Автор: Лелюх Галина Дмитриевна
Должность: учитель русского языка
Учебное заведение: АПОУ "Югорский колледж–интернат олимпийского резерва"
Населённый пункт: город Ханты–Мансийск
Наименование материала: Рабочая тетрадь по русскому языку и культуре речи
Тема: "Учебное пособие для студентов 1 курса колледжей (училищ) олимпийского резерва"
Раздел: среднее профессиональное
Автономное профессиональное образовательное учреждение
«Югорский колледж-интернат олимпийского резерва»
Рабочая тетрадь
по русскому языку
и культуре речи
к учебнику «Русский язык и культура речи» под редакцией Л.А.Введенской, М.Н.Черкасовой
учебное пособие для студентов 1 курса (на базе11 классов) колледжей (училищ) олимпийского
резерва
специальность: физическая культура.
Г.Д.Лелюх
г.Ханты-Мансийск
2013
Составитель: Лелюх Г.Д., преподаватель русского языка АУ СПО «ЮКИОР» г. Ханты-Мансийск
Рецензент: Т.С.Астраханцева, доцент кафедры филологического образования ИРО г.Ханты-Мансийск
Методическое пособие разработано в соответствии с учебной программой дисциплины
«Русский язык и культура речи», к учебнику «Русский язык и культура речи»
под редакцией Л.А.Введенской, М.Н.Черкасовой, охватывает все основные нормы
современного русского литературного языка. Предназначено для аудиторной и
самостоятельной работы студентов 1 курса колледжей(училищ) олимпийского резерва
специальность: физическая культура.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
2
Пояснительная записка
Уровень культуры современного человека во многом зависит от степени владения родным
языком и речью, от умения общаться в определенной речевой ситуации, уважать партнера. С учетом
требований к подготовке специалистов разного профиля работа по усвоению дисциплины «Русский
язык и культура речи» предусматривает дифференциацию заданий, решающих также вопросы
формирования профессиональной речи студентов. Проблема профессиональной речевой
ориентации студентов может быть частично решена путем организации выполнения упражнений по
закреплению языковой нормы. Одной из форм такой работы является индивидуальная
самостоятельная работа студентов в рабочей тетради.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Русский язык и культура речи» представляет собой учебное
пособие для студентов специальностей: «Учитель физкультуры, тренер преподаватель». Его основная
цель – формирование языковой личности, владеющей системой норм современного русского
литературного языка, путем практических упражнений; повышение уровня коммуникативной
компетенции будущего специалиста.
Работа студентов в рабочей тетради предполагается как на учебных занятиях, так и самостоятельно, в
виде домашнего задания, на сборах и соревнованиях. Выполнение письменных практических
упражнений позволит преподавателю осуществлять индивидуальный контроль, а также
анализировать общий уровень знаний, умений и навыков студентов по определенным разделам
дисциплины.
Упражнения составлены по следующим разделам курса:
1.
Фонетика. Орфоэпия – вариативность произношения гласных и согласных звуков в
заимствованных словах; усвоение акцентологической нормы и вариантов ударения; работа с
орфоэпическим словарем.
2.
Лексика. Фразеология – отбор профессиональной лексики на основе анализа учебной
литературы по дисциплинам СПО, работа с лексическим и толковыми словарями.
3.
Словообразование – словообразовательный анализ и подбор новых профессиональных слов,
образованных с помощью современных словообразовательных элементов.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
4.
Морфология – упражнения с трудными случаями образования грамматических форм частей
речи.
5.Синтаксис – синтаксический разбор предложений, анализ и подбор синтаксических синонимов,
имеющих стилистическую окраску и профессиональную направленность.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
3
6.Стилистика – анализ публицистических, научных, официально-деловых текстов, содержащих
профессиональную лексику; составление текстов разного типа с освещением будущей профессии.
7.Нормы русского правописания – упражнения по орфографии и пунктуации.
Завершают пособие разделы: «Справочные материалы», «Краткий словарь профессионального
тренера». Справочные материалы представляют собой краткие теоретические справки по наиболее
трудным случаям языковой нормы и ее вариантам. Даются по всем разделам пособия. «Краткий
словарь профессионального тренера» поможет будущему специалисту. Система упражнений
разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО, примерной программой, утвержденной
ФИРО СПО Минобразования России в 2010 году, рабочей программой 2012года.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
4
Содержание
1.
Пояснительная записка______________________________________3
2.
Содержание _______________________________________________5
3.
Фонетика. Орфоэпия________________________________________6
4.
Лексика. Фразеология_______________________________________7
5.
Словообразование__________________________________________14
6.
Грамматические нормы. Морфология__________________________17
7.
Синтаксис_________________________________________________20
8.
Текст. Функциональные стили речи___________________________ 25
9.
Нормы русского правописания_______________________________ 32
10. Справочные материалы_____________________________________ 41
11. Краткий словарь профессионального тренера___________________ 49
12. Литература для студентов____________________________________52
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
5
Фонетика. Орфоэпия.
Цель: формирование умений фиксировать внимание на фонетических особенностях слова, различать
варианты орфоэпических норм, правильно пользоваться словарями.
Студент должен знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка.
Студент должен уметь в речевой практике пользоваться орфоэпическими нормами.
Упражнение № 1
Прочитайте слова, правильно ставя ударение. Проверьте себя по словарю. Объясните значение
данных слов.
Боксерская перчатка, ракетка, договор, доллар, дотация, квартал, менеджер, менеджмент,
обеспечение, средства, секундомер, документ, вложить (силы) – вложу – вложил, процент,
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______
Упражнение № 2
Поставьте ударение в следующих словах. Подчеркните слова, в которых допустимы два
акцентологических варианта. Составьте с последними словосочетания. Напишите правильное
произношение слов.
Карате, парашютизм, хоккей, одновременно, маркетинг, аналог, премировать, бронировать,
колоссальная, программа
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
6
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________
Упражнение № 3
Образуйте все формы кратких прилагательных и страдательных причастий, поставьте в них ударения.
Отметьте случаи колебания в постановке ударений. Сделайте вывод о закономерностях постановки
ударения в данных грамматических формах.
Дешёвый_____________________________________________________________________
Близкий______________________________________________________________________
Быстрый______________________________________________________________________
Важный______________________________________________________________________
Годный_______________________________________________________________________
Богатый______________________________________________________________________
Введенный____________________________________________________________________
Начатый______________________________________________________________________
Принятый_____________________________________________________________________
Погруженный_________________________________________________________________
Лексика. Фразеология.
Цель: формировать у студентов правильное отношение к усвоению той профессиональной лексики,
без которой в современных условиях обновления всех сфер жизни нельзя обойтись, учить
использовать эту лексику в речевых ситуациях.
Студент должен знать особенности словоупотребления профессиональной лексики
(иноязычных слов), определенных нормами литературного языка.
Студент должен уметь отбирать профессиональную лексику на основе анализа научных
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
и публицистических текстов; составлять словосочетания, предложения, тексты с использованием
профессиональной лексики; работать с терминологическими словарями и словарями иноязычных
слов; находить и исправлять речевые ошибки.
Упражнение № 1(различение паронимов)
Выберите и запиши правильный вариант.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
7
(Спасительной - спасательной) силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему (реет -
веет) флаг (оптимизма - пессимизма), здесь соблюдают правила и уважают (противника — врага)
независимо от того, на чьей стороне (победа - поражение). Д. Голсуорси
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________
Упражнение № 2
Укажите, правильно ли употреблены выделенные слова. Внесите, где необходимо, изменения.
