Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЕИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС


Автор: Феллер Вячеслав Александрович
Должность: преподаватель
Учебное заведение: государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Западно–Сибирский государственный колледж»
Населённый пункт: город Тюмень
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЕИ В ПРОЦЕССЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Феллер Вячеслав Александрович, преподаватель

государственного автономного профессионального образовательного учреждения

Тюменской области «Западно-Сибирский государственный колледж»

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАКОМПЕТЕНТНОСТЕИ В ПРОЦЕССЕ

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФГОС

(концептуальное изложение профессионального опыта)

Существующий

уровень

развития

промышленных,

коммуникационных,

и

информационных

технологий

предполагает

высокий

уровень

компетентности

специалистов и рабочих.

Определяя компетентность не только как совокупность знаний, умений, навыков,

опыта, но и как готовность их реализовывать, сформированные отношения, необходимые

на производстве личностные качества (Хуторской А.В.), мы пришли к необходимости

построения процесса производственного обучения согласно изменившимся социальным и

производственным условиям, к созданию собственной методической системы.

В педагогической науке вместе с понятием «компетенция» используется понятие

«ключевые

компетенции».

В

профессиональном

образовании

говорят

о

«базисных

квалификациях» (С.Я. Батышев, А.М. Новиков). Сейчас наряду с этими понятиями все

чаще используются термины «метакомпетенции»

и «метакомпетентность»

(Панфилова

А.П. и др.).

Поскольку

колледж

для

наших

студентов

-это

фундамент

непрерывного

профессиональног о образования, целью нашей

методической

системы

явился

поиск

и

реализация

способов

формирования

метакомпетенций

обучающихся

на

основе

использования

современных

образовательных

технологий

в

условиях

перехода

на

Федеральные государственные стандарты 3 поколения.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс колледжа.

Предмет

исследования:

п рактическое

обучение

обучающихся

групп

специальности 23.02.03. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

В соответствии с целью была выдвинута гипотеза:

Если при построении учебного процесса практического обучения в мастерских

-

использовать

интенсивные

и

интерактивные

технологии,

ориентированные

н а

развитие метанавыков студентов,

-

ввести новые схемы оценки уровня подготовленности будущих специалистов,

-

повышать уровень профессионального мастерства мастеров производственног о

обучения и преподавателей в области группового взаимодействия,

то

можно

добиться

формировани я

метакомпетенций

у

будущих

специалистов,

позволяющих

им

формировать

с п особности

к

с а моразвитию,

расширения

и х

инновационного и креативного потенциала.

Новизна

ситуации

состоит

в

том,

что

метанавьпси

развиваются

лишь

при

использовании

интенсивных технологий обучения и способствовать их

формированию

должны преподаватели самых разных дисциплин. Для этого преподавателям и мастерам

производственного обучения нужно владеть не только базовыми знаниями, умениями и

навыками,

традиционными

методиками,

но

и

метакомпетентностями,

включающими

коммуникативную, интерактивную и игротехническую компететность.

Конкретизируют поставленную цель задачи нашей инновационной деятельности:

-

изучение

достижений

педагогической

науки

в

области

формирования

метакомпетенций,

повышение компетентности педагога в области педагогических технологий;

-

разработк а и

рабочей

программы

практики,

календарно-тематического

плана,

комплекта групповых и индивидуальных заданий, учитывающих целевую установку на

развитие метакомпетенций;

-

определение уровня развития метакомпетенций студентов;

-

организация

практического

обучения,

ориентированного

н а

формирование

метакомпетенций:

-

комплекса навыков решения профессиональных задач в условиях неопределенности;

-

развитие способности к построению все более сложных иерархических структур

собственной деятельности, умения рассуждать в терминах причинньх связей;

-

способности к анализу информации и принятию решений в кризисных условиях и при

наличии жесткой конкуренции.

Организация учебного процесса таким образом, чтоб ы он способствовал развитию

динамических характеристик будущих специалистов, помогал им быстро адаптироваться к

новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно

изменяя свои

компетентности, опережая

существующие

н а

сегодня

тенденции

и

прогнозируя

перспективы.

Этапы работы:

1

этап (2014-2015г.)

-

изучение

достижений

педагогической

науки

в

области

формирования

метакомпетенций;

повышение

компетентности

педагога

в

области

педагогических технологий.

2 этап (2015г.) - разработка и рабочей программы практики, календарно-тематического

плана, комплекта групповых ииндивидуальныхзаданий и др., учитывающих целевую установку на

развитие метакомпетенций; определение исходного уровня развития метакомпетенций

студентов; разработка и корректировкаиндивидуальныхтраекторийобучения.

