Напоминание

"Чтение чертежа детали с сечениями и разрезами"


Автор: Арефьева Людмила Владимировна
Должность: преподаватель общетехнических дисциплин
Учебное заведение: ГПОУ "Беловский многопрофильный техникум"
Населённый пункт: г. Белово, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка урока по дисциплине "Техническое черчение"
Тема: "Чтение чертежа детали с сечениями и разрезами"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное профессиональное образовательное учреждение

«БЕЛОВСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Тема «Чтение чертежей детали с сечениями и разрезами»

Методическая разработка практического занятия

Разработал:

Преподаватель

Арефьева Л.В.

Белово

2018

Методическое обоснование

Основной задачей дисциплины «Техническое черчение» является обучение чтению чертежей. Такая ориентация обучения

определяется

необходимостью

усиления

подготовки

обучающихся

к

практической

деятельности

в

сфере

материального

производства. Содержание учебного материала по теме «Чтение чертежей детали с сечениями и разрезами» направлено на

формирование знаний по правилам выполнения и чтения чертежей деталей с содержанием изображений сечений и разрезов.

Для решения поставленных задач используем элементы технологии развития критического мышления.

В процессе применения элементов технологии развития критического мышления:

вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение по графическим объектам определить форму

детали и ее особенности; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение обобщить полученные

знания;

Во время урока применяется прием анализ практических ситуаций (case-study) — метод обучения навыкам принятия

решений;

его

целью

является

научить

обучающихся

анализировать

информацию,

выявлять

ключевые

проблемы,

генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы

действий.

Практическая работа состоит из 2 основных этапов: 1. Первичное закрепление знакомой ситуации

и творческое

применение 2. Добывание знаний в новой ситуации.

ОП.1

Техническое черчение

Преподаватель

Арефьева Людмила Владимировна

Профессия:

Электромонтер устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ)

Время проведения

45 мин

Тема программы

Выполнение и чтение чертежей деталей

Тема урока

Чтение чертежей детали с сечениями и разрезами

Цель

- образовательная:

сформировать знания и умения при чтении рабочих чертежей детали: чтение видов, сечений и

разрезов; чтение размеров на поле чертежа; чтение дополнительных знаков (условные обозначения,

знаки шероховатости, чтение предельных размеров).

- развивающая:

развитие навыков чтения конструкторско-технологической документации.

- воспитательная

способствовать

воспитанию

технологической

культуры,

формировать

самостоятельность

в

познавательной деятельности;

воспитать трудовую дисциплину, аккуратность, бережное отношение к оборудованию кабинета

Организация

познавательной

деятельности

Урок закрепления знаний и способов деятельности

Практическая работа

Методы

и

приемы

обучения

Работа в малых группах, устный опрос, дискуссия, работа с презентацией

Междисциплинарная

связь

Материаловедение:

Знать- основные параметры и свойства конструкционных материалов;

Уметь:- выбирать материалы на основе их свойств для конкретного применения в производстве.

МДК01. 01Устройство и технология монтажа воздушных и кабельных линий и устройств СЦБ:

уметь:-

читать чертежи устройств СЦБ,

Материально-

техническое

оснащение урока:

1.мультимедиапроектор, компьютер, слайды.

2.Раздаточный материал для повторения материала

3.

Раздаточный материал по чтению чертежей

4.Маркерная доска

5.Образцы деталей.

6. Методические указания для обучающихся

Программное

обеспечении

StarBoard, Windows XP, Microsoft office 2007.

Примерные

прогнозируемые

результаты в

результате изучения

темы: «Чтение

чертежей детали с

сечениями и

разрезами»

должны знать: виды изображений, классификацию сечений и разрезов, назначение дополнительных

знаков на рабочих чертежах деталей.

должны уметь: читать комплексный чертеж, читать линейные размеры (номинальные, предельные),

читать дополнительные знаки на поле чертежа (условные обозначения, знаки шероховатости)

Литература, использованная для подготовки к занятию

1.

Бродский, А. М. Черчение [Текст]: Учебник для учащихся учрежд. нач. проф. образования / А. М. Бродский, Э. М.

Фазлулин, В. А. Халдинов. – 7-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 400 с.

Литература, рекомендуемая обучающимся:

1.

Чумаченко, Ф.И. Техническое черчение: учебник для студ. Учреждений сред- проф. образования / Ф.И.Чумаченко, С.Н.

