Автор: Демина Любовь Александровна
Должность: преподаватель спец.дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Астраханский АДК
Населённый пункт: Астрахань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Разработка учебно-методического комплекса" (на примере конкретной дисциплины).
Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования и науки Астраханской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области
«Астраханский автомобильно-дорожный колледж»
(ГБПОУ АО «Астраханский АДК»)
Методическая разработка
«Разработка
учебно-методического
комплекса»
(на
примере
конкретной дисциплины).
Разработала: Демина Л.А.
2017 г.
1
Методическая
разработка
учебной
дисциплины
Материаловедение
разработана
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта по специальностям среднего профессионального образования
270831
«Строительство
и
эксплуатация
автомобильных
дорог
и
аэродромов»
Организация-разработчик:
ГБПОУ
АО
СПО
«Аст раханский
автомобильно-дорожный колледж»
Разработчик-преподаватель ГБПОУ АО СПО «ААДК»Демина Л.А.
Рассмотрено, утверждено на заседании ЦМК
Протокол № _____ от «_____»________ 20___г.
Председатель ЦМК _____________
Рекомендовано к применению на заседании методического совета
Протокол № _____ от «_____»________ 20___г.
Председатель методсовета ГБПОУ АО СПО «ААДК»
_________________М.Ю. Полякова
2
CОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………..4-5
1. Состав, содержание и оформление учебно-методического
комплекса (УМК)……………………………………………6-9
1.1. Требования к составу УМК.…………….
………………………………………. …..6-8
1.2. Требования к оформлении.
УМК…………………………………………………………. 8-9
2. Требования к содержанию документов, входящих в состав УМК и
рекомендации по
подготовке………………………………………………………9-21
2.1. Программа курса (спецкурса)
……………………………………………………. 9
2.1.1. Общие требования……………………………………….9-10
2.1.2. Требования к структуре и рекомендации по
разработке………………………………………… ………………10-12
2.2. Календарно- тематический
план………………………………………………………………. 12-15
2.3.План учебного занятия………………………………………..15
2.4.Планы лабораторных (практических) работ и методические
указания по их выполнению………………………………………15-17
2.5. Рабочая тетрадь студента (РТС)………………………………….
……………………………17-18
2.6.Система текущего и итогового контроля знаний
студентов……………………………………………………………..18-21
Приложения:
1.Утвержденный пакет документов ……………………………..21
2.Образец оформления титульного листа учебно-методического
комплекса…………………………………………………………22
3
3. Выписка из Государственного образовательного
стандарта…………………….............................................................23
4. Выписка из примерного учебного плана базового уровня .
………………………………………………………………………24
5.Рабочая программа учебной дисциплины
……………………………………………………………………25-26
6.Форма титульного листа КТП………………………………27-28
7.Рекомендуемая форма плана учебного занятия……………29-30
8. Перечень лабораторно-практических работ………………31-32
9. Задания для контрольных работ……………………………32
10. Перечень вопросов для подготовки к
экзамену…………………………………… …………………….32-33
11.План работы кабинета(лаборатории)………………………34-35
12.Перечень наглядных пособий………………………………..35
13. Раздаточный материал………………………………………36-37
14. Список используемой литературы…………………………37
15.Отчет о содержании, формах и результатах образовательной деятельности
преподавателя ……………………………………..38-41
16.Образец индивидуального контрольного задания для ОЗО……41-42
17.Заключение……………………………………………………..42-43
18.Список литературы……………………………………………..43-44
Введение
4
Учебно-методический
комплекс
(УМК)
–
совокупность
учебно-
методических
материалов,
способствующих
эффективному
освоению
студентами учебной дисциплины.
Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелено на
решение следующих основных задач:
четкое
определение
места
и
роли
учебной
дисциплины
в
образовательной
программе
данной
специальности;
фиксация
и
конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;
отражение
в
содержании
учебной
дисциплины
современных
достижений
науки,
культуры
и
других
сфер
общественной
практики,
связанных с данной учебной дисциплиной;
последовательная
реализация
внутри-
и
междисциплинарных
логических
связей,
согласование
содержания
и
устранение
дублирования
изучаемого материала с другими дисциплинами специальности;
рациональное распределение учебного времени по разделам курса и
видам учебных занятий;
распределение учебного материала между аудиторными занятиями и
самостоятельной работой студентов;
планирование
и
организация
самостоятельной
работы
студентов
с
учетом
рационального
использования
времени,
отведенного
на
самостоятельную работу;
определение
круга
источников,
учебной,
методической
и
научной
литературы,
необходимых
для
освоения
дисциплины,
и
формирование
библиографического списка;
определение
оптимальной
системы
текущего
и
итогового
контроля
знаний студентов.
От
наличия
и
качества
учебно-методических
комплексов
по
всем
дисциплинам учебного плана профессиональной образовательной программы
в о
м н о гом
з а в и с и т
кач е с т в о
о б р а зо ва н и я
в ы п у с к н и ко в ,
и х
конкурентоспособность. А это, в свою очередь, определяет место на рынке
5
образования, его авторитетность и привлекательность для абитуриентов, что
особенно важно в современных экономических условиях.
УМК
адресован,
прежде
всего,
преподавателю
для
работы
со
студентами.
Это
своеобразный
компас,
помогающий
ориентироваться
в
содержании учебной дисциплины, последовательности её изучения, разделах
и
требованиях
к
уровню
её
освоения.
УМК
позволяет
преподавателю
оптимально
организовать
работу
над
курсом,
обеспечивая
учебной,
методической и научной литературой.
Использование
УМК
в
учебном
процессе
позволяет
освободить
аудиторное
время
от
рассмотрения
многих
организационных
вопросов,
перечисления
рекомендуемых
учебников,
ознакомления
студентов
с
тематическим планом курса, закреплением учебных часов между лекциями и
семинарами, системой текущего и итогового контроля и т. п.
