Напоминание

« ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА П⁄О В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»


Автор: Парахина Ирина Владимировна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: БПОУ ОО "Ливенский строительный техникум"
Населённый пункт: г. Ливны, Орловской области
Наименование материала: Статья
Тема: « ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МАСТЕРА П⁄О В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Современный

период

характеризуется

значительными

изменениями

в

системе российского образования. Не утихают споры и дискуссии вокруг

нового

«Закона

об

образовании

в

РФ»

(2013

г.)

основополагающего

нормативно-правового

акта

в

сфере

образования.

Повсеме стно

осуществляется

переход

на

новые

образовательные

стандарты

(ФГОС),

определяющие

новые

приоритеты

в

работе

педагогического

сообщества.

Успех модернизации российского образования полностью зависит от того, кто

и как будет реализовывать на практике идеи, обозначенные в вышеуказанных

документах, порой вызывающих самые разнообразные точки зрения. Итак,

реализация данных проектов полностью ложится на плечи педагога.

Каким

должен

быть

мастер

п/о?

В

последнее

время

этому

вопросу

посвящено

немало

исследований.

Точкой

соприкосновения

множества

мнений является профессиональная компетентность. Новые ценности и цели

образования требуют от нас не только глубокого знания предмета, знания

лучших

традиций

российского

образования,

но

и

путей

качественного

обновления

его

содержания

поиска

и

отбора

тех

средств

обучения

и

воспитания,

которые

дадут

возможность

по-новому

проектировать

и

осуществлять учебно-воспитательный процесс в рамках перехода на ФГОС

(стандарт нового поколения).

Согласно последним нормативным документам одним из приоритетных

направлений деятельности мастера п/о является формирование ключевых

образовательных компетенций, необходимых для жизни человека в обществе,

осознанного

выбора

профессии

и

получения

профессионального

образования.

Согласимся

с

мнением

A.B.

Хуторского,

который

разделяет

понятия

"компетентность"

и

"компетенция"

следующим

образом:

"Компетенция

в

переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек

хорошо

осведомлен,

обладает

познаниями

и

опытом.

Компетентный

в

определенной

области

человек

обладает

соответствующими

знаниями

и

способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и

эффективно действовать в ней. ... Для разделения общего и индивидуального

будем отличать синонимически используемые часто понятия "компетенция" и

«компетентности». …Компетенция включает совокупность взаимосвязанных

качеств

личности

(знаний,

умений,

навыков,

способов

деятельности),

задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и

необходимых для качественной продуктивной деятельности но отношению к

ним.

Компетентность

владение,

обладание

человеком

соответствующей

компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету

деятельности.

А.В. Хуторской говорит о необходимости разделения данных понятий,

подразумевая

под

компетенцией

заданное

требование

к

образовательной

подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его

личностное качество (характеристику).

Также

для

нас

важно

осознание

понятия

«профессионализм»,

содержание которого, на мой взгляд, основательно раскрывается в Словаре по

профориентации и психологической поддержке. Итак, профессионализм – это

«высокая

подготовленность

к

выполнению

задач

профессиональной

деятельности. Профессионализм дает возможность достигать значительных

качественных и количественных результатов труда при меньших затратах

физических

и

умственных

сил

на

основе

использования

рациональных

приемов

выполнения

рабочих

заданий.

Профессионализм

специалиста

проявляется

в

систематическом

повышении

квалификации,

творческой

активности,

способности

продуктивно

удовлетворять

возрастающие

требования общественного производства и культуры».

Понятие

педагогического

профессионализма

не

ограничивается

характеристиками

высококвалифицированного

труда;

это

и

особое

мировоззрение

человека,

а

также

определённый

набор

психологических

качеств (характер, темперамент, тип нервной системы).

«Профессиональная

компетентность»

это

понятие,

вокруг

которого

ведётся

немало

дискуссий.

Начало

им

положено

в

90-е

годы

XX

века

исследователями, занимающимися проблемами педагогической деятельности.

Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как

отечественных,

так

и

зарубежных

ученых.

Чаще

всего

это

понятие

употребляется интуитивно для выражения высокого уровня квалификации и

профессионализма.

