Напоминание

Турнир "Твой выбор – твоя жизнь"


Автор: Илларионова Наталья Борисовна
Должность: воспитатель общежития
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: гп.Междуреченский ХМАО–Югры
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Турнир "Твой выбор – твоя жизнь"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Бюджетное учреждение ХМАО - Югры

Междуреченский агропромышленный колледж

Методическая разработка турнира

«Твой выбор – твоя жизнь»

2018 г.

Выполнил:

Илларионова Наталья Борисовна

Воспитатель общежития

БУ «Междуреченский

агропромышленный колледж»

Пояснительная записка

Актуальность проблемы борьбы с наркозависимостью связана с тем,

что

сегодня,

в

XXI

веке,

наркомания

стала

угрозой

существованию

человечества. С каждым годом наркомания «молодеет», ее зловещее дыхание

вплотную коснулось 14-15-летних подростков. И каждый из нас – педагог,

родитель, молодой человек – должен подняться на борьбу с этим злом,

должен

принять

участие

во

всенародной

антинаркотической

пропаганде:

словом, музыкой, плакатом, добрым советом или дружеской поддержкой.

Значительную

роль

в

этой

нелегкой

борьбе

может

сыграть

та

воспитательная

среда,

которую

мы

создаем

в

наших

образовательных

учреждениях.

Одним

из

самых

значимых

и

действенных

направлений

в

работе по искоренению наркомании среди подростков является организация

деятельности по

профилактике

асоциальных

проявлений,

прежде

всего,

наркозависимости в молодежной среде.

Одним

из

направлений

эффективной

профилактики

асоциального

поведения подростков, негативных явлений в молодежной среде является

внеклассное

мероприятие.

Организуемое

в

форме

дискуссии,

акции,

«круглого стола», конкурса и прочее, оно призвано формировать личность

молодого человека, умеющего противодействовать асоциальным процессам,

вести здоровый образ жизни.

Принципы, которые положены в основу данной разработки:

- предоставление обучающимся точной и достаточной информации о

наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и

экономическое благополучие человека;

-

уместность

и

достоверность

информации

в

части

последствий

употребления курительных смесей;

- пропаганда здорового образа жизни;

-

формирование

оптимальной

жизненной

установки

противостоять

желанию попробовать наркотик даже в стрессовой ситуации.

Немаловажную

роль

в

профилактике

асоциального

поведения

подростков

играет

процесс

взаимодействия

семьи

и

образовательного

учреждения.

Родители

и

педагоги

прекрасно

осознают

необходимость

тесного взаимодействия. Такое взаимодействие необходимо как семье, так и

образовательному учреждению, которое не может в полной мере решать

вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с

семьями своих обучающихся.

Турнир

«Твой

выбор

твоя

жизнь»

разработан

с

целью

развития

взаимосвязи

родителей,

подростков

и

образовательного

учреждения.

Мероприятие

построено

таким

образом,

чтобы

формы

работы

и

виды

деятельности менялись.

Данное

мероприятие

позволяет

посмотреть

на

проблем у

наркозависимости

в

молодежной

среде,

повысить

взаимодействие

между

родителями

и

их

детьми,

увеличить

контакт

родителей,

как

с

учебным

заведением,

так

и

с

органами

субъектов

профилактики

для

достижения

положительных целей при воспитании подростков.

Основная часть

Сценарий проведения турнира

«Твой выбор - твоя жизнь»

Цель: формирование у подростка развитой концепции самосознания и

социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни, повышение

устойчивости к негативным социальным влияниям.

Задачи:

1.

Объективное

информирование

обучающихся

и

родителей

о

действии психоактивных веществ на организм и его последствия.

2.

Формирование

у

подростков

навыков

принятия

решений

и

преодоления

жизненных

проблем,

способности

делать

самостоятельный

выбор.

3.

Направленное

осознание

обучающимися

собственной

системы

ценностей, формирование позитивного отношения к себе.

4.

Овладение навыками общения и здорового образа жизни.

5.

Развитие умений использовать альтернативные психоактивным

веществам способы получения радости и удовольствия.

6.

Воспитание

чувства

сопереживания

и

оказания

поддержки

окружающим.

Методы организации:

1.

Презентация основного содержания.

2.

Работа в группах - обмен мнениями.

3.

Рефлексия.

Предварительная работа:

1. Галерея рисунков на тему: «Наркотики глазами подростка».

2. Подготовка командами памятки для студентов на актуальную тему:

«НЕТ- наркотикам» (см. Приложение 2)

3. Разработка, проведение и анализ анкет студентов «Отношение к

наркомании» (см. Приложение 1)

Приглашенные

специалисты:

педагог

психолог,

врач

нарколог,

старший оперуполномоченный группы по контролю за незаконным оборотом

наркотиков ОМВД.