1) Мы должны думать о путях повышения эффекта тренировок.
______________________________________________________________________________
2) Эффективное управление тренировочным процессом имеет огромное значение для спортивного
результата спортсмена.
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3)Дизайн этого спортивного тренажера довольно эффективен.
______________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Составьте предложения со следующими словами. Предложения должны содержать спортивную
тематику. Пользуйтесь толковыми словарями.
Чемпион______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Кубок________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
8
Перчатка_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Прием________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Спринт________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Старт________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Ринг_________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Упражнение № 4
Объясните значение следующих слов. Составьте с ними словосочетания. Пользуйтесь
толковыми и терминологическими словарями.
Тренер ____________________________ Сборы___________________________________
Снаряжение________________________ Соревнования ______________________________
Удар ______________________________ Бросок ___________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Труд ______________________________ Напряжение_______________________________
Волнение___________________________Старт_____________________________________
Финиш ____________________________ Победа____________________________________
Упражнение № 5
Запишите 10-15 примеров исконно русских и заимствованных терминов из области вашего вида
спорта. При затруднении обращайтесь к толковым словарям и терминологическим словарям.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013
9
Упражнение № 7
Составьте связный текст из пяти-шести предложений об актуальных спортивных процессах в России,
употребляя следующие слова и их формы:
Олимпиада, трасса, арена, стрельбище, олимпийская древня, Красная Поляна, старт, зимние виды,
сноуборд, биатлон, хоккей, фигурное катание, прыжки с трамплина на лыжах, лыжные гонки ,
конкурентоспособный, кризисный, инвестиции
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
________________________
Упражнение № 8
Найдите в данных словосочетаниях нарушение речевой нормы. Запишите словосочетания в
исправленном виде. Обращайтесь к толковым словарям.
Промышленная индустрия спорта
____________________________________________________________________________
Сто пятьдесят рублей денег______________________________________________________
Сервисное обслуживание________________________________________________________
Попал в цель__________________________________________________________________
Кратко резюмировать__________________________________________________________
Конец в сезоне________________________________________________________________
Свободный ход________________________________________________________________
Перспективы на будущее_______________________________________________________
Главная и основная цель спорта__________________________________________________
В конечном итоге______________________________________________________________
Дефекты и недостатки__________________________________________________________
Коллеги по профессии__________________________________________________________
Внести поправки и коррективы___________________________________________________
Информационное сообщение____________________________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
10
Упражнение № 9
Найдите в данных фразах нарушение лексической нормы. Запишите предложения в исправленном
виде.
Спорт формируется культуру оптимизма, культуру бодрости.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему веет флаг
оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне
победа.
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Я терплю поражения день за днем. И именно поэтому я чемпион.
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Истинная удача — это то, что вы создаете для себя. Будучи спортсменом, у вас есть шансы уве-
личить свою удачу ,если вы будете тренировать себя для реализации полного потенциала. Это абсо-
лютно точно повысит шансы на то, что победа окажется вашей пользу.
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
______________
Стать чемпионом намного просто, чем удержать этот титул и прожить с ним всю жизнь.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
11
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Победит не тот, кто сильнее, а тот, который готов идти до конца.
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Чтобы стать чемпионом, надо проигрывать.
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Спорт становится любимым предмет размышления и скоро станет единственным методом
мышления.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Единственный человек, который может сказать, что я слабоват – тренеров.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
Упражнение № 10
Распределите приведенные ниже фразеологизмы по группам, поставив в скобках индекс – 1,2 или 3.
При затруднении обращайтесь к фразеологическому словарю русского языка.
1.
Нейтральные
2.
Книжные
3.
Разговорные и просторечные
Переоценка ценностей ( ), ходячая энциклопедия ( ), бить баклуши ( ), нет худа без добра ( ), кот
наплакал ( ), пригвоздить к позорному столбу ( ), поворачивать оглобли ( ), родиться в сорочке ( ),
родиться под счастливой звездой ( ), ободрать как липку ( ), глас вопиющего в пустыне ( ), не
ударить в грязь лицом ( ), губа не дура ( ), очертя голову ( ), вкушать плоды ( ), курам на смех ( ),
валять дурака ( ), шито белыми нитками ( ), путеводная звезда ( ), пустить козла в огород ( ), чучело
гороховое ( ), семеро одного не ждут ( ), терновый венец ( ), отдать должное ( ), держи карман шире
( ), выносить сор из избы ( ), сесть в галошу ( ), плыть по течению ( ), валять дурака ( ), выйти
из себя ( ), семи пядей во лбу ( ), переливать из пустого в порожнее ( ), говорить по существу ( ),
белая ворона ( ), яблоку негде упасть ( ), ахиллесова пята ( ), вавилонское столпотворение ( ).
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013
12
Словообразование
Цель: формирование умений использовать стилистические возможности современного
словообразования.
Студент должен знать способы словообразования, особенности словообразования
профессиональной лексики и терминов.
Студент должен уметь пользоваться нормами словообразования применительно к
общеупотребительной, общенаучной и профессиональной лексике.
Способы словообразования:
Приставочный – прыгнул- подпрыгнул
Суффиксальный- баскетбол – баскетболист
Приставочно-суффиксальный – звезда- созвездие
Сложение – волейбол
Бессуффиксный – бегать - бег
Упражнение № 1
Определите, от каких слов и с помощью каких словообразовательных средств образованы данные
слова:
Ипподромные ______________________
альпинистский_______________________
выносливость _______________________
баскетбольный______________________
атлетический________________________
высокоспортивный___________________
гимнастический______________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
13
Предтренировочные _________________
Нападающий________________________
Настольный_________________________
Касание_____________________________
Заплыв______________________________
Первенство__________________________
Полуфинал__________________________
Прыжок_____________________________
Забег_______________________________
Паралимпийский_____________________
Удар________________________________
Перетренированность__________________
Скоростной __________________________
Движение ___________________________
Упражнение № 2
Определите, от каких наименований образованы следующие слова. Какие из этих слов
употребляются людьми вашей профессии и в какой речевой ситуации? Подчеркните эти слова.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
14
спринтерский______________________________________________
стайерский бег_____________________________________________________
легкоатлетический_________________________________________________
спартакиада_______________________________________________________
олимпиада________________________________________________________
баттерфляй________________________________________________________
апперкот__________________________________________________________
эшелон___________________________________________________________
либеро___________________________________________________________
Упражнение № 3
Проверьте по словарю значения перечисленных ниже аббревиатур. Расшифруйте их. Составьте с
данными существительными словосочетания, показав их род. Образуйте (если возможно)
производные от аббревиатур слова.
МОК_______________________________________________________________________
ЮКИОР_____________________________________________________________________
НОК_________________________________________________________________________
КМС_________________________________________________________________________
МСМК_______________________________________________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
15
МС__________________________________________________________________________
ЧМ__________________________________________________________________________
ЮНИОР______________________________________________________________________
ЗМС_________________________________________________________________________
ФИФА_______________________________________________________________________
УЕФА________________________________________________________________________
ЦСК_________________________________________________________________________
КХЛ_________________________________________________________________________
Грамматические нормы
Морфология
Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей
устной и письменной речи требованиям морфологической нормы современного русского языка.
Студент должен знать основные морфологические нормы современного русского языка.
Студент должен уметь употреблять грамматические нормы слов в соответствии с литературной
нормой; выявлять грамматические ошибки в тексте.
Упражнение № 1
Определите род приведенных ниже несклоняемых имен существительных. Определите значение
этих слов. Составьте словосочетания: прилагательное плюс существительное.