3

этап (2016г.)

-

организация

практического

обучения, ориентированного

на

формирование метакомпетенций, организация учебного процесса таким образом, чтобы он

способствовал

развитию

динамических

характеристик

будущих

специалистов,

помогал

им

быстро

адаптироваться к новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно

изменяя

свои

компетентности,

опережая

существующие

на

сегодня

тенденции и

прогнозируя перспективы;

4 этап (2016-2018 г.) - определение уровня развития метакомпетенций студентов (2

раза в год); разработка последующих задач.

Реализация

поставленных

задач

осуществляется

в

нескольких

направлениях:

В

области

обеспечения

условий:

повышение собственной

компетентности;

разработка

необходимой

документации;

подбор

образовательных

технологий

и

методик;

подбор

диагностических методик;

В

деятельностной

составляющей:

применение

активных

и

интерактивньх

образовательных технологий и методик;

В

области

рефлексии

и

диагностики:

определение уровня сформированности у

студентов метакомпетенций;

при необходимости корректировка применяемы х методик.

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

Сегодня

учить

студентов

нужно

не

только

технической

механике,

материаловедению,

ремонту

и

обслуживанию

автомобилей,

но

и

сотрудничеству,

партнерскому взаимодействию, умению постоянно учиться, умению работать в команде,

коллективному

принятию

решений,

умению

быстро

устанавливать

контакты

и

вести

переговоры,

умениям

осуществлять

презентацию

и

самопрезентацию,

формировать

имидж, быстро перестраиваться в связи с изменяющимися требованиями. Таким образом,

речь идет не столько о базовых навыках, сколько о метанавьпсах.

Метанавыки

призваны

обеспечить

следующие

три

способности:

повышенную

адаптивность индивидуальных и групповых навыков, повышенную предрасположенность к

автономному

принятию

решений,

эмоциональную предрасположенность

к

работе

в

условиях перемен.

Базовые знания и

умения,

получаемые специалистами в

процессе

сегодняшнего

образования в значительной степени устаревают за то время, пока специалисты начнут

работать

самостоятельно.

Следовательно,

современное

профессиональное

образование

должно быть нацелено не столько на формирование конечного набора заранее известных

компетенций, сколько на формирование компетенции обновления компетенций.

Поэтому

основой

нашей

методической

системы

стал

план-проспект

развития

метакомпетенций.

Следующим

шагом

стала разработка

рабочей

программы

учебной

практики,

ориентированная

на

формирование

комплекса

навыков

к

постановке

и

решению

трудных профессиональных задач.

Учебный процесс нужно было перестроить таким образом, чтобы он способствовал

развитию

динамических

характеристик

будущих

специалистов,

помогал

им

быстро

адаптироваться к новым ситуациям и перестраиваться по мере необходимости, постоянно

изменяя

свои

компетентности,

опережая

существующие

на

сегодня

тенденции

и

прогнозируя перспективы.

Кроме

этого,

большое

внимание

уделяется

педагогическому

общению

со

студентами. Мастер не произносит слова «Ты неправильно делаешь». От таких слов

студенты замыкаются, теряют веру в успех. Об ошибках, если речь не идет о грубых

нарушениях

техники

безопасности,

студенты

должны

догадаться

сами

с

помощью

наводящих вопросов мастера и одногруппников «Как должно быть? А здесь....». Часто

звучит похвала, одобрение. Самый маленький успех поддерживается мастером, при этом

привлекается

внимание

других

студентов.

В

тоже

время

отсутствует

«сюсюканье»,

требовательность

мастера

является

проявлением

уважения

к

студентам,

веры

в

их

высокий потенциал. Цель - развить творческую инициативу, воспитывать уверенность в

себе, осознание того, что путь к профессионализму лежит через ответственность.

Мы

определили

путиоптимизации

образовательного

процесса

-

разумное

сочетание

традиционных

и

использование

инновационных

технологий:

личностно-

ориентированного

обучения,

информационно-коммуникационных

технологий,

технологии

деятельностного

обучения;

метода

проектов.

Их

сочетание и

системное

применение позволяют формировать метакомпетенции.

Интенсивное

обучение

имеет

целый

спектр

методологических

преимуществ,

связанны

с

его

развивающим

потенциалом.

Эти

преимущества

основаны

на

активном, эмоционально окрашенном общении участников занятия друг с другом и с

мастером производственного обучения.

