Напоминание

Техника игры в баскетбол


Автор: Айсаев Багаудин Магомедович
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ ВЭК
Населённый пункт: Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Методические рекомендации по баскетболу
Тема: Техника игры в баскетбол
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЛГОГРАДСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Методические рекомендации по баскетболу

2018г.

Рецензия

на работу «Методические рекомендации по обучению баскетболу».

В настоящей работе сделана попытка в краткой форме изложить последо -

вательность прохождения программного материала по баскетболу.

В работе сделан акцент на основные двигательные действия баскетбо -

листа: стойку, передвижения, остановки, игры для обучения, последова -

тельность обучения, повороты, техника владения мячом, ловля мяча,

совершенствование, советы при выполнении ведения, азбука бросков и

последовательность обучения, совершение бросков в кольцо, обманные

движения и основные ошибки.

Данная работа не претендует на раскрытие всех вопросов педагогичес -

кого процесса по обучению баскетболу.

Особо можно выделить, что на каждое двигательное действие даются

советы, последовательность выполнения и указываются основные ошибки.

Работа адресована студентам и преподавателям физического воспитания.

Рецензент: Каргин С.С. руководитель физического воспитания ГБОУ

СПО «ВЭК», мастер спорта СССР, высшая квалификационная категория.

Рецензенты:

Каргин С.С, руководитель физического воспитания ГБПОУ «ВЭК», мастер

спорта СССР, высшая квалификационная категория.

Айсаев Б.М. Методические указания по обучению баскетболу: методическое

пособие для преподавателей, студентов – Б.М.Айсаев: ГБПОУ «ВЭК», 2018.

- 13 с.

В пособии представлены методические рекомендации для студентов по

обучению баскетболу.

Предназначено для преподавателей и студентов.

Утверждено и рекомендовано к использованию ПЦК физического воспитания

и БЖ ГБПОУ «ВЭК» (протокол № 5 2018г.).

© ГБПОУ «ВЭК», 2018г.

Содержание

стр.

1.Введение

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4

2.Техника игры

----------------------------------------------------------------------------------------------------

5-6

Стойка баскетболиста и ошибки

Передвижения

Игры для обучения

Остановки и ошибки

Последовательность обучения остановкам

Повороты и ошибки

3.Техника владения мячом

----------------------------------------------------------------------------

6-9

Ловля мяча и ошибки

Ведение мяча и последовательность обучения

Советы при выполнении ведения и ошибки

4.Азбука бросков

-------------------------------------------------------------------------------------------------

9-11

Последовательность обучения

Совершенствование бросков

Способы бросков

Советы при выполнении бросков и ошибки

Ошибки при выполнении броска в прыжке

5.Обманные движения (финты)

---------------------------------------------------------------------

11-12

6.Литература

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

13

3

Введение

Баскетбол – игра с мячом, завоевавшая в России огромную популярность.

Систематически баскетболом занимается более трех миллионов детей,

подростков, юношей и взрослых.

Современный баскетбол – быстрая игра. Она строится на неожиданных

рывках, мгновенных остановках, требует бега со скоростью лучших

спринтеров. За 40 минут игрового времени баскетболист пробегает 5-7 км,

выполняет большое количество прыжков и метаний разными по форме и

характеру движениями.

Своеобразность бега и прыжков, а также метаний определяется

незначительными размерами площадки и необходимостью внезапно

переходить от одних к другим, действовать в условиях постоянного лимита

времени, навязанного степенью противодействия противника.

В силу этого под воздействием занятий баскетболом улучшаются функции

внутренних органов и систем (обмен веществ, кровообращение, дыхание и

др.). Движения становятся более точными, координированными, уверенны-

ми. Увеличивается мышечная сила, укрепляется связочный аппарат, форми-

руется правильная осанка.

Разнообразная деятельность в игре возможна лишь при наличии способ-

ности быстро оценивать обстановку в каждый конкретный момент и самос-

тоятельно принимать решения. Для этого необходимо уметь распределять

внимание, хорошо видеть складывающуюся ситуацию и запоминать ее,

ориентироваться и уметь анализировать. В системе занятий эти способности

совершенствуются и в жизни человека и его трудовой деятельности оказы-

ваются весьма ценными и необходимыми.

Активная борьба предъявляет особые требования к волевым усилиям, а

поэтому по мере занятий у занимающихся совершенствуются способности к

проявлению воли, смелости, решительности, инициативы, самостоятельности

в принятии решений и умению сдерживать отрицательные эмоции.

Сознательная деятельность требует быстроты принятия решений, что способ-

ствует развитию интеллектуальных способностей.

