Напоминание

"Роль концертмейстера инструментального класса в образовательной организации"


Автор: Гудкова Лилия Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГБПОУ "Смоленское областное музыкальное училище имени М.И. Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль концертмейстера инструментального класса в образовательной организации"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Л.В. Гудкова

Роль концертмейстера инструментального класса

в образовательной организации.

Концертмейстер – востребованная профессия в образовательных организациях.

Концертмейстер

нужен

буквально

везде:

и

в

музыкальном

классе

по

всем

специальностям, и на концертной эстраде, и в хоровом коллективе, и в оперном

театре, и в хореографии. Без концертмейстера не обойдутся ни музыкальные и

общеобразовательные школы, ни дворцы творчества и эстетические центры, ни

музыкальные

и

педагогические

колледжи

и

вузы.

Однако

при

этом

многие

музыканты склонны относиться к работе концертмейстера свысока: игра «под

солистом» или коллективом и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это

глубоко ошибочная позиция. Хотелось бы вспомнить слова одного из крупнейших

педагогов

-

Марии

Николаевны

Бариновой,

профессора

Ленинградской

консерватории: «Влияющий на успех солиста аккомпаниатор должен быть не ниже

солиста по талантливости. Деятельность аккомпаниатора вовсе не является менее

достойной, чем деятельность эстрадного пианиста. Талант пианиста, если таковой

есть,

выразится

ярко

и

в

аккомпаниаторе,

если

же

таланта

нет,

то

и

эстрада

пианиста не спасёт».

Солист, творческий коллектив и концертмейстер в художественном смысле

являются членами единого, целостного организма. Более того, концертмейстерское

искусство

доступно

далеко

не

всем

музыкантам.

Оно

требует

высокого

музыкального мастерства, художественной культуры и особого призвания.

К концертмейстеру предъявляются серьезные требования. Прежде всего, он

должен хорошо владеть инструментом – как в техническом, так и в музыкальном

плане. Плохой исполнитель никогда не станет хорошим концертмейстером, как,

впрочем,

не

всякий

хороший

исполнитель

достигнет

больших

результатов

в

аккомпанементе, пока не усвоит законы ансамблевых соотношений, не разовьет в

себе чуткость к партнерам, не ощутит неразрывность и взаимодействие между

партией

солиста

и

партией

аккомпанемента.

Хороший

концертмейстер

должен

обладать

общей

музыкальной

одаренностью,

хорошим

музыкальным

слухом,

способностью

образно,

вдохновенно

воплотить

замысел

автора

в

концертном

исполнении. Концертмейстер должен уметь бегло читать с листа, транспонировать,

а также быстро осваивать музыкальный текст и сразу отличать существенное от

менее важного.

Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает

наличие у него комплекса определённых психологических качеств личности, таких

как большой объем внимания и памяти, высокая работоспособность, мобильность

реакции

и

находчивость

в

неожиданных

ситуациях,

выдержка

и

воля,

педагогический такт и чуткость.

Специфика работы концертмейстера в образовательной организации

состоит в том, что ему приходится сотрудничать с представителями

разных специальностей, и в этом смысле он должен быть «универсальным»

музыкантом.

При

этом

в

зависимости

от

того,

на

каком

отделении

работает

концертмейстер,

его

знания

и

навыки

могут

иметь

различные

специфические

особенности.

Аккомпанирование солистам-инструменталистам имеет свою специфику. В

союзе «солист-концертмейстер», в отличие от ансамбля равноправных партнеров,

выполнение

ансамблевых

задач

и

ответственность

за

качество

ансамбля

практически полностью ложатся на концертмейстера. Таким образом, одним из

важнейших

условий

эффективной

работы

концертмейстера

становится

степень

сформированности его профессионально - коммуникативных качеств.

Концертмейстер должен знать не только основные принципы ансамблевой

техники, но и технические и тембровые возможности солирующего инструмента,

учебный и концертный репертуар и его стилистические особенности, а также

методы совместной исполнительской работы над музыкальным произведением.

Важнейшая проблема в ансамблевой игре – проблема звукового соотношения.

Здесь концертмейстеру не обойтись без умения соизмерять звучность

аккомпанирующего инструмента с возможностями и художественным замыслом

солиста. Например, при аккомпанементе скрипке сила звука фортепиано

может быть больше, чем при аккомпанементе альту или виолончели. При

аккомпанементе духовым инструментам концертмейстер должен принимать во

внимание моменты взятия дыхания при фразировке. Также необходимо

контролировать чистоту строя духового инструмента с учетом разогрева.

