Напоминание

"Философия Сестринского дела"


Автор: Сухинина Анна Викторовна
Должность: преподаватель " Сестринского дела"
Учебное заведение: ГБПОУ" Сочинский медицинский колледж"
Населённый пункт: Россия, Краснодарский край, г. Сочи
Наименование материала: Методическая разработка практического занятия
Тема: "Философия Сестринского дела"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ

«Сочинский медицинский колледж»

Рабочая тетрадь «Выполнение работ по профессии

младшая медицинская сестра по уходу за пациентом»

с эталонами ответов

Специальность «ПМ04 младшая медицинская сестра

по уходу за пациентом»

Сочи 2016

Содержание

«Философия сестринского дела»

«Типы ЛПУ»

«Общение»

«Сестринская педагогика»

«Медицинская этика и деонтология»

«Сестринский процесс»

2

ТЕМА: «Философия сестринского дела»

ЗАДАНИЯ

1. Этические обязанности это - правила и действия которые находятся в

рамках профессиональной компетенции

2. Этические ценности:

- профессионализм

-здоровье

-здоровая окружающая среда

- человеческое достоинство

- забота

3. Добродетели это: личные качества (терпение , сострадание,

ответственность)

4. Философия сестринского дела основана на : общечеловеческих принципах

этики и морали в центре этой философии стоит человек.

3

5. Принцип милосердия означает: делать добро

6. Лидер сестринского дела в России: Бакунина Екатерина Михайловна

7. Процесс общения с помощью языка – это вербальное общение

8. Тип медсестры по Харди, механически выполняющий свои обязанности –

это рутинер

9. Первое научное определение сестринского дела сформулировала: Флоренс

Найтингейл

4

10. Медалью Ф. Найтингейл награждают: медицинских сестёр и братьев за

исключительную преданность своему делу и храбрость при оказании помощи

раненым и больным, как в военное, так и в мирное время.

11. Индивид, который нуждается в сестринском уходе - это: пациент

5

«Типы МПУ»

ЗАДАНИЯ

1.К медицинским - профилактическим учреждениям относятся:

- стационарные МПУ

- амбулаторные МПУ

- смешанные МПУ

2. МПУ, предназначенное для оказания медицинской помощи определенным

группам пациентов называется: диспансер

3. Основным принципом работы поликлиники является:

является участковый принцип оказания медицинской помощи

4. К санаторно-курортным МПУ относятся:

санатории

профилактории

5. В больничные учреждения пациентов госпитализируют в случае:

- направления лечащим врачом

- доставки бригадой скорой неотложной медицинской помощи

- самостоятельного обращения больного по экстренным показаниям

6

6. Родильные дома относятся к:

стационарному МПУ

7. В женских консультациях осуществляется:

амбулаторная гинекологическая помощь

8. Стационар, в котором осуществляется лечение пациентов с каким - либо

одним заболеванием называется:

специализированные стационары

7

«Общение»

ЗАДАНИЯ

1.Общение - это:

это сложный социально-психологический процесс взаимопонимания между

людьми, происходящий с помощью словесной (вербальной) и бессловесной

(невербальной) информации.

2. К вербальному типу общения относятся:

- язык

- речь

- внутреннее проговаривание

3. Основная, цель общения в СД:

помощь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью

4. К функциям общения относятся информационная, эмоциональная и

регулятивная

5. Терапевтические средства общения: пристальное внимание,

терапевтическое прикосновение и контакт глаз

6. К невербальному типу общения относятся:

-интонация

8

-жесты

-мимика

-кожные реакции

-запах

7. К видам общения относятся:

-ролевое

-деловое

-межличностное

8.Различают пять стилей общения: авторитарный, уступки, избегания,

компромисс и сотрудничество

9.Факторы, способствующие и препятствующие организации

терапевтического общения:

-тишина

- конфиденциальность

- адекватное освещение, отопление и вентиляция

- удобная поза

-степень знакомства;

- предшествующая информация о человеке;

- личный жизненный опыт общения, например, с категорией медицинских

работников;

- эмоциональный фон;

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача

№1. Участковая медсестра, доброжелательная, чуткая, общительная

24 года. Пришла к пациенту 78 лет. У пациента хроническая пневмония. По

назначению врача медсестра делает ежедневно в течение семи дней, инъекции

антибиотиков. Пациент одинокий, по вечерам после работы приходит сын, 51

год. Иногда внучка 22лет. У пациента резко снижен слух. Пациент каждый раз

интересуется: какое лекарство ему вводят? Сколько? Какая погода на улице?

