Автор: Буданова Жанна Геннадьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "Академия управления городской средой, градостроительства и печати"
Населённый пункт: Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Применение проектного метода обучения"
Раздел: среднее профессиональное
Применение проектного метода обучения
Проектная
технология
–
дополнительный
ресурс
реализации
системно-
деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Суть метода заключается в том, чтобы стимулировать интерес обучаемых к
проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную
деятельность показать практическое применение полученных знаний.
Гуманистический
смысл
проектного
обучения
состоит
в
развитии
творческого
потенциала
обучающихся.
Практическая
деятельность
способствует
преобразованию
процесса обучения в процесс самообучения, позволяя каждому студенту увидеть себя как
человека способного и компетентного.
Проектный метод обучения в сочетании с традиционными является действенным в
организации самостоятельной работы учащихся. Под проектом подразумевается план,
предположение, предварительный текст какого-либо документа и т. д.
Метод
проектов
всегда
ориентирован
на
самостоятельную
деятельность
обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течении
определенного отрезка времени.
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то этот метод
предполагает
совокупность
последовательских,
поисковых,
проблемных
методов
–
творческих по своей сути.
Учебный
проект
–
это
комплекс
поисковых,
исследовательских,
расчетных,
графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно с целью
практического или теоретического решения значимой проблемы.
В основе метода проектов положена идея направленности учебно-познавательной
деятельности обучающихся на результат, который получается при решении той или иной
практической или теоретической проблемы.
Внешние
результаты
можно
увидеть,
осмыслить,
применить
в
реальной
практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится
бесценным
достоинством
обучающегося,
соединяя
знания
и
умения,
компетенции
и
ценности. Метод проектов предусматривает решение какой-либо проблемы, что в свою
очередь предусматривает исполнение совокупности разнообразных методов и средств
обучения – с одной стороны, а с другой – необходимости интегрировать знания и умения
из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.
Основные требования к исполнению метода проектов:
1) наличие значимой в исследуемом плане задачи, требующей интегрируемого
знания, исследуемого поиска для ее решения;
2)
практическая,
теоретическая,
познавательная
значимость
предполагаемых
результатов;
3) самостоятельная деятельность обучающихся;
4) структурированное содержание части проекта;
5)
исполнение
исследовательских
методов,
предусматривающих
определенную
последовательность действий;
К таким методам относятся:
-
определение
проблемы
и
вытекающих
из
нее
задач
исследования
(метод
«мозгового штурма», «круглого стола»);
- выдвижение гипотезы;
- обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защиты,
творческих отчетов, просмотров и прочего);
- сбор, систематизация и анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Технология проектов:
-
практико-ориентированный
(результат
деятельности:
составление
локальной
сметы, проект библиотеки и т. д.);
- исследовательский (должны быть продуманы структура, цель, актуальность);
- информативный (статья, реферат, доклад);
- творческий (сценарий, спектакль, стенгазета);
- ролевой проект (ролевые игры).
По количеству учащихся проекты классифицируют как:
- личностные;
- парные;
- групповые.
По
продуктивности
–
краткосрочные
(до
недели),
среднесрочные
(до
месяца),
долгосрочные (четверть года).
Метод
проектов
является
гибкой
моделью
организации
учебного
процесса,
воспитывает
у
учащихся
качества,
которые
позволят
лучше
адаптироваться
к
стремительно меняющейся социально-экономическим условиям, так как ориентирован на
творческую самореализацию, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
Творческий,
нестандартный
подход
учителя
к
проведению
уроков
ведет
к
повышению мотивации и ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. Роль
преподавателя заключается в консультативной помощи, из носителя готовых знаний он
превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников.
Проектная деятельность позволяет осуществлять более индивидуальный подход к
обучающемуся.
Меняется и психологический климат на уроке. Из автоматизированного источника
информации преподаватель становится соучастником исследуемого творческого процесса,
наставником, консультантом, организатором самостоятельной деятельности учащихся.
Критерии оценки преподавательской деятельности учеников могут включать в себя:
- владение способами познавательной деятельности;
- умение использовать различные источники информации;
- коммуникация и адаптация, умение принимать чужое мнение, противостоять
трудностям;
-
самоорганизация:
умение
ставить
цель,
составлять
и
реализовывать
план,
проводить рефлексию.
Благодаря проекту:
- возрастает познавательный интерес обучающихся;
- повышается мотивация к учебной деятельности;
-
повышается
актуальность
на
уроках,
исчезает
боязнь
неправильного
ответа,
излишняя застенчивость.
- студенты становятся более самостоятельными и коммуникативными.
Педагогический смысл реализации проектов заключается в приобретении опыта
разнообразной деятельности, в процессе которой формируются необходимые умения и
навыки, в том числе и опыт работы с информацией, умение распределять работу по
времени, навыки сотрудничества и самопрезентации, а также проекты – это возможность
для создания «ситуации успеха» как личного, так и коллективного. А успех придает
уверенность в собственных силах, способствует саморазвитию.