Дартс___________________________________ Каноэ_________________________
Четвертьфинал___________________________ Ралли__________________________
Каратэ _________________________________ Кросс__________________________
Культуризм______________________________ Шоссе_________________________
Шорт-трек ______________________________ Плей-офф_______________________
Пенальти________________________________ буллит _________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
16
Упражнение № 2
Определите род приведенных ниже сложных имен существительных. Поставьте существительные в
Р.п., ед.ч.
бейсбол____________________________ футбол_______________________
баскетбол___________________________ волейбол ____________________
триатлон___________________________ дуатлон ______________________
автоспорт__________________________ биатлон______________________
бобслей____________________________ профи-бокс____________________
Упражнение № 3
Приведенные ниже существительные мужского рода поставьте в И.п., мн.ч., выбирая варианты
окончания –ы (-и) или –а (-я). При затруднении пользуйтесь словарями.
Сноубордист _________________, тренер _______, комментатор__________, забег______,
инспектор______, сервисмен___________, сектор_________, протокол__________, тормоз_______,
месяц________
Упражнение № 4
Напишите имена числительные словами.
Спортивную карьеру надо закончить к 01.09.2008 г.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Работы по строительству олимпийских объектов закончатся до 2014г.
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Протяженность олимпийских трасс достигла 173
км.__________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Многие российские спортсмены являются мировыми спортивными «звёздами» 1 величины.
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
В 2011 году на XXV Всемирной зимней Универсиаде сборная России заняла первое место
в общекомандном зачете.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
17
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Упражнение № 5
Раскрывая скобки, употребите вместо инфинитива подходящую глагольную форму.
Мы уже сейчас (хотеть)________________понять закономерности развития спорта в мире.. Скоро я
(учредить)_____________________свою собственную фирму по выпуску спортивной одежды.
Родители (платить)_________________за занятия теннисом 4000 тысячи рублей в месяц. Форму
нужно (положить, класть)_____________на место. Мы были довольны тем, что
(избегнуть)__________________очередного проигрыша.
Пока я не (убедиться)________________ в бесполезности этого занятия, я его не оставлю.
Упражнение № 6
Тест
1.Укажите ошибку в образовании формы слова
1.
пара лыжей
2.
в двух тысяч первом году
3.
семеро смелых
4.
спортивный врач
2.Укажите ошибку в образовании формы слова
1.
В пятистах шагах
2.
пять килограммов
3.
более быстрее
4.
без комментариев
3.Укажите ошибку в образовании формы слова
1.
опытные тренера
2.
худший вариант
3.
девятьюстами тридцатью шестью спортсменами
4.
поезжайте завтра
4.Укажите ошибку в образовании формы слова
1.
В обоих ведомостях
2.
страннейшая ситуация
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
18
3.
высокие нормативы
4.
положи в папку
Синтаксис
Цель: актуализация теоретических знаний, умение контролировать степень соответствия своей
устной и письменной речи требованиям современной синтаксической нормы.
Студент должен знать синтаксический строй предложений, синтаксические синонимы,
основные синтаксические нормы современного русского языка.
Студент должен уметь на практике применять знания по синтаксису.
Упражнение № 1
Данные словосочетания сгруппируйте по двум вариантам: 1. разговорный; 2. стилистически
нейтральный. Отметьте примеры особого управления (глагольного или именного), принятого в
профессиональной речи.
По окончании тренировки – по окончанию тренировки; говорить за спортсменов– говорить о
спортсменах; затраты по подготовке спортсменов – затраты на подготовку спортсменов; разговор
насчет олимпиады – разговор про олимпиаду – разговор относительно олимпиады; радоваться за
победу – радоваться победе
Разговорный вариант Стилистически нейтральный вариант
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________
______________________________________________________________________________
Упражнение № 2
Составьте и запишите всевозможные сочетания существительных со следующими предлогами:
Благодаря, согласно, в целях, вопреки, по причине, насчет, в течение, в продолжение, вследствие, в
связи, ввиду.
Образец: благодаря упорным тренировкам.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
19
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Упражнение № 3
Вставьте правильное окончание.
1) Благодаря инициатив____тренера спортсмены отправились на сборы в Альпы.
2 ).Спасительн..й силой в нашем мире явля…тся спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма,
здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа.
3) Организаторы соревнований поступили согласно предписани____.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
4) Согласно приказ_____директора спортсмены отправились на сборы.
5) Вопреки бытующе____мнени____физические упражнения могут заменить множество лекарств,
но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
6) Встречающие устремились к вагонам по прибыти______олимпийского поезда.
7) Во избежани___недоразумений всегда рассчитывай только на самого себя
Упражнение № 4
Образуйте словосочетания с данными в скобках словами.
Заплатить (проезд)_____________________оплатить (проезд)______________________
Удивляться (результаты)________________контроль (выполнение)_________________
Сообщить (приезд)_____________________обрадован (исход дела)__________________
Предостеречь (ошибка)__________________предупредить (опасность)________________
Удостоен (награда)_____________________характерно (биатлон)________________
Соревноваться (право участвовать)______________________________________
Упражнение № 5
Замените, где это возможно, придаточные определительные предложения распространенными
определениями, выраженными причастными оборотами. Объясните невозможность замены.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
20
1) «Когда тебе тяжело, всегда напоминай себе о том, что если ты сдашься, лучше не станет…
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2). Спортсмен профессионал — это человек, который согласен состариться и выйти в отставку в
возрасте тридцати лет
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
3) Профессионалом называют спортсмена, который не имеет профессии и вынужден зарабатывать на
жизнь при помощи спорта.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4) Бокс – это наука, которая исследует человека на прочность.
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
5) Трудно найти спортсмена, который без усиленных тренировок сможет стать олимпийским
чемпионом.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
6) Фильм, который недавно вышел на экраны, посвящен Валерию Харламову, великому хоккеисту.
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Упражнение № 6
Замените придаточные обстоятельственные предложения обособленными обстоятельствами,
выраженными деепричастными оборотами, а деепричастный оборот – придаточным
обстоятельственным предложением. Прокомментируйте характер стилистического варианта.
1) Находя сто оправданий и причин, большинство людей не занимаются физическим развитием.
_______________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
21
2) Надо определить ваш максимальный и рабочий вес в жиме штанги лежа для того, чтобы в
дальнейшем ориентироваться от этого веса.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3) Год назад, проведя на себе эксперимент, я сделал спорт удовольствием.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Если вы мечтаете о профессиональном спорте, то стремитесь к поставленной цели
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Упражнение № 7
Выберите предложение с нарушением употребления деепричастного оборота. Запишите правильный
вариант.
1) Рассматривая свежую почту, мое внимание привлекло письмо от первого тренера.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
2) Побывав на производственной практике, мне многое пришлось пересмотреть в своей курсовой
работе._______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
3) Как мне стало легко, узнав от преподавателя, что экзамен перенесли!
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4) Читая этот рассказ, создается впечатление, что автор сам был спортсменом.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Упражнение № 8
Выберите и подчеркните правильный вариант. Обратите внимание на согласование подлежащего со
сказуемым.
1. Несколько спортсменов (отказалось, отказались) от предстоящих сборов.
2. Меньшинство сотрудников (проголосовало, проголосовали) против. 3. Сто сорок один спортсмен
(участвовал, участвовали) в соревнованиях. 4. Тысяча тренеров (отправилась, отправились) на
переподготовку. 5. Многие студенты нашего колледжа (работали, работало) летом в спортивных
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
22
лагерях. 6. Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект. 7.