Итак,

профессиональная

компетентность

мастера

п/о

это

проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, его отношение к

делу,

личностные

качества,

а

также

стремление

к

новому,

творческому

осмыслению своей работы. Профессиональная компетентность представляет

собой

сложное

и

многогранное

явление,

определяется

не

только

профессиональными

базовыми

знаниями

и

умениями

мастера

п/о,

но

и

ценностными

ориентациями

мотивами

его

деятельности,

пониманием

им

себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми

он

работает,

его

общей

культурой,

и

способностью

к

развитию

своего

творческого

потенциала.

Компетентность

мастера

п/о

это

слияние

профессионализма

(уровень

специальной,

методической,

психолого-

педагогической подготовки), творчества и искусства (актёрство и ораторство).

Профессионально компетентным можно назвать мастера п/о, который на

достаточно

высоком

уровне

осуществляет

педагогическую

деятельность,

педагогическое

общение,

достигает

стабильно

высоких

результатов

в

обучении

и

воспитании

обучающихся.

Девиз

которого

«Вдохновение!

Инициатива! Творчество! Результат! Успех!»

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» впервые

вводит такое понятие, как правовой статус педагогических работников, под

которым

понимается

совокупность

прав

и

свобод,

обязанностей

и

ответственности. Новый закон способствует повышению статуса педагога.

Закон

гарантирует

право

мастера

п/о

на

повышение

квалификации

и

профессиональную переподготовку, прохождение аттестации на присвоение

квалификационной

категории,

а

также

детально

прописывает

меры

социальной поддержки. Вопрос в том, насколько это возможно реализовать

на практике, и что для этого необходимо.

Прежде

всего,

осознание

каждым

мастером

п/о

необходимости

повышения

квалификации

не

для

«галочки».

Бытует

мнение,

что

квалификации «специалиста» достаточно для продуктивной педагогической

деятельности. Действительно, получая высшее образование, мы получаем

возможность работать по специальности. Но нельзя забывать, что мы живем

в

динамично

меняющемся

мире.

Стремительно

развивающийся

век

информационных технологий не дает возможности стоять на месте. Ученик

XXI века имеет возможность получать знания не только на уроках, в его

арсенале масса источников, прежде всего Интернет. Современный мастер п/о

не должен бояться незнания, страшнее отсутствие стремления к знаниям,

ведь « учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом

случае он обретает право учить. (Лизинский В. М.).

Есть несколько способов повышения профессиональной компетентности

педагога:

- курсы повышения квалификации, в т.ч. дистанционные;

- аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой

должности и квалификационную категорию;

- самообразование, основными характеристиками которого являются:

свобода выбора круга интересующих проблем и построение собственной

образовательной

траектории

в

соответствии

со

своими

возможностями

и

способностями,

самостоятельная

работа

с

источниками

информации

и

самостоятельная организация процесса самообучения.

- исследовательская и экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность;

- активное участие в работе методических объединений, педсоветов,

семинаров, вебинаров, конференций, мастер-классов;

- использование современных методик, форм, видов, средств обучения и

новых технологий, в т.ч. интерактивных;

- участие в различных конкурсах;

-

обобщение

и

распространение

опыта,

создание

собственных

публикаций.

Главный залог успеха заключается в осознании самим мастером п/о

необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Согласимся

с

мнением

М.

Монтеня,

«надо

много

учиться,

чтобы

осознать,

что

знаешь

мало».

Поэтому

необходимо

стремиться

к

профессиональному

самосовершенствованию,

овладению

технологиями,

обеспечивающими индивидуализацию образования Не надо бояться учиться

вместе с учеником!

Современная

система

российского

профессионального

образования

ориентирована на результаты, эффективность и качество. Какие бы в ней не

происходили

изменения,

в

итоге

они,

так

или

иначе,

замыкаются

на

конкретном исполнителе – мастере п/о. Именно мастер п/о является основной

фигурой

при

реализации

на

практике

основных

нововведений.

И

для

успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в

новых условиях поставленных перед ним задач, мастер п/о должен обладать

необходимым уровнем профессиональной компетентности. Именно поэтому

в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески

мыслящую личность мастера п/о.

Итак, вновь обратимся к философам древности, чьи мысли не потеряли

актуальности и в XXI веке: «Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания

полезны» (Эсхил).

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Дивенский строительный техникум»

ДОКЛАД НА ТЕМУ: « ПОВЫШЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

МАСТЕРА П/О В УСЛОВИЯХ СИСТЕМНОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Подготовила мастер п/о Моногарова Е.В.



В раздел образования