Автор: Савинова Ольга Ивановна
Должность: преподаватель ПМ " Выполнение работ по профессии " младшая медицинская сестра по уходу за больными"
Учебное заведение: ГАПОУ " Набережночелнинский медицинский колледж"
Населённый пункт: г.Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка открытого классного часа
Тема: "В будущее с культурой"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА
В будующее с культурой
Казань, Елабуга, Чистополь, Булгар и Свияжск – памятники истории и культуры
Организатор:
Преподаватель сестринского дела
Савинова О.И.
г. Набережные Челны
2016 г.
Цель открытого классного часа :
Ознакомление с древними городами-памятниками истории и культуры Казань, Елабуга,
Чистополь Свияжск и Булгар.
Задачи:
Образовательная:
Формирование
ключевых
компетенций
в
области
истории,
обществознания, литературы, искусства.
Развивающая : Развитие любознательности, воображения;
Воспитательная : Воспитание уважительного отношения к истории и культуре своего
родного края
.
Оборудование: мультимедийая доска ,презентация
Открытый классный час: В будущее с культурой
Казань, Елабуга,Чистополь, Булгар и Свияжск – памятники истории и
культуры
(урок-путешествие)
Ход занятия:
1 ведущий: Мы хотим представить вам 5 культурных и исторических мест Татарстана -
это города Казань, Елабуга, Чистополь, Булгар и Свияжск. Первым в нашем списке - это
столица Татарстана город Казань.
2 ведущий:
Казань (тат. Казан, Qazan-город Российской Федерации, столица Республики Татарстан,
крупный порт на левом берегу реки Волги, при впадении в неё реки Казанки. Один из
крупнейших
экономических,
политических,
научных,
образовательных,
культурных
и
спортивных центров России.
О происхождении названия Казани существует несколько
версий
и
легенд.
Чаще
всего
апеллируют
к
версии
закипевшего
котла:
колдун
посоветовал булгарам построить город там, где без всякого огня будет кипеть врытый в
землю котёл с водой. В результате подобное место было найдено на берегу озера Кабан.
Отсюда
и
пошло
имя
города
Казань -
казан на древнебулгарском,
к а к
и
н а
современном болгарском и татарском, значит «котёл».
Другие версии связывают имя
города с ландшафтом, татарским словам каен («берёза») или каз («гусь»).
Согласно официальной версии, принятой в настоящее время, город был основан более
1000 лет назад. Основанием для такой датировки является найденная во время раскопок на
территории К а з а н с к о г о
к р е м л я ч е ш с к а я
м о н е т а ,
д а т и р о в а н н а я
правлением св.Вацлава (предположительно,
чеканки 929-930
годов)
и
ставшая
самой
ранней чешской монетой, а также другие артефакты (накладка венгерского типа, женские
бусы) с менее явной датировкой. По официальным утверждениям, к изучению находок,
имеющих отношение к возрасту Казани, были привлечены специалисты из 20 городов
России и из 22 стран мира.
М е ч е т ь
К у л
Ш а р и ф (тат. К о л
Ш ә р и ф
м ә ч е т е ,
Q o l
Ş ә r i f
m ә ç e t e ) -
главная мечеть республики Татарстана
Казани ( с
2 0 0 5
год а ) ;
р а с п ол ож е н а
н а
территории Казанского
кремля.
Строительство
храма
было
начато
в 1996
году как
воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра
религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть
была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.
Названа
в
честь
её
последнего имама сеида Кул
-Шарифа,
одного
из
предводителей
обороны Казани.
Б а́
ш н я
С ю юм б и ке́
(тат. Сөембикә
манарасы,
Sөyembikә
manarası) - дозорная
(сторожевая) башня в Казанском
кремле.
Башня
Сююмбике
также
относится
к
«падающим» башням (как, например, Пизанская башня), так как имеет заметный наклон в
северо-восточную
сторону.
На
данный
момент
отклонение
её
шпиля
от
вертикали
составляет 1,98 м.