Предлагаемые рекомендации по подготовке учебно-методического комплекса
по дисциплине учебного плана образовательной программы созданы на
основе анализа накопленного опыта этой работы и предназначены для
преподавателей – разработчиков УМК. Деятельность по созданию УМК очень
важна для преподавателя, поскольку в процессе работы раскрывается его
творческий потенциал, на основе накопленного педагогического и
методического опыта, новых знаний преподаватель вырабатывает
современные подходы к содержанию и преподаванию курса и организации
учебного материала.
1. СОСТАВ, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-
МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Требования к составу УМК.
6
В
состав
учебно-методического
комплекса
(УМК)
должны
входить
учебно-методические
материалы,
обеспечивающие
все
виды
занятий
и
формы
контроля
знаний
студентов,
предусмотренные
учебным
планом
соответствующей специальности.
Обязательный состав документов УМК определяется учебным планом
профессиональной
образовательной
программы,
который
устанавливает
общий объем дисциплин в часах, виды аудиторных занятий и их объем (в
часах), формы контроля знаний студентов, формы итоговой государственной
аттестации, виды студенческой практики.
1.
Учебный
план
по
специальности
«Строительство
и
эксплуатация
а втомо б и л ь н ы х
д о р о г
и
а э р од р омо в »
в к л юч а е т
д и с ц и п л и н у
«Материаловедение»
(цикл
общепрофессиональных
дисциплин),
общим
объемом 198часов, из них 132 часа аудиторных занятий: 82 часа лекции, 18
часов – практические занятия, 32 часа – лабораторные занятия; 1 контрольная
работа, 1 зачета и экзамен.
Исходя из учебного плана, в УМК должны быть включены следующие
обязательные методические документы:
o
программа курса;
o
планы практических занятий;
o
планы
лабораторных
занятий
и
методические
указания
по
их
выполнению;
o
список источников и литературы по курсу;
o
календарно-тематический план курса;
o
контрольные вопросы по курсу;
o
контрольные работы, тесты;
o
система текущего и итогового контроля знаний студентов;
o
экзаменационные вопросы по дисциплине;
o
экзаменационные билеты.
Таким образом, полный состав УМК включает следующие документы:
7
Программу курса:
- пояснительная записка;
- тематические разделы;
- список источников и литературы по курсу;
- контрольно-измерительный материал по дисциплине;
- календарно- тематический план;
- контрольные вопросы по курсу.
Планы практических занятий
1
.
Планы
лабораторных
занятий
и
методические
указания
по
их
выполнению
2
.
Рабочую тетрадь студента
.
.
Информацию
о
системе
текущего
и
итогового
контроля
знаний
студентов и ее методическом обеспечении
(тематика рефератов, докладов,
курсовых работ, проблематика итоговых письменных работ).
Методические указания по изучению дисциплины .
Методические рекомендации по подготовке и оформлению письменных
работ(курса)
.3
Методические разработки по темам дисциплины.
Другие
материалы
(списки
раздаточных
материалов,
наглядных
пособий,
мультимедийных
продуктов,
используемых
в
преподавании
дисциплины, и т.п.).
1.2. Требования к оформлению УМК
1
Если данный вид занятий предусмотрен учебным планом.
2
Если работы предусмотрены учебным планом.
3 Для студентов-заочников обязательно.
8
Обязательными элементами оформления УМК являются:
- титульный лист;
- оборот титульного листа;
- содержание/оглавление;
- предисловие.
Титульный лист содержит следующие реквизиты:
1.
Наименование
ведомства
(Министерство
образования
и
науки
Астраханской области);
2.
Указание
организационно-правовой
формы
учебного
заведения
(Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Астраханской области);
3.
Полное
наименование
учебного
заведения
(Астраханский
автомобильно-дорожный колледж);
4.
Код и полное наименование специальности;
5.
Заглавие УМК:
- название дисциплины (строго в соответствии с учебным планом);
- полное название вида материала (учебно-методический комплекс, и
т. п.);
- адресат (шифр и полное название специальности, специализации);
- форма обучения (если УМК предназначен для конкретной формы
обучения);
6.
Место издания;
7.
Год издания.
Образец оформления титульного листа приведен в (Приложении 2).
9
Предисловие к УМК включает в себя сведения об адресате методических
документах,
составе
комплекса,
взаимосвязи
его
частей,
организационно-
методических принципах построения курса.
2.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДОКУМЕНТОВ,
ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ УМК
2.1. Программа дисциплины.
2.1.1. Общие требования.
Программа
дисциплины
является
центральным
методическим
документом
учебно-методического
комплекса.
Именно
она
определяет
содержание обучения по данной дисциплине, объем знаний, которым будут
обладать студенты в результате освоения курса, последовательность изучения
материала. Поэтому работу над УМК целесообразно начинать с подготовки
программы курса.
При
составлении
программы
дисциплины
необходимо
учитывать
предъявляемые к этому виду методических документов основные требования.
1. Программа должна соответствовать Государственному образовательному
стандарту (ГОС) специальности
ГОС определяет наименование и обязательный минимум содержания
дисциплины федерального компонента, как правило, трех циклов (ГСЭ –
общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, ЕН – общие
математические
и
естественнонаучные
дисциплины,
ОПД
–
(обще-
профессиональные дисциплины).
2.
Программа
дисциплины
должна
соответствовать
концепции
и
учебному плану профессиональной образовательной программы, реализуемой
в колледже.
В
концепции
отражаются
отличительные
особенности
данной
образовательной программы, специфика подготовки студентов.
10
Учебный план устанавливает общий объем дисциплины, объем и виды
аудиторной и самостоятельной работы студента.
Эти документы дают представление о целях и задачах курса, его месте в
образовательной
программе,
помогают
определить
необходимый
объем
знаний, приобретаемых студентами.
3. Программа должна отражать современный уровень развития науки.
4.
Программа
должна
оформляться
в
четком
соответствии
с
установленными в колледже правилами.
Содержание
программы
не
зависит
от
формы
обучения
студентов
(очная, очно-заочная, заочная,), т.е. все студенты должны овладеть объемом
знаний, определенным нормативно-методическими документами.
2.1.2. Требования к структуре и правила разработки.
Обязательными разделами учебной программы дисциплины являются:
Пояснительная записка;
Содержание курса или календарно-тематический план;
Формы промежуточного контроля;
Формы итогового контроля;
Учебно-методическое обеспечение курса.
В
пояснительной
записке
формулируется
дисциплина,
цели
и
задачи
курса, а также требования к уровню освоения содержания курса.
Дисциплина
(что
изучается)
определяется
из
ГОС
по
специальности
,концепции и учебного плана профессиональной образовательной программы,
реализуемой в колледже.
При формулировании цели учебного курса необходимо иметь в виду, что
каждая дисциплина содействует достижению целей образовательной
программы, в т.ч. подготовке специалиста, отвечающего требованиям
квалификационной характеристики выпускника и требованиям к уровню
11
подготовки выпускника, которые устанавливаются ГОС по специальности.
Поэтому цель дисциплины не может быть определена просто как изучение его
предмета или ознакомление с его предметом, т.к. и «изучение» и
«ознакомление» проводится во вполне конкретных целях, заданных
образовательной программой.
Примеры формулирования предмета и целей учебного курса приведены в
Приложении 5.
Из
цели
дисциплины
вытекают
задачи,
реализация
которых
в
ходе
изучения дисциплины позволяет достигнуть поставленной цели.
С
задачами,
в
свою
очередь,
тесно
связаны
требования
к
уровню
освоения дисциплины. Иными словами, какими знаниями, практическими
умениями и навыками и в какой степени должны в итоге овладеть студенты.
При
работе
над
этой
частью
пояснительной
записки
к
программе
рекомендуется
обратить
особое
внимание
на
реализацию
требований
к
уровню подготовки выпускника, установленных ГОС специальности. Кроме
того, требования к уровню освоения дисциплины в определенной степени
зависят и от места дисциплины в образовательной программе. Это поможет
избежать
занижения
или
завышения
требований
к
уровню
освоения
дисциплины.
В пояснительной записке к программе отмечаются также особенности
программы: новизна, оригинальность авторского подхода к преподаванию
курса, повторность составления и внесенные изменения, аспекты освещения
и рассмотрения предмета учебной дисциплины, связь с другими курсами,
хронологические рамки и др.
Пояснительная
записка
к
программе
завершается
указанием
методов
изучения дисциплины (анализ литературы и источников, деловые и ролевые
игры,
дискуссии,
имитации
или
анализ
конкретных
ситуаций
и
т.д.),
используемых организационных форм занятий
12
Содержание программы должно соответствовать ГОС и заявленным в
пояснительной записке целям и задачам курса.
Содержание программы
должно состоять из разделов, подразделов и отдельных тем с той степенью
подробности,
которая,
по
мнению
автора,
оптимально
способствуют
достижению цели курса и реализации поставленных задач.
Автор
программы
с амо стоятельно
определяет
порядок
и
последовательность
расположения
разделов,
руководствуясь
логической
последовательностью
изложения
материала,
хронологией,
тенденциями
развития науки и другими факторами в соответствии с концепцией изучения
курса.
Учебно-методическое обеспечение курса включает:
Библиографический список;
Перечень тем самостоятельных работ, рефератов, эссе;
Тестовую базу для промежуточной аттестации.
Библиографический список состоит из следующих разделов:
- источники (обязательные, дополнительные);
- литература (обязательная и дополнительная);
- справочные и информационные издания;
- ресурсы Интернет.
Список источников формируется по видовым группам источников. В
разделы обязательных источников и обязательной
литературы включаются
источники
и
литература,
необходимые
для
изучения
курса,
в
раздел
дополнительных – источники и литература, позволяющие расширить знания
студентов по темам курса.
2.2.Календарно- тематический план.
13
Календарно- тематический план так же как библиографический список может
включаться в состав программы курса. Он включает в себя все темы курса и
количество часов, отведенных учебным планом на их изучение, с разбивкой
по
темам,
видам
занятий
(лекции,
семинарские
(лабораторно-
практические)занятия, самостоятельная работа и пр.).
Рекомендации по заполнению КТП:
Учебная
работа
преподавателя
планируется:
календарно–тематическим
планом на семестр или на год и планом урока, составляемым преподавателем
к каждому учебному занятию. Календарно–тематический план преподавателя
является обязательным документом, способствующим организации учебного
процесса
по
дисциплине,
обеспечивающим
методически
правильное
планирование выполнения учебной программы в строгой последовательности
и увязки со смежными дисциплинами.
1.
Хорошо
продуманный
и
своевременно
составленный
календарно–
тематический
план
помогает
заблаговременно
подготовить
к
занятиям
необходимые
наглядные
пособия,
правильно
спланировать
проведение
лабораторных и практических работ, экскурсий и т.д.
2.
Наличие календарно–тематического плана дает возможность осуществить
систематический
контроль
со
стороны
учебной
части
(председатель
предметной комиссии, заведующий отделением, зав. учебной частью, зам.
директора
по
учебной
работе)
за
ходом
выполнения
программы
и
равномерной загрузке студентов.
3.
Календарно–тематические
планы
составляются
преподавателями
на
специальном
бланке,
на
семестр
или
на
год
в
соответствии
с
учебной
программой,
после
тщательного
изучения
программы
курса,
учебно-
технической и методической литературы, имеющийся по данному предмету,
рассматриваются
на
предметных
(цикловых)
комиссиях
и
утверждаются
заместителем директора по учебной работе.
14
4.
При составлении календарно–тематических планов необходимо учесть
следующее:
При
составлении
календарно–тематических
планов
необходимо
учесть
следующее:
5. Данные титульных листов календарно–тематических планов заполняются с
указанием соответствующего ГОС СПО.
5.1. В графах 1 и 2 указываются номера и наименования тем в соответствии с
тематическим
планом
рабочей
программы,
отвечающей
требованиям
указанного
ГОС
СПО.
