Напоминание

"Использование активных форм и методов, направленных на позновательную деятельность студентов"


Автор: Шпис Виктория Анатольевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ " Бурятский республиканский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных форм и методов, направленных на позновательную деятельность студентов"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

Доклад на тему: «Использование активных форм и методов,

направленных на познавательную деятельность студентов»

Подготовила: мастер производственного

обучения

Шпис Виктория Анатольевна

Улан-Удэ

2018

ФГОС

нового

поколения

требует

реализации

системно

-

деятельностного

подхода

в

обучении.

Что

потребует

изменения

методов

обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при

переходе к компетентностному подходу — использование активных форм и

методов обучения в учебном процессе.

Поэтому актуальной является задача

внедрения активных форм и методов обучения с целью создания комплекса

методических и технических средств, которые бы активизировали творческий

потенциал

учащихся

и

формировал

в

них

потребности

в

постоянном

самосовершенствовании.

В современном мире выпускник профессиональной образовательной

организации должен отличаться высоким профессионализмом, готовностью к

непрерывному самообразованию, умением самостоятельно ставить и решать

задачи.

Это

возможно,

если

в

условиях

техникума

вести

работу

по

формированию

у

студентов

профессионально-познавательной

активности,

предусматривающей позитивное отношение к процессу учения, к будущей

работе, высокую самостоятельность.

Жесткие рамки учебной программы оставляют очень мало времени на

раскрытие

творческого

потенциала

каждого

студента,

на

решение

воспитательных

задач

образовательного

процесса.

Очень

часто

это

обстоятельство порождает у студентов устойчивое мнение: “Я не могу это,

это мне не осилить!” .

Форм и методов, способных вдохновлять студентов, множество. Как и в

других учебных заведениях, педагогический коллектив широко использует

различные

инновационные

технологии

обучения

и

внедряет

в

образовательный процесс.

Процесс формирования профессионально - познавательной активности

начинается с приобретения теоретических знаний. Использование активных

форм обучения является основой развития познавательной компетентности

обучающегося. Когда студент не просто слушатель, а активный участник

образовательного процесса, своим трудом добывает знания. Эти знания более

прочные.

В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая

степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков,

сформированность

умения

добывать

знания,

развитие

творческих

способностей.

Чувство

свободы

выбора

делает

обучение

сознательным,

продуктивным и более результативным.

Актуальность

данной

темы

состоит в том, чтобы создать условия

практического

применения

способностей

для

каждого

обучающегося,

выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить

свою активность, а также активизировать познавательную деятельность в

процессе обучения.

На своих занятиях стараюсь создать атмосферу творчества: студенты

работают по группам, проводят исследовательскую работу по предложенным

темам, составляют задачи по изучаемой теме применительно к жизненным

ситуациям, изготавливают модели к задачам, создают презентации по темам

и многое другое.

Проблема внедрения инновационных технологий в профессиональном

образовании привлекла сегодня наше внимание не случайно. Кому как не

нам,

дано

понять,

что

все

мы

в

процессе

обучения

должны

выполнить

социальный

заказ

современного

общества

по

подготовке

самостоятельно

мыслящих, творческих, грамотных специалистов. А теперь представьте, что

все

четыре

пары

занятий

студентов

проходят

по

форме

«Прослушай

повтори – запомни»?

Становится понятным, что о творческом развитии

студентов, о возможности научить их творчески мыслить и претворять свои

идеи

в

жизнь,

приходится

только

мечтать.

Конечно,

без

ежедневной

кропотливой работы по развитию и закреплению навыков и методов не будет

глубоких

знаний,

но

без

применения

различных,

активизирующих

мыслительную

деятельность,

технологий

проведения

занятий,

увы,

не

обойтись.

Наибольшую радость и просто удовлетворение учащиеся получают от

работы, позволяющей им раскрыть себя, свои возможности и способности, то

есть

продемонстрировать

своё

«Я».

Одна

из

форм

развития

творческого

мышления, интереса к предмету и познавательной активности студентов –

форма превращения учения в яркий, увлекательный круговорот игры.

В своей работе я использую: лекция пресс-конференция, круглый стол,

мозговой

штурм,

разыгрывание

ролей,

коллективную

мыслительную

деятельность. Такие методы расширяют и углубляют знания, полученные на

занятии, позволяют приобрести многие полезные навыки, а, следовательно,

приближают обучение и воспитание к практической деятельности.

При

применении

активных

методов

осуществляется распределение

«обязанностей»

при

получении,

переработке

и

применении

информации

между преподавателем и обучающимся, между самими обучающимися. Такая

связь

преподаватель-студент,

студент-студент

мной

была

показана

на

масштабном

интегрированном

мероприятии

«Ярмарка

знаний».

Здесь

использовались методы: инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание

ролей), мозговой штурм и коллективная мыслительная деятельность.

Ярмарка знаний проводилась по дисциплинам: слесарное дело, общий

курс

железных

дорог,

охрана

труда

и

стала

самым

запоминающимся

событием,

ведь

только

здесь

каждый

находит

занятие

по

душе

и

способностям, причём никто никого не заставляет это делать.

На

таком

мероприятии

раскрываются

таланты

и

творческие

способности студентов, прививается устойчивый интерес к дисциплинам,

происходит социализация обучающихся.

Наши студенты знают, сложные и трудные вопросы можно сделать

интересными

и

увлекательными.

На

ярмарке

знаний

студенты

могли

за

несколько

минут

предложить

свое

решение

сложной

задачи,

применить

знания в самых неожиданных жизненных ситуациях.

На

заработанные

«монетки»

можно

было

купить

сувениры,

канцелярскую мелочь, которой порой так не хватает на занятиях, а также

«сертификаты»

на

получение

самых

высоких

оценок

по

данным

дисциплинам.

Заключение

Игровые технологии, применяемые на практических занятиях или во

внеклассной работе дело не новое, элементы игры всегда присутствовали в

процессе обучения и воспитания. Естественно, постоянно появляются новые,

современные, более продуктивные формы их проведения.

Роль

познавательных

педагогических

игр

и

других

современных

педагогических

технологий

в

процессе

творческого

развития

личности

студента на уроках слесарное дело и образовательного процесса в целом,

велика, но это не означает, что необходимо превратить процесс обучения в

игру.

Неразумное увлечение игровыми и другими активными формами, так

же как и новыми педагогическими технологиями, приведет к обратному

результату, преподаватель не сможет выработать у обучающихся способности

к кропотливому даже рутинному труду в изучении предметов, не прибегая к

классическим формам обучения. Но без игр, без активизации мыслительной

деятельности студентов посредством новых подходов к образовательному

процессу,

как

без

праздников,

учение

будет

серым,

скучным

и

менее

результативным.



В раздел образования