Интенсивные

интерактивные

технологии

обучения

в

образовательном

процессе

решают важные цели и задачи, т.е. способствуют: созданию у обучающихся целостного

представления о профессиональны компетентностях и метакомпетентностях, их динамике

и

месте

в

реальной

деятельности;

приобретению

на

материалах,

имитирующих

профессиональную деятельность, социального опыта, в том числе опыта межличностного

и

группового

взаимодействия

для

коллективного

принятия

решений,

осуществления

сотрудничества;

развитию

профессионального,

аналитического,

практического

мышления;

формированию

познавательной

мотивации,

метакомпетентности,

созданию

условий для личностной, психологической установки.

Методы

активизации

процесса

обучения

и

интерактивные

технологии

мы

применяем до начала курса -для мотивации и диагностики

знаний

«на входе» в

учебный процесс, во время занятий (вкрапления в урок производственного обучения,

для

проверки

усвоения

теоретического

материала

и

после

курса - для

отработки

практических умений и навыков, аттестации, контроля и диагностики компетентностей

«на выходе».

Технологию

анализа

ситуаций

используем

самостоятельно

и

как

часть

традиционны

методов

обучения.

При

применении

анализа

ситуаций

формируются

следующие

метакомпетентности:

отрабатываются

коммуникативные

навыки,

отрабатываются

презентационные

умения

и

навыки

по

представлению

информации,

вырабатывается уверенность в себе и своих силах,

формируются интерактивные умения,

осуществляется

самооценка

и

на

ее

основе

самокоррекция

индивидуального

стиля

общения

и

поведения,

приобретаются

навыки

сотрудничества,

обучающиеся

учатся учиться

-самостоятельно отыскивать

необходимые

знания

для

решения

ситуационной проблемы, осваивать алгоритмы

решений, изменяется мотивация к обучению - студенты лучше

посещают

занятия,

как

правило,

проявляют

активность,

немотивированную

включенность

в

деятельность и повышенный интерес к ней.

Производственное обучение предполагает одностороннее изложение больших .

объемов информационного материала, чтобы не допустить «отключения» студентов

использую информационные технологии, в частности технологии мультимедиа. Одно

из

главных

преимуществ

использования

мультимедийньх

технологий

состоит

в

возможности

выведения

любого

иллюстративного

материала

на

экран

в

любом

масштабе.

На

практических

занятиях

в

мастерских

важно

соблюдать

правила

техники безопасности. Многие студенты считают занятия по технике безопасности

скучными:

намного

интересней

покопаться

в

моторе,

чем

читать

правила.

Для

осознанного

изучения

правил

по

технике

безопасности

я

даю

обучающимся

творческие

домашние

задания:

подготовить

презентации

по

технике

безопасности

при

работе

в

мастерской

(пример задания

«Что

будет,

если....»).

Выполнение

этих

заданий

развивает

творческую активность обучающихся, формирует интерес

к профессии, обеспечивает качественное освоение правил техники безопасности.

Нами создана видеотека обучающих фрагментов, где записаны показы трудовых

приемов

выполнения

учебно-производственных

упражнений

узловых

тем

программы

с

типичными

ошибками

и

затем

с

правильным

выполнением.

Фрагменты использую при инструктировании студентов на вводном инструктаже и

при закреплении материала на заключительном инструктаже.

Занятия

с

использованием

информационных

технологий,

включающие

дискуссионную

форму

взаимодействия,

формируют

следующие

метакомпетентности

обучающихся

-коммуникативную

и

интерактивную

культуру,

развивают

навыки вербализации и умения слушать.

Приведу примеры, иллюстрирующие способы создания проблемны ситуаций и

их

разрешения

в

процессе

производственного

обучения.

Используя

реальную

ситуацию,

я показываю

обучающимся,

что

имеющихся

у

них

знаний

и

опыта

недостаточно,

чтобы

решить

поставленную

задачу.

Например,

изучается

операция

-

правка

металла,

обучающиеся

уже

знают,

что

правку

полосы

или

прутка

производят

ударами

или нажатием

пресса

на

выпуклую

их

часть.

Переходя

к

правке

листового

металла

с выпуклостью, прошу их

подумать и

предложить способ правки покоробленных листов. По аналогии

с

правкой

прутка

студенты считают, что удары молотком следует наносить по выпуклостям.

Когда

попробовали

-не

получилось.

Почему?

Создалась

проблемная

ситуация.

Подобные

ситуации

возникают

при

постановке

перед

обучающимися

следующих

вопросов:

«Почему

материал

притира

должен

быть

мягче

материала обрабатываемой детали?» или «В каких случаях при нарезании наружной

резьбы надо применять разрезные или неразрезные круглые плошки?».