В
графе
2
“Наименование
разделов
и
тем”
последовательно планируется весь материал программы, распределенной по
темам, а если тема велика – по узловым вопросам, рассчитанным на 2 часа
5.2.
Заполнение
граф
2
и
3
производится
после
тщательного
анализа
программы,
при
максимальном
использовании
примерного
тематического
плана, с учетом опыта, накопленного преподавателем. В этих же графах
следует
предусмотреть
и
повторение
учебного
материала
по
темам
и
разделам, письменную проверку знаний учащихся, контрольные работы.
планируется весь материал программы, распределенной по темам, а если тема
велика – по узловым вопросам, рассчитанным на 2 часа .
5.3.
Заполнение
граф
2
и
3
производится
после
тщательного
анализа
программы,
при
максимальном
использовании
примерного
тематического
плана, с учетом опыта, накопленного преподавателем. В этих же графах
следует
предусмотреть
и
повторение
учебного
материала
по
темам
и
разделам, письменную проверку знаний учащихся, контрольные работы.
5.4. В графе 5 указывается вид занятий (урок–лекция, урок–показ, урок на
производстве, экскурсии, практические и лабораторные работы и т.п.).
5.5. Графа 7 должна содержать обязательный минимум наглядных пособий и
технических средств, которые необходимо продемонстрировать на занятиях
по
данной
теме
(приложение
12).
При
непосредственной
подготовке
к
15
занятиям преподаватель может корректировать и дополнять содержание 5 и 7
граф.
5.6. В графах 9 и 10 “Самостоятельная работа” по каждой теме определяется
содержание и объем материала для самостоятельной работы учащихся дома.
При наличии в учебном заведении параллельных учебных групп одинаковых
специальностей
для
них
составляется
единый
календарно–тематический
план. Этот план должен находится в учебной части, а его копии – на руках
каждого преподавателя.
Все
коррективы,
которые
необходимо
внести
в
календарно–тематические
планы (в связи с изменениями теоретических и практических положений)
должны быть обсуждены на предметных (цикловых) комиссиях.
5.
Календарно–тематический
план
сдается
заместителю
директора
по
учебной
работе
за
одну
неделю
до
начала
занятий
в
двух
экземплярах.
Преподаватель оставляет себе копию календарно–тематического плана.
Образец
оформления
календарно-тематического
плана
приведен
в
(приложении 6).
2.3.
План
учебного
занятия
–
учебно-методический
документ,
разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения
эффективной
реализации
содержания
образования,
целей
обучения,
воспитания
и
развития
студентов,
формирования
у
них
прочных
знаний,
умений
и
навыков.
Рекомендуемая
форма
плана
учебного
занятия
приведена( в приложении 7).
2.4. Планы лабораторных (практических) работ и методические указания
по их выполнению.
Планы лабораторных (практических) работ включают:
пояснительную записку;
16
тематические разделы с указанием предусмотренных часов.
В пояснительной записке указывается специальность и отделение на
котором проводятся занятия, количество часов, отведенных на проведение
лабораторных (практических) работ в учебном плане, формулируется цель
лабораторных работ, обосновывается выбор тематики в соответствии с ее
значимостью в изучении курса и прогнозируются ожидаемые результаты, т.е.
приобретенные практические знания и умения, выработанные те или иные
профессиональные навыки и т.д.
В пояснительной записке также указывается форма проведения
лабораторных (практических) работ, характеризуется лабораторная база и
условия проведения работ.
Каждая
лабораторная
работа
должна
иметь
четко
сформулированную
цель и ожидаемые результаты.
Планы
лабораторных
работ
по
курсу
(название
дисциплины)
и
методические указания по их выполнению.
В
результате
выполнения
лабораторного
занятия
студенты
должны
выполнить задания и создать заключения по работе.
Указания
по
выполнению
заданий
должны
содержать
описание
последовательности действий студента, обращать его к ранее полученным
теоретическим знаниям, концентрировать внимание на наиболее важных и
сложных моментах.
В каждый план лабораторной работы включаются контрольные вопросы
для
определения
степени
усвоения
учебного
материала,
которые
необходимо
изучить
студентам
к
занятию,
перечень
используемого
оборудования, раздаточных материалов.
Цель лабораторного занятия:
–
Экспериментально подтвердить теоретические вопросы.
–
Проверить теоретические вопросы.
17
–
Проанализировать,
сравнить,
устанавливать
зависимости,
сделать
выводы и обобщения.
–
Приобрести практические навыки и дать заключение и вывод к каждой
лабораторной работе.
Содержание работы:
1.
Если
работа
носит
репродуктивный
характер,
то
необходимо
дать
подробные
инструкции,
схемы,
порядок
выполнения
задания,
порядок
использование приборов, инструментов. Привести формы необходимых
таблиц, графиков, вычислений, контрольные вопросы, выводы.
2.
Если
работа
носит
частично
–
поисковый
характер,
то
необходимо
привести перечень приборов, инструментов, но порядок их использования
не проводить. Указать задания, но не давать порядок их выполнения.
Указать общий порядок выполнения задания.
3.
Если
работа
носит
поисковый
характер,
то
необходимо
в
содержание
ставить
проблему
и
дать
типовой
набор
приборов,
инструментов,
оборудования.
Оборудование:
Лабораторные стенды.
Приборы.
Инструменты.
Примечание:
1.
Продолжительность
практической
работы
должна
быть
не
менее
2-х
академических часов.
2.
Количество часов, отводимых на практические занятия, фиксируется в
тематическом плане.
2.5. Рабочая тетрадь студента (РТС).
18
Рабочая
тетрадь
студента
(РТС)
является
учебно-методическим
пособием,
целью
которого
является
закрепление
знаний,
полученных
на
лекциях, и формирование у студентов навыков и умения самостоятельной
работы с рекомендованной литературой. Его задача – упростить и ускорить
работу, помочь систематизировать важнейшие материалы изучаемого курса,
развить
способность
логично
и
содержательно
выражать
свои
мысли
в
письменной форме.
Р а б о ч а я
т е т р а д ь
с т уд е н т а предназначена
для
организации
самостоятельной
работы
студента
и
контроля
за
ней
со
стороны
преподавателя.
Необходимость
создания
РТС
бывает
вызвана,
например,
наличием
труднодоступных для студента, но очень важных для осмысления проблем
дисциплины
источников.
Как
показывает
практика,
формат
РТС
весьма
удобен для решения студентами конкретных ситуаций, задач. В этом случае
работа студента с РТС способствует выработке необходимых практических
навыков, предусмотренных требованиями к уровню подготовки по данной
дисциплине.
Содержательная часть РТС структурирована по тематическим разделам.
Каждая тема содержит перечень вопросов (заданий). Помимо заданий в
РТС должно быть предусмотрено место для ответов студента и оценочных
заключений преподавателя.
2.6. Система текущего и итогового контроля знаний студентов.
Система текущего и итогового контроля знаний студентов по учебной
дисциплине
выстраивается
в
соответствии
с
учебным
планом
образовательной
программы,
определяющем
виды
и
формы
текущего
(контрольная
работа,
реферат,
тестирование,
и
т.п.)
и
итогового
(зачет,
экзамен) контроля, и принятым в колледже Положением о контроле знаний
студентов (приложение 10).
19
Методическое
обеспечение
системы
контроля
по
дисциплине
представляет собой комплекс следующих методических документов:
Система контроля, закрепляющая ее организационно для каждой
формы обучения, и утвержденная учебной частью.
В
этом
документе
указываются
виды
и
формы
текущего
контроля
знаний,
сроки
проведения,
требования,
критерии
оценки,
а
также
виды
итогового контроля знаний по дисциплине, его сроки и формы проведения
(письменный зачет/экзамен и т.п.) и критерии оценки.
Собственно контрольные материалы. Это контрольные вопросы
по курсу, тематика рефератов, докладов и т.п., которые также доводятся до
сведения студентов.
Рекомендуется познакомить студентов с примерами экзаменационных и
зачетных вопросов, контрольных работ, заданий, тестов, чтобы ориентировать
их подготовку.
Методические рекомендации по изучению дисциплины.
Методические рекомендации по изучению дисциплины являются частью
полного
методического
обеспечения,
а
в
случае
наличия
заочной
формы
обучения входят в обязательный состав документов УМК.
Данный
методический
документ
представляет
собой
комплекс
рекомендаций и разъяснений, позволяющих студенту оптимальным образом
выстроить
работу
по
изучению
дисциплины,
создающих
условия
для
успешной
самостоятельной
работы.
Наличие
методических
рекомендаций
особенно важно для организации учебного процесса студентов-заочников. В
содержании
этого
вида
методического
обеспечения
можно
выделить
несколько составных частей:
Предисловие
дает
студентам
представление
о
месте
дисциплины
в
образовательной
программе,
цели,
составе
и
содержании
методических
рекомендаций по ее изучению.
20
Первая
часть
включает
программу
курса,
список
источников
и
литературы, систему текущего и итогового контроля знаний по дисциплине.
Эти документы служат для студентов ориентиром в самостоятельной работе и
в работе с преподавателем.
Вторая
часть
- собственно
методические
рекомендации
по
всем
разделам/темам программы курса. Может включать:
- советы по планированию и организации времени, необходимого для
изучения дисциплины;
- рекомендации по работе с литературой;
-
советы
по
подготовке
к
текущему
и
итоговому
контролю
знаний,
выполнению письменных работ и т.п.;
В методических рекомендациях студентам-заочникам по дисциплине
«название дисциплины» предлагается последовательно рассматривать
разделы программы курса, приводится следующая рекомендуемая
последовательность. Кроме этого, студенты-заочники должны научиться
пользоваться нормативной и справочной литературой ( ГОСТами, ТУ),
ориентироваться в дорожно-строительных материалах, имеющихся на рынке
и произведенных в различных странах.
Для получения оценки по дисциплине необходимо:
- студент-заочник, изучающий дисциплину «название дисциплины»
должен самостоятельно по литературе изучить теоретический материал и
выполнить контрольную работу в соответствии с указанным вариантом.
(приложение 16).
Контрольная работа выполняется студентами-заочниками самостоятельно и
высылается в учебное заведение на проверку и рецензирование не позднее
срока, установленного учебным графиком.
21
После выполнения этих требований студент- заочник допускается к сдаче
экзамена по дисциплине.
Важно предоставить студенту возможность для самопроверки понимания
проблем курса. С этой целью в методические рекомендации включаются
контрольные вопросы, задания и ключи к ним.
Существенную
помощь
студентам
в
усвоении
и
систематизации
материала могут оказать схемы, диаграммы, таблицы, которые также могут
входить в методические рекомендации.
Приложение 1
Утвержденный пакет документов
Название учебного заведения
Содержание разделов учебно–методического комплекса для преподавателей
название учебного заведения с примерами заполнения форм:
Раздел
1:
Профессиональная
образовательная
программа
1.
перечень документов профессиональной образовательной программы
2.
выписка из ГОС СПО
3.
выписка из рабочего учебного плана на соответствующий учебный год
4.
календарно-тематический план и рекомендации по его заполнению
5.
рабочая программа по дисциплине и рекомендации по их разработке
6.
перечень лабораторно–практических работ
7.
задания для контрольных работ
8.
лабораторная работа
9.
практическая работа
10.
вопросы к зачету(ам)
11.
вопросы к экзамену(ам)
12.
экзаменационные билеты
13.
курсовая работа
Раздел
2:
Контроль
и
отчетность
1.
должностная инструкция преподавателя
2.
тарификация
3.
индивидуальные планы работ
4.
перечень методических разработок
5.
экзаменационная ведомость
6.
сводка успеваемости студентов
7.
отчет преподавателей и памятка по анализу учебного года
Раздел
3:
Работа
кабинета
1.
план работы кабинета
2.
паспорт кабинета
22
3.
перечень наглядных пособий
4.
перечень плакатов
5.
