Автор: Яушкина Наталья Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский автомобильно–дорожный техникум"
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Методические указания
Тема: Методические указания по выполнению контрольной работы по МДК 03.01 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов», раздел «Проектирование и выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию городских улиц и дорог» для обучающихся заочной формы специальности 08.02.05
Раздел: среднее профессиональное
Департамент профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Томский автомобильно-дорожный техникум»
Методические указания по выполнению контрольной работы
по МДК 03.01 «Строительство автомобильных дорог и аэродромов»,
раздел «Проектирование и выполнение работ по строительству, ремонту
и содержанию городских улиц и дорог»
для обучающихся заочной формы специальности 08.02.05
Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов
Автор-разработчик:
Яушкина Н.В.
Томск 2018
Яушкина Н.В.
МДК 03.01 Строительство автомобильных дорог и аэродромов, раздел
«Проектирование и выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию
городских улиц и дорог»: Методические указания по выполнению контрольной
работы, для обучающихся заочной формы специальности 08.02.05 Строитель-
ство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов. – Томск. ОГБПОУ
«ТАДТ», 2018. – 50 с.
Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным госу-
дарственным
образовательным
стандартом
среднего
профессионального
об-
разования по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация автомо-
бильных дорог и аэродромов; с рабочей программой МДК 03.01 Строительство
автомобильных дорог и аэродромов, раздел «Проектирование и выполнение ра-
бот по строительству, ремонту и содержанию городских улиц и дорог» , предна-
значенной для реализации требований к минимуму содержания и уровню под-
готовки техников по специальности 08.02.05 Строительство и эксплуатация ав-
томобильных дорог и аэродромов. Методические указания должны помочь обу-
чающемуся заочной формы получить необходимые теоретические знания и
практические навыки с целью ознакомления с основами проектирования, строи-
тельства, ремонта и содержания городских улиц и дорог.
Методические указания могут быть использованы при самостоятельном
изучении дисциплины, при подготовке к экзамену, при выполнении контроль-
ной работы.
Методическая работа рассмотрена на заседании цикловой методической
комиссии и утверждена на методическом совете ОГБПОУ «Томский автомо-
бильно-дорожный техникум».
Председатель
ЦМК
специальности
08.02.05
__________М.А.Голубина
2
Содержание
1
Введение. ………………………………………………………… 4
2
С о д е р ж а н и е
у ч е б н о й
дисциплины……………………………...10
3
Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной
работы…………………………………………………………………...36
4
Задания для контрольной работы ……………………………...37
5
Примеры решения задач контрольной работы ………………..45
6
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресур-
сов,
дополнительной литературы…………………………………………..49
3
Введение
Программой МДК 03.01 Строительство автомобильных дорог и аэродро-
мов, раздел «Проектирование и выполнение работ по строительству, ремонту и
содержанию
городских
улиц
и
дорог»
предусматривается
изучение
основ
проектирования, строительства, ремонта и содержания городских улиц и дорог.
Программа МДК 03.01 является частью основной профессиональной об-
разовательной
программы
в
соответствии
с
ФГОС
СПО
по
специальности
08.02.05 Строительство и эксплуатация автомобильных дорог и аэродромов в
части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) и в со-
ответствующих общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций
(ПК):
OK 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельно-
сти применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необ-
ходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и
личностное развитие;
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с
коллегами, руководством, клиентами;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государ-
ственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и
культурного контекста;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбереже-
нию, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной
деятельности;
ПК 1.3. Проектировать конструктивные элементы автомобильных дорог и
аэродромов;
4
ПК 3.1. Выполнение технологических процессов строительства автомо-
бильных дорог и аэродромов;
ПК 4.4. Выполнение работ по выполнению технологических процессов
ремонта автомобильных дорог и аэродромов.
В результате изучения дисциплины
обучающийся должен иметь представление: об основных этапах проекти-
рования городских улиц и дорог; о технологии производства работ при строи-
тельстве, ремонте и содержании городских улиц и дорог; о современных дости-
жениях науки и техники в области дорожного строительства;
обучающийся должен знать: основные положения по проектированию,
строительству, ремонту и содержанию городских улиц и дорог; характер доку-
ментации, оформляемой при проектировании и строительстве городских улиц и
дорог; технологические правила проектно-изыскательских работ, строительства
инженерных сетей, земляного полотна, дорожных одежд и тротуаров; организа-
цию производственного контроля и приемки выполненных работ; требования
правил техники безопасности при строительстве и ремонте городских улиц и
дорог; требования по ремонту и содержанию городских улиц и дорог; правила
охраны
окружающей
среды
при
строительстве,
ремонте
и
содержании
го-
родских улиц и дорог;
обучающийся должен уметь: разрабатывать технологическую последова-
тельность по устройству корыта под дорожную одежду; выполнять расчеты
объемов
работ
при
совмещенной
прокладке
инженерных
подземных
сетей
открытым способом; разрабатывать технологическую последовательность про-
цессов по устройству двухслойного асфальтобетонного покрытия; разрабаты-
вать технологическую последовательность процессов по устройству тротуаров;
разрабатывать технологическую последовательность процессов по устройству
одиночной поверхностной обработки.
При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на приклад-
ной характер, на то, где и когда изучаемые теоретические положения и практи-
5
ческие навыки могут быть использованы в будущей практической деятельно-
сти.
Программа дисциплины предполагает практическое осмысление ее разде-
лов и тем на практических занятиях.
Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию
обучающийся. Методы изложения учебного материала следует выбирать, исхо-
дя из того, какой из них более приемлем для лучшего контакта с обучающимися
и лучшего усвоения ими учебного материала. Необходимо соблюдать единство
терминологии в соответствии с действующими межнациональными и государ-
ственными стандартами.
Изучать учебный материал следует в последовательности, предполагае-
мой данным методическим руководством.
После изучения темы необходимо ответить на вопросы для самоконтроля.
Ответы должны быть конкретными, выражающими мысль по основным поло-
жениям программы с доказательством этих положений.
При решении примеров и задач следует использовать и нормативные ма-
териалы, нормативные сборники, а также фактический материал о работе до-
рожно-строительных организаций.
Изучение
данной
дисциплины
должно
сопровождаться
составлением
конспекта.
После изучения всего курса обучающиеся выполняют контрольную рабо-
ту.
Данные методические указания разработаны в соответствии с МДК 03.01
Строительство автомобильных дорог и аэродромов, раздел «Проектирование и
выполнение работ по строительству, ремонту и содержанию городских улиц и
дорог» для специальности 08.02.05, утверждены цикловой комиссией и должны
помочь
обучающемуся
заочной
формы
получить
теоретические
знания
и
практические
навыки
в
выполнении
расчетов
технологических
карт
произ-
водства работ при строительстве, ремонте и содержании городских улиц и до-
рог.
