Напоминание

"Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"


Автор: Тетерина Дарья Александровна
Должность: Преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГПОУ "Коми республиканский агропромышленный техникум"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике.
Тема: "Использование ИКТ в соответствии с ФГОС"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ

РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Коми республиканский агропромышленный техникум»

(ГПОУ «КРАПТ»)

КОМИ РЕСПУБЛИКАСА ВЕЛÖДАН, НАУКА ДА ТОМ ЙӦЗ ПОЛИТИКА

МИНИСТЕРСТВО

«Коми республиканскӧй агропромышленнӧй техникум»

Конкурсный методический материал

Номинация «Современное занятие в

системе профессионального образования»

Тема урока «Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»

в русской критике».

Выполнил: Тетерина Д.А.,

преподаватель русского языка и

литературы

Сыктывкар 2018

Пояснительная записка

Что

влияет

на

"современность"

занятия

в

системе

профессионального

образования?

Мастерство

педагога?

Совокупность

педагогических

приемов?

Наличие

суперсовременных

технических

средств

обучения?

Каким

оно,

современное

занятие,

должно быть в действительности? И какой, результат, должен быть достигнут?

Какие бы инновации не вводились, только на занятиях, как и много лет назад,

встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и обучающийся и где,

как не на занятии они могут решать главные задачи, свободно общаться, думать, мыслить,

высказывать и аргументировать свою точку зрения. Сегодня занятия должны строиться по

совершенно иной структуре. В соответствии с изменениями и переходом на ФГОС, упор

должен

делаться

на

взаимодействие

преподавателя

и

обучающегося,

на

тесное

сотрудничество и партнерство, на формирование УУД, на личностные, предметные и

метапредметные

результаты,

а

также

взаимодействие

самих

обучающихся.

Студент

должен стать живым участником образовательного процесса, который самостоятельно

научиться

добывать

знания,

ставить

цель

и

решать

проблемы,

осуществлять

самостоятельно действия целеполагания, планирования, программирования, контроля и

оценивания. Это урок поиск, развитие, реализация.

Современное занятие – это занаятие, характеризующееся следующими чертами:

актуальность,

креативность,

информационность,

действенность,

системность,

интерактивность,

комфортность,

коммуникативность

и

т.д.

Главной

целью

занятия

является развитие каждой личности ребенка, в процессе обучения и воспитания. Так же в

ходе

обучения

реализуется

личностно

-

ориентированный

подход

к

обучению,

идеи

гуманизации и образования, деятельностный подход к обучению. Современное занятие

организовано динамично и вариативно. На уроке используются ИКТ и современные

педагогические

технологии.

Но

главнее

всего,

я

полагаю,

сами

отношения

между

преподавателем и обучающимися, которые строятся на основе доверия, сотрудничества,

равнопартнёрства.

Таким образом, каким должено быть современное занятие — решать каждому

педагогу лично, но на сегодняшний день, я считаю, преподаватель обязан не просто

развивать УУД, но и воспитывать, развивать в ребенке Личность.

Методическая разработка

Тема занятия. Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Диагностическая

работа.

Тип занятие: Урок систематизации знаний

Учебная дисциплина: Литература

Специальность: 36.02.01 Ветеринария

Цели уроков. Проанализировать критические статьи по роману И.С. Тургенева «Отцы и

дети»; проверить знания учащихся. Выявить особенности финала тургеневского романа;

Проблемный

вопрос

уроков. Согласны ли вы с высказыванием С.А. Андреевского,

который писал, что «…прежде чем рядить и рядить Тургенева, надо его понять».

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Владение навыками анализа

эпического

произведения;

о п р е д е л е н и е

в

произведении

элементов

с ю ж е т а ,

к о м п о з и ц и и ,

изобразительно-

выразительных

средств

языка, понимание их роли в

р а с к р ы т и и

и д е й н о -

художественного

содержания произведения.

Использование понятийного

аппарата и научных методов

п о з н а н и я ;

у м е н и е

п р и в л е к а т ь

н о в ы й

изученный материал.

В ы р а б о т к а

ч е т к о г о

п р е д с т а в л е н и я

о

нравственных

категориях

и

нормах

поведения,

а

также

совершенствование духовно-

н р а в с т в е н н ы х

к а ч е с т в

личности.

Решаемая учебная

проблема

Согласны ли вы с позицией

С.А.Андрееевского, который

писал, что «…прежде чем рядить и рядить Тургенева, надо

его понять»?

Основные понятия,

изучаемые на уроке

Приемы «тайного психологизма», эволюция героя, эпос в

романе, критическая статья

Вид используемых на уроке

ИКТ

Универсальные

(компьютер,

интерактивная

доска,

веб-

сайты)

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУРКУТРА УРОКА

ЭТАП 1. Практикум: работа с художественным произведением

Формирование конкретного

образовательного

результата / группы

Умение анализировать эпическое произведение

результатов

Длительность этапа

20-25 минут

Основной вид учебной

деятельности,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Выразительное чтение и анализ фрагментов

художественного произведения

Методы обучения

Медленное чтение, аналитическое мышление

Форма организации

деятельности учащихся

Групповая мыслительная деятельность

Функция / роль

преподавателя на данном

этапе

Организационная, регулирующая. Организация работы с

художественным произведением. Работа по развитию

связной устной речи. Наблюдения, выводы

Основные виды

деятельности

преподавателя

Координация деятельности учащихся

ЭТАП 2. Практикум: работа с фрагментами критических статей.