Впервые в литературе название «Башня Сююмбике» («башня Сумбекина») появляется
в 1832
году в четвёртом номере казанского журнала «Заволжский Муравей», в главе X
очерка
«Казань».
Постепенно
оно
становится
общеупотребительным.
В татарском
языке название
«Сөембикә
манарасы»
появилось
не
ранее XIX
века и скалькировано с
русского названия «башня Сююмбике».
Легенда. Вокруг происхождения башни существует несколько легенд, обыгрывающих её
народное название, но не имеющих научного обоснования. По одной из них башня
построена царицей Сююмбике в память своего мужа Сафа-Гирея, умершего в 1549 году.
По другой легенде она была сооружена по приказу Ивана Грозного за семь дней. Однажды
Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань
своих
сватов.
Гордая
красавица
отказала
русскому
царю. Тогда
разгневанный
Иван
Грозный пришёл к стенам города с огромным войском, осадил город и сказал, что если
Сююмбике не согласится выйти за него замуж, то он сотрёт Казань с лица земли. Чтобы
спасти
жителей
Казани,
Сююмбике
была
вынуждена
согласиться
выйти
замуж
при
условии, но попросила необычный свадебный подарок – самую высокую башню ,которую
русский царь за семь дней должен построить в Казани .
Условия
царицы
были
приняты
и
началось
спешное
строительство.
В
первый
день
положили первый ярус, во второй день – второй, в третий – третий... К исходу седьмого
дня башня была готова.И начался свадебный пир. Гости пировали, а казанцы грустили.
Они понимали, что больше не увидят Сююмбике – добрую госпожу. Во время пира
Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни, чтобы в последний раз посмотреть
на Казань. Но, глядя на родной город, поняла, что не сможет покинуть его навсегда.
Расплакалась
и
бросилась
вниз
головой.Так
она
погибла,
не
желая
попасть
в
руки
ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее
именем.Подобные
легенды
хотя
и
включают
некоторые
исторические
факты,
однако
совершенно далеки от реальности. Их основой являются романтические легенды XIX
века, отмеченные во многих тогдашних путеводителях по Казани.
Спасская
башня Казанского
кремля -
главная
его
проездная
башня
и
памятник
архитектуры XVI века. Находится в восточной стене кремля и выходит на площадь 1 Мая.
Четырехъярусная
Спасская
башня
с
надвратной
церковью
Спаса
Нерукотворного -
главный въезд в Казанский кремль - расположена в южном прясле крепостной стены.
Возведена в XVI веке псковскими зодчими Иваном Ширяем и Постником Яковлевым по
прозванию «Барма». Башня неоднократно перестраивалась, во все века ей как главной
кремлевской
башне
уделяли
особое
внимание.
Башня
получила
свое
название
от
иконы Спаса Нерукотворного, которая находилась над ее вратами. В Казанских писцовых
книгах 1566-1568 гг. об основании Кремлевской церкви, Спасская церковь именовалась
«Спас Нерукотворенный, иже на вратех». Икона Спаса представляет собой точную копию
со знамени Ивана Грозного (в настоящее время знамя в Оружейной палате), водруженного
в ходе сражения за город на месте будущей башни.
Благовещенский
собор Казанского
кремля -
выдающийся
памятник
русской
архитектуры XVI века. С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным
храмом Казанской епархии , здесь веками совершались рукоположения священников, а с
конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний
(Храповицкий), Андрей (Ухтомский)).
Благовещенский
собор
Казанского
Кремля -
самый
удаленный
образец
псковской
архитектурной
школы
и
самый
древний
из
сохранившихся
памятников
истории
и
архитектуры
в
ансамбле
Кремля
и
города.
Крестово-купольный,
с
пятью
главами,
покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал
планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус
Казанского царства. Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль
собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание
центральной главы, и украшающем апсиды.
1 ведущий: далее в нашем списке один из старейших городов Татарстана - город Елабуга
3 ведущий:
Чертово городище. - так называется место на высоком берегу Камы, где расположена
отреставрированная каменная башня - символ Елабуги. Логово Змея-оракула. Согласно
легенде, Чертово городище свое название получило от змея-оракула (или черта), который
жил в языческом храме, стоявшем на высокой горе, на правом берегу Камы. Змей-оракул
был
известен
на
всю
округу
своими
предсказаниями.
