Автор: Комиссарова Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
Населённый пункт: г.Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль концертмейстера на занятиях хореографического цикла"
Раздел: среднее профессиональное
Роль концертмейстера на занятиях хореографического цикла
Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов.
Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям
(кроме
собственно
пианистов),
и
на
концертной
эстраде,
и
в
хоровом
коллективе, и в оперном театре, и в хореографии. Без концертмейстера не
обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества,
эстетические центры.
Искусство танца
без музыки
существовать не может. Поэтому на
занятиях в хореографических классах работают два педагога – хореограф и
музыкант (концертмейстер).
Успех
работы
во
многом
зависит
от
того,
насколько
правильно,
выразительно
и
художественно
пианист
исполняет
музыку,
доносит
ее
содержание. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают
услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в
своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной
сферы.
Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном
материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны
быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои
движения
согласно
музыке.
Музыкальное
оформление
урока
должно
прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению –
умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,
ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, танцор сравнивает
фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за
развитием
музыкальных
образов,
составляет
общее
представление
о
структуре произведения, определяет его характер. Так формируются
первичные
эстетические
оценки.
На
занятиях
хореографии
учащиеся
приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной
музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается
их
музыкальный
слух
и
образное
мышление,
которые
помогают
при
постановочной
работе
воспринимать
музыку
и
хореографию
в
единстве.
Концертмейстер
ненавязчиво
учит
отличать
произведения
разных
эпох,
стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту
музыку,
которую
создали
великие
композиторы–хореографы:
Глинка,
Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев,
Щедрин и другие.
Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать
ей
по
композиции,
характеру,
динамике,
темпу,
метроритму.
Музыка
вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает
движения,
а
определяет
их
сущность.
Таким
образом,
задачей
концертмейстера
является
развитие
«музыкальности»
танцевальных
движений.
В
процессе
обучения
хореографии
осуществляются
следующие
задачи музыкального воспитания:
Развитие музыкального восприятия метроритма;
Ритмичное
исполнение
движений
под
музыку,
умение
воспринимать их в единстве;
Умение
согласовывать
характер
движения
с
характером
музыки;
Развитие
воображения,
художе ственно-творче ских
способностей;
Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения
эмоционально воспринимать ее;
Расширение музыкального кругозора.
В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему
приходится работать с разными танцевальными направлениями – народной
хореографии,
классического
и
современного
танца.
Наполнить
музыкой
каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной
возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один –
постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.
В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:
Репертуарный
подбор
музыкальных
произведений
для
занятий,
постоянное
расширение
музыкального
багажа
и
знаний
о
природе танца, его характерных особенностей;
Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;
Систематическая
работа
по
музыкальному
развитию
танцоров,
потому
что
музыкально
образованные
студенты
намного
выразительнее в танцах.
Результативная работа в хореографических классах возможна только в
содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о
субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая
совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для
настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,
взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другим и партнером.
Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,
иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся
хореографических классов.
Программирует
и
планирует
работу
в
хореографических
классах
педагог-хореограф.
Концертмейстеру
часто
приходится
работать
с
несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит уже на
готовую
программу.
Тематическое
планирование
учебного
материала
по
хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу,
и
план
каждого
года
обучения,
и
план
каждого
занятия.
Сотворчество
педагога-хореографа
и
концертмейстера
необходимо
во
всех
сферах
(планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От
концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А
вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во
многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.
Технология
подбора
музыкальных
произведений
базируется
на
глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования
и предполагает:
Знание школ и направлений танцевального искусства;
знание
традиционных
форм
и
этапов
обучен и я
хореографии;
знание
форм
построения
занятий,
обязательных
импровизационных моментов;
знание хореографической терминологии (в частности, на
французском языке);
К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по
следующим моментам:
характеру;
темпу;
метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);
форме
музыкального
произведения
( одн оча с тн о е ,
двухчастное, трехчастное, вступление, заключение);
Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо
постоянно
пополнять
и
разнообразить,
руководствуясь
эстетическими
критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках
одного
и
того
же
марша
или
вальса
ведет
к
механическому,
не
эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и
другая
крайность:
слишком
частая
смена
сопровождений
рассеивает
внимание
учащихся,
не
способствует
усвоению
и
запоминанию
ими
движений.
Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при
помощи
определенных
методов
и
приемов.
Первоисточником
получения
знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства
человека.
Вначале
идет
работа
по
накоплению
опыта
слушания
музыки.
Вторым
источников
получения
знаний
является
слово
педагога
и
концертмейстера,
которое
приводит
к
пониманию
и
восприятию
музыкального
образа
конкретных
музыкальных
произведений.
Третьим
источником
является
непосредственно
музыкально-танцевальная
деятельность.
Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения
применяются следующие методы работы:
наглядно-слуховой
(слушание
музыки
во
время
показа
движений педагогом);
словесный (педагог помогает понять содержание музыкального
произведения,
побуждает
воображение,
спо собствует
проявлению творческой активности);
практический (конкретная деятельность в виде систематических
упражнений);
В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит
учащихся
с
новыми
музыкальными
произведениями,
накапливает
их
слушательский опыт. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда
есть
небольшие
паузы,
которые
можно
заполнить
музыкой,
привлечь
внимание. Развивая воображение, восприятие, фантазию, полезно применять
метод прослушивания фрагмента или произведения классической музыки с
последующей
краткой
беседой.
Метод
не
нов,
но
он
оправдывает
себя.
Результат
этой
работы
всегда
положительный:
движения
постепенно
становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-
слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными.