Напоминание

Проблемные акценты средне–специального образования


Автор: Касьянова Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский топливно–энергетический колледж
Населённый пункт: г. Уфа
Наименование материала: Статья
Тема: Проблемные акценты средне–специального образования
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Проблемные акценты средне-специального образования

Касьянова Татьяна Николаевна,

преподаватель русского языка и литературы ГАПОУ

Уфимский топливно-энергетический колледж

Понятие "Образование" содержит в себе славянский корень "Образ" и означает

поиск и раскрытие в себе образа и подобия Божия. Этот путь и есть подлинная

цель духовно-нравственного образования.

К сожалению, за последние двадцать лет наше общество не

сформулировало основные принципы консолидации. Мы не можем дать себе

осознанный отчёт в том, к чему стремимся, идём, на каких основополагающих

принципах должна строиться наша жизнь. Двадцать лет мы живём без ясно

сформулированных

нравственных

основ.

В

этих

условиях

повзрослело

и

выросло

новое

поколение.

Нет

ясных,

с

детства

привитых

нравственных

правил. Поэтому у нас так далека от благополучия сфера семейной жизни и

образования.

Задача

образования

в

её

нравственном

понимании

неизменно

заключается в том, чтобы помочь каждому в начале его самостоятельного пути

обрести верные ориентиры и далее в течение всей жизни вырасти в меру

высокого предназначения человека. Нравственное воспитание состоит в том,

чтобы

социально-необходимые

требования

общества

были

превращены

во

внутренние стимулы каждого молодого человека, такие как долг, честь, совесть,

достоинство.

Организуя

учение,

труд,

педагог

получает

возможность

влиять

на

нравственное развитие личности. В моральной сфере подростков возникают

новые особенности: в этот период в центре внимания становятся вопросы

общественного поведения и взаимоотношения друг с другом. У подростков

начинают

складываться

устойчивые

и

независимые

моральные

взгляды,

суждения и оценки. Они живо откликаются на обсуждение моральных проблем,

но всё же их нравственные знания ещё не переросли в убеждения.

Ведущая

роль

в

процессе

формирования

новых

для

молодого

человека

возрастных

особенностей

принадлежит

педагогу.

Настоящий

педагог

-

это

умелый воспитатель и яркая личность. К. Д. Ушинский сравнивал личность

педагога с лучом солнца, потому что воспитательная сила изливается только из

живого источника личности. Воспитывает каждая мелочь, каждое движение

души педагога. Очень точно подметил эту особенность А. С. Макаренко: «Не

думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда вы разговариваете с

ним или поучаете его. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Как

вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми, как вы радуетесь, как

обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газету - всё это

имеет для ребёнка большое значение".

Дети связывают личность учителя с эталоном нравственности и требуют

от него высокого профессионального мастерства. Таким образом, ценностные

ориентиры, сформированные у детей, готовят их к жизни в реальных условиях,

1

к ответственности за выбор своего жизненного пути. Очень часто это связано с

профессией — общество и семья с детства именно так ориентируют детей и

связывают понятие успешности с выбором профессии и специальности.

Педагогика

среднего

специального

образования

является

важным

аспектом подготовки высококвалифицированных специалистов и предоставляет

возможность

большой

части

молодёжи

получить

одновременно

доступное

образование,

желаемую

профессию,

гарантированную

государством,

и,

что

особенно важно, успешно трудоустроиться.

Подобные

учебные

заведения

существовали

в

России

с

петровских

времён.

Тогда

же

начали

формироваться

основы

уникальной

педагогики

профессионального образования. В наше время происходит реформация этой

отлаженной системы. С вступлением России в Болонское соглашение изменился

подход

к

преподаванию

дисциплин

и

требования

к

уровню

подготовки

студентов. Если раньше помимо знаний по дисциплинам большое внимание

уделялось

и

широте

кругозора,

то

теперь

последнее

перестало

быть

существенным. Во многом это привело к снижению уровня образованности в

целом. Педагогика профессионального образования в последние несколько лет

претерпевает

большие

изменения.

Значительный

отпечаток

накладывает

развитие

информационных

технологий.

Большинство

практических

занятий

проводится с использованием современных информационных технологий. В

образование

активно

внедряются

и

электронные

учебно-методические

комплексы. Несмотря на это, роль преподавателя остаётся чрезвычайно важной,

хотя тенденции к её уменьшению очевидны, недаром же такой популярностью

пользуется дистанционное образование, олимпиады и дистантный контроль

знаний, интернет-экзамены.

Главной целью преподавания должно стать развитие профессиональной

компетенции

студентов

через

формирование

культуры

профессионального

мышления, адаптация учебной деятельности студентов к их профессии. Под

учебно-профессиональной

компетенцией

понимается

система

учебно-

профессиональных

действий,

необходимых

для

удовлетворительного

разрешения типовых проблемных ситуаций в профессии.