4

Техника игры в баскетбол

Стойка баскетболиста - тяжесть тела распределяется равномерно на

обе ноги, на переднюю часть стопы. Пятки приподняты от пола на 1-2

см. Колени полусогнуты, спина прямая.

Ошибки:

1. Тяжесть тела перенесена на одну из ног.

2. Пятки стоят на полу, и тяжесть тела распространяется на всю стопу.

3. Туловище наклонено вперед, а таз отведен назад.

4. Колени сведены.

5. Носки ног развернуты наружу.

6. Ноги широко расставлены, что делает баскетболиста

малоподвижным.

7. Излишняя напряженность.

Передвижения:

•Передвижения без мяча.

• Передвижения с мячом.

Игры для обучения передвижениям:

• Вызов номеров.

• Перемена местами.

• Эстафеты с продвижением спиной вперёд.

Остановки:

• Остановка в шаге.

• Остановка прыжком.

Остановка в шаге - производится с помощью одного большого шага,

или двух шагов. Применяется, когда защитник идет навстречу игроку,

ведущему мяч.

Примечание: После быстрого бега применяется остановка с помощью

двух шагов.

Остановка прыжком - применяется игроком, закончившим ведение,

получившим мяч в движении, поймавшим мяч в высоком прыжке, а

также с целью сближения с противником и последующего броска.

Чтобы остановиться этим способом игрок выполняет прыжок вверх-

вперед, вправо - влево, приземляется на обе широко расставленные

ноги. Ноги сильно согнуты, одна нога выдвигается вперед, туловище

держится прямо и расслаблено. Вес тела переносится на сзади стоящую

ногу.

5

Последовательность обучения остановкам:

1. Изучение без мяча: в ходьбе, беге (среднем и быстром), по прямой и

с изменением направления.

2. Тоже с мячом.

3. Тоже после ловли мяча.

4. Тоже после ведения мяча.

5. Закрепление и совершенствование (в подвижных играх).

Ошибки:

1. Потеря равновесия.

2. Отрыв осевой ноги.

3. Сильный наклон туловища вперед.

Повороты:

• Поворот «Вперед».

• Поворот «Назад». Последовательность обучения поворотам.

1. Выполнение поворота стоя на месте без мяча.

2. Тоже с мячом.

3. Тоже в сочетании с ловлей мяча на месте.

4. Тоже в сочетании с ведением мяча с остановками.

5. Тоже с добавлением ловли и передач мяча.

6. С пассивным сопротивлением защитника.

7. С активным сопротивлением защитника.

8. Выполнение в игровой обстановке.

Ошибки:

1. Отрыв осевой ноги в том случае, если игрок находится с мячом.

2. Изменение высоты центра тяжести.

3. Выпрямление осевой ноги.

4. Туловище сильно наклонено вперед, и вес тела перенесен на впереди

стоящую ногу.

5. Мяч не укрыт телом от защитника.

Техника владения мячом.

Два шага в движении - обучение два шага в движении расчленяется на два

этапа.

1ый - изучается движение ног. 2ой - ловля и передача мяча.

Отдельно разучивается и движение второго шага, выполняемого перекатом с

пятки на носок - это обеспечивает выталкивание тела вертикально.

Отдельно разучивается первый шаг, прыжок шагом отталкивание одной ногой

и приземление на другую.

6

Одновременно разучивается заключительное движение второго шага в

следующей последовательности: игрок стоит - одна нога впереди, другая

сзади, он делает шаг сзади стоящей ногой вперед, ставя ногу перекатом с

пятки на носок, и выталкивает тело вверх. Приземление производится на

толчковую ногу или одновременно на обе ноги.

Ошибки:

1. При ловле мяча игрок прыгает высоко вверх, а не вперед.

2. Отталкивание перед выпуском мяча не вверх, а вперед.

3. Приземление после выпуска мяча, производится не на толчковую, а на

маховую ногу.

Ловля мяча:

Советы.

1. Смотреть на мяч, пока он не будет крепко держаться в руках.

2. Принимать мяч на кончики пальцев.

3. Держать мяч пальцами

4. При ловле низкого мяча направлять пальцы вниз, а ладони наружу.

5. При ловле высокого мяча направлять пальцы вверх, а ладони наружу.

6. Движением рук и кистей смягчать прием мяча.

7. Всегда двигаться навстречу передачам за исключением случаев при

осуществлении «быстрого прорыва».

8. Быть готовым укрыть мяч движением локтей и туловища, как только игрок

овладеет им.

Ошибки:

1. Отведение глаз от мяча.

2. Ловля мяча ладонями.

3. Отсутствие движения к мячу, когда это необходимо.