Работа в классе домры предполагает наличие у концертмейстера представлений об

особенностях

звукоизвлечения

на

этом

инструменте,

знание

стилистики

оригинального

домрового

репертуара,

умения

находить

адекватные

звуковые

решения и пианистические приемы, эквивалентные штрихам на домре, но не всегда

традиционные для классического пианиста.

Особо стоит остановиться на концертных и экзаменационных выступлениях

концертмейстера

с

учащимися-инструменталистами.

На

этом

этапе

от

концертмейстера

зависит,

спасет

ли

он

слабую

игру

ученика,

или

испортит

хорошую. Концертмейстер обязан продумать все организационные детали,

включая даже тот факт, кто будет переворачивать ноты. Пропущенный во время

переворота бас или аккорд, к которому привык ученик в классе, может

вызвать неожиданную реакцию - вплоть до остановки исполнения.

Если солист фальшивит, концертмейстер может попытаться ввести

своего подопечного в русло чистой интонации. Если фальшь возникла

случайно, но ученик этого не услышал, можно резко выделить в

аккомпанементе родственные звуки, чтобы сориентировать его. Если же

фальшь не очень резкая, но длительная, то следует, наоборот, спрятать все

дублирующие звуки в аккомпанементе и этим несколько сгладить

неблагоприятное впечатление.

Очень распространенным недостатком ученической игры является

«спотыкание», и концертмейстер должен быть к нему готов. Для этого он

должен точно знать, в каком месте текста он сейчас играет, и не отрываться

надолго от нот. Обычно ученики пропускают несколько тактов. Быстрая

реакция концертмейстера (подхват солиста в нужном месте) сделает эту

погрешность почти незаметной для большинства слушателей. Более

каверзной является другая, типично детская ошибка. Пропустив несколько

тактов, «добросовестный» ученик возвращается назад, чтобы сыграть все

пропущенное. Даже опытный концертмейстер может растеряться от такой

неожиданности, но с течением времени вырабатывается внимание к тексту и

способность сохранять ансамбль с учеником, несмотря на любые сюрпризы.

Иногда даже способный исполнитель на инструменте запутывается в

тексте настолько, что это приводит к остановке звучания. Концертмейстеру в

этом случае следует сначала применить музыкальную «подсказку», сыграв

несколько нот мелодии. Если это не помогло, то надо договориться с

учеником, с какого места продолжить исполнение и далее спокойно довести

пьесу до конца. Выдержка концертмейстера в таких ситуациях позволит

избежать образования у учащегося комплекса боязни эстрады и игры на

память.

В целом, специфика работы концертмейстера в инструментальном классе

состоит в том, что он должен найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не

солистом, а одним из участников музыкального действия, причем, участником

второплановым.

Солисту

предоставлена

полная

свобода

выявления

творческой

индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое видение

музыки к исполнительской манере солиста. Умение слиться с намерениями своего

солиста и естественно, органично войти в концепцию произведения - основное

условие совместного музицирования в инструментальном классе.

Также концертмейстер, работающий в образовательной организации, берет на

себя часть педагогических и воспитательных функций. Он вместе с преподавателем

работает

над

выбором

наиболее

подходящего

репертуара

для

концертов

и

конкурсов обучающихся, следит за профессиональным ростом своих подопечных,

прививает им любовь к музыке, к профессии в целом. Часто приходится обсуждать

и

нормы

поведения

и

этических

ценностей

ученика.

Концертмейстер

также

становится

личным

психологом

у

обучающихся,

особенно

при

возникновении

конфликтных

ситуаций

на

уроке

или

при

подготовке

к

концертному

или

конкурсному выступлению, когда рядом с учеником уже нет преподавателя (он в

зале). В этом случае, выбранные слова и тон общения с солистом могут стать

залогом успеха или неуспеха.

Итак,

концертмейстерство

является

удачным

примером

универсального

сочетания

в

рамках

профессии

элементов

мастерства

педагога,

исполнителя,

импровизатора

и

психолога.

Исполнительский

труд

концертмейстера

в

образовательной организации не всегда приносит внешний успех – аплодисменты,

цветы, почести и звания. Он всегда остается «в тени», его работа растворяется в

общем труде всего коллектива. В этом его сложность и благородство.



В раздел образования