Современный

учитель

должен

обладать

развитым

педагогическим

мышлением. Педагогическое мышление не может возникнуть стихийно, его

необходимо

вырабатывать

в

совместной

учебно-практической

деятельности

студента и преподавателя. Учебники - это информационный источник, который

позволяет

варьировать

и

изменять

форму

подачи

и

изучения

учебного

материала.

В

процессе

знакомства

дома

с

новым

материалом

у

студентов

возникают вопросы, на которые они должны получить ответы на лекции. Очень

эффективной

формой

формирования

профессиональной

компетентности

являются практические занятия, которым уделено особо значительное место в

новых

образовательных

стандартах,

не

позволяющих

преподавателю

абстрагироваться

от

текущего

учебного

процесса

и

далеко

отходить

от

образовательных

задач.

Этому

во

многом

способствуют

самостоятельные

работы

студентов,

которые

требуют

учебно-методического

контроля

со

2

стороны

преподавателя.

Он

обязан

организовать

самостоятельную

работу

студентов, при этом предполагается пополнение багажа знаний, обязательное

развитие

профессионального

умения,

высокий

уровень

самостоятельных

действий студентов.

Таким

образом,

связать

теорию

и

практику

в

процесс

организации

совместной деятельности со студентом, стимулировать активность личности,

осуществлять

единство

обучения

и

воспитания

будущих

профессионалов,

развивать

профессиональную

компетенцию

-

вот

первостепенные

задачи

среднего специального образования в новых условиях. Необходимо помнить,

что

основным

видом

деятельности

студента

является

учёба.

Стандартом

предусмотрен

высокий

уровень

освоения

знаний.

Именно

это

является

показателем

эффективности

обучения,

во

многом

это

зависит

от

методов

обучения

и

психологического

микроклимата

учебных

занятий.

При

этом

дидактические комплексы должны надёжно служить эффективному освоению

содержания образования в соответствии с федеральным учебным планом.

Обучение

в

средне-специальном

учебном

заведении

приходится

на

период

юности.

Юношеский

возраст

приходится

на

период

кризиса

самоопределения, когда молодому человеку необходимо сделать личностный

профессиональный, а значит и социальный выбор. Если этого не происходит,

формируется неадекватная личность, уход от проблем своего возраста, отказ от

профессионального

самоопределения,

выбор

отрицательных

образцов

для

подражания.

Из

этого

следует,

как

важен

для

молодого

человека

выбор

профессии: это сфера его будущих интересов, перспектива развития личности.

Эта потребность должна быть сформирована всеми позитивными способами

профессионального

образования.

Здесь

мы

вновь

вторгаемся

в

сферу

профессиональных

компетенций

педагогов:

правильно

поставленных

целей

деятельности педагога, способов и средств профессионально-педагогической

деятельности.

В нашей стране активно идут процессы модернизации образования. Мы

стремимся

влиться

в

мировое

образовательное

пространство,

образование

претерпевает

принципиальные

изменения:

само

общество

находится

на

переломном

периоде

своего

развития.

Создание

образовательных

программ

актуализируется, научно-методическая работа учебного заведения направлена

на создание оптимальной модели образования, поиск различных методик и

технологий.

В

этих

условиях

модернизация

образования

становится

необходимостью.

Социологические

исследования

показывают,

что

среди

молодёжи

процент

верящих

в

себя

составляет

65%.

Такие

данные

даёт

исследование "Российская молодёжь в регионах "скромного" достатка", а это

наш случай, оценивала жизненные перспективы. 19,3% опрошенных молодых

людей

отнесли себя к низкому социальному положению, 64% к среднему,

15,6% - к высокому, 1% - к высшему. На вопрос "В каком положении вы бы

хотели находиться?" 1,2% указали - в низком, 12% - в среднем, 64,5% - в

высоком, 23% - в высшем. Эти данные показывают выраженную тенденцию

провинциальной молодёжи к успешности. 32% опрошенных отметили, что в

3

сфере образования добились желаемого. 52% - пока не добились, но это им по

силам. 12% хотели бы, но вряд ли смогут. 4% - не имеют цели продолжать

образование

по сле

средней

школы.

По сле

получения

с р е д н е -

профессионального

образования

получили

престижную

работу

11%,

потенциально надеются её получить 67%, не успешными назвали себя 19,6%,

без

устремлений

осталось

2,3%.

В

карьерном

росте

успешны

3,7%,

потенциально успешны 63,4 % , не успешны 16%, не стремятся к успеху 17%. В

возможности

приобретения

богатства

успешных

было

2,6%,

потенциально

успешны - 40%, не успешны 38,6%, ничего не добились 18,7%. Приведённые

результаты показывают, что молодёжь имеет весьма выраженное стремление, а

значит, перспектива модернизации образования может быть успешной, если

есть в ней потребность.

Весь исторический опыт страны сейчас открыт для познания. Благодаря

телевидению

и

Интернет,

расширились

границы

познания.

К

сожалению,

фундаментальные

ценности

подрастающего

поколения

ориентированы

на

зарубежные

(проамериканские)

образцы.