Ответы
оракула
славились
точностью и потому к оракулу со всех сторон шли те, кто желал узнать судьбу. В качестве
платы за предсказания, змею приносились человеческие жертвы из плененных врагов .
Перед тем, как Булгарское царство было разрушено, этот змей неожиданно куда-то исчез.
Перекликается с легендой о змее и тот факт, что в Казани были специальные ворота -
"Елбугины" - и выходили они на Алабугу. К этому периоду относится легенда о том, что
ужасный змей украл красавицу-дочь у одного из елабужских баев и что храбрый джигит
Чуранай спас ее...
Музей уездной медицины В.М. Бехтерева. В городе Елабуге находится Музей уездной
медицины
им.
Бехтерева.
Владимир
Михайлович
Бехтерев
выдающийся
русский
академик,
медик-психиатр,
невропатолог,
физиолог,
психолог,
основоположник
рефлексологии и патопсихологического направления в России. В зале созданы интерьеры
операционной и детского отделения. Представлены уникальные экспонаты: личные вещи
медработников,
интереснейшие
фотоматериалы,
изобретения
елабужских
врачей,
инструментарий, специализированная одежда, медицинские препараты, книги.
Кавалерист-девица Н.А. Дурова. Дурова в своих записках не слишком эмоционально
описывает
собственное
детство.
Из
ее
воспоминаний
следует,
что
мать,
ожидавшая
рождения
сына,
сразу
невзлюбила
дочь.
Вскоре
ее
мать
отказалась
от
нее
и
ее
воспитанием занимался дядя гусар Астахов.
Он с малых лет обучал верховой езде,
военному делу. Надежду Дурову выдали замуж в возрасте 18 лет за некоего чиновника
через два года, у них родился сын. Видимо, семейная жизнь не сложилась, и Надежда
Андреевна, забрав маленького сына, вернулась в родительский дом. Правда в отчий дом
она прибыла совсем ненадолго. Совсем скоро, пристроив первенца к родственникам, она
обрезала
волосы,
переоделась
в
казачий
костюм,
забрала
своего
любимого
жеребца
Алкида
и вместе с казачьим полком, который проходил мимо Сарапула, отправилась
д о г о н я т ь
д е й с т в у ю щ и е
ч а с т и
к о н н о й
р у с с к о й
а р м и и .
Убегая, как когда-то сделала ее мать, Дурова оставила женскую одежду на берегу Камы,
чтобы
родные
подумали,
что
она
утонула,
и
не
стали
ее
разы скивать .
В 1831 году Надежда Дурова переезжает в Елабугу. Именно в Елабуге, выйдя в отставку,
отважная женщина прожила более 30 лет. Здесь были созданы ее знаменитые «Записки
кавалерист-девицы» .
Умерла
и
похоронена
в
Елабуге.
Последним
ее
прижизненным
желанием было, чтобы отпевали и хоронили ее под именем Александра Александрова.
Представители церкви, зная историю Дуровой, такого разрешения не дали. Похоронили ее
как женщину, под именем, данным при крещении. Однако почести ей воздали как боевому
офицеру, дав троекратный оружейный залп над могилой на Троицком кладбище в Елабуге.
Шишкин Иван Иванович. Елабуга — город детства и отрочества «кровного, русского,
великого художника». Здесь он родился и вырос, здесь же получил силы для своего
творческого подвига. Здесь он пишет свои знаменитые картины: «Рожь», «Жатва», «Утро в
сосновом
бору».
“Корабельная
роща”,
“Святой
ключ”
близ
Елабуги”,
“Река
Кама”,
“Лесные дали”, “Сосновый бор. Картины хранятся в его доме - музее, где воссоздана
атмосфера
домашнего
быта
жизни
художника.