6
Тематический план
Проектирование и выполнение работ по строительству, ремонту и
содержанию городских улиц и дорог
Наименование
разделов и тем
Макси-
мальная
учебная
нагрузка,
час
Количество аудиторных
часов при очной форме
обучения
Само-
стоя-
тель-
ная
работа
Всего
Лабора-
торные
работы
Прак-
тиче-
ские за-
нятия
1
2
3
4
5
6
Часть 1
Проектирование го-
родских улиц и дорог
22
16
6
Тема 1.1
Элементы городских
улиц и дорог
2
2
Тема 1.2
Движение транспорта
по городской улице
2
2
Тема 1.3
Требования к элемен-
там городских улиц и
дорог в плане и про-
филе
2
2
Тема 1.4
Инженерная подготов-
ка территории под
строительство города
2
2
Тема 1.5
Отвод поверхностной
6
4
2
7
воды с территории го-
рода
Тема 1.6
Принципы проектиро-
вания городских улиц
и дорог
4
2
2
Тема 1.7
Проектирование до-
рожной одежды
4
2
2
Часть 2
Строительство го-
родских улиц и дорог
58
38
8
20
Тема 2.1
Подготовительные ра-
боты при строитель-
стве и реконструкции
городских улиц и до-
рог
4
2
2
Тема 2.2
Инженерные подзем-
ные сети (ИПС)
16
10
2
6
Тема 2.3
Производство земля-
ных работ
14
10
2
4
Тема 2.4
Конструкции и техно-
логия устройства до-
рожных одежд в горо-
дах
14
10
2
4
Тема 2.5
Конструкции и техно-
логия устройства тро-
туаров
10
6
2
4
Часть 3
Ремонт и содержание
28
18
2
10
8
городских улиц и до-
рог
Тема 3.1
Ремонт городских
улиц и дорог
16
10
2
6
Тема 3.2
Содержание городских
улиц и дорог
12
8
4
Итого по дисци-
плине:
108
72
10
36
9
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Проектирование городских улиц и дорог
Тема 1.1 Элементы городских улиц и дорог
Требования к представлениям и знаниям
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- о назначении и классификации улиц и городских дорог;
- о характеристике движения на улицах и его влиянии на построение
уличной сети.
Знать:
- содержание понятий «улица», «уличная сеть», «красные линии»;
- основные схемы уличной сети;
- содержание понятий «поперечный профиль улицы», «продольный про-
филь улицы» и ее элементы;
- элементы подземных сетей.
Содержание учебного материала
Назначение городских улиц и дорог. Основные схемы уличной сети и
факторы, влияющие на их структурообразование. Характеристика движения на
улицах и его влияние на построение уличной сети. Классификация городских
улиц и дорог, их характеристика. Элементы плана улицы и дороги. Элементы
подземных сетей и сооружений, размещаемых под улицами. Элементы продоль-
ного и поперечного профилей улицы и дороги.
Литература /1/, /2/, /4/, /6/
10
Методические указания
Объем знаний, который должен быть усвоен учащимися в результате изу-
чения темы:
1.
Изучить основные схемы уличной сети.
2.
Обратить особое внимание на классификацию городских улиц и до-
рог.
3.
Знать элементы плана улицы и дороги, элементы подземных сетей,
элементы продольного и поперечного профиля улицы.
4.
Иметь представление о назначении городских улиц и дорог.
Вопросы для самоконтроля
1.
Какое значение имеет дорожная отрасль для развития народного хо-
зяйства?
2.
Что такое «улица», «уличная сеть», «красные линии»?
3.
Назовите основные схемы сетей магистральных улиц.
4.
Какие виды улиц и дорог включает в себя уличная сеть?
5.
В чём отличие улицы от дороги?
Тема 1.2. Движение транспорта на городской улице и дороге
Требования к знаниям
Обучающийся должен:
Знать:
- составляющие сопротивления движению автомобиля;
- составляющие сопротивления, противодействующего тяговой силе авто-
мобиля;
11
- силы, действующие на ведущее колесо.
Содержание учебного материала
Сопротивление движению автомобиля.
Динамическая характеристика автомобиля. Сцепление колеса автомобиля
с поверхностью дороги. Движение автомобиля по кривой. Сила тяги автомоби-
ля. Обгон.
Литература /1/, /4/, /6/
Методические указания
Изучая эту тему следует усвоить - тяговое усилие автомобиля расходует-
ся на преодоление сил сопротивления: качению автомобиля на горизонтальном
участке; воздушной среды; движению на подъём; при разгоне и перемене скоро-
стей – сопротивление инерции, что можно выразить равенством:
F = Wk + Wв + Wi + Wj (1)
Следует знать, что динамическая характеристика – это зависимость ве-
личины динамического фактора от скорости движения, а динамический фактор,
в свою очередь, разность между силой тяги и сопротивлением воздушной сре-
ды, отнесённая к единице веса автомобиля:
D
=
F
−
Wb
G
(2)
Из этого равенства видно, что динамический фактор характеризует удель-
ную избыточную силу тяги, затрачиваемую на преодоление сопротивлений ка-
чению, подъёма и разгона автомобиля.
Вопросы для самоконтроля
1.
На преодоление каких сил сопротивления расходуется тяговое уси-
лие автомобиля?
12
2.
Чем вызывается сопротивление качению автомобиля?
3.
От чего зависит сопротивление воздушной среды?
4.
Чем создаётся сопротивление движению на подъём?
5.
Из чего складывается сопротивление инерции?
6.
Что представляет собой динамическая характеристика автомобиля?
Тема 1.3 Требования к элементам городских улиц и дорог в плане и
профиле
Требования к представлениям и знаниям
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- о радиусах и горизонтальных кривых в плане улицы;
- о видимости на кривых и ее обеспеченности;
- о видимости на поворотах.
Знать:
- содержание понятия «пропускная способность проезжей части улицы»;
- параметры, влияющие на определение ширины тротуаров и пешеход-
ных дорожек.
Содержание учебного материала
Ширина проезжей части улиц и дорог. Пропускная способность проезжей
части улицы. Ширина тротуаров, велосипедных дорожек и полосы, предназна-
ченной для путей трамвая.
Радиусы горизонтальных кривых в плане улиц.
Видимость на кривых в плане и ее обеспеченность. Видимость и мини-
мальные радиусы поворотов на перекрестках. Уширение проезжей части на
кривых, вираже.
13
Литература /1/, /4/, /6/
Методические указания
Приступив к изучению этой темы, учащиеся должны освоить терминоло-
гию.
Для этого следует усвоить понятия «проезжая часть», «тротуар», «бордю-
ры», «резервные полосы», «полоса движения», «пропускная способность», «ви-
димость».
Ширина крайней полосы движения определяется из следующего выраже-
ния:
B=
c
+
b
2
+
x
+
y
2
(3)
Где с – расстояние между серединами колёс;
b – ширина кузова автомобиля;
х – расстояние между кузовами автомобилей;
у – расстояние от оси колеса до края проезжей части.
Необходимо понимать назначение озеленения и знать типы полос зелёных
насаждений,
предусмотренные
при
строительстве,
реконструкции
и
благо-
устройстве улиц и площадей. Нужно рассмотреть два случая определения рас-
стояния видимости: автомобиль встречает препятствие по направлению движе-
ния и автомобиль встречает другой встречный автомобиль.
Вопросы для самоконтроля
1.
Из чего складывается ширина полосы движения?
2.
Факторы, влияющие на определение ширины тротуаров и пешеход-
ных дорожек?
3.
Назовите составляющие расстояния между автомобилями при дви-
жении.
4.
От чего зависит пропускная способность полосы движения?
14
5.
Чем определяется расстояние видимости?
Тема 1.4 Инженерная подготовка территории под строительство города
Требования к представлениям и знаниям
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- о проектировании дорог на горизонтальных участках и на пересечени-
ях;
- о вертикальной планировке территорий микрорайонов.
Знать:
- содержание понятия «вертикальная планировка»;
- основы, стадии и методы вертикальной планировки.
Содержание учебного материала
Основы
и
стадии
проектирования
вертикальной
планировки.
Методы
проектирования вертикальной планировки: метод профилей, метод проектных
горизонталей, смешанный метод.