раздаточный материал
6.
технические средства обучения
7.
список используемой литературы
(Рассмотрено на заседании Методического совета,
протокол № от г.
Приложение 2
Образец оформления титульного листа
учебно-методического комплекса
Название учебного заведения
Учебно – методический комплекс
преподавателя
_____________________________________________________
23
Председатель цикловой комиссии дисциплин
_______________________
Ф.И.О.
Приложение 3
Название учебного заведения
ВЫПИСКА
из Государственного образовательного стандарта
утвержденного “____”___________________ г.
регистрационный № ______________________
Государственные требования
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников
(базовый уровень среднего профессионального образования)
по специальности:______________________________-
Индекс
Наименование дисциплин и их основные
разделы
Всего
часов
максим.
учебн.
нагрузки
студ.
В т. ч.
часов
обязательн
ых
учебных
занятий
1
2
3
4
24
Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По _____________________________________________________
дисциплинам
Выпускник должен в области ________________:
- знать основные
_______________________________________________________________;
-
и м е т ь
п р е д с т а в л е н и е
о
_________________________________________________________;
-
уметь
-
использовать
____________________________________________________________;
Приложение 4
Название учебного заведения
ВЫПИСКА
из примерного учебного плана
базового уровня
утвержденного “____”___________________ г.
регистрационный № ______________________
по специальности:__________________________________________________
квалификация специалиста:
__________________
форма обучения:
__________________
нормативный срок обучения:
__________________
на базе среднего (полного) общего
образования________________________________________________________
индекс
Элементы
учебного
Врем
я в
Макс.
учебн.
Обязательная учебная
нагрузка (ч)
Реком
ендуе
25
процесса,
учебной
дисциплины
неде
лях
нагрузк
а
студент
а в час.
мый
курс
изуче
ния
Всег
о
в том числе
лабор.
раб. и
прак.
заняти
я
курс.
проект
(курс.
раб.)
1
2
3
4
5
6
7
8
Приложение 5
Название учебного заведения
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Название дисциплины
год
Форма оборотной стороны титульного листа рабочей программы
Программа учебной дисциплины ______________разработана на основе
________________---( д а л е е
–___)
п о
с п е ц и а л ь н о с т я м
с р е д н е г о
профессионального образования ______________________________
Организация-разработчик: название учебного заведения
Разработчик: преподаватель :
Рассмотрено, утверждено на заседании ЦМК
Протокол № _____ от «___»______20___ г.
Председатель ЦМК ______________
Рекомендована к применению на заседании методического совета
название учебного заведения
Протокол № от «__» ________ 20 __ г.
Председатель методического совета__________
Пояснительная записка
рабочей программы
к учебной дисциплины .
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
26
по учебной дисциплине
Название дисциплины составлен в соответствии с требованиями ФГОС
СПО по специальности (профессии)
Код и наименование специальности или профессии и в соответствии с
рабочим учебным планом, утвержденным директором колледжа.
1.1. Цели освоения дисциплины :
Целью освоения дисциплины является освоение теоретических знаний,
формирование умений по применению знаний в практических действиях.
1.2. Место дисциплины в структуре ОПОП специальности (профессии)
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
27
Форма титульного листа календарно-тематического плана Приложение 6
название учебного заведения
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
_______________________
«___» ___________ 2016 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
на 2016 – 2017 учебный год
Наименование предмета « »
Специальность ________________________________
Курс , группа:
Преподаватель.
Общее количество часов Самостоятельная работа часов Максимальная нагрузка часов
Календарно-тематический план преподавателя составлен на основании рабочей программы учебной дисциплины ……..утвержденной
цикловой комиссией по протоколу № от 20 г
Рассмотрен и обсужден ЦМК ротокол № ____
«___» _________ 20__ г.
Подпись председателя ЦМК ______________ И.О.Ф
28
Второй и последующий листы КТП
Таблица 1
№
п/п
Наимено
вание
разделов
и тем
программ
Кол-
во
часо
в по
теме
Дни
недел
и
Краткое содержание
занятий
Вид
занятий
Самостоя
тельная
работа
Наименован
ие
наглядных
пособий и
оборудован
ия
Домашнее
задание
Внеаудиторная
работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого:
Максимальная нагрузка :
29
30
Приложение 7
Рекомендуемая форма плана учебного занятия 1 лист
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №________
1. Тема занятия
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
2. Тип
занятия____________________________________________________________
___________________________________________________________________
Вид
занятия____________________________________________________________
___________________________________________________________________
3. Цель обучения
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
4. Методы
обучения___________________________________________________________
_____________________________________________________________
5. Материально-техническое обеспечение занятия
___________________________________________________________________
_________________________________________________________________
6. Методическое и дидактическое обеспечение занятия
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
7. Межпредметные и внутрипредметные
связи______________________________________________________________
8. Список используемых источников для
студентов_________________________________________________________
9. Продолжительность занятия –
31
2 лист
Рекомендуемая
форма
(содержание
этапов
занятия
зависит
от
его
типа).
Содержание занятия ______________________________________________
Время ___________
I. Организационная часть (проверка присутствующих, подготовка рабочих
мест)
II. Сообщение темы и целей занятий (объявление темы урока, постановка
достижимых целей перед студентами)
III.
Актуализация
опорных
знаний
студентов
(выполнение
упражнений,
игровых заданий и т.д. необходимых как опора для изучения нового материла)
IV.
Начальная
мотивация
учебной
деятельности
(заинтересованность
в
изучении
данной
темы:
необходима
в
профессиональной
деятельности,
в
жизненной ситуации, и т.д.)
V.
Изучение
нового
материала
(план
изложения)
(последовательное
изложение
по
принципу
«от
простого
к
сложному»
с
возможной
демонстрацией наглядных пособий)
VI.
Обобщение
и
систематизация
изученного
материала
(выводы
по
основным
вопросам
темы,
закрепление
полученных
знаний
путем
выполнения упражнения, составления таблицы и т.д.)
VII.