Так
же
в
Елабуге
расположен
единственный в мире его памятник в полный рост. Шишкинские пруды. В 2007 году к
1000–летию
Елабуги
в
исторической
части
города
было
закончено
восстановление
Шишкинских
прудов.
Шишкинские
пруды»
стали
одним
из
любимых
мест
отдыха
елабужан и гостей города, здесь проходят многие городские праздники и мероприятия, в
том числе и ежегодная Всероссийская Спасская ярмарка.
В
Елабуге
находится
дом-музей
известного
поэта
Марины
Цветаевой.
Здесь
царит
атмосфера незримого присутствия Марины Ивановны, как будто она вышла ненадолго и
сейчас вернется. На не распакованных чемоданах — ее берет, на диване — вязаный плед.
Застывшее время оставило Марину Цветаеву ЖИТЬ в Елабуге. Здесь каждый может
почувствовать «вечные сумерки и вечные колокола».
Главная ценность — записная книжечка Марины Ивановны, которую вынули из кармана
её
фартука
после
трагедии…
Марина
Ивановна
захоронена
в
южной
части
Петропавловского кладбища в Елабуге. Осенью 1960 года Анастасия Ивановна Цветаева
установила крест с надписью: «В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна
Цветаева». В 1970 году по решению Союза писателей была установлена гранитная плита.
Это место паломничества поклонников поэзии Марины Цветаевой. Здесь побывали поэты
Владимир
Высоцкий,
Евгений
Евтушенко,
участники
традиционных
Международных
Цветаевских чтений, которые проходят в Елабуге каждые два года. Ежегодно 31 августа на
могилу
Поэта
возлагаются
цветы,
а
собравшиеся
почитатели
ее
таланта
читают
стихотворения Марины Цветаевой и стихи, посвященные ее памяти.
В год 110 – летия со дня роңдения Марины Цветаевой в городе состоялось открытие
уникальной Мемориальной площади с бронзовым бюстом Марины Цветаевой на высоком
гранитном постаменте.
1ведущий: а теперь представляем вам город Чистополь
4 ведущий:
Первые упоминания о селе Чистое Поле появляются в летописях в конце XVII — начале
XVIII века. Но это уже вторично образовавшееся поселение, о чем свидетельствует само
название.
Существует
несколько
версий
по
поводу
основания
села.
Наиболее
распространённая
из
них
заключалась
в
том,
что
первопоселенцами
были
беглые
крепостные
крестьяне
либо
раскольники,
старавшиеся
создать
собственное
вольное
поселение. В 1781 году указом Екатерины II селу Чистое Поле был присвоен статус
уездного
города
Чистополя,
с
учреждением
собственного
герба.
Чистополь
–
город,
отмеченный
особенным
знаком.
Тихий
и
безвестный
прикамский
городок,
война
превратила
в
перекресток
судеб,
необычных,
ярких….
Город
со
столь
поэтическим
названием вошел в историю русской литературы периода Великой Отечественной войны.
Итак, друзья сегодня мы с вами отправляемся в красивый городок на Каме. В годы
Великой Отечественной войны Чистополь стал приютом для Союза Советских писателей,
в числе которых были Борис Пастернак. Пастернак живет очень напряженной жизнью.
Он активно участвует в литературно-художественных вечерах и писательских собраниях в
Доме учителя. В музее бережно хранятся афиши литературно-музыкальных вечеров в
Доме учителя. Пастернак написал одно из лучших стихотворений о Чистополе.
Когда в своих воспоминаньях
Я к Чистополю перейду
Я вспоминаю городок в геранях
И домик с лодками в саду.
В год столетия со дня рождения выдающегося писателя Бориса Пастернака в доме № 81 по
улице Ленина в 1990 г открылся его мемориальный музей. Экспозиция музея развернута в
доме, в котором жил поэт в годы эвакуации в Чистополе. В городе этот небольшой
особнячок значится как памятник истории и архитектуры конца XIX - начала XX веков. В
этом скромном, в три окна, двухэтажном доме во время войны жила семья Вавиловых,
которая
занимала
на
втором
этаже
большую
комнату,
а
в
маленькой
квартировал
Пастернак. Дом довольно хорошо сохранился, почти ничего не изменилось в его внешнем
и внутреннем облике с тех далеких военных лет. Напротив дома до сих пор растут старые
липы. Их видел и Пастернак. Посередине улицы- она как бульвар - широкая аллея старых
деревьев, настоящий парк. В нем любил гулять Борис Леонидович. И лесопарк, и тополь,
которыми любовался из окна своей комнаты поэт, - все это создает определенный настрой
для эмоционального восприятия.