Проектирование проезжей части улиц и дорог на виражах. Проектирова-
ние дорог на горизонтальных участках. Вертикальная планировка пересечений
улиц и дорог. Вертикальная планировка территорий микрорайонов.
Литература /1/, /2/, /4/, /5/, /6/
Методические указания
Изучение этой темы лучше всего начать, ознакомившись с характеристи-
кой вертикальной планировки. Вертикальная планировка городской территории
имеет целью улучшить существующий рельеф; создать спланированную по-
верхность, отвечающую требованиям благоустройства; обеспечить по улицам и
15
дорогам продольные уклоны, допустимые для движущегося транспорта, отвода
поверхностного стока и прокладки подземных сетей без излишнего их заглубле-
ния.
Следует знать три метода проектирования вертикальной планировки: ме-
тод профилей, метод проектных горизонталей, смешанный метод.
Нужно понимать, что проекты вертикальной планировки являются частью
проектов городских улиц и дорог. Они включают схему вертикальной планиров-
ки; проектное задание на вертикальную планировку микрорайона, квартала,
улиц и площадей; проекты вертикальной планировки и рабочие чертежи улиц,
площадей и территорий микрорайонов.
Вопросы для самоконтроля
1.
Понятие и цель вертикальной планировки городской территории.
2.
Назовите методы составления проектов вертикальной планировки.
3.
Что устанавливают при окончательной разработке проекта вертикаль-
ной планировки?
4.
Перечислите и охарактеризуйте стадии проектирования вертикальной
планировки.
Тема 1.5 Отвод поверхностной воды с территории городских улиц
Требования к знаниям
Студент должен:
Знать:
- способы отвода поверхностных вод с территории города;
- системы водоотвода (канализации);
- системы водостока;
16
- состав проектно-сметной документации, разрабатываемой на строи-
тельство водостоков;
- методы понижения уровня подземных вод.
Содержание учебного материала
Общие сведения о городских водостоках и дренажах. Способы отвода по-
верхностных вод с городской территории.
Проектирование водостоков. Элементы водосточной сети.
Понижение уровня подземных вод.
Литература /1/, /2/, /4/, /5/, /6/
Методические указания
При изучении этой темы следует усвоить, что отвод воды с городской тер-
ритории осуществляется системой закрытых труб – водосточной сетью. Нужно
понимать, что поверхностные промышленные воды, не требующие очистки,
выпускают в открытые водоёмы, а хозяйственно-фекальные воды – на очистные
сооружения. Канализирование сточных вод может производиться по раздель-
ной, неполной раздельной, полураздельной, общесплавной и комбинированной
системам.
Нужно ознакомиться с назначением водосточной сети и рассмотреть си-
стемы водостока: открытую, закрытую и смешанную (их преимущества и недо-
статки).
Следует различать стадии проектирования водостоков: генеральную схе-
му, проектное задание, рабочие чертежи, технический проект.
Необходимо изучить системы дренажа в зависимости от назначения и рас-
положения по отношению к источникам питания подземных вод: систематиче-
ский, кольцевой, головной, береговой; рассмотреть виды подземных вод в горо-
де – верховодку и грунтовые воды.
17
Вопросы для самоконтроля
1.
Перечислите и охарактеризуйте системы водоотвода (канализации).
2.
В чём назначение водосточной сети?
3.
На какие виды делятся системы водостока в городе?
4.
Перечислите стадии проектирования водостоков.
5.
Из каких элементов состоит сеть водостоков?
6.
Какими методами производится понижение уровня подземных вод в
городе?
7.
Типы дренажей в зависимости от назначения и расположения по отно-
шению к источникам питания подземных вод.
Тема 1.6 Принципы проектирования городских улиц и дорог
Требования к представлениям и знаниям
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- об особенностях проектирования городских улиц и дорог в зависимо-
сти от местных условий;
- о подземных коммуникациях и особенностях их устройства.
Знать:
- параметры, влияющие на определение ширины проезжей части улиц и
дорог, на проектирование продольного профиля;
- классификация городских площадей;
- типы пересечений улиц и дорог, схемы развязок.
Cодержание учебного материала
18
Проектирование улиц и дорог в плане и профиле. Определение ширины
проезжей части улиц и дорог. Размещение подземных сетей под улицами. Вер-
тикальные кривые, смягчающие переломы продольного профиля. Перекрестки.
Городские площади. Пересечения в разных уровнях. Вводы автомобильных до-
рог в город. Пешеходные переходы.
Литература /1/, /4/, /6/
Методические указания
Нужно понимать, что проектирование улиц и дорог начинается с момента
создания первоначальных проектов планировки будущего города. Проектирова-
ние улиц и дорог в плане предусматривает выбор трассы основных магистраль-
ных улиц. Проектирование поперечного профиля улицы и городской дороги яв-
ляется процессом комплексного решения всех элементов улицы в плане и про-
дольном профиле.
Для определения ширины проезжей части улицы и городской дороги нуж-
но установить характер и интенсивность движения, ожидаемого на перспективу
по проектируемой улице.
Следует рассмотреть задачу проектирования перекрёстков и критерии
определения их размеров. Перекрёстки делятся на регулируемые и нерегулируе-
мые.
Площади в городе являются местом, где сосредоточены наиболее значи-
тельные общественно-административные, зрелищные и торговые здания, мемо-
риальные и другие сооружения и подразделяются на: главные, транспортные,
вокзальные, театральные, предзаводские местные, площади общественного зна-
чения.
Вопросы для самоконтроля
1.
Чем определяется пропускная способность перекрестков?
19
2.
Какие типы перекрёстков в городе можно выделить?
3.
Виды городских площадей.
4.
Требования, предъявляемые к вводам автодорог в город.
5.
В чём различие между «пересечением по мосту» и «пересечением по
тоннелю»?
6.
Для чего предназначены «скоростные шлюзы»?
7.
В чём суть пересечения по «клеверному листу»?
Тема 1.7 Проектирование дорожной одежды
Требования к представлениям и знаниям
Обучающийся должен:
Иметь представление:
- о принципах проектирования дорожных одежд;
- о расчетных подвижных нагрузках и интенсивности движения.
Знать:
- типы дорожных одежд;
- требования, предъявляемые к дорожным одеждам;
- конструктивные слои дорожной одежды и их назначение;
- конструкции поперечных профилей дорожных одежд.
Содержание учебного материала
Конструктивные слои дорожной одежды и их назначение. Типы дорож-
ных одежд. Выбор дорожных одежд. Расчетные подвижные нагрузки и интен-
сивность движения. Дорожные одежды нежесткого типа. Жесткие дорожные
одежды.
Литература /1/, /4/, /6/
Методические указания
20
Изучение этой темы лучше всего начать, ознакомившись с характеристи-
кой дорожной одежды. Это твёрдая конструкция в виде одного или нескольких
слоёв из материалов разной прочности, сопротивляющихся воздействию нагру-
зок от движения и влиянию климатических факторов, устраиваемая на земля-
ном полотне в проезжей части улиц и площадей. В многослойной дорожной
одежде различают следующие конструктивные слои: защитный слой, покрытие,
основание, подстилающий слой.
Следует рассмотреть типы дорожных одежд: цементно-бетонные покры-
тия, асфальтобетонные покрытия, брусчатые мостовые, мозаичные мостовые,
клинкерные мостовые, булыжные мостовые, щебёночные покрытия, грунтовые
неукреплённые покрытия, а также требования, предъявляемые к ним.
