Автор: Роговая Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Результаты и эффекты внеаудиторной деятельности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное
Результаты и эффекты внеаудиторной деятельности обучающихся
Роговая Ольга Юрьевна
Омский техникум железнодорожного транспорта (ОТЖТ)
г.Омск
Преподаватель химии
При организации внеаудиторной деятельности студентов необходимо понимать различие
между результатами и эффектами этой деятельности.
Результат- это то, что стало непосредственным итогом участия студента в деятельности.
Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые
чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,
способствовали формированию его компетентности.
Итак, воспитательный результат внеаудиторной деятельности - это непосредственное
духовно-нравственное приобретение студента, при котором он принимает участие в то
определенном виде деятельности.
Воспитательный эффект внеаудиторной деятельности понимается как влияние того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.
В сфере педагогического воспитания и социализации имеет место быть серьезное
недопонимание таких понятий как «результат» и «эффект». Так, в образовании обычно
имеются утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является
развитие личности студента, направленное на формирование его социальной
компетентности. При этом забывается , что развитие личности обучающегося зависит от
его собственных усилий , также от воспитательных «вкладов» в него семьи, ближайшего
окружения и других факторов. Таким образом, развитие личности студента – это эффект,
который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации
достигли своих результатов.
Непонимания самими педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно
предъявлять эти результаты обществу, формирует общественное сомнение и в целом
недоверие к педагогической деятельности.
Серьезное последствие , при котором педагогами не различают результаты и эффекты в
том, что теряется понимание цели и смысла педагогической деятельности, логики и
ценности профессионального роста и самосовершенствования. Так, в последнее время в
образовании резко обострилась борьба за так хорошего обучающегося,в том числе и
потому, что такой обучающийся гарантированно показывает высокие результаты
обученности и воспитания. Педагоги таким непедагогическим способами избегают
профессиональные неудачи.
Ясно, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов.
Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости
добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает
свой вклад и в других субъектов воспитания и социализации.
Воспитательные результаты внеаудиторной деятельности обучающихся можно
распределить по трем уровням.
Первый уровень результатов – это приобретение обучающимся социальных знаний,
первичного понимания социальной реальности и повседневной деятельности.
Данный результат показывает взаимодействие обучающегося со своими педагогами как
значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного
опыта.
Второй уровень результатов – это получение обучающимся опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие и
обучающихся между собой на уровне группы. Такая социальная среда позволяет
обучающимся получать или не получать первое практическое подтверждение
приобретенных социальных знаний.
И в третьем уровне результатов происходит получение обучающимися опыта
самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном
действии, действии в открытом социуме, за пределами образования, для других, даже
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,
студент действительно становится социальным деятелем.
Ясно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет
взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами образовательного
учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеаудиторной деятельности увеличивает
вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У
обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, социальная компетентности в
разных аспектах.
Одним из путей повышения мотивации и эффективности внеаудиторной деятельности по
химии является включение обучающихся в исследовательскую деятельность.
Так, групповая работа студентов в практике организаций совместной внеаудиторной
деятельности по химии показывает следующие преимущества: возрастает объем и
глубинами понимания усваемого материала, тратится меньше времени на формирование
знаний, умений и навыков по сравнению с фронтальным обучением, снижается
тревожность, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность
обучающихся., возрастает сплоченность группы. При этом они начинаю лучше понимать
друг друга и самих себя, растет самокритичность. Обучающийся, имеющий опыт
совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше
себя контролирует. Студенты приобретают умение строить свое поведение с учетом
позиции других людей, становятся более ответственными. Кроме того групповая форма
обучения убеждает в ценности взаимопомощи, прививает умение слушать, принимать
точку зрения других и таким образом достигать общих целей.
Так, примером заданий будет написание сочинения.
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование,
объяснение и представление информации по определенной теме.
Форма выполнения задания: индивидуальная или групповая
Описание задания: обучающимся предлагаются темы сочинений («Химия вокруг нас»,
«Если бы не было химии») либо сочинить сказку о воздухе: его свойствах, составных
частях, истории их открытия.
Задание
Сочинить сказку о воздухе: его свойствах, составных частях, и истории открытия и др.
Задания направлены на формирование продуктивного воображения, развитие
способности выделять в речи причинно-следственные связи.
Инструкция: преподаватель стимулирует активность обучающихся.
Критерии оценки:
- умение соотносит смысл фрагментов текста, и устанавливать связи между ними;
- умение формулировать систему аргументов;
Таким образом, обучающимися позволяются достичь следующих результатов и
эффектов внеаудиторной деятельности обучающимися:
Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной
точки зрения обсуждения результатов работы.
Литература
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.Методический констуктор:
пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2.
Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две
большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 59-62.
3.
Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных
заведений. Аргунова Т.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 с.
4.
Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //
Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.
5.
Сейдниязова Н.В., Внеурочная деятельность как средство достижения личностных
результатов в начальном звене обучения // ИСОМ. — 2012. — №6. — с.123-126.