Напоминание

"Применение проектного метода обучения"


Автор: Буданова Жанна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Академия управления городской средой, градостроительства и печати"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Применение проектного метода обучения"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Применение проектного метода обучения

Проектная

технология

дополнительный

ресурс

реализации

системно-

деятельностного подхода в обучении и воспитании.

Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к

проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную

деятельность показать практическое применение полученных знаний.

Гуманистический

смысл

проектного

обучения

состоит

в

развитии

творческого

потенциала

обучающихся.

Практическая

деятельность

способствует

преобразованию

процесса обучения в процесс самообучения, позволяя каждому студенту увидеть себя как

человека способного и компетентного.

Проектный метод обучения в сочетании с традиционными является действенным в

организации самостоятельной работы учащихся. Под проектом подразумевается план,

предположение, предварительный текст какого-либо документа и т. д.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течении

определенного отрезка времени.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то этот метод

предполагает

совокупность

последовательских,

поисковых,

проблемных

методов

творческих по своей сути.

Учебный

проект

это

комплекс

поисковых,

исследовательских,

расчетных,

графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью

практического или теоретического решения значимой проблемы.

В основе метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной

деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной

практической или теоретической проблемы.

Внешние

результаты

можно

увидеть,

осмыслить,

применить

в

реальной

практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится

бесценным

достоинством

обучающегося,

соединяя

знания

и

умения,

компетенции

и

ценности. Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы, что в свою

очередь предусматривает исполнение совокупности разнообразных методов и средств

обучения – с одной стороны, а с другой – необходимости интегрировать знания и умения

из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Основные требования к исполнению метода проектов:

1) наличие значимой в исследуемом плане задачи, требующей интегрируемого

знания, исследуемого поиска для ее решения;

2)

практическая,

теоретическая,

познавательная

значимость

предполагаемых

результатов;

3) самостоятельная деятельность обучающихся;

4) структурированное содержание части проекта;

5)

исполнение

исследовательских

методов,

предусматривающих

определенную

последовательность действий;

К таким методам относятся:

-

определение

проблемы

и

вытекающих

из

нее

задач

исследования

(метод

«мозгового штурма», «круглого стола»);

- выдвижение гипотезы;

- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты,

творческих отчетов, просмотров и прочего);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Технология проектов:

-

практико-ориентированный

(результат

деятельности:

составление

локальной

сметы, проект библиотеки и т. д.);

- исследовательский (должны быть продуманы структура, цель, актуальность);

- информативный (статья, реферат, доклад);

- творческий (сценарий, спектакль, стенгазета);

- ролевой проект (ролевые игры).

По количеству учащихся проекты классифицируют как:

- личностные;

- парные;

- групповые.

По

продуктивности

краткосрочные

(до

недели),

среднесрочные

(до

месяца),

долгосрочные (четверть года).

Метод

проектов

является

гибкой

моделью

организации

учебного

процесса,

воспитывает

у

учащихся

качества,

которые

позволят

лучше

адаптироваться

к

стремительно меняющейся социально-экономическим условиям, так как ориентирован на

творческую самореализацию, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

Творческий,

нестандартный

подход

учителя

к

проведению

уроков

ведет

к

повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль

преподавателя заключается в консультативной помощи, из носителя готовых знаний он

превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.

Проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к

обучающемуся.

Меняется и психологический климат на уроке. Из автоматизированного источника

информации преподаватель становится соучастником исследуемого творческого процесса,

наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.

Критерии оценки преподавательской деятельности учеников могут включать в себя:

- владение способами познавательной деятельности;

- умение использовать различные источники информации;

- коммуникация и адаптация, умение принимать чужое мнение, противостоять

трудностям;

-

самоорганизация:

умение

ставить

цель,

составлять

и

реализовывать

план,

проводить рефлексию.

Благодаря проекту:

- возрастает познавательный интерес обучающихся;

- повышается мотивация к учебной деятельности;

-

повышается

актуальность

на

уроках,

исчезает

боязнь

неправильного

ответа,

излишняя застенчивость.

- студенты становятся более самостоятельными и коммуникативными.

Педагогический смысл реализации проектов заключается в приобретении опыта

разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и

навыки, в том числе и опыт работы с информацией, умение распределять работу по

времени, навыки сотрудничества и самопрезентации, а также проекты – это возможность

для создания «ситуации успеха» как личного, так и коллективного. А успех придает

уверенность в собственных силах, способствует саморазвитию.



В раздел образования