Муравьев, Н.А. Чванова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2012. – 320.

Ход урока:

Планируемые результаты

Этап урока

Действие преподавателя

Деятельность обучающихся

КУМО

Компонент

ы ПК

Компонент

ОК

I.

Орг момент (2 мин)

Приветствие.

Проверить присутствие

обучающихся, наличие рабочих

тетрадей и учебных

принадлежностей

Приветствие.

Приготовить рабочие тетради.

Проверить наличие раздаточного

материала.

II. Актуализация знаний (5

мин)

Восстановить в памяти обучающих

ранее изученный материал в форме

вопрос-ответ.

Раздача карточек-заданий 1 и 4

варианта

Озвучить вопросы для 2 и 3 варианта.

1 и 4 вариант выполняют

письменную работу по карточкам-

заданиям

2 и 3 вариант – устные ответы по

перечисленным вопросам и решение

устных тестов по раздаточному

материалу

Раздаточный

материал,

карточки –задания

(Прилож. 1,

прилож. 2)

Уметь

анализироват

ь и обобщать

полученную

информацию

III. Постановка учебной цели

урока

Сообщает тему урока ;

- уточняет понимание

поставленных целей урока.

- побуждает к высказыванию

своего мнения;

- наводящими вопросами помогает

сформулировать цель урока;

- записывают тему в тетрадь;

- определяют совместно цель

урока ;

Презентация

(слайд 1)

Читать

рабочие

чертежи

Уметь

читать

чертежи

устройств

СЦБ

IV.Первичное закрепление

знакомой ситуации

- предлагает прочитать чертеж

крышки ;

- обсудить результат чтения (

работа в паре)

- озвучивает вопросы для чтения

чертежа детали с ребрами

жесткости (приложение 3)

- читают чертеж, обсуждают его;

- отвечают на вопросы

преподавателя ;

- Высказывают свои

предположения в паре;

Презентация

(слайд 2,3),

Раздаточный

материал (прилож.

3)

-Знать

основные

параметры и

свойства

конструкцио

нных

материалов;

-Читать

рабочие

чертежи,

-определять

назначение

условностей

и

упрощений

на чертеже,

- определять

технологиче

ский

процесс

изготовлени

я детали

V. Творческое применение и

добывание знаний в новой

ситуации

- проводит инструктаж для чтения

чертежа валика с новыми

обозначениями;(шероховатости и

предельных отклонений ,)

Упражнение1(приложение 4);

- предлагает воспользоваться

методическими указаниями по

выполнению ПР

- отвечают на вопросы для

чтения чертежа валика

- Высказывают свое мнение;

- Индивидуально работают с

источниками информации.

Презентация

(слайд 4,5)

Наглядные

рабочие

инструменты.

Рабочая тетрадь

-проводит инструктаж для чтения

чертежа ступицы (щероховатости,

угловых величин, отклонений в

размерах) Упражнение 2

(приложение 5):

- отвечают на вопросы для

чтения чертежа ступицы

- Высказывают свое мнение.

Презентация

(слайд 6)

Наглядные

рабочие

инструменты.

Рабочая тетрадь

VI. Информация о домашнем

задании.

- озвучивает содержание задания

Слушают инструктаж для работы с

методическими

указаниями по теме «Чтение

чертежей» и выполнения

Презентация,

доска, мел

сопроводительного рисунка 16.

VII. Рефлексия (подведение

итогов занятия).

- Оценка деятельности.

-Выставление отметок.

- осуществляют самооценку;

- уборка рабочих мест.

Приложение 1

Актуализация знаний

Вариант 1

Задание №1.

Укажите правильно выполненные сечения? (рис.1)

Рис.1

Задание №2

Из предложенных фронтальных разрезов деталей А и Б определить номер

правильно выполненного разреза.

Рис.2

Задание №3.

По наглядным изображениям предметов найдите их прямоугольные проекции.

Рис.3

Вариант 4

Задание №1.

Укажите, где на рис. 1 выполнен разрез?

Рис

.1

Задание №2.

Соотнесите номера сечений с соответствующими секущими плоскостями. (рис.2)

Рис.2

Задания №3.

По наглядным изображениям предметов найдите их прямоугольные

проекции.

Рис.3

Приложение 2

Вопросы для 2 и 3 вариантов

1. Назовите основные виды на чертежах?

2. Продемонстрируйте их расположение на чертеже. (работа у доски)

3. Назначение сечений на чертежах деталей?