Какие элементы общения будет использовать медсестра? Как бы Вы ответили

пациенту на интересующие его вопросы?

Ответ

Учитывая возраст пациента и снижение слуха у него, медсестре необходимо

определить

разговорную

дистанцию,

уровень

общения.

Свою

речь

сопровождать

жестами,

мимикой,

использовать

прикосновения

(успокаивающее поглаживание, одобрительное похлопывание).

Обратиться

к

пациенту

по

имени,

отчеству,

укрепить

его

чувство

достоинства,

самоуважения.

В

доброжелательной

форме

ответь

на

все

9

вопросы пациента.

Задача

№2. Вы понервничали дома, по дороге на работу, а больной придя на

приём

в

поликлинику,

сообщает

Вам,

что

потеряна

его

история

болезни

(амбулаторная

карта),

которую

отнесли

в

регистратуру

Вы.

Назревает

конфликт. Что делать?

Ответ

А.

Предложить

больному

присесть

и,

получив

разрешение

врача,

отправиться на поиски истории, предварительно успокоив больного тем,

что история «пропасть не могла», и Вы сделаете всё возможное, чтобы её

вернуть.

Задача

№3. У Вас плохое настроение. Вы дежурите в районной больнице.

Женщина, находящаяся на лечении по поводу гипертонической болезни, просит у

Вас препарат, не назначенный врачом. Вы измерили артериальное давление и

убедились,

что

динамики

в

сторону

повышения

нет.

Больная

продолжает

требовать лекарство. Как быть?

Ответ

А. Вызвать в отделение врача, объяснив больной, что Вы не можете без

назначения

врача

давать

этот

препарат,

что

артериальное

давление

у

больной не повышено и после консультации врача Вы сразу выполните все

назначения.

Самовольная

Ваша

выдача

лекарства

может

ухудшить

состояние больной.

Задача

4. Пациентку

гинекологического

отделения

пришла

навестить

подруга. М/с этого отделении была знакома подруге, и та поинтересовалась,

что на самом деле у пациентки. Этот диагноз она рассказала своей подруге. В

результате

-

резкое

ухудшение

состояния

пациентки.

Оцените

действия

медсестры.

Ответ

Медсестра не должна была рассказывать подруге об истинном заболевании

пациентки. Это должен делать лечащий врач и то только родственникам.

В

данной

ситуации

м/с

должна

пригласить

к

больной

лечащего

или

дежурного врача.

Задача

5. В онкологии находится пациент с подозрением на

злокачественную опухоль, ему сделали анализы. Утром

м/с попросила этого

пациента сходить в лабораторию за результатами анализов. Возвращаясь,

он прочитал результат своего анализа и узнал о злокачественном заболевании у

себя. У пациента началась депрессия, он не хочет больше жить. Как должна

была поступить м/с в этой ситуации?

Ответ

10

М/с обязана ходить за результатами анализов сама или, в крайнем случае,

послать санитарку. В этой ситуации она обязана поговорить с больным о

его состоянии, успокоить его, убедить его в том, что он нужен семье и

родным, в том, обязательно побеседовать с родственниками больного.

Задача

6. В отсутствие врача в кабинет заходит мужчина в нетрезвом

состоянии и требует выписать больничный лист, угрожая м/с. Ваши действия.

Ответ

М/с должна объяснить ему невозможность исполнения его просьбы. Если

мужчина не успокоится, вызвать милицию.