Тридцать два человека (работало, работали) на новом олимпийском объекте. 8. (Прошло, прошли)
полтора часа. 9. На строительство нового олимпийского объекта (получен, получено) миллион
долларов.
Текст. Функциональные стили речи.
Цель: актуализация теоретических знаний, систематизация и обобщение сведений о тексте, стилях
современного русского языка.
Студент должен знать функциональные стили литературного языка, иметь представление о
социально-стилистическом расслоении современного русского языка.
Студент должен уметь на практике определять принадлежность текста к определенному
функциональному стилю речи, создавать тексты разных стилей, соответствующие требованиям
профессиональной подготовки студентов.
Упражнение № 1
Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста.
Сформулируйте и запишите основной тезис.
Спорт в России — один из наиболее востребованных в России видов деятельности. Спортом занима-
ются профессионально и любительски. Любительский спорт тесно связан с понятием физкультуры.
Оба направления в России развиваются и пропагандируются, но не так активно, как требуется для
прогресса и современных достижений. Многие российские дети посещают различного рода спортив-
ные секции. Проводятся массовые спортивные соревнования, например, «Кросс наций» и «Лыжня
России». Среди жителей деревень и сёл проводятся летние и зимние сельские спортивные игры, яв-
ляющиеся аналогом спартакиад бывшего СССР. И все это происходит как правило в столицах, област-
ных центрах и реже в районах, а про детей из деревень и колхозов забыли уже давно. Хотя добрая
половина советских спортсменов вышла из деревенских мальчиков и девочек, которые впоследствии
стали чемпионами СССР, Европы, Мира. Которые много раз радовали нас медалями Олимпийских игр
разного достоинства.
Многие российские спортивные школы являются ведущими в мире, что доказывают высокие дости-
жения на самых престижных спортивных соревнованиях, таких как Олимпийские игры, чемпионаты
мира и Европы по различным видам спорта. Многие российские спортсмены являются мировыми
спортивными «звёздами».
Регулированием спортивной сферы в РФ занимается Федеральное агентство по физической культуре
и спорту России(Росспорт).
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013
г
23
Также в России развиты традиции сопереживания участникам спортивных соревнований. Наиболее
популярными среди болельщиков являются командные и индивидуальные зимние и летние виды
спорта, такие как футбол, хоккей с шайбой,баскетбол, волейбол, хоккей с мячом и другие.
По данным на 2008 год, в России имелось 2687 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3762
плавательных бассейна, 123,2 тыс. плоскостных спортивных сооружения. В 2008 году численность за-
нимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,6 млн человек, в том числе 8,1 млн жен-
щин.
В 2011 году на
XXV Всемирной зимней Универсиаде
сборная России заняла первое место в общеко-
мандном зачёте.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Упражнение № 2
Каковы тема, основная мысль и тип речи? Определите стиль текста. Составьте план текста.
Сформулируйте и запишите основной тезис.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
24
Мифы профессионального спорта в России.
Почему-то в России принято приравнивать понятие «профессиональный спортсмен» к понятию «му -
ченик» почти что в религиозном смысле этого слова. У подавляющего
большинства россиян, которые следят за спортом, представление о спортсмене такое:
во-первых, это человек, который занимается спортом, потому что ни к чему другому не пригоден;
во-вторых, спорт высоких достижений это нечеловечески тяжелый труд;
в-третьих, это низкооплачиваемый труд;
в-четвертых, пройдя через профессиональный спорт, человек полностью теряет все свое здоровье и
становится никому не нужным инвалидом.
На самом деле, профессиональный спорт это профессия мечты!
Давайте по порядку.
Во-первых, в профессиональный спорт отбираются отнюдь не никчемные люди, наоборот, наиболее
талантливые и целеустремленные. Конкуренция в спорте огромна. Ставки высоки. Представление о
том, что спортсмены умственно неполноценны и напрочь лишены творческих способностей и полета
мысли, а следственно и непригодны ни к чему, кроме физического труда, коим является в данном
случае спорт, также ошибочны. Мозги у спортсменов есть, и без них в спорте не продвинешься. Дру-
гое дело, что в России люди, выбравшие в качестве профессии спорт в раннем возрасте, почти всегда
демотивированы тратить время на свое умственное развитие.
Такова система российского спорта, опыт других стран показывает, что спортсмены могут и хотят раз -
виваться всесторонне, и многие талантливые атлеты показывают значительные успехи и на академи -
ческом поприще. В России молодой человек, пройдя жесточайший отбор и став профессиональным
спортсменом, обретает возможность не только заниматься спортом, но и получить бесплатно высшее
образование, но в большинство случаев российские профики не заинтересованы в учебе и самораз-
витии, и их образование сводится к профанации.
Во-вторых, спорт это наилучший способ сохранить и преумножить свое здоровье. Любители, которые
утверждают, что профессиональные атлеты проходят через «нечеловеческие» нагрузки, просто при-
меряют эти нагрузки на себя, и для них они действительно «нечеловеческие». А для профессионалов
это нагрузки, соразмерные их уровню тренированности. А этот уровень заоблачно высок, и для
большинства людей даже невообразим. Если бы спортсмены в процессе тренировок теряли свое здо-
ровье, то ни о каких результатах и рекордах не могло бы быть и речи.
Да, спорт это тяжелый физический труд. Никто с этим не спорит. Но давайте сравним эту
профессию с другими, которые подразумевают тяжелый физический труд. Например, с шахтерами и
т.д., где люди работают в экстремальных, опасных для жизни условиях, несомненно, приносят
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
25
пользу стране (и не умозрительную, а вполне материальную), так же, как и спортсмены тратят «свое
личное время и лучшие годы жизни», реально теряют свое здоровье.
За этими людьми не бегают толпы массажистов и физиотерапевтов, чтобы восстановить их после тя -
желого рабочего дня в шахтах, психологов, чтобы снять стресс, диетологов, чтобы составить опти -
мальный рацион питания. Они не сидят круглый год на сборах в красивейших уголках планеты. И я
что-то не слышала, чтобы за рекордную выработку угля президент страны дарил шахтеру Лексус и
квартиру в Москве.
В-третьих, профессиональный спорт никогда не был (я имею в виду в СССР) и сейчас не является низ-
кооплачиваемым видом деятельности. Не буду углубляться в дела давно минувших дней. Обратимся
к настоящему.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________
Упражнение № 3
Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложений. Определите и докажите
стилистическую принадлежность текста.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
26
Морозное утро с неба сыплет легкий снежок ты стоишь на вершине вся жизнь до этого уже не
значит ровным счетом ничего всего шаг рывок сноуборд впивается кантом в пухляк ты нарезаешь
первую дугу вот уже душа оторвалась от земли и теперь лишь только музыка в наушниках управляет
твоими чувствами.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____
Упражнение № 4
Расставьте знаки препинания. Дайте общую характеристику предложений. Определите и докажите
стилистическую принадлежность текста.
Если вы меньше чем другие спортсмены в вашей области вы должны помнить что ваш вес или рост
далеко не всегда прямо пропорциональны мастерству которым вы обладаете.
_____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Упражнение № 5
Составьте рассказ по одной из данных ниже ситуаций так, чтобы одна и та же ситуация
воспринималась слушателем:
а) положительно,
б) отрицательно.
Используйте слова с положительной или отрицательной окраской.
1.
Мои воспитанники вошли в состав национальной команды.
2.
Я понял (а), что моя будущая специальность мне очень нравится (или не нравится).
3.
В России спорт развивается стремительно.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
27
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Упражнение № 6
Приведите слова, обозначающие качества, необходимые профессиональному тренеру. Приведите
слова, называющие качества, препятствующие этой деятельности.