Среди достопримечательностей Чистополя – трехпрестольный каменный Никольский
собор во имя святителя Николая Чудотворца. Никольский собор сооружался по проекту
ведущего казанского архитектора Петра Григорьевича Пятницкого, а ограда вокруг него по
проекту не менее авторитетного архитектора Ф.И. Петонди. Это предопределило высокий
уровень архитектуры собора, построенного в 1838 году и вошедшего в ряд лучших
памятников
эпохи
классицизма
в
Казанском
крае.
Основные
пожертвования
на
строительство
собора
сделали
купцы
2-й
гильдии
Григорий
Андреевич
и
Дмитрий
Андреевич Поляковы. Оба похоронены рядом с собором. Простояв более тридцати лет,
Никольский собор был обновлен в 1870-х годах. Внутри храм расписывал художник
Померанцев. В начале ХХ века рядом с собором появилась часовня в русском стиле.
Никольский собор был закрыт в 1927 году. В 1932 году службы возобновились. Теперь
собор Николая Чудотворца – великолепное произведение архитектурного искусства, яркий
образец позднего классицизма -
является одним из самых ценных памятников архитектуры
Татарстана.
1 ведущий: Булгар – следующий памятник нашей истории и культуры. Булгар — бывшая
столица
Волжской
Булгарии. Посреди
безбрежной
приволжской
степи,
в
двухстах
километрах от Казани, взору путешественника открывается небывалое зрелище. Словно из
восточной
сказки
вырастает
город
с
живописными
останками
средневековых
башен,
дворцов,
мавзолеев
и
минаретов. Сегодня
можно
увидеть
здесь
уникальные
архитектурные памятники
Свияжск - один из старинных русских городов, первый православный город в Татарстане.
Храмы острова Свияжск удивительны ещё тем, что они были возведены на острове всего
за четыре недели во времена царствования Ивана Грозного.
5 ведущий:
Черная палата является наиболее сохранившимся памятником булгарской архитектуры.
Сохранилась поэтическая легенда, объясняющая ее название. «Во время разгрома города
Булгара Аксак-Тимуром хан Абдуллах со своей семьей и приближенными укрылся в этом
здании. Завоеватели по приказу грозного Эмира обложили здание деревом и подожгли. Все
были должны погибнуть в огне и дыме, но когда дым рассеялся, враги увидели девушку в
белом одеянии на крыше здания. Это была дочь хана. Аксак-Тимур, удивленный ее
смелостью и красотой, предложил ей стать его женой. Она ответила отказом. Тогда
разъяренный Эмир приказал привести к нему двух ее братьев, приговоренных к смертной
казни. Увидев братьев с колодками на шее, она побледнела и прокричала завоевателю, что
она согласна стать его женой, если он на ее глазах отпустит ее братьев на свободу и даст
им лучших коней. Так она спасла братьям жизнь, а сама бросилась на догоравшие бревна
и разбилась. По другому преданию, это здание было судилищем. Суд производил хан и
совет из 3-х человек. Когда надо было вершить суд, то хан и каждый из судей входили в
палату через особые двери соответственно сторонам света. Хан всегда входил через
западные двери.
Строительство Соборной
мечети
было
начато
вскоре
после
монгольского
завоевания
и
закончено, судя по археологическим данным, к 60-м годам XIII в. Мечеть была одним из главных
сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать
иноземцев своими размерами и красотой. Первоначально здание имело прямоугольный план
размером 32х34 м, с двадцатью внутренними четырехгранными колоннами и несущими арку и
деревянную
крышу.
Главный
вход
был
с
северной
стороны.