Это

представляет

определённую

опасность для подрастающего поколения, в сознании молодых людей сильно

искажены

семейные,

гражданские

и

эстетические

ценности.

Интернет-

зависимость

изменяет

и

личность.

Это

вызвано

недостатком

активной

социальной жизни, которую отнимает Интернет, низкой потребностью живого

общения.

Научные

исследования,

однако,

не

подтверждают

категоричности

таких

суждений

в

образовательной

сфере,

но

весьма

выражены

в

воспитательной.

В

условиях

технического

средне-профессионального

образования

будущий

специалист

должен

не

просто

обладать

знаниями

-

всё

постичь

невозможно,

он

должен

научиться

добывать

новые

знания.

В

этой

связи

компьютеризация

служит

средством

для

этой

цели.

Повышается

информированность студентов, доступный и компактный способ получения

информации

облегчает

учебные

цели,

роль

самостоятельной

деятельности

студента активизируется. У студентов появляется возможность выработать свой

творческий

подход

в

решении

учебных

задач.

Образование

должно

формировать

не

просто

квалифицированного

специалиста,

а

именно

компетентного, который обладает не только знаниями, умениями и навыками

определённого уровня, но и способен применить их в своей профессиональной

деятельности.

Учебное

учреждение

выполняет

образовательный

заказ

общества:

подготовка студента, основанная на профессиональной компетенции. При этом

основу

подготовки

составляет

формирование

профессионализма.

А

это

целостная педагогическая система. Сущность её состоит в том, чтобы помочь

будущим специалистам обрести реальные и потенциальные профессиональные

возможности и способности соответствовать требованиям нового тысячелетия.

Отношения

студента

и

педагога

должны

строиться

на

максимальном

уважении

личности.

Необходимо

сформировать

у

студентов

желания

и

возможности

для будущей профессиональной деятельности. Преподаватель

4

выполняет функции поставщика информации. В современном образовательном

процессе вербальных средств информации недостаточно. Студенты сами умеют

визуализировать информацию: создать из устной - наглядную информацию,

которая

непосредственно

связана

со

смыслом

и

содержанием

лекционного

материала. Создание на уроках проблемных ситуаций развивает у студентов

умение переносить полученные знания на решение новых проблем. Нужно

создать

банк

ситуаций,

для

решения

которых

понадобится

лекционный

материал.

В

этом

и

будет

содержаться

практическая

заинтересованность

в

получении знаний. Необходимо развивать поисковую деятельность студента.

Это предполагает не готовое усвоение знаний , а самостоятельную творческую

деятельность.

Такую

исследовательскую

деятельность

необходимо

всячески

стимулировать.

Кроме

того,

есть

много

нетрадиционных

форм

работы:

конференции, творческие отчёты, презентации, ролевые игры, погружения.

В

учебной

деятельности

активно

используется

система

промежуточной

аттестации и административные срезовые работы. При этом контролируется

процесс

успеваемости

и

усвоения

учебной

информации.

Система

индивидуальных заданий давно себя оправдала как активная форма обучения.

Удобным

средством

для

углубления

знаний

стало

создание

студенческих

тематических портфолио.

В с ё

в м е с т е

п о з в о л я е т

о с у щ е с т в л я т ь

ц е л е н а п р а в л е н н у ю

дифференцированную

работу,

которая

позволит

студенту

на

протяжении

длительного

четырёх-пятилетнего

образовательного

периода

выработать

и

поддерживать в себе интерес и возможности для получения окончательного

результата обучения.

Таким

образом,

разработки

содержания

среднего

специального

образования имеют уровневый характер компетенций:

ключевые (универсальные)

базовые (общепрофессиональные)

специальные (профессионально-специальные)

корпоративные (профессионально-специализированные)

Согласно Федерального государственного образовательного стандарта

от 22 марта 2010 года содержание учебных профильных дисциплин позволяет в

полной мере реализовать комплексный подход и осуществить задачи средне-

специального образования, в системе которого автор проработал 25 лет.

Литература:

Морева Н. В. Технологии профессионального образования: учебное пособие

для студентов. М., Академия.

Педагогика профессионального образования. Под ред.С. Я. Батышева-

М.,

Акадкмия 2002.

Педагогика пофессионального образования. Е. П.Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г.

Пашков. Под ред. В.А. Сластенина М., 2007.

Иванова

Е.О.

Компетентностный

подход

в

соотношении

со

знаниево

5

ориентированным. Компетенции в образовании. Под ред. А.В. Хуторского., М.,

2007.

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Приказ Министерства образования от 11.02. 2002 № 393. Учит.газета 2002 №31.

Патаракин Е.Д. Социальные сервисы в помощь учителю. М., 2006.

Хуторской

А.В.

Определение

общепредметного

содержания

и

ключевых

компетенций

как

характеристика

нового

подхода

к

конструированию

образовательных стандартов. М., 2007.

6



В раздел образования