11

«СЕСТРИНСКАЯ ПЕДАГОГИКА»

ЗАДАНИЯ

1.Сестренская педагогика включает в себя:

-коррекцию существующего образа жизни

-адаптацию пациента к хронической болезни

2. Установите соответствие:

Методы обучения:

Действия м/с:

1.словесный

А) демонстрация слайдов, медицинских атласов;

2.наглядный

Б) набор дозы пенициллина в шприц;

3. практический

В) изложение материала в виде беседы:

Г) беседа с демонстрацией видеофильма

3.Передача

знаний

и

навыков

м/с

и

усвоение

их

пациентом

называется

сестринской педагогикой.

12

4. Готовность пациента к усвоению информации зависит от состояния

здоровья, умственных способностей, состояния сознания и возраста

пациента.

5. В случае невозможности обучить самого пациента м/с должна обучить его

родственников

6.

Для

контроля

определённых

показателей

своего

здоровья

м/с

обучит

пациента вести дневник

13

«Медицинская этика и деонтология»

ЗАДАНИЯ

1. Деонтология это

совокупность этических норм выполнения медицинскими работниками своих

профессиональных обязанностей

2. Важнейшими качествами медицинской сестры считаются:

- профессионализм

- терпение

- сострадание

- ответственность

-гибкость

14

- уважение прав пациента

3. Четыре этических принципа:

- милосердие

-автономия

-справедливость

-полнота медицинской помощи

4.В отношениях с коллегами медицинская сестра должна:

1) соблюдать общепринятые

морально-этические нормы;

2) быть вежливой и корректной;

3) не отказывать в помощи и

самой обращаться за советом к коллегам;

3) не ставить публично под сомнение профессиональную

квалификацию другого медицинского работника

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача № 1. В вытрезвитель поступил мужчина в нетрезвом состоянии после

оказания первой помощи медсестрой, он попросил её не отмечать ни в каких

документах этот случай и не сообщать на работу о случившемся. Обещал

медсестре вознаграждение. Действия медсестры?

Ответ

Медсестра должна сообщить на работу и отметить в документах, так как

это её обязанность.

Задача № 2. Медсестра входит в палату, чтобы раздать таблетки. Пациентка

Н. спит после тяжёлой процедуры, а по времени она должна принять лекарство.

Действия медсестры?

Ответ

Дать

возможность

больной

отдохнуть.

Посоветоваться

с

врачом

о

необходимости принятия лекарства больной в этот раз.

Задача № 3. Во время обхода в палате в присутствии пациентов и студентов

врач в грубой форме делает Вам замечание по поводу того, что Вы не выполнили

его назначение (об этом только что сказала пациентка). Действия медсестры?

Ответ

15

В данной ситуации врач нарушил этические правила взаимоотношения с

подчиненными.

Необходимо

в

тактичной

форме

отреагировать

на

замечание, а после обхода непременно объясниться с врачом.

Задача

4. В

стационаре

пациент

случайно

услышал

разговор

врача

и

медсестры и узнал о том, что его состояние намного хуже, чем он предполагал.

Её действия?

Ответ

Нужно

сказать

больному,

что

может

быть,

он

не

так

понял

то,

что

услышал.

Но

если

он

все

же

настаивает

на

объяснении,

необходимо

пригласить

лечащего

врача

и

постараться

убедить

больного

в

положительном исходе.

Задача

5. В

палате

лежали

две

больные

женщины

с

одним

и

тем

же

заболеванием. Одной из них делали инъекции, которые её помогали, и она стала

поправляться. Другая принимала таблетки, и её казалось, что они совершенно

бесполезны. Она попросила медсестру, чтобы та ввела ей такое же лекарство.

Медсестра в резкой форме отказала пациентке, после чего состояние последней

ухудшилось. В чём ошибка медсестры?

Ответ

Медсестра допустила следующие ошибки:

Во-первых, она не должна грубить;

Во-вторых, она должна была объяснить больной, что лечение назначает

только лечащий врач, а она выполняет его назначения.

Задача

6. Медсестра

направила

пациента

кардиологического

отделения,

перенёсшего недавно инфаркт в кабинет ЭКГ. По дороге в кабинет ему стало

плохо. Об этом сообщили медсестре. В чём ошибка медсестры?

