Напоминание

Результаты и эффекты внеаудиторной деятельности обучающихся


Автор: Роговая Ольга Юрьевна
Должность: преподаватель химии
Учебное заведение: СП СПО ОТЖТ
Населённый пункт: г.Омск
Наименование материала: статья
Тема: Результаты и эффекты внеаудиторной деятельности обучающихся
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Результаты и эффекты внеаудиторной деятельности обучающихся

Роговая Ольга Юрьевна

Омский техникум железнодорожного транспорта (ОТЖТ)

г.Омск

Преподаватель химии

При организации внеаудиторной деятельности студентов необходимо понимать различие

между результатами и эффектами этой деятельности.

Результат- это то, что стало непосредственным итогом участия студента в деятельности.

Эффект – это последствие результата. Например, приобретенное знание, пережитые

чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность,

способствовали формированию его компетентности.

Итак, воспитательный результат внеаудиторной деятельности - это непосредственное

духовно-нравственное приобретение студента, при котором он принимает участие в то

определенном виде деятельности.

Воспитательный эффект внеаудиторной деятельности понимается как влияние того или

иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности обучающегося.

В сфере педагогического воспитания и социализации имеет место быть серьезное

недопонимание таких понятий как «результат» и «эффект». Так, в образовании обычно

имеются утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является

развитие личности студента, направленное на формирование его социальной

компетентности. При этом забывается , что развитие личности обучающегося зависит от

его собственных усилий , также от воспитательных «вкладов» в него семьи, ближайшего

окружения и других факторов. Таким образом, развитие личности студента – это эффект,

который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации

достигли своих результатов.

Непонимания самими педагогами результатов своей деятельности не позволяет уверенно

предъявлять эти результаты обществу, формирует общественное сомнение и в целом

недоверие к педагогической деятельности.

Серьезное последствие , при котором педагогами не различают результаты и эффекты в

том, что теряется понимание цели и смысла педагогической деятельности, логики и

ценности профессионального роста и самосовершенствования. Так, в последнее время в

образовании резко обострилась борьба за так хорошего обучающегося,в том числе и

потому, что такой обучающийся гарантированно показывает высокие результаты

обученности и воспитания. Педагоги таким непедагогическим способами избегают

профессиональные неудачи.

Ясно, что педагог-профессионал видит результаты своей работы прежде эффектов.

Никакая увлеченность процессом деятельности не отменяет для него необходимости

добиваться воспитательного результата. В любом воспитательном эффекте он различает

свой вклад и в других субъектов воспитания и социализации.

Воспитательные результаты внеаудиторной деятельности обучающихся можно

распределить по трем уровням.

Первый уровень результатов – это приобретение обучающимся социальных знаний,

первичного понимания социальной реальности и повседневной деятельности.

Данный результат показывает взаимодействие обучающегося со своими педагогами как

значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного

опыта.

Второй уровень результатов – это получение обучающимся опыта переживания и

позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие и

обучающихся между собой на уровне группы. Такая социальная среда позволяет

обучающимся получать или не получать первое практическое подтверждение

приобретенных социальных знаний.

И в третьем уровне результатов происходит получение обучающимися опыта

самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном

действии, действии в открытом социуме, за пределами образования, для других, даже

незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены,

студент действительно становится социальным деятелем.

Ясно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет

взаимодействие обучающегося с социальными субъектами за пределами образовательного

учреждения, в открытой общественной среде.

Достижение трех уровней результатов внеаудиторной деятельности увеличивает

вероятность появления эффектов воспитания и социализации обучающихся. У

обучающихся могут быть сформированы коммуникативная, социальная компетентности в

разных аспектах.

Одним из путей повышения мотивации и эффективности внеаудиторной деятельности по

химии является включение обучающихся в исследовательскую деятельность.

Так, групповая работа студентов в практике организаций совместной внеаудиторной

деятельности по химии показывает следующие преимущества: возрастает объем и

глубинами понимания усваемого материала, тратится меньше времени на формирование

знаний, умений и навыков по сравнению с фронтальным обучением, снижается

тревожность, возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность

обучающихся., возрастает сплоченность группы. При этом они начинаю лучше понимать

друг друга и самих себя, растет самокритичность. Обучающийся, имеющий опыт

совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше

себя контролирует. Студенты приобретают умение строить свое поведение с учетом

позиции других людей, становятся более ответственными. Кроме того групповая форма

обучения убеждает в ценности взаимопомощи, прививает умение слушать, принимать

точку зрения других и таким образом достигать общих целей.

Так, примером заданий будет написание сочинения.

Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование,

объяснение и представление информации по определенной теме.

Форма выполнения задания: индивидуальная или групповая

Описание задания: обучающимся предлагаются темы сочинений («Химия вокруг нас»,

«Если бы не было химии») либо сочинить сказку о воздухе: его свойствах, составных

частях, истории их открытия.

Задание

Сочинить сказку о воздухе: его свойствах, составных частях, и истории открытия и др.

Задания направлены на формирование продуктивного воображения, развитие

способности выделять в речи причинно-следственные связи.

Инструкция: преподаватель стимулирует активность обучающихся.

Критерии оценки:

- умение соотносит смысл фрагментов текста, и устанавливать связи между ними;

- умение формулировать систему аргументов;

Таким образом, обучающимися позволяются достичь следующих результатов и

эффектов внеаудиторной деятельности обучающимися:

Развивать коммуникативную компетентность, проявлять готовность к уважению иной

точки зрения обсуждения результатов работы.

Литература

1.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников.Методический констуктор:

пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

2.

Куприянов Б. В. Дополнительное образование и внеурочная деятельность : две

большие разницы // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 59-62.

3.

Организация самостоятельной работы студентов средних специальных учебных

заведений. Аргунова Т.Г.- М.: НПЦ «Профессионал — Ф» -2003, 30 с.

4.

Новикова Т., Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности //

Народное образование. – 2000. - N 7. - С. 151-157.

5.

Сейдниязова Н.В., Внеурочная деятельность как средство достижения личностных

результатов в начальном звене обучения // ИСОМ. — 2012. — №6. — с.123-126.



В раздел образования