Участники турнира:

2 команды студентов 1-го курса. Состав каждой команды: капитан,

члены команды, родители.

Ход мероприятия

«Тот, кто не умеет сказать нет,

должен быть назван рабом».

Николя Шамфор

Ведущий: Сегодня в этой аудитории собрались самые разные люди:

молодые и зрелого возраста, обучающиеся, педагоги, родители и гости. На

лицах оживление и любопытство, улыбки и внимание. Самые разные чувства

наполняют присутствующих здесь. Это говорит о том, что в каждом из нас

есть

интерес

к

жизни.

И,

несмотря

на

возникающие

время

от

времени

трудности и проблемы, мы все же любим жизнь и загадываем свое будущее…

Но, к несчастью, в мире есть люди, у которых будущего нет…

В

России

сегодня

около

8

миллионов

наркоманов.

Это

бедствие

выбивает целые поколения, причем поколения, которые должны определять и

создавать будущее России.

А знаете ли вы, что такое наркомания? Кто такие наркоманы? Давайте

посмотрим, каковы ваши представления об этом?

(на стенде демонстрируются отобранные рисунки ребят на тему:

«Наркотики глазами подростков»)

Ваши

рисунки

и

анализ

проведенной

среди

студентов

анкеты

«Отношение

к

наркомании»

говорят

о

том,

что

все,

в

общем,

имеют

представление о сути такого явления, как наркомания.

Как вы думаете, чему посвящена наша встреча? (слайд Спайс).

Сегодня мы встретились с вами, чтобы поговорить об употреблении

курительных смесей.

У нас в гостях: педагог – психолог колледжа О.А. Богданова, врач –

нарколог

Кондинской

районной

больницы

Н.В.

Хозеева, старший

оперуполномоченный

группы

по

контролю

за

незаконным

оборотом

наркотиков ОМВД по Кондинскому району С.В. Савицкий.

Приглашенные

специалисты

помогут

нам

разобраться

в

вопросах

ответственности

за

употребление

наркотических

средств

и

последствий

действия наркотиков на организм.

В нашем турнире «Твой выбор – твоя жизнь» принимают участие 2

команды,

в

состав

которых

входят

ребята

и

родители,

а

оценивать

их

выступления будет жюри в следующем составе: (идет представление жюри)

В настоящее время наркоситуация в России является угрозой для всей

нации. Это не умозрительная угроза, а реальная перспектива уничтожения

генофонда

России,

так

как

именно

в

России

наркоситуация

развивается

чрезвычайно

агрессивно.

Наблюдается

опасная

тенденция

к

омоложению

наркомании за счет жесткого и активного вовлечения подростков со стороны

наркоторговцев в употребление наркотиков.

Этап 1. «Развейте мифы»

Задание: опровергнуть мифы.

Я

буду

зачитывать

миф (демонстрация

на

слайде),

а

ваша

задача

объяснить, почему это не так. Отвечать будет команда, первая поднявшая

руку.

Миф №1 Употребление наркотиков не болезнь, а баловство, дурная

привычка (3 слайд)

Правда (вариант ответа).

Употребление

наркотиков

очень

скоро

приводит

к

возникновению

болезни,

название

которой

-

наркомания.

Основным

симптомом

этой

страшной болезни является зависимость от употребления наркотика, который

начинает играть в обмене веществ человека такую же роль, как воздух, вода и

пища. Если эту болезнь вовремя не остановить, то она приводит к ранней и

мучительной

смерти,

-

так

как

изменения

в

организме

становятся

необратимыми.

Миф №2 Наркомания излечима… (4 слайд)

Правда (вариант ответа).

Наркомания неизлечима, иногда болезнь переходит в скрытую форму и

стоит после долгого лечения хоть раз попробовать наркотик, как болезнь

вспыхнет снова, приобретая еще более тяжелые формы. Поэтому считается,

что

наркоман,

даже

длительное

время

воздержавшийся

от

употребления

наркотиков, является хронически больным.

Миф №3 Нюхать клей, глотать таблетки - это баловство, оно не имеет

отношения к наркомании (5 слайд)

Правда (вариант ответа).

Это называется токсикомания. Токсико - то есть токсичные (ядовитые)

вещества. Вторая часть слова - мания - означает, что употребление этих

веществ вызывает привыкание и зависимость, таким образом токсикомания

является разновидностью наркомании.

Миф №4 По внешнему виду и образу жизни наркоманы ничем не

отличаются от окружающих (6 слайд)

Правда (вариант ответа).