К
северной
стороне
примыкал
минарет: В таком виде мечеть просуществовала около полувека. В конце XIII начале XIV века
почти разрушенная Соборная мечеть была восстановлена.
Северный мавзолей является одним из объектов в Болгарском государственном историко-
архитектурном
музее-заповеднике
в
Татарстане.
Он
находится
в
черте
современного
татарского города Болгар. Музей-заповедник, открытый в 1969 году, охватывает местность
древнего городища с архитектурными сооружениями периода XIII - XIV веков. Один из
древнейших
архитектурных
памятников
городища
-
Северный
мавзолей,
возведение
которого относят к первой половине XIVв.
Северный
мавзолей
использовался
послушниками
успенского
монастыря
в
качестве
хранилища для продуктов, поэтому его часто называют еще Монастырским погребом.
Реставрация
известного
архитектурно-исторического
памятника
проводилась
уже
достаточно давно - в конце 60-х годов ХХ века. В настоящее время в Северном мавзолее
демонстрируются намогильные плиты, найденные на территории древнего городища и
составляющие основу выставки булгарских эпиграфических памятников. Надписи на этих
плитах являются уникальным историческим источником сведений о языке, социальном
положении и вероисповедании населения древнего города.
Восточный мавзолей. К востоку от Соборной мечети находится Восточный мавзолей.
Подобно другим памятникам Болгара, он имеет неповторимую историю. Восточный мавзолей-
усыпальница булгарской знати. Здание стоит на кубическом основании, через скосы гармонично
переходящим в восьмигранный ярус. Венчает сооружение шатровое покрытие. Дверь с выносным
порталом - с юга. С трех других сторон - окна арочно-стрельчатой формы. Снаружи здание имеет
оригинальное украшение - ложные оконные ниши, способствующие устранению массивности
суровых каменных стен, создающие при солнечном освещении игру света и тени. Памятнику
почти
700
лет. Восточный
мавзолей
вместе
с
Северным
мавзолеем
входят
в
центральный
архитектурный ансамбль города. Здание перестраивалось, подвергалось реставрации, ремонту.
В начале XVIII века в связи с существованием православного монастыря здание было перестроено
и использовалось в качестве церкви.
В 1889-90-х годах здание ремонтировали. Во время этого ремонта нашли намогильную плиту,
датированную 4 июня 1291 годa, установленную Сабар-Ильчи, дочери Бураш-бека. В 1967-1968гг.
памятник
фрагментарно
реставрируется
и
восстанавливается
по
первоначальному
облику.
Устроено высокое восьмигранное, пирамидальное покрытие из легких деревянных стропил и
кровельного
железа,
покрашенного
под
цвет
камня.
Последние
реставрационные
работы
проводились на памятнике в 2007г. В 1992-94гг. проведено археологическое исследование внутри
помещения. В
1994
г
установлен
полумесяц. Внутри
здания
расположена
своеобразная
экспозиция, представляющая этапы жизни городища на примере археологического раскопа с XI в.
до наших дней.
Свияжск - один из старинных русских городов, первый православный город в Татарстане.
Храмы острова Свияжск удивительны ещё тем, что они были возведены на острове всего
за четыре недели во времена царствования Ивана Грозного. Свияжск – это историко-
культурная жемчужина Республики Татарстан.
Богородице-Успенский
монастырь -
мужской монастырь Казанской
епархии Русской
Православной
Церкви,
расположен
на
острове Свияжск в
30
км
от Казани.
Имеет
расположенное там же подворье - Свияжский Иоанно-Предтеченский монастырь. Основан
в 1555
году одновременно
с
учреждением
Казанской
епархии.
Первым
настоятелем
(до 1564) был архимандрит Герман, позже ставший архиепископом Казанским (1564-1566)
и прославленный в лике святых как святитель Герман, Казанский чудотворец. Его мощи -
главная святыня монастыря с1592 года, когда они были перенесены сюда из Москвы). В
середине
XVIII
века
именно
при
Успенском
монастыре
размещается
знаменитая
Новокрещенская Контора, формально закрытая в 1764 году. В XVI—XVIII века монастырь
был богатейшим в Среднем Поволжье и входил в число 20 самых богатых в России. В его
землях накануне реформы 1764 г. числилось 7200 мужских крестьянских душ — столько
же,
сколько
во
всех
остальных
монастырях
Казанской
епархии,
вместе
взятых.