Нужно научиться видеть различие между жёсткими и нежёсткими дорож-
ными одеждами.
Вопросы для самоконтроля
1.
Что представляет собой дорожная одежда?
2.
Какие конструктивные слои различают в дорожной одежде?
3.
Назовите основные типы дорожных одежд?
4.
В чём различие между жёсткими и нежёсткими дорожными одежда-
ми?
5.
Требования, предъявляемые к дорожным одеждам для улиц.
Раздел 2. Строительство городских улиц и дорог
Тема 2.1 Подготовительные работы
Требования к знаниям
21
Обучающийся должен:
Знать:
- виды подготовительных работ, выполняемых при строительстве и ре-
конструкции улиц;
- о временных дорогах;
- состав разбивочных работ;
- состав работ при восстановлении и закреплении трассы.
Содержание учебного материала
Подготовительные работы по строительству и при реконструкции суще-
ствующих улиц.
Снятие и складирование плодородного слоя почвы. Очистка дорожной по-
лосы.
Снос строений. Разборка существующих дорожных одежд. Временные
дороги.
Литература /4/, /5/
Методические указания
Нужно рассмотреть виды подготовительных работ, выполняемых до воз-
ведения земляного полотна: разбивку дорожной полосы; очистку полосы от
зелёных насаждений, снос и передвижение строений; перенос трамвайных пу-
тей и надземных кабельных линий, взлом и удаление старой дорожной одежды;
перенос или ремонт существующих и прокладка новых подземных коммуника-
ций.
Вопросы для самоконтроля
22
1.
Что используют в качестве постоянных и временных реперов при
восстановлении и закреплении трассы?
2. Назовите два метода удаления крупных деревьев.
3. Какими машинами и механизмами разрушают строения, подлежащие
сносу?
4. Опишите технологию разборки щебёночных покрытий и оснований.
5. Для чего используется растительный грунт, удалённый с поверхности
насыпей?
Тема 2.2 Инженерные подземные сети городских улиц и дорог (ИПС)
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- виды подземных сетей;
- принципы размещения инженерных подземных сетей под улицами го-
родов;
- выбор способа прокладки ИПС;
- исходные документы при строительстве ИПС;
-
технологическая
последовательность
процессов
при
совмещенной
прокладке ИПС открытым способом;
- организацию работ по строительству коллекторов для ИПС;
- конструкции и принципы работы очистных сооружений.
Уметь:
- производить расчет объемов работ при совмещенной прокладке ИПС
открытым способом.
Содержание учебного материала
23
Система подземных коммуникаций. Виды подземных сетей, коммуника-
ций. Принципы размещения подземных сетей под улицами городов.
Выбор способа прокладки ИПС. Исходные документы при строительстве
ИПС.
Организация
работ
при
раздельной
и
совмещенной
прокладке
ИПС
открытым способом.
Организация работ по строительству коллекторов для ИПС. Система отво-
да поверхностных вод: ливневая канализация (водосток).
Размещение основных элементов водостока.
Конструкция водоприемного колодца, сборного железобетонного смотро-
вого колодца. Очистные сооружения открытого и закрытого типа. Принципы ра-
боты очистных сооружений на водосточной сети. Техника безопасности при
строительстве ИПС.
Литература /1/, /2/, /4/, /5/, /6/, /7/
Методические указания
Изучение темы необходимо начать с основных принципов размещения
инженерных подземных сетей (ИПС) под улицами городов, глубины размеще-
ния сетей и расстояния между ними. Усвоить понятие раздельной и совмещён-
ной прокладки инженерных подземных сетей. Изучить исходные документы,
составляемые при строительстве инженерных подземных сетей.
Не менее важно знать технологию совмещённой прокладки инженерных
подземных сетей открытым способом, машины и механизмы для производства
работ. Нужно рассмотреть организацию работ по строительству коллекторов
для инженерных подземных сетей, основные типы коллекторов и преимущества
их устройства.
Следует ознакомиться с видами колодцев и камер: водопроводными ко-
лодцами, колодцами на газопроводах, колодцами на тепловых сетях, телефон-
24
ными колодцами, камерами водопроводных узлов, камерами на тепловых сетях,
камерами для электрических кабелей.
Важно знать технику безопасности при строительстве инженерных под-
земных сетей: средства индивидуальной защиты, спуск рабочих в котлованы,
правила опускания труб в траншею.
Вопросы для самоконтроля
1.
Перечислите основные принципы размещения ИПС под улицами горо-
дов.
2.
Назовите три способа прокладки кабелей и трубопроводов.
3.
Исходные документы при строительстве ИПС.
4.
Комплекс работ по строительству трубопроводов.
5.
Что представляет собой общий коллектор? Его преимущества?
6.
Виды колодцев и камер для ИПС.
Тема 2.3 Производство земляных работ
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- содержание понятия «водно-тепловой режим земляного полотна»;
- способы защиты земляного полотна от промерзания;
- назначение и конструкции дренажей;
- технология разработки выемок, возведения насыпей и устройства коры-
та под дорожную одежду.
Уметь:
- разрабатывать технологическую последовательность процессов с расче-
том объемов работ и потребных ресурсов на устройство корыта под дорожную
одежду.
25
Содержание учебного материала
Выбор мероприятий по регулированию вводно-теплового режима. Регули-
рование поверхностного стока. Защита земляного полотна от промерзания. Осу-
шение зеленых разделительных полос. Осушение земляного полотна дренажа-
ми.
Состав земляных работ и их технологическая последовательность. Пере-
стройка земляного полотна при реконструкции улиц и городских дорог. Техно-
логия разработки выемок, возведения насыпей и устройства корыта.
Уплотнение грунтов. Укрепление откосов земляного полотна.
Литература /1/, /2/, /4/, /5/, /6/, /7/, /10/
Методические указания
Вводно-тепловой
режим
земляного
полотна
регулируют
повышенным
уплотнением грунтов и устройством теплоизоляционных слоёв, паронепроница-
емых прослоек, дренажей, поперечных прорезей различных конструкций. Регу-
лирование температурного режима грунтовых оснований имеет целью предот-
вращение их промерзания путём устройства терморегулирующих подушек или
слоёв. Для обеспечения поверхностного стока по краям проезжей части устраи-
вают лотки, а в осваиваемых районах водоотводные канавы.
Необходимо рассмотреть материалы и методы для защиты земляного по-
лотна от промерзания. Теплоизоляционные слои устраивают из местных мате-
риалов с низким коэффициентом теплопроводности.
Следует знать машины и механизмы для возведения насыпей, устройства
выемок, нарезки корыта под дорожную одежду, а также схемы их работы. Мето-
ды уплотнения грунта зависят от вида грунта: уплотнение катком, уплотнение
трамбованием, уплотнение вибрированием, укатка транспортными средствами
и землеройно-транспортными машинами.
26
Вопросы для самоконтроля
1.
Какими методами регулируют вводно-тепловой режим земляного по-
лотна?
2.
Требования, предъявляемые к водоотводным лоткам.
3.
От чего зависит выбор материала для устройства теплоизоляционного
слоя?
4.
Технология устройства теплоизоляционного слоя из жёсткого пенопла-
ста.
5.
Назначение водонепроницаемых прослоек.
6.
Технология устройства врезного корыта под дорожную одежду.
7.
Схемы работы бульдозера при возведении насыпи.
8.
Условия эффективной работы автогрейдера.
9.
Методы уплотнения грунта земляного полотна.
Тема 2.4 Конструкции и технология устройства дорожных одежд в го-
родах
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- конструкции и способы устройства дорожных одежд в городах;
- материалы и типы подстилающих слоев дорожных одежд;
- материалы и типы оснований дорожных одежд;
- типы, конструкции, материалы и технологию устройства асфальтобе-
тонных покрытий;
- виды мостовых;
- типы цементобетонных дорожных одежд.
Уметь:
27
- разрабатывать технологическую последовательность процессов с рас-
четом объемов работ и потребных ресурсов на устройство двухслойного ас-
фальтобетонного покрытия.
Содержание учебного материала
Конструкции дорожных одежд в городах.
Способы устройства дорожных одежд.
Подстилающие слои дорожных одежд. Требования к подстилающим сло-
ям. Материалы для подстилающих слоев.
Основания дорожных одежд: из пластичного бетона; из тощего бетона; с
применением ОВМ; из рядового щебня; гравийных и грунтовых пород; из
укрепленных грунтов; из грунта в обойме синтетической пленки.
Асфальтобетонные дорожные покрытия. Типы, конструкции, материалы
асфальтобетонных покрытий. Технология устройства асфальтобетонных покры-
тий.
Литой асфальт. Цветной асфальт.
Конструкции дорожных одежд из штучных материалов. Мостовые: бу-
лыжные, брусчатые, мозаиковые, клинкерные, чугунные, резиновые, деревян-
ные, из искусственных штучных материалов.
Цементобетонные
дорожные
одежды:
монолитные,
предварительно-
напряженные, сборные.
Литература /1/, /3/, /4/, /5/, /6/, /7/, /10/
Методические указания
Конструкции дорожных одежд в городах отличаются от конструкций до-
рожных одежд на автомобильных дорогах, как и способы их устройства. Наибо-
28
лее широко применяют следующие способы производства работ: смешения в
установке, смешения на месте работ, мощения, пропитки и поверхностных об-
работок.
Нужно рассмотреть конструктивные слои дорожных одежд. Подстилаю-
щие слои устраивают преимущественно из местных материалов: песка, ракуш-
ки, дресвы, опоки, гравия, отходов промышленности и металлургических ком-
бинатов, отходов
камнедробильных и керамзитовых заводов, грунтов опти-
мального состава, стабилизированных местными малоактивными МВМ.
Для основания чаще всего применяют бетон, рядовой щебень, гравий,
ГПС, ЩПС. Важно рассмотреть технологию устройства бетонного основания,
поперечные и продольные швы.
Особое внимание следует уделить асфальтобетонным покрытиям, так как
они чаще применяются в городских условиях. Нужно знать требования к мате-
риалам для асфальтобетонной смеси и технологию устройства асфальтобетон-
ных покрытий.
В наше время широко применяются штучные материалы для устройства
покрытий дорожных одежд, такие как брусчатка, мозаика, клинкер, булыжник.
Вопросы для самоконтроля
1.
Суть понятия «дорожная одежда».
2.
Перечислите способы устройства дорожных одежд в городах.
3.
Назначение конструктивных слоёв дорожных одежд.
4.
Из каких материалов состоит асфальтобетонная смесь?
5.
Какая смесь называется литым асфальтом?
6.
Виды
битумных
материалов,
применяемые
для
приготовления
ас-
фальтобетонных смесей?
7.
Технология устройства булыжных мостовых.
8.
Требования при приёмке мостовых.
29
Тема 2.5 Конструкции и технология устройства тротуаров
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- типы покрытий тротуаров, требования к покрытиям;
- классификацию, конструкции и технологию устройства борта;
- технологию устройства тротуаров, дорожек, автомобильных стоянок.
Уметь:
- разрабатывать технологическую последовательность процессов с рас-
четом объемов работ и потребных ресурсов на устройство тротуаров.
Содержание учебного материала
Требования к покрытиям тротуаров.
Типы покрытий, применяемых на тротуарах. Покрытия парковых доро-
жек, въездов в кварталы, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек.
Технология устройства тротуаров, дорожек, автомобильных стоянок.
Борты
(бордюры).
Классификация
и
конструкция
борта.
Технология
устройства борта и операционный контроль качества работ и правила приемки.
Литература /1/, /3/, /5/, /6/, /7/, /8/, /10/
Методические указания
Нужно рассмотреть требования к тротуарам. Покрытия тротуаров должны
быть нескользкими, ровными и шероховатыми для безопасного движения; они
могут устраиваться монолитными или из штучных материалов. Для покрытий
парковых дорожек и въездов в кварталы выполняют из тех же материалов, что и
покрытия тротуаров, применяя, преимущественно, местные материалы.
30
Для отделения проезжей части от других элементов улицы устраивают
бордюры. Их изготавливают из гранита или бетона, устанавливая на бетонном
или песчаном основании. По форме бордюры могут быть прямые, криволиней-
ные (лекальные), прямые низкие.
Важным элементом обстановки дороги являются автомобильные стоянки:
открытые, полузакрытые, закрытые для грузового, легкового личного и таксо-
моторного транспорта.
Вопросы для самоконтроля
1.
Из каких материалов выполняют покрытия тротуаров, пар-
ковых дорожек, въездов в кварталы?
2.
Технология устройства пешеходных дрожек, допускающих еди-
ничные проезды транспорта.
3.
Назначение и технология устройства бортового камня.
4.
Какими могут быть бордюры по форме обработки и назначению?
5.
На какие виды делятся автостоянки по способу хранения автомобилей?
Раздел 3. Ремонт и содержание городских улиц и дорог
Тема 3.1 Ремонт городских улиц и дорог
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- виды ремонтов городских улиц и дорог;
- организацию работ по ремонту дорожных покрытий, водостоков и дре-
нажей.
Уметь:
31
- разрабатывать технологическую последовательность процессов с рас-
четом объемов работ и потребных ресурсов на устройство одиночной поверх-
ностной обработки.
Содержание учебного материала
Виды ремонтов городских улиц и дорог.
Использование старого асфальтобетона для ремонтных работ. Классифи-
кация ремонтных работ путей трамвая. Организация работ по ремонту дорож-
ных покрытий. Ремонт водостоков и дренажей. Ремонт покрытий из штучных
материалов. Ремонт швов на покрытиях.
Литература /1/, /4/, /6/, /7/
Методические указания
Необходимо рассмотреть виды ремонтов городских улиц и дорог: профи-
лактический, текущий, капитальный. Эти виды ремонтов относятся к покрыти-
ям (проезжая часть, тротуары, велодорожки) и искусственным сооружениям
(водоотводные сооружения, борты, мостики, подпорные стенки).
Старый асфальтобетон может быть использован при приготовлении сме-
сей для покрытий тротуаров, на внутриквартальных проездах и второстепенных
улицах.
Задача содержания водостоков и дренажей заключается в обеспечении бы-
строго и беспрепятственного отвода дождевой воды и воды, образующейся при
снеготаянии, с поверхности улиц и прилегающих территорий.
При проведении текущего ремонта путей трамвая выполняются следую-
щие работы: частичная смена рельсов; частичная смена шпал; частичная подъ-
ёмка пути; постановка и смена отдельных тяг; перешивка пути; рихтовка колеи;
ремонт просадок рельсов в бетонных конструкциях трамвайного пути.
Вопросы для самоконтроля
32
1. Перечислите виды работ, выполняемые при профилактическом, теку-
щем и капитальном ремонте.
2. Для каких видов покрытий применяют старый асфальтобетон?
3. Состав и характеристика работ при проведении текущего ремонта пу-
тей трамвая.
4. Состав работ при ремонте водостоков и дренажей.
Тема 3.2. Содержание городских улиц и дорог
Требования к знаниям и умениям
Обучающийся должен:
Знать:
- виды работ по содержанию городских улиц и дорог;
- состав работ по содержанию водостоков и дренажей;
- материалы и средства механизации для борьбы с гололедицей;
- виды материалов для разметки проезжей части улиц и дорог.
Содержание учебного материала
Содержание городских улиц и дорог. Очистка проезжих частей и тротуа-
ров. Уборка снега с городских улиц. Борьба с гололедицей на городских улицах.
Использование водосточных сетей для сплава снега. Содержание водостоков и
дренажей. Разметка проезжей части улиц и дорог.
Литература /1/, /4/, /6/, /7/
Методические указания
Необходимо рассмотреть какой комплекс работ включают в себя ремонт и
содержание городских улиц и дорог. Ремонт бывает капитальный, текущий, про-
33
филактический. Эти виды ремонтов относятся к покрытиям и искусственным
сооружениям. Содержание улиц включает в себя: уборку и обеспыливание улиц,
уборка снега, борьба с гололедицей, уборку тротуаров, содержание зелёных на-
саждений.
Вопросы для самоконтроля
1.
На какие виды делится ремонт городских улиц и дорог в зависимо-
сти от степени износа?
2.
Что включает в себя комплекс работ по содержанию городских улиц
и дорог?
3.
Какими методами производится борьба с гололедицей на городских
улицах и дорогах?
4.
Что предусматривает технология зимней уборки улиц?
34
Перечень практических работ
№ п/п
Тема
Наименование работы
Количество
часов
1
2
3
4
1
2.2
Расчет объемов работ при совмещен-
ной прокладке инженерных подземных
сетей открытым способом.
2
2
2.3
Разработка
технологической
последо-
вательности процессов на устройство
корыта под дорожную одежду.
2
3
2.4
Разработка
технологической
последо-
вательности процессов на устройство
двухслойного
асфальтобетонного
по-
крытия.
2
4
2.5
Разработка
технологической
последо-
вательности процессов на устройство
тротуаров.
2
5
3.1
Разработка
технологической
последо-
вательности процессов на устройство
одиночной поверхностной обработки
2
35
Рекомендации по выполнению и оформлению контрольной работы
Контрольная работа оформляется на формате А4 в печатном виде, либо в
рукописном виде в тетради в клетку. Листы вкладывают в папку формата А 4.
Первый лист оставляют пустым для подписания контрольной работы.
При выполнении контрольной работы необходимо сначала записать во-
прос, а затем ответ на него. После выполнения контрольная работа сдаётся для
регистрации в заочное отделение.
Номер варианта контрольной работы принимается студентом по послед-
ней цифре шифра. Например, если шифр студента 29, вариант контрольной ра-
боты 9.
Номера вопросов и задач по вариантам к контрольной работе
№№
вари-
антов
Вопросы по темам
№№ задач
1
1
12
23
34
45
56
67
78
1
12
2
2
13
24
35
46
57
68
79
2
13
3
3
14
25
36
47
58
69
80
3
14
4
4
15
26
37
48
59
70
81
4
15
5
5
16
27
38
49
60
71
82
5
16
6
6
17
28
39
50
61
72
83
6
17
7
7
18
29
40
51
62
73
84
7
18
8
8
19
30
41
52
63
74
85
8
19
9
9
20
31
42
53
64
75
86
9
20
10
10
21
32
43
54
65
76
87
10
21
11
11
22
33
44
55
66
77
88
11
22
36
Задания для контрольной работы
Теоретические вопросы
Тема 1.1.
1.
Понятие и назначение улицы. Границы улицы.
2.
Понятие и назначение городской дороги.
3.
Основные схемы уличной сети. Понятие прямоугольной схемы.
4.
Основные схемы уличной сети. Понятие прямоугольно-диагональной
схемы.
5.
Основные схемы уличной сети. Понятие радиально-кольцевой схемы.
6.
Основные схемы уличной сети. Понятие смешанной схемы.
7.
Классификация улиц и городских дорог. Категории и характеристика
магистральных улиц.
8.
Классификация улиц и городских дорог. Категории и характеристика
улиц местного значения.
9.
Классификация улиц и городских дорог. Категории и характеристика
городских улиц.
10. Элементы плана улицы и дороги.
11. Элементы поперечного профиля улицы и дороги.
Тема 1.2.
12. Составляющие сопротивления движению автомобиля. Понятие сопро-
тивления качению.
13. Составляющие сопротивления движению автомобиля. Понятие сопро-
тивления воздействию воздушной среды.
14. Составляющие сопротивления движению автомобиля. Понятие сопро-
тивления движению на подъем.
15. Составляющие сопротивления движению автомобиля. Понятие сопро-
тивления инерции.
Тема 1.3.
16. Ширина проезжей части улиц и дорог.
37
17. Пропускная способность проезжей части улиц.
18. Критерии определения ширины тротуаров и пешеходных дорожек.
19. Видимость на кривых в плане и ее обеспеченность.
Тема 1.4.
20. Основы и стадии проектирования вертикальной планировки.
21. Методы проектирования вертикальной планировки.
Тема 1.5.
22. Виды систем канализации. Характеристика полной раздельной систе-
мы, неполной раздельной системы, полураздельной системы.
23. Виды систем канализации. Характеристика общесплавной системы,
комбинированной системы.
24. Стадии проектирования водостоков. Назначение водосточной сети.
25. Элементы сети водостоков. Понятие «главного коллектора» и «дожде-
приемных колодцев».
26. Виды систем водостоков. Характеристика открытой и закрытой си-
стем.
27. Виды систем водостоков. Характеристика смешанной системы.
28. Понижение уровня подземных вод. Системы дренажа.
Тема 1.6.
29. Схема и характеристика расположения подземных сетей по глубине
заложения.
30. Схема и характеристика подземных сетей в общей траншее.
31. Характеристика основных типов перекрестков. Схемы перекрестков.
32. Виды городских площадей. Понятие «главных» и «транспортных»
площадей.
33. Виды городских площадей. Понятие «вокзальных» и «театральных»
площадей.
34. Виды городских площадей. Понятие «предзаводских» и «площадей
общественного значения».
38
35. Целесообразность и преимущества строительства пересечений в
разных уровнях.
36. Вводы автомобильных дорог в город.
37. Скоростные городские дороги. Магистрали непрерывного движения.
Тема 1.7.
38. Конструкции дорожных одежд в городах.
39. Способы устройства дорожных одежд в городах. Смешение на месте
работ. Смешение в установке.
40. Способы устройства дорожных одежд в городах. Мощение. Пропитка.
Поверхностная обработка.
Тема 2.1.
41. Восстановление и закрепление трассы.
42. Очистка дорожной полосы.
43. Разборка существующих дорожных одежд.
Тема 2.2.
44. Характеристика и группы инженерных подземных сетей.
45. Принципы размещения инженерных подземных сетей под улицами
городов.
46. Выбор способа прокладки инженерных подземных сетей.
47. Исходные документы при строительстве инженерных подземных се-
тей.
48. Технологическая последовательность процессов при совмещенной
прокладке инженерных подземных сетей открытым способом.
49. Организация работ по строительству коллекторов для ИПС.
50. Технологическая схема строительства общего коллектора из сборного
железобетона.
51. Техника безопасности при строительстве ИПС.
Тема 2.3.
