Напоминание

"Роль концертмейстера на занятиях хореографического цикла"


Автор: Комиссарова Ольга Викторовна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ОГБПОУ "Ульяновский колледж культуры и искусства"
Населённый пункт: г.Ульяновск Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: "Роль концертмейстера на занятиях хореографического цикла"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Роль концертмейстера на занятиях хореографического цикла

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов.

Концертмейстер нужен буквально везде: и в классе – по всем специальностям

(кроме

собственно

пианистов),

и

на

концертной

эстраде,

и

в

хоровом

коллективе, и в оперном театре, и в хореографии. Без концертмейстера не

обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества,

эстетические центры.

Искусство танца

без музыки

существовать не может. Поэтому на

занятиях в хореографических классах работают два педагога – хореограф и

музыкант (концертмейстер).

Успех

работы

во

многом

зависит

от

того,

насколько

правильно,

выразительно

и

художественно

пианист

исполняет

музыку,

доносит

ее

содержание. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты помогают

услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях. Музыка и танец в

своем гармоничном единстве – прекрасное средство развития эмоциональной

сферы.

Уроки хореографии от начала и до конца строятся на музыкальном

материале. Поклоны, при переходе от одних упражнений к другим должны

быть музыкально оформлены, чтобы ученики привыкли организовывать свои

движения

согласно

музыке.

Музыкальное

оформление

урока

должно

прививать учащимся осознанное отношение к музыкальному произведению –

умение слышать музыкальную фразу, ориентироваться в характере музыки,

ритмическом рисунке, динамике. Вслушиваясь в музыку, танцор сравнивает

фразы по сходству и контрасту, познает их выразительное значение, следит за

развитием

музыкальных

образов,

составляет

общее

представление

о

структуре произведения, определяет его характер. Так формируются

первичные

эстетические

оценки.

На

занятиях

хореографии

учащиеся

приобщаются к лучшим образцам народной классической и современной

музыки, и таким образом формируется их музыкальная культура, развивается

их

музыкальный

слух

и

образное

мышление,

которые

помогают

при

постановочной

работе

воспринимать

музыку

и

хореографию

в

единстве.

Концертмейстер

ненавязчиво

учит

отличать

произведения

разных

эпох,

стилей, жанров. Концертмейстер должен сделать достоянием танцоров ту

музыку,

которую

создали

великие

композиторы–хореографы:

Глинка,

Чайковский, Глазунов, Штраус, Глиэр, Прокофьев, Хачатурян, Кара-Караев,

Щедрин и другие.

Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать

ей

по

композиции,

характеру,

динамике,

темпу,

метроритму.

Музыка

вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает

движения,

а

определяет

их

сущность.

Таким

образом,

задачей

концертмейстера

является

развитие

«музыкальности»

танцевальных

движений.

В

процессе

обучения

хореографии

осуществляются

следующие

задачи музыкального воспитания:

Развитие музыкального восприятия метроритма;

Ритмичное

исполнение

движений

под

музыку,

умение

воспринимать их в единстве;

Умение

согласовывать

характер

движения

с

характером

музыки;

Развитие

воображения,

художе ственно-творче ских

способностей;

Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения

эмоционально воспринимать ее;

Расширение музыкального кругозора.

В работе концертмейстера всегда есть объективные сложности. Ему

приходится работать с разными танцевальными направлениями – народной

хореографии,

классического

и

современного

танца.

Наполнить

музыкой

каждое занятие, в соответствии с возрастом танцоров, репертуаром данной

возрастной категории и танцевальным направлением, не просто. Путь один –

постоянное совершенствование, серьезный творческий подход к работе.

В обязанности концертмейстера хореографических классов входит:

Репертуарный

подбор

музыкальных

произведений

для

занятий,

постоянное

расширение

музыкального

багажа

и

знаний

о

природе танца, его характерных особенностей;

Знакомство с новыми методиками «движения под музыку»;

Систематическая

работа

по

музыкальному

развитию

танцоров,

потому

что

музыкально

образованные

студенты

намного

выразительнее в танцах.

