Напоминание

"Игровые методы в учебном процессе"


Авторы: Сапожникова Нина Григорьевна, Тимербаева Ирина Александровна
Должность: преподаватель акушерства и гинекологии, преподаватель дисциплины "здоровый человек и его окружение"
Учебное заведение: ГБПОУ "Ейский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Ейск, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Игровые методы в учебном процессе"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ейский медицинский колледж»

министерства здравоохранения Краснодарского края

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Подготовила Сапожникова Н.Г.

Преподаватель высшей

квалификационной категории

Заслуженный учитель Кубани

2018

Подготовка современного специалиста в процессе реализации нового

образовательного

стандарта

предполагает

использование

обучающих

технологий,

соответствующих

заданным

целям.

Выбор

данных

технологий

обусловлен

формируемыми компетенциями. Анализ модели деятельности медицинской сестры,

фельдшера,

акушерки

показывает

востребованность

умений

коммуникативного

взаимодействия

и

это

актуализирует

использование

интерактивных

технологий

в

процессе подготовки.

Игровые методы как форма активного обучения нашли широкое применение в

учебном

процессе.

Ролевая

игра

наиболее

подходит

для

подготовки

медицинских

работников и является своеобразным отражением реальных ситуаций и общественных

отношений. Коммуникативное взаимодействие партнеров в ролевой игре обеспечивает

формирование профессионально значимых умений коммуникативной компетенции. В

учебной

ролевой

игре

воссоздается

динамика

профессиональной

деятельности

и

мышления участников игры в моделируемой ситуации профессионального общения.

Для обеспечения преемственности в деятельности обучаемых, характер учебных

действий

должен

быть

максимально

приближен

к

производственной

ситуации.

Поскольку на этом этапе студенты взаимодействуют на уровне навыка оперирования

репликой/фразой в конкретной ситуации общения, который предполагает наряду с

сознательностью и гибкостью в использовании языкового материала, определенный

автоматизм и быстроту реакции. Деятельность студента на подготовительном этапе

характеризуется

необходимостью

овладеть

навыками

и

умениями,

позволяющими

реализовать себя в личностно значимом общении и ролевой игре:

-

в

сфере

ролевого

поведения

-

умение

принять

роль,

т.е.

соответствовать

определённому эталону поведения, требованиям и ожиданиям окружающих (ролевому

ожиданию ).

-

в

сфере

общения

-

умение

обменяться

информацией

в

результате

реализации

коммуникативного акта, предполагающей вхождение в контакт, его поддержание и

завершение, умение использовать невербальные средства: мимику, жест, позу и др.

Игра

это

уникальный

механизм

аккумуляции

и

передачи

профессионального

опыта,

как

практического

по

овладению

средствами

решения

задач,

так

и

этического, связанного с определенными правилами и нормами поведения в различных

ситуациях.

Появление

игрового

метода

связано

с

требованиями

повышения

эффективности обучения за счет более активного включения слушателей в процесс не

только получения, но и непосредственного (здесь и теперь) использования знаний.

Игра — удобная основа для построения имитационной деятельности по

разрешению различных (в т. ч. и практических) проблем. В ходе игры происходит

ускоренное освоение предметной деятельности за счет передачи активной позиции: от

роли игрока — до соавтора игры. Модель реализуется через правила. Правила игры—

это

те

положения,

в

которых

отражается

сущность

игры,

соотношение

всех

ее

компонентов. Правила могут быть перенесены в игры из культурного контекста, взяты

из жизни или придуманы специально для игры.

Мы выбираем профессиональные ролевые игры – производственные ситуации.

Сферой их моделирования являются не только производственные, но и

социальные и культурные системы. Часто в ролевой игре присутствует совокупность

моделей различных сфер человеческой жизни, что приближает ее к реальности.

Руководитель ролевой игры, как правило, не является непосредственным участником

игрового комплекса. Он — лицо «за кадром», задача которого состоит в создании и

поддержании

условий,

репрезентирующих

объективную

реальность

с

помощью

опосредованных игровых методов.

Ролевые игры непрерывны. Это означает, что игра не прерывается на обсуждения

по

поводу

самой

игры.

Обсуждения

после

окончания

ролевой

игры

данной

производственной ситуации. В ролевой игре нет процедурных средств, влияющих на

действия игроков, таких как мнение экспертов или ведущего. Средства контроля за

игровой ситуацией участникам известны заранее, и представлены они в виде игровых

элементов среды.

В структуре игры необходимо выделить три основных этапа:

подготовку, проведение и завершение.

Я использую производственные ситуации пациентка-акушерка ФАП, пациентка-

акушерка

женской консультации,

пациентка-акушерка акушерского стационара.

Задачи

пациентки:

описать

картину

заболевания

с

указанием

факторов

риска,

возможных осложнений, а иногда помочь акушерке, указывая на отклонения в

анамнезе

и

во

время

предыдущих

исследований.

Применяю

ролевые

игры

на

практических занятиях по типу производственных ситуаций.

Во время учебной

практики применяю

ролевые игры, используя компетенции акушерки

ФАП и

продолжение оказания помощи в акушерком стационаре, обращаю внимание на исход

беременности, родов в результате игры. К участию в ролевых играх по оказанию

неотложной

помощи

привлекается

вся

подгруппа.

В

данных

ролевых

играх

формируется практический опыт

раннее изученных профессиональных модулей и

является

итоговым

контролем

эффективности

обучения.

Кабинет

не

позволяет

одновременно выполнять медицинские услуги и игра продолжается более длительной.

Подготовка такой игры проводится заранее: проектирование моделируемой ситуации,

формирование производственных ситуаций и планирование игры, предварительное

формирование игровых коллективов.

При подготовке

надо четко сформулировать

задания и задачи игры. Во время игры обозначение игрового пространства и времени;

создание

соревновательной

мотивации

внутри

игрового

коллектива

между

участниками;

соблюдения

определенных

правил

поведения;

обучение

навыкам

коллективной

деятельности

в

ходе

использования

специальных

процедур,

предупреждение и разрешение межличностных конфликтов среди участников игры.

Особое внимание необходимо обратить на завершающую стадию игры. Выход из игры

является таким же важным этапом, как и ее подготовка и проведение. Порой вывести

участников из игры бывает значительно сложнее, чем создать игровую атмосферу. Это

понятно, ведь игра увлекает учащихся как некое особое событие, выходящее за рамки

привычных учебных занятий. Поэтому завершение игры целесообразно проводить как

в содержательном (инструментальном), так и в эмоциональном плане.

В рамках инструментального аспекта необходимо:

провести обсуждение результатов и анализ действий участников игры;

рассмотреть содержательные трудности и идеи, возникавшие по ходу игры.

Игра как метод дает возможность:

сформировать мотивацию на обучение (и поэтому может быть эффективна на

стадии начала обучения);

оценить

уровень

подготовленности

студентов

для

этого

может

быть

использована как на стадии начала обучения — для входного контроля, так и на

стадии завершения — для итогового контроля эффективности обучения);

оценить степень овладения материалом и перевести его из пассивного состояния —

знания, в активное — умение.

Литература

1. Олифер В, Олифер Н. Новые технологии в обучении. Санкт-Петербург. 2000.

2.Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в

системе образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. С. Полат, М.

Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2008. - 368 с.

3.Столяренко В.А. Педагогаческая психология — Мн. ,2000.

4.Шашина В.П. Методика игрового общения. - Ростов н/Д: «Феникс», 2005. с.270.



В раздел образования