейшие
стереометрические задачи;
тематическое тестирование
Проверка выполнения практических занятий
к темам: Многогранники. Измерения в
геометрии.
применять теорию в решении практических,
прикладных задач.
практические работы по изготовлению
моделей;
проверка выполнения практических
занятий к темам: Производная функции;
Интегральное исчисление; Многогранники;
Тела и поверхности вращения.
расчетно-графическая
исследовательская работа
Выполнение самостоятельной работы к
темам: Корни, степени, логарифмы;
Уравнения и неравенства;
Основы тригонометрии;
Функции их свойства; Производная
функции; Интегральное исчисление; Прямые
и плоскости в пространстве;
Многогранники; Элементы комбинаторики
Измерения в геометрии
11
Контролирующие материалы по дисциплине:
тесты текущего контроля по темам
Корни,степени,логарифмы; Уравнения;
Неравенства; Основы тригонометрии; Функции
их свойства, графики; Производная функции;
Интегральное исчисление; Прямые и плоскости
в пространстве; Многогранники; Элементы
комбинаторики
тесты итогового контроля по темам:
Уравнения; Неравенства; Последовательности;
Функции их свойства; Производная функции;
Интегральное исчисление; Многогранники;
Измерения в геометрии; Элементы
комбинаторики
Знать:
значение математической науки для решения
задач, возникающих в теории и практике,
занятия-семинары, разработка презентаций,
подготовка сообщений
возможности применения математических
методов к анализу и исследованию процессов и
явлений в природе и обществе;
блиц-экзамены по определённой теме;
подготовка сообщений;
подготовка презентации;
значение практики и вопросов, возникающих в
самой математике, для формирования и развития
математической науки:
взаимоконтроль, подготовка сообщений,
разработка презентаций
историю развития разделов математики.
оформление тематических бюллетеней,
подготовка сообщений, презентаций.
12