Ответ

Медсестра

допустила

грубую

профессиональную

ошибку,

отпустив

этого

больного

без

сопровождения

в

кабинет

ЭКГ,

за

что

должна

понести

соответствующее наказание.

Задача

№7. Поздно вечером в отделение приходят родственники пациента и

настаивают на его посещении. Действия медсестры?

Ответ

Медсестра

должна

тактично

убедить

родственников

в

невозможности

выполнения их просьбы. Передачу принять, передать больному и сообщить

родственникам о состоянии его здоровья.

16

«Сестринский процесс»

ЗАДАНИЯ

1.Приведите в соответствие:

Сестринские

вмешательства:

Действия медсестры:

1. ЗАВИСИМЫЕ

2. НЕЗАВИСИМЫЕ

3.ВЗАИМОЗАВИСИМЫ

Е

а) выполнение манипуляции по требованию

врача

б) действия медсестры, осуществляемые по

собственной инициативе

в) сотрудничество медсестры с другими

специалистом

2. Первый этап сестринского процесса - это: обследование

17

3. Потребности человека по Маслоу:

- физиологические

-в защите

-в принадлежности

-в самореализации

-в самоактуализации

4. Второй этап сестринского процесса - это: сестринский диагноз

5. Сестринский диагноз определяет: проблемы пациента

6. Постановка целей ухода необходима для определения:

ожидаемого результата

7. Каждая цель включает компоненты:

-действие

-критерии

-с помощью чего или кого

8. Требования к постановке целей:

- должна быть сосредоточена на пациенте

-реальна

-иметь конкретные сроки достижения

-возможность оценить

9. Оценка психосоциального состояния пациента проводится на основании

наблюдения за поведением пациента, а также:

социально-экономических данных, факторов риска, потребностей пациента

10. Действия медсестры, выполняемые под наблюдением врача, называются:

зависимые

11.Объективные данные о пациенте - это:

-осмотр пациента

-физические данные

-выражение лица

-состояние сознания

-положение пациента

-температура тела

-пульс

и так далее

18

12. Субъективные данные - это:

-общие сведения о пациенте

-расспрос пациента

-жалобы пациента

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача 1. Пациент Т., 70 лет, поступил в стационар с диагнозом «рак легкого».

При

сестринском

обследовании

выявлены

жалобы

на

кашель

с

отделением

мокроты

слизистого

характера,

боли

в

грудной

клетке,

резкая

слабость,

периодическое повышение температуры тела до субфебрильных цифр.

Объективно: состояние пациента средней тяжести. Кожные покровы бледные.

Грудная

клетка

обычной

формы,

участвует

в

акте

дыхания.

Пациент

пониженного питания, температура 36,7 °С, ЧДД 20 в минуту, пульс 82 в

минуту удовлетворительных качеств, АД 110/70 мм рт. ст.

Пациент обеспокоен своим состоянием, утверждает, что отец умер от такого

же заболевания. Пациенту назначено лечение.

Задания:

1. Определите неудовлетворенные потребности пациента.

2. Выявите его проблемы.

3. Определите приоритетные проблемы.

4. Поставьте цели.

5. Составьте план необходимой помощи пациенту (сестринских вмешательств)

с обоснованиями.

Ответ

У

пациента

нарушено

удовлетворение

потребностей:

дышать,

есть,

избегать опасности, быть здоровым, работать.

Проблемы

пациента

настоящие:

кашель

с

отделением

мокроты,

резкая

слабость,

боль

в

грудной

клетке,

снижение

массы

тела,

страх

за

свое

будущее.

Потенциальные

проблемы:

высокая

степень

риска

из-за

неустойчивости жизнедеятельности.

Приоритетная проблема: боль в грудной клетке.

Цель - пациент отметит уменьшение боли до терпимой к концу недели

Планирование необходимой помощи:

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ПОМОЩИ

(действия медицинской сестры)

ОБОСНОВАНИЕ.

1. Обеспечить пациенту удобное положение в

постели на больном боку.

