Напоминание

"Особенности преподавания географии в современных условиях"


Автор: Мешкова Наталья Степановна
Должность: преподаватель геграфии
Учебное заведение: Клинцовский филиал ГАПОУ"БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева"
Населённый пункт: Клинцовский филиал ГАПОУ"БТЭиР имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева"
Наименование материала: статья
Тема: "Особенности преподавания географии в современных условиях"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования и науки Брянской области

Клинцовский филиал государственного автономного профессионального

учреждения «Брянский техникум энергомашиностроения и радиоэлектроники

имени Героя Советского Союза М.А. Афанасьева»

Доклад

на

тему:

«Особенности

преподавания

и

обучения географии в современных условиях»

подготовила :

преподаватель географии

Мешкова Наталья Степановна

Клинцы - 2018

Мудрость жителей пустынь гласит: "Можно привести верблюда на

водопой,

но

нельзя

заставить

его

напиться".

Эта

мудрость

отражает

основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия и

предпосылки для учения, но само познание может совершиться только тогда,

к о г д а

у ч е н и к

с а м

з а х о ч е т

п о з н а в а т ь .

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задачи повышения

качества

знаний,

поставленных

перед

учителем,

без

активизации

познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития

устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.

В ходе учебного процесса ставлю задачи, как сделать так, чтобы учение

проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и

доступным для учащихся, а уроки более интересными. Поиску таких форм

обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность

усвоения

географических

знаний,

помогают

распознать

в

каждом

его

индивидуальные

особенности

и

на

этой

основе

воспитывать

у

него

стремление к познанию и творчеству.

Я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие

и формирование познавательных интересов учащихся на уроках географии.

Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и

форм обучения на разных этапах урока.

При

организации

и

осуществлении

учебно-познавательной

деятельности,

стимулировании

и

мотивации,

контроле

и

самоконтроле

в

своей

практике

я

использую

нетрадиционные

подходы

в

преподавании

географии:

игровые

моменты

по

теме,

объяснение

с

использованием

стихотворений,

кроссворды,

занимательный

материал,

нетрадиционные

формы обучения на разных типах уроков.

Уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций,

семинаров,

уроков-экспедиций,

путешествий,

уроков-исследований.

Например, «Путешествие по Бразилии».

1.ЭГП

и

ПРП

Бразилии

работа

в

группах

(используется

текст

учебника, «визитная карточка», карта);

2.Оценка

природных

ресурсов

(текст

учебника,

карты

атласа,

сообщения «Рельеф», «Почвы и лесные ресурсы», «Климат», «Внутренние

воды», Охраняемые территории»).

3.Экономика Бразилии (сообщения: «Общая характеристика хозяйства

ст раны»,

«С ельско е

хозяйство»,

«Транспорт»,

« Н а с е л е н и е » ,

«Достопримечательности», «Внешнеэкономические связи»). Выводы.

4.Итог

урока

(рефлексия

-

с

каким

настроением

вы

изучали

этот

материал?).

На

уроках

обучения

умениям

и

навыкам

использую

такие

нетрадиционные

формы,

как

уроки

с

ролевой

игрой,

а

на

уроках

повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: уроки-

конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и

умений

провожу

викторины,

конкурсы,

географические

диктанты,

тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала

отдаю

предпочтение

применению

проблемного

обучения,

развивающего

обучения, технологии развития критического мышления посредством чтения

и письма, информационно-коммуникативным – технологиям.

Использование

нетрадиционных

методов

обучения,

на

мой

взгляд,

ведет

к

активизации

познавательной

деятельности

на

уроках,

обогащает,

систематизирует

и

закрепляет

знания,

способствует

к

их

осознанному

применению.

Учащийся

становится

активным,

заинтересованным,

равноправным

участником

обучения.

У

него

происходит

отход

от

стандартного

мышления,

стереотипа

действий,

что

позволяет

развить

стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке

и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также

развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов

обучения

у

детей

развивается

образное,

систематическое

и

логическое

мышление

Задания

различного

содержания

способствуют

развитию

познавательных

психических

процессов.

Данные

педагогических

наблюдений можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1

Влияние различных типов заданий

на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических

процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды,

ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-

поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических

цепочек

Внимание, логическое

мышление

Узнай объект (по контуру,

фрагменту карты, по

описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление,

воображение

Решение географических

задач

Внимание, логическое

мышление

Составление образа

территории

Внимание, память, логическое

мышление, воображение

Особое

же

внимание

уделяю

тем

методам,

средствам

и

формам

обучения,

исходя

из

опыта

работы,

которые

стимулируют

активную

познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют

повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из

них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель,

но

не

знает

способов

ее

достижения.