Формирование конкретного

образовательного

результата / группы

результатов

Умение анализировать критическую статью

Длительность этапа

20-25 минут

Основной вид учебной

деятельности,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Аналитическая работа с фрагментами критических статей.

Защита позиции одного из критиков

Методы обучения

Технология

смыслового

чтения.

Технология

РКМЧП.

Аналитическая беседа

Форма организации

деятельности учащихся

Групповая мыслительная деятельность

Функция / роль

преподавателя на данном

этапе

Организационная, регулирующая. Организация анализа

фрагментов критических статей. Работа по развитию

связной устной речи. Наблюдения, выводы

Основные виды

деятельности

преподавателя

Координация деятельности учащихся

ЭТАП 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения

материала.

Формирования конкретного

образовательного

результат/группы

результатов

Диагностика знаний, умений, навыков

Длительность этапа

25-30 минут

Основной вид учебной

деятельности,

направленный на

формирование данного

образовательного

результата

Самостоятельная работа с фрагментом художественного

произведения

Методы обучения

Письменная самостоятельная работа

Форма организации

деятельности учащихся

Индивидуальная мыслительная деятельность

Функция/роль

преподавателя на данном

этапе

Организационная, координирующая. Организация

самостоятельной работы учащихся. Наблюдение, выводы,

развитие письменной речи

Основные виды

деятельности преподавателя

Координация деятельности учащихся

ЭТАП 4. Подведение итогов, домашнее задание.

Виды учебной

деятельности для проверки

полученных

образовательных

результатов

Обобщение. Устный ответ на проблемный вопрос уроков

Длительность этапа

3-5 минут

Форма организации

деятельности учащихся

Индивидуальная

и

коллективная

мыслительная

деятельность

Методы обучения

Письменная самостоятельная работа

Функция/роль учителя на

данном этапе

Организационная, координирующая. Организация

самоконтроля обучающегося с последующей самооценкой

Основные виды

деятельности учителя

Координирует деятельность

Рефлексия по достигнутым

или недостигнутым

образовательным

результатам

Учащие ся

оценивают

вою

работу

на

у р о к а х ,

преподавателя

выставляет

оценки

за

конкретные

виды

работы отдельным ученикам на основе их самооценки.

Домашнее задание с комментариями.

Ход занятия.

I.

Аналитическая работа.

Обсуждение и анализ истории любви Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой.

Вопросы и задания:

1.

Проследите

историю

развития

чувства

любви

Базарова

к

Одинцовой

(завязка

любовного конфликта ХV – глава; развитие отношений – ХVI, ХVII главы, развязка

конфликта – ХVIII глава. Перечитайте указанные главы, комментируя по ходу чтения и

делая пометки карандашом.

2.

Какие изменения в своем друге замечает Аркадий?

3.

Какие изменения в Базарове отмечает автор? Почему Базаров «как будто избегал,

как будто стыдился» Аркадия?

4.

Прочитайте сцену «Одинцова после объяснения с Базаровым» (конец XVII главы).

Что Анна Сергеевна ценит больше всего? Почему она не смогла полюбить Базарова? В

чем проявилась особенность тургеневского психологизма?

5.

Как

с

помощью

образа

Одинцовой

обнаруживается

несостоятельность

нигилистических взглядов Базарова?

6.

Как любовь к Одинцовой изменила Базарова? Можно ли говорить об эволюции

героя?

7.

Почему И.С. Тургенев «заставляет» своего героя умереть?

8.

Прочитайте сцену прощания Евгения Базарова с Одинцовой (ХХVII глава). Как в

диалоге раскрывается трагическая сущность главного героя? Как Базаров относился к

родителям при жизни? О ком Базаров просит позаботиться после его смерти? Почему?

Как слова, сказанные умирающим Базаровым: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть

она погаснет…», характеризуют героя.

9.

Перечитайте эпилог романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» (ХХVIII глава). Как в

эпилоге

раскрывается

авторская

позиция

на

сущность

конфликта,

отраженного

в

названии?

Межпредметная интеграция: русский язык и литература.

10.

Какие особенности стиля И.С. Тургенева вы можете отметить?

11.

Философ В.В. Розанов писал о языке тургеневской прозы: «Язык его, кроме

безусловной

правильности

и

изящества,

отличается

теплотой

и

мягкостью,

пожалуй,

большими, чем у кого-нибудь из его плеяды. Русская душа живет глубоко живет в этом

языке». Согласны ли с данной точкой зрения? Аргументируйте свою позицию.

II.

Полемика на уроке.

Обсуждение критических статей, защита позиций критиков или полемика с ними. ( по

группам)

Группа I.

