Напоминание

Формирование информационной компетентности в процессе подготовки специалистов среднего звена.


Автор: Мубаракшина Наиля Зуфаровна
Должность: Преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Альметьевский политехнический техникум»
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Альметьевск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование информационной компетентности в процессе подготовки специалистов среднего звена.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Формирование информационной компетентности в процессе

подготовки специалистов среднего звена.

Аннотация:

в

статье

рассматривается

компетентностный

подход

в

образовании,

который

является

способом

достижения

нового

качества

профессионального

образования.

Показана

роль

формирования

информационной компетентности в процессе подготовки

специалистов

среднего звена.

Ключевые

слова:

компетентностный

подход,

профессиональная

компетентность, информационная компетентность, компетенция, саморазвитие

и самореализация.

В

рамках

компетентностного

подхода

конечная

цель

всякого

профессионального обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы

поведения,

и

приобрел

такой

набор

знаний,

умений

и

личностных

характеристик, по выбранной специальности, которые позволят ему успешно

осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься всю жизнь, то

есть он овладел набором необходимых для этого компетенций.

Компетенция – это не просто знания и умения, это и умение решать

проблемы

разной

сложности,

основываясь

на

этих

знаниях,

для

успешной

деятельности на том или ином поприще. Не менее важное значение имеют

личностные

черты,

установки,

ценности,

убеждения,

эмоции,

способность

ладить с людьми и самооценка.

В

своей

основе

компетентностный

подход

в

образовании

имеет

три

принципа. Первый из них гласит, что основой образования должны являться

базовые знания и соответствующие им умения, навыки и способы обучения.

Следующий

принцип:

в

содержании

современного

образования

должны

включаться необходимые и действительно важные, а не второстепенные знания.

Можно сказать, что система образования должна иметь ориентацию на базовые

от расли

науки

и

но сить

академиче ский

характер.

Р е а л и з а ц и я

компетентностного подхода не может быть возможной без принципа гуманного

отношения к каждой личности – это третий принцип. [1, с. 176].



Главная

идея

компетентностного

подхода

-

основным

результатом

образования в современных условиях целесообразно рассматривать не знания,

умения и навыки как таковые, а способность человека самостоятельно решать

различные ситуации, возникающие в реальной жизни.

Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс предполагает

применение межпредметных связей.

Межпредметные связи находят отражение в самом содержании обучения,

и

учитываются

при

разработке

учебных

планов

и

программ,

учебников,

учебных

и

методических

пособий.

Эта

сторона

межпредметных

связей

определяет

подход

к

отбору

и

расположению

учебного

материала

таким

1

образом,

чтобы

знания,

полученные

учащимися

при

изучении

одного

или

нескольких предметов, являлись базой для усвоения других предметов.

Федера льный

Го сударственный

образовательный

с т а н д а р т

профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения в результате

освоения

дисциплины

предусматривает

приобретение

обучающимися

не

только знаний, определенных умений, но и формирование профессиональных

компетенций.

Профессиональная компетенция –это способность успешно действовать

на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания,

решении задачи профессиональной деятельности. [2, с. 106].

Для

успешного

решения

профессионально

ориентированных

задач

выпускник

должен

уметь

анализировать

реальную

обстановку,

находить

оптимальные пути ее улучшения, предлагать наиболее эффективные решения

возникающих проблем, владеть навыками работы с различными источниками

информации.

При

этом

важнейшим

направлением

формирования

профессиональной

компетентности

выступает

усиление

профессиональных

качеств будущего специалиста на основе личностных позиций.

Выпускник

профессионального

образовательного

учреждения

должен

быть

готов

самостоятельно

и

эффективно

решать

проблемы

в

области

профессиональной деятельности, позитивно взаимодействовать и сотрудничать

с коллегами, стремиться к постоянному профессиональному росту и творческой

самореализации, обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию

и самореализации.

Таким

образом,

проце сс

формирования

п р о ф е с с и о н а л ь н о й

компетентности

это

многофакторное

явление,

влияющее

на

дальнейшее

личностное и профессиональное становление студента как профессионала, а

ценностная

сфера

личности

является

направляющим

ориентиром

и

центральным

фактором,

регулирующим

деятельность

человека

в

обществе,

определяющим направление и особенности поведения личности .

Только творческий настрой, жажда знаний и постоянный поиск

способствуют

формированию

профессиональной

компетентности

студента,

будущего специалиста, профессионала своего дела. Именно они пробуждают у

него

подлинную

сознательность

и

творческую

активность,

стремление

к

саморазвитию

и

самореализации,

именно

эти

качества

столь

необходимы

современному специалисту – профессионалу своего дела. [3, с. 146].

Сегодня, говоря о системе среднего профессионального образования в

контексте компетентностного подхода, необходимо понимать, что именно здесь

закладывается

фундамент

профессионально

компетентного

специалиста

и

дальнейший

успех

в

его

будущей

профессиональной

деятельности

будет

определяться тем, насколько он сумеет реализовать свой потенциал в реальной

практической деятельности.

Информационная

компетентность

-

важнейшая

составляющая

профессиональной компетентности.