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________
Упражнение № 7
Напишите сочинение (эссе) о выбранной вами профессии. Обратите внимание на моменты, которые
не следует забывать.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
28
Памятка
1.
Факты из истории, литературы, цитаты, высказывания о данной профессии.
2.
Важность профессии: ее роль и значение, распространенность, редкость.
3.
Состояние дел с этой профессией в России (в других странах, прежде, теперь в будущем).
4.
Отличие (сходство) избранной профессии от других, ее трудности и преимущества
(материальные, моральные, духовные). Разные точки зрения на нее.
5.
Какие качества личности потребуются для овладения этой профессией? Что вы для этого
сделали (делаете)?
6.
Почему вы выбрали эту профессию, причины, побудившие вас к такому решению (ее
преимущества, родители, признание, случай, пример других, ваш характер и т.д.)?
7.
Как вы представляете свое будущее после окончания колледжа (учиться в вузе, работать)?
Нормы русского правописания
Цель: актуализация теоретических знаний по орфографии и пунктуации,
систематизация и обобщение знаний в соответствии с принципами русской орфографии и
пунктуации.
Студент должен знать правила правописания, понимать смыслоразличительную роль
орфографии и знаков препинания.
Студент должен уметь пользоваться правилами правописания, вариативными знаками
препинания.
Упражнение № 1
Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.
Cост…влять план, освещ…нный вопрос, посв…нный открытию, непозв…лительный выбор,
достойное вознагр…ждение, произвести впеч…тление, ист…щенный бюджет, вообр…жаемая
линия пов…дения, расспр…сить сотрудников, насл…ждаться цифрами, загор…дить здание, погл…
щать знания, осв…ение метода.
Упражнение № 2
Вставьте пропущенные буквы в слова с проверяемыми гласными.
Просв…титель, дост…жение, неисс…каемый, изв…ниться, обл…ченный властью, ст…сненный в
средствах, п…чтовое ув…домление, непост…жимый сотрудник, прибл…зительный баланс, прич…
нение ущерба, проз…бать в н…щете, объед…нение в союз, см…риться, р..ды пор…дели, земл…
тр…сение, сл…паться.
Упражнение № 3
Составьте словосочетания со следующими словами:
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
29
ПримИрять_______________________примЕрять____________________________
ПосвЕтить_______________________ посвЯтить_____________________________
СтАрожил_______________________ стОрожил______________________________
РазрЕдить________________________разрЯдить______________________________
ПривЕдение______________________привИдение____________________________
РазвЕваться______________________ развИваться____________________________
УмОлять_________________________умАлять_______________________________
ВозрОждать______________________возрАжать_____________________________
СокрАщать_______________________укрОщать_____________________________
ПокОрять________________________ покАрать______________________________
УвЯдать_________________________ увИдать_______________________________
ВоплОтить_______________________уплАтить______________________________
ПолАскать_______________________ полОскать____________________________
Упражнение № 4
Вставьте пропущенные буквы в слова с чередующимися корнями. Слова-исключения
подчеркните.
А или О: предл…гать, предпол…жение, дикор…стущие зар…сли, выр…щенный, выг…ревший,
благотв…рительность, оз…рение, неприк…саемый, многоотр…слевой, пл…вучий завод,
непром..каемый, отр…сль, укл…нение, р..стовщик, к…сательная, прик…сновение, обм…кнуть
кисточку в краску, пром…кательная бумага, пл…вец.
Упражнение № 5
Вставьте пропущенные буквы в слова с непроверяемыми безударными гласными. При
затруднении обращайтесь к словарю.
Ан…логичный, предв…рительный, д…тация, к…рп…рация, к…рдинальный, н…т…риальная к…
нтора, ад…птировать, пр…т…кол, альтерн…тива, декл…рация, кв…лификация, …блигация, д…л…
гация, д…ф…цит, стаж…ровка, комп…тентный, л…мит времени, д…р…ктива, л…цензия, персп…
ктива, серт…фикат, д…в…денды, абон…мент, мун…ц…пальный, пр…в…л…гированный, экстр…
мальный, ижд…венец, ин…ц…ативный, л…кв…дация, кр…терий, ном…нклатура, интерпр…тация.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Упражнение № 6
30
Составьте словосочетания со словами компания и кампания.
кОмпания__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
кАмпания__________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Составьте словосочетания со словами полис и полюс.
полИс____________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
полЮс____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Упражнение № 7
Составьте словосочетания с данными словами.
прЕбывать________________________прИбывать_______________________________
прЕступить_______________________прИступить_______________________________
прЕдать__________________________прИдать__________________________________
прЕтворить_______________________прИтворить_______________________________
прЕклонить_______________________прИклонить_______________________________
прЕзирать________________________прИзреть__________________________________
прЕходящий______________________прИходящий______________________________
прЕтерпеть_______________________прИтерпеться______________________________
непрЕложный_____________________прИложить________________________________
прЕвратности_____________________прИвратник_______________________________
прЕемник________________________прИемник_________________________________
прЕподать________________________прИпадать________________________________
прЕдел___________________________прИдел___________________________________
Упражнение № 8
Вставьте в слова Н или НН, определив, какие это части речи.
1) Все организован___о на высшем уровне. - Встреча прошла организова____о.
2) Чрезвычайные меры вполне уместны и опрвда___ы. - Коллеги были оправда___ы.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
3) Сотрудник поступил необдума___о. – Все варианты до конца продума_____ы.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
4) Награда вами заслуже___а. – Их подвиг незаслуже___о забыт.
31
5) Их движения скован___ы и неловки. – Практикант держится скова____о.
6) Группа командирова____а в Москву.
Упражнение № 9
Укажите слитное или раздельное написание.
1.Не_вежливое обращение; не_простое решение; не_дальновидный политик; очень
не_простое решение; не_видимая сторона; не_поправимая ошибка; не_долгая, но снежная зима;
взял не_много денег; не_правдой не проживешь; не_смолкающий шум.
2.Далеко не_простое решение; мне это далеко не_безразлично; отнюдь не_пустое занятие;
никому не _нужные отчеты; ни на что не_похожий предмет; не _богатые, а бедные страны;
получил не_много, а мало; совершенно не_изученный район.
3.Не_успевающий студент; не_благодарный слушатель; не_продуманный ответ; не_удавшаяся
акция; не_договорившиеся стороны; не_заслуженный упрек.
4.Не_проверенные нами факты; не_вступивший в силу закон; еще не_открытый нами мир;
не_желающие мириться стороны; не_содержащая трудностей задача,
5.Факты не_проверены; закон не_принят; вещи не_упакованы; не_нужен для работы;
не_обязан выполнять; не_готов к ответу; ревизия не_закончена; отчет не_сдан.
6.Ему не_здоровится; не_доумевающий взгляд; смотрел не_годуя; не_взирая на трудности;
не_смотря на не_удачи; не_считая важным; не_хватает денег; не_навидя ложь.
Упражнение № 10
Различайте в написании производные предлоги и сочетания существительных с предлогами. В
случае слитного написания поставьте соединительную линию (/). Вставьте пропущенные буквы.
1.В_ течени… изучения вопроса окрылись новые обстоятельства.
Новости передают в_течени… дня несколько раз.
2.В_заключени… комиссии были отмечены главные недостатки.
В_заключени… выступающий поблагодарил всех за внимание.
3.В_продолжени… года к этой проблеме обращались несколько раз.
В_продолжени… романа появились новые персонажи.
4.Не_смотря на трудности работа продолжалась.
Он продолжал говорить, не_смотря на аудиторию.