Результативная работа в хореографических классах возможна только в

содружестве педагога-хореографа и музыканта. И здесь можно говорить о

субъективной позиции, потому что немалую роль играет психологическая

совместимость, личностные качества концертмейстера и хореографа. Для

настоящего творчества нужна атмосфера дружелюбия, непринужденности,

взаимопонимания. Важно чтобы концертмейстер был другим и партнером.

Только с позиции творческого подхода можно осуществить все замыслы,

иметь высокую результативность в исполнительской деятельности учащихся

хореографических классов.

Программирует

и

планирует

работу

в

хореографических

классах

педагог-хореограф.

Концертмейстеру

часто

приходится

работать

с

несколькими педагогами, и чаще всего концертмейстер приходит уже на

готовую

программу.

Тематическое

планирование

учебного

материала

по

хореографии тоже делает педагог. Концертмейстер обязан знать и программу,

и

план

каждого

года

обучения,

и

план

каждого

занятия.

Сотворчество

педагога-хореографа

и

концертмейстера

необходимо

во

всех

сферах

(планирование, реализация программ учебной и постановочной работы). От

концертмейстера не зависит построение занятий, это решает хореограф. А

вот какова будет отдача, на каком эмоциональном уровне они пройдут, во

многом зависит от музыканта, от подобранной и предложенной им музыки.

Технология

подбора

музыкальных

произведений

базируется

на

глубоких знаниях концертмейстера системно-хореографического образования

и предполагает:

Знание школ и направлений танцевального искусства;

знание

традиционных

форм

и

этапов

обучен и я

хореографии;

знание

форм

построения

занятий,

обязательных

импровизационных моментов;

знание хореографической терминологии (в частности, на

французском языке);

К подбору музыкальных фрагментов предъявляются требования по

следующим моментам:

характеру;

темпу;

метро-ритму (размер, акценты и ритмический рисунок);

форме

музыкального

произведения

( одн оча с тн о е ,

двухчастное, трехчастное, вступление, заключение);

Музыку для сопровождения танцевальных упражнений необходимо

постоянно

пополнять

и

разнообразить,

руководствуясь

эстетическими

критериями, чувством художественной меры. Постоянное звучание на уроках

одного

и

того

же

марша

или

вальса

ведет

к

механическому,

не

эмоциональному выполнению упражнений танцующими. Не желательна и

другая

крайность:

слишком

частая

смена

сопровождений

рассеивает

внимание

учащихся,

не

способствует

усвоению

и

запоминанию

ими

движений.

Музыкальное развитие на уроках хореографии осуществляется при

помощи

определенных

методов

и

приемов.

Первоисточником

получения

знаний является сама музыка, только она пробуждает «музыкальные» чувства

человека.

Вначале

идет

работа

по

накоплению

опыта

слушания

музыки.

Вторым

источников

получения

знаний

является

слово

педагога

и

концертмейстера,

которое

приводит

к

пониманию

и

восприятию

музыкального

образа

конкретных

музыкальных

произведений.

Третьим

источником

является

непосредственно

музыкально-танцевальная

деятельность.

Для развития «музыкальности» исполнения танцевального движения

применяются следующие методы работы:

наглядно-слуховой

(слушание

музыки

во

время

показа

движений педагогом);

словесный (педагог помогает понять содержание музыкального

произведения,

побуждает

воображение,

спо собствует

проявлению творческой активности);

практический (конкретная деятельность в виде систематических

упражнений);

В процессе занятий и в паузах между ними концертмейстер знакомит

учащихся

с

новыми

музыкальными

произведениями,

накапливает

их

слушательский опыт. У концертмейстера нет специальных уроков, но всегда

есть

небольшие

паузы,

которые

можно

заполнить

музыкой,

привлечь

внимание. Развивая воображение, восприятие, фантазию, полезно применять

метод прослушивания фрагмента или произведения классической музыки с

последующей

краткой

беседой.

Метод

не

нов,

но

он

оправдывает

себя.

Результат

этой

работы

всегда

положительный:

движения

постепенно

становятся более выразительными, т.е. происходит сближение музыкально-

слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными.



В раздел образования