4. Назначение разрезов на чертежах деталей?

5. Ответьте на вопросы к чертежу:

1.

Определите правильно выполненные сечения.

2.

Найдите ошибки на оставшихся изображениях.

1.

Прочитайте чертеж.

2.

Ответьте на следующие вопросы к чертежу.

Приложение 2

Рис. 1 Крышка

1. Как называются изображения, представленные на чертеже? (На чертеже дано

два изображения: разрез вместо главного вида (ломанный разрез- сложный) и

вид сверху.)

2. В чем разница, между простым и сложным разрезом? (Простой разрез

выполняется при одной секущей плоскости, сложный – две и более секущие

плоскости.)

3.

Сколько ребер жесткости дано на чертеже? ( Дано четыре ребра жесткости

(хорошо видно на виде сверху).

4. Как называется разрез, применяемый для выявления местного отверстия?

(Для выявления отверстия применили местный разрез.)

5. Сколько сквозных отверстий (какой формы) дано на детали? (На детали дано

два сквозных отверстия: одно по центру детали (большего размера) и одно в

основании детали (меньшего размера).

Приложение 4

Рис. 2 Валик

1.

Как называются изображения, представленные на чертеже? (Главный вид

и сечение вместо вида слева )

2.

Какова

форма

детали? (Форма

деталей

цилиндрическая.

Деталь

не

пустотелая)

3.

Укажите размеры заготовки для детали? (Размеры для заготовки детали:

длина – 115 мм. (120мм); Ø 30мм. (кратность 5).

4.

Как называется разрез, данный на чертеже? (На главном виде выполнен

местный разрез.)

5.

Для какой цели выполнен этот разрез? (Местный разрез помогает выявить:

цилиндрическое глухое отверстие Ø 8 мм. (фаска: глубина 1мм, снятая под

углом 60̊

); паз под сегментную шпонку Ø 19 мм.)

6.

Для

какой

цели

на

чертеже

приведено

сечение? (Сечение

выявляет:

поперечную

форму

детали

(деталь

не

пустотелая);

нанесены

размеры

шпоночного паза; указана местная шероховатость)

7.

Какую форму и ширину имеет канавка Ø 20,5 мм? Какова шероховатость

ее поверхности? (Канавка Ø 20,5 – цилиндрической формы; ширина канавки-

3

+

0,3

; шероховатость канавки Rz 50.)

8.

Объясните смысл размера

10

+

0,06

?

10

¿

¿

¿

; номинальный размер – 10 мм,

максимальный размер - 10,06 мм, минимальный размер 10 мм.)

9.

Какова шероховатость поверхности Ø 20 мм? (Поверхность Ø 20

мм имеет

шероховатость Rа 1.6)

10. Какова шероховатость поверхностей шпоночной канавки? (Шпоночный

паз имеет следующую шероховатость: боковые стенки – Ra 1.6, низ паза – Ra

6.3)

11.

Назовите

инструменты,

при

помощи

которых

можно

выполнить

отверстие

Ø

8

мм

и

сегментный

шпоночный

паз?

Укажите

размеры

инструментов.

(Для

выполнения

отверстия

Ø

8мм.

необходимо

сверло

соответствующего размера. Для выполнения паза (сегментальной шпоночной

канавки) – резец Ø 19мм)

Приложение 5

Рис. 3 Ступица

1.

Как

называются

изображения,

представленные

на

чертеже?

(Дано

2

изображения:

- разрез, вместо главного вида (сложный разрез, ломанный )

- вид слева (указана секущая плоскость A-А)

2. Как называется разрез, выполненный на чертеже?

(Сложный разрез, ломанный )

3.

Какова

форма

детали?

Укажите

размеры

заготовки.

(Форма

детали

цилиндрическая, пустотелая. Размеры заготовки: длина - 85мм (90); Ø вала

60мм. (70); Ø отверстия – 10мм(15мм).

4.

Почему на разрезе А – А в одном случае выступ Ø 56 заштрихован, а в

другом

нет?

(Секущая

плоскость

(вертикальная

часть)

проходит

между

зубьями

(не

режет

их);

секущая

плоскость

наклонная

проходит

через

выступающие части (разрезает их).)

5.

Какова шероховатость поверхностей детали? (Общая шероховатость делали

Ra 12.5мм, отверстие Ø 20 – Ra 1.6)



В раздел образования