По мере привыкания к наркотикам меняется внешний вид и образ

жизни наркомана. Часто появляется бессонница. У наркомана расширенные

зрачки, застывшее, лишенное мимики бледное лицо, дрожащие с исколотыми

и воспаленными венами руки, очень сильная худоба. Кожа становится серо-

желтой,

дряблой,

появляется

ломка

ногтей

и

волос,

наступает

преждевременное старение и снижение интеллекта, вплоть до слабоумия.

Меняется поведение и образ жизни наркомана, все его мысли об одном -

«добыть» дозу, принять дозу.

Жюри подводит итоги 1 этапа игры.

Ведущий: Слово предоставляется Н.В. Хозеевой, врачу – наркологу

Кондинской районной больницы:

«Медицинские

последствия

употребления

курительных

смесей

(7

слайд)

развитие психической и физической зависимости, также как и

при

употреблении

других

видов

наркотических

веществ:

героина,

амфетаминов, марихуаны и др.;

поражение

центральной

нервной

системы,

как

следствие,

снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей, нарушения

речи,

мыслительной

деятельности

(понимания),

координации

движений,

режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);

психозы;

психические нарушения различной степени тяжести вплоть до

полного распада личности (подобные при шизофрении);

депрессии;

изменение

генетического

кода

(как

следствие,

негативное

воздействие

на

репродуктивную

систему:

врожденные

аномалии

у

потомства);

снижение иммунитета;

нарушение гормонального фона;

риск развития сахарного диабета, рака легких и т.д.;

поражение сердечно-сосудистой системы;

отравление от передозировки, смерть и др.

Из опыта: ни один из употребляющих курительные смеси не считает

себя наркоманом. У него напрочь отсутствует самокритика, у них трудно идет

мыслительный процесс, они общаются только с себе подобными, поэтому

убеждены,

что

курят

все.

Сначала

хватает

одной-двух

затяжек.

Затем

увеличивается частота употребления. Потом доза. Позднее, начинают курить

неразведенный реагент. С этого момента наркоман уже не может обходиться

без

смеси

и

испытывает

невероятный

дискомфорт

и

беспокойство,

если

наркотика нет при себе. Приходят в себя очень долго. Как правило, проходит

несколько

месяцев,

прежде

чем

начинают

адекватно

оценивать

происходящее».

Ведущий: педагог – психолог О.А. Богданова расскажет о социально-

психологических последствиях употребления курительных смесей (8 слайд):

разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему

будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной

ценности

по

имени

«наркотик»,

потеря

смысла

жизни,

опустошенность,

одиночество и др.;

разрушение социальных связей: потеря семьи, друзей;

потеря работы, учебы, ограничения в получении специальности,

невозможности

вождения

транспорта,

получения

разрешения

на

приобретение

оружия,

запрет

на

некоторые

виды

профессиональной

деятельности;

связь с криминальными кругами, риск вовлечения в незаконный

оборот наркотиков и привлечения к уголовной ответственности, воровство и

другие преступления.

Существует проблема влияния среды. Часто у нас возникают такие

ситуации,

когда

мы

просто

обязаны

ответить

отказом

на

предложение,

которое вас просто не устраивает (попробовать наркотики, алкоголь, сигарету,

пойти куда-нибудь). Все твое существо бьет тревогу, ты хочешь сказать НЕТ,

я этого не хочу, но… ты боишься прослыть не таким как все, получить

прозвище «маменькин сынок» и т.д. Давайте попросим команды предложить

нам как можно больше способов отказа, способов сказать НЕТ.

Этап 2: «Умей сказать - нет!»

Существуют определенные формы давления, которые принуждают вас

делать то, что порой не хочется, нужно уметь их распознать и принять

правильное решение (распечатанные версии).

Задание: представьте, что вам предложили попробовать Спайс.

Давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Не

хочешь попробовать кое-что?»;

Давление, которое оказывают «дразнилки» и клички: «Давай, не

будь «маменьким сынком!» или «Ты что, слабак?».

Ответы команд.

Ведущий: Есть несколько вариантов отказа от наркотика, который

вам предлагают (демонстрация текста на 9 слайде):

1.

Твердо

стойте

на

своей

позиции,

не

увиливайте

и

не

придумывайте «уважительных» причин».

2.

Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснений причин и

без оправданий.

3.

Поменяйтесь

местами

и

начните

сами

давить

на

противника:

«Почему ты на меня давишь?»

4.

Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше

говорить».

5.

Предложите другое, более интересное занятие.

6.

И самое главное, скажите твердо - «нет наркотику!», сначала

самому себе, тогда легко будет отказаться от него в любой непредвиденной

ситуации.

Жюри подводит итоги.

Этап 3. «Конкурс капитанов»

Задание: Представление Памятки для студентов «НЕТ- наркотикам».

Подведение итогов конкурса капитанов.

Этап

4.

«Антиреклама

наркотиков».

Если

Вы

узнали,

что

ваш

знакомый пробовал курительную смесь.

Задача: Приведите основания необходимости отказа от употребления

наркотиков (влияет на здоровье, незаконно и приведет к конфликту с законом,

расплата чем…)

Этап 5. Жизненная ситуация

Ведущий: Проведем ролевую игру: разберем ситуации (участники, по

желанию, вытягивают листок с ситуацией и ролью, разыгрывается ситуация).

Ситуация №1.

Классный

руководитель

сообщил

родителям,

о

том,

что

ребенок

приходит на занятия с резкой сменой настроения, наблюдается нарушение

координации, дефект речи. (Роли: сын, родитель, классный руководитель)

Ситуация №2.

Мама в кармане одежды сына обнаружила вещество сомнительного

происхождения, напоминающее смесь сухих трав. (Роли: отец, мать, сын)

Ситуация №3.

Родители

заметили,

что

стали

пропадать

деньги,

родители

решили

выяснить у дочери, брала ли она деньги? Роль дочери: брала деньги для

своего друга, с целью приобретения Спайса. (Роли: отец, мать, дочь)

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Сейчас

С.В.

Савицкий,

старший

оперуполномоченный

группы по контролю за незаконным оборотом наркотиков расскажет, какова

же ответственность за употребление наркотических средств:

1.

За приобретение и хранение наркотика лишение свободы на срок

до 3-х лет - ст. 228 УК РФ

2.

За сбыт наркотика или попытку сбыта (продажи, дарения, обмена,

уплаты долга) лишение свободы от 3-х до 7 лет с конфискацией имущества -

ст. 228 УК РФ

3.

За употребление наркотиков административное наказание:

постановка на учет в органы полиции;

постановка на учет у нарколога;

отказ

в

приеме

экзаменов

на

право

вождения

автомобилем,

мотоциклом;

отказ в приобретении охотничьего ружья;

отказ в трудоустройстве в органах ФСБ, МО, МВД.

4.

За склонение к употреблению наркотиков лишение свободы от 2

до 5 лет - ст. 230 УК РФ

5.

За выращивание растений, содержащих наркотические вещества,

от крупного штрафа до лишения свободы до 8 лет - ст. 231 УК РФ

6.

За содержание наркопритона организованной группой лишение

свободы от 3 до 7 лет - ст. 232 УК РФ

7.

За

вовлечение

в

наркоманию

с

применением

угроз

или

насильственных действий лишение свободы от 3 до 8 лет - ст. 230 УК РФ

8.

Если

вовлеченный

наркопреступником

человек

умер

от

передозировки или наступили тяжкие последствия для его здоровья лишение

свободы от 6 до 12 лет - ст. 230 УК РФ

9.

За

содержание

притона

для

потребления

наркотиков

лишение

свободы до 4 лет - ст. 232 УК РФ».

Этап 6. «Солнце радости»

Ведущий:

Как мир меняется!

И как я сам меняюсь!

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной,

Не я один. Нас много. Я - живой.

Каждый из нас стремится найти себя, понять кто он, найти смысл

жизни.

Следующее

испытание

для

наших

команд

-

это

этап

«Солнце

радости».

Задание:

участникам

команд

выдают

полосы

ватмана,

которые

обозначают лучи солнца. На каждом луче необходимо написать то, чему

радуются

подростки

в

жизни,

что

является

мощными

сдерживающими

факторами и ради чего надо наркотикам сказать - нет!

Пока идет обмен мнениями в группах, ведущий обращается к

присутствующим в зале.

Ведущий: Ребята! А что вы можете противопоставить наркотикам?

Наверное,

у

каждого

из

вас

есть

свои

интересы,

увлечения,

жизненные

ценности и приоритеты. Перед вами «лепестки» (вырезаны из листов цветной

бумаги), из которых мы соберем большой цветок. Пусть каждый из вас

напишет

на

отдельном

«лепестке»,

что

может

он

противопоставить

наркотикам.

Ребята записывают свои мнения на отдельных «лепестках», которые

наклеиваются на ватман и собирается цветок.

Выступления команд.

Ведущий: Итак, жизнь без наркотиков возможна. Она может быть

яркой, насыщенной, интересной и без наркотиков.

Слово

для

подведения

итогов

нашего

турнира «Твой выбор – твоя

жизнь» предоставляется председателю жюри…

Ведущий: Давайте вспомним все, о чем мы говорили. Было ли полезно

это мероприятие для вас? Какие выводы вы для себя сделали? Попрошу

участников

турнира

поделиться

своими

впечатлениями

о

нашем

мероприятии.

Высказывают мнения.

Однажды

Сократа

спросили:

«Что

является

для

человека

наиболее

ценным и важным в жизни - богатство или слава?» Великий мудрец ответил:

«Ни богатство, ни слава не делают еще человека счастливым. Здоровый

нищий счастливее больного короля!»

Хорошее здоровье - один из главных источников счастья и радости

человека,

неоценимое

его

богатство,

которое

медленно

и

с

трудом

накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.

Накапливайте и берегите свое здоровье, учитесь этому у окружающих

людей, занимайтесь любимым делом, проводите каждую минуту жизни с

толком, с пользой для себя и других!

Всем спасибо. До новых встреч.

Список литературы:

1.

Методические

рекомендации

по

профилактике

асоциальных

проявлений

в

подростковой

и

молодежной

среде

/

Г.В.Агапова

и

др.

Воронеж: ВОИПКРО, 2006.

2.

Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления.

Пособие для педагогов и родителей/ Под ред. доктора социологических наук

А.Н.Гаранского. – Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного

края, 2001.

3.

Профилактика

наркомании

среди

подростков:

Опыт

работы

социально-психологической

службы

Центра

творчества

молодежи

Коминтерновского района г. Воронежа. – Воронеж: ВОИПКРО, 2001.

4.

Орлова А. Л. Умей сказать «нет!» (сценарий мероприятия по

профилактике наркомании) / А. Л. Орлова // Читаем, учимся, играем. - 2011.

5.

Бондаренко

Л.

Жить

или

умереть?

Сценарий

тематической

программы

для

подростков

и

юношества

:

(курение,

алкоголизм,

наркомания)

/

Л.

Бондаренко,

Л.

Якимова,

Л.

Голубева

//

Сценарии

и

репертуар. - 2010.

Приложение 1

Анкета для студентов «Отношение к наркомании»

Инструкция: постарайтесь ответить на следующие вопросы, выбрав

один из вариантов ответов.

1.

Считаешь

ли

ты,

что

наркомания

-

угроза

для

будущих

поколений?

а) Да, употребление наркотиков ни к чему хорошему не приведет.

б) Нет, наркомания - это ерунда, опасного в этом ничего нет.

в) Не знаю.

2. Как, по твоему мнению, становятся наркоманами?

а) Под влиянием друзей.

б) Наркоманами становятся те, кому нечем заняться.

в) Те, кто думает, что, став наркоманами, можно выделиться из массы

своих сверстников.

г) Употребление наркотиков помогает уйти от неразрешимых проблем.

д) Все начинается с курения и слабой воли.

3. Кто виноват, что люди начинают принимать наркотики?

а) Наркоторговцы.

б) Средства массовой информации.

в) Родители.

г) Виноват тот, кто сам начинает их принимать.

д) Друзья.

е) Учебное заведение.

4. Если бы твой друг стал наркоманом, ты бы к нему относился по-

прежнему?

а) Помог бы бросить эту отраву.

б) К сожалению, у меня уже есть такие друзья.

в) Перестал бы считать другом тех, кто начал принимать наркотики.

5. Что бы ты предложил(а) для борьбы с наркоманией?

а) Расширять различные движения по борьбе с наркоманией.

б) Применять жесткие меры к распространителям наркотиков.

в) Наполнить досуг чем-то интересным.

г)

Пополнять

свои

знания

об

этом

страшном

зле

путем

чтения

художественной и познавательной литературы

д) Родителям внимательно следить за поведением и общением детей.

е) Изобрести специальные лекарства для тех, кто стал наркоманом.

ж) Перестать быть равнодушным к чужой беде.

Приложение 2

Требования к оформлению работы по изготовлению «Памятки для

студентов» на актуальную тему: «НЕТ- наркотикам»

Средства наглядности (модель, макет, фотоматериалы и др.).

Работы не должны содержать информацию:

вызывающую

желание

употреблять

наркотические

средства,

психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия;

отрицающую

семейные

ценности,

пропагандирующую

нетрадиционные

сексуальные

отношения

и

формирующие

неуважение

к

родителям и другим членам семьи;

оправдывающую противоправное поведение;

содержащую нецензурную брань и сленговые выражения;

содержащую

информацию

о

способах

распространения,

употребления

и

изготовления

наркотических

средств

и

психотропных

веществ.



В раздел образования