2

Она

предполагает

умения

рационально

работать

с

компьютерной

техникой;

использовать

современные

программные

продукты;

привлекать

средства

информационных

технологий

для

выполнения

математических

расчетов,

обработки

данных

экспериментов;

навыки

поиска

необходимой

информации,

осуществления

деловой

переписки

и

коммуникаций

в

электронной сети. [4, с. 146].

Формирование

информационной

компетентности

подразумевает

приобретение опыта:

1.

в осуществлении способов информационной деятельности;

2.

познавательной

деятельности

в

области

информатики

и

информационных технологий;

3.

использовании

известных

видов

и

приемов

информационной

деятельности в своей будущей профессиональной области и смежных областях

(опыт решения типовых задач по образцу);

4.

творч е ской

дея тельно сти

в

с фере

п р о ф е с с и о н а л ь н о -

ориентированных информационных технологий;

5.

налаживания

и

осуществления

эмоционально-ценностных

отношений

в

различных

сферах

при

помощи

электронных,

мультимедиа

с

р

е

д

с

т

в

.

Информационная компетентность может проявляться:

- в повседневной жизни (как результат информационного поведения и

взаимодействия, принятия решений в бытовых ситуациях);

- образовательном процессе (в связи с информатизацией образования, в

типовых и модельных ситуациях);

-

профе ссионально-ориентированной

деятельно сти

ход е

производственной практики студента, его участия в научно-исследовательской

работе, при совмещении обучения и работы и т. д.)

Исходя из реалий современного информационного общества, очевидно,

что для достижения определенного уровня информационной компетентности

специалисту необходимо:

- постоянно приобретать новые знания и умения в сфере информационно-

коммуникационных технологий;

- развивать свои коммуникативные и интеллектуальные способности;

-

осуществлять

интерактивный

диалог

в

едином

информационном

пространстве.

Формирование

информационной

компетентности

студентов

осуществляется как непосредственно на занятиях или при подготовке к ним (в

процессе

обработки

результатов

учебных

экспериментов,

при

выполнении

расчетов

и

оформлении

лабораторных,

курсовых

работ

по

учебным

дисциплинам, при поиске необходимой учебной информации), так и во время

самостоятельной

работы,

при

осуществлении

студентами

какой-либо

творческой деятельности. [5, с. 76].

3

Основу

самостоятельной

познавательной

деятельности

студентов

составляют

учебные

действия,

которые

студент

выполняет

без

помощи

преподавателя. Стимулятором самостоятельной познавательной деятельности

студентов

выступает

потребность

в

новых

знаниях,

возникающая

в

ходе

решения учебной задачи, то есть познавательный интерес. К методам обучения,

стимулирующим

развитие

самостоятельной

познавательной

деятельности,

можно отнести компьютерную деловую игру. [5, с. 78].

Само стоятельная

деятельно сть

вырабатывает

у

с т уд е н т о в

психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и

является необходимым условием самоорганизации собственной учебной, а в

дальнейшем

и

профессиональной,

деятельности.

Поэтому

придание

личностного

смысла

получаемому

образованию,

стимулирует

развитие

творческого потенциала студентов за счет активации внутренней мотивации

учебы, развития навыков самоорганизации и самообразования.

Использование

электронного

лабораторного

практикума

не

только

повысит

уровень

сформированности

информационных

компетенций

профессионального обучения, но и уровень познавательной активности за счет

изучения современного программного обеспечения, необходимого в будущей

профессиональной деятельности.

Одним

из

показателей

качества

подготовки

специалиста

технического

профиля

является

наличие

у

него

практических

навыков

выполнения

графических работ.

Использование

информационных

технологий

на протяжении

всего

периода обучения, способствует постепенной и планомерной подготовке

конкурентоспособных и востребованных на рынке труда техников.

В

процессе

работы

над

проектом

вырабатываются

следующие

личностные

качества:

творческий

подход

к

делу;

инициативность;

самостоятельность;

трудолюбие;

ответственность;

организованность;

старательность;

добросовестность; аккуратность;

дисциплинированность;

усидчивость; терпение. [5, с. 116].

Приоритетом среднего профессионального образования провозглашаются

развитие

общего

интеллектуального

потенциала

и

универсальных

умений

будущих

специалистов.

Как

показывает

практика,

такие

качества,

как

самостоятельность,

мобильность,

личностная

и

профе ссиональная

самореализация,

способность

к

самостоятельной

постановке

задачи

и

творческому решению проблем - наиболее активно развиваются и проявляются

в контексте внедрения ФГОС.

Естественно,

что

чем

больше

студент

использует

средства

информационных и коммуникационных технологий в учебно-познавательной и

творческой

деятельности,

тем

выше

уровень

его

информационной

компетентности.

4

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что основополагающим

фактором

профессионального

образования

становится

развитие

личностной

сферы, а целью – формирование профессиональной компетентности.

Компетентностный

подход,

призванный

решать

ряд

проблем

в

образовательном

процессе,

является

способом

достижения

нового

качества

профессионального

образования

и

определяет

направление

изменения

образования в целом, его приоритеты, содержательный ресурс развития.

5



В раздел образования