39
52. Природные факторы, влияющие на проектирование городских улиц и
дорог.
53. Водно-тепловой режим грунтов оснований улиц и дорог. Понятие и
периоды.
54. Методы защиты земляного полотна от промерзания.
55. Паронепроницаемые изолирующие прослойки.
56. Грунты, применяемые для сооружения земляного полотна.
57. Уплотнение грунта земляного полотна.
58. Технология устройства корыта под дорожную одежду.
Тема 2.4.
59. Понятие, назначение и конструктивные слои дорожных одежд.
60. Характеристика конструктивных слоев дорожных одежд.
61. Характеристика типов дорожных одежд.
62. Виды дорожных одежд из штучных материалов. Понятие «брусчатых»
мостовых.
63. Виды дорожных одежд из штучных материалов. Понятие «булыжных»
мостовых.
64. Виды дорожных одежд из штучных материалов. Понятие «мозаи-
ковых» мостовых.
65. Виды дорожных одежд из штучных материалов. Понятие «клинкер-
ных» и «чугунных» мостовых.
66. Виды дорожных одежд из штучных материалов. Понятие «деревян-
ных» и «резиновых» мостовых.
67. Характеристика типов асфальтобетонных покрытий.
68. Требования к материалам для асфальтобетонных покрытий.
69. Понятие «холодных» асфальтобетонных смесей.
70. Покрытия из литого асфальтобетона.
71. Характеристика предварительно-напряженных цементобетонных по-
крытий.
72. Характеристика сборных цементобетонных покрытий.
40
73. Характеристика песчаного основания дорожных одежд и технология
устройства.
74. Характеристика каменного основания дорожных одежд и технология
устройства.
75. Характеристика бетонного основания дорожных одежд и технология
устройства.
76. Характеристика цементо-щебеночного основания дорожных одежд и
технология устройства.
Тема 2.5.
77. Типы покрытий, применяемых на тротуарах.
78. Борты (бордюры).
79. Технология устройства монолитного покрытия тротуаров.
80. Технология устройства сборного покрытия тротуаров .
Тема 3.1.
81. Виды ремонтов городских улиц и дорог.
82. Использование старого асфальтобетона для ремонтных работ.
83. Классификация ремонтных работ путей трамвая.
Тема 3.2.
84. Очистка проезжих частей и тротуаров.
85. Уборка снега с городских улиц.
86. Использование водосточных сетей для сплава снега.
87. Борьба с гололедицей на городских улицах.
88. Содержание и ремонт водостоков и дренажей.
41
Задачи
Задачи 1, 4, 7, 11
На основании данных ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 рассчитайте сменную
норму выработки бульдозера при разработке корыта под дорожную одежду и
перемещении нескального грунта при следующих данных:
Исходные данные
Задача 1
Задача
4
Задача 7
Задача 11
Марка трактора
Т-100
Т-130
Т-180
ДЭТ-250
Марка бульдозера
Б 8 ЧТЗ
ДЗ-28
Б 10 ЧТЗ
ЧЕТРА
11
Тип грунта
Суглинок лёг-
кий без приме-
сей
Супесь
Суглинок
тяжёлый
без при-
месей
Суглинок
лёгкий с
приме-
сью щеб-
ня
Расстояние перемещения
грунта, м.
10
25
15
20
Задачи 2, 5, 8, 10
На основании данных ЕНИР Сборник 17 рассчитайте сменную норму вы-
работки автогрейдера при разравнивании материала в основании дорожной
одежды при следующих данных:
Исходные данные
Задача 2
Задача 5
Задача 8
Задача 10
Марка автогрейдера
ДЗ-99
ДЗ-289
ДЗ-180
ДЗ-98
Вид материала
Щебень
Песок
Гравийно-
песчаная
смесь
Гравий
42
Задачи 3, 6, 9
На основании данных ЕНИР Сборник 17 рассчитайте сменную норму вы-
работки асфальтоукладчика при укладке асфальтобетонной смеси в покрытие
дорожной одежды при следующих данных:
Задачи 12, 15, 19, 22
На основании данных ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 рассчитайте необходи-
мое количество бульдозеров для срезки растительного слоя грунта без корней и
примесей при следующих данных:
Исходные данные
Задача 12
Задача
15
Задача 19
Задача
22
Марка трактора
Т-180
ДЭТ-250
Т-100
Т-130
Марка бульдозера
Б 12 ЧТЗ
ЧЕТРА
25
Б 8 ЧТЗ
Б 10
ЧТЗ
Ширина площади срезки,
м.
33
48
52
56
Длина площади срезки, м.
250
320
340
280
Задачи 13, 16, 18, 21
43
Исходные данные
Задача 3
Задача 6
Задача 9
Марка асфальтоуклад-
чика
ДС-1
ДС-189
ДС-126
Тип смеси
Крупнозерни-
стая
Черный
щебень
Мелкозерни-
стая
Толщина слоя, см.
4
7
5
На основании данных ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 рассчитайте необходи-
мое количество автогрейдеров для планировки верха земляного полотна при
следующих данных:
Исходные данные
Задача 13
Задача 16
Задача 18
Задача 21
Марка автогрейдера
ДЗ-99
ДЗ-31-1
ДЗ-14
ДЗ-31-1
Тип грунта
Суглинок
лёгкий без
примесей
Супесь без
примесей
Супесь с
примесью
гальки
Суглинок
лёгкий с
примесью
щебня
Площадь срезки, м
2
4500
5200
6000
6300
Направление рабочего
хода
В одном
направлении
В двух
направле-
ниях
В одном
направле-
нии
В двух
направле-
ниях
Задачи 14, 17, 20
Рассчитайте объём материала в тоннах, необходимый для устройства
конструктивного слоя дорожной одежды при следующих данных:
Исходные данные
Задача 14
Задача 17
Задача 20
Вид материала
Песок
Песчано-
гравийная
смесь
Щебень
Длина участка, м.
350
380
320
Ширина участка, м.
15
23
7
Толщина слоя, см.
22
7
5
44
Примеры решения задач контрольной работы
Пример 1 (к задачам 1, 4, 7, 11)
Рассчитайте сменную норму выработки бульдозера ДЗ-24 на базе тракто-
ра Т-180 при разработке корыта под дорожную одежду и перемещении
нескального грунта (супеси) на расстояние 30 метров.
Решение:
Сменную норму выработки определяем по формуле:
П=
Т
∗
Изм
n вр
(4)
Т - продолжительность рабочей смены для 5-ти дневной рабочей недели;
Изм. - измеритель, для которого определена норма времени (принимается
из ЕНИР в соответствующем параграфе над таблицей, цифра выделенная жир-
ным шрифтом);
nвр. - норма времени (принимается по ЕНИР в соответствующем пара-
графе, в таблице, в скобках над чертой, т.е. в числителе).
Группа грунта определяется по ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 Глава 1 Меха-
низированные земляные работы Техническая часть Таблица 1. Например,
супесь, для разработки бульдозером является грунтом II группы.
Е 2-1-22, таблица 2, пункт 6б + (6д х 2)
П=
8
∗
100
0.38
+
0.3 х 2
=
816 м
2
/
смену
Пример 2 (к задачам 2, 5, 8, 10)
Рассчитайте сменную норму выработки автогрейдера ДЗ 99-1-4 при раз-
равнивании щебня в основании дорожной одежды.