5.На_счет в банке поступила крупная сумма денег.
Я хочу поговорить с тобой на_счет предоставления кредита.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
6.В_следстви… по этому делу была внесена существенная поправка.
32
В_следстви… незнания статистики в документе была допущена фактическая ошибка.
7.Кого вы имеете в_виду?
В_виду приближения зимы снабжение поселка оказалось затруднительным
Ему разрешили сдать экзамен в_виде исключения.
8.Он встал и сделал несколько шагов мне на_встречу.
На_встречу с депутатом были отправлены представители завода.
Упражнение № 11
Определите слитное или раздельное написание слов. Слитное написание отметьте знаком (/).
Вставьте пропущенные буквы.
В_отсутстви… директора; директор сейчас в_отсутстви…; в_дополнени… к приказу; в_добавлени..
к сказанному; во_изменени… приказа; во_исполнени… распоряжения; во_избежани…
недоразумения; в_общем и целом; в_месте с тем; в_след за тем; по_окончани… института;
по_возвращени… из командировки; по_приезд… в город; по_прибыти… поезда; по_завершени…
практики; во_вне_служебное время; вне_ведомственная охрана; вне_конкуренции; вне_штатный
сотрудник;
вне_плановый отчет; в_сопровождени… друзей; в_сравнени… с другими.
Упражнение № 12
Отметьте предложения, в которых ставится запятая перед КАК, объясните ее постановку.
Расставьте знаки препинания.
1 Надо непременно встряхивать себя как физически так и нравственно.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
2) Для соразмерности красоты и здоровья требуется как образование так и занятия физическими
упражнениями.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3) Судьба России как спортивной державы не может не волновать политиков разных стран.
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4) Как опытный тренер он приглашался в разные команды.___________________
__________________________________________________________________________
5) Его знали в городе как опытного тренера.________________________________
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
__________________________________________________________________________
33
6) Он как мне кажется человек интересный и самостоятельный.____________________
__________________________________________________________________________
7) Его руки были холодны как лед.____________________________________________
__________________________________________________________________________
Упражнение № 13
Составьте предложения с цитатами, оформив их:
1.
предложением с прямой речью;
2.
предложением с косвенной речью (сложноподчиненным предложением);
3.
прервать цитату.
«Для нормальной и достойной жизни в России есть все: умный трудолюбивый народ, огромные
ресурсы, благожелательные соседи по мировому сообществу».
(Григорий Явлинский. Газета «Московские ворота»).
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________
______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_________________________________________________________
Упражнение № 14
Составьте предложения с цитатами, оформив их:
1.
предложением с прямой речью;
2.
предложением с косвенной речью (сложноподчиненным предложением);
3.
прервать цитату.
«Ни о каком патриотизме, любви к родине на нашем телевидении и не вспоминают. Вся
новейшая история представляется как история сплошных преступлений и ошибок. Молодым
внушают презрение к своей стране и к собственным родителям – ведь получается, что жизнь
они прожили неправильно».
(Станислав Говорухин. Газета « Аргументы и факты»).
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
34
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________
Упражнение № 15
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.
Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности
совершаемой с целью соревнования а также целенаправленной подготовки к ним путём
разминки тренировки. В сочетании с отдыхом стремлением постепенного улучшения физического
здоровья повышения уровня интеллекта получения морального удовлетворения стремления к
совершенству улучшению личных групповых и абсолютных рекордов славе, улучшения собственных
физических возможностей и навыков спорт предназначен для совершенствования физико-
психических характеристик человека.
Упражнение № 16
Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений. В Петербурге
представили олимпийские медали которые менее чем через год будут вручать победителям Игр в
Сочи
Они не похожи на прежние и выполнены из драгоценных металлов в сочетании с ударопрочным по-
ликарбонатом. Местами прозрачные а кое-где полые награды тем не менее весят от 460 до 531 грам-
ма. Причем паралимпийские медали еще тяжелее у них меньше прозрачных элементов из поликар-
боната их вес — от 585 до 686 граммов. На все комплекты уйдет почти 3 килограмма чистого золота
999-й пробы. Все медали будут изготавливаться вручную. По словам дизайнеров на каждой медали
вполне ясный образ горы солнце море и официальный узор зимних Игр 2014 года — «лоскутное оде-
яло» символизирующее многообразие культурных традиций российских народов.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
35
Справочные материалы
К разделу № 1 «Фонетика. Орфоэпия».
Ударение в именах существительных
По месту ударения существительные можно распределить по трем группам:
1.Слова, в которых ударение ставится на определенном гласном основы и ни в какой падежной
форме не меняет своего места.
Например: лекторы, лекторов, лекторам: договор, договоры, договора; средство, средства,
средствами; квартал, квартала, кварталом.
2.Слова, в которых ударение ставится во всех падежах на окончание.
Например: стола, столов, столами; рубля, рублей; рублями.
3.Слова, где место ударения в формах ед. и мн. числа различно. В таких словах ударение
перемещается с основы в ед.ч. на окончание во мн.ч.
Например: округ – округа; округа – округов.
Ударение в именах прилагательных
В именах прилагательных трудности обычно вызывает положение ударения в кратких формах.
Следует запомнить следующие закономерности постановки ударения в кратких формах
прилагательных.
Во-первых, краткие прилагательные обычно имеют те же ударения, что и полные: перегруженный –
перегружен, перегружена, перегружено, перегружены.
Вторая закономерность состоит в том, что ряд широко употребляемых кратких форм прилагательных
в мужском и среднем роде имеют то же ударение, что и полная форма (на основе), а в женском роде
ударение перемещается на окончание: близкий – близок, близка, близко, близки; важный – важен,
важна, важно, важны.
Если ударение одинаково в краткой форме прилагательных женского и среднего рода, то такое же
ударение будет иметь и множественное число: богатый – богат, богата, богато, богаты;
полезный – полезен, полезна, полезно, полезны.
Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа
совпадает с ударением в форме среднего рода: гневный – гневен, гневна, гневно, гневны: вольный –
волен, вольна, вольно, вольны и доп. вольны.
Ударение в глаголах
Трудности глагольного ударения в основном связаны с формами прошедшего и будущего
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
36
времени, а также с причастиями. В формах настоящего и простого будущего времени один из самых
популярных – глагол звонить. Все орфоэпические словари в качестве литературной нормы
указывают ударение звонит, позвонит, дозвонишься.
Формы прошедшего времени женского рода наиболее употребительных глаголов отличаются тем,
что в них ударение падает на окончание, в то время, как в мужском и среднем роде, а также во
множественном числе ударной оказывается основа. Эти глаголы (их всего около 280), а также
производные с приставками следует запомнить, в трудных случаях проверять себя по словарям:
брать – брала, брало, брали; быть – был, была, было, были.
Также ведут себя и приставочные глаголы: добыть – добыл, добыла, добыло, добыли.
Ударение в страдательных причастиях
В причастиях, как и в прилагательных, затруднение может вызвать ударение в кратких формах. Здесь
нужно запомнить следующее правило: если в полной форме ударение падает на суффикс, то таким
же оказывается ударение в краткой форме мужского рода. В женском и среднем роде и во
множественном числе ударение перемещается на окончание: введенный – введен, введена,
введено, введены; загражденный – загражден, заграждена, заграждено, заграждены.
В других кратких страдательных причастиях ударение может падать и на основу, и на окончание:
начатый – начат, начата, начато, начаты; принятый – принят, принята, принято, приняты.
К разделу № 2 «Лексика. Фразеология»
Лексические нормы – это нормы словоупотребления (употребление слов в соответствии с
присущими им значениями, с учетом сочетаемости с другими словами). Нарушение норм
словоупотребления приводит:
1.