Поставив

обучающихся

перед

необходимостью

выбрать

рациональное

решение

из

ряда

возможных,

известны

им,

также

создаю

различные

проблемные

ситуации.

Студенты знают,

что

увеличение

скорости

резания

способствует

уменьшению

шероховатости

и

повышению

точности

обработки,

повышению

производительности

труда;

чем

тверже

обрабатываемый

материал,

тем

меньше

должна быть скорость резания; при прочих равных условиях

наибольшие

скорости

резания

можно

применять

при

использовании резцов

с твердосплавными

пластинами;

производительность

токарной

обработки

повышается

при

увеличении поперечного сечения стружки, что достигается увеличением или подачи,

или глубины резания. Предлагаю задания на выбор оптимальных режимов резания,

обеспечивающих

заданную

шероховатость

и

точность

обработки,

высокую

производительность

труда,

экономию

режущего

инструмента

при

различных

вариантах

обработки

деталей

(заготовки

литые,

кованые,

из

проката;

резцы

быстрорежущие или твердосплавные разных марок; обработка черновая или чистовая и

т. п.).

Групповая форма работы обучающихся открывает большие возможности для

приобретения учащимися профессиональной самостоятельности, повышает уровень

их

заинтересованности

в

конечном

результате

своего

труда

и

способствует

развитию интерактивной компетентности.

Главные

достоинства

групповой

формы,

по

моему

мнению,

заключаются в

правильном представлении о современной организации труда на производстве: группа

может решать серьезные задачи, работать над объектами труда повышенной сложности.

При групповой форме обучения группа делится на подгруппы, бригады, звенья. При

такой работе мастер производственного

обучения

определя е т задания

группам

и

контролирует

их

работу.

Студенты

объединяются

в

группы,

руководствуясь

личными

соображениями:

дружескими

отношениями,

общими

интересами.

Однако

при

этом

необходимо следить

за

тем,

чтобы

каждое

звено

представляло

своего

рода

«группу

в

миниатюре»,

чтобы

в

звено

входили

как

сильные,

так

и

слабые

студенты,

различающиеся

образом мышления,

умением

анализировать и критически взвешивать принимаемые решения.

Работой группы на

занятии руководит студент, назначенный старшим. Функции старшего обучающиеся

выполняют все студенты поочередно, чтобы каждый мог научиться и руководить, и

подчиняться, что соответствует реалиям будущей трудовой жизни. На занятиях необходимо

создавать

атмосферу

сотрудничества,

дух

взаимопомощи,

способствовать

взаимопониманию между обучающимися.

В процессе

групповой работы для активизации познавательной

деятельности

студентов я реализую методику письменного инструктирования. В основе этой методики

лежит самостоятельная мыслительная деятельность студентов на этапе подготовки и

выполнения

учебно-производственного

задания.

С

этой

целью

каждое

учебно-

производственное

задание

сопровождается

разработанными

методическими

материалами:

краткими

теоретическими

сведениями,

инструкционно-технологической картой, указаниями по выполнению, вопросами для

самоконтроля, комплектом карточек-

заданий.

Задание

выдается

для

группы

из

двух-трех

учащихся

во

время

вводного инструктажа. Комментирую каждое задание,

актуализирую

опорные

знания

студентов

в

форме

беседы,

либо

в

форме

традиционного устного опроса, затем каждая микрогруппа занимает

рабочие

места,

оснащенные

комплектом

материалов

и

средствами

обучения.

Методика

позволяет

максимально

индивидуализировать

процесс

обучения.

Студенты,

освоившие

операции и выполнившие задание быстрее других, получают дополнительные задания,

обычно

творческого

характера.

Тем,

кто

затрудняется

в

выполнении

учебно-

производственных

работ,

уделяю

больше

времени

во

время

текущего

инструктирования.

Использование

инновационньх

педагогических

технологий

в

процессе производственного

обучения

требует

изменения

отношения

к

оцениванию образовательных результатов обучающихся. К разряду истинны, наиболее

приближенных к реальному оцениванию

индивидуализированных оценок

я отношу

портфолио.

Создание

студентами

портфолио

способствует:

формированию

метакомпетенций,

ключевых

и

профессиональных

компетенций,

реализации

углубленного

подхода

к

обучению, созданию дополнительных возможностей для

успешной

специализации,

формированию навыков

рефлексивной

и

оценочной

деятельности и др.

