Автор: Кругликова Тамара Анатольевна
Должность: преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ РМ "Саранский государственный промышленно– экономический колледж"
Населённый пункт: г.Саранск Республика Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел: среднее профессиональное
Кругликова Тамара Анатольевна,
преподаватель, ГБПОУ РМ «Саранский
государственный промышленно-
экономический колледж», г. Саранск
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей,
присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим
духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития
и проявляется в ее деятельностной активности самореализации на благо
Отечества.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в учебных
заведениях является формирование патриотизма, ведь детство и юность –
самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у
учащихся любви к своей Родине, готовность к еѐ защите.
Программа по патриотическому воспитанию учащихся, действующая в
колледже, направлена на неустанную работу по созданию чувства гордости за
свой колледж, малую Родину и свой народ, уважения к его свершениям и
достойным страницам прошлого. Она разработана в соответствии с
государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РФ на
2016-2020 гг.»
В основу программы положены проблемы, связанные с разрешением
противоречий возникшими между пропагандой «западных ценностей» и
необходимостью возрождения авторитета армии, государства и понимания
роли и места в жизни общества и Отечества. Необходимо обеспечивать
пронизанность патриотизмом все основные колледжные мероприятия, чтобы
он становился для нас важнейшей духовной и социальной ценностью,
укрепляющей основы российской государственности.
В силу своей специфики спорт и физическая культура обладают
огромным воспитательным потенциалом, являются одними из мощнейших
механизмов формирования таких мировоззренческих оснований личности,
как гражданственность и патриотизм, и рассматриваются как спортивно -
патриотическое воспитание. Оно направлено на развитие морально-волевых
качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества,
дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом,
формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Высокое чувство любви к Родине может сложиться лишь в результате целой
системы средств воспитания, включающей в себя пропаганду, пример,
организацию поведения и деятельности учащихся.
В нашем колледже спортивная часть программы патриотического
воспитания представлена системой внеклассных мероприятий, которые
реализуют следующие направления деятельности, которые пропагандируют
физическую культуру и спорт, здоровый образ жизни, а также организуют
досуг учащихся. Все это достигается через различного рода спортивно-
массовыми внеурочными мероприятиями: «Дни здоровья», матчевые встречи
по разным видам спорта, мероприятия в рамках месячника ЗОЖ и месячника
военно-спортивной и массовой работы, посвященного Дню защитника
Отечества, а также декады, посвященной Победе советского народа в ВОВ
1941-1945 гг., где основным спортивным мероприятием является участие в
легкоатлетической эстафете, посвященная Дню победы военно-спортивная
игра «А ну-ка, парни!» с приглашением военнослужащих и ВОВ.
Роль игр в военно-патриотическом воспитании заключается, прежде
всего, в том, что эти игры способствуют развитию у учащихся высоких
нравственных чувств, моральных качеств. Чувства имеют большое значение
для развития всех сторон личности учащихся. Исключительна их роль в
развитии познавательной деятельности. 213
Воспитывать у подрастающего поколения чувство коллективизма,
подлинной дружбы, товарищества и взаимной выручки - одна из важных
воспитательных задач, призванной готовить активное достойное поколение
для современной Армии. Эффективным, действенным средством воспитания
у подростков чувства коллективизма, товарищества и взаимной выручки
являются военно-спортивные игры. Содействие социально -
ориентированному воспитанию молодежи (спортивные секции по баскетболу,
волейболу, мини-футболу, настольному теннису).
Сборные команды колледжа по отдельным видам спорта являются
участниками как Российских, так и республиканских, городских
соревнований. Ребята успешно защищают честь колледжа и являются
победителями и призерами в соревнованиях по мини-футболу, баскетболу,
настольному теннису, легкой атлетике, волейболу, плаванию, лыжным
гонкам. На протяжении многих лет являются победителями Спартакиады
«Юность России». Осуществление начальной военной, спортивной,
правовой, стрелковой подготовки путем проведения военизированных сборов
с учащимися вторых, третьих курсов.
Проведение мероприятий, связанных с памятными (победными) днями
России, событиями военной истории, воинской славы России, боевыми
традициями армии и флота («А ну-ка, парни!», городская эстафета,
посвященная дню Победы и т.д.).
Обеспечение прав и возможностей учащихся на удовлетворение своих
потребностей в физической культуре и участии в массовом спортивном
движении (участие во Всероссийских спортивных акциях «Кросс Нации»,
«Лыжня России», в «Пробег на призы Олимпийского чемпиона П. Г.
Болотникова»).
Развитие юношеского спорта (взаимодействие с ДЮСШ, ШВСМ).
Успех работы в спортивно-патриотическом воспитании во многом зависит от
наличия систематических мероприятий, где, учащиеся в свою очередь
начинают понимать значение занятий физической культурой для укрепления
здоровья, физического развития и физической подготовленности, для
трудовой деятельности, военной практики. Они должны научиться
чувствовать гордость не только за свои результаты, но и за достижения в
мировом и отечественном спорте.
Спорт - не во имя достижений, а во имя развития личности - может
стать целью и смыслом жизни для подростков и реальной альтернативой
наркомании, алкоголизму, правонарушениям. Нравственно-развитая личность
- достойный гражданин своей страны.