к смешению близких по словоупотреблению, но не полностью совпадающих по значению
слов (синонимов);
2.
к неточному образованию и употреблению антонимов;
3.
к смешению в употреблении паронимов, омонимов;
4.
к многословию (плеоназмам), повторам (тавтологии);
5.
к нарушению логической и лексической сочетаемости слов;
6.
к смешению стилистически разнородной лексики;
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
8.
к нарушению состава фразеологических оборотов.
К разделу № 3 «Словообразование»
Процесс образования новых слов на базе имеющихся называется словообразованием. Слова
появляются в русском языке разными путями. Большую роль в обновлении словаря играет
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
37
образование слов по существующим моделям с помощью специальных словообразовательных
средств. Образование нового слова с помощью различных словообразовательных средств относится
к тому или иному способу образования. Для современного русского языка характерны следующие
основные способы образования новых слов:
- с помощью суффикса: банк – банковский, валюта - валютчик, доход – доходность;
- с помощью приставки: индексировать – проиндексировать;
- с помощью приставки и суффикса: копить – накопитель, рынок – по-рыночному;
- с помощью сложения основ слов: секретарь-референт, фирма-риэлтер, ценообразование.
В XX веке широкое распространение в языке получило образование сложносокращенных слов (такой
способ в грамматике называют аббревиатация). Этот способ очень активен и в наши дни.
Сложносокращенные слова в русском языке образуются по-разному:
1. из начальных букв слов, входящих в исходное словосочетание (МРОТ – минимальный размер
оплаты труда, ГКО - государственные краткосрочные облигации);
2. из начальных частей слова (Госналогслужба – Государственная налоговая служба);
3. сочетанием части слова и формы косвенного падежа существительного (завкафедрой –
заведующий кафедрой).
Обратите внимание на правила определения рода аббревиатур. Буквенные и звуковые
аббревиатуры имеют обычно род стержневого слова из словосочетания, подвергшегося
аббревиатации: ЭВМ – электронная вычислительная машина.
Для разговорной речи характерна еще одна возможность образования новых слов, которая связана
со свертыванием наименований из двух слов в однословные: девятиэтажка (девятиэтажный дом).
В последние годы этот способ словообразования, отражающий стремление говорящего к экономии
языковых средств, получил широкое распространение в устной речи, а также в языке публицистики.
К разделу № 4 «Морфология»
Род имен существительных
Обратите внимание на правила определения рода несклоняемых существительных. Род подобных
существительных связан с семантикой слова. У одушевленных существительных род определяется по
биологическому полу называемых лиц. Слова, называющие лиц мужского пола по профессии,
социальному положению, являются существительными мужского рода: портье (работник
гостиницы). Названия лиц женского пола относятся к женскому роду: мисс (обращение к незамужней
девушке в Англии). Некоторые слова могут употребляться применительно и к мужчине, и к женщине:
визави (человек, сидящий напротив). Слова, обозначающие животных, относятся обычно к мужскому
роду: динго, колибри, кенгуру. Наименования неодушевленных предметов чаще
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
38
всего относятся к среднему роду (но кофе – м.р.): панно, фойе, ателье, пенсне, рандеву. Иногда
возникают колебания в роде. Например: авеню – ср. и ж. род (улица), цунами – ср. и ж. род (волна)
Запомните правила определения рода сложных существительных. У сложных существительных,
называющих неодушевленные предметы, род определяется по склоняемому слову: альфа-
излучение, ср. род; лотерея-аллегри, ж.род. Если оба слова склоняются, род обычно определяется
по первому слову: школа-интернат, ж. род. У сложных существительных, называющих лиц по их
профессии, социальному положению, каким-то иным свойствам, род определяется по ведущему
слову, указывающему на принадлежность лица
к определенному полу: бой-баба, ж. род, чудо-богатырь, м. род.
Склонение имен существительных, варианты падежных форм
Все склоняемые существительные употребляются в речи в том или ином падеже. Падежная система
русского языка характеризуется разнообразием форм и значений. В рамках каждого падежа
существуют вариативные формы, использование которых определяется нормами речевого
употребления. Остановимся на вариантах падежных форм.
Формы именительного падежа множественного числа имен существительных мужского рода
Нормативные формы с окончаниями – ы, - и
бухгалтеры выборы выговоры выпуски инженеры
диспетчеры договоры инспекторы инструкторы корректоры
ректоры тренеры офицеры серверы колеры
кремы маклеры полисы месяцы торты
менеджеры редакторы шоферы прибыли почерки
Нормативные формы с окончаниями – а, - я
директора доктора номера сорта сторожа
мастера профессора отпуска паспорта адреса
борта бега ордена обшлага тома
округа тенора штемпеля паруса флюгера
У выделенных имен существительных встречаются также формы с окончаниями – ы, - и,
которые приводятся в словарях как устаревшие.
Нормативные формы И.п. мн. ч. имен существительных - омонимов
пропуска (документы) пропуски (недосмотры)
образа (иконы) образы (литературные)
лагеря (молодежные) лагери (враждующие)
хлеба (в поле) хлебы (в печи)
тона (переливы цвета) тоны (звуковые)
учителя (преподаватели) учители (жизни)
Формы родительного падежа множественного числа имен существительных
39
Окончание -ов
Нулевое окончание
Существительные, называющие ряд лиц по национальности, принадлежности к некоторым
родам войск, воинским соединениям
монголов, курдов, эскимосов, французов,
бурятов – бурят, туркмен – туркменов;
минеров, саперов, летчиков, гусар –
гусаров, гренадер - гренадеров
армян, болгар, башкир, румын, цыган,
грузин, осетин:
партизан, солдат
Существительные, называющие парные предметы
носков, рогов, аксельбантов, боков, гольфов, ботфортов
чулок, ботинок, брюк, валенок, погон, манжет, эполет, бот, мокасин
Существительные, называющие единицы измерения
литров, метров, километров, гектаров,
акров, аров, ярдов, кулонов, ньютонов
ампер, вольт, киловатт, ватт, микрон
Склонение имен числительных
Запомните, что при склонении сложных и составных количественных числительных изменяется по
падежам каждая часть. При склонении порядковых числительных изменяется только последнее
слово (как имя прилагательное). Например: пятьсот шестьдесят, пятисот шестидесяти,
пятистам шестидесяти: семьдесят второй, семьдесят второго и т.д.
Для того, чтобы назвать количество, выражаемое смешанным числом или десятичной дробью, мы
используем в речи особое сочетание слов (сорок две целых пять десятых и т.п.). Обратите
внимание на то, что существительное, употребленное с таким сочетанием, синтаксически будет
связано с его последней частью, т.е. дробным числительным. Соответственно, в таких сочетаниях, как
тринадцать целых три десятых процента, четыре и двадцать три сотых километра и т.п.,
существительное употребляется в форме родительного падежа единственного числа.
Употребление форм степеней сравнения имен прилагательных
Запомните, что со словами более и менее ни в коем случае не могут сочетаться формы простой
сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т. е. такие сочетания, как более
скромней, менее выше, более длиннейший, менее красивейший и т.п., в современном русском языке
недопустимы.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Со словами наиболее, наименее и самый ни в коем случае не следует употреблять формы простой
сравнительной и простой превосходной степеней сравнения, т.е. такие сочетания, как наиболее
тише, наименее откровеннейший, самый опаснейший и т.п., в
современном русском языке недопустимы. Однако слово самый в единичных случаях
40
может сочетаться с формой простой превосходной степени, например: самый кратчайший путь,
самым теснейшим образом.