Итоговая
часть
занятия
(подведение
итогов
занятия,
выставление
комментированных оценок)
VIII. Сообщение домашнего задания (если есть необходимость, выполнение
домашнего задания следует разобрать или дать необходимые рекомендации по
его выполнению – в этом случае время на сообщение домашнего задания
увеличить)
32
Приложение 8
Название учебного заведения
ОДОБРЕНО
Составлена в соответствии с
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО–ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине ______________________________________________
Курс______________
Для специальности (код и наименование специальности)
____________________________________________________________
Преподаватель ______________________________________________
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО – ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№
работы
Тема
Краткое содержание
Кол-во
часов
Преподаватель: _________________
“____” _____________
Р А Б О Ч А Я
Т Е Т Р А Д Ь
П О
ВЫПОЛНЕНИЮ
ЛАБОРАТОРНО-
П РА К Т И Ч Е С К И Х
РА Б О Т
П О
ДИСЦИПЛИНЕ___________________-
33
Выполнил студент группы:____________
Проверил
преподаватель:______________
год
Приложение 9
Название учебного заведения
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
по дисциплине:_______________________________________
Курс____________
Д л я
с п е ц и а л ь н о с т и
( код
и
н а и м е н о в а н и е
специальности)_________________________________
_________________________________________
Преподаватель___________________________________
20 ___ / 20 ___ учебный год
Приложение 10
Название учебного заведения
ОДОБРЕНО
Составлена в соответствии с
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
34
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
по дисциплине: ___________________________________
Курс_________
Дл я
с п е ц и а л ь н о с т и :
( код
и
н а и м е н о в а н и е
специальности)
Преподаватель_____________________________
Образец экзаменационного билета
Название учебного заведения
Утверждаю
Зам. директора по УР
__________
«___»_____________ 20__
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №
Предмет:
Вопросы:
1.
2.
3.
Преподаватель: «_____»____________ 20__ г.
Приложение 11
35
Утверждаю
Зам. директора по УР
_______________________________
«___» ___________ 20______
ПЛАН
р а б о т ы
к а б и н е т а
( л а б о р а т о р и и )
_________________________________________________________
на __________________ семестр 20___/20___ учебного года
Рассмотрен и принят на заседании предметной комиссии.
Протокол № ____ от “_____”_____________20 ____ г.
Председатель
комиссии____________
№
п\
п
Наименование мероприятий
Исполнитель
Срок
Отметки о
исполнении
Организационная работа (материально – техническая база)
Учебно-методическая работа
Внеаудиторная работа
“_____”_____________20 ____ г.
36
Подпись заведующего кабинетом (лабораторий) ______________________
( _____________ )
Приложение 12
Название учебного заведения
ОДОБРЕНО
Составлена в соответствии с
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
Перечень наглядных пособий
по дисциплине ______________________________________________
Курс______________
Для специальности (код и наименование специальности)
____________________________________________________________
Преподаватель: _________________
20 ___ / 20 ___ учебный год
ПЕРЕЧЕНЬ
наглядных пособий
№
Название
37
стендов
№
Название
Прочее
______________________________________________________________
Приложение 13
Название учебного заведения
ОДОБРЕНО
Составлена в соответствии с
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
по дисциплине ______________________________________________
____________________________________________________________
Курс______________
Для специальности (код и наименование специальности)
____________________________________________________________
Преподаватель ______________________________________________
20 ___ / 20 ___ учебный год
ПЕРЕЧЕНЬ
38
№
Название
Преподаватель: _________________
“____” _____________ ______ г
Приложение 14
Название учебного заведения
ОДОБРЕНО
Составлена в соответствии с
Предметной цикловой комиссией
Государственными требованиями к
минимуму содержания и уровню
Протокол
подготовки выпускника по специальности
№ ____________
от “_____”______________20 ____ г.
Председатель
Заместитель директора
по учебной работе
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
по дисциплине ______________________________________________
Курс______________
Для специальности (код и наименование специальности)
____________________________________________________________
Преподаватель ______________________________________________
20___/20___учебный год
Приложение 15
Рассмотрен на заседании
Цикловой методической комиссии_______________
«_____» __________ 200 __ г.,
Протокол № _____
Председатель _____________
(подпись)
39
Отчет
о содержании, формах и результатах образовательной деятельности
преподавателя___________________________________________
в
200 ____/ 200 _____
уч
.
году
1.
Результативность образовательной деятельности:
1.1.Знания студентов (средний балл по пятибалльной шкале):
Наименование
дисциплины
Средний
балл
Наименование
дисциплины
Средний балл
1.2Подготовка студентов–призеров предметных олимпиад и других
соревнований:
Дата
Наименование
олимпиады,
вида
соревнований
Организаторы
Ф. И. О.