Он

оказывается

в

положении

исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает

новые

объяснения,

собственные

суждения,

догадки,

гипотезы,

творчески

подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие природно-

ресурсные

факторы

определяют

экономику

США?

Почему

взаимодействие

общества

и

природы

нужно

рассматривать

не

как

биологическую, а прежде всего общественную, социальную проблему?

Что

означают

слова

великого

немецкого

географа

Александра

Гумбольдта:

«Человеку

предшествуют

леса,

а

сопровождают

его

пустыни?».

2. Технология опорных конспектов

Схемы учат выделять главное и основное, приучают отыскивать и

устанавливать логические связи, развивают умения самостоятельной работы,

индивидуальные способности, память, логическое мышление. что позволяет

избежать

многословия,

учит

делать

выводы

из

полученной

информации.

Например,

при

изучении

таких

тем

как

«География

промышленности»,

«География сельского хозяйства», «География транспорта», «Международные

экономические отношения», «Группировки сран».

Структура мирового хозяйства

Производственная сфера 1/3

ВВП

Непроизводственная сфера 2/3 ВВП

1) Промышленность;

1)Наука, культура, образование,

здравоохранение

2) Сельское хозяйство;

2) Услуги:

а) потребительские;

б) деловые (рекламные, финансовые

и т.д.).

3) Транспорт, связь;

4) Строительство.

3.Решение географических задач

Задачи

развивают

логическое

мышление,

самостоятельность.

Например: Проанализируйте рисунок 10. Подсчитайте, во сколько раз

увеличилось население земного шара с начала нашей эры до начала 21

века. На сколько миллионов человек оно возросло в 19

и 20 веках?

Произведите другие расчеты и сравнения для доказательств, используя

таблицу в «Приложениях».

Или,

например:

«оцените,

насколько

верны

следующие

утверждения:

а)мировые общегеологические запасы угля намного превосходят

запасы нефти;

б) в структуре мирового земельного фонда преобладает пашня;

в)запасы пресной воды на Земле составляют лишь10% всех водных

ресурсов планеты.

3.

Дидактические

игры: «Найди

половинку»,

«Составь

слово»,

«Справочное

бюро»,

«Третий

лишний»,

«Заочное

путешествие»,

«Географические

диктанты»,

«Туристическое

агентство»,

«По

странам

и

континентам», «Угадай» и т.д.

Игры

не

только

позволяют

активизировать

познавательную

деятельность учащихся, но и вызывают у них стремление к получению новых

знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-

уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр на

уроках необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в

урок, отводимое время и средства повышения познавательной активности.

Например,

при

изучении

темы

«География

сельского

хозяйства»

использую такие игры: «Найди ошибку», «Соотнесите правильно черты

товарного

и потребительского

сельского хозяйства», при изучении

растениеводства уместна игра «По странам и континентам».

Правильно

соотнесите

черты

потребительского

и

товарного

сельского хозяйства. Найдите ошибки:

Потребительское сельское хозяйство

Товарное сельское хозяйство

Представлено

сотнями

мелких

хозяйств,

которые

выращивают

потребительские

культуры,

дающие

дешевые калории

Это хорошо организованные плантации

и

фермы,

занимают

лучшие

земли,

используют

дешевую

рабочую

силу,

машины, удобрение

Типичные

культуры

плантационных

хозяйств: чай, каучук, бананы, кофе,

какао

Сохраняется подсечно-огневое

земледелие

Производство

развивающихся

стран

ориентировано

в

основном

на

По

уровню

интенсификации

сельское

внешний рынок и представляет собой

государство в государстве

хозяйство Юга отстает очень сильно

4. Творческие работы

Сила

влияния

творческих

работ

школьников

на

познавательный

интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и

сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все

требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий

возможны

такие, как

составление

загадок,

кроссвордов,

сообщения,

доклады,

презентации

и

т.д. Учащиеся

с

удовольствием

готовят

презентации при изучении региональной характеристики, например: «Малые

страны Западной Европы»,

«Мое открытие Америки»,

«Япония -

страна наоборот». Кроссворды развивают творчество и индивидуальность

ребят, приучают находить и использовать нужную информацию. Учащиеся

составляют кроссворды при изучении таких тем, как «Япония», «Китай»,

« Индия», «Австралия», «Общая характеристика Латинской Америки»,

«Общая

характеристика

Африки».

Учащиеся

с

удовольствием

готовят

сообщения

по

блокам

тем,

сменную

информацию

на

стенд

«В

мире

интересного» по изучаемым разделам программы, выпускают предметные

газеты.

Пример

заданий

к

кроссворду

по

Японии

Ответы:

1. Основное население страны

1. Японцы

2. Форма правления

2. Монархия

3. Цветок-символ Японии

3. Хризантема

4. Столица Японии

4. Токио

5. Национальная религия

5. Синтоизм

Особую

роль

в

развитии

познавательной

деятельности

играет

работающий при кабинете кружок «Юный эколог». Целью кружка является

формирование

познавательного

интереса

к

изучаемым

дисциплинам:

географии

и

биологии,

подготовка

обучающихся

к

практической

деятельности.