По
монастырской
реформе
1764
года,
возведён
в
I
класс
—
высший
д л я
монастырей Российской
империи.
До 1809
года был
единственным
первоклассным
в
Казанской
епархии
(с
1809
года
этот
статус
получил
и Казанский
Богородицкий
монастырь).
Но
обеднение
в
XIX
веке
самого
города
Свияжска,
а
также
последствия секуляризации церковных земель 1764 года, от которой монастырь так и не
оправился, всё же привели к его упадку. Братия, когда-то превышавшая 100 человек, к
началу XX
века едва
достигает
20-25 монахов и послушников.
Доходы
монастыря
уже
значительно уступают доходам многих других монастырей епархии.
9 августа 1918 года красноармейцами был зверски убит без суда последний настоятель
обители - епископ Свияжский Амвросий (Гудко). Последний в 2000 году был прославлен в
лике Собора новомучеников и исповедников Российских, но место его захоронения не
найдено
Монастырь был закрыт и разграблен. Вскрытию и поруганию подверглись мощи свт.
Германа
(к
настоящему
времени
уцелела
лишь
их
небольшая
часть,
помещённая
в
символическую раку). В советское время территорию обители занимала психиатрическая
больница.
В 1994
году больница
была
выведена;
в 1997 монастырь
был
официально
возрождён.
Сергиевская церковь – первое каменное здание Свияжска. Возведена в XVII в. псковскими
зодчими. Это кубовидный храм, выстроенный из белого камня и увенчанный маленькой
главкой.
Здесь
находилась
главная
святыня
Свияжска
-
древняя
храмовая
икона
преподобного Сергия Радонежского, покровителя города Свияжска. Согласно преданию,
икона преподобного Сергия специально была привезена из Троице-Сергиевой Лавры в
1551 г., перед возведением города на Круглой Горе. Есть сведения, что храм был построен
на средства царя Бориса Годунова и освящен тогдашним митрополитом Казанским и
Свияжским (1589-1606) Гермогеном, будущим патриархом всероссийским (1601 - 1612) и
героем Смутного времени.
Церковь Константина и Елены — единственная сохранившаяся в Свияжске посадская
церковь. Возведена не позднее XVII века на месте деревянного храма. В главном приделе
каменного храма находилась икона Владимирской Богоматери.
Деревянная
Троицкая
церковь
-
единственное,
что
сохранилось
от
крепости
Ивана
Грозного. Уникальная церковь, построенная за 1 день без единого гвоздя.
Свияжский
Иоанно-Предтеченский
монастырь –
древний
монастырь Казанской
епархии Русской Православной Церкви. До революции был женским, ныне – подворье
мужского Свияжского Успенского монастыря (обе обители находятся на острове Свияжск в
30 км от Казани). Основан в конце XVI в. (точная дата неизвестна). Существовал как
женская обитель при приходской церкви Рождества Христова, до XVIII в. назывался в
источниках
то
Рождественским,
то
Иоанно-Предтеченским.
Пожар 1795 г.
полностью
уничтожил
строения
монастыря,
и
его
перенесли
на
место
упразднённого
по
реформе 1764 г.
мужского
Троице-Сергиева
монастыря
(самый
древний
в
Среднем Поволжье – основан в 1551 г.). С этого начался новый этап в истории обители,
когда она достигла максимального расцвета. К началу XX в. в ней числилось до 400
монахинь и послушниц – это был второй по величине женский монастырь епархии
после Казанского Богородицкого.
Закрыт
в 1919 г.
В
советское
время
все
храмы
принадлежали
Свияжскому
историко-
архитектурному музею-заповеднику. Сейчас 2 из 3 храмов (кроме Троицкого) переданы
Успенскому монастырю.