Технология портфолио обеспечивает высокий уровень документированности

процесса обучения, воспитания и развития, позволяет проводить оценку всего учебного

процесса с самого начала, поскольку пополняется в течение всего периода обучения.

Каждый элемент портфолио я рекомендую датировать с целью отслеживания динамики

личностного роста

студента.

Портфолио

также

может

быть

использовано

как

основа индивидуального маршрута обучении.

Для

производственного

обучения

наиболее

приемлемым

является

портфолио выставочное,

которое

включает

не

только

окончательные

варианты

работ, но и их промежуточные состояния. Это позволяет оценить и осмыслить весь

процесс

обучения.

Оценка

методом

выставочного

портфолио

требует

от

студентов

ответственности

и навыков

самооценки,

поскольку

они

сами

решают,

какие

материалы

включать

в портфолио и сами корректируют цели своего обучения.

Хорошо спроектированная система оценки методом выставочного портфолио

отражает не только развитие профессиональных и ключевых компетенций студента, но

и эффективность влияния со стороны мастера производственного обучения. Данный

вид

портфолио

также

может

служить

средством

коммуникации,

будучи

представленным

на рассмотрение всем студентам группы, в этом случае они могут

учиться друг у друга.

Портфолио переходит от одного мастера производственного обучения к другому

по

мере

продвижения

студента

на

более

высокие

ступени

обучения

и

уровни

профессиональны компетенций.

Как один из разделов выставочного портфолио мы используем тематические

портфолио, являющиеся особой формой отчета о процессе работы по изучаемому

модулю.

Использование

технологии

портфолио

обеспечивает

построение

планов

профессионального

роста,

стимулирует

студентов

в

получении

дополнительного

образования,

участия

в

конкурсах,

олимпиадах,

научно-

практических

конференциях

разного

уровня.

На

основе

портфолио

студенты

составляют резюме, которое помогает им достойно представить себя работодателю во

время приема на работу.

Преимущество обучения с помощью интенсивны технологий как раз состоит в

том,

что

на

них

не

только

постулируются,

но

и

реализуются

партнерские

отношения, формируются взаимоотношения, наиболее пр~гемлимые студентами.

Сравнение

результатов

диагностического

и

контрольного

тестирования

(приложение 4) показывает положительную динамику по всем показателям. Особенно

заметен рост уровня социализации (в таблице и на диаграмме ВЗР, взрослость; рост

26,3%),

мотивация

к

успеху

(10,53%).

Также

наблюдается

изменения

общего

уровня

положительны

смысложизненньх

ориентаций

(рост

4,41%),

уровня

коммуникативно -

организаторских

способностей

(9,52%),

адекватности

самооценки

(3,51%).

Остается

отметить, что личные результаты тестирования доводятся до сведения студентов и по

желанию они могут получить разъяснения педагога.

Мы не склонны относить эти результаты только на счет данной работы. Определение

степени влияния различных факторов на становление и развитие студентов может стать

проблемой

другой

исследовательской

работы.

Косвенньпи

подтверждением

нашей

гипотезы можно считать результаты опроса «Педагог глазами студентов». По результатам

этого опроса с точки зрения студентов, педагогов колледжа, данное исследование отмечено

как интересное.

Промежуточные

результаты

тестирования,

опрос

студентов,

индивидуальные

характеристики

подтверждают

нашу

гипотезу о

формировании

метакомпетенций

педагогическими средствами учебного процесса практического обучения в мастерских.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Кругликов,

Г.И.

Методика

профессионального

обучения

с

практикумом:

учеб.пособие

для студ.высш.учеб.заведений/

Григорий

Исаакович

Кругликов.

-М.:

Издательский

центр «Академия», 2005. - 288 с.

2.

Михайлова, Н.Н., Рудой, О.Ф., Воробьева, Н.А., Бурмистрова А.С., Паламарчук,

Н.Г.,

Жарова,

Е.В.

Ко н цепц и я практико -

ориентированного

п р офессионального

образования в педагогических колледжах// Инновации в профессиональной школе. - М.: НП

АПО, 2011. -68 с.

З.

Панфилова,

А.П.

Инновационные

педагогические

технологии:

Активное

обучение: учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений/ А.П. Панфилова.

-М.: Издательский

центр «Академия», 2009. -192 с.

4.

Профессиональная

педагогика:

Учебник

для

студентов,

обучающихся

по

педагогическим

специальностям

и

направлениям.

Под

ред.

С.Я.

Батышева,

А.М.

Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009. -459с., стр. 121

5.

Слепинин, В.А. Руководство для

обучения токарей

по металлу. М., Высшая

школа, 2009г.



В раздел образования