Ежегодно

участвующие

в

работе

кружка

являются

участниками и призерами конкурса исследовательских работ «Пятое колесо»

по техническому и декоративно-прикладному творчеству среди обучающихся

образовательных

организаций.

В

2017-2018

учебном

году

обучающийся

группы ТЭ-2 Балакин Артем в номинации «Чистый город» занял первое

место. Учащиеся определяют и распознают на таблицах, рисунках объекты,

объясняют

причинно-следственные

связи,

анализируют

и

оценивают,

проводят самостоятельный поиск информации. Как результат: подготовка

внеклассных мероприятий по предмету («Мир вокруг нас», «Глобальные

проблемы современности»), участие в конкурсах и викторинах («Знаешь

ли

ты?»),

олимпиадах,

подготовка

и

проведение

радиолинеек,

предметных недель географии и биологии.

5. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует

развитию

творческого

воображения,

аналитического

мышления,

эмоционально

обогащает

урок.

При

изучении

географии

невозможно

обойтись

без

географических

описаний

в

литературе.

Использование

на

уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся,

дает возможность разнообразить формы и методы преподавания. Например:

«Это

дерево,

древесина

которого

содержит

вещество

красного

цвета,

было еще раньше обнаружено в лесах Азии и названо «паул-бразил».

Именно с ним связано происхождение названия страны - Бразилия».

На

уроках

географии

также

обширны

возможности

использования

поэзии,

которая

выполняет

сразу

три

функции:

познавательную,

развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые

на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает

его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные

связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки

потому и интересны, что постоянно будят мысль учащихся.

При

объяснении

темы

«Австралия»

можно

и с п ол ь з о ват ь

стихотворение:

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там расцветают в октябре сады,

Там протекают реки без воды.

Там в зарослях следы бескрылых птиц,

Там кошкам в пищу достаются змеи,

Рождаются зверята из яиц,

И там собаки лаять не умеют,

Деревья сами лезут из коры.

Там кролики страшней, чем наводненье…

(Г. Усов)

6. Работа с картой

Карта

является

одним

из

основных

средств

обучения

на

уроках

географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к

карте,

позволяет

мне

создать

условия

для

формирования

познавательной

деятельности

учащихся

на

разных

уровнях:

репродуктивном,

частично-

поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный

уровень предполагает

п р о в е р к у

географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: «покажи

окраинные моря, омывающие территорию Зарубежной Азии», «покажи

крупнейшие полуострова Зарубежной Азии».

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается

в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать

карту,

интегрируя

приобретенные

географические

знания

с

умениями

работать по карте. Например: «по карте религий в атласе охарактеризуйте

ареалы распространения мировых религий. Определите, какие религии

преобладают в отдельных регионах Земли».

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий

типа: «на основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о

каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот один из примеров:

«Проанализируйте

карту плотности населения в атласе. Выделите на

ней регионы с высокой плотностью и попытайтесь объяснить причины

их

возникновения.

Способом

наложения

физической

карты

мира

и

карты

плотности

населения

в

атласе

определите,

какие

виды

экстремальных условий не благоприятствуют расселению людей».

Карта – второй язык географии. Нет практически таких вопросов, тем в

курсах географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом

сопровождении.

Карта

является

необходимым

условием

при

проведении

географических

диктантов,

уроков-путешествий

при

изучении

как

целых

регионов, так и отдельных стран. Особенность диктантов, основанных на

проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят

методику

проверки

и

вносят

в

нее

элементы

новизны.

Диктанты

с

географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в

проверку

усвоения

материала,

но

в

то

же

время

дают

возможность

осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и

помочь им устранить их в дальнейшем.

Тестовые технологии. В курсе географии существует определенное

количество

опорных

знаний

и умений,

составляющих

фундамент

дальнейшего

обучения

выпускников.

Результативность

любого

процесса

обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля

знаний. Контроль знаний необходим при любой системе обучения и любой

организации

учебного

процесса.

Это

средство

управления

учебной

деятельностью учащихся. Но для того, чтобы наряду с функцией проверки

реализовывались

и функции

обучения,

необходимо

создать

определенные

условия,

важнейшее

из

которых —

объективность

проверки

знаний.

Объективность

проверки

знаний

предполагает

корректную

постановку

вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить

правильный

ответ

от

неправильного. В тестовом контроле я использую

задания

разной

сложности.

Это

задания

типа,

например:

выберите

правильный

ответ,

дайте

определение,

закончите

определение,

вставьте нужную фразу, дополните ответ, исправьте ошибку.



В раздел образования