Авторы: Федак Маргарита Александровна, Левина Елена Николаевна
Должность: студентка, преподаватель
Учебное заведение: ОГАПОУ "Яковлевский педагогический колледж"
Населённый пункт: г. Строитель Белгородской области
Наименование материала: статья
Тема: "СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ"
Раздел: среднее профессиональное
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖЬ В ПОИСКАХ СМЫСЛА ЖИЗНИ
Федак М., Левина Е.Н.
ОГАПОУ «Яковлевский педагогический колледж»
Проблема
поиска
смысла
своего
существования,
определения
жизненных целей важна для любого человека. Особую важность проблема
поиска
смысла
жизни
приобретает
в
юношеском
возрасте
в
связи
с
возникновением
проблемы
личностного
самоопределения,
именно
в
юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно
насущны.
Сама идея о смысле жизни является извечной и насущной для многих
наук о человеке. Так, философы древности искали смысл жизни и видели его
в естественном совершенстве: греки – в совершенстве формы; римляне – в
совершенстве
ума
и
силы.
К
проблемам
осмысления
жизни,
поиска
человеком своего места в мире неоднократно обращались великие мыслители
и известные писатели. Каждый из них находил свой ответ на этот непростой
вопрос,
но
все
они
настаивали
на
том,
что
стремление
к
постоянному
самосовершенствованию,
приобщение
к
мировой
культуре,
глубокое
осмысление вечных ценностей: добра, чести и красоты – верный путь к
пониманию сущности бытия.
Великий
русский
писатель
Л.
Н.
Толстой
считал,
что
«кратчайшее
выражение
смысла
жизни
может
быть
таким:
мир
движется
и
совершенствуется.
Главная
задача
–
внести
вклад
в
это
движение,
подчиниться ему и сотрудничать с ним».
Стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни есть ни
что иное, как двигатель поведения и развития личности, как способность
субъекта
переживать
ценности
жизни,
удовлетворяться
ею,
а
отсутствие
смысла
–
как
первопричина
многих
проблем
лежащих
в
основе
таких
распространенных
явлений,
как
наркомания,
алкоголизм,
юношеская
преступность, рождающих у человека депрессию, протест, апатию к жизни.
Учёные
утверждают,
что
на
формирование
жизненных
смыслов
личности оказывают влияние, прежде всего, социально-психологические и
социокультурные
условия.
В
зависимости
от
социокультурных
условий
жизни молодёжи, формируются разные типы ценностной направленности.
Первый тип - социально-активный. Такие люди живут не только для
себя, но и для других, стремятся к раскрытию личностного потенциала,
проявляют высокую активность во всех сферах жизни; в общем, для них
жизнь - это достижение конкретных целей. Второй тип - творческий - более
ориентирован
на
внутренние
ценности,
на
познание
и
творчество,
на
созидание себя, но в ущерб общественной жизни. Представители третьего
типа
не
имеют
ясных
и
понятных
смыслов,
их
деятельность
бесцельна,
направлена как бы в никуда - и не на себя, и не на других.
Какая
же
ценностная
ориентация
преобладает
у
студентов
нашего
колледжа?
Результаты
исследования,
проводимого
среди
студентов
выпускных групп, позволяют сделать вывод о том, что поиск смысла жизни,
традиционно считавшийся признаком молодости, становится менее важным
для
современной
молодёжи
(12%
опрошенных
не
имеют
ясных
представлений о смысле жизни).
Однако
проведенное
исследование
внушает
большие
надежды.
Молодежь
выделила
в
виде
главной
ценности
«глубокие
знания»
и
«стремление
найти
высокооплачиваемую
и
интересную»
работу.
Помимо
названных ценностей, выделяются еще две не менее значимые цели – «иметь
крепкую семью» и «зарабатывать много денег». Такие жизненные смыслы,
как
наличие
денег
и
обширные
знания,
выступают
для
молодежи
как
средство
реализации
еще
целого
ряда
значимых
жизненных
планов
–
«обеспечить
своих
родителей»,
«обеспечить
материально
свою
семью»,
«обеспечить
будущее
своих
детей»,
«построить
свой
дом»,
«стать
самостоятельным
и
независимым».
Очевидно,
что
«интересная
и
высокооплачиваемая» работа возможна лишь в том случае, когда человек
профессионально подготовлен, имеет образование.
Полученные данные позволили выделить несколько типов ориентаций
на
смыслы
жизни
у
студентов
колледжа.
Представители
первого
типа
получают образование, чтобы иметь диплом, работать по специальности.
Дом, семья, родители, дети составляют их смысл жизни. Представители
второго типа получают образование для того, чтобы быстро продвигаться по
служебной
лестнице,
у
них
развиты
такие
личностные
качества,
как
индивидуализм,
профессионализм,
предприимчивость,
самостоятельность,
независимость, способность менять взгляды при смене обстоятельств.
Проблемам
воспитания
студентов
в
колледже
уделяется
огромное
внимание.
Важность
формирования
ценностных
ориентиров
для
современной
молодёжи
учитывается
во
всех
сферах
деятельности
образовательной организации. Важное условие нравственного воспитания
студентов
колледжа
—
создание
воспитательной
среды.
Это
комплекс
окружающих студентов субъектов и объектов, позитивно влияющих на их
нравственное
развитие
и
воспитание.
Создание
воспитательной
среды
в
аспекте
социально-поведенче ском
определяется
всем
с т р о е м
взаимоотношений в колледже. Определяющую роль в этом процессе играет
преподаватель,
который
воспитывает
в
себе
и
в
студентах
ценностное
отношение
к
явлениям
жизни.
Взаимоотношения
в
коллективе
характеризуются
как
сотрудничество-сотворчество,
ориентированное
на
гуманистические
ценности.
Воспитательная
среда
эффективно
выполняет
свои функции только в коллективе как высшей форме развития группы,
поэтому
важнейшей
задачей
воспитательной
работы
является
создание
коллектива каждой группы и коллектива колледжа в целом, в котором тесно
переплетены
взаимоотношения
различных
курсов,
специализаций,
творческих коллективов. Разработанная педагогическая модель нацелена на
воспитание
нравственной
культуры
студентов
через
формирование
коллективов групп, укрепление межличностных отношений. В этом случае
возможным становится положительное влияние коллектива на личность. Для
юности характерно влечение к свободному общению. Свободное общение
также влияет на воспитание нравственной культуры студентов. Оно не может
быть
регламентировано,
организовано.
Созданная
педагогическая
модель
воспитания
нравственной
культуры
студентов
во
внеучебной
работе
направлена
на
то,
чтобы
большая
часть
свободного
общения
студентов
протекала
в
условиях
творческой
деятельности,
которая
является
благоприятным фактором воспитания личности.
Существенное влияние на воспитательную среду оказывают традиции,
принятые в коллективе. С одной стороны, традиционные воспитательные
дела придают системе внеучебной работы устойчивость, стабильность, с
другой стороны, создают атмосферу творчества, так как влияние традиции
эффективно тогда, когда традиционное воспитательное дело видоизменяется,
совершенствуется,
проводится
в
новой
форме
и
открывает
новые
грани
смысла. В колледже функционируют органы студенческого самоуправления.
Они
способствуют
вовлечению
юношей
и
девушек
в
активную
общественную жизнь, формированию у них стойких моральных принципов.
Нельзя
не
учитывать
информационное
окружение,
которое
создают
система научных знаний, события в городе и области, в стране и мире,
информация о культурных ценностях, о достижениях в сфере культуры и т.д.
Информационное окружение становится фактором воспитания нравственной
культуры,
когда
каждый
факт
осмысляется
как
явление
педагогическое,
способное
оказать
влияние
на
формирование
ценностных
ориентации
человека.
Всё
это
способствует
осознанию
каждым
молодым
человеком
ответственности не только за свою судьбу, но и за процветание своей Родины,
за
судьбу
каждого
человека.
Осознание
долга
перед
другими
–
верный
признак осмысления бытия. Современная молодёжь найдёт своё место в
жизни,
в
их
сердцах
никогда
не
будет
места
для
отчаяния
и
духовной
опустошенности.