Авторы: Сиденко Юлия Александровна, Чурсина Руфина Васильевна
Должность: студентка, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Строитель Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы культуры речи в молодежной среде"
Раздел: среднее профессиональное
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Сиденко Ю., Чурсина Р.В.
ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»
Культура речи как особая научная дисциплина начала складываться в
20-е
гг.
ХХ
в.
благодаря
работам
В.И.
Чернышова,
Л.В.
Щербы,
Г.О.
Винокура. Изменение социального порядка после 1917 г. вызвало новую
культурно-языковую
ситуацию.
В
публичном
общении
стали
принимать
участие широкие слои населения, ранее не владевшие грамотой. Произошло
изменение сфер общения, резко снизился уровень речевой культуры общества
в
целом.
Все
эти
процессы
стали
предметом
внимания
ученых.
Стали
появляться научные труды, содержавшие анализ речевой практики общества
и его отдельных социальных сред, а также работы, в которых предлагались
методы повышения грамотности и развития речевой культуры участников
публичного общения.
Основные проблемы культуры речи в современном обществе:
1. Лексические
ошибки:
связаны
с
незнанием
значений
слов
и
устойчивых выражений и обусловленным этим незнанием их неправильным
употреблением в речи.
2. Фонетические ошибки: составляют самую многочисленную группу
погрешностей, связанную с нарушениями норм ударения.
3. Синтаксические ошибки: самой распространенной синтаксической
ошибкой является нарушение норм управления.
В современной отечественной лингвистике все более распространяется
коммуникативный подход к вопросу, основанный на рассмотрении проблем
культуры речи с точки зрения структуры акта коммуникации. В этом аспекте,
как отмечает Б.Н.Головин, термин «культура речи» (или «речевая культура»
как его синоним) может употребляться в трех основных значениях:
Культура речи - это прежде всего какие-то ее признаки и свойства,
совокупность и система которых говорят о коммуникативном совершенстве
речи,
т.е.
ее
способности
отражать
передаваемую
информацию
наиболее
адекватно и, как следствие, возможности реализовать процесс коммуникации
в его максимально возможной полноте.
Культура
речи
-
это
совокупность
навыков
и
знаний
человека,
обеспечивающих
целесообразное
и
незатрудненное
применение
языка
в
целях общения.
Культура речи - это область лингвистических знаний о культуре речи
как совокупности ее коммуникативных качеств.
Для
коммуникативного
подхода
очень
важной
я в л я е т с я
общетеоретическая
проблема
соотношения
языка
и
речи:
речь
в
данном
случае рассматривается как реализация/воплощение языковой структуры, а
весь
комплекс
вопросов
культуры
речи
обнаруживает
непосредственную
связь с вопросами языкового (а в аспекте коммуникации - и внеязыкового) ее
обеспечения.
К
качествам
речи
следует
отнести
ее
чистоту,
выразительность,
богатство
(разнообразие)
и
уместность.
Так,
чистота
речи
оценивается
посредством соотношения речи с литературным (т.е. обработанной формой)
языком и этическими установками (за рамки чистой речи выносятся все
элементы,
чуждые
литературному
языку
-
диалектизмы,
варваризмы,
жаргонизмы
и
др.).
Выразительность
есть
собственно
эстетическая
характеристика
речи
и
может
быть
определена
как
внутриречевая
направленность на поддержание внимания и интереса у адресата сообщения;
выразительность
речи
обеспечивается
специализированными
языковыми
средствами - тропами и фигурами, однако можно говорить о том, что в ней
задействованы
практически
все
элементы
языковой
системы,
начиная
со
звуков и кончая синтаксисом. Богатство речи общества, в различных его
аспектах
(лексическое,
семантическое,
синтаксическое,
интонационное),
позволяет
описать
индивидуальный
активный
запас
языковых
средств,
которыми реально или потенциально оперирует тот или иной носитель речи.
Наконец, уместность речи есть экстралингвистическая ее характеристика,
оценивающая
соответствие
либо
несоответствие
речи
и
ее
структуры
условиям общения и коммуникативной задаче в целом
Итак, рассмотренные коммуникативные качества позволяют говорить о
проблемах культуры речи в современном обществе с различных точек зрения,
и
вместе
с
тем
они
во
взаимодействии
представляют
собой
некоторую
целостную систему, в которой и с позиций которой речь может быть описана
максимально
исчерпывающе. В современных обществах культура речевого
общения находится в процессе постоянного изменения. Это объясняется тем,
что
ни
одно
общество
не
является
статичным
образованием.
А
так
как
культура речи является порождением общества, она подвергается изменениям
вместе с ним. Именно эти изменения и приводят к возникновению проблем
культуры речи.