Решение:
Сменную норму выработки определяем по формуле, согласно ЕНИР 17
Е 17-1, таблица 2, пункт 8
45
П
=
Т
∗
Изм
n вр
=
8
∗
100
0.18
=
4444 м
2
/
смену
Пример 3 (к задачам 3, 6, 9)
Рассчитайте сменную норму выработки асфальтоукладчика ДС-126А при
укладке песчаной асфальтобетонной смеси слоем 4 см в покрытие дорожной
одежды.
Решение:
Сменную норму выработки определяем по формуле, согласно ЕНИР 17
Е 17-6, таблица 3, пункт 1а
П
=
Т
∗
Изм
n вр
=
8
∗
100
0.17
=
4706 м
2
/
смену
Пример 4 (к задачам 12, 15, 19, 22)
Рассчитайте необходимое количество бульдозеров ДЗ-18 на базе трактора
Т-100 для срезки растительного слоя грунта без корней и примесей на площади
длиной 370 метров и шириной 40 метров.
Решение:
Количество бульдозеров для срезки растительного слоя грунта определя-
ем по формуле:
N
=
S срезки
П
(5)
S срезки - площадь территории, с которой производится снятие расти-
тельного слоя грунта, м2 ;
П - сменная норма выработки бульдозера, м2 / смену.
Площадь срезки определяем по формуле:
S срезки
=
b уч
∗
l уч
(6)
bуч. - ширина участка срезки растительного слоя грунта, м.;
lуч. - длина участка срезки растительного слоя грунта, м.
46
Согласно ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 Глава 1 Механизированные земля-
ные работы Техническая часть Таблица 1 растительный грунт без корней и при-
месей для разработки бульдозером является грунтом II группы.
Е 2-1-5, пункт 2а
П
=
Т
∗
Изм
n вр
=
8
∗
1000
0.69
=
11594 м
2
/
смену
S срезки
=
b уч
∗
l уч
=
370
∗
40
=
14800 м
2
N
=
S ср
П
=
14800
11594
=
1,28 машино
/
смен
,
принимаем 2 машины
Пример 5 (к задачам 13, 16, 18, 21)
Рассчитайте необходимое количество автогрейдеров ДЗ-99 для планиров-
ки верха земляного полотна площадью 3800 м2 из супеси с примесью гальки
при рабочем ходе в двух направлениях.
Решение:
Согласно ЕНИР Сборник 2 Выпуск 1 Глава 1 Механизированные земля-
ные работы Техническая часть Таблица 1 супесь с примесью гальки для разра-
ботки автогрейдером является грунтом II группы. Е 2-1-37, таблица 2, пункт 2б
Рассчитываем сменную норму выработки автогрейдера при планировке
верха земляного полотна
П
=
Т
∗
Изм
n вр
=
8
∗
1000
0.21
=
38095 м
2
/
смену
Определяем количество автогрейдеров для планировки верха земляного
полотна
N
=
S планировки
П
=
3800
38095
=
0,1 маш
/
смену
принимаем 1 машину
Пример 5 (к задачам 14, 17, 20)
47
Рассчитайте объём песчано-щебёночной смеси в тоннах, необходимый
для устройства конструктивного слоя дорожной одежды толщиной 20 см, на
участке длиной
450 метров и шириной 22 метра.
Решение:
Объём материала в тоннах для устройства конструктивного слоя дорож-
ной одежды определяем по формуле:
V
=
B уч
∗
L уч
∗
hсл
∗
K у
∗
q
(7)
Вуч - ширина участка, м.;
Lуч - длина участка,м;
hсл - толщина слоя, м
Ку - коэффициент уплотнения для щебёночно-песчаной смеси;
q – плотность материала, т / м3
№
п/п
Материал
Коэффициент
запаса на уплот-
нение
Плотность
материала
т / м
1
Песчано-гравийная смесь
1,25 – 1,30
1,7
2
Песчано-щебёночная смесь
1,25 – 1,30
1,7
3
Песок
1,10 – 1,15
1,6
4
Сортовой щебень Марки 800
1,25 – 1,30
1,75 – 1,95
Коэффициент запаса на уплотнение и плотность песчано-щебёночной
смеси принимаем по таблице.
V
=
B уч
∗
L уч
∗
hсл
∗
K у
∗
q
=
22
∗
450
∗
0,20
∗
1,3
∗
1,7
=
4376 тонн
48
Литература
Основная
1.
М.В. Садило, Р.М. Садило. Автомобильные дороги: строительство
и эксплуатация: учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 367с.
2.
В.П. Подольский, П.И. Поспелов, А.В. Глагольев, А.В. Смирнов.
Технология и организация строительства автомобильных дорог. Дорожные по-
крытия: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. – М.: Изда-
тельский центр «Академия»,2012.- -304с.
3.
П.М. Саламахин, Л.В. Маковский, В.И. Попов. Инженерные соору-
жения в транспортном строительстве. В 2 книгах. Книга 1: учебник для студ.
высш. учеб. Заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 352с.
4.
П.М. Саламахин, Л.В. Маковский, В.И. Попов. Инженерные соору-
жения в транспортном строительстве. В 2 книгах. Книга 2: учебник для студ.
высш. учеб. Заведений – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»,
2008. – 272с.
Дополнительная
1.
А.Е. Страментов, Е.А. Меркулов. Городские улицы и дороги. Изда-
тельство литературы по строительству. Москва. -1965. -344с.
2.
Строительство улиц и городских дорог. Учебник для вузов. В 2ч.
Ч.1. Сооружение земляного полотна. А.Я. Тулаев, А.А. Авсеенко, Л.С. Малиц-
кий. Под ред. А.Я. Тулаева. -М.: Стройиздат, 1987.- 480с.
3.
Строительство улиц и городских дорог. Учебник для вузов. В 2ч.
Ч.2. Строительство дорожных одежд, тротуаров, дорожек, автомобильных стоя-
нок. А.Я. Тулаев, Э.С. Файнберг,С.В. Коновалов и др. Под ред. А.Я. Тулаева. –
М.: Стройиздат, 1988. – 367с.; ил.
4.
Гезенцвей Л.Б., Гуревич Л.В. Городские дороги. Учебник для техни-
кумов. М.: Стройиздат, 1968. – 352с.
5.
Гольдин Э.М., Дубровин Е.Н. Технология строительства городских
улиц. Учебное пособие для вузов. М., «Высшая школа», 1974 – 440с., ил.
6.
ЕНИР. Сборник 2. Земляные работы. Выпуск 1. Механизированные
и ручные земляные работы/ Госстрой СССР. – М.: Стройиздат, 1989. – 224с.
49
7.
ЕНИР. Сборник 17. Строительство автомобильных дорог/ Госстрой
СССР. – М.: Стройиздат, 1989. – 48с.
8.
Меркулов С.А. Городские дороги. Учебник для вузов. М.: «Высшая
школа», 1973. – 456с.; ил.
9.
Дубровин Е.Н. Организация строительства и эксплуатации го-
родских улиц. Издание 2-е. Учебное пособие для инж.- стр. и автомобильных
вузов. М.: «Высшая школа», 1972. – 352с.; ил.
10.
Л.В. Гуревич. Тротуары и пешеходные дорожки. М.: Стройиздат,
1964. – 116с.; ил.
11.
Эксплуатация городских улиц и дорог. Учебник для вузов. А.Я. Ту-
лаев, В.К. Некрасов, Ю.П. Гончаров и др.; под общ ред. А.Я. Тулаева. М.:
Стройиздат, 1979. – 288с.; ил.
12.
Уплотнение и укладка дорожных материалов. Теория и практика
фирмы Dynapac (Швеция), 1993, 85с.
50