Напоминание

"Первые шаги в академическом вокале"


Автор: Широкова Галина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ Смоленское областное музыкальное училище имени М.И.Глинки
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Первые шаги в академическом вокале"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГБПОУ «Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки»

Методическое пособие.

Тема: «Первые шаги в академическом пении»

Председатель ПЦК «Вокальное искусство»

Заслуженная артистка РФ Широкова Г.П.

Желающих обучаться профессиональному пению находится много. Они

пробуют свои вокальные возможности, поступая в разные заведения. Но каждое

учебное заведение вырабатывает свои правила приема. Часто встает вопрос, какому

абитуриенту стоит отдавать предпочтение. Голос, музыкальность, артистическая

внешность - сочетание таких природных данных встречается редко. Встречается,

что обладатель красивого голоса от природы немузыкален и неграмотен в

музыкальном отношении. И, наоборот: у музыкально развитых – недостаточно

хорошие голосовые данные. И, конечно же, допускаются к обучению с красивыми

голосами. И это правильно, для красивого голоса следует предоставить все

возможности для его развития и совершенствования. Сколько бывает случаев, когда

абитуриент с красивым голосом проносит разочарование. Вместе с тем, у

обладателя среднего голоса вырабатывается ответственное отношение к труду и его

развитие идет значительно успешнее.

Возраст шестнадцать, семнадцать лет больше всего подходит для

профессионального обучения, но, в силу молодости, тембр голоса не всегда еще

может быть ясно выявлен. В таких случаях, решает вопрос наличие природной

музыкальности и музыкального развития. Работа с начинающими певцами, у

которых голос не имеет ярких тембральных красок, идет более медленно, требует

больше терпения. Бывает, что хорошие природные качества производят обманчивое

впечатление подвинутости; педагог дает более сложный репертуар, но звук может

остановиться в своем развитии, т. к. навыки правильного звукоизвлечения еще не

окрепли, и будут приобретаться вредные навыки. Очень важно, чтобы общее

музыкальное развитие неуклонно расширялось, т. к. отставание его может на

определенном этапе затормозить вокальное продвижение. Повышение общего

культурного уровня певца, специальное музыкальное образование, способствуют

раскрытию его таланта. Необходимость всестороннего музыкального образования

бесспорна. Следует педагогу помнить, что выявление певческого голоса, наличие

артистического и музыкального потенциала – все это сложнее, чем раскрытие

способностей в других сферах искусства. Не следует забывать о хрупкости

певческого аппарата, о нервной системе, оказывающей такое большое влияние на

работу связок, и о много другом, составляющим совершенно особые, присущие

только человеческому голосу, условия.

В мировой вокальной культуре ярко обрисовываются три школы –

итальянская, немецкая и русская. Основные черты русской школы выражаются в

свободной манере звукоизвлечения, в отсутствии вокального самолюбования и в

правдивом выражении чувств. За рубежом существует термин «русские голоса»;

считается, что нам присуща тембральная особенность, выражающаяся в крупном

vibrato. Эта черта русского пения придает особую теплоту голосу. Но употреблять

это свойство нужно осторожно, чтобы русское vibrato не переходило в качание,

которое приводит к нарушению чистоты интонации.

В первом периоде обучения следует определить опорные точки русской

вокальной школы, берущей начало от методических принципов великого Глинки,

считающего, что «петь надо вольно». Словом, надо следить, чтобы было

спокойное, глубокое дыхание, естественное положение корпуса, близкое к речевому

положению губ, свободные, не зажатые челюсти и естественное, без нажима,

звукоизвлечение. Такая манера пения делает звук гибким, подвижным.

Главной основой вокальной культуры является всестороннее и глубокое

изучение музыкального произведения. Педагог должен научить певца раскрыть

содержание музыки. Каждая нота, каждая пауза должна быть осознана. И сделать

певец это может тем лучше, чем больше проникает в глубину теоретических

музыкальных знаний. Только осмысленная мелодия и выразительное слово может

способствовать созданию высокому образу художественного произведения. Но если

голос не располагает еще вокальными навыками выразить мысль, заключенную в

слове? Недостаточное освоение певческой технологии нередко приводит к тому,

что певцы отрывают слово от музыкальной мысли. Поэтому, пение вокализов,

кроме прямого назначения – выработки вокально-технических навыков, -

приносит пользу для поисков средств выразительности. На первом этапе обучения

необходимо петь максимальное количество разнообразных по фактуре вокализов, с

постепенным повышением технических трудностей. Вокализируя без единого

слова, певцы должны наполнить мелодию содержанием, голосом раскрыть

тонкость психологических чувствований. Вокализы помогают выявить качество

тембра и тонкость нюансировки. Пение вокализов не прививает любовь к слову, но

облегчает произношение, способствует эластичности артикуляции, создает условия

для четкой дикции. Когда певец переходит к пению со словами, то слово делается

особенно выразительным. Недостаточная четкость дикции – одно из уязвимых мест

начинающих певцов. Безусловно, надо добиваться свободы речевого аппарата, т. к.

зажатость челюстей, напряженность языка и т. д. мешает ясности произношения.

Кроме звука своего голоса певец должен любить музыку слова, чувствовать и

раскрывать красоту в сочетании гласных и согласных. Слово, кроме своего прямого

назначения выразить смысл, в произношении своем должно нести музыкальное

начало; смысл слова, произнесенного с любовью, с желанием раскрыть красоту

сочетаний согласных и гласных, приобретает весомость и значимость. Работа над

дикцией должна идти одновременно с музыкальным развитием певца.

Гармоническое слияние двух компонентов – музыки и слова (в воплощении

человеческого голоса) – искусство, к познанию которого должны стремиться

певцы. П.И. Чайковский метко называл музыку «языком чувств».

Метод овладения дыханием – один из основных моментов в вокальной

педагогике. Характер вдоха, управление выдохом, то есть умелое распределение

запаса воздуха, решает вопрос эластичности. Гибкости звука, в значительной мере

чистоты интонации и красоты тембра. Кантилена, филировка, виртуозность тоже

зависят от умения регулировать дыхание. Правильная работа мышц, управляющих

дыханием, является лишь частью той сложной механики певческого аппарата, где

мышечная зажатость или расслабленность влияет на свободу и правильность

звукообразования.

Раскрытие правды чувств в исполнении – один из основных принципов

русской вокальной школы. Поэтому педагогический процесс должен проходить в

полном слиянии с музыкальной мыслью, в стремлении к осмысленному пению, а

не к вокальному самолюбованию. И, чтобы произошло это слияние, необходимо

работать над вокальной технологией. Владение формой облегчит путь к раскрытию

содержания, к выражению чувств. Начальный период обучения чрезвычайно

ответственен, и ему следует уделить особое внимание.



В раздел образования