Представление конспекта статьи М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени». Вопросы,

ответы на которые должны быть отражены в конспекте:

1)

Поясните мысль критика о том, что «в романе, за исключением старушки, нет ни

одного живого лица и живой души».

2)

Как в романе представлено современное молодое поколение?

3)

На какие качества «детей» указывает критик?

Группа II.

Представление конспекта статьи Д.И. Писарева «Базаров». Вопросы, ответы на которые

должны быть отражены в конспекте:

1)

Почему

критик

считает

И.С.

Тургенева

одним

из

«лучших

людей

прошлого

поколения?»

2)

Чем замечателен роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»?

3)

Почему критик называет Базарова человеком сильным «по уму и характеру»

4)

Как, по мнению критика, понимает Базарова сам И.С. Тургенев?

5)

Как трактуется в статье сцена смерти Базарова?

Группа III.

Представление конспекта статьи Д.Н. Овсянико-Куликовского «Этюды о творчестве

И.С.Тургенева».

Вопросы, ответы на которые должны быть отражены в конспекте:

1)

Почему критик относит образ Базарова к спорным?

2)

Почему И.С. Тургенев создал Базарова и чем последний был для своего творца.

Группа IV.

Представление конспекта статьи Н.Н Страхова «И.С. Тургенев. «Отцы и дети».

Вопросы, ответы на которые должны быть отражены в конспекте:

1)

В чем критик видит «глубокую занимательность романа»?

2)

Как в своей статье Н.Н. Страхов полемирует с точкой зрения Д.И. Писарева?

3)

В чем критик видит суть воззрений Базарова:

4)

Почему мрачная фигура Базарова привлекательна для читателя?

5)

В чем заключается главная идея романа?

III.

Диагностическая работа.

Прочитайте

приведенный

ниже

фрагмент

прозаического

произведения

и

выполните задания 1-5.

Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России. Как

почти все наши кладбища, оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно

заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными

крышами; каменные плиты все сдвинуты, словно кто их подталкивает снизу; два-три

ощипанных деревца едва дают скудную тень; овцы безвозбранно бродят по могилам... Но

между ними есть одна, до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни

птицы садятся на нее и поют на заре. Железная ограда ее окружает; две молодые елки

посажены по обоим ее концам: Евгений Базаров похоронен в этой могиле. К ней, из

недалекой

деревушки,

часто

приходят

два

уже

дряхлые

старичка

муж

с

женою.

Поддерживая

друг

друга,

идут

они

отяжелевшею

походкой;

приблизятся

к

ограде,

припадут и станут на колени, и долго и горько плачут, и долго и внимательно смотрят на

немой камень, под которым лежит их сын; поменяются коротким словом, пыль смахнут с

камня да ветку елки поправят, и снова молятся, и не могут покинуть это место, откуда им

как будто ближе до их сына, до воспоминаний о нем... Неужели их молитвы, их слезы

бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы

страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней,

безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии

говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также

о вечном примирении и о жизни бесконечной...

(И.С. Тургенев «Отцы и дети»)

Задание

1.

Как

называлось

направление

философской

мысли,

приверженцем

которого

был

Базаров?

Кратко

охарактеризуйте

особенности

философских

взглядов

Базарова.

Задание

2. Укажите термин, которым в литературе называется художественный

прием, позволивший автору создать образ одушевленной, живущей собственной жизнью

природы; «цветы безмятежно глядят…невинными глазами», «немой камень» и др. Как с

помощью использования данного художественного приема раскрывается позиция автора

на описываемое?

Задание

3. Прочитайте отрывок со слов «Неужели их молитвы…» до конца

фрагмента. Какой прием, усиливает эмоциональное звучание текста, дважды встретился в

нем? Почему автору было важно эмоционально усилить финал романа?

Задание 4. Сформулируйте главную идею фрагмента.

Задание 5. Кто из русских писателей писал о «вечном примирении» поколений и

как их позиции соотносятся с романом И.С. Тургенева «Отцы и дети».

IV.

Подведение итогов.

Учащиеся устно отвечают на проблемный вопрос занятий.

Домашнее задание. Подготовиться к творческой работе по роману И.С. Тургенева

«Отцы

и

дети»

:

систематизировать

материал

учебника,

литературоведческий

и

критический материл по роману И.С. Ткргенева «Отцы и дети», сделать необходимые

пометки в тексте произведения.

Подводя итоги, мы можем задаться вопросом, так что же для нас современное

урок?

Это

урок-познание,

открытие,

деятельность,

противоречие,

развитие,

рост,

ступенька

к

знанию,

самопознание,

самореализация,

мотивация.,

интере с.

профессионализм,

выбор,

инициативность,

уверенность,

потребность.

Что

главное

в

уроке? Каждый преподаватель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для

одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников

сразу с появлением преподавателя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение

итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя,

которое

позволяет

ему

либо

упрочить,

наполняя

учеников

знаниями

умениями

и

навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая

условия для порождения их ценностей и смыслов.



В раздел образования