Автор: Шпис Виктория Анатольевна
Должность: Мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ " Бурятский республиканский индустриальный техникум"
Населённый пункт: Улан–Удэ
Наименование материала: статья
Тема: "Использование активных форм и методов, направленных на позновательную деятельность студентов"
Раздел: среднее профессиональное
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ
«БУРЯТСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Доклад на тему: «Использование активных форм и методов,
направленных на познавательную деятельность студентов»
Подготовила: мастер производственного
обучения
Шпис Виктория Анатольевна
Улан-Удэ
2018
ФГОС
нового
поколения
требует
реализации
системно
-
деятельностного
подхода
в
обучении.
Что
потребует
изменения
методов
обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при
переходе к компетентностному подходу — использование активных форм и
методов обучения в учебном процессе.
Поэтому актуальной является задача
внедрения активных форм и методов обучения с целью создания комплекса
методических и технических средств, которые бы активизировали творческий
потенциал
учащихся
и
формировал
в
них
потребности
в
постоянном
самосовершенствовании.
В современном мире выпускник профессиональной образовательной
организации должен отличаться высоким профессионализмом, готовностью к
непрерывному самообразованию, умением самостоятельно ставить и решать
задачи.
Это
возможно,
если
в
условиях
техникума
вести
работу
по
формированию
у
студентов
профессионально-познавательной
активности,
предусматривающей позитивное отношение к процессу учения, к будущей
работе, высокую самостоятельность.
Жесткие рамки учебной программы оставляют очень мало времени на
раскрытие
творческого
потенциала
каждого
студента,
на
решение
воспитательных
задач
образовательного
процесса.
Очень
часто
это
обстоятельство порождает у студентов устойчивое мнение: “Я не могу это,
это мне не осилить!” .
Форм и методов, способных вдохновлять студентов, множество. Как и в
других учебных заведениях, педагогический коллектив широко использует
различные
инновационные
технологии
обучения
и
внедряет
в
образовательный процесс.
Процесс формирования профессионально - познавательной активности
начинается с приобретения теоретических знаний. Использование активных
форм обучения является основой развития познавательной компетентности
обучающегося. Когда студент не просто слушатель, а активный участник
образовательного процесса, своим трудом добывает знания. Эти знания более
прочные.
В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая
степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков,
сформированность
умения
добывать
знания,
развитие
творческих
способностей.
Чувство
свободы
выбора
делает
обучение
сознательным,
продуктивным и более результативным.
Актуальность
данной
темы
состоит в том, чтобы создать условия
практического
применения
способностей
для
каждого
обучающегося,
выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявить
свою активность, а также активизировать познавательную деятельность в
процессе обучения.
На своих занятиях стараюсь создать атмосферу творчества: студенты
работают по группам, проводят исследовательскую работу по предложенным
темам, составляют задачи по изучаемой теме применительно к жизненным
ситуациям, изготавливают модели к задачам, создают презентации по темам
и многое другое.
Проблема внедрения инновационных технологий в профессиональном
образовании привлекла сегодня наше внимание не случайно. Кому как не
нам,
дано
понять,
что
все
мы
в
процессе
обучения
должны
выполнить
социальный
заказ
современного
общества
по
подготовке
самостоятельно
мыслящих, творческих, грамотных специалистов. А теперь представьте, что
все
четыре
пары
занятий
студентов
проходят
по
форме
«Прослушай
–
повтори – запомни»?
Становится понятным, что о творческом развитии
студентов, о возможности научить их творчески мыслить и претворять свои
идеи
в
жизнь,
приходится
только
мечтать.
Конечно,
без
ежедневной
кропотливой работы по развитию и закреплению навыков и методов не будет
глубоких
знаний,
но
без
применения
различных,
активизирующих
мыслительную
деятельность,
технологий
проведения
занятий,
увы,
не
обойтись.
Наибольшую радость и просто удовлетворение учащиеся получают от
работы, позволяющей им раскрыть себя, свои возможности и способности, то
есть
продемонстрировать
своё
«Я».
Одна
из
форм
развития
творческого
мышления, интереса к предмету и познавательной активности студентов –
форма превращения учения в яркий, увлекательный круговорот игры.
В своей работе я использую: лекция пресс-конференция, круглый стол,
мозговой
штурм,
разыгрывание
ролей,
коллективную
мыслительную
деятельность. Такие методы расширяют и углубляют знания, полученные на
занятии, позволяют приобрести многие полезные навыки, а, следовательно,
приближают обучение и воспитание к практической деятельности.
При
применении
активных
методов
осуществляется распределение
«обязанностей»
при
получении,
переработке
и
применении
информации
между преподавателем и обучающимся, между самими обучающимися. Такая
связь
преподаватель-студент,
студент-студент
мной
была
показана
на
масштабном
интегрированном
мероприятии
«Ярмарка
знаний».
Здесь
использовались методы: инсценирование ситуаций и задач (разыгрывание
ролей), мозговой штурм и коллективная мыслительная деятельность.
Ярмарка знаний проводилась по дисциплинам: слесарное дело, общий
курс
железных
дорог,
охрана
труда
и
стала
самым
запоминающимся
событием,
ведь
только
здесь
каждый
находит
занятие
по
душе
и
способностям, причём никто никого не заставляет это делать.
На
таком
мероприятии
раскрываются
таланты
и
творческие
способности студентов, прививается устойчивый интерес к дисциплинам,
происходит социализация обучающихся.
Наши студенты знают, сложные и трудные вопросы можно сделать
интересными
и
увлекательными.
На
ярмарке
знаний
студенты
могли
за
несколько
минут
предложить
свое
решение
сложной
задачи,
применить
знания в самых неожиданных жизненных ситуациях.
На
заработанные
«монетки»
можно
было
купить
сувениры,
канцелярскую мелочь, которой порой так не хватает на занятиях, а также
«сертификаты»
на
получение
самых
высоких
оценок
по
данным
дисциплинам.
Заключение
Игровые технологии, применяемые на практических занятиях или во
внеклассной работе дело не новое, элементы игры всегда присутствовали в
процессе обучения и воспитания. Естественно, постоянно появляются новые,
современные, более продуктивные формы их проведения.
Роль
познавательных
педагогических
игр
и
других
современных
педагогических
технологий
в
процессе
творческого
развития
личности
студента на уроках слесарное дело и образовательного процесса в целом,
велика, но это не означает, что необходимо превратить процесс обучения в
игру.
Неразумное увлечение игровыми и другими активными формами, так
же как и новыми педагогическими технологиями, приведет к обратному
результату, преподаватель не сможет выработать у обучающихся способности
к кропотливому даже рутинному труду в изучении предметов, не прибегая к
классическим формам обучения. Но без игр, без активизации мыслительной
деятельности студентов посредством новых подходов к образовательному
процессу,
как
без
праздников,
учение
будет
серым,
скучным
и
менее
результативным.