(студента)
Результативность
2.Повышение профессиональной квалификации:
Обучение на ФПК, стажировки:
Участие в работе педагогических семинаров:
Дата
Наименование семинара
Тема методического сообщения
40
Дата
Формы
повышени
я
квалифика
ции
Организация,
осуществлялос
ь повышение
квалификации
Содержание, тема
повышения
квалификации
Документ,
подтверждающий
повышение
квалификации
Участие в научных конференциях, педагогических чтениях:
Дата
Тема конференции,
педагогических чтений
Организаторы
конференции,
педчтений
Тема выступления
Научно-экспериментальная деятельность:
Дата
Объект исследования (тема)
Форма представления
результатов НЭД
3.Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса:
Разработка программ учебных дисциплин:
Дата
Вид программы: типовая,
авторская, рабочая
Наименование учебной дисциплины
Учебники, учебные пособия, курсы лекций по дисциплинам:
Дата
Наименование
учебного пособия,
учебника, курса лекций
По какой учебной
дисциплине или виду
учебной деятельности
Кем разрешено к
использованию в
образовательном
процессе
Учебные разработки:
Дата
Наименование учебной
разработки
По какой учебной
дисциплине или виду
учебной деятельности
Кем разрешено к
использованию в
образовательном
41
процессе
Методические разработки:
Дата
Наименование
методической разработки,
для какой категории
педагогических работников
По какой учебной
дисциплине или виду
учебной или
воспитательной
деятельности
Кем разрешено к
использованию
в
образовательном
процессе
Изготовление средств обучения (видеофильмы, транспаранты,
мультимедийные средства обучения, модели, средства наглядности и
т. д.):
Дата
Наименование
изготовленных
средств обучения
Количеств
о
По какой
учебной
дисциплине или
виду учебной
(воспитательной
) деятельности
Кем
разрешено к
использовани
ю в
образовательн
ом процессе
4.Открытие (экспериментальные) учебные занятия:
Дата
Тема открытого учебного
занятия
Методическая цель
Применяемые
педагогические
технологии
5.Публикации:
Дата
Тема публикации
Где опубликована
42
6.Участие в профессиональных смотрах-конкурсах:
Дат
а
Наименование конкурса,
смотра
Организаторы
Результативность
7.Внеклассная воспитательная (кружковая) работа со студентами:
Дат
а
Наименование мероприятия
Участники
8.Организация научно-исследовательской работы студентов:
Тематика рефератов, опытно-экспериментальной
работы
Количество
студентов
9.Другое (руководство методическими объединениями и цикловыми
комиссиями, заведование учебным кабинетом, кураторство, участие в составе
экспертных комиссий и т.п.):
Преподаватель
Отзыв о работе педагогического
работника:_______________________________
Председатель цикловой
методической комиссии:
Приложение 16
Образец индивидуального контрольного задания для ОЗО
Название учебного заведения
Название дисциплины
43
Индивидуальное контрольное задание
Студенту ___________________________________________________
Ф.И.О.
Группа ___________
Специальность __________________
Автор – составитель:
Студент обязан настоящее задание вклеить в контрольную работу. Без задания
контрольная работа проверяться не будет
Задание выдал ____________________ Зав. ОЗО
год
ОБРАЗЕЦ (ОБОРОТ ЗАДАНИЯ)
Вариант № 01
1.______________________________________
2._______________________________________
3._______________________________________
4._______________________________________
5._______________________________________
Заключение
Представленный
перечень
не
является
исчерпывающим
и
может
быть
откорректирован и дополнен педагогом по своему усмотрению и запросу
образовательного
учреждения,
а
также
с
учетом
специфики
учебной
44
дисциплины.
Системное
изучение
и
разработка
УМК
педагогом
в
соответствии
с
рассмотренными
технологическими
этапами
позволит
педагогу
сформировать
полный
комплект
материалов
по
учебной
дисциплине.
Над
разработкой
учебно-методического
комплекса
может
работать
авторский
коллектив,
так
и
отдельный
педагог,
преподающий
данную учебную дисциплину. В таком случае, коллектив авторов или автор
являются
ответственными
за
качество
содержания
и
актуальность
представленных материалов, и его полное соответствие требованиям ФГОС
и современным достижениям науки. Компоненты разработанного учебно-
методического
комплекса
по
учебной
дисциплине
рассматриваются
на
заседании цикловой комиссии и утверждаются на методическом совете
образовательного
учреждения
и
проходят
процедуру
внешнего
рецензирования. Обновление содержания учебно-методического комплекса
или его отдельных компонентов производится по мере необходимости или в
соответствии
с
изменениями
в
образовательных
стандартах.
Таким
образом, рассмотренная технологическая цепочка деятельности педагога по
созданию
и
формированию
учебно-методического
комплекса
в
целом,
отражает
последовательность
работы
в
течение
учебного
года.
Целесообразно данную деятельность планировать заранее и отражать ее в
плане работы педагога. Как показывает практика, педагоги, работающие
системно и по определенному алгоритму действий разрабатывают полные
комплекты
к
концу
учебного
года,
последующие
годы
ведут
корректирующую
работу
по
совершенствованию
учебно-методического
комплекса.
Опыт
показывает,
что
использование
учебно-методического
комплекса
придает
учебному
процессу
системность,
логичность
и
завершенность,
что
повышает
у
студентов
мотивацию
к
обучению
и
способствует приобретению более глубоких знаний.
Список литературы:
1.
Антонова
С.Г.,
Тюрина
Л.Г.
Современная
учебная
книга.
Создание
учебной литературы нового поколения. М., 2001 с. 21
45
2 .
В л а с о ва
Е . З .
Тех н ол о г и и
в з а и м од е й с т в и я
ч е л о в е ка
с
высокотехнологичной
информационной
средой:
Учебно-методический
комплекс. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - 232 с.
3. Солянкина, Л.Е., Саранов А.М. Технология конструирования учебно-
методического
комплекса
студента:
учебное
пособие.
Волгоград:
Перемена, 1999. 80с.
4. Талызина Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе.
М.: Знание, 1983.-249 с.
5.
Чекалева
Н.В.
Теоретические
основы
учебно-методического
обеспечения
процесса
изучения
педагогических
дисциплин
в
педагогическом вузе.- Омск, 1998-166с.
6. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е.. Комплексное учебно-
методическое
обеспечение
образовательного
процесса
в
средних
профессиональных учебных заведенийМ.: Изд-во НМЦ СПО 1999. 50 с.
7.
Батышев
С.Я.
Профессиональная
педагогика.-
М.:
Ассоциация
профессиональное образование,1997.
8. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно- методическое обеспечение
учебно- воспитательного процесса подготовке специалистов - М., Высш.
шк., 1989.
9. Беспалько В. П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.,
1995.
10. Ерецкий М. Н., Чеколаев М. А. Система методических комплексов/
Среднее специальное образование. 2001 . №7, с.17.
11. Зорина Л. Я. Средства обучения как система.// Педагогика.-1997. -№9,
-С.56.
12.Кочетов
С.
И.
Комлексно-
методическое
обеспечение
учебного
процесса средствами обучения. – М., 1996 – 35 с.
13.Красов
Б.В.
Обучение
спецдисциплинам
-
системный
подход//
Профессиональное образование,2006.№1,с.52
46