К разделу № 5 «Синтаксис»
Согласование подлежащего и сказуемого
1.При подлежащем, выраженном именем существительным в собирательном значении (ряд,
большинство, меньшинство, часть) в сочетании с существительным в родительном падеже
множественного числа, сказуемое обычно ставится во мн.ч., если речь идет о предметах
одушевленных, в ед.ч., если подлежащее обозначает предметы неживой природы.
Например: Большинство студентов успешно сдали зимнюю сессию. Ряд новых зданий стоял в новом
микрорайоне.
1.При числительных два, три, четыре сказуемое обычно ставится во мн.ч.
Например: Четыре документа находились в сейфе.
3.При составном числительном, оканчивающемся на один, сказуемое, как правило, ставится в ед.ч.
Например: Тридцать один работник пришел на собрание.
4.При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно ставится в ед.ч. и согласуется в роде.
Например: Миллион рублей перечислено на новое предприятие.
5.При существительных лет, месяцев, дней, часов сказуемое обычно ставится в ед.ч.
Например: Десять лет прошло с того памятного события.
6.При словах много, мало, немного, немало, сколько сказуемое обычно ставится в ед.ч.
Например: Немало студентов нашего техникума приняло участие в этих соревнованиях.
7.При подлежащем, выраженном группой слов (названия литературных произведений, газет,
журналов, предприятий и т.п.), среди которых имеется ведущее слово или слова в именительном
падеже, сказуемое согласуется с этим словом или словами.
Например: «Герой нашего времени» написан М.Ю Лермонтовым. «Отцы и дети» написаны И.С.
Тургеневым сказать нельзя, так как следует добавить родовое наименование. Следует говорить так:
Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым.
8.При сложных названиях, состоящих из двух слов разного грамматического рода, сказуемое
согласуется с тем из них, которое выражает более широкое понятие или обозначает конкретный
предмет.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Например: Вагон-кафе расположен (а не расположено) между шестым и седьмым вагонами. Кафе-
столовая отремонтирована.
9.Если сказуемое относится к нескольким подлежащим, не соединенным союзами или связанным
посредством соединительного союза, то применяются следующие формы согласования: а)
41
сказуемое, стоящее после однородных подлежащих, ставится во мн.ч.: Промышленность и сельское
хозяйство в стране неуклонно развиваются; б) сказуемое, предшествующее однородным
подлежащим, обычно согласовывается с ближайшим из них: В аудитории слышался ропот и крики.
Оформление деепричастного оборота
Предложения с деепричастными оборотами требуют особого внимания пишущего (говорящего).
Правила их построения часто нарушаются в современной речи.
Главное правило оформления деепричастного оборота заключается в следующем: деепричастие и
глагол-сказуемое должны обозначать действия одного и того же лица. Нарушение этого правила
приводит к курьезам вроде знаменитой фразы из рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга»:
«Подъезжая к стации и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа» (выходит, что к стации
подъезжала… шляпа).
Краткий словарь профессионального тренера.
Адаптация – процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды (в международной
практике часто используется для обозначения приспособления организма к природным,
производственным и социальным условиям).
Адаптивная физическая культура – новое направление физкультурно-оздоровительной работы с
инвалидами.
Воспитание физическое – 1) вид воспитания, педагогический процесс, направленный на
всестороннее физическое развитие людей, их специфическую подготовку к выполнению социальных
обязанностей в обществе; 2) вид воспитания, педагогический процесс, направленный на
формирование таких специальных убеждений, привычек, социальных качеств и потребностей,
которые связаны с физическим развитием людей, их специфической подготовкой к выполнению
социальных обязанностей в обществе.
Движение олимпийское – общественное движение, основанное на принципах, идеях и идеалах
олимпизма.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Карьера спортивная – многолетняя спортивная деятельность, нацеленная на высокие спортивные
достижения и связанная с постоянным самосовершенствованием человека в одном или нескольких
видах спорта.
42
Культура олимпийская – специфическая философия жизни, включающая в себя духовное
содержание спорта.
Культура спортивная – составная часть общей культуры, объединяющая категории, закономерности,
учреждения и блага, созданные для интенсивного использования физического упражнения в рамках
соревновательной деятельности, которая преследует цель первенства и рекорда, вследствие
физического и духовного совершенства человека.
Личность – целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения
индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и
общения.
Олимпизм – социально-культурное явление, базирующееся на принципах демократизма, гуманизма,
либерализма, на общечеловеческих морально-этических ценностях.
Работоспособность – способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных
временных лимитов и параметров эффективности.
Развитие физическое – закономерный биологический процесс становления и изменения
морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни,
который совершенствуется под влиянием физического воспитания.
Соревнование – специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена,
позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальное
проявление.
Спорт – уникальный социальный институт развития, распространения и освоения культуры
двигательной деятельности человека и человечества.
Спорт массовый – спорт, в котором соревнование и высокий спортивный результат имеют место, но
в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации
и двигательной реабилитации.
Спорт олимпийский – спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции,
реализующие идеалы олимпизма.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
Спорт профессиональный – спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся
источником существования спортсменов.
43
Тренировка спортивная – основная форма подготовки спортсмена, которая осуществляется в виде
тренировочных занятий под руководством тренера-преподавателя и дополнительных
самостоятельных занятий, проводимых под опосредованным его управлением.
Функции спорта – объективно присущие спорту свойства воздействовать на человека и человеческие
отношения, удовлетворять и развивать определенные потребности личности и общества.
Доверенность – документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо
действий от имени доверителя.
Договор – документ, фиксирующий соглашение двух или нескольких сторон.
Докладная записка – документ, адресованный руководству, в котором излагается какой-либо вопрос
с выводами и предложениями составителя.
Контракт – договор об установлении, изменении или прекращении правоотношений.
Нормативные документы – документы, в которых устанавливаются какие-либо правила, нормы.
Опись – юридически оформленный перечень документов.
Представление – документ, содержащий предложение о назначении, перемещении или поощрении
личного состава, а также рекомендацию определенных действий и мероприятий по вопросам
деятельности учреждения.
Проект документа – предварительный вариант документа, предназначенный для рассмотрения.
Реквизиты – обязательные элементы служебного документа.
Литература для студентов
Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. – Москва, «Высшая школа», 2003.
Черняк В.Д. Русский язык и культура речи. Профессиональное образование. Учебник для студентов
ссузов. – Санкт-Петербург – Москва, САГА - ФОРУМ, 2005.
Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи. Учебник для студентов ссузов. –
Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004.
Власенков А.И. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. – Москва, «Просвещение». 2003.
Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. – Москва, «Просвещение»,
2003.
Герасименко Н.А. Русский язык. Учебник для студентов ссузов. – Москва, «Академа», 2003.
Максимов В.И. Русский язык. Учебник для студентов ссузов. - Москва, «Гардарики», 2004.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы (любое издание).
Ожегов С.И. Словарь русского языка (любое издание).
Булыко А.Н. Большой словарь иностранных слов. – Москва, «Мартин», 2007.
44
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. – Москва, 1996.
Введенская Л.А. Учебный словарь паронимов русского языка. – Москва, издательский центр «МарТ»,
2005.
Алиева Т.С. Словарь синонимов русского языка. – Москва, «Юнвест», 2001.
Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь. – Москва, «Дрофа», 2002.
Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка. – Москва, «русский язык», 2004.
Шанский Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка. – Москва, «Просвещение», 2002.
Югорский колледж-интернат олимпийского резерва, 2013 г
45