Автор: Шутова Наталия Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ «Кропоткинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г Кропоткин Краснодарский край
Наименование материала: Доклад
Тема: "Информационные технологии в обучении"
Раздел: среднее профессиональное
Доклад
"Информационные технологии в обучении"
Н.Н. Шутова
Применение современных информационных технологий в обучении -
одна
из
наиболее
важных
и
устойчивых
тенденций
развития
мирового
образовательного
процесса.
В
последние
годы
компьютерная
техника
и
другие средства информационных технологий стали все чаще использоваться
при изучении большинства учебных занятий.
Информатизация
существенно
повлияла
на
процесс
приобретения
знаний.
Новые
технологии
обучения
на
основе
информационных
и
коммуникационных
позволяют
интенсифицировать
образовательный
процесс, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения
огромных массивов знаний.
Информационная технология обучения - это процесс подготовки и передачи
информации
обучаемому,
средством
осуществления,
которого
является
компьютерная техника и программные средства.
В
информационных
технологиях
обучения
выделяются
два
компонента,
участвующие в передаче учебной информации: технические средства, к ним
относится компьютерная техника и средства связи, и программные средства
(ПС), которые могут быть различного назначения. Для разработки занятий с
компьютерной
поддержкой
преподавателю
важно
знать
функциональные
возможности
и
условия
применения
каждого
из
вышеназванных
компонентов. Как технические, так и программные средства вносят свою
специфику и оказывают определенное влияние на учебный процесс.
1 Педагогические цели использования ИТ заключаются в следующем.
1. Развитие личности
мышление
эстетическое воспитание
развитие умений экспериментально-исследовательской деятельности
формирование информационной культуры
2. Выполнение социального заказа
общая
информационная
подготовка
пользователя
(так
называемая
«компьютерная грамотность»)
подготовка специалиста в определенной области
3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса
повышение эффективности и качества обучения
обеспечение мотивов познавательной деятельности
углубление межпредметных связей за счет интеграции информационной и
предметной подготовки
Методические возможности средств ИТ
- Визуализация знаний
- Индивидуализация, дифференциация обучения
- Возможность проследить процесс развития объекта, построение чертежа,
последовательность
выполнения
операций
(компьютерные
демонстрации)
Моделирование объектов, процессов и явлений
- Создание и использование информационных баз данных
- Доступ к большому объему информации, представленному в занимательной
форме, благодаря использованию средств мультимедиа
-
Формирование
умений
обрабатывать
информацию
при
работе
с
компьютерными каталогами и справочниками
- Осуществление самоконтроля
- Осуществление тренировки и самоподготовки
- Усиление мотивации обучения (игры, средства мультимедиа)
-
Формирование
умений
принимать
оптимальное
решение
в
сложной
ситуации
- Развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного)
- Формирование культуры учебной деятельности
- Формирование информационной культуры
- Высвобождение учебного времени
Классификация педагогических программных средств
Информационная
технология
обучения
предполагает
использование
наряду
с
компьютерной
техникой
специализированные
программные
средства. Под программным средством учебного назначения понимается ПС,
в котором отражается некоторая предметная область, где в той или иной мере
реализуется
технология
ее
изучения,
обеспечиваются
условия
для
осуществления
различных
видов
учебной
деятельности.
Такие
ПС,
функционально
поддерживающее
различные
виды
учебного
процесса,
называются педагогическими программными средствами (ППС).
В
настоящее
время
существует
большое
количество
различных
классификаций и типологий ППС
По методическому назначению ППС могут быть:
компьютерные учебники (уроки);
программы-тренажеры (репетиторы);
контролирующие (тестовые оболочки);
информационно-справочные (энциклопедии);
имитационные;
моделирующие;
демонстрационные (слайд-или видео-фильмы);
учебно-игровые;
досуговые
(компьютерные
игры:
аркадные,
квесты,
стратегии,
ролевые,
логические, спортивные и др. типы).