Автор: Искандарова Гульсасяк Миннихановна
Должность: преподаватель истории, обществознания
Учебное заведение: ГАПОУ Уфимский колледж предпринимательства, экологии и дизайна
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Пути повышения качества знаний студентов по учебной дисциплине: "Обществознание"
Раздел: среднее профессиональное
Искандарова Г.М.
Пути повышения качества знаний студентов по учебной дисциплине:
«Обществознание»
Учебная
дисциплина
«Обществознание»
имеет
интегративный
характер,
основанный
на
комплексе
общественных
наук,
таких
как
философия,
социология,
экономика,
политология,
культурология,
п р а в о в е д е н и е ,
п р е д м е т о м
к о т о р ы х
я в л я ю т с я
н а у ч н ы е
знания о различных аспектах жизни, развитии человека и общества, влиянии
социальных факторов на жизнь каждого человека.
Содержание учебной дисциплины направлено на формирование четкой
гражданской позиции, социально-правовой грамотности, навыков правового
характера, необходимых обучающимся для реализации социальных ролей,
взаимодействия с окружающими людьми и социальными группами.
Особое
внимание
уделяется
знаниям
о
современном
российском
обществе,
проблемах
мирового
сообщества
и
тенденциях
развития
современных цивилизационных процессов, роли морали, религии, науки и
образования в жизни человеческого общества, а также изучению ключевых
социальных и правовых вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Отбор
содержания
учебной
дисциплины
осуществлялся
на
основе
следующих
принципов:
учет
возрастных
особенностей
обучающихся,
практическая
направленность
обучения,
формирование
знаний,
которые
обеспечат
обучающимся
профессиональных
образовательных
организаций
С П О
у с п е ш н у ю
а д а п т а ц и ю
к
с о ц и а л ь н о й
р е а л ь н о с т и ,
профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Реализация
содержания
учебной
дисциплины
«Обществознание»
предполагает дифференциацию уровней достижения обучающих различных
целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как
в
освоении
наиболее
распространенных
в
социальной
среде
средствах
массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в
1
области
социально-практических
знаний,
обеспечивающих
успешную
социализацию в качестве гражданина РФ.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как
сложные
теоретические
понятия
и
положения
социальных
дисциплин,
специфические особенности социального познания, законы общественного
развития, особенности функционирования общества как сложной, динамично
развивающейся, самоорганизующейся системы.
Модель
образования
ХХI
века
–
образовательное
общество.
Непрерывное образование – должно стать основой жизни человека, условием
его
профессиональной
мобильности,
развития
потенциала,
творческой
жизни.
В центре качества образования – качество его содержания, качество
воспитания
человека.
Ведущим
в
качестве
содержания
и
в
качестве
воспитания факторами являются:
1.
Математизация образования;
2.
Формирование общественного самосознания и достоинства;
3.
Формирование
патриотической
личности,
укоренённой
в
национальных культуре и языке;
4.
Формирование “личности долга”;
5.
Формирование уважения к труду, понимания труда как условия
раскрытия творческой личности;
6.
Установка на всестороннее, гармоничное, творческое развитие
личности;
7.
Повышение качества профессионального образования.
Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является
организация учебного процесса. К современной дисциплине предъявляются
высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем
относиться
к
дисциплине
как
к
фрагменту
жизни,
и
превратим
его
в
стихийный процесс.
2
Достичь качества знаний невозможно без системного изучения высших
достижений в работе преподавателей и студентов. В этом случае не обойтись
без диагностики, причём такой диагностики, которая позволила бы наиболее
полно оценить результаты обученности студентов, выявляя не только знания
и уровни их усвоения, но и познавательные умения, развитие творческих
способностей. Поставленную задачу можно попытаться решить посредством
диагностики поуровневого усвоения знаний и умений.
Методика
диагно стики
поуровневого
усвоения
знаний
и
умений широко применяется в практике и предполагает принцип составления
двухмерных заданий (на выявление знаний и умений одновременно) и их
распределение по степени восходящей сложности:
1.
На узнавание;
2.
На запоминание;
3.
На понимание;
4.
На внутритемное обобщение;
5.
На межтемное обобщение;
6.
На межпредметное обобщение.
Таким
образом,
применяя
данную
методику
в
системе
занятий,
преподаватель
вооружает
студента
средством
саморегуляции
процесса
познания
и
усвоения.
Так
создаются
внутренние
механизмы
повышения
качества образования, его результативности.
Литература:
1.
Цветкова М.А. Современные тенденции в истории и обществознании //
В сборнике: Современные тенденции в науке и образовании Сборник
научных трудов по материалам Международной научно-практической
конференции: В 6 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. С. 79-80.
2.
Соловьёв Е.Т. Качество знаний студента – гарантия успешной работы
специалиста // В сборнике: Модернизация образовательного процесса и
3
проблемы качества образования в вузе материалы международной
научно-методической конференции. Ответственный за выпуск Т.Н.
Соловьева. 2006. С. 62-64.
4