Для уменьшения

ощущения боли.

19

2. Создать физический и психический покой,

объяснить преимущества поверхностного

дыхания.

Для ограничения

двигательной

активности, трения

плевральных листков и

уменьшения боли.

3. Обучить пациента приемам самовнушения и

релаксации в течение недели ежедневно по 10

минут

Для ускорения процесса

адаптации к своему

состоянию.

4. Выполнять назначения врача: вводить

обезболивающие средства

Для купирования

болевого синдрома.

5. Следить за общим состоянием пациента:

цветом кожных покровов, температурой,

пульсом, ЧДД, АД, характером мокроты.

Для контроля за

динамикой заболевания

и профилактики

развития осложнений.

З а д а ч а

2 . Пациентка

55

лет

поступила

на

стационарное

лечение

в

кардиологическое отделение с диагнозом гипертоническая болезнь II стадии,

обострение.

При сборе данных пациентка предъявила жалобы на сильную головную боль в

затылочной области, слабость, плохой сон.

Считает себя больной около 3 лет, ухудшилось состояние в последний месяц,

после

стрессовой

ситуации.

Лекарства

принимает

нерегулярно.

Диету

не

соблюдает, злоупотребляет острой, соленой пищей, много пьет жидкости.

Объективно: состояние удовлетворительное, сознание ясное, кожные покровы

чистые, обычной окраски, избыточного питания.

ЧДД - 20 в минуту, пульс 80 в минуту, ритмичный, напряжен, АД - 190/100 мм

рт. ст. Живот мягкий, безболезненный.

Задания:

1. Определите неудовлетворенные потребности пациента.

2. Выявите его проблемы.

3. Определите приоритетные проблемы.

4. Поставьте цели.

5. Составьте план необходимой помощи пациенту (сестринских вмешательств)

с обоснованиями.

Ответ

1. Неудовлетворенные потребности пациентки: дышать, спать, есть, пить,

избегать опасности, отдыхать, работать.

2. Проблемы пациентки:

настоящие:

сильная

головная

боль

в

затылочной

области,

связанная

с

20

повышением АД, слабость, плохой сон, дефицит знаний о своем заболевании.

Потенциальные - риск развития гипертонического криза.

3. Приоритетная проблема - головная боль в затылочной области, связанная с

повышением АД.

Цели:

краткосрочная

цель

-

головная

боль

уменьшится

через 2 дня,

долгосрочная целы пациентка не будет предъявлять жалобы на головную

ПЛАНИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМОЙ

ПОМОЩИ (действия медицинской сестры)

ОБОСНОВАНИЕ

1. Обеспечить физический и психический

покой.

Это необходимо для уменьшения

действия раздражителей на

ЦНС.

2. Обеспечить доступ свежего воздуха путем

проветривания палаты.

Для обогащения воздуха в

палате кислородом

3. Обеспечить соблюдение диеты № 10.

С целью ограничения соли и

жидкости для снижения АД.

4. Создать возвышенное положение в

постели.

С целью уменьшения притока

крови к головному мозгу и

сердцу.

5. Обеспечить прогулки на свежем воздухе

перед сном.

По назначению врача с

целью улучшения сна.

6. Провести беседу с пациенткой и

родственниками об устранении факторов

риска (излишний вес, соблюдение диеты).

С целью снижений АД,

профилактики заболевания.

7. Взвешивать пациентку и

контролировать суточный, диурез.

С целью своевременного

выявления задержки жидкости и

контроля за массой тела.

8. Наблюдать за состоянием пациентки,

внешним видом, измерять АД 2 раза в

день.

Д

ЛЯ

ранней диагностики и

своевременного оказания

неотложной помощи в случае

возникновения криза.

9. Выполнять назначения врача.

Для своевременного обследо-

вания и правильного лечения.

21

10. Провести беседу с пациенткой и

родственниками о необходимости

постоянного приема лекарственных

препаратов.

С целью поддержания АД на

нормальных цифрах и

профилактики осложнений.

боль к моменту выписки.

22



В раздел образования