4. Начало передачи или броска, когда игрок не совсем прочно поймал мяч.

Передачи мяча

1.Овладеть правильной техникой всевозможных передач.

2.Умело выбирать правильный способ передачи в каждой конкретной

ситуации

3.Приспосабливать вид и скорость передачи к конкретной ситуации.

4. Правильно определить местонахождение партнера, принимающего мяч.

5. Не стремиться к слишком остроумным передачам.

6. Передавай мяч быстро и точно с минимальным затрачиванием усилий,

чтобы не выдать сопернику замысел передачи.

7. Целиться в грудь или подбородок партнеру, принимающему мяч.

7

8. Применять финт перед выполнением передач.

9. Выполнять передачи как правой, так и левой руками

10. В тыловой зоне всегда двигаться навстречу передаче.

11. Не смотреть прямо на игрока принимающего мяч, а следить за ним

периферическим зрением.

12. Применять передачи мяча с отскоком от пола только в случае

необходимости.

13. Быть осторожным при выполнении поперечных передач и никогда не

выполнять передач мяча под корзиной команды противника.

14. Подходить к опекуну, как можно ближе, потому что в этом случае его

легче обвести передачей.

15. Передавать мяч в сторону свободную от опеки.

Ошибки:

1. Слишком сильные передачи.

2. Неточные передачи.

3. Неправильно рассчитана скорость передачи.

4. Плохая работа ног при передаче.

5. Неумение расслабиться.

6. Усталость игрока.

7. Поспешность и неуверенность в передачу.

8. Слишком высокая траектория полета.

9. Неправильный выбор способа передачи.

10. Плохое укрывание мяча перед передачей.

Ведение мяча

Последовательность обучения:

1. Ведение мяча на месте.

2. Ведение с шагом вперед, с шагом назад (вышагивание).

3. Ведение по прямой с увеличением скорости движения.

4. Ведение с изменением направления (обкатка, перевод с руки на руку и т.д.).

5. Ведение с изменением высоты отскока.

6. Ведение с изменением ритма.

Совершенствование проводится за счет:

1. Увеличения пути ведения.

2. Изменение направлений

3. Изменение высоты отскока

8

4. Изменение исходного положения

5. Выполнение дополнительных заданий до и после ведения.

6. Изменение и построение перестроений, увеличение количества мячей.

Советы при выполнении ведения.

1. Не ударять бессмысленно мячом в пол в момент его получения.

2. Применять ведение без зрительного контроля.

3. Вести мяч дальней рукой от противника.

4. Закрывать мяч от противника телом.

5. При обходе защитника переходить на низкое ведение.

6. Толкать мяч кисть (пальцами), а не хлопать по мячу.

7. При большой скорости применять высокое ведение.

8. Чаще менять скорость и направление ведения.

9. Всегда вести мяч быстро, насколько позволяет обстановка.

10. Контролировать мяч кончиками пальцев.

11. Не напрягаться во время ведения, сохранять равновесие.

12. При проходе игрока удлинять первый шаг.

13. Не вести мяч, если есть возможность передать его.

Ошибки:

1. Ведение каждый раз после того, как игрок получит мяч.

2. Неумение видеть площадку во время ведения.

3. Ведение мяча на слишком большой скорости.

4. Пронос мяча.

5. Ведение рукой, ближайшей к сопернику.

Азбука бросков:

1. Знать когда и как надо бросать мяч по корзине.

2. Овладеть всеми основными способами бросков и совершенствовать те из

них, которые больше всего подходят.

3. Уметь расслабляться при бросках и совершенствовать это умение на

каждой тренировке и в любых условиях.

4. Быть уверенным в своих силах. Воспитывать в себе чувство способности

реализовать каждый бросок. В тренировках начинать надо бросать с близких

расстояний. Постепенно, по мере возрастания надежности броска

отодвигаться от корзины. 5.

Уметь бросать обеими руками. Тренировать больше следует броски той

рукой, которую он обычно не пользуется в игре. В раннем возрасте это

необходимо.

6. Сосредоточить внимание не цели до тех пор, пока мяч полностью не

покинет руку и некоторое время после этого. Если отвести взгляд от ловли до

выпуска мяча из рук, движение головы повлечет за собой изменение траекто-

рии полета и бросок будет неточен .Целится нужно в середину кольца

9

7. Быть в равновесии и сохранять основную стойку при любом броске.

8. При любом броске игрок должен посылать мяч по средней траектории,

бросать мягко. Чтобы найти эту траекторию требуется упорная тренировка,

но, найдя ее, значительно повышается результативность.

9. Сопровождать каждый бросок и немедленно занимать и.п. для добивания

мяча или быстрого возвращения в защиту.

10. Контролировать вращения мяча, придавать ему минимум вращения, для

этого нужно выполнять мягкие плавные движения кистью.

11. Тренироваться в условиях больше приближенных к игре, т.е. использовать

броски с сопротивлением.

12. Сокращать время на подготовку к броску, но не просто бросать быстро -

избавляться от мяча, а бросать, контролируя мяч и свои движения на

протяжении всего времени выполнения броска.

13.Определить направление мяча - оно зависит от выпуска мяча по прямой

линии от тела к корзине. Если одна из рук работает слишком энергично, это

сбивает направление броска.

14.Определите дистанцию броска. Координируйте работу глаз и мышц.

Сосредоточьте внимание на цели.

Последовательность обучения броскам.

1. Бросок с места.

2. Тоже с переносом центра тяжести на впереди стоящую ногу.

3. Броски стоя под углом к щиту.

4. Бросок в движении под углом к щиту.

5. Бросок в прыжке.

6. Броски с пассивным сопротивлением защитника.

7. Броски с активным сопротивлением защитника.

8. Броски в игровых упражнениях.

Совершенствование бросков по корзине производится за счет:

1. Изменением расстояния между корзиной и бросающим.

2. Сокращения времени нахождения мяча в руках с момента приема до

броска в корзину.

3. Изменение угла отскока от щита.

4. Разнообразие исходных положений перед броском по корзине.

5. Выполнение других изученных элементов техники перед броском и после.

6. Изменение скорости движения в момент броска.

Способы бросков.

1. Бросок двумя руками от груди.

2. Бросок двумя руками сверху.

3. Бросок одной рукой от плеча с места.

10

4. Бросок одной рукой от плеча в движении.

5. Бросок одной и двумя руками снизу.

6. Бросок одной рукой в прыжке.

7. Бросок «КРЮКОМ».

8. Добивание мяча.

Советы при выполнении бросков.

1. Во время броска сохранять равновесие.

2. В момент броска расслабляться.

3. Следить за полетом мяча с момента броска и до того как мяч коснется

корзины или попадет в нее.

4. Сопровождать бросок после выпуска мяча шагом и руками.

5. После броска двигаться к щиту.

6. Выполнять бросок мягко.

7. Заканчивать бросок захлестом кистей.

8. Быть уверенным в своем броске.

9. Овладеть броском, как левой, так и правой рукой.

10.Выбрать способ броска в зависимости от игровой обстановки.

11 .Во всех тренировках считать процент попаданий.

Ошибки:

1. Неумение сосредоточить внимание на цели.

2. Слишком сильное вращение мяча.

3. Плохое равновесие тела.

4. Поспешность при выполнении бросков.

5. Неумение правильно выбрать способ броска.

6. Не использование финтов перед броском, особенно при плотной опеке.

7. Разведение локтей при выполнении броска.

8. Отсутствие сопровождения броска.

9. Броски с низкой или высокой траекторией.

10. Неумение принять положение после броска для перехода в защиту.

11. Держание мяча на ладони во время броска.

Ошибки при выполнении броска в прыжке.

1. Мяч выносится в И.П. до прыжка.

2. При приседании наблюдается размахивание мячом.

3. Мяч в верхнем положении выносится далеко вперед или назад.

4. Не выпрямляются полностью руки при броске.

Обманные движения (финты).

1. Финт на обход противника.

2. Финт на отрыв от противника.

3. Финт-рывок.

4. Финт на открывание.

11

5. Финт на передачу мяча.

6. Финт на проход с мячом.

7. Финт на бросок с проходом.

8. Бросок с помощью двойного финта.

9. Проход с помощью двойного финта.

Советы при выполнении обманных движений.

1. Выполнять обманные движения быстро и четко.

2. После обманного движения сразу не принимай решения, убедись, что ваш

защитник среагировал на финт.

3. Воздерживаться от лишних обманных движений.

4. Не принимать обманных движений без определенной цели.

12

Литература:

1.

Железняк Ю.Д. Спортивные игры: совершенствование спортивного

мастерства. – М: «Академия», 2010.

2. Нестеровский, Д.И. Баскетбол: теория и методика обучения. – М.:

«Академия»; 2010.

3. Решетников Н.В. Физическая культура. – М.:«Академия», 2008.

4 .

Железняк

Ю.Д.

Теория

и

методика

обучения

предмету

«Физическая

культура». – М.: «Академия», 2010.

5.

Неверкович С. Д. Педагогика физической культуры и спорта. – М